Тенденции развития права

Характеризуя основные изменения, происходящие ныне в международном праве, а также его роль в современных условиях, следует отметить значительное расширение объекта международно-правового регулирования, постепенное ослабление принципа абсолютного суверенитета государств, утрату международным правом своего сугубо «межгосударственного», «межправительственного» характера.

Основным направлением развития международного права является становление права международного сообщества. Это право характеризуется, прежде всего, тем, что приоритетной в нем является функция обеспечения интересов международного сообщества в целом.

Одна из наиболее важных особенностей права международного сообщества является утверждение в нем концепции общего наследия человечества. Она относится к пространствам и ресурсам, которые по самой своей природе не могут находиться под суверенитетом того или иного государства. Концепция охватывает Мировой океан, глубоководное дно, Антарктику, космос, атмосферу, окружающую среду в целом. Эта концепция нацелена на обеспечение интересов не только нынешнего, но и будущего поколений.

Другая концепция, характерная для права международного сообщества, — концепция устойчивого (sustainable) развития. Она заключается в установлении нового международного правопорядка, который обеспечит социальную справедливость всем народам. Должны учитываться интересы прогресса как развитых, так и развивающихся стран. Показательно, что эта концепция также нацелена на защиту интересов не только нынешнего, но и будущего поколений.

Происходит совершенствование механизма реализации норм международного права, как на интернациональном, так и на национальном уровне. Существенно углубилось взаимодействие международного и национального права, без чего невозможно нормальное функционирование, как того, так и другого. Знание международного права становится все более важным не только для тех, кто непосредственно связан с международными отношениями, но и для тех, кто хочет ориентироваться в мировой политике и экономике, предпринимателей, граждан и туристов. Нормы международного права становятся частью национальной правовой системы, и знание его основ необходимо для защиты физическими и юридическими лицами своих прав внутри страны.

Вместе с тем следует учитывать, что в качестве острейшей глобальной проблемы в современных международных отношениях продолжает сохраняться существующая громадная диспропорция в экономическом развитии развитых и слаборазвитых государств, что неизбежно является источником локальных вооруженных конфликтов, международного терроризма, транснациональной организованной преступности.

ТЕМА

Новеллы и тенденции развития обязательственного права

В.В. Долинская,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры

гражданского права Московского государственного юридического

университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА),

член Научно-консультативного совета при Верховном Суде

Российской Федерации

Журнал «Законы России: опыт, анализ, практика», N 1, январь 2016 г., с. 3-7.

Развитие экономических и общественных отношений тесно связано с развитием частного права. Последнее оказывает на него активное воздействие, влияет как на закрепление уже сложившихся отношений, так и на зарождение и развитие новых. Здесь рельефно проявляется творческая роль права в формировании и направлении глубинных процессов, происходящих в экономике, в реконструкции ее макро- и микроструктуры. Адекватное правовое регулирование не может довольствоваться оперативностью в изменениях и дополнениях законодательства. Правильность выбора основных направлений развития гражданского законодательства в значительной степени предопределяется выявлением фундаментальных основ права и закономерностей его развития.

С 1 июня 2015 г. вступили в силу обширные изменения общих положений ГК об обязательствах, предусмотренные Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»*(1).

Однако начались изменения в обязательственном праве уже несколько лет назад, причем значимые для выявления тенденций его развития нормы оказались рассредоточены по разным правовым институтам, главам и разделам ГК. Попробуем представить общую картину.

Статья 2 ГК начинается с констатации факта, что гражданское законодательство определяет основания возникновения и порядок осуществления прав.

В ст. 8 ГК на первое место среди оснований возникновения гражданских прав и обязанностей поставлены договоры, т.е. договорные обязательства (ст. 420 ГК) и иные сделки, самой распространенной разновидностью которых выступают договоры как двух- и многосторонние сделки (ст. 154 ГК). В число обязательств входят и некоторые другие поименованные в той же статье юридические факты, например обязательства из причинения вреда другому лицу (гл. 59 ГК), обязательства вследствие неосновательного обогащения (гл. 60 ГК).

Обязательства играют важную роль во всех группах отношений, регулируемых гражданским правом (ст. 2 ГК).

При классификации имущественных отношений на опосредующие статику (связанные с принадлежностью имущества конкретному лицу) и динамику (связанные с переходом имущества от одних лиц к другим) обязательственные отношения представляют две трети второй группы и в свою очередь делятся на:

а) договорные обязательства (например, договор купли-продажи, дарения аренды — гл.гл. 30, 32, 34 ГК);

б) деликтные обязательства (возникающие из причинения вреда — гл. 59 ГК — и возникающие из неосновательного обогащения или сбережения имущества — гл. 60 ГК)*(2);

Реализация личных неимущественных отношений во многом опосредуется обязательствами. В основном это обязательства по оказанию услуг (например, медицинских, образовательных и т.д. — гл. 39 ГК) и обязательства из причинения вреда (жизни, здоровью, чести, достоинству и т.д. — гл. 59 ГК).

«Судьба» организационно-имущественных (статутных) отношений*(3) тесно связана со сделками, обязательствами.

Стержнем статутных отношений является правовой статус (положение). В справочной литературе «статус» (от лат. Status — положение, состояние) — правовое положение, состояние*(4). В ГК понятие «положение» используется как эквивалент статуса в п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 82, п. 3 ст. 87, п. 3 ст. 96, п. 7 ст. 113 и других нормах. В целях познавательной деятельности мы, раскрывая правовой статус субъекта, рассматриваем: 1) правовые основы его деятельности; 2) при каких условиях лицо становится субъектом (в первую очередь, речь должна идти о вопросах создания данного субъекта); 3) правосубъектность данного лица; 4) условия прекращения его деятельности.

Только при наличии признаваемой и предоставляемой государством правосубъектности возможно участие в правоотношениях. Мы под правосубъектностью понимаем категорию, представляющую собой единство правоспособности (ст.ст. 17, 18, 49 ГК), дееспособности (ст.ст. 21, 48, 56 ГК), имени (наименования), места жительства (места нахождения) (ст.ст. 19, 20, 52, 54, 1225, 1473, 1474, 1475 ГК), и являющуюся обязательным условием участия в правоотношениях*(5). В основном участие в гражданском обороте реализуется через сделкоспособность, которая наряду с деликтоспособностью составляет дееспособность.

Новой разновидностью организационно-имущественных отношений выступают отношения корпоративные*(6), легальное определение которых дано в ст. 2 ГК. А участие в корпоративных организациях, управление ими возникают в результате исполнения такого договорного обязательства, как учредительный договор (п. 1 ст. 52, ст.ст. 70, 83 ГК), договор об учреждении юридического лица (ст.ст. 89, 98 ГК), договор о внесении вклада в уставный (складочный, паевой) капитал корпорации. Они могут изменяться в результате, например, сделок в рамках реорганизации, корпоративных договоров*(7) (ст. 672 ГК) и т.д.

Предпринимательские отношения, характеристика которых дана в ГК через раскрытие понятия «предпринимательская деятельность» (ст. 2 ГК), как любая деятельность реализуются опять-таки через сделкоспособность, обязательства, договоры в сфере предпринимательской деятельности.

Теперь, представляя общую систему обязательственного права в рамках права гражданского, на основе анализа новелл законодательства мы можем выявить некоторые тенденции его развития на современном этапе.

С одной стороны, обязательственные отношения несколько потеснены в предмете правового регулирования и в характеристике юридических лиц корпоративными (ст.ст. 2, 48 ГК).

Так, если согласно прежней редакции п. 2 ст. 48 ГК юридические лица по правам его учредителей (участников) в отношении этого юридического лица и (или) его имущества делились на организации:

— в отношении которых учредители (участники) имеют обязательственные права;

— на имущество которых учредители имеют вещные права и

— в отношении которых учредители не имеют имущественных прав,

то теперь классификация по правам учредителей (участников) в отношении юридических лиц носит двухчленный характер:

— организации, на имущество которых их учредители имеют вещные права, — государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения (пп. 1 п. 3 ст. 48 ГК);

— организации, в отношении которых их участники имеют корпоративные права, — корпоративные организации (пп. 2 п. 3 ст. 48 ГК).

Природа же корпоративных прав не рассматривается, а из характеристики корпораций исключен имущественный критерий (создание имущественной базы корпорации путем объединения вкладов ее учредителей (участников)).

С другой стороны, по примеру сделок как наиболее распространенных оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений, в том числе обязательственных, сконструирован сначала в специальном законодательстве, а затем и в ГК правовой режим такой относительно новой группы юридических фактов, как решения собраний*(8).

Осуществлен больший охват сферы договорных отношений, во-первых, за счет регулирования новых отношений, например переговоров о заключении договора (ст. 434.1 ГК), во-вторых, за счет детализации регулирования уже существовавших отношений.

Расширяется круг модельных обязательств (в первую очередь, договорных).

Наряду с примерами недобросовестных действий (п. 2), конкретизацией убытков при ведении переговоров (п. 3) и вопросами информационных отношений (п. 4) интересна легализация в п. 5 ст. 434.1 ГК нового вида соглашений (договорных обязательств) — соглашения о порядке ведения переговоров.

Такое соглашение может конкретизировать требования к добросовестному ведению переговоров, устанавливать порядок распределения расходов на ведение переговоров и иные подобные права и обязанности. Соглашение о порядке ведения переговоров может устанавливать неустойку за нарушение предусмотренных в нем положений.

Условия соглашения о порядке ведения переговоров, ограничивающие ответственность за недобросовестные действия сторон соглашения, ничтожны.

Возникшие при заключении договора разногласия, которые не были переданы на рассмотрение суда в течение шести месяцев с момента их возникновения, не подлежат урегулированию в судебном порядке (п. 2 ст. 446 ГК).

В научной литературе еще дискутируется вопрос об информационных отношениях и их обособлении в частном праве*(9), а в ГК уже установлена ответственность за сообщение недостоверных данных (недостоверные заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения договора, его исполнения или прекращения) контрагенту по договору — возмещение убытков или выплата договорной неустойки, а также — альтернативно — отказ от договора или требование признания договора недействительным (ст. 431.2 ГК).

Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ разрозненные по трем специальным законам о конкретных организационно-правовых формах юридических лиц нормы обобщены в ст. 67.2 ГК «Корпоративный договор».

Ряд новых норм касается исполнения обязательств.

С 1 июня 2015 г. в ГК установлена презумпция возложения расходов по исполнению обязательств на должника и перечислены основания опровержения этой презумпции (ст. 309.2).

Кредиторы одного должника по однородным обязательствам сами могут определять в соглашении между ними порядок удовлетворения их требований к должнику, в том числе об очередности их удовлетворения и о непропорциональности распределения исполнения (ст. 309.1 ГК). Ранее такое право было установлено только для созалогодержателей.

Изменены нормы ГК о сроке исполнения обязательства, которое не предусматривает срок его исполнения, не содержит позволяющие определить этот срок условия, в случаях, когда срок исполнения обязательства определен моментом востребования, — «каучуковая» формулировка о разумном сроке заменена на общее правило о семидневном сроке со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства (п. 2 ст. 314 ГК).

По аналогии со сделками, совершенными под условием (ст. 157 ГК), сконструирована норма об обусловленном исполнении обязательства (ст. 327.1 ГК). Основное различие — в признании условиями и обстоятельств, зависящих от воли одной из сторон.

Несколько раз изменилась очередность удовлетворения требований кредиторов (т.е. исполнения обязательств перед ними) при ликвидации юридических лиц (ст. 64 ГК).

Новеллы коснулись существовавших ранее способов обеспечения исполнения обязательств, а также введены новые способы.

Например, с 1 июня 2015 г. изменены правила снижения суммы явно несоразмерной неустойки (ст. 333 ГК).

Серьезные изменения претерпел параграф о залоге*(11). Внесены изменения и в нормы о других способах обеспечения исполнения обязательств, при этом можно выявить тенденцию смещения бремени ответственности с лица, предоставившего обеспечение, на должника.

Банковская гарантия заменена независимой и расширен круг лиц, которые могут ее выдавать (§ 6 гл. 23 ГК).

Легализована новая (использовавшаяся ранее вне норм ГК) мера — обеспечительный платеж (§ 8 гл. 23 ГК) — для денежных обязательств (п. 1 ст. 381.1 ГК), биржевых сделок, предусматривающих обязанность стороны (сторон) сделки уплачивать денежные суммы в зависимости от изменения цен на товары, ценные бумаги, курса соответствующей валюты, величины процентных ставок, уровня инфляции или от значений, рассчитываемых на основании совокупности указанных показателей, либо от наступления иного обстоятельства, которое предусмотрено законом и относительно которого неизвестно, наступит оно или не наступит (п. 2 ст. 1062 ГК).

Практикующие юристы уже начали дискуссию о соотношении иных способов обеспечения обязательств и правила ст. 381.2 ГК, согласно которому ст. 381.1 ГК применяется также в случаях, если в счет обеспечения вносятся подлежащие передаче по обеспечиваемому обязательству акции, облигации, иные ценные бумаги или вещи, определенные родовыми признаками.

Существовавшая ранее краткая норма о презумпции запрета одностороннего отказа от договора и разрозненные нормы о ее опровержении дополнены ст. 450.1 ГК общего характера. Она устанавливает порядок осуществления отказа от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору, дает ему правовую квалификацию, определяет момент прекращения такого договора, устанавливает частные пределы осуществления права на такой отказ, в том числе в связи с санацией сделки.

Большее внимание уделено компенсационной функции гражданского права.

Применительно к ответственности за нарушение обязательств установлена презумпция возмещения должником кредитору убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, независимо от использования кредитором иных способов защиты нарушенных прав (пп. 2 п. 1 ст. 393 ГК).

В случае, если неисполнение (ненадлежащее исполнение) должником договора повлекло его досрочное прекращение и кредитор заключил взамен его аналогичный договор, кредитор помимо убытков вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном договоре, и ценой на сопоставимые товары (работы, услуги) по условиям договора, заключенного взамен прекращенного договора (ст. 393.1 ГК).

Сокращено число случаев, когда кредитор может быть признан просрочившим (ст. 406 ГК).

Продолжается дифференцированное регулирование «обязательств, связанных с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности» (например, ст.ст. 310, 315 ГК), «обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью» (ст. 322 ГК), «обязательств, исполняемых при осуществлении предпринимательской деятельности» (ст. 401 ГК). Например, с 1 июня 2015 г. в так называемых предпринимательских договорах можно предусматривать сложные проценты.

В ГК появились условия, при наличии которых договор в сфере предпринимательской деятельности нельзя признать недействительным (ст. 431.1 ГК). На наш взгляд, это конкретизация норм о санации сделки и принципа добросовестности.

В пользу ординарных участников гражданских правоотношений ограничены одностороннее изменение условий обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, или односторонний отказ от исполнения этого обязательства, в том числе выплатой компенсации (ст. 310 ГК).

Допускается возможность изменения или расторжения многостороннего договора, исполнение которого связано с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, по соглашению не только всех, но и большинства лиц, участвующих в таком договоре, если иное не установлено законом (ст. 450 ГК).

Стороны обязательства, действуя при осуществлении ими предпринимательской деятельности, могут предусмотреть в соглашении обязанность возместить контрагенту имущественные потери, возникшие в случае наступления определенных в таком соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства его стороной, с презумпцией запрета суду на уменьшение размера возмещения (ст. 406.1 ГК).

Общая тенденция развития частного права и законодательства состоит в расширении круга регулируемых отношений и поиске наиболее адекватных правовых форм.

Библиографический список

4. Долинская В.В. Информационные отношения в гражданском обороте // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. N 4.

5. Долинская В.В. Корпоративные отношения в предмете гражданского права // Вопросы правоведения. 2015. N 5.

6. Долинская В.В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 2.

7. Долинская В.В. Предмет гражданского права: тенденции и проблемы развития // Цивилист. 2011. N 4.

8. Долинская В.В. Собрания и их решения как новеллы гражданского законодательства. Часть вторая // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5 «Юриспруденция». 2014. N 4 (24).

9. Долинская В.В. Унификация правового регулирования имущественных отношений в гражданском и корпоративном законодательстве // Перспективные направления развития науки гражданского права: материалы Международной научно-практической конференции. Харьков, 2010.

10. Красавчиков О.А. Организационные гражданско-правовые отношения // Сов. государство и право. 1966. N 10.

————————————————————————-

*(1) СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1412.

*(2) Третья составляющая динамики имущественных отношений — отношения по внедоговорному правопреемству (при наследовании — разд. V — и при реорганизации юридических лиц — ст.ст. 57-60 ГК), хотя и связана с обязательствами, но не сводится к ним.

*(4) См.: Словарь иностранных слов. 10-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1983.

*(5) См. подробнее: Долинская В.В. Правовой статус и правосубъектность // Законы России: опыт, анализ, практика. 2012. N 2.

*(6) См. подробнее: Долинская В.В. Корпоративные отношения в предмете гражданского права // Вопросы правоведения. 2015. N 5.

*(8) См.: Долинская В.В. Унификация правового регулирования имущественных отношений в гражданском и корпоративном законодательстве // Перспективные направления развития науки гражданского права: материалы Международной научно-практической конференции. Харьков, 2010; Она же. Собрания и их решения как новеллы гражданского законодательства. Часть вторая // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5 «Юриспруденция». 2014. N 4 (24).

На этом общефилософском фоне рассмотрим некоторые конкретные тенденции в развитии права в современном мире.

Структурные изменения в производственных отношениях современных наиболее экономически развитых зарубежных стран, основанные на достижениях научно-технической рево­люции, обусловили важные изменения в праве. Этот процесс продолжается и поныне. В нем просматриваются следующие основные тенденции.

1. Размывание грани между публичным и частным правом. Особенно наглядно этот процесс прослеживается в англосак­сонском праве, в котором, как известно, четкого размежевания не сложилось исторически. Пружиной такого развития права является усиление государственного регулирования производ­ства, финансов и торговли, превратившееся и существенный фактор обеспечения стабильности экономики. Проявляется это размывание во вторжении в сферу гражданского и торгового права императивных норм административного права.

2. Стремление к межгосударственной унификации националь­ных норм гражданского и торгового права. Движущей силой этой тенденции является количественное и качественное расшире­ние международных экономических связей. Разумеется, для полной унификации еще далеко. Многие национальные разли­чия в праве и, тем более, различия между континентальной и англосаксонской семьями права еще сохраняются.

3. Формирование новых отраслей права. Из сферы граждан­скою права, в частности, выделились такие новые отрасли пра­ва как трудовое и социальное право, семейное, наследственное и т. д.

Речь идет о трансформации основных институтов граждан­ского права, их демократизации, большей степени учета инте­ресов общества в целом, создания новых механизмов правового регулирования.

4. Изменение источников права. Структурные изменения в праве повлияли на его источники. Во Франции, Германии, Ита­лии и других странах Европы, где доминирующим источником являются закон, подзаконные акты, а само право унифицирова­но, важную роль стала играть судебная практика (при формаль­но сохранившемся принципе решение имеет законную силу только для дела, по которому оно вынесено); но суды низшей инстанции в большей степени, чем раньше, стали руководство­ваться решениями высших судов по аналогичной категории дел.

В странах англосаксонского права, где судебный прецедент играет исключительную роль, возросла роль законов и подза­конных актов.

Унификация источников наглядно конкретизировалась в международных соглашениях, обязательных в странах, их под­писавших, а также в распространении модельных проектов ти­повых нормативных актов, которые принимаются отдельными странами в качестве национальных законов.

5. Демократизация статуса физических лиц. Во многих стра­нах мира в области правоспособности утверждается равенство всех граждан без различия национальности, иола, вероиспове­дания перед законом, отменяются почти все ограничения в гра­жданских правомочиях замужних женщин,

В области дееспособности и большинстве стран Запада воз­раст совершеннолетия снижается с 21 до 18 дет. Продолжается гуманизация института опеки и попечительства, системы нака­зания.

6. Активное развитие законодательства о юридических лицах. Основная тенденция здесь — проработка в нормативных актах правового статуса различных организационных структур, имею­щих собственную правосубъектность и имущественную обособ­ленность. При этом сохраняется различие между юридическим лицом частного права и публичного права. Различные банковско-коммерческие, промышленные и другие структуры, созда­ваемые частными лицами, относятся к первому виду, и их ста­тус регулируется нормами гражданского права. Их общая пра­воспособность, т. е. право приобретать и нести гражданские права и обязанности, аналогична правоспособности физиче­ских лиц.

Юридические лица публичного права — это государствен­ные органы, государственные предприятия и организации, го­сударство в целом. Они создаются на основе публично-право­вого акта, имеющего императивный характер. Им присуща пуб­личная природа поставленных перед ними целей, наличие властных правомочий, особый характер членства.

Национальные особенности при этом не являются принци­пиальными, доминирует тенденция к унификации, особенно в законодательстве об акционерных обществах и обществах с ог­раниченной ответственностью. При этом законодатель все больше внимания уделяет акциям, их правовому режиму.

7. Существенная трансформация института собственности. Это связано с научно-технической революцией и коснулось, прежде всего, объектов права собственности. Они увеличились количественно и существенно изменились качественно. При сохранении деления объектов права собственности на «бесте­лесное» и «телесное имущество», а последнего на движимое и недвижимое, произошло расширение перечня «бестелесного имущества»: различные ценные бумаги (облигации, чеки, век­селя, акции и т. п.), а также товарораспределительные доку­менты (накладные, коносаменты и т. д.). Существенно увели­чился объем интеллектуальной собственности. Объектом права на промышленную собственность становится определенная часть технических знаний и практического опыта в области производства, получающая юридическое оформление типа «ноу-хау».

Меняется содержание права собственности на «телесное имущество», и расширяется перечень его объектов, к которому стали причислять различные энергоносители.

Важнейшая трансформация права собственности заключа­ется в том, что оно утрачивает свой абсолютный характер. Речь идет о применении существенных юридических ограни­чений правомочий собственника — принудительных отчужде­ний некоторых видов частной собственности, или обязатель­ного порядка их эксплуатации, или других ограничительных мер. И это. прежде всего, относится к праву собственности на землю. Продолжается начавшееся еще в XIX в. ограниче­ние прав земельных собственников на недра и воздушное пространство. Детально разработан административно-правовой режим производственной эксплуатации недр, предусматри­вающий приобретение у государства концессии на разведку и добычу полезных ископаемых и т. д. Законодательство многих стран признает также возможность компенсированного изъя­тия земли у частных лиц в собственность государства — на­ционализации.

Эти изменения диктуются усложняющейся производствен­но-экономической жизнью общества, необходимостью поддер­жания ее нормального функционирования.

8. Быстрое развитые договорного права. Важные изменения в обязательственном праве, вызванные усложнением современ­ной хозяйственной жизни, в значительной мере связаны с но­вым содержанием договорного права. Это новое содержание заключается в появлении новых видов договоров, обусловлен­ных ростом лицензионных соглашений, отходом от классиче­ских принципов договора: свободы договора, равенства сторон в договоре, его юридической незыблемости и появления законов, призванных защитить интересы лиц, приобретающих то­вары и услуги для личного, семейного использования. Вводи­мое государством лимитирование в распределении многих ви­дов сырья, полуфабрикатов в условиях кризисов также повлияло на порядок заключения и содержания договоров и, прежде всего, договоров поставки. В целом государственное регулирование экономики сопровождалось активным вторже­нием административного права в область гражданского права. Все большее значение во вмешательстве государства приобре­тают меры денежно-кредитною регулирования: бюджет, нало­говая политика, регулирование уровня банковского ссудного процента и т. д. на основе новой нормативной базы.

9. Развитие антимонопольного законодательства. Развитие антимонопольного регулирования во многих странах имеет давнюю историю. Еще в 1890 г. в США был принят Закон Шермана, призванный нейтрализовать некоторые негативные для значительных групп населения результаты экономической деятельности крупных корпораций, включая соглашения меж­ду ними с целью установления монопольных цен на рынке и т. д. Признавалось незаконным особое объединение между ними и прежде всего в виде треста, направленное па монопо­лизацию торговли производства, равно как и на выгодные для треста ограничения (изменения) торговли между штатами или с иностранными предпринимателями. Предусматривались уго­ловно-правовые санкции против нарушителей закона.

В середине XX в. подобные нормативные акты появились и в других экономически развитых странах, составив в конечном итоге особую отрасль права (законы 1947, 1953 гг. в Японии; 1948, 1956/1965 и 1976 гг. в Англии; 1945 и 1986 гг. во Франции и т. д.). В определенной мере они отвечают интересам рядовых потребителей товаров и услуг, а также мелких и средних пред­принимателей.

В настоящее время существуют две основные системы анти­трестовского законодательства: американская и европейская. Первая система юридически запрещает создание объединений с целью монопольного господства в том или ином секторе ры­ночного хозяйства. Вторая основана на юридических проверках деятельности фирм в целях пресечения их злоупотреблений. После образования Европейского экономического сообщества антитрестовское законодательство западноевропейских стран приобрело более унифицированный характер, чем в других регионах мира. Но везде антитрестовское законодательство, осо­бенно ею применение, не является стабильным и, тем более, оно не препятствует возникновению крупных компаний, вклю­чая транснациональные.

10. Существенные изменении в семейном праве. Основные из­менения в семейном праве произошли в последние десятилетия и связаны с существенной демократизаций и гуманизацией важнейших институтов семейного права. Об этом свидетельст­вуют законы 1968 г. (Англия), 1970 г. (США и Франция), 1976 г. (Германия).

Речь идет:

об утверждении юридического равенства супругов в области семейных отношений, включая имущественные отношения ме­жду ними;

об улучшении правового положения внебрачных детей;

о предоставлении замужней женщине права на самостоя­тельный выбор рода своей деятельности;

о распространении двух основных видов правового режима семейного имущества: договорного (на основе брачного кон­тракта) и легального.

11. Решительное вторжение права в трудовое и социальное законодательство. Трудовое право как отрасль появилось толь­ко в XX в., гораздо позднее других отраслей, что объясняется нежеланием предпринимателей связывать себя нормами спе­циального закона, регулирующего трудовые отношения. Толь­ко коллективная борьба трудящихся вынудила их пойти на ус­тупки. В немалой степени этим определяются некоторые черты законодательства по труду большинства экономически разви­тых стран: нестабильность его институтов, частая смена норм как в сторону расширения, так и сужения прав трудящихся; большая роль субъективного фактора при реализации право­вых норм в жизнь. Во многом выполнение трудового законода­тельства в полной мере зависит от силы профсоюзного движе­ния в стране.

Важнейшие достижения трудового права:

восьмичасовой рабочий день;

признание прав профсоюзов;

распространение практики заключения коллективных до­говоров;

легализация права на забастовку и ряда других прав трудя­щихся.

В настоящее время наметилась тенденция к унификации трудового законодательства, что связано с усилением интегра­ционных процессов в мировой экономике.

Во второй половине XX в. в большинстве экономически развитых стран приняты законы о социальном обеспечении в старости, на случай болезни, полной или частичной утраты трудоспособности и но некоторым другим обстоятельствам. В последние десятилетия появились законы, призванные не­сколько облегчить положение семей с низким уровнем зарпла­ты в области медицинского обслуживания, образования и жи­лищного строительства.

12. Усиление демократических и гуманистических начал в уго­ловном праве. В последние десятилетия во многих странах мира усилилась демократическая, прогрессивная тенденция в уголов­ном кране. Речь идет:

об отмене смертной казни;

о замене тюремного заключения выполнением общественно полезных работ;

о замене арестов штрафами;

о более четкой и развернутой, нежели в прошлом, защите прав человека и гражданина;

об усилении уголовной ответственности за преступления, являющиеся особо опасными.

Это терроризм, геноцид, депортация, производство и рас­пространение наркотиков, захват транспортных средств, вымо­гательство (рэкет), различные виды мошенничества, включая компьютерное и некоторые другие.

Список литературы

1. Синеок, Н.В. Международный терроризм: борьба за геополитическое господство. — М.: Эксмо, 2008.

3. Возжеников, А.В. Противодействие терроризму — актуальная задача государства и общества // Проблемы противодействия терроризму в XXI веке. -2011.- № 1.

© Возжеников А.В., 2011 © Севостьянов В.А., 2011

И.В. Васильковский

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ: ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ВАСИЛЬКОВСКИЙ Иван Васильевич — аспирант кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы РАГС (vasilkovskiy@gmail.com)

Аннотация. В процессе правового анализа проблем модернизации в сфере рыночной экономики выявляются актуальные проблемы и современные тенденции законодательного регулирования, определяются основные направления совершенствования государственного регулирования модернизацией в сфере развития экономических отношений.

Ключевые слова: модернизация, государственное управление, рыночная экономика, инновационное развитие.

Модернизация экономики представляет собой переход от состояния государства, которое имеется в настоящее время, к государству, каким оно должно быть на этапе успешного, благополучного и конкурентоспособного экономического развития в современном мире. Прежде чем использовать ресурсы модернизации экономики, необходимо понять, в чем состоят главные управленческо-правовые проблемы, которые надо решать. Возникающие проблемы требуют преодоления безответственности, а также коррупции, поразившей многие органы государственной власти и слу-

жащих. Сложившаяся ситуация отражается на процессе создания в стране благоприятных условий для мотивации на правовой основе высокой производительности труда, развития малого и среднего бизнеса, создания и внедрения инноваций, рыночных моделей.

В России до сих пор не создана полноценная правовая экономика, обеспечивающая высокие социально-правовые стандарты жизни, способная эффективно конкурировать на мировых рынках. В стране не преодолены попытки сформировать неконкурентоспособную, бюрократическую, мнимую рыночную экономику.

Современную Российскую Федерацию нельзя однозначно определить как полностью сформировавшееся, отвечающее всем требованиям, демократическое правовое государство, следовательно, нельзя признать и эффективность государственного управления. А, как известно, неэффективное управление не способно помочь государству справиться с монополизмом в экономике, ростом инфляции, рационально расходовать бюджетные средства, качественно и своевременно оказывать государственные и муниципальные услуги населению.

В общественной дискуссии существует два взаимоисключающих подхода к определению способов модернизации. Одни считают, что только авторитарная власть, насильственно мобилизующая все необходимые ресурсы, способна успешно осуществить модернизацию государства. Другие видят выход в создании демократической модели модернизации.

Представляется, что мобилизационная модель насильственной модернизации, которая исчерпала все свои ресурсы еще в начале 50-х гг. ХХ столетия, несостоятельна. Поэтому оптимальным способом модернизации России, на наш взгляд, может быть только демократия, основанная на политической и общественной конкуренции.

Опыт развитых стран убедительно свидетельствует, что в современных конкурентных условиях мирового развития эффективной может быть модернизация, осуществляемая главным образом с помощью правовых, подлинно демократических механизмов и институтов.

По поводу методов и способов модернизации России Президент РФ Д.А. Медведев в своем Послании Федеральному Собранию от 12 ноября 2009 г. подчеркнул: «Это будет первая в нашей истории всесторонняя модернизация, основанная на ценностях и институтах демократии»1.

Поэтому институты современной демократии должны строиться таким образом, чтобы цели общественного развития достигались преимущественно правовым, ненасильственным путем, не принуждением и подавлением, не запугиванием и насилием, а посредством обеспечения гражданского мира и согласия. Президент РФ Медведев на пленарном заседании Мирового политического форума «Современное государство: стандарты

демократии и критерии эффективности», состоявшемся в г. Ярославле 10 сентября 2010 г., озвучил пять общих критериев для любого демократического общества, признавая, что сама Россия им соответствует не в полной мере, но демократией все же является1.

В основе правового регулирования модернизации и общественного развития должны лежать гуманизм, открытая обратная связь населения с властью и обществом, культура диалога, гражданский контроль деятельности государственных органов и их служащих, правовые легитимные возможности воздействия граждан на государственную и местную власть, ее чиновников.

Именно такие методы способствуют формированию и функционированию эффективного государственного управления, обеспечивающего развитие конкурентоспособной экономики, раскрытие творческого потенциала органов народовластия, сближение интересов личности, общества и государства.

В связи с этим перед органами государственной и муниципальной власти стоят две крупные задачи. Первая — создать эффективные механизмы регулирования экономических отношений. Начинать модернизацию в целях появления «умной экономики» необходимо с создания условий для ответственной деятельности администраций предприятий, всех органов управления, их служащих. Вместо того чтобы создавать социально неразвитые, коррумпированные структуры, действующие в системе государственной службы, необходимо формировать условия для мотивации к плодотворному труду служащих, их активному участию в инновационном развитии экономики, компетентном управлении государственными ресурсами.

Но прежде всего, надо уделить внимание правоохранительной системе. Ответственная деятельность судов, милиции, прокуратуры заставит чиновников, работающих в органах государственной исполнительной и местной власти, соблюдать закон. В условиях диктатуры закона чиновники будут опасаться нецелевого использования бюджета, вымогать и брать взятки, препятствовать свободе предпринимательства, нарушать равенство прав граждан и правил конкуренции, присваивать чужую собственность. Одним из важнейших в данной области государственных решений было принятие Федерального закона «О противодействии коррупции».

Вторая крупная задача по осуществлению правовой модернизации управления России состоит в том, чтобы создавать условия для начала смены модели экономического развития. Суть этого процесса — уйти от сырьевой экономики и перейти к диверсифицированной и инновационной экономике, основанной на высоких технологиях, наукоемких производствах и новых знаниях. Именно поэтому Президент РФ в послании Федеральному Собранию (ноябрь 2009), провозгласил стратегической целью развития

1 См.: Российская газета.- 2010.- 13 сент.- С. 4.

общества создание «умной экономики», удовлетворяющей интересы и потребности широких слоев населения страны.

Однако эту цель можно достичь не столько посредством неукоснительного проведения административных реорганизаций, сколько путем системной модернизации экономики, законодательства и управления. При этом системная модернизация видится нам в отказе России идти по пути сырьевого развития.

Одним из приоритетов реальной модернизации является развитие рыночной инновационной экономики, тесно связанное с модернизацией государства и общества. Модернизация экономики, государства и общества-это вне всякого сомнения системная модернизация. Ставя задачу именно так, следует признать де-факто недостаточное правовое обеспечение эффективности работы многих управленческих структур, их служащих и российской общественной системы в целом. Если требуют инновационных изменений практически все подсистемы (сектора) экономики одновременно, то, следовательно, имеет место экономический кризис общества, сопровождаемый низким уровнем жизни населения, дисфункцией правовой системы управления.

Не обеспеченная правом и законом постановка актуальных вопросов модернизации без уточнения содержания и системы такой модернизации, как и отсутствие ее плана, может свести на нет цели, функции, формы и методы достижения необходимых результатов. При осуществлении совершенствования законодательства в сфере «умной экономики» необходимо ориентироваться на цели и задачи, определенные такими программными документами, как: Стратегия развития России до 2020 г., суть которой изложена в выступлении Президента РФ на расширенном заседании Государственного совета 08.02.2008 г.; Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г. (утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике при Минобрнауки России 15.02.2006 г., Протокол № 1); Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 г. (утв. приказом Минпромэнерго РФ от 07.08.2007 № 311): Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 — 2011 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 29.01.2007 г. № 54); Федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008-2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 26.11.2007 г. № 809).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основными целями совершенствования законодательства Российской Федерации, заложенными в перечисленные программные документы, являются:

Устранение законодательных препятствий и создание благоприятных правовых условий для деятельности участников инновационного процес-

са, формирования инновационной экономической системы; стимулирование отдельных стадий инновационного процесса и запуск эффективной системы коммерциализации инновационных технологий в сфере экономики; развитие рынка интеллектуальной собственности.

Создание развернутой системы правового регулирования рынков продукции инновационных технологий, обеспечивающей свободный оборот и защиту окружающей среды.

Актуализация и повышение эффективности нормативной правовой базы, обеспечивающей паритетное участие Российской Федерации в международном инновационном процессе.

Пока на федеральном уровне отсутствует законодательный акт, непосредственно регулирующий инновационную деятельность и ее поддержку. В 1999 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике», однако в начале 2000 г. Президент России наложил на него вето. Основным недостатком закона было отсутствие четкого определения инновационной деятельности (следовательно, и предмета регулирования), а также круга лиц, участвующих в инновационной деятельности. В ряде субъектов РФ (например, в г. Москве — Закон города Москвы от 07.07.2004 года № 45 «Об инновационной деятельности в городе Москве») приняты региональные законы об инновационной деятельности, однако многие нормы таких законов носят декларативный характер и не представляют существенного вклада в нормативное правовое пространство. В нормативном поле отсутствует такая отрасль, как «инновационное законодательство». Нормативные правовые акты, направленные на регулирование инновационной деятельности, носят разрозненный характер и относятся к различным отраслям (налоговому, образовательному, законодательству о малых предприятиях и т. д.)

На наш взгляд, было бы целесообразно принять отдельный федеральный закон «Об инновационной деятельности», хотя в Министерстве образования и науки, а также ряде других органов государственной власти превалирует точка зрения о том, что можно обойтись и без разработки специального закона, что для развития инновационных процессов достаточно внести точечные изменения в действующие отраслевые нормативные правовое акты.

Необходимость законодательного регулирования на федеральном уровне инновационной деятельности практически не вызывает сомнения. Федеральный закон должен быть ориентирован на решение ключевых проблем в части формирования единой терминологии, определение основных направлений деятельности органов государственной власти различных уровней в сфере развития и реализации государственной поддержки инновационной деятельности и др. Напомним, что 5 октября 2010 г. Государственная Дума отклонила законопроект «Об инновационной деятельности в Российской

Федерации», руководствуясь тем, что большинство положений данного документа носит декларативный характер.

Существующий законопроект не идеален, он нуждается в доработке. Например, в нем должны быть отражены действенные механизмы поддержки инновационной деятельности, которые увеличат активность инновационных организаций и будут способствовать расширению их круга без дополнительной проработки в рамках данного законопроекта механизмов поддержки инновационной деятельности и условий ее предоставления. При этом закон создаст четкую систему правового регулирования инновационной деятельности, включая определение всех структурных участников процесса инновационного развития, стоящие перед ними цели и задачи, а также описание всех форм финансовой и организационной поддержки, которую государственные организации вправе оказывать инновационным компаниям; источники финансирования инновационных программ и проектов, а также механизмы ответственности за эффективность расходования государственных средств.

Принятие такого законопроекта позволит государству активнее влиять на развитие российской национальной экономики, запуская необходимые поддерживающие программы как на федеральном, так и на региональном уровнях. Данная поддержка будет носить более разнообразный и целевой характер, а не формироваться на одном-двух направлениях, как это было до настоящего времени.

Вне всякого сомнения, уровень развития нормативной правовой базы, правовых институтов, современных технологий, равно как и техники, инженерных школ, производства отечественных товаров и распределения собственности, влияют на правовое обеспечение рыночной экономики и инновационность управления. Например, высокие налоги могут в одной системе быть своеобразным стимуляторов инновационного развития, а в другой — тормозить инновации. Кривая, отражающая связь налогов и инноваций, будет определяться в целом общественным устройством, включая традиции. Ибо, если общество привыкло к тому, что государство посредством высоких налогов аккумулирует финансовые ресурсы с тем, чтобы направить их по мультиплицирующим цепочкам, стимулируя возникновение инновационных производств, как в скандинавской модели, то кривая в координатах «уровень инноваций — налоги», где по ординате отложен уровень инноваций, а по абсциссе — налоги, будет иметь положительный наклон и напоминать кривую предложения. В противном случае наклон такой кривой будет отрицательным и напоминать кривую спроса. Вид этой кривой и чувствительность влияния налоговой системы на инновации и производство потребуют уточняющих исследований и учета многих факторов состояния общественной системы.

При этом не стоит забывать, что успешно осуществлять правовое регулирование в условиях рыночной экономики и модернизацию управления

в целом можно лишь при строгом и неукоснительном соблюдения закона, всей системы ответственности власти, ее служащих, бизнеса и граждан.

Ведущую роль в организации процесса модернизационных преобразований в стране играет государственная исполнительная власть, ее органы и служащие. Чтобы побудить их действовать эффективнее, без оглядки на коррупцию, необходимо чтобы деятельность власти стала прозрачнее.

Под прозрачностью понимается свободный доступ граждан к полной, достоверной и своевременной информации о деятельности исполнительных и распорядительных органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц и служащих. Для результативного использования механизма прозрачности управленческого аппарата надо законодательно обеспечить его модернизацию. Процесс осуществления гражданского контроля с помощью права и закона позволит повысить уровень противодействия коррупции и ответственности, прежде всего, государственных и муниципальных служащих, занятых в различных секторах экономики.

Поскольку прозрачность, антикоррупционность, ответственность должностных лиц и служащих органов управления заставит их работать в условиях конкуренции и демократии, гражданского общества, постольку соблюдение демократических норм, прав человека и управленческого аппарата будет использоваться в интересах модернизации управления и решения проблем рыночной экономики. Правовое обеспечение свободы предпринимательства, равенства прав и свобод граждан, конкуренции, защиты собственности создают условия не только для проявления мотивации к труду, частной инициативы, но и для активизации публично правовой деятельности органов государственного и муниципального управления, их служащих. Без личной инициативы служащих в рыночных преобразованиях вряд ли возможно активное развитие малого и среднего бизнеса, полноценное функционирование рыночной экономики. Рыночные отношения в свою очередь запускают механизм ответственности, воспроизводящий компетентность как структур бизнеса, так и государственно-управленческих структур. Это обусловлено тем, что движущей силой рыночной экономики является конкуренция, которая мотивирует бизнес быть эффективным, а управление и государственных служащих — полезными.

Бизнес будет выживать и за счет повышения производительности труда, и правового внедрения инноваций, и устранения практики взяток и теневых сделок. Как результат модернизации в России сформируется и начнет действовать эффективная рыночная экономика. Именно в условиях развития такой экономики могут быть успешно реализованы все направления технологической модернизации, стратегии и концепции, рассчитанные на долгосрочную перспективу.

В стране станет подниматься малый бизнес, уровень жизни абсолютного большинства народа, формироваться массовый средний класс. Эффективное развитие экономики на новой правовой базе позволит госу-

дарству значительно увеличить вложения в здравоохранение, строительство доступного и комфортного жилья, образование, науку и культуру, то есть в человеческий капитал.

Список литературы

1. Барсукова, Е.Л., Сарычев, В.А. Инновация как экономическая категория // Инновации. — 2008. — № 2.

2. Грицюк, Т.В. Государственное регулирование экономики: теория и практика. — М.: Издательство РДЛ, 2004.

4. Козлова, А.В. Экономическая безопасность как явление и научное понятие // Власть. — 2009. — № 1.

5. Семякин, М.Н. Экономика и право: проблемы теории, методологии и практики. — М.: Экономика, 2008.

6. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России. Национальный доклад / ИМЭМО РАН,- М.: ГУ-ВШЭ, 2008.

© Васильковский И.В., 2011

В.О. Петров

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЭМИССИИ ЦЕННЫХ БУМАГ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПЕТРОВ Виктор Олегович — аспирант кафедры правового обеспечения рыночной экономики РАГС (v.o.petrov@mail.ru)

Аннотация. Рассматривается эмиссия ценных бумаг как объектов гражданских прав. Выделены этапы эмиссии, их особенности, анализируются новеллы современного законодательства.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, эмиссия, выпуск ценных бумаг, государственная регистрация выпуска, государственные и муниципальные ценные бумаги, листинг, конвертация ценных бумаг.

Процедура эмиссии представляет собой сложный фактический состав. Только соблюдение всех установленных требований и в установленном порядке дает возможность эмитенту легитимно выпускать ценные бумаги.

На современном этапе его развития право отражает изменившееся соотношение сил на мировой арене, углубляющиеся международные хозяйственные связи и набирающие силу интеграционные процессы в сфере экономики и политики. В конце XX в. глубинные процессы развития западного общества, затронув как форму, так и содержание права, потребовали его существенного обновления. Это было вызвано тем, что капитализм вступил в информационную фазу, в связи с чем ускорилась информационная и научно-техническая революция, усложнилась и подверглась модернизации экономика, обострились старые и появились новые социальные противоречия. В праве буржуазных стран отчетливо проявился ряд новых черт, несвойственных ранним этапам развития капитализма; право стало активно использоваться для решения новых общественных задач. Некоторые классические правовые институты, которые в XVIII—XIX вв. и первой половине XX в. казались естественными и непоколебимыми, в конце XX в. перестали в полной мере удовлетворять потребности общественной жизни, не соотносились с возникающими в ней новыми явлениями.

Новые тенденции в развитии систем права большинства стран привели к изменениям в источниках права: старые кодексы обросли многочисленными поправками; в ряде стран на смену прежним пришли новые кодексы, которые в большей степени соответствовали потребностям современной экономики.

Значительный рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых правовых актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Активизация кодификационной деятельности наблюдается с середины XX в. в ряде стран Европы и Латинской Америки. Тенденция к унификации и систематизации правового материала проявилась даже в странах англосаксонской системы, где право в целом остается не кодифицированным — в США и в Англии, где в силу специфики становления статутного права законодательство оказалось особенно сложным и запутанным; в конце XX в. более широкое распространение получила практика составления консолидированных законов.

В конце XX в. в общей массе правовых установлений резко увеличился удельный вес актов исполнительной власти. Президентские и правительственные декреты, приказы и регламенты министерств, другие виды административных актов стали важным инструментом практического приспособления содержания права к быстро меняющимся общественным условиям.

В ряду других источников права возросло значение судебной практики. И хотя в странах англосаксонской системы права (Англия, США, Канада и др.) резко сокращается сфера применения судебного прецедента и суды в большинстве случаев выносят решения на основе законодательства, число их по-прежнему достаточно велико. Наметилась тенденция расширения сферы применения судебного прецедента в странах романо-германского права, где решения высших судов по своему фактическому значению все больше приобретают свойства прецедентов.

Развитие государственного регулирования экономики привело к дроблению традиционных отраслей права (гражданского и др.) и к появлению новых отраслей законодательства: патентного, авторского, банковского, страхового, информационного и т.д. Одновременно наметилась и другая тенденция: тесное переплетение гражданско- правовых (диспозитивных) и административных (императивных) методов правового регулирования, что означало стирание прежних четких граней между административным и гражданским правом, а следовательно, ослабление различий между публичным и частным правом. В ряде стран исчезает и дуализм частного права, отражавшийся в самостоятельном развитии гражданского и торгового права. С другой стороны, необходимость единообразного регулирования всей совокупности новых сложных экономических отношений привела к появлению комплексных отраслей права: «делового права» в США, «хозяйственного права» в Германии, «экономического права» во Франции.

Активный рост законодательства, связанного с регулированием экономической жизни, привел к усложнению, взаимодействию и сближению систем права различных государств, что способствовало определенному стиранию различий между англосаксонским и континентальным правом.

Характерной чертой эволюции права стран Запада является возрастание воздействия международно-правовых норм на национальное право государств. Экономическая интеграция привела к формированию европейского права в рамках ЕЭС.

Анализ основных исторических тенденций правового развития позволяет предположить, что в XXI в. будет происходить глобализация либерального права. Уже сейчас общие цивилизационные закономерности смещаются в направлении придания юридическим основам либерализма глобальных полномочий. Основным инструментом в этом выступает концепция «прав человека». Данная концепция представляет собой применение принципов индивидуалистической философии к правовой системе. Неявно она противостоит иным юридическим моделям, в которых акцент падает на государственные инстанции, социальные, национальные и религиозные коллективы. Некоторые исследователи считают, что абсолютизация правовых систем, основанных на теории «прав человека», будет с необходимостью сопровождать глобализацию либерального миропорядка и мондиализацию мира под эгидой атлантизма.

Существенные изменения ожидают систему международных правовых институтов. Система международного права, сложившаяся на протяжении XX в., в самое ближайшее время будет трансформирована или сломана, поскольку она фиксирует международную и юридическую реальность, стремительно уходящую в прошлое. По мере нарастания глобализации на первый план выйдут международные институты нового типа, более компактные и эффективные, но менее демократичные. Прообразом этих новых систем служат закрытые клубы мировой элиты — такие как «Трехсторонняя комиссия», «Бильдер- бергский клуб» и т.д. Фактически это означает постепенный переход к модели «мирового правительства», заменяющего собой многообразие правовых систем, в той или иной степени представленных ООН, ОБСЕ и другими международными организациями, существующими сегодня. События в Ираке, Египте, Ливии, Сирии показывают недееспособность и беспомощность существующих международных организаций в обеспечении мира и безопасности.

Все более явным становится назревающий конфликт между правовой и кратополитической сферами. Вполне очевидно, что геополитические и стратегические тенденции, связанные с глобализацией либеральной атлантистской модели, не могут адекватно развиваться при сохранении той правовой системы, которая по инерции доминирует в сегодня мире. Нарастающая глобализация западной либеральной модели уже в недалеком будущем войдет в конфликт с существующими правовыми институтами государственного и надгосударственного уровня. Модель нового планетарного права может быть выстроена лишь после цепи столкновений между кратополитическими и юридическими системами.

Со второй половины XX в. распространяется новая концепция права собственности, которая призывает к «социализации» частной собственности, ее использованию в «общественных интересах». Происходит и все более активное вторжение государства в «священную» ранее сферу прав частного собственника; получает развитие государственная собственность, формируемая в том числе за счет национализации частных предприятий, а также смешанная собственность, принадлежащая обществам смешанной экономики, в которых государство является акционером наряду с частными предпринимателями. Создание таких обществ представляло особое удобство для крупного капитала, поскольку участие государства в этой собственности гарантировало последнему уход от возможной национализации. Законодательство, регулирующее деятельность государственных и всякого рода смешанных компаний, также способствовало укреплению позиций крупного капитала, поскольку оно устанавливает выгодные для последнего цены на государственную продукцию, обеспечивает частные корпорации и компании стратегическим сырьем, гарантирует им устойчивый рынок и т.п.

С конца XX в. заметное развитие государственной собственности происходило также за счет роста государственных инвестиций в те отрасли промышленности, которые требовали особенно больших капиталовложений (атомная энергетика, ракетостроение, электроника и т.п.). Государственные имущества выросли также в связи с милитаризацией экономики и увеличением правительственных военных заказов.

В результате нарастающей глобализации важные процессы происходят также в связи с интернационализацией договорного права, которая отражает рост взаимосвязанности между различными странами в современном мире при углублении международного разделения труда: возрастает тенденция к гармонизации и унификации норм договорного права разных стран, относящихся к различным правовым семьям; внутреннее договорное право отдельных стран испытывает на себе все большее воздействие международного права, в частности, формирующегося международного экономического права, регулирующего торговые и иные хозяйственно-коммерческие отношения. Значительные изменения были внесены в законодательство о разных видах договоров в государствах, подписавших двухсторонние и многосторонние международные конвенции, соглашения, относящиеся к морским, воздушным, железнодорожным и автомобильным перевозкам, кредитно-расчетным отношениям, международной торговле.

В законодательстве и в практике договорных отношений западных стран в условиях централизации и концентрации капитала и производства, меняющихся рыночных условий происходят отступления от классических принципов законодательства XVIII—XIX вв., — таких как формальная свобода волеизъявления и равенства сторон в договоре, незыблемость условий договора и др. Распространенным явлением становится неравенство сторон в договоре, которое юридически подкрепляется договорными формами. Так, были узаконены некоторые виды картельных соглашений, ограничивающих договорную свободу их участников, лишавшихся права вести дела с третьими лицами без согласия организаторов картели. Крупные компании США и других ведущих стран широко используют так называемые «связывающие» договоры, в которые включаются ограничивающие свободу контрагента условия. Получили распространение и так называемые «исключительные» контракты, по которым контрагенты крупных компаний принимали обязательство не вступать в аналогичные договоры с другими компаниями.

Уголовная политика все в меньшей степени сводится лишь к уголовно-правовому принуждению, она предусматривает также осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели.

Необходимость совершенствования механизма борьбы с преступностью потребовала существенных изменений в самом уголовном законодательстве, в котором, с одной стороны, отразилась тенденция к усилению правового принуждения, а с другой — влияния общедемократических и гуманистических идей.

Во многих странах законодательство стало брать на вооружение ряд новых концепций, созданных в конце XX в. в уголовном праве и криминологии. Например, под влиянием социологического направления западные государства в своей уголовной политике с помощью либеральных мер пытаются осуществить «реадаптацию» преступников; более широкое распространение получают так называемые рефор — матории (исправительные тюрьмы), создаются специальные детские исправительные учреждения, запрещаются некоторые жестокие наказания; в ряде стран отменяется смертная казнь. В законодательстве предусматривается более широкое использование условного осуждения и условно-досрочного освобождения, устанавливаются за ряд преступлений лишь максимальные сроки тюремного наказания, что позволяет судам выносить более мягкие и гибкие приговоры.

Законодательством ряда стран предусматривается также и расширение состава субъектов уголовной ответственности; наказанию в некоторых случаях подлежат не только физические, но и юридические лица, например, компании, которые как таковые (наряду с их должностными лицами) подвергаются уголовным штрафам за нарушение налогового, трудового, антитрестовского и другого законодательства.

В конце XX — начале XXI в. в уголовном законодательстве многих западных стран наблюдается усиление уголовной ответственности за особо опасные преступления — геноцид, терроризм, вымогательство, производство и распространение наркотиков, мошенничество (в том числе компьютерное) и некоторые другие. За совершение вышеуказанных деяний преступнику угрожает суровое наказание, вплоть до пожизненного заключения.

Таким образом, в XX — начале XXI в. в традиционно-классических отраслях права стран Запада произошли значительные изменения, придавшие новый облик существующей модели права, обнаружившие новые тенденции и перспективы в его развитии.

Добавить комментарий