Тенденции развития российского права

УДК 340.137

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Белгородский

государственный

университет

А.И. ЛЯХОВА

В статье анализируются процессы трансформации российского права и законодательства в современных условиях. Автор исследует процессы реформирования российского законодательства в условиях глобализации, унификации и гуманизации правовой системы.

e-mail: Lyakhova@bsu.edu.ru

Ключевые слова: правовая система, права человека, система принципов права, юридический принцип.

Проводимые в настоящее время реформы в социально-экономической, политической, правовой и духовной сферах нашего общества позволяют сделать вывод о неуклонном возрастании роли права, правовых предписаний как эффективного способа обеспечения охраны прав и свобод личности. В центре внимания любого государства должна находиться личность и присущие ей права и свободы. Международные стандарты в области защиты прав и свобод личности, основные демократические институты приобретают все большее значение в отечественном праве.

Выступая на пленарном заседании мирового политического форума «Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности» 10 сентября 2010 года Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что «государство XXI века требует правового воплощения гуманистических ценностей и идеалов, … все те ценности, которых мы придерживаемся, должны иметь правовую рамку. Придание этим ценностям практической силы закона, которая направляет развитие всех общественных отношений, то есть задаёт главные ориентиры общественного развития».

Права человека становятся ныне и высшим принципом современной международной правовой системы, а самыми опасными международными преступлениями являются преступления против человечности, влекущие гуманитарные катастрофы, угрожающие не только локальной, но и глобальной международной безопасности.1 Основная цель современного законодательства — провозглашение и защита прав и свобод человека, создание реальных, эффективных механизмов для их реализации. Ограничение произвола государства рамками закона, ликвидация нарушения прав человека — внутренние условия функционирования гражданского общества и правового государства.

В связи с поставленной перед государством задачей необходимым представляется изменение методов правового регулирования. Гуманизация права привела к широкому применению общедозволительного метода: «разрешено все, что не запрещено законом». Однако данный метод относится к частноправовым отношениям и касается всех субъектов гражданского общества. Напротив государственным органам и должностным лицам адресован другой метод, называемый разрешительным: «дозволено только то, что прямо указано в законе». Такое соотношение между дозволениями и запретами способствует более эффективной реализации системы прав и свобод личности.

Гуманизация системы права проявляется не только в создании материальных нормативных предписаний, отражающих требования правовой действительности, но и в нормах процедурного характера. К примеру, в уголовном судопроизводстве с принятием нового УПК значительно расширены возможности участников процесса, позволяющие реализовать принадлежащее им право на защиту своих интересов. К таким возможностям следует отнести: возможность участия адвоката в допросе свидетеля (п. 6. 44 ст. 56

1 Явич Л.С. О философии права на XXI век.//Правоведение. — 2000. — № 4. — С. 6.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

УПК РФ; признание недопустимыми доказательств полученных в ходе досудебного производства путем допроса подозреваемого, обвиняемого в отсутствии защитника (п. 1. ч2 ст. 75 УПК РФ); возможность обжалования в судебном порядке действий и решений органов предварительного расследования и суда (ст. 123 УПК РФ); ограничение конституционных прав участников уголовного судопроизводства только по решению судебных органов (ст. 29 УПК РФ) и т.д. В ряде статей Уголовного кодекса были снижены или вообще исключены нижние пределы санкций (ст. 179, 201, 224, ч. 2 ст. 268). Ряд преступлений переводятся из категории особо тяжких в категорию тяжких преступлений, из тяжких среднюю тяжесть или средней тяжести в небольшую тяжесть. Расширен перечень преступлений, за которые может назначаться наказание в виде обязательных работ (ст. 119, 121, 124,133). Отдельные виды преступлений были декриминализированы (ст. 182, 200 УК РФ).

На этом процесс гуманизации российского уголовного законодательства продолжается и 21 октября 2010 года на совещании по вопросам либерализации уголовного законодательства было предложено исключить из 68 составов преступлений нижние пределы санкций в виде лишения свободы. «Это достаточно радикальная мера, но она должна позволить суду при назначении наказания применять дифференцированный подход, а стало быть, наказание может быть более справедливым. При этом, конечно, должны максимально учитываться данные о личности обвиняемого, и приговор к лишению свободы в этом случае будет применяться только тогда, когда преступление действительно представляет серьёзную опасность для общества»2.

Одной из основных тенденций развития мирового сообщества на современном этапе является глобализация. Она представляет собой новую стадию процесса интернационализации различных аспектов общественной жизни.3

Единство мирового сообщества, упрочение взаимозависимости государств диктуют необходимость того, чтобы их социально-экономические и политико-правовые системы были совместимы и способны взаимодействовать друг с другом и с глобальной системой в целом в качестве ее составных частей.4

Процессы глобализации наиболее ярко проявляются в экономической сфере, выражаясь в формировании единого экономического пространства. Однако и другие сферы общественной жизни также подвержены процессам глобализации. Глобализационные процессы в праве способствует созданию единого правового поля, приводят к унификации национальных законодательств.

В рамках глобальной системы правового регулирования будут активно взаимодействовать национальные правовые системы друг с другом, с региональными системами и общим международным правом. Фундаментом такой системы служат основные принципы международного права5.

Положение п. 4 ст. 15 Конституции РФ провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации рассматриваются как составная часть ее правовой системы. Международные договоры, признаются не только полноправными источниками российского права, им придается приоритет в случае коллизии с национальным законодательством.

В целях обеспечения единства международного сообщества государства должны подчиняться принятым ими правовым актам. Согласно Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания невыполнения им договора» (ст. 27).

Глобализация требует от государства обеспечивать оптимальные условия развития институтов демократии и демократического управления обществом. «В наше время

2 Выступление Президента РФ Медведева Д.М. на Совещании по вопросам либерализации уголовного законодательства //www.kremlin.ru/transcripts/9305.

5 Там же.

происходит глобализация демократических ценностей. Демократия признается принципом всеобщего значения. Право на нее становится глобальным правом, которое в растущей мере будет поддерживаться международным сообществом в целом»6.

Экономические преобразования, проводимые в нашей стране в последние годы, свидетельствуют о стремлении России к интеграции в мировое экономическое пространство. Расширение сотрудничества между государствами в различных сферах общественной жизни увеличивает объем общения между людьми, порождает увеличение объема правоотношений между субъектами различной государственной принадлежности. Для совместной экономической деятельности между государствами и их гражданами, инвестиционной деятельности требуется единая правовая регламентация экономических отношений. Экономическое процветание и стабильность государств в определенной степени зависит от реализации задач по гармонизации и унификации российского права.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению Н.И. Матузова и А.В. Малько значение унификации законодательства в «аккумулировании однотипных предписаний и создании юридических актов, которые упрощали бы законодательство, делая его доступным и единообразным»7.

С точки зрения А.В. Баркова, «под гармонизацией … понимается согласование и нормативное закрепление положений международных договоров во внутреннем законодательстве или изменение актов национального законодательства, имеющих своей целью применение единообразных норм и правил»8.

Проблема гармонизации российского права с правопорядками ведущих экономически развитых стран означает основательное взаимодействие международного и внутреннего права. При этом границы между международным и внутригосударственным правом не стираются, поскольку это привело бы к нарушению их нормального функционирования. У каждой из этих правовых систем своя природа, сфера действия, объект регулирования и механизм действия. Происходит углубление взаимодействия двух правовых систем, а не стирание границ между ними. Гармонизация законодательства осуществляется через интеграцию норм международного права в российское законодательство.

Унификация законодательства выступает как выработка единообразных однотипных предписаний в законодательстве разных государств и во внутригосударственном праве. С помощью унификации ликвидируется несогласованность, разобщенность в системе правовых норм, устраняется сложность законодательного регулирования различных сфер общественной жизни.

Унификация права является основным инструментом глобализационного процесса. Особое значение в этой связи приобретает унификация норм материального права. Именно они, единообразно регулируя общественные отношения, обеспечивают единый правовой режим и позволяют создать единое правовое пространство. На это указывает и усиление их роли по сравнению с коллизионными нормами. Обеспечивая единый правовой режим, унификация материальных норм также способствует сближению правовых систем.

В июле 2010 года вступил в действие Таможенный союз Белоруссии, Казахстана и России, что требует унификации таможенного законодательства всех стран- участников союза и детальной разработки унифицированных таможенных правила — единого Таможенного кодекса.

Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана является интеграционным экономическим проектом, который на такой значительной территории создаёт единое таможенное пространство, оказывает большое влияние на развитие событий и на состояние интеграционных тенденций, а также требует трансформации правового пространства стран — участниц Таможенного союза. Унификация российского законодательства проводится и в рамках подготовки вступления России в ВТО. Сейчас, в атмосфере

6 Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. М., 2000. — С. 23.

7 Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. — М.: Юристъ, 2001.- С. 236.

8 Барков A.B. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал российского права. — 2003. — № 8.

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

очень сложной экономической ситуации такого рода интеграционные процессы могут помочь решить реальные экономические проблемы.

Однако тенденции унификации не следует рассматривать исключительно с точки зрения мировых глобализационных процессов, поскольку процессы унификации протекают и во внутригосударственном праве. Федеративное устройство государства требует унифицированного подхода к согласованности законодательства субъектов РФ, формированию единого правового пространства на всей территории Российской Федерации. Существующие противоречия между федеральными и региональными нормативными правовыми актами порождают кризисные явления политического, экономического и социального характера. Возникающие проблемы, связаны с неправильным пониманием природы федеративного государства, неоднозначным осмыслением принципов разграничения предметов ведения РФ и ее субъектов.

Процесс унификации протекает также и в системе российского процессуального законодательства, при этом унифицированные правовые модели вырабатываются с учетом отраслевой принадлежности нормативных предписаний для регулирования сходных общественных отношений с учетом их общих свойств и качеств.

На наш взгляд проблема унификации права должна рассматриваться не только с позиций отраслевого подхода, но и с позиции универсализации процессуальных норм в различных отраслях права и процессуальных институтах. Процессуальные принципы осуществления и защиты прав личности должны быть максимально общими и единообразными независимо от отраслевой принадлежности предмета регулирования общественных отношений. Необходима выработка единых процессуальных гарантий, унификации процессуальных правил реализации прав личности независимо от вида юридического процесса, но с учетом специфики регулируемых процессуальных отношений. Унификация права позволяет уменьшить объем нормативного материала, исключить его дублирование, облегчить применение нормативных предписаний. Особое значение приобретает данная проблема в связи с принятием нового закона «О полиции» обсуждение которого происходит в настоящее время. Процессуальные гарантии, права и свободы личности, закрепленные в уголовно-процессуальном и административно-процессуальном законодательстве должны быть унифицированы и найти свое отражение в новом законе. Например, проект закона «О полиции» предусматривает, что сотрудник полиции обязан в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основание применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п.4 ст.5 Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина), однако закон не содержит никаких правовых последствий неисполнение этого предписания. Возникает необходимость предусмотреть в уголовнопроцессуальном и административном законодательстве РФ последствия нарушения указанной нормы как признание недопустимыми доказательств, полученных с нарушением указанной нормы.

Следующей тенденцией развития права можно назвать процесс противоположный унификации — специализацию права.

Для права наряду с процессом интеграции характерны конкретизация и дифференциация, т.е. специализация правового регулирования, все более возрастающее «разделение труда» между нормативными предписаниями, правовыми институтами, отраслями права позволяющее в соответствии с социальными потребностями обеспечить более конкретное, содержательно определенное правовое регулирование9.

Специализация и унификация как объективные закономерности развития права и юридической практики тесно взаимосвязаны друг с другом и фактически являются парными правовыми категориями.

Поскольку право обусловлено материальными условиями жизни общества, постольку с изменением этих условий оно вынуждено изменяться. При этом усложняются

9 Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 1. — М.: «Юридическая литература», 1981. —

С. 132-133.

общественные отношения и внутренняя структура законодательства. Процессы специализации характерны для всей системы права в целом и оказывают влияние не только на ее форму, но и на ее содержание.

Некоторые авторы выделяют следующие виды специализации: предметная (отраслевая), функциональная, региональная и смешанная10.

Предметная специализация заключается в появлении в системе законодательства новых отраслей права и правовых институтов. Реформы в социально-экономической сфере обусловливают необходимость внутренних преобразований системы права путем дифференциации законодательства на различные отрасли. Постепенное накопление нормативного материала и формирование специального предмета правового регулирования приводит к выделению самостоятельных правовых институтов, подотраслей и отраслей права. В настоящее время активно формируется налоговое, налоговопроцессуальное, банковское право, развивается страховое законодательство, законодательство в области регламентирования использования высоких технологий.

Под функциональной специализацией понимается обособление правовых предписаний внутри нормативно-правовых актов с целью совершенствования их организационного строения и внутренней структуры.

Региональная специализация законодательства напрямую связана с федеративным устройством государства и необходимостью формирования самостоятельного законодательства субъектов РФ. Данный вид специализации обусловлен объективным процессом трансформирования российской государственности, расширением полномочий субъектов Федерации, самостоятельностью правотворческой деятельности субъектов.

Смешанная специализация сочетает в себе предметно-функциональный признак или функционально-региональный.

Специализация законодательства является не одномоментным, а длительным и объективно закономерным процессом и имеет свои формы внешнего выражения, такие как: дифференциация, конкретизация и детализация.

Дифференциация выступает как первоначальный процесс специализации, который позволяет определить специфические черты определенных групп общественных отношений.

Конкретизация позволяет сформулировать определенные правовые предписания, которые регламентируют определенную группу однородных общественных отношений и уточняют содержание общих положений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детализация является завершающим этапом процесса специализации и представляет собой внутреннее структурирование содержания нормативных предписаний на составные элементы, которые в своей совокупности образуют их сущность.11

Современное законодательство должно быть эффективным, при этом оно должно отражать и защищать интересы государства, интересы общества и интересы отдельного гражданина. Процессы, происходящие в российском законодательстве в настоящее время, отражают современные международные тенденции развития права и способствуют развитию правового государства и гражданского общества.

1. Явич Л. С.О философии права на XXI век.//Правоведение. — 2000. — № 4. — С. 4-7.

2. Совещание по вопросам либерализации уголовного законодательства.// www.kremlin .т/1:гап8Спр1:8/9305.

10 Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. М.,1997. —

Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и A.B. Малько. М.,1997. —

Список литературы

С. 388.

С. 391-

Серия Философия. Социология. Право. 2010. № 20 (91). Выпуск 14

5. Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI век. — М., 2000. С. 23.

6. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, A.B. Малько. — М.: Юристъ, 2001.

7. Барков А.В. Проблемы гармонизации в Евразийском экономическом сообществе // Журнал российского права. — 2003. — № 8. — С. 137-144.

8. Алексеев С.С. Общая теория права: В 2-х т, Т. 1. — М.: «Юридическая литература», 1981.

TENDENCIES OF THE DEVELOPMENT OFTHE MODERN RUSSIAN LAW ANDTHELEGISLATION

A. I. LYAKHOVA

1. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА; ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.01)

1.1. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ПРАВА

Барзилова Инна Сергеевна, д-р юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Подразделение: кафедра теории государства и права. E-mail: advantage80@mail.ru

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции трансформации современного российского права, учитывающие происходящие изменения в общественном развитии. Автором выявляются негативные моменты в правовом регулировании, предлагаются меры, направленные на оптимизацию пра-ворегулирующего процесса.

Ключевые слова: правовая система, механизм правового регулирования, юридические средства, система права, теория права.

TRENDS OF DEVELOPMENT OF RUSSIAN LAW

Высокая динамика отечественного законодательства, внедрение цифровых технологий в жизнь российского общества, предопределили важность более глубокого рассмотрения вопросов изменения права на уровне именно общей теории государства и права. Ученые-отраслевики все чаще сталкиваются с проблемой отсутствия современных фундаментальных теоретических разработок, посвященных, например, системе российского права, унификации и дифференциации российского законодательства и т.п. В настоящее время теоретические и отраслевые исследования осуществляются не в тесной взаимосвязи, а, по сути, параллельно, без учета достижений, выводов и результатов друг друга. Отраслевые науки, таким образом, формируют свою собственную теорию, довольно часто не учитывающую устоявшиеся и основательно разработанные положения общей теории права. Это очень опасная тенденция для развития юридической науки в целом.

Необходимость совершенствования законодательства связана со стоящими перед Российской Федерацией проблемами, среди которых можно обозначить повышение пенсионного возраста; снижения уровня социальной защищенности личности; геополитическое обострение; снижение численности населения в трудоспособном возрасте и т.д.

Реформирование действующей системы законодательства должно осуществляться в целях улучшения условий предпринимательской деятельности; развития институтов социальной сферы; регионального развития; повышения качества государственного управле-

ния; улучшения инвестиционного климата; развития конкуренции; инновационного развития, поддержки науки; расширения доступности кредитных и инвестиционных ресурсов и т.п.

Феномен глобализации, его идеологические установки становятся причиной изменений в правовых системах государств, утратой ими суверенитета. В связи с этим в процессе реформирования действующей системы законодательства должны быть предусмотрены меры, направленные на развитие интеграционных процессов в позитивном русле, обеспечивающие защиту интересов государства на международной арене. Важнейшими аспектами в плане совершенствования системы российского законодательства должны быть обеспечение национальной, международной безопасности; создание препятствий распространению негативных явлений глобализации, таких как утрата национальной идентичности и культуры народов, проживающих на территории Российской Федерации, проявление международной преступности, коррупции, терроризма и т. п. Реформирование законодательства должно способствовать повышению уровня интегри-рованности экономики нашей страны в мировую экономику, увеличению инвестиционной привлекательности, обеспечивая в тоже время политическую стабильность государства.

Совершенствование законодательства может осуществляться и для предотвращения возможных угроз политического, экономического, демографического, информационного характеров для государства. С развитием информационной системы особую значимость приобретают проблемы обеспечения безопасности, минимизации угроз возможного несанкционированного вторжения в информационно-телекоммуникационные сети; обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы РФ; создания эффективных шифровальных (криптографических) средств.

Интенсивное развитие российского законодательства предопределило и возникновение ряда проблем. Так, не всегда оправданными представляются изменения, касающиеся традиционных отраслей российского законодательства и сложившихся в законодательстве правовых массивов.

«Размывание» предмета правового регулирования на отраслевом уровне привело к появлению значительного числа конкурирующих, дублирующих друг друга норм, что совсем не способствует совершенствованию правореализационного процесса. И это вовсе не является свидетельством дифференциации российского законодательства, наоборот, смешение предметов правового регулирования различных отраслей права затрудняет специализацию законодательства и уводит данный процесс совершенно в другое русло.

Не всегда оправданной представляется попытка закрепления на законодательном уровне новых правовых образований. Неумелое использование средств, приемов и правил юридической техники приводит к тому, что эти правовые образования приобретают, по сути, промежуточное значение между институтами и подотраслями права. Если добавить к этому непра-

вильное использование юридической терминологии, «размывание» предмета правового регулирования ряда отраслей, то ситуация представляется довольно сложной.

Представляется в качестве проблемы и искусственное расширение в ряде случаев сферы правового регулирования, приводящее к излишней «зарегулиро-ванности» общественных отношений. Право рассматривается как некая панацея от всех социальных бед, хотя это не всегда так. В результате процесс реализации права для субъектов настолько усложнен, что для нивелирования этого негативного фактора они формируют свои собственные механизмы с использованием, в том числе, конкурирующих норм из других отраслей права.

Анализ российского законодательства позволяет обозначить основные тенденции, касающиеся его развития на современном этапе. К числу последних можно отнести следующие:

— повышение интенсивности правового регулирования, возрастание динамики законотворческой деятельности как на уровне Российской Федерации, так и на уровне субъектов РФ;

— разработка и внедрение новых механизмов обеспечения реализации законов, закрепление на законодательном уровне новых гарантирующих средств;

— существенное расширение сферы правового регулирования, появление качественно новых правовых отношений, связанных с инновационными преобразованиями;

— разработка и внедрение новых методик проведения различного рода экспертиз законов и законопроектов;

— углубление специализации законодательства;

— увеличение количества кодифицированных нормативных правовых актов;

— появление новых комплексных отраслей российского законодательства;

— появление новых сложных институтов в системе российского права, включающих несколько субъинсти-тутов;

— повышение значимости закона как источника права;

— разработка и попытка внедрения новых методик оценки регулирующего воздействия права;

— попытка законодательного нивелирования негативных последствий глобализационных процессов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— развитие внутрисистемных связей, взаимопроникновение нормативных предписаний разных отраслей законодательства;

— оценка влияния международного права на подготовку, принятие и применение российских законов в условиях интеграционных процессов;

— развитие внутрисистемных связей, взаимопроникновение нормативных предписаний разных отраслей законодательства и т.п.

Ревизия отечественного законодательства должна происходить и в плане выявления соответствия норм права и гарантирующих их реализацию средств. Неправильное сочетание отдельных видов норм и обеспечивающих их средств приводит довольно часто к изменению цели самой нормы, изначально поставленной в нормативном правовом акте. Причем гарантирующие средства должны быть верно установлены в течении всего процесса реализации этой нормы, в противном случае конечный результат будет совершенно иным. Так, можно наблюдать в действующем законодательстве ситуацию, когда для обеспечения реализации поощрительной нормы используются запреты, а для реализации запрещающей нормы — сред-

ства стимулирующего характера. Это не всегда оправданно.

Кроме того, должны быть правильно подобраны сами виды норм (императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные и т.д.), используемые для регулирования определенных видов общественных отношений. В данном случае подбор видов юридических норм должен осуществляться с учетом типа и методов правового регулирования, существующих в рамках отрасли.

До сих пор не решена проблема экстраполяции экономических закономерностей на правовую действительность.

Среди недостатков развития российского законодательства можно выделить и отсутствие глубокого анализа происходящих изменений, недостаточное проведение аналитической работы, направленной на определение рисков, связанных с девальвацией системы действующих нормативных правовых актов. Так, принятие избыточного и непродуманного числа законов, регулирующих определенную сферу общественных отношений, неумелое применение в них юридических средств, может привести к тому, что после возникновение проблем в плане реализации этих нормативных актов правотворческий орган «переключается» на использование диаметрально противоположных правовых инструментов (например, вместо стимулов используются запреты и наоборот). Все это в результате приводит к девальвации законодательства, что усугубляется и отсутствием единой методики оценки регулирующего воздействия права.

Думается, необходимо осуществлять оценку не только регулирования, но и воздействия права. Последнее представляется довольно важным и в плане расширения сферы правового регулирования, изменения предмета и методов регулирования, выявления «рисков» в правореализационном процессе и т.д.

Интенсивное подзаконное правотворчество привело к определенной девальвации системы ведомственных нормативных правовых актов, содержащих множество коллизионных норм. В результате в настоящее время наблюдается диаметрально противоположный процесс, когда общественные отношения пытаются урегулировать не ведомственным или локальным актом, а сразу на уровне федерального закона или путем внесения изменений (дополнений) в соответствующий кодекс.

Представляется проблемой и отсутствие единой системы юридических понятий, используемых на отраслевом уровне, что существенно затрудняет проведение работы по кодификации российского законодательства. Используемые понятия и категории не всегда соответствуют сложившимся подходам в рамках общей теории права.

К числу важнейших проблем можно отнести создание единого согласованного понятийного аппарата юриспруденции. С помощью дефиниций придается логичность, упорядоченность, стройность в правовом регулировании. Единый категориальный аппарат способствует унификации законодательства в целом. Дефиниции выступают в качестве долговременной и продуктивной связи между элементами отечественной системы законодательства.

С целью устранения большого количества дублирующих друг друга нормативных правовых актов, конкурирующих норм представляется важным продолжить работу по унификации российского законодательства. Внутренним свойством унификации является единст-

во. Она способствует согласованному действию всех элементов механизма правового регулирования, укрепляет его системные связи, придает «синхронность» функционированию всех его элементов, экономит юридические ресурсы. Унификация направлена на выявление общих свойств и граней в механизме реализации законов. Процесс унификации может касаться как в целом законодательства, так и отдельных его отраслей.

В настоящее время многими специалистами в целях унификации и систематизации действующего законодательства предлагается принять Свод законов Российской Федерации, при формировании которого предполагается устранить как существующие противоречия и несогласованности между законами, так и их внутренние недостатки, пробелы и коллизии. Издание Свода законов Российской Федерации представляет собой попытку нового подхода к проблеме систематизации законодательства, способствующей упорядочиванию всего массива нормативных правовых актов.

Довольно часто можно наблюдать ситуацию, когда в правовых актах для обозначения отдельных институтов, средств, механизмов не всегда верно подбирается термин, в определении не совсем точно выделяются их специфические характеристики. Это связано, например, с несовершенством технико-юридического инструментария, «перегрузкой» или наоборот существованием пробелов, противоречий в понятийном строе юриспруденции, отсутствием как отраслевых, так и общетеоретических фундаментальных исследований, неоправданным использованием иностранных юридических терминов и конструкций. В результате в отраслевых нормативных правовых актах может совершенно по-разному трактоваться одно и тоже правовое явление, что приводит к возникновению трудностей в правореализационном процессе. По всей видимости, имеет место и проблема неполного соответствия юридических дефиниций постоянно меняющейся правовой действител ьности.

На современном этапе кодифицированные отрасли законодательства нуждаются не в коренном изменении, как предлагается некоторыми специалистами, а в совершенствовании, предполагающем раскрытие их потенциала и выработку новых механизмов реализации норм. В этой связи представляется недопустимым принятие дублирующих кодексов. Недопустимым представляется и существенное изменение структуры кодифицированных актов, внедрение нового понятийного аппарата. Кодифицированные акты должны оставаться основой развития в цивилизованных обществах, эффективным механизмом защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Изменения кодифицированных нормативных правовых актов должны быть направлены на учет огромного опыта их применения и толкования судебными органами.

В настоящее время следует констатировать отсутствие единой стратегии развития законодательства, предусматривающей основные этапы и направления развития всей системы нормативных актов. Это приводит к бессистемному изменению действующего законодательства, неравномерности в развитии отдельный отраслей законодательства, институтов, возникновению конкурирующих между собой норм, пробелов и коллизий.

Изменение системы российского законодательства должно осуществляться на концептуальной основе, согласно научно обоснованным направлениям разви-

тия в целях решения социально-экономических, политических, миграционных, демографических и иных задач современного общества. Политика в плане изменения законодательства является мощным рычагом, с помощью которого оказывается существенное влияние на социальные процессы, изменяя в необходимых случаях их направленность, интенсивность, качественные и количественные характеристики. Правовая политика, как отмечает известный российский ученый-теоретик Н.И. Матузов, должна обладать способностью диагностировать болевые точки жизни общества и своевременно и эффективно профилактировать их1.

Реформирование системы российского законодательства должно осуществляться не хаотично, а в соответствии с определенными основополагающими идеями, принципами, использующимися для организации управленческого процесса.

К числу важнейших можно отнести принцип системности. Изменения в законодательстве, проводимые на основе выявленных закономерностей развития правовой системы, а также стоящих перед государством стратегических целей и задач, должно быть связано с трансформациями, направленными на обеспечение целостности функционирования механизма правового регулирования, рационального взаимодействия его структурных элементов как между собой, так и с элементами окружающей социальной среды. Преобразования должны носить комплексный характер, учитывать многообразие интегративных связей и отношений, возникающих в процессе действия права.

Принцип профессионализма касается качества проводимых изменений в действующей системе законодательства. Квалифицированность реформирования оказывает существенное влияние на конечный результат преобразований, степень достижения изначально предполагаемой цели, эффективность функционирования механизма правового регулирования, структурируемого в зависимости от потребностей общественного развития, социальных вызовов. Профессионализм связан с экономией в использовании управленческих ресурсов, подбором наиболее оптимальных средств, методов правового регулирования, ликвидацией коллизий в праве.

Следует обратить особое внимание и на вопросы, касающиеся юридической техники, единых подходов на формализацию статей о порядке вступления в юридическую силу нормативных актов, что снижает качество действующего законодательства.

Кроме того, среди основных вопросов, нуждающихся в решении, можно выделить следующие:

— необходимость систематизации и конкретизация отраслевого законодательства;

— проведение анализа современного состояния и перспектив развития законодательства в сфере науки и инноваций;

— осуществление комплексного подхода в использовании юридических средств;

— урегулирование процедурных вопросов в самом законодательном процессе (согласование процедуры законодательной инициативы субъектов РФ с системными изменениями законодательства на федеральном уровне) и т.д.

Сохранение отечественных правовых традиций относится, пожалуй, к одной из актуальнейших проблем развития российского законодательства на современ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики//Правоведение. 1997. №4. С.8.

ном этапе. Непродуманное заимствование институтов и механизмов из иностранных правовых систем со всей очевидностью продемонстрировало недопустимость «ломки» сложившихся отечественных традиций в угоду сиюминутным «новомодным» веяниям. Не следует забывать, что в жизни любого общества право играет первостепенную роль. Упорядочивая существующие социальные связи, оно позволяет в той или иной степени воплотить в жизнь постулаты извечных человеческих ценностей, обозначить общие ориентиры в развитии социума.

Ценность национального права, как определенной социальной формы, заключается в разумной организации и реформировании всей системы общественных отношений. Рассматривая право с позиции его социально-нравственной природы, необходимо отметить его немаловажное значение в реализации идей, заложенных в основе существования всех цивилизованных сообществ. Так, к числу национальных традиций следует отнести принцип равенства. Подобная форма императивного долженствования является в определенной степени базовой для формирования иных видов ценностно-должного в общей аксиологической системе императивного долженствования.

Думается, на современном этапе необходимо уделить особое внимание не только средствам стимулирующего характера, довольно активно исследовавшихся в рамках общей теории права, но и ограничивающего. Именно подобный подход позволит сохранить на должном уровне императивный метод правового регулирования, существующий в публичных

отраслях права, и, в конечном счете, предотвратить «размывание» системы российского права. Рассмотрение в рамках общей теории права, например, ограничений, приостановлений и запретов позволит повысить качество их закрепления на законодательном уровне; привести в единую систему их определения, используемые в отраслях частного и публичного права; выбрать адекватные средства, приемы, способы юридической техники, применяемые для их нормативной фиксации. Это особенно актуально в плане защиты прав человека, законодательного регулирования медицинского права, биоэтики, так называемого генетического права, права цифровой биометрической идентификации и т.д.

Обозначенные выше проблемы свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования проблем развития отечественного законодательства как в рамках общей теории права, так и на отраслевом уровне.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Линия права. М., 2006.

2. Матузов Н.И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики//Правоведение. 1997. №4.

3. Радько Т.Н. Система права. История, современность, перспективы// Т.Н. Радько, Д.М. Азми Д.М., Е.А. Киримов.М., 2018.

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста — 92,99%.

Общая характеристика тенденций современного развития

Современные концепции развития направлены на внедрение инноваций, повышение качества и ускорение процессов создания продукции и предоставления услуг. Использование современных информационных технологий позволяет радикально перестроить бизнес-процессы и достичь значительного повышения производительности компаний. Это послужило основой формирования на рубеже XX и XXI вв. модели инновационного развития экономики и увеличило потребность в инновационном менеджменте.

Для развития инновационного менеджмента активно используются, например:

  • – математические методы в экономике (от дискретного и динамического программирования до принципа максимума Л. Понтрягина);
  • – экономико-математическое моделирование (от простейших моделей рыночного равновесия в случае одного продукта до моделей экономического роста Р. Лукаса, П. Ромера и др.);
  • – модели управления инвестиционно-проектной деятельностью в нестабильных условиях;
  • – методы прикладной статистики и эконометрики (начиная от корреляционного анализа многомерных генеральных совокупностей и заканчивая системами линейных одновременных эконометрических уравнений и моделями панельных данных).

Неотъемлемой частью инновационного менеджмента является также прогнозирование инновационной деятельности экономических систем с использованием различных видов прогнозов, разработкой сценариев развития, применением методов экспертных оценок, методик анализа и оценки рисков, а также подготовка и принятие управленческих решений на основе результатов прогнозирования инновационной деятельности.

Динамика научных революций

Первая научная революция произошла в эпоху Возрождения (конец XV–XVI вв.) и ознаменовалась появлением учения о гелиоцентрической системе мира Николая Коперника (1473–1543), согласно которой Земля является одной из планет, движущихся вокруг Солнца. В дальнейшем это учение было развито Тихо Браге (1546–1601). Представитель той же эпохи Джордано Бруно (1548–1600) отрицал наличие центра Вселенной вообще и утверждал существование множества тел, подобных Солнцу и окружающих его планет. Он создал учение о множестве обитаемых миров, которые «если не больше и не лучше, то во всяком случае не меньше и не хуже», чем Земля.

Вторая научная революция произошла в эпоху Нового времени (XVII в.) и ознаменовалась созданием классической и экспериментальной механики. В основе этой науки лежали исследования Галилео Галилея (1564–1642), сформулировавшего принцип инерции: тело либо находится в состоянии покоя, либо движется, не изменяя направления и скорости своего движения, если па него не производится какое-либо внешнее воздействие, и принципы свободного падения тел: скорость свободного падения тел не зависит от их массы; пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения; траектория брошенного тела, движущегося под воздействием начального толчка и земного притяжения, является параболой.

Этими проблемами занимались и Иоганн Кеплер (1571– 1630): он открыл законы движения планет, и Рене Декарт (1596–1650), создавший основы аналитической геометрии (декартова система координат используется и по сей день). Завершилась вторая научная революция открытиями Исаака Ньютона (1643–1727), создавшего механистическую картину мира, включающую: систему дифференциальных и интегральных исчислений, формулировку трех основных законов движения, закон всемирного тяготения.

Третья научная революция (XVIII в. – начало XIX в.) ознаменовалась появлением науки о диалектике природы (естествознание). Начало эпохе диалектизации положили работы Иммануила Канга (1724–1804), который сделал попытку исторического объяснения происхождения Солнечной системы как развивающейся системы. Это учение было расширено и дополнено Пьером Симоном Лапласом (1749–1827), описавшим зарождение планет как процесс перехода материи при охлаждении из газообразного состояния («атмосферы») в жидкое, а затем – твердое (затвердевающую поверхность). Дальнейшее развитие учение о диалектизации получило в работах многих ученых. Так, Жорж Кювье (1769–1832) создал теорию катастрофизма, согласно которой каждый период в развитии Земли завершается мировой катастрофой (которая, очевидно, и сегодня в определенной степени может быть использована при объяснении макроэкономических кризисов); Жан Батист Ламарк (1744–1829) разработал эволюционное учение, согласно которому изменения в окружающей среде приводят к изменениям потребностей животных, и как результат изменению их жизнедеятельности. Учение геологической эволюции было развито в работах Чарлза Лайеля (1797–1875), а в части биологической эволюции – в работах Чарлза Роберта Дарвина (1809–1882).

Наряду с фундаментальными открытиями, раскрывавшими процесс эволюции развития природы, в тот период появились открытия, подтверждавшие наличие всеобщих связей в природе. К числу этих открытий относится клеточная теория, созданная Матиасом Якобом Шлейденом (1804–1881), установившим, что все растения состоят из клеток, и Теодором Шванном, распространившим это учение на животный мир.

Мощным доказательством единства и взаимосвязи в материальном мире стало открытие закона сохранения и превращения энергии, сделанного Юлиусом Робертом Майером (1814–1878) и Джеймсом Прескоттном Джоулем (1818–1889). Опираясь на этот закон, Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц (1821–1894) фактически доказал невозможность вечного двигателя.

В этот же период были сделаны крупные открытия в химии. Так, Фридрих Велер (1800–1882) в 1828 г. получил в лабораторных условиях искусственное органическое вещество. При активном участии Шарля Фредерика Жерара (1816–1856) в 1840-е гг. было создано учение о гомологии – закономерностях изменения свойств органических соединений в зависимости от их состава. Крупнейшим событием в химической науке стало открытие Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834–1907) периодического закона химических элементов.

Величайшие научные открытия были сделаны в физике, в первую очередь, в области электромагнитного поля. Один из первых законов электромагнетизма принадлежит Шарлю Огюсту Кулону (1736–1806), установившему, что положительные и отрицательные электрические заряды притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной величине зарядов и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними. Майкл Фарадей (1791–1867) ввел понятие электромагнитного поля, доказав, что между магнетизмом и электричеством существует прямая динамическая связь. Математическую разработку идей М. Фарадея осуществил Джеймс Клерк Максвелл (1831–1879), создавший математическую теорию электромагнитного поля. Экспериментально теоретические выводы Дж. К. Максвелла были подтверждены Генрихом Рудольфом Герцем (1857–1894). Именно Г. Ф. Герц продемонстрировал «беспроволочное распространение» электромагнитных волн и доказал принципиальную тождественность полученных им электромагнитных переменных полей и световых волн.

Так, основополагающие принципы диалектики: принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи получили в XVIII–XIX вв. мощное научное обоснование.

Четвертая научная революция (конец XIX в. – XX в.) ознаменовалась проникновением вглубь материи и созданием теории относительности и квантовой механики. Ученый Антуан Анри Беккерель (1852–1908) открыл явление самопроизвольного излучения урановой соли. В последующем Пьер Кюри (1859–1906) и Мария Склодовская-Кюри (1867–1934) открыли новые элементы, также обладающие свойством испускать «беккерелевы лучи» (полоний и радий), т.е. радиоактивностью.

В 1897 г., в лаборатории Кавендиша в Кембридже при изучении электрического разряда в газах (катодных лучей) Джозеф Джон Томсон (1856–1940) открыл первую элементарную частицу – электрон и совершенно необычное явление зависимости массы электрона от его скорости. Поняв, что электроны являются составными частями атомов всех веществ, Дж. Дж. Томсон предложил в 1903 г. первую (электромагнитную) модель атома. Согласно этой модели отрицательно заряженные электроны располагаются определенным образом (как бы «плавают») внутри положительно заряженной сферы. Сохранение электронами определенного места в сфере является результатом равновесия между положительным равномерно распределенным ее зарядом и отрицательными зарядами электронов.

В 1911 г. Эрнест Резерфорд (1871–1937) предложил свою модель атома, которая получила название планетарной. В результате экспериментов было обнаружено, что в атомах существуют ядра – положительно заряженные микрочастицы, размер которых очень мал по сравнению с размерами атомов. Но масса атома почти полностью сосредоточена в его ядре. Резерфорд утверждал, что атом подобен Солнечной системе: он состоит из ядра и электронов, которые обращаются вокруг него.

Нильс Бор (1885–1962) предложил модель атома, в основе которой лежала квантовая теория Макса Планка (1858–1947). Согласно этой теории испускание и поглощение электромагнитного излучения происходит дискретно, конечными порциями – квантами. В основе квантовой теории строения атома Н. Бора лежали следующие постулаты: в любом атоме существует несколько стационарных орбит (стационарных состояний) электронов, двигаясь по одной из которых, электрон может существовать, не излучая электромагнитной энергии; при переходе электрона из одного стационарного состояния в другое атом излучает или поглощает порцию энергии. Причем при переходе электрона па более далекую от ядра орбиту происходит увеличение энергии атома и, наоборот, при переходе электрона на орбиту, более близкую к ядру, энергия атома уменьшается.

Предложенная Н. Бором модель атома фактически явилась дополненным и исправленным вариантом планетарной модели Э. Резерфорда. Теперь она известна как квантовая модель атома Резерфорда – Бора.

Резерфорд совместно с Фредериком Содди (1877–1956) провел серьезное изучение радиоактивности. Вместе они дали трактовку радиоактивного распада как процесса превращения химических элементов в другие.

Наука XX в. принесла немало сенсационных открытий, многие из которых совершенно не укладывались в представление обыденного человеческого опыта. Ярким примером этого является теория относительности, созданная Альбертом Эйнштейном (1879–1955). Ученый сумел обосновать природу фотоэффекта: каждый электрон выбивается из металла под действием отдельного светового кванта, или фотона, который при этом теряет свою энергию. Часть этой энергии уходит на разрыв связи электрона с металлом. Также была доказана зависимость энергии электрона от частоты светового кванта и энергии связи электрона с металлом.

В 1924 г. Луи де Бройль выдвинул идею о волновых свойствах материи. Наиболее убедительное подтверждение существования волновых свойств материи было получено в результате открытия (наблюдения) дифракции электронов в эксперименте, поставленном в 1927 г. Клинтоном Дэвиссоном (1881 – 1958) и Лестером Джермером (1896–1971). Быстрые электроны, проходя сквозь очень тонкие пластинки металла, вели себя подобно свету, проходящему мимо малых отверстий или узких щелей. То есть распределение электронов, отражавшихся от пластинки и летевших лишь по некоторым избранным направлениям, было таким же, как если бы на пластинку падал пучок света с длиной волны, равной длине волны электрона, вычисленной по формуле де Бройля.

Экспериментально подтвержденная гипотеза де Бройля стала основой одной из наиболее важных физических теорий – квантовой механики.

Немецкий ученый Вернер Гейзенберг (1901 – 1976) установил соотношение неопределенностей: если известно место положения частицы в пространстве, то остается неизвестным ее импульс (количество движения), и наоборот. Это одно из фундаментальных положений квантовой механики.

Все приведенные выше революционные открытия перевернули ранее существовавшие взгляды на мир. Исчезла убежденность в универсальности законов классической механики, так как были разрушены прежние представления о неделимости атома, постоянстве массы, неизменности химических элементов и т.д.

Открытия базировались на использовании исторически аккумулированных знаний и новой теоретически и экспериментально полученной информации и обеспечили расцвет индустриализации.

Пятая научная революция происходит в настоящее время. Ее объектами являются технологии обработки и передачи информации.

По мнению М. Кастельса: «Для этой революции информационная технология является тем же, чем новые источники энергии были для индустриальных революций, начиная от паровой машины и далее к электричеству, ископаемому топливу и даже к атомной энергии, поскольку производство и распределение энергии было ключевым элементом индустриального общества» .

Фундаментальные социально-экономические преобразования, в основе которых лежат информационные технологии, произошли на порядок быстрее, чем аналогичные преобразования предшествующих научно-технических революций. При этом скорость распространения достижений пятой научной революции по земному шару неравномерна. Чем выше уровень научно-технического развития в регионе, тем быстрее происходит внедрение инноваций.

Технологическая революция, основанная на информационных технологиях, существенно изменила пропорции материальной и интеллектуальной составляющих инновационной продукции в пользу последней. Значительно повысилась роль знаний и информации, поскольку они определяют направления развития новых способов сбора, анализа, обработки, интерпретации информации и создание устройств, реализующих эти способы. В целом развитие систем обработки информации и связи (коммуникации) ускорило переходные процессы от создания инновации к практическому ее использованию и от практического использования инноваций к генерации новых идей.

Описывая развитие пятой научной революции в 1980–2000-е гг., М. Кастельс выделяет три этапа развития информационно-коммуникационных технологий: автоматизация задач, экспериментирование над использованием, реконфигурация применений.

Первый и второй этапы развития информационно-коммуникационных технологий, по свидетельству Н. Розенберга, прогрессировали благодаря массовому обучению пользователей. Это привело к тому, что на третьем этапе развития они стали активно дорабатывать информационно-коммуникационные технологии под практические потребности, находить новые области их использования и индуцировать создание новых поколений информационных технологий. Следует признать, что информационно-коммуникационные технологии, в отличие от технологий предыдущих научных революций, нс только существенно увеличили скорость распространения инноваций, но и фактически стерли технологические пределы развития информационно-коммуникационных технологий, а это, в свою очередь, позволило практически неограниченно наращивать мощность систем, реализующих сбор, анализ, обработку, передачу, прием и интерпретацию информации.

Таким образом, информационные технологии выполняют не только роль продукции для пользователей, но одновременно являются базой для развития этих технологий самими пользователями. При этом разработчиком и пользователем может быть одно и то же лицо. Всемирная информационная сеть постоянно демонстрирует не только то, как пользователи могут получить контроль над технологией, но и то, как усиливается связь между процессами производства, распределения, обмена и потребления информационных технологий. Развитие этих технологий вызвало настолько сильные изменения в социальной и культурной среде общества, что привело к революционным изменениям в системе производственных отношений.

Сформированная на основе больших циклов экономической активности Н. Д. Кондратьева схема технологических укладов (ТУ), характеризующих инновационное развитие мировой экономики, перемежающаяся с экономическими кризисами, приведена в табл. 1.1.

Смещение центра тяжести от массовой традиционной продукции к инновационной в условиях сокращения жизненного цикла продукции явилось отличительной чертой 5-го технологического уклада и получило развитие в 1990-е гг., когда в управлении социально-экономическими системами получила распространение концепция инновационного подхода.

Шестая научная революция – революция будущего. Она даст мощный толчок развитию: робототехники; биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии; нанотехнологии; систем искусственного интеллекта; глобальных информационных сетей; интегрированных высокоскоростных транспортных систем.

Специалисты прогнозируют, что в рамках б-го технологического уклада дальнейшее развитие получат гибкая автоматизация производства, космические технологии, производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами, атомная промышленность, авиаперевозки. Получит дальнейшее распространение атомная энергетика, увеличится потребление природного газа, расширятся сферы использования водорода в качестве экологически чистого энергоносителя, существенно возрастет применение возобновляемых источников энергии. Дальнейшее развитие получат био- и нанотехнологии, генная инженерия, мембранные, квантовые технологии, фотоника, микромеханика, термоядерная энергетика.

Таблица 1.1

Схема технологических укладов инновационного развития мировой экономики по циклам Кондратьева

Номер ТУ

Годы

Подъемы/кризисы

1770-1980-е

Кризис – кризис инфляционной эмиссии бумажных денег в британских колониях Северной Америки и во Франции

1790-1800-е

Развитие текстильной промышленности и производства чугуна в Европе, США и России

1820-1830-е

Кризис – экономический кризис перепроизводства как следствие промышленной революции в Англии. Массовые спекуляции с золотом и серебром истощили резервы Байка Англии, разразился фондовый кризис, приведший к панике в банковской системе Великобритании

1840-1850-е

Строительство железных дорог, развитие морского транспорта в США и Европе. Возникновение и ускоренное развитие механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя

1870-1880-е

Кризис – в экономике стран Европы (Австро-Венгрии, Франции, Германии) и США как следствие строительного бума, сопровождавшегося развитием банков и появлением первых ипотечных бумаг – кредитного бума на фоне американской экспансии дешевых товаров в результате использования технологических инноваций

1890-1900-е

Развитие электротехники, массовое внедрение электричества, радио (радиосвязь, телеграф). Развитие тяжелого машиностроения на основе стального проката, автомобильной, авиационной и химической отраслей, в первую очередь в Европе

1920-1930-е

Кризис – экономический кризис в Европе после Первой мировой войны и «Великая депрессия» (англ. Creat Depressiori) в США – рецессия мировой экономики

1940-1950-е

Прорыв в атомной энергетике, ракетостроении, кибернетике, системотехнике в СССР и США. Развитие энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Массовое производство автомобилей, тракторов, самолетов, средств вооружения и военной техники, товаров народного потребления. Массовое производство на основе конвейерной технологии. Освоения космического пространства, спутниковой связи

1970-1980-е

Кризис – мировой энергетический кризис на рынке нефтепродуктов

1990-2000-е

Развитие электроники (микро- и нанотехнологий), искусственного интеллекта, биотехнологии, генной инженерии в Японии, США и Западной Европе. Развитие новых видов энергии и материалов, развитие сотовой связи, электронной сети Интернет

2020-2030-е

Кризис – мировой энергетический кризис на рынке углеводородного сырья

2040-2050-е

Развитие рынка интеллектуальной продукции, дальнейшее развитие робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, интегрированных высокоскоростных транспортных систем, гибких систем автоматизации производства, космических технологий, производства конструкционных материалов, атомной энергетики, возобновляемых источников энергии

Рассматривая 6-й ТУ, академик E. Н. Каблов отметил, что «…его контуры только начинают складываться в развитых странах мира, в первую очередь в США, Японии и КНР, и характеризуются нацеленностью на развитие и применение наукоемких, или, как теперь говорят, «высоких технологий”».

Ученые отмечают, что синтез достижений в сфере высоких технологий в конечном счете обеспечит выход на принципиально новый уровень систем управления государством, обществом, экономикой, что и даст глобальный качественный скачок в развитии.

Согласно прогнозным оценкам специалистов при сохранении нынешних темпов технико-экономического развития 6-й ТУ начнет оформляться в мировых масштабах во втором десятилетии XXI в., а в фазу зрелости вступит в 40-е гг. XXI в. При этом в 2000–2025-х гг. произойдет пик шестой научно-технической революции. В качестве аргумента, обосновывающего подобные прогнозы, специалисты используют распределение производительных сил в США по поколениям ТУ в начале XXI в. (рис. 1.4).

Рис. 1.4. Распределение производительных сил в США по поколениям ТУ в начале XXI в.

Динамичные процессы, происходящие в различных сферах жизни российского общества, обусловливают необходимость обновления законодательства. Невысокая эффективность правового регулирования связана с противоречивым влиянием на законодательство разных социальных факторов. С одной стороны, нарастает интенсификация законодательства, его специализация и, как следствие, — увеличение массива нормативных правовых актов. С другой стороны, специализация и дифференциация законодательства порождают противоречия и конкуренцию нормативных правовых актов.

Происходит становление новой структуры законодательства, вызванное разграничением полномочий между центром и субъектами в составе РФ. Однако этот процесс протекает достаточно болезненно и противоречиво.

Одна из самых актуальных проблем совершенствования российского законодательства — приведение всего массива нормативных актов в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, оптимизацию соотношения федерального и регионального законодательства. К сожалению, в Российской Федерации пока не соблюдается принцип иерархичности законодательства в соответствии с установленным Конституцией РФ юридическим статусом составляющих его нормативных правовых актов. По-нрежиему не урегулированы вопросы о соотношении законов и указов, о праве Президента РФ восполнять пробелы, имеющиеся, по его мнению, в законодательстве. В целях упорядочсния этого соотношения следует принять закон о нормативных правовых актах РФ, в котором законодательно закрепить перечень вопросов, которые регулируются только законом.

Не менее остры противоречия между федеральным и региональным законодательством. Отсутствие большинства федеральных конституционных законов, предусмотренных Конституцией РФ, отказ от такой формы федеральных конституционных законов но вопросам совместного ведения Федерации и регионов, как Основы законодательства, способствуют произвольному толкованию субъектами РФ важнейших конституционных положений, что размывает единое правовое пространство. Необходимо законодательно урегулировать вопрос о правовой природе соглашений между органами исполнительной власти РФ и ее субъектами по вопросам разграничения компетенции: могут ли они иметь приоритет перед федеральными законами? Скорее всего нет, и эти соглашения являются исключительной прерогативой законодательных (представительных) органов, а не исполнительных.

Следовательно, отсутствие строгой иерархии в системе нормативных актов, противоречивость, параллелизм и пробелы в законодательстве, отсутствие эффективного механизма реализации принятых нормативных актов и ответственности за их исполнение, неконституционность нормативных актов субъектов РФ порождают необходимость унификации законодательства и создания единого правового пространства.

Среди тенденций в развитии отраслевой структуры законодательства следует отметить противоречивое взаимодействие процессов дифференциации и интеграции. С одной стороны, сформировались такие новые отрасли законодательства, как избирательное, законодательство об образовании, об охране здоровья и т.д. С другой стороны, происходит формирование новых комплексных отраслей: законодательство о банках и банковской деятельности, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и т.д. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные проблемы.

Оценка функциональных задач законодательства должна осуществляться независимо от его ориентации на отрасль права. Такая оценка поможет решить задачу создания слаженного, системно связанного законодательства во всех сферах общественных отношений. Существующие проблемы не могут быть решены только с учетом какой-то одной из них (пусть и кардинальной), например безопасности: экономической, государственной, экологической, технической, информационной.

К этой проблеме примыкает ряд других: развитие методов восстановления нарушенного права; создание системы контроля за применением права и состоянием правонарушений; адекватность законодательства в системе органов государственной власти, особенно в системе исполнительной власти, где пока могут работать люди, совмещая эту работу с коммерческой деятельностью, принципом законности, профессионализма и этики государственных служащих и т.д.

Не менее актуальным представляется внедрение в законодательство компьютерного мониторинга, чтобы сделать всю систему законодательства доступной и понятной для пользователя, в том числе и для государства. Несмотря на указы о правовой информатизации, законодательство по-прежиему формируется по принципу латания дыр. Поэтому необходимы классификаторы актов и норм законодательства по отраслям права, классификаторы актов и норм по предметным областям регулируемых отношений, а также классификаторы различных видов деятельности с распределением их по предметам ведения, компетенции субъектов власти.

Действующий общеправовой классификатор отраслей законодательства страдает рядом известных недостатков. В нем отсутствует организующая основа, не позволяющая однозначно определить, по каким отраслям составляется классификатор — по отраслям регулирования или по отраслям права.

Например, разд. I Конституции РФ «Основы конституционного строя» — это не отрасль права, а правовой институт, и в классификаторе нс нашлось места законодательству о правах граждан и их защите; отсутствует рубрика по проблемам собственности, государственной политики, стратегии управления и регулирования формами собственности, по проблемам приватизации, инвестиций и т.д.

Данная проблема не носит умозрительного теоретического характера. Для доказательства актуальности практического значения поставленной проблемы достаточно обратиться к негативному опыту первоначального накопления капитала и прогрессу приватизации в России 90-х гг. XX в. Если бы правящая элита в лице парламента и правительства была заинтересована в принятии всего комплекса законов, регулирующих способы приобретения собственности, формы их защиты, а также определила ответственность недобросовестного продавца и покупателя, вероятно, не возникал бы постоянно в обществе вопрос о легитимности всех приватизационных сделок и нажитых капиталах узкой группой лиц.

По этой причине российское законодательство нуждается в серьезной систематизации, гармонизации с международным правом в области стандартов, в первую очередь в гуманитарной сфере, т.е. прав человека.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение понятию «правообразование», перечислите его разновидности.
  • 2. Как соотносятся правотворчество и законотворчество?
  • 3. К какой форме правообразования относится референдум?
  • 4. Какова типология правотворчества?
  • 5. Раскройте преимущества и недостатки законодательного процесса в различных странах.
  • 6. На какой стадии законодательного процесса в Российской Федерации не вносятся поправки по существу?
  • 7. Что подразумевается под понятием «юридическая техника», каково его назначение?
  • 8. Как устроена система законодательства, какова его структура?
  • 9. Какие существуют формы систематизации законодательства, в чем их недостатки и преимущества?
  • 10. Каковы тенденции в развитии российского законодательства?

Добавить комментарий