Теократического государства

Теократия — это одна из форм правления государством. Простыми словами теократия — это когда глава государства является одновременно и главой религиозного характера. В такой форме правления власть над государством осуществляется духовными ценностями, то есть глава духовной власти обладает высшей степенью правления.

История теократии

Элементы теократии, по мнению учёных, были замечены уже в Древней Греции. Во время ее процветания люди поклонялись множеству Богов, которые, как думали люди, решали их проблемы.

В Древнем Египте императоры управляли государством, следуя своим религиозным убеждениям, а некоторые даже убеждали, что они и есть Боги. Например, один из фараонов Древнего Египта — Тутанхамон провозгласил себя Богом, а своих сыновей — Божьими детьми.

Поэтому Древний Египет и Древняя Греция считается основателями такой формы правления государством, как теократия. Но впервые термин «теократия” использовал Иосиф Флавий, европейский историк и военачальник, который упомянул теократию в своих сочинениях «Против Апиона”.

Однако теократия могла принимать и негосударственные формы правления. Например, Израиль. Этот город упоминается в Библии, ведь если следовать ее написанию, то Моисей, человек, который выводил людей из Израиля, считает себя жрецом Божьим и за ним идут люди, но Израиль нельзя назвать государством, это всего лишь небольшое поселение людей.

Многие ошибаются, что ислам тоже имеет теократическую форму правления, но Густав Меншинг утверждает, что ислам не знает священников, не имеет развитой церковной жизни, с которой могла бы распространяться какая-то власть.

В современном мире к странам с элементами теократической формы правления относятся: Швеция, Норвегия, частично Великобритания. Но многие исследователи считают, что в каждой стране присутствуют фрагменты теократии.

Теократия также имела свои стадии развития, изначально, она развивалась в племенных обществах, потом в сообществах, а сейчас охватила даже государства. Одной из главных характеристик теократии является взаимодействия между религией и политикой.

Свойства политики теократии

Теократия имеет одно существенное политическое отличие от иных форм религиозного правления — это методы наказания за преступление. В большинстве теократических стран законно разрешается не только социальное или имущественное наказание, но и телесное, например, бичевание. Такой вид наказания обычно применяют в мусульманских странах.

Также, теократия имеет свойство быть моно религиозной, то есть в управление не допускается иная форма вероучения.

В теократии самое главное — это непрерывная связь между политической жизнью и религиозной. Чаще всего в теократических странах религия пронизывает все, даже в заведениях приобретения знаний все строится на религиозных убеждениях. Суд, образование, управление, медицина, частная жизнь в таких странах буквально «кишит» религиозным духом.

Особенности теократической формы правления

Конечно же, главной особенностью теократии является то, что высшим государственным деятелем является Бог. Такая возможность обладания властью дается только священным приемником Бога, но все должны понимать, что этих приемников выбирает точно не Бог.

Другая особенность теократической формы правления государством — это узаконенный суверенитет Бога. Например, в Иране и Саудовской Аравии главным и основным законом является не конституция, как принято в других странах, а Коран – священное писание мусульманского народа.

Не менее важная особенность теократии — это то, что верховным руководством и судом заведуют религиозно — политические лидеры. Например, в Иране, Ватикане и в государстве Тибет глава государства также является главой духовенства. А в Саудовской Аравии религиозно — политические лидеры состоят в составе совещаний при главе государства.

Противоречия теократии

Евгений Николаевич Трубецкой, критикуя проект о теократии Владимира Соловьева, отметил, что теократической цельности невозможно достигнуть даже в рамках одного государства, речь даже не идет о заполнении теократии всего мира, так как мир несовершенен и далеко не придерживается всех правил и заповедей Божьих.

Многие историки и социологи также не могут согласиться с такой формой правления, так как она противоречит некоторым неписаным законам социальности и политики. Например, если теократия имеет только одну сторону вероучения, а в странах принят закон о свободном вероисповедании, то какая речь может идти о теократическом идеальном государстве.

В своих работах Николай Александрович Бердяев утверждает, что теократия — полная измена христианству. Он убежден, что все страны, которые имеют такую форму правления, обречены на гибель. Николай Бердяев пишет, что теократия перевернула все христианские правила жизни, перевернула и выкинула все святое, теократия отменена даже Евангелием и пророками.

Примеры стран, которые имеют элементы теократии в правлении государством:

• Ватикан. Государство Ватикан официально признано независимым в 1929 году. Главой государства является Папа, он выбирается конклавом, на сборах высших каталитических священнослужителей. Доказательством теократии является то, что Папа имеет полную власть над судебными организациями и законодательством.

• Иран. Государство Иран даже официально признано теократической республикой. Верховный лидер Ирана — исламский клирик. Клирик выбирается Советом экспертов, который имеет право влиять на избирательный процесс верховных лидеров Ирана.

• Саудовская Аравия. В Саудовской Аравии только одна форма вероисповедования — это ислам. Именно эта страна полностью поддерживает все нормы и правила религиозного судебного процесса, даже в саудовской полиции придерживаются религиозных убеждений.

• Индия. Индия — это страна, которая полностью признана мусульманской и полностью построена на законах шариата, поэтому и считается теократической.

Достижение Божественного идеала — в теократии это главная задача правления государством.

Понятие «теократия» возникло в глубокой древности и до сих пор остается одним из ключевых в описании и анализе формы государства, политического режима и др. Причем на каждом этапе государственно-правовой эволюции данное понятие приобретало различные смыслы, идеологические клише и проч. Если судить по правовым памятникам и политическим трактатам, то можно с уверенностью заключить, что впервые слово «теократия» появилось в рамках греческой философско-правовой традиции. На это указывает и этимология данного слова — «тео» по гречески означает «Бог», «кратос» — власть (от греч. ©еократш, букв. — Боговластие, от ©вод — Бог и кратод власть). Не случайно выделенные греками, а именно Платоном и Аристотелем, виды форм государства так или иначе содержали корень «кратос» (например, демократия, охлакратия, аристократия и т.д.).

Однако впервые термин «теократия» при описании государственной (политической) организации общества возник в древнеиудейских текстах. Так, в сочинении «Против Апиона» 94 г. н.э. Иосиф Флавий впервые в истории политических и правовых учениях стал употреблять термин «теократия» для описания общественно-политического строя . Данное понятие использовалось историком для описания сущности еврейского государства, принципов его властно-иерархической организации, специфики властно-правовых отношений. Предложенные Иосифом Флавием признаки и характеристики теократического государства стали доминирующими и в течение развития политико-правовой мысли и практики выступали в качестве общего «концептуального ядра», на основании которого с учетом конкретно-исторических условий, уровня развития юридико-политического мышления и доминирующих в обществе идеологических программ содержательно развивалось и конкретизировалось понятие «теократия».

Так, Флавий заключал, что теократическим считается то государство, в котором высшим началом во властно-иерархической, теонормативной и духовно-культурной жизни является Бог. Как справедливо отмечает известный дореволюционный юрист Л.А. Тихомиров, Бог во времена Моисея признавался как «глава государства» . При этом важнейшими делами в государстве практически во всех сферах жизнедеятельности общества занимается духовенство, возглавляемое первосвященником . Вся жизнедеятельность общества строго регламентировалась и основывалась на теонормативных началах. Флавий показывает, что в Иудее законами Моисея, а также их интерпретациями и дополнениями к ним, сделанными после Моисея первосвященниками и пророками, строго определялись:

— принципы государственного устройства и публично-властного управления, что включало как способы организации, построения властно-иерархической системы управления, а также формы и методы реализации государственной власти, так и основные требования к власти, ее качеству, направлениям деятельности и проч.;

— теонормативные основы развития и функционирования различных сфер жизнедеятельности общества, разнообразных общественных отношений, принципов взаимодействия между различными институтами власти (например, в раннеклассовых, первичных городах-государствах теонормативные основы определяли, причем достаточно детализированно, принципы взаимодействия между различными центрами управления — храм, дворец, община);

— собственно теологические основы, догматы, положения, организующие исключительно религиозную сторону жизни общества.

В то же время следует отметить, что такое четкое разграничение по этим трем направлениям уклада теократической государственности, конечно, весьма условно, поскольку религиозный элемент присутствовал в каждой из сторон жизнедеятельности, действовал совместно с иными социально-нормативными регуляторами. П.А. Сапронов справедливо отмечает по этому поводу, что в такой организации политическое и правовое мышление исходит из того, что «без божественной власти, так же как и без непрерывного творения, мир человека не удержался бы в своем бытии и ушел в исходное для него нечто» .

Следует также отметить, что хотя концептуальный анализ теократии в научной литературе и начинается с Иосифа Флавия, в то же время размышления о сущности духовной организации власти, взаимодействии духовной и светской власти, по справедливому замечанию Ж.Т. Тощенко, содержатся в первых и самых древних письменных источниках, дошедших до нас из глубины веков . Формирование первых теоретических основ теократического государства можно отчетливо

проследить в древних правовых и политических памятниках Древнего Египта, где теория божественного происхождения государства и теонормативного регулирования всех сторон жизни общества выражалась в древнейших культах (например, культ фараона, культ жреческой власти над различного рода явлениями и процессами и т.п.).

Особо следует отметить в качестве источника идей теократической государственности древнеиндийские памятники, такие как политический трактат «Артхашастры», письменный правовой памятник «Законы Ману», «Законы Хаммурапи» и др., в которых впервые обосновывался порядок государственного и общественного устройства как относительно самостоятельная область познания. Однако поскольку главенствующее место в политико-правовом сознании раннеклассовых обществ занимали мифы, а общественные взгляды не разделяли моральные, правовые общемировоззренческие представления и требования, соответственно, государственный и правовой порядки являлись элементами общего порядка (законы мира, космический порядок, единое божественное устройство).

Тем не менее именно благодаря такому восприятию реальности на Древнем Востоке получили развитие две тенденции понимания сущности власти, ее назначения, формы государственного устройства: абсолютистская (царско-монархическая) и теократическая (жреческая). Данные тенденции в те или иные периоды развития древневосточных государств становились доминирующими в формировании политико-правового сознания, правовой культуры, государственного устройства, отдельных его институтов и структур. С другой стороны, общим у этих двух тенденций является то, что все они берут начало от одной единой традиции сакрализации власти и ее представителей.

Поэтому как цари, жрецы, судьи, так и другие представители власти считались фигурами сакральными. Их бытие и политико-правовой статус исходил из того, что все они являются потомками или наместниками богов. Так, в древнеегипетском документе бог говорит царю Рамзесу II: «Я твой отец… Я дал тебе божественное назначение, чтобы ты мог править…». В другом древнеегипетском правовом памятнике — «Поучения гераклеопольского царя своему сыну» (около 2100 г. до н.э.) — также отмечается, что царь является пастырем народа, жрецы и судьи -проводниками божественной воли и справедливости . В «Законах Ману» говорится, что все представители власти есть земное воплощение божественного, например: «Царь был создан из частиц этих лучших богов. он великое божество с телом человека». Тоже можно сказать и о правосудии: «Суд — это не какая-то там невнятная сама по себе справедливость. За справедливостью в нем стоит поддержание космически устроенного бытия. Рассудить и значит установить всему единственно подобающую ему меру. Главный суд-устроение вершит верховное божество» .

При этом представители власти являлись не только проводниками божественной воли, истины и справедливости в земном устройстве, но обеспечивали преемственное развитие государства, права, власти с древними учениями, с изначальной традицией, а также являлись «сакральными столпами» гармонии и устойчивости общества. Не случайно любое восстание народа либо рабов против того или иного представителя власти рассматривалось мифо-религиозным правосознанием в качестве разрушения гармонии, разрыва с традицией и единым порядком вещей. Примечателен в этом плане текст древнеегипетского литературно-политического памятника «Речение Ипусера», в содержании которого описывается, что нищие захватили имущество властителей, ликвидировали старую администрацию и старую судебную систему, уничтожили документы, фиксирующие привилегии и т.д. И это событие трактуется Ипусером как потерю веры в богов, а весь строй после этого перевернулся подобно «гончарному кругу». Любое восстание, по мысли древнего автора, есть нарушение всего уклада жизни, веры и представлений людей, сеет множество сомнений в правильности и незыблемости установленных традиций, догматов, требований, запретов и т.п. .

Итак, первая тенденция — царско-монархическая (абсолютистская) — связана с сакрализацией фигуры царя, являющегося центральным и основным элементом общественной организации: «Государь и его держава — вот главные элементы государства» — говорится в индийском политико-правовом трактате «Артхашастра». В Законах древневавилонского царя Хаммурапи также содержится аналогия правителя с земным богом. Для обоснования богоустановленности своей власти Хаммурапи использует пантеон богов, заявляя, что он был призван к управлению отцом и царем богов, что он царственный отпрыск, созданный богом луны, брат бога войны и т.п. Положение как о

богоустановленности царской власти, так и о ее центральности и верховенстве над всем сущим на земле имеет место и в гимне в честь преемника Хаммурапи царя Самсуилуны, в котором говорится: «…Выполняй величественно божественную должность своей царской власти», «…власть твоя стоит выше всего».

Следует подчеркнуть, что в современной теории государства и права две вышеобозначенные тенденции, два вектора государственно-правовой организации практически отождествляются, жреческая и абсолютистская власть царя рассматриваются в качестве примера монархической формы правления. Данное обстоятельство не вполне корректно, поскольку за этими двумя тенденциями стоит фундаментальное несходство между онтологическими статусами двух верховных правителей, а также разница в теонормативных и институциональных основах властвования.

Достаточно четко отличие в онтологических статусах жреческой и царской власти показал П.А. Сапронов в историко-философском анализе феномена власти. Так, он отмечает, что «.царь-жрец мог даже восприниматься в качестве воплощения божества. В нем был момент неразделенности профанного и сакрального, к нему могли относиться как к здесь и сейчас присутствующему богу.

И все же в царе-жреце божественность оставалась отделенной от человеческого естества. при необходимости человеческое естество насильственно устранялось, с тем, чтобы божественное нашло себе новое, более соответствующее ему воплощение. Иное дело царь-бог. Сколько угодно свидетельств, что он тоже воспринимался в качестве воплощенного божества. Однако есть воплощение. В отношении царя-бога можно сказать, что оно достигло близости божественного и человеческого несравненно большей, чем у царя-жреца. Теперь божеское и человеческое стали нераздельны. Тот же египетский фараон был не носителем божественности, а божеством в человеческом облике» .

Другими словами, если в теократической тенденции главным является божественное, справедливое и истинное, к которому ведут определенные люди, через которых проявляется божество, то в царской организации, напротив, служат не божественному, а культу. Вся общественная организация подчинена культу царя, при этом не жрецы являются проводниками божественной воли в профанном мире, а сам царь и есть божья воля на земле. Царская власть и культ царя исходят из непосредственного присутствия сакрального в профанном, непосредственный контакт людей с богом. Божественное теперь не нуждается в посреднике, а прямо заявляет о себе в мирской организации, при этом вся жизнедеятельность общества и вся организация (экономическая, политическая, правовая, духовно-культурная) выстраивается вокруг культа царя: «Подданные-люди теперь не просто почитают своего верховного властителя и поклоняются ему. Культовые действия, ранее обращенные к богам, обратились и на царя-бога. Отношение к нему стало богослужением» .

В свою очередь, теократическая тенденция исходила из того, что жреческая власть является доминирующей в государстве, поскольку обеспечивает преемственность как в развитии государственных (светских), так и духовных (религиозных) учреждений; сохраняет и воспроизводит от поколения к поколению сложившийся уклад духовной и светской жизни, что определяет устойчивость общества и его организации; направляет различные слои, касты, варны в соответствии с предписанным единым порядком; обеспечивает доминирование религиозных догматов, положений и запретов над светским законодательством и т.д.

ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

государство, власть в котором полностью принадлежит духовенству, т.е. светская и религиозная власть слиты в одно нераздельное целое; в основе государственной доктрины лежит религиозное учение и его догматика. На базе этого учения формируются все государственные и общественные институты и системы: судопроизводство, образование, государственная служба, официальные праздничные дни и т.д. Теократическая форма государственного правления в истории встречалась нечасто. В научной литературе в этой связи обычно упоминают: Иудейское царство (5—1 вв. до н.э.), Арабский халифат во время правления династий Омейядов и Аббасидов (7— 10 вв.), Иезуитское государство, основанное пуританскими переселенцами в Парагвае (начало 17 в.), Папская область, или Папское государство (756—1879), Тибет во главе с далай-ламой (17 в. — 1951), Монголия до 1921, Ватикан — единственное теократическое государство (город-государство), существующее по сей день и возглавляемое Папой — главой римско-католической церкви. Таким образом, Т.г. возникали на базе различных религий (иудаизм, ислам, католицизм, ламаизм — разновидность буддизма и др.) и существовали в различных исторических эпохах. Теократические идеи сохранили свое влияние и в наши дни. В ряде стран имеются политико-религиозные движения, ставящие целью создание Т.г. на основе исповедуемого ими вероучения. СВ. Фомина … смотреть

Салыгин Евгений Николаевич (МГЮА- аспирант).

Теократическое государство-такое государство, в котором политическая и религиозная власть находится в руках одного человека- главы духовенства. Первые возникшие государства были теократическими.

Истокитеократии можно найти при возникновении государств Азии, Африки. Следующий этап в развитии теократии относится ко времени появления христианства и мусульманства (идея создания халифата).

В настоящее время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы государственной власти. Это выражается в формальном отделении церкви от государства, религии от идеологии.

Но однако теократия не прекратила своего существования. Теократическими называют такие государства, как Иран-Рахбар, Ватикан, которые возглавляются лидерами духовенства (глава римской католической церкви).

В широком смысле теократическое государство это способ межличностного общения, управления, контроль над населением. Теократия может выступать идеалом социального устройства, служить ориентиром.

В юридическом смысле теократическое государство- определенный тип политической организации общества, которому свойственен особый аппарат управления, функции, методы управления, способы связи населения с органами государства.

Можно выделить признаки теократического государства:

1) Единственным обладателем власти провозглашается верховное божество, которое передало бразды правления своему наместнику на земле (наместник Бога). Глава священного государства наделяется сверхчеловеческими способностями, непогрешимостью. В России цари, генеральные секретари, президент окружались ореолом благодати, что исключило мысль о принятии ими неправильных решений. Данная черта теократического государства обуславливает признаки примата государства обществом, авторитаризм, отчуждение власти от народа. Теократическое государство не признает идею народного суверенитета. Идея о создании вселенского государства провоцирует террористические акции, военные интервенции, вмешательство во внутренние дела суверенных государств. (приоритет государства над обществом)


2) Правовой нигилизм. Государственные органы в теократическом государстве связываются не правом, а религией. Правитель ставится над правом (правитель выше права). Этим объясняется отсутствие в ряде в ряде мусульманских стран конституций. Ее заменяет Коран. В тех же мусульманских странах, где есть основной закон, он не наделяется высшей юридической силой. Приоритет у Священной Книги. Монархи, президенты таких государств могут своими актами вносить изменения в конституцию. Концепция божественного правления не предусматривает разделения властей и системы сдержек и противовесов. Этим объясняются жесткая иерархия, централизация государственной власти, сосредоточение ее у главы государства. Концентрация власти в руках одного правителя характерна для России, в частности для чеченской республики.

3) Несовместимость с идеями естественных прав, свобод человека. Существуют неправовые способы судебного разбирательства. Применяются телесные наказания, которые противоречат общепризнанным правам человека на жизнь, защиту чести и достоинства, неприкосновенность личности. Теократия обеспечивает определенный статус индивида, стабильность общества, но подавляет инакомыслие, свободу совести, слова.

4) Религиозная идеология. Она вытесняет политику, подчиняет ее себе. Религия превращается в мощный регулятор поведения людей. Добродетелью признается послушание, соблюдение религиозных требований. Нарушение же последних рассматривается как преступление. Осуждается неповиновение власти. В России прибегают к религиозной стороне жизни в период избирательных компаний.

5) Слияние государства и религиозных организаций. Государственная власть обращается к духовным ценностям нередко для получения признания, доверия со стороны населения. Церковь тоже умеет извлекать пользу из такого сотрудничества. Ей предоставляются льготы, в том числе налоговые, которые она использует не только для богоугодных дел. Это позволяет ей укрепить свое материально- финансовое положение. Церковь способна объединить нацию.Это можно проследить на примере России, где за счет общих вложений был восстановлен Храм Христа Спасителя.

Наметившиеся теократические тенденции в ряде современных государств оказывают негативное влияние на функционирование политической системы общества. Для обеспечения народовластия необходимо отделение церкви от государства, так как современные политические, общественные процессы нельзя понять с религиозных позиций, для этого требуется здоровый смысл и прагматизм.

46. Проблемы типологии правовых систем.

Поц: правовая система — совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.

В правовую систему входят:

— правовая идеология

— правовая культура

— правовая политика

— система права

— система законодательства

— юридическая практика … Исчерпывающий перечень дать практически невозможно.

Правовая система — совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей (закрепление, регулирование, дозволение, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование, ограничения, превенция, санкция, ответственность и т.д.).

Среда функционирования правовых систем: связи, отношения, состояния, режимы, статусы, гарантии, принципы, правосубъектность.

Блоки правовых систем: нормативный, динамический, правообразующий, блок прав и обязанностей, доктринальный (научный), статистический и др. — между ними связи и взаимоотношения.

Понятие правовой системы широкое, оно не охватывается даже понятием права.

Структура правовой системы:

1. Действующее законодательство – система действующих в конкретно-исторический период развития государства законов и основанных на них подзаконных актов.

Право — система общеобязательных, формально-определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.д., устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений).

2. Правовая идеология – система взглядов, учений, теорий, идей, представлений, убеждений, концепций, в которых отражается отношение людей к действующему (динамическое состояние) и желаемому (статическая составляющая, стереотипы) праву.

3. Юридическая практика – деятельность по изданию (толкованию, реализации) юридических предписаний, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом. (правовая семья → правовая система → правовые группы).

Добавить комментарий