Теории происхождение права

⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 27

Право — очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют право с разных сторон. В связи с этим разные ученые различают несколько концепций социальной сущности и назначения права. К ним относятся нормативистская, социологическая, психологическая, естествен­но-правовая, историческая, марксистская и интегративная.

В нормативистскойконцепции право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существова­ние нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный пра­вопорядок.

Положительными чертами данной концепции являются:

а) выделяется и подчеркивается основное свойство права — его норма­тивность; б) отмечается формальная определенность правовых норм, соблю­дение которых исключает произвол и беззаконие; в) четкая фиксированность государственного принуждения.

Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, яв­ляясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправед­ливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать уста­ревшие и т.д.

Социологическая концепция возникла во второй половинеXIXвека, когда развивалось предпринимательство как свободная деятельность людей в сфере экономики.

Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы — всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, админи­страторы — государственные чиновники, сами граждане.

Положительная черта данной концепции состоит в том, что живое, ре­альное право идет впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы соответствующие жизни.

Недостатками концепции являются: отсутствие или недостаточный учет юридической нормативной базы, законодательства; опасность некомпе­тентного решения и даже произвола со стороны лиц, принимающих правовые решения; возможность решения вопросов в пользу сильного и в ущерб сла­бому.

Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.

Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утвер­ждал, что право – это эмоции, «обязательственно-притязательные пережива­ния», психологическое состояние, вызванное определенным событием, и от­ношение к нему в этом психологическом состоянии.

Достоинство данной концепции состоит в том, что в правовое регули­рование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и пре­ступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений.

Недостаток данной концепции заключается в том, что возможен произ­вол, самосуды, использование психологии толпы.

Согласно теории естественного права, каждому человеку, с момента рождения принадлежат права и свободы. А затем эти принадлежащие чело­веку права и свободы находят свое выражение в праве. Они, собственно, и образуют право. Один из идеологов этой теории Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида. Положительная черта данной теории заключается в том, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других лиц, а в случае нарушения — нести за это ответственность. Недостатком является возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей.

Классовая, марксистско-ленинская теория характеризует право как волю господствующего класса, возведенную в закон, волю, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса. Согласно данной теории, любой класс, ставший господствующим устанавливает право, отвечающее его интересам, и подавляет интересы других классов.

Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с соци­альными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление.

Недостаток теории выражается в односторонности права, его принад­лежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам дру­гих классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой.

Историческая школа права логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являлись Гуго, Савиньи, Пухта и др. Основные идеи исторической школы права состоят в том, что:

1) право представляет собой историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно;

2) право идентично с правовыми обычаями, то есть с исторически сложившимися правилами поведения, произрастающими из недр национального духа и глубин народного сознания, влекущими за собой юридические последствия. Законы же производны от обычного права.

Достоинствами данной теории состояли в том, что, во-первых, впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учета в правотворческом процессе. Во-вторых, показан объективный характер права, его независимость от произвола законодателя. В-третьих, справедливо отдана дань таким свойствам правовых обычаев, как стабильность и проверенность временем.

Недостатки данной теории состояли в том, что, во-первых, данная теория отрицала естесственные права человека, по сути являлась идеологией феодализма, уже уходящего с исторической сцены. Во-вторых, ее представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.

Интегративная (современная) теория включает в себя черты многих других концепций. Она признает нормативность права, одновременно допус­кает создание норм права судьями, когда их прецеденты соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также природные права челове­ка, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновре­менно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, дру­гими обстоятельствами.

Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все ос­новные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатком является ее эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией.

Право и экономика.

Исторически, первыми возникли различные материальные отношения между людьми, включая и экономические. Только после появления материаль­ных благ и ценностей, возник вопрос о необходимости регулирования их распределения ме­жду членами общества и использования.

Необходимость упорядочения этих отношений вызвало к жизни опре­деленные правила, регулирующие порядок производства материальных благ, их распределения, присвоения, обмена, потребления. Данную функцию мог­ло выполнить только право, поскольку оно поддерживалось властной силой соответствующих силовых структур.

Первоначально эти нормы выражали интересы собственников материальных благ с целью защиты их богатства, обеспечения беспрепятственного пользования и распоряжения им и недопустимости использования другими. Поэтому в нормах права выражались, в первую очередь, интересы собственников. Законы закрепляли неприкосновенность и незыблемость их права собственности во всех его формах.

В последующем права, регулирующие имущественные отношения, по­лучили всеобщее распространение и обеспечивали неприкосновенность лю­бой собственности. Однако в определенных государствах и в определенных исторических условиях создавались приоритеты в защите различных форм собственности. Так, в условиях феодализма приоритетной защитой пользова­лась королевская собственность, в условиях социалистического общества — государственная.

Достаточно много внимания соотношению права и экономике уделено в марксистской теории. Согласно основным постулатам марксизма взаимосвязь права и экономики трактуется исходя из общих закономерностей связи базиса – экономической структуры общества, так называемого, экономического строя, которая складывается независимо от воли и сознания людей, и общественно-политической надстройки – идеологических отношений и институтов, которые не могут возникнуть без опосредования общественным сознанием. В марксиситской теории экономика как явление базисного порядка имеет определяющее значение по отношению к праву как части надстройки. Базис общества, во-первых, обусловливает необходимость правового регулирования в целом; во-вторых, определяет тот или иной тип права; в-третьих, определяет конкретные черты права той или иной страны в данный исторический период. В то же время, теория марксизма не исключала возможность воздействия на право иных элементов надстройки, подчеркивая, что базис оказывает влияние на право лишь в конечном счете.

С другой стороны, теоретики марксизма указывали на относительную самостоятельность права по отношению к базису, которая проявляется, прежде всего, в возможности обратного воздействия права на экономику. Данное положение марксизма в дальнейшем было сильно преувеличено в в практике социалистического строительства. Это было обусловлено тем, что главным собственником в социалистическом обществе было государство, которое планы своей экономической деятельности объявляло своим юридическим законом, а необходимость достижения тех или иных результатов в экономике формулировало как юридические требования.

В настоящее время оценку связей права и экономики принято проводить как с учетом необходимости государственно-правового регулирования экономических процессов, так и с учетом необходимости соблюдения прав и свобод человека в экономической сфере.

Согласно мнению западных ученых, право в условиях демократическо­го правового социального государства с развитыми рыночными отношениями может ре­шать следующие вопросы в сфере экономики:

1) устанавливать запреты на негуманную и социально-вредную пред­принимательскую деятельность;

2) закреплять равенство всех форм собственности и их использование;

3) устанавливать круг лиц, которые могут быть хозяйствующими субъ­ектами, и определять перечень условий, которым они должны соответство­вать, а именно: иметь определенное образование, профессию, стаж работы по данной профессии, медицинские показатели, лицензии на занятие данной деятельностью и т.д.;

4) запрещать порочные методы ведения хозяйства и коммерции, в том числе нечестные и противоправные;

5) регламентировать порядок разрешения хозяйственных споров и кон­фликтов, в основном с помощью судебных органов;

6) устанавливать юридическую ответственность предпринимателей и предприятий за нарушение законодательства, вплоть до ликвидации юриди­ческих лиц.

При соблюдении перечисленных обстоятельств, право приобретает характер регулятора поведения человека в конкретной сфере жизни общества – сфере экономики, и оценивать его как правомерное либо неправомерное со всеми вытекающими последствиями, а именно: честное законное предпри­нимательство правом охраняется, нечестное, незаконное – пресекается и на­казывается соответствующими органами государства.

Согласно взглядам современных сторонников свободной экономики, правовое регулирование рыночных отношений должно основываться на сле­дующих принципах и исходных положениях:

— индивидуальные усилия отдельных личностей формируют более со­вершенную систему экономических отношений по сравнению с сознательно задуманными и централизованно регулируемыми процессами;

— большей социальной ценностью обладает экономически свободная личность нежели личность, лишенная такой свободы и действующая в цен­трализованно управляемой системе;

— без экономической свободы личности не существует и политической свободы;

— социально более продуктивно использование свободных сил общества без принуждения;

— в сфере экономики необходимо лишь рациональное и стабильное за­конодательство, в рамках которого люди могут эффективно заниматься дея­тельностью по своим планам; государство лишь создает условия для макси­мального развития индивидуальных способностей и инициативы;

— закон должен устанавливать лишь общие правила, оставляя локаль­ные на усмотрение индивидов.

В результате такого правового регулирования экономических отноше­ний обеспечивается свободное частное предпринимательство и функциони­рование рыночных отношений. Право лишь внешне определяет пределы дея­тельности предпринимателей, обеспечивая безопасность общества и нор­мальное функционирование рынка.

Право и политика.

Как известно, сферу политических отношений составляют отношения между классами, слоями общества, религиями, нациями, центральными структурами государства и региональными и т.д. Данные отношения являют­ся наиболее важными в обществе. Они определяют все другие отношения, а именно: межличностные, отношения между группами населения, различны­ми общественными организациями, предприятиями и т.д. В современном значении политику в самом общем виде можно определить как социальную сферу, в которой сталкиваются, борются, реализуются интересы, прежде всего экономические, материальные, больших социальных групп.

Политика возникает как явление вместе с социальной дифференциацией общества, расслоением его на большие социальные группы, обладающими своими особыми, а порой антагонистическими интересами. Политики не существовало в первобытном обществе, где индивид не отделял свои интересы от интересов родовой общины.

В современном обществе нерегулируемая политическая борьба могла бы взорвать общество, уничтожить его как форму социального бытия человека, поэтому правовое регулирование политических отношений оказывает непосредственное и очень сильное влияние на жизнь общества всех его основных и второстепен­ных политических структур.

Более того, поскольку основной властной политической организацией, действующей в сфере политических отношений, является государство, право в сфере политики приобретает также очень большое значение. Правовое за­крепление организации государственной власти, форм и методов ее деятель­ности имеет принципиально важное значение для развития демократии в стране, прав и свобод граждан, свободы слова, печати и т.д. Поэтому неслу­чайно эти вопросы закрепляются в конституции страны.

Государство представляет собой наиболее мощный, наиболее совершенный инструмент реализации политических интересов, поэтому среди субъектов политики идет постоянная борьба за обладание рычагами государственной власти, за приближение к ней. В результате такой борьбы государство может стать «достоянием» какой-либо одной партии, социальной группы, что может привести к установлению тоталитарного режима.

Кроме того, политика может быть и антигосударственной, что находит свое выражение в деятельности нелегальных партий, террористических организаций. Однако в любом случае она касается государства, затрагивает его интересы.Право в политике, как и в экономике или другой сфере общественной жизни, должно регулировать не абстрактные общественные отношения, а по­ведение и деятельность должностных лиц, государственных органов, прини­мающих политические решения. Оно должно регулировать конкретные дей­ствия конкретных субъектов права определять их права, обязанности и от­ветственность за неисполнение обязанностей. Следует также иметь в виду, что чем детальнее и четче урегулирована деятельность государственных органов, в первую очередь их отношения с гражданами, общественными организациями, частными предприятиями, тем более законной будет деятельность государства в сфере политических отно­шений.

Однако право может служить формой выражения и осуществления политики лишь до тех пор, пока сама эта политика строится на исходных началах права и справедливости, то есть до тех пор, пока право используется государством в соответствии с его природой. Как только государство начинает использовать законодательную власть в интересах какого-то одного социального слоя или проводить антинародную политику, правовое содержание из официальных источников улетучится и в руках государства останется бессодержательная юридическая форма («неправовой закон»), использование которой в интересах политической коньюнктуры имеет свои пределы и может привести к разрушению всей политико-правовой системы.

Поэтому нет оснований говорить о служебной роли права по отношению к политике, а тем более о верховенстве политики над правом. А в правовом государстве вся политика должна быть правовой, как и деятельность такого государства в целом.

Право и национальные отношения.

Особенности выражения в праве интересов наций, народа.

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3

Теологическая теория.

Теологические взгляды на право – это самое первое объяснение сущности права. Исторически первое, поскольку возникло еще в древности. Теория является первичной. Это первая попытка понять право, так как исторически первым было религиозно-мифологическое мировоззрение. Она нашла свое применение во многих дошедших до нас памятниках права (например, законы Хаммурапи), в священных книгах мировых религий (например, Библия и Коран), в богословских трактовках и в актах религиозных толкований. Основная идея этой теории — это утверждение, что право исходит от Бога. Оно создано Богом для управления людей. Основным представителем теологической теории права был идеолог католицизма — монах Фома Аквинский (1225(6)-1274 гг.). Именно он разработал и предложил обществу сформулированную теорию закона. Схема была следующая: закон — как общее правило для достижения цели. Это правило, которым кто-либо побуждается к действию или же воздерживается от него. Он представил четыре вида законов, которые увязал между собой.

Первый закон — Вечный закон. Фома Аквинский представил как «божественный разум, управляющий миром». Это закон, который заключен в Боге, который существует сам по себе и от него производны другие виды законов. Этот закон лежит в основе всего мирового порядка, природы и общества.

Второй закон — Божественный закон. Фома Аквинский считал, что он заключен в Библии и необходим по следующим причинам:

1. Человеческий закон неспособен истребить зло;

2. Из-за несовершенства человеческого разума люди не могут прийти к правде, поэтому Библия должна помочь им в этом.

Третий Закон — Естественный закон. Автор представил его как отражение вечного закона в человеческом разуме. Он включает в себя законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Предписывает стремиться к поиску истины (Бога) и уважать достоинство людей.

Четвертый закон — Человеческий закон. Это право, созданное государством. Этот закон выражает требование естественного закона, подкрепленное государственным принуждением. Потребность в нем вызвана тем, что люди вследствие грехопадения имеют извращенную волю. Их свобода сводится к возможности творить зло. Для исполнения незыблемости требований этого закона необходимо принуждение людей к добродетели путем применения силы и страха наказания. Нормы человеческого закона в разных странах отличаются. Однако он, в любом случае, не должен противоречить естественному закону. Но поскольку естественный закон понимается только как правила общежития, сохранения жизни и продолжения рода, то необходимость соответствия человеческого закона естественному означала, что правители не должны распускать общество, запрещать жизнь, брак и деторождение. Практическая сущность данной концепции сводится к тому, что человеческий закон – это закон база которого строится на разуме и воле Бога. Все это означает, что нарушение человеческого закона не только влечет принуждение и наказание, но и является тяжким грехом.

Правовым человеческое установление является только тогда, когда оно не противоречит естественному праву.

В конце XIX века Папа Римский Лев XIII признал схоластическую систему Фомы Аквинского единственно возможной истинной философией католицизма. Это явилось началом неотомизму, как современной католической теории права. Теологическое направление в правопонимании господствовало непрерывно до XVII века, когда оно стало уступать место светским теориям правопонимания.

Таким образом, можно сделать вывод, что теологические основания оказали значительное влияние на понимание права и отношение к нему. Это влияние представляется глубоко противоречивым по своей сути.

С одной стороны, идея о том, что Бог создал всех людей равными и наделил одинаковыми правами и возможностями, послужила базовым аргументом в обосновании концепций свободы слова и демократического устройства. С другой стороны, христианская вера немыслима без идей справедливости и христианского милосердия, которые неизбежно подрывают дохристианский, античный принцип понимания справедливости как формального правового равенства.

Теория естественного права.

Теория естественного права ведет свои истоки от первобытных мифов Древней Греции. В мифах отражено божественное происхождение существующего миропорядка, а также значительно более поздним, рациональным в своей основе философским правопониманием, резюмирующим в себе результаты долгой истории постепенного научно-философского осмысления человечеством такого сложного феномена, как право. Данные теории содержатся в трудах античных мыслителей Демокрита, Сократа, Платона. Они первые предприняли попытку выявить нравственные, справедливые начала в праве, которые заложены самой природой человека. Полный расцвет теории естественного права пришелся на эпоху буржуазных революций XVII-XVIII веков в Западной Европе и Северной Америке. Основателем теории естественного права считается Г. Гроций (1583-1645 гг.). Позже, эту теорию стали развивать французские просветители: Дидро, Руссо, Вольтер, Монтескьё; англичане: Локк и Гоббс; русский ученый А. Н. Радищев.

Эта теория разделится на два подхода по методологическому основанию:

· признание существования идеального правового начала («Божественная воля», природа человека), которое призвано предопределить, каким должно быть право, выраженное в нормативных актах государства;

· наличие ряда требований к законодательству: отражение в нём идей справедливости, прав человека, иных социальных ценностей.

В теории естественного права используется принцип противопоставления права «естественного» «искусственному», включающий в себя их противоположную оценку и признание безусловного приоритета «естественного» над «искусственным».

Под естественными правами следует понимать неотчуждаемые права человека, которыми он обладает от природы в силу факта своего рождения. Как пример: право на жизнь, право на свободу, право на свободу, право на частную собственность и т.д. Источник данных прав находится в самой природе человека. Он приобретает их от рождения. Причем, государство не может даровать их индивиду, либо посягать на них. Оно должно признавать, соблюдать и защищать естественные права человека. Также следует отметить, что естественно-правовой подход, отрицает разного рода дискриминации и привилегии.

В данной теории право и закон не тождественны, так как естественное право возникает до и независимо от самого государства. Поэтому содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке на соответствие естественному праву и естественным правам человека.

Право и мораль отождествляются. Происходит это из-за того, что многие абстрактные ценности (например, равенство и свобода) составляют ядро права и определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы.

Анализируя всемирную историю можно показать, что изучение проблем естественного права становится наиболее интенсивным в эпохи кризиса, конфликтов между существующим правом и новаторскими тенденциями и стремлениями. Во времена великих реформ и особенно революций естественное право всегда играло существенную роль. После утверждения в Европе и Северной Америке буржуазных отношений значение естественного права упало. Им на смену пришли позитивистские представления о праве.

Но в XX веке интерес к идеям школы естественного права возрастает вновь. Однако если ранее для классического учения о естественном праве было характерно понимание естественных прав как вечных и неизменных, установленных природой раз и навсегда, то в XX веке естественные права стали увязываться с природой человека как социального существа и как субъекта социальных связей. Они выражались в форме экономических, политических, социальных и культурных прав. Большое влияние на становление такого подхода к пониманию права оказали работы немецкого юриста Р. Штаммлера (1856–1938 гг.), который «первым поставил вопрос о возрождении естественного права, введя в оборот формулу «естественного права с меняющимся содержанием».

С данного момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям:

1. Неотомистская теория (новейшая интерпретация учений Ф. Аквинского). Представители: Ж. Маритен, В. Кайтрайн, И. Месснер. Согласно этой доктрине источником естественного закона является Бог.

2. «Светская доктрина» исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, основанного на стандартах справедливого поведения. В ее основе лежит признание в качестве основы «правильного» права некой естественной нормативной системы, не совпадающей с позитивным правом.

Таким образом, характерными чертами теории естественного права являются:

1) Утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, которые обусловлены самой его природой;

2) Различие права и закона;

3) Идея «естественного права с изменяющимся содержанием», учитывающая реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества;

4) Существование различных направлений в развитии естественно-правовой теории.

Достоинства теории:

1. Утверждает идею естественных и неотъемлемых прав человека.

2. Впервые обратила внимание на то, что закон и право могут не совпадать.

3. Концептуально соединяет право и нравственность.

4. Провозглашает источником прав человека природу человека или Бога.

Слабые стороны теории:

1. Понимание права как абстрактных нравственных ценностей уменьшает его формально-юридические свойства, в результате чего теряется чёткий критерий законного и противозаконного, постольку непросто определить это с позиций справедливости, представления о которой являются индивидуальными у каждого человека

2. Это понимание связано не столько с правом, сколько с правосознанием, которое действительно может различаться у разных людей. Естественное право не есть некая правовая система, это идеологическое явление, отражающее представление о справедливости, правах человека, иных социальных ценностях. Но эти представления формируются как правовые требования, обращенные к действительному праву и законодателю. Их невыполнение как бы должно повлечь юридическую ответственность. Однако практическая реализация подобных установок в правоприменительной практике представляется достаточно сложной.

Историческая школа права.

Теория в ее логически завершенном виде сложилась в первой половине XIX века в Германии. Ее основателями являются знаменитые немецкие юристы: Густав Гуго (1764-1844 гг.), Ф.К. Савиньи (1779-1861 гг.), Г.Ф. Пухта (1798-1846 гг.). Они раскритиковали теорию естественного права и свойственную эпохе Просвещения веру во всесилие закона.

Согласно теории исторического права, естественного права как такового не существует, а есть лишь позитивное право, имеющее свои законы развития, которые не зависят от разума.

Право – историческое явление, представляющее собой выражение духа народа. Оно подобно языку, формируется постепенно, незаметно, стихийно и независимо от государства. Поэтому законодатель не может творить право самостоятельно. Он лишь «открывает право», фиксирует то, что уже сложилось в обществе в виде обычаев. А развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в обществе нормы.

Достоинства теории:

1. Впервые основательно обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права и на необходимость их учета в ходе правотворческой деятельности.

2. Подчеркивается естественность развития права, то есть факт, что законодатель не может творить нормы по своему усмотрению.

3. Верно подмечены преимущества правовых обычаев как проверенных временем и стабильных правил поведения.

4. Теория способствовала становлению исторического метода в юридической науке, а историзм как метод основал новую науку – историю права.

Слабые стороны теории:

1. Переоценена роль правовых обычаев в регулировании общественных отношений и недооценена роль законодателя в формировании права.

2. Данная теория возникла как реакция на естественно-правовую доктрину, как идеология феодализма, уже отжившего строя.

А) — результат деятельности монарха и его приближенных;

Б) — результат божественного воздействия;

В) — результат усилий и опыта нескольких поколений людей.

Какой модели возникновения государства соответствует «формула»: «Я властвую, потому и обладаю собственностью»:

1) «восточной» модели»;

2) «европейской» модели;

3) «американской» модели;

4) затрудняюсь ответить.

Основателями и представителями какой теории происхождения государства являются Конфуций, Аристотель, Филмер:

1) потестарной теории;

2) патримониальной теории;

3) патриархальной теории;

4) психологической теории

Какая из теорий государствообразования нашла свое отражение в законах Ману, законах Хаммурапи, индийских Ведах:

1) патриархальная теория;

2) теологическая теория;

3) теория насилия;

4) классовая теория.

Основой какой теории государствообразования является положение о том, что государству предшествует естественное состояние человека:

1) психологической теории;

2) органической теории;

3) договорной теории;

4) волюнтаристской теории.

Кто из перечисленных авторов является представителем «психологической» теории происхождения государства и права:

1) Каутский К., Дюринг Е., Маффесоли М.;

2) Фрейзер Д., Тард Г., Петражицкий Л.;

3) Вебер М., Дюги Л., Дюркгейм Э.;

4) Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.

Ведущим представителем какой теории государствообразования является австрийский юрист Людвиг Гумплович:

1) инцестной теории;

2) классовой теории;

3) теории насилия;

4) расовой теории.

Согласно, какой теории государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта, частной собственности и раскола общества на классы:

1) марксистско-ленинской теории;

2) органической теории;

3) патримониальной теории;

4) ирригационной теории.

Определите «лишнюю» теорию:

1) теологическая теория;

2) ирригационная теория;

3) герменевтическая теория;

4) органическая теория.

Кто автор следующего положения: «Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены»:

1) Маркс К. и Энгельс Ф.;

2) Ленин В.;

3) Каутский К.;

4) Гегель Г.

Форма правления – это…
a) организация и устройство государственной власти и органов государства
b) форма отношений между территориальными частями государства
c) характер взаимоотношений между государством и обществом
d) характер взаимоотношений между государством и его частями

Установите соответствие государства и формы правления:

США – президентская республика

Парламентарная монархия — в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция

Абсолютная монархия — Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар

Россия по форме правления является:

a) Президентской республикой

b) Президентской республикой

c) Смешанной республикой.

Монархией называется форма …
a) правления
b) государственного устройства
c) политического режима
d) права

Республика — это форма государственного правления, при которой…
a) государственная власть разделена между двумя партиями
b) глава государства существенно ограничен в правах
c) глава государства избирается народом или парламентом
d) государственная власть осуществляется одной партией

Республиканская форма правления подразумевает наличие…
А) только президента при отсутствии парламента
Б) назначенных президентом лиц
В) назначенных правительством лиц
Г) выборных органов власти

Форма правления, при которой во главе государства стоит президент, обладающий полномочиями главы государства и главы исполнительной власти, а правительство назначается самим президентом и не несет политической ответственности перед парламентом, называется…
А) монархией
Б) парламентской республикой
В) президентской республикой
Г) парламентарной монархией

Как называется форма правления, при которой глава государства занимает пост по наследству и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирателей?

1) Республика.

2) Демократия.

3) Монархия.

Формой правления не является:

1) Унитарное государство.

2) Монархия.

3) Республика.

Признаки парламентарной монархии
правительство формируется монархом
правительство формируется по принципу парламентского большинства
исполнительную власть осуществляет монарх
правительство несет политическую ответственность перед парламентом

Швеция является…
парламентской республикой
парламентарной монархией
полупрезидентской республикой

К какому понятию относится следующее определение: «Организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением»?

Политический режим.

Форма государственного устройства.

Форма государственного правления.

Государства по форме государственного правления делятся на …
абсолютные и ограниченные
монархии и республики
унитарные и федеративные

Признак президентской республики — президент является …
а) главой государства и имеет широкие полномочия в сфере исполнительной власти
б) главой государства и главой исполнительной власти
в) главой государства

На какие виды государства подразделяются по форме государственного устройства?

1) Монархии и республики.

2) Демократические и тоталитарные.

3) Унитарные и федерации.

Сложное государство, складывающееся из ряда государственных образований, называется …
a) тоталитарным
b) конфедеративным
c) федеративным
d) унитарным

Союз государств, который создается на основе договора для строго определенных целей, называется …
a) конфедерация
b) союзное государство
c) нация
d) содружество

По территориальному устройству государства делятся на…
a) президентские, парламентские
b) единые, сложные
c) федеративные и парламентские
d) унитарные, федеративные

Конфедерация представляет собой …
a) объединение слабых государств во главе с сильным государством
b) союз государств для достижения определенной цели
c) союз государств с одной денежной системой
d) формальный союз зависимых государств

Укажите соответствие государства и формы гос. устройства

Польша – унитарное государство

США — федерация, созданная по территориальному признаку

Индия – федерация, созданная по национальному признаку

Россия – федерация, созданная по смешанному признаку.

На каких принципах могут образовываться федерации?

1) Национальном и территориальном.

2) Гуманизма, справедливости, равенства.

3) Взаимной ответственности, независимости, демократизма.

Подберите надлежащее понятие к определению: «Единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью».

1) Федерация.

2) Унитарное государство.

3) Конфедерация.

4) Протекторат.

Какое понятие наиболее тесно связано, в логико-смысловом отношении с выражением «единая территория»:

1) республика;

2) авторитаризм;

3) конфедерация;

4) федерация.

Какое понятие соответствует данному определению: «Совокупность методов и приемов осуществления государственной власти»?

1) Политическая система.

2) Политический режим.

3) Механизм государства.

Форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, его власть считается производной от представительного органа или избирателей?

1) Республика

2) Демократия

3) Монархия

Какой признак не присущ президентской республике?

1) Президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти.

2) Президент избирается населением или выборщиками.

3) Высшие органы исполнительной власти формируются парламентом.

В президентской республике президент …
является главой исполнительной власти
не является главой исполнительной власти
как правило, не является главой исполнительной власти

Структурную организацию верховной государственной власти характеризует …
форма государственного устройства
государственный режим
форма государственного правления

По какому основному признаку монархии отличаются от республик?

1) Метод осуществления политической власти.

2) Порядок образования высших органов власти.

3) Внутреннее государственное устройство.

Чем может быть ограничена власть монарха?

1) Конституцией и парламентом.

2) Гражданским обществом.

3) Средствами массовой информации.

Совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих ее сущность, определяет …
a) политический режим
b) функции государства
c) форму государства
d) форму правления

Политический режим – это…
a) форма управления обществом
b) порядок формирования высших органов государственной власти
c) совокупность приемов и методов реализации государственной власти
d) способы организации государственной власти

Какие признаки характерны для тоталитарного политического режима?

1) Разделение властей, принцип парламентаризма.

2) Наличие многопартийности.

3) Концентрация власти, установление единой идеологии.

4) Гарантия прав и свобод человека.

Термин «диктатура» означает ___________ власть.
а) неограниченную законом
б) деспотическую
в) монархическую
г) тираническую

Способ властвования, характеризующий взаимоотношения правящей элиты с населением и представляющий собой совокупность методов осуществления государственной власти, называется…
А) формой государственного устройства
Б) формой государства
В) политическим режимом

Г) формой правления

Совокупность приемов, способов, методов осуществления государственной власти — … режим.
а) политический
б) общественный
в) государственный

Политический режим, характеризующийся одной официальной идеологией, сравниванием партийного и государственного аппарата, монополией государства на средства массовой информации, контролем над всеми сферами жизни общества, называется ________ режимом.
А) фашистским
Б) тираническим
В) тоталитарным
Г) деспотическим

Какие признаки характерны для тоталитарного политического режима?

1)Разделение властей, принцип парламентаризма.

2)Наличие многопартийности.

3)Концентрация власти, установление единой идеологии.

4)Гарантия прав и свобод человека.

Было создано множество теорий происхождения права. Это многообразие можно объяснить различным временем их создания, разнообразием взглядов их авторов и факторов, оказавших влияние на появление права.

1. Теологическая теория происхождения права (Фома Аквинский, Ж. Маритен). Право — это вечное явление, созданное Богом. Представители этой теории считают, что существует высший божественный закон, который должен лежать в основе позитивного права, создаваемого государством.

Сильная сторона данной теории в том, что в ее основе лежат, христианская мораль, христианские заповеди: «Не убий», «Не укради». Недостаток состоит в том, что существование Бога не поддается научному доказательству, поэтому всегда найдутся сомневающиеся в данной теории.

Согласно данной теории существует две системы права — естественное и позитивное:

• естественное право существует объективно, независимо от государства (например право на жизнь, на свободу, на достоинство и др.) — поэтому оно не нуждается в государственном закреплении и регулировании. Оно исходит от природы (Высшего Разума, Бога) и, следовательно, воплощает в себе высшую справедливость;

• позитивное (писаное) право — совокупность норм, создаваемых государством. Оно не должно противоречить естественному праву.

Признание естественных неотъемлемых прав человека — величайшее достижение юридической науки XVIII в. В то же время в этой теории не учитываются экономические причины происхождения права.

3. Историческая теория происхождения права (Савиньи, Г.Гуго). Происхождение права — стихийный исторический процесс. Оно складывается в ходе жизни общества, является продуктом развития нации. Право развивается подобно растению, языку, на котором говорят народы. Среди источников права важнейшую роль сторонники исторической школы отдавали обычаям, закрепившимся в нормах права с течением времени, а не законам.

Сторонники данной теории отстаивали необходимость изучения истории права. При этом они защищали устаревшие обычаи, феодально-крепостнические институты.

4. Нормативистская теория происхождения права (Г. Кельзен).

«При нормативном подходе право рассматривается как система регулирующих человеческое поведение правил, исключительно исходящих от государства и охраняемых им. Нормативное правопонимание основывается на теории позитивного права, отождествляющего право и закон». Нормы законов составляют иерархическую пирамиду. Ее вершина — конституция. Данная теория является полностью противоположной теории естественного права (все право — только от государства).

Достоинством теории является то, что данной теорией доказывается:

• связь права и государства;

• его обязательное исполнение всеми субъектами;

• иерархическая соподчиненность нормативно-правовых актов.

Недостатки теории в том, что:

• отрицаются естественные права человека;

• теория может служить обоснованием всевластия государства.

5. Марксистская теория происхождения права (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) основана на материалистической философии. Она соотносит возникновение права прежде всего с экономическими изменениями, произошедшими в первобытном обществе в связи с неолитической революцией, возникновением частной собственности и т. д. Под правом понимается воля господствующего класса, возведенная в закон, т. е. согласно марксизму буржуазное право не служит интересам всего общества, поэтому с ним можно не считаться как с пережитком прошлого. Отсюда идея диктатуры пролетариата, т. е. власти, по ленинским же словам, не ограниченной законом.

Данная теория близка к жизненным реалиям (право действительно во многом создается представителями господствующих классов в своих интересах, отличных от интересов большинства общества).

Недостатками теории являются:

• восприятие права как отжившего явления;

• обоснование идеи диктатуры (буржуазному праву противопоставляется рабоче-крестьянская диктатура).

6. Социологическая теория происхождения права (Иеринг, Л. Дюги, Е. Эрлих, Р. Паунд). Представители этой школы права проводят границу между правом и законом. Предписания закона становятся живым, действующим правом, когда они фактически начинают применяться на практике. Важнейшее значение имеет судебная и арбитражная практика, свобода судейского решения, право в контексте социальных отношений. Сильная сторона теории в том, что большое значение придается изучению эффективности права, правоприменительной практике. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни.

Ее недостаток в том, что она не учитывает опасности произвола со стороны судебных и административных органов.

7. Психологическая теория происхождения права (И. Петражицкий, Г.Ф. Кнапп, Г. Тард). В эмоциональном состоянии в психике людей лежат причины возникновения права. Человеку свойственно, вступая в различные отношения, испытывать определенные правовые чувства: что он должен сделать, что от него ждут. Эти эмоциональные переживания человека .Комплекс этих переживаний составляет так называемое интуитивное право. Всякое право, существующее вне сознания человека, есть фиктивное, недействующее право. Достоинство данной теории состоит в том, что в процессе создания права учитываются:

• психологические факторы;

• правосознание общества;

• правовая культура;

• социальная психология.

Недостаток теории заключается в преувеличении роли психологических факторов, недостаточном внимании социально-экономическим причинам как факторам происхождения права.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПРАВА

Основными представителями этого направления исследовательской мысли являются Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухта, Н. М Карамзин. Историческая теория возникла в первой половине XIX в., как противовес теории естественного права, из которой вытекали демократические и революционные идеи, призывы к коренному изменению существующего со Средних веков политико-юридического строя и принятию законов, отвечающих «требованиям разума», «природе человека».

Говоря о праве, создатели исторической школы права считали, что действующее в обществе право не сводится к совокупности предписаний, исходящих от государства. Право возникает спонтанно и своим происхождением не обязано государству. Оно, подобно языку, не устанавливается договором, не вводится по чьему либо указанию, не дано Богом, а создаётся, складывается постепенно путём самостоятельного развития через стихийное образование норм общения, добровольно принимаемых народом. Право — это прежде всего исторически сложившиеся правовые обычаи, произрастающие из глубин народного сознания, из недр национального, народного духа. Что же касается предписаний государства, то они составляют позитивное право, которое производно от права обычного и способно лишь помочь его упорядочению. Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права// Сибирский юридический вестник.2000. №1 — 4с.

Представители исторической школы права попытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определённый объективный ход вещей. Этот ход совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в него, держаться исстари заведённых и освященных опытом столетий порядков.

К. Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права сродни развитию организма из своего зародыша. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых-правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем — общим убеждением народа.

С точки зрения Г. Пухты, бесцельно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа, она не может прибавиться к обществу. Каждому народу присущ свой дух, соответственно своё правосознание. Поэтому нормы права одного народа не будут годными для других народов и национальностей. Чтобы народ имел соответствующее ему право, необходимо выявить его дух, а этого можно достичь лишь проводя исторические исследования. И чем глубже уходит в историю народа исследователь, тем более точными и полными будут знания о народном духе и процессах его развития. Сырых В.М. ТГП: Учебник для вузов.-5-ое изд., стер. М.: ЗАО Юстицинформ, 2006.-551с.

Историческая школа права имеет несколько достоинств. Одно из главных — правильный вывод о том, что право — это объективное явление, а не чьё-то произвольное творение. Кроме того, утверждается, и с этим вполне можно согласиться, что право — явление историческое и развивается вместе с обществом, а не стоит на месте, будучи раз и навсегда данным.

Вместе с тем, историческая теория имеет и свои минусы.

Сторонники данной теории, говоря, что право вырастает из народного духа, постулируют его неизменность. Но даже тогда, когда они допускают его развитие, они само развитие народного духа понимают не как цепь качественных превращений, а как простое, хронологическое его развёртывание в историческом процессе.

Историческая теория гиперболизирует роль одной стороны жизни общества: общественного сознания. Объективные факторы, как то экономика, военные завоевания, климатические условия и катаклизмы, международное общение и заимствование опыта социальной жизни, недоучитываются. Представляется, что «народный дух» всё же даётся не сам по себе, а зависит от множества объективных причин, в частности тех, которые указаны выше.

Согласно этой теории народный дух проявляется в обычаях. Но и здесь возникает ряд проблем. Во-первых, все ли обычаи справедливы. С этим трудно согласиться, если взглянуть на обычай рабства или обычай войны в международном праве. Во-вторых, некоторые обычаи носят международный характер, например торговые обычаи, и как бы выходят за рамки народного (национального) духа.

Одним словом, историческая теория права даёт поводы для своей критики. Но, не смотря на это, её следует признать крупным продвижением вперёд теоретико-правовой мысли в изучении о происхождении права. Она оказала значительное влияние на становление историко-правовых наук, которые обращались к проблемам протоправа. Историческая теория, без всякого сомнения, пополнила копилку человеческих знаний о процессе происхождения права.

Добавить комментарий