Теории происхождения и сущности государства

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

В мире всегда существовало и существует множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства. Говоря о теориях происхождения государства и причинах их возникновения, следует отметить, что одной из главных ролей в решении этих вопросов, на протяжении всей истории человечества отводилось религии. Ещё в Древнем Египте, Вавилоне и Иудее выдвигались идеи божественного происхождения государства. Более широкое распространение данные идеи получили на стадии перехода народов к феодализму и в феодальный период.

Наряду с религиозными теориями происхождения государства, существовали и продолжают существовать идеи о том, что на возникновение и развитие государства решающее значение влияние оказали человеческие слабости и страсти, стремление к обогащению и власти, жестокость, высокомерие и другие отрицательные черты человека.

Как показал исторический опыт, главной причиной возникновения и развития государства коренятся в области экономики и в социальной сфере жизни людей. Необходимо отметить, что теории происхождения государства отличаются множеством различных подходов к пониманию государства.

Одной из самых древних является теологическая теория. Теологическая теория происхождения государства зародилась ещё в глубокой древности. Суть её состояла в том, что государство как упорядоченная социальная структура ниспослана человечеству свыше. Эта мысль отражалась в Законах Хаммурапи, Послании Апостола Павла к римлянам. Религиозные обоснования этой теорий также содержатся еще в библейских текстах.

Сторонники теологической теории настаивают на божественном происхождении не только государства, но и государственной власти в лице абсолютного монарха. Не случайно эта теория была весьма распространена в средние века. Её ярким представителем в XIII в. был итальянский философ и богослов Фома Аквинский. Разновидностью теологических теорий в средние века явилась «теория двух мечей», согласно которой Бог дал церкви два меча, один из которых она оставила у себя, ибо не пристало церкви самой использовать меч, а другой вручила светским правителям для управления мирскими делами. В исламе распространение получила концепция имамата, согласно которой деятельность правителя есть продолжение пророческой миссии.

Не менее древней считается патриархальная теория происхождения государства, основателем которой по праву считается древнегреческий философ Аристотель, который утверждал, что государство возникает из разрастания и объединения семьи. Согласно этой теории, неорганизованное общество преобразуется в государство вследствие разрастающейся из поколения в поколение семьи, глава которой — отец — становится главой государства.

Отличие патриархальной теории от теологической в том, что она видела истоки власти монарха не столько в божественном происхождении, сколько в тех формах семьи, где существовала неограниченная власть главы семьи, патриарха. Эта теория нашла свое развитие в XVII в. во взглядах английского мыслителя Роберта Фильмера. В России ее сторонником был Н. К. Михайловский. Например Фильмер считал, что Бог вручил Адаму не только семейную власть, но и государственную, которую Адам в свою очередь передал по наследству своим детям.

Как бы ни была привлекательна патриархальная теория, но нет ни одного исторического свидетельства подобного пути возникновения государства. Патриархальная семья возникла вместе с государством, поэтому она никак не может быть причиной его возникновения. Хотя, безусловно, образование больших династических семей сыграло важную роль в переходе к новым организационно-управленческим способам жизнедеятельности общества. Недостаток патриархальной теории в том, что она преувеличивала роль семьи, придавала ей универсальное значение.

Наиболее теоретически обоснованной и популярной является договорная теория происхождения государства, или, теория общественного договора. Сторонниками этой теории были Джон Локк и Томас Гоббс в Англии, Жан-Жак Руссо во Франции, Радищев в России. Согласно договорной теории, государство возникает из соглашения между правителем и народом, заключаемого в целях обеспечения порядка и организации общественной жизни.

Получалось, что государство представляло собой сознательное объединение людей на основе договора между ними, в силу которого они передают часть своей свободы и своей власти особым органам управления. Значимость этой теории в том, что в ней процесс возникновения государства впервые ставится в зависимость от проявления воли людей. Но в этом же состоит ее субъективизм, поэтому люди могут захотеть, а могут и не захотеть объединиться. Теория общественного договора не давала ответа на вопрос о причинах, побуждающих людей добровольно объединяться. Сомнительно, чтобы большие сообщества людей по своей воле сознательно лишали себя возможности самостоятельно решать свою судьбу, отдаваясь во власть единоличного правителя.

В XIX в. наибольшее число сторонников получает теория насилия, согласно которой все государства возникли в результате завоевания и порабощения одного народа другим. Основатель этой теории австрийский социолог Людвиг Гумплович считал, что государство создавалось для закрепления власти народа-победителя. Подобных взглядов придерживался и Карл Каутский. Действительно, история знает много примеров образования новых государств путем завоеваний одних народов другими. Но по этой же причине многие государства распадались и исчезали, народ-завоеватель как бы растворялся (ассимилировал) в порабощенном. Таким образом, теория насилия не раскрывает сущностных причин происхождения государства, так как, хотя завоевания и отражались на социально-этнической структуре вновь созданного общества, но это были уже вторичные процессы.

Широкое распространение в XIX веке в связи с изданием работ Герберта Спенсера, Рене Вормса и ряда других авторов получила органическая теория.

Определенное влияние на эту теорию оказали идеи естественного отбора Чарлза Дарвина. Согласно этой теории, развитие неорганизованного первобытного общества в процессе естественного отбора и борьба за выживание приводят к объединению людей в государство, которое представляет собой живой организм. Правительство выполняет функцию мозга, а различные слои общества — составные части организма. Идея эта не нова.

Еще Платон в IV веке до нашей эры сравнивал государство с разумным живым существом, а законы государства — с процессами человеческой психики. Однако также как нельзя объяснить эволюцию животного мира, исходя лишь из законов физики или химии, невозможно напрямую применять биологические законы на развитие человеческого общества. Хотя определенное рациональное зерно в этой теории есть. Например, некоторые современные политологи считают, что органическая теория указывает на важные геополитические факторы, способствовавшие организации отдельно существующих групп людей в государство.

В XIX в. появляется психологическая теория происхождения государства, которая рассматривала эту проблему в ином аспекте. Основатели этой теории — французский социолог и криминалист Габриэль Тард и русский правовед и социолог Л. И. Петражицкий. Суть данной теории в том, что в самих людях заложена психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, и в условиях коллективного взаимодействия. Считалось, что свойством человеческой психики является потребность подчиняться кому-либо и быть зависимым. Таким образом, предполагалось, что возникновение государства есть следствие психологических закономерностей развития человека.

Немецкий социолог К. А. Витгофель в работе «Восточный деспотизм» обосновал так называемую ирригационную теорию происхождения государства, обосновавшую образование государства необходимостью строительства и поддержания мощных ирригационных систем в восточных аграрных областях (Месопотамии, Египте, Индии, Китае и т.п.). Вполне очевидна связь этих процессов с формированием слоя управленцев-чиновников. Грандиозные земельные работы диктовали необходимость жесткого централизованного управления, планирования, учета и подчинения, что возможно лишь в условиях государства. Данная теория может служить объяснением причин возникновения государства лишь для наиболее засушливых территорий.

Современные политологи и социологи отдельно выделяют демографический фактор, согласно которому процесс возникновения государства рассматривается в зависимости от численности и плотности проживания населения на конкретной территории. Выделяют также психологический фактор, связанный с образом жизни того или иного народа. Так, например, кочевой образ жизни цыган в сочетании со свободолюбием объясняет отсутствие у них государственных структур. Это обстоятельство можно назвать этнографическим фактором.

До недавнего времени в официальной советской науке считалась единственно верной Марксистская теория происхождения государства (историко-материалистическая или социально-экономическая). Данная теория является наиболее аргументированной и доказательной, так как ее основы были изложены в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», опиравшегося на труд Л. Моргана «Древнее общество», а затем развиты в работах В.И. Ленина. Согласно данной теории, процесс образования государства есть не что иное, как процесс вхождения в цивилизацию. Главная движущая сила этого процесса — развитие производительных сил.

В результате совершенствования орудий труда и способов организации труда происходят крупные общественные разделения труда (земледелие отделяется от скотоводства, ремесло — от земледелия, торговля выделяется в самостоятельную сферу экономики), образуются излишки продуктов труда, что приводит к возникновению частной собственности и имущественному расслоению общества. Вследствие этого возникает необходимость наличия специальных групп людей, основным занятием которых является охрана сложившихся отношений. Но главное в том, что появляется возможность содержания подобных групп людей, которые не участвуют в процессе производства материальных благ, а призваны регулировать и защищать интересы общества, олицетворяя собой государство. Ф. Энгельс отмечает три формы возникновения государства: афинскую, римскую и древнегерманскую.

Раскрыть сущность государства — значит уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без него.

В первобытном обществе регуляция общественных отношений с помощью особого аппарата политической власти отсутствовала. Не было и самой политики, но имела место реальная власть, власть авторитета вождя племени. Кроме того, многие вопросы общественного устройства решались на основе принятых в данном племени обычаев, традиций, обрядов и т.д. Другими словами существовала стихийная система саморегуляции общественной жизни.

Впоследствии стал происходить процесс слияния родов, образования союзов племен, что привело к смешению обрядов и обычаев. Система межличностных отношений рушилась. Возникла необходимость разработать новые всеобщие регулятивы взаимоотношений между людьми, объединенными в одно общество, но имеющими различные интересы и приоритеты. Этот новый регулятор общественных отношений не мог больше опираться на власть авторитета. Место власти авторитета постепенно, с жестокой неизбежностью занимала власть силы, ибо не было другой альтернативы для выживания человеческого общества.

Исходя из вышеизложенного, можно определить: государство — это единственно возможная, всеобщая, универсальная политическая форма организации исторически сложившегося общества, обеспечивающая решение как сугубо специальных задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

«Единственно возможная» — означает, что пока не найдено другой формы существования цивилизованного общества, кроме государства. «Всеобщая» — это значит, что такая политическая организация власти, как государство, присуща всем народам независимо от территории проживания. «Универсальная» — значит, что, сколько бы ни существовало государств в различные исторические эпохи (или в один и тот же исторический период), ни одно из них никогда абсолютно не повторяло черты другого.

Признаки государства – это его существенные характеристики, которые отличают государство от других политических организаций.

Выделяются следующие основные признаки государства:

— административно-территориальное деление (внутренние и внешние границы). Территория государства обозначена государственной границей.

К государственной территории относятся земная поверхность, недра, внутренние воды, воздушное пространство над ними, территория посольств, консульств за рубежом, борт военных кораблей и самолётов, космических аппаратов, а также гражданских самолётов и кораблей, находящихся в нейтральных водах;

— наличие населения, характеризует принадлежность людей к данному государству (гражданство);

— наличие публичной легитимной власти, имеющей три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную;

— обладание суверенитетом (состояние независимости государственной власти при решении как внутренних, так и внешних задач);

— наличие особого аппарата управления, обеспечивающего выполнение функций государства;

— единая денежная система, единое экономическое и правовое пространство;

— существование системы взимания налогов;

— наличие внешней атрибутики: гимн, флаг, герб, столица.

Функции государства — это основные направления его деятельности, благодаря которым реализуется назначение государства. Принято делить функции государства по сферам распространения на внутренние и внешние; по продолжительности действия — на постоянные и временные.

Внутренние функции государства (осуществляются внутри страны):

— принятие законов и контроль за их соблюдением;

— регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

— определение общих программ экономического развития, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием (административно-хозяйственная функция);

— осуществление единой финансовой, кредитно-денежной и таможенной политики (функция финансового контроля);

— обеспечение точного и полного осуществления законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений (функция охраны правопорядка);

— оказание социальной помощи нуждающимся в ней членам общества (социальная функция);

— осуществление мероприятий, направленных на сохранение и восстановление природной окружающей среды (экологическая функция). Внешние функции государства(на международной арене):

— осуществление внешней политики, установление и координация международных отношений;

— заключение международных договоров по вопросам войны и мира, экономического и культурного сотрудничества;

— обеспечение национальной безопасности и оборона от внешних посягательств на территориальную целостность и суверенитет;

— определение статуса государственной границы и ее защита.

Теории происхождения и сущности государства

Представления о причинах происхождения государства, его сущности и социальной роли менялись по мере развития государ-ственности. Многообразие взглядов объясняется сложностью самого процесса становления государства, различными формами существо-вания государственности, субъективными идеологическими и по-литическими позициями мыслителей, и т.д.

Сформировались различные теории по вопросу происхожде-ния и сущности государства. К наиболее распространенным из них относятся:

1. Теологическая теория происхождения государства

Представители: Фома Аквинский, Жак Маритен и др. Основные идеи:

— государство создано Богом, как и весь мир;

— государь исполняет Божью волю, его власть незыблема;

— беспрекословное подчинение воле государя;

— церковь выступает посредником между Богом и государем.

Недостатки теории: не имеет научного обоснования, посколь-ку построена на вере.

2. Договорная теория происхождения государства

Представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Дидро, А. Радищев, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье и др. Основные идеи:

— государство возникает в силу общественного договора, за-ключенного между людьми;

— согласно договору люди теряют часть своих естественных

прав, своей свободы в пользу государства, но при этом при-обретают гарантии защиты своей личности, своих прав, своей собственности со стороны государственной власти;

— каждый участник договора принимает на себя обязанность выполнять все требования со стороны государства;

— государство обязуется обеспечивать охрану порядка в обще-стве, защиту личности, имущества каждого;

— государство и общество несут взаимную ответственность за невыполнение своих обязательств.

Недостатки теории: идеализируется процесс возникновения государства как разовая сделка, непосредственно зависящая от воли человека, в то время как образование государства — это сложный эволюционный процесс, связанный с объективными факторами (со-циально-экономическими, географическими, военными, и т.д.).

3. Патриархальная теория происхождения государства Представители: Аристотель, Н. Михайловский и др. Основные идеи:

— государство образуется путем разрастания семьи по типу: семья — племя — союз племен — государство;

— власть главы семьи (патриарха) становится властью главы государства;

— государь — отец народа, который заботится о своих поддан-ных, как о членах своей семьи.

Недостатки теории: государственная власть и власть в семье — не тождественные понятия, поскольку призваны решать разные задачи.

4. Теория насилия

Представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др. Основные идеи:

— государство является результатом завоевания слабого пле-мени другим, более сильным;

— для завоевания и дальнейшего управления порабощенными племенами требуется соответствующий аппарат управления и принуждения, которым и становится государство;

— порабощение порождает рабство, которое в свою очередь ве-дет к появлению частной собственности;

— экономическое господство властвующих приводит к появ-лению классов, сословий;

— государство по своей сути является организацией власти и силы.

Недостатки теории: военно-политические факторы действи-тельно сыграли определяющую роль в образовании ряда государств, однако в большинстве случаев причины военно-политического ха-рактера выступают второстепенными, уступая в первую очередь социально-экономическим факторам.

5. Психологическая теория происхождения государства

Представители: Л. Петражицкий, 3. Фрейд и др. Основные идеи:

— причины происхождения государства связаны с особеннос-тями человеческой психики;

— личность стремится к общению, испытывает потребность жить в коллективе;

— одни люди в силу своих особенностей психики стремятся повелевать, другие, наоборот, подчиняться;

— из власти, основанной на авторитете, возникает государствен-ная власть.

Недостатки теории: психика человека формируется под воз-действием социально-политических и иных факторов, поэтому вы-ступает не главным, а одним из многочисленных условий зарожде-ния государственности.

6. Ирригационная теория происхождения государства

Представители: К. Витфогель и др. Основные идеи:

— государство возникает вследствие проведения крупномас-штабных работ по строительству ирригационных сооруже-ний;

— организация подобных работ требует привлечения большой массы людей;

— для проведения строительства необходимо создание цент-рализованной системы органов управления. Недостатки теории: возникновение государства подобным об-разом происходило в основном в восточных регионах, где природ-но-климатические, географические условия требовали создания ир-ригационных сооружений. В других регионах не требовалось про-ведения подобных работ, и государства возникали в силу иных фак-торов.

7. Марксистская теория происхождения государства (матери-алистическая, классовая)

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основные идеи:

— государство возникло в силу социально-экономических фак-торов;

— общественное разделение труда, совершенствование орудий труда приводит к появлению избыточного продукта, част-ной собственности и, как следствие, к возникновению клас-сов — богатых и бедных;

— первобытная организация власти не способна управлять об-ществом, где существует противоборство классов;

— государство является результатом раскола общества на клас-сы;

— государственная власть принадлежит классу богатых;

— государство по своей сути является машиной, созданной гос-подствующим классом, для подавления эксплуатируемого класса.

Недостатки теории: социально-экономические факторы, в том числе и классообразование, действительно сыграли определяющую роль в процессе происхождения государства. Однако в данной тео-рии недооцениваются иные факторы (духовные, психологические и др.), которые сыграли немаловажную роль наряду с социально-эко-номическими причинами, а также гиперболизирована роль классов в образовании государства.

Введение

1. Эволюция представлений о государстве

2. Понятие и признаки функций государства

3. Понятие и признаки государства

4. Сущность государства

Заключение

Список литературы

Введение

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества.

Вопросы о государстве и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач.

Вопрос о понятии государства является достаточно сложным и далеко не ординарным вопросом. Это обусловлено как сложностью и многогранностью самого государства как явления (объективный фактор), так и неодинаковостью восприятия одних и тех же государственно-правовых явлений разными людьми.

По свидетельству известного австрийского юриста Г. Кельзена «трудности в определении понятия «государство» усугубляются ещё и тем, что данным термином, как правило, обозначаются самые разнообразные предметы и явления». Так, этот термин иногда используется в самом широком смысле, а именно «для обозначения общества как такового или же какой-либо особой формы общества». Нередко же он применяется и в очень узком смысле – для обозначения какого-либо особого органа или органов общества, например органов управления или же субъектов управления, а также нации или территории, на которой проживает население той или иной страны.

Кельзен Г. заключает, что неудовлетворительное состояние политической теории, являющейся в основе своей теорией государства, в значительной мере предопределяется тем фактором, что исследователи государства нередко «используют одни и те же термины в совершенно разных значениях или же рассматривают разные явления и понятия как идентичные».

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.

Применительно к государству его сущность составляет такая характеристика, которая раскрывает природу и назначение государства в обществе, а поскольку в социальном назначении государства выражается целесообразность его существования и функционирования как инструмента управления делами общества, то узнать сущность государства означает выявить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.

Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:

1) государство — это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин);

2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);

3) общество, в котором есть государство, — это государственно-организованное общество; для такого общества государство — это форма его существования;

4) на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом;

5) при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы;

6) развитые, сложные, противоречивые объективные потребности общества в государстве определяют и само назначение, функции, цели, задачи, деятельность государства; при этом теоретически несущественно, о чем идет речь — достижение «лучшей жизни», «общей пользы», «общего блага» или же самоорганизации, самоуправления общества с помощью государства.

Данные выводы позволяют сформулировать такое определение государства: государство — это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. Здесь важно отметить следующее. Любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди авторов вышеприведенных определений — Аристотель, Г. Гроций, Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин), всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он — их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Объект исследования представленной работы – сущность государства в современный период времени. Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.

Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие сущности современного государства.

Эволюция представлений о государстве

Теория государства и права, как и всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения теории государства и права невозможно анализировать современные политические процессы и явления.

Наука о государстве зародилась в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Выдающийся мыслитель античности Платон (427 – 397 г.г. до н.э.) написал произведение «Государство», «Законы». Предшественники Платона софисты (Протагор, Протик и др.) утверждали, что политика и государство это чисто человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей», а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое и не изменчивое творение человеческого разума.

Платон находил подобные учения неверными, что они, по его мнению, являлись призывом к неповиновению законам. Несмотря на достигнутые договорённости, люди могут нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный порядок в обществе. Согласно Платону, «естественным» путём возникают лишь «порочные формы государства». К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев. Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В результате тимократия переходит в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно для богатых, другое для бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства.

Демократическое государство сверх нормы «пропитано свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В данных условиях власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном.

Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разрушается. Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный круг, Платон предлагает вариант идеального государства – справедливого правления «аристократов духа» — мудрецов. В нём должно быть «красивым всё в целом», сохраняется всеобщность государственного принципа: свобода государства в отношении к индивиду. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит строгую иерархию сословий: философы — правители, стражи – воины, ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности — всё общее. Идея Платона — о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства.

Аристотель (384 – 322 гг. до нашей эры) делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек – «политическое животное и поэтому несёт в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идёт от семьи к общине, а от неё к государству – полису. Он связывает функции и предназначение государства с высшей природой целью человеческих существ – общением.

Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть «животное государственное».

Все формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. Государственный строй, по Аристотелю, представляет из себя такой порядок, при котором господство принадлежит законно установленной власти. К правильным государствам он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и «политию» или республику. Каждой правильной форме противопоставляется неправильная: тирания, где имеется в виду только польза правителя; олигархия, где правят богатые для собственной выгоды; демократия, где властвуют бедные, имея в виду только себя.

В учении Аристотеля, как и у Платона, имеют место тоталитарные тенденции: человек – часть государства, личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин – это частица политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми, но свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными, судебными и законодательными делами, а сельское хозяйство и промышленное производство – это удел рабов. Граждане могут иметь частную собственность, но пользоваться ею, по мнению Аристотеля, следует сообща т.к. неравенство становится причиной возмущений и переворотов. Политический идеал Аристотеля – государство, в котором только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

В Древнем Риме Марк Туллий Цицерон (106 – 43 г.г. до н.э.) в работах «О государстве» и «Законы» уделял большое внимание разработкам проблем правового равенства. Согласно Цицерону, государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включаемым в том числе, и веления человеческой природы. Государство, по Цицерону, основано на всеобщем равенстве и справедливости, оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах права и общности интересов. Причиной образования государств является охрана собственности. В основе права лежит справедливость, первым требованием которой является не навредить другим и не покушаться на чужую собственность.

Цицерон выделяет три формы государства: царская власть, власть оптимистов (аристократии), народная власть (демократия). Лучшей формой государства Цицерон считает смешанную форму, важнейшим достоинством которой является прочность государства и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право народов», существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами.

В средние века учение об общественном устройстве предложил Августин Аврелий (354-430 г.г.) и Фома Аквинский (1224 –1274 г.г.). Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о двух градах: божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град – это град проклятых Богом людей, нечестивцев, которые обречены на гибель. Град божий или Божье царство образуют праведники, которые предопределены к спасению. С приходом Христа и созданием христианской церкви «град Божий» реализуется через деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в средневековье идея господство церкви над государством, духовной власти над светской. На ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть, его право назначать и смещать государей.

Доминиканский монах Фома Аквинский учил, что повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоёвана, отобрана у законного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния. Фома Аквинский бал сторонником монархии. Однако он различал два типа монархии: абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал предпочтительней, так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в его пределах.

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии науки о государстве сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469 – 1527 г.г.). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений и законов. При рассмотрении формы государственного устройства он отдаёт предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти. Макиавелли отмечает также большое влияние на государство борьбы противоположных классов: простого народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику или смешанную форму государства, в которой сочетается демократический, аристократический и монархический элементы власти.

В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие мысли о государстве связано с целой плеядой таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М.Ф. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588 – 1679 г.г.). В работе «Левиафан или материя, форма и власть государства» он описывает хаос естественного догосударственного существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса – общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон. Политика и её носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путём договорённости между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей зашиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал, что, заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощённой в них власти, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены. Права государственной власти, по теории Т. Гоббса, были вполне совместимы с интересами классов, осуществляющих английскую революцию. Совершенно очевидно, что по современным меркам Гоббс больше консерватор, чем либерал, т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он интерпретировал так, что выводы оказались консервативными: свобода возможна лишь в том случае, если люди передают право распоряжаться ею монарху.

Дальнейшее развитие учения о государстве и праве связано с именами Иммануила Канта (1727 – 1804 г.г.) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831 г.г.). Кант в работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» даётся обоснование внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении границ произвола. Человек, по Канту, это цель, а не средство. Способность человека «давать себе закон» и без всякого внешнего принуждения бороться за осуществления этого закона выражает его моральную автономию. Высшей формой, обеспечивающей свободу, выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый может быть хозяином самому себе. Смысл принуждения, по Канту, состоит в эквиваленте возмещения ущерба, который принёс потерпевший от преступления. Право обладает принудительной силой, носителем которой выступает государство. Гегель разрабатывает учение о свободной воле, которая соотносится с правом и представлена в виде трех ступеней развития: абстрактное право, моральность и нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора; учение о морали касается проблем умысла и вины, намерения и блага, добра и совести; учение о нравственности включает проблематику семьи, гражданского общества и государства.

По К. Марксу и В. И. Ленину, государство является машиной для поддержания господства одного класса над другим, возникшей в результате общественного разделения труда, появления частной собственности и антагонистических классов. Иначе говоря, государство – единственно возможная всеобъемлющая универсальная политическая форма организации исторически сложившегося классового общества, обеспечивающая как решение сугубо классовых задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.

На марксисткой доктрине в советский период основывалась отечественная юридическая теория, в частности, социалистическое государство трактовалось как классовое господство рабочих и крестьян.

Рассматривая государство с разных позиций – философской, исторической, социологической, юридической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты характеристики государства, но невозможно сформулировать полное, универсальное его понятие.

В современной отечественной юридической литературе понятие государства определяется чаще всего через его признаки. Это общепринятый приём. В наборе данных признаков среди учёных практически нет серьёзных разногласий.

Добавить комментарий