Теория государства и права рк

ПЛАН
Введение
1. Понятие и основные признаки государства
2. Воздействие государства на право
3. Правовое государство: основные признаки
Заключение
Литература

ВВЕДЕНИЕ
Государство и право — важнейшие факторы общественной эволюции, непременные спутники современного общества. Теория государства и права — составная часть обществоведения, идейная основа практической юриспруденции. Деятельность государства, принятие и реализация законов, обеспечение прав граждан, поддержание общественного порядка тесно связаны с положениями политико-правовой теории.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Споры о понятии права, равно как и о соотношении государства и права, права и закона, имели место не только в далеком историческом прошлом. Они продолжались и в XX в., имеют место также дискуссии и в настоящем. Современные исследователи, так же как и их предшественники, выделяют в основном два подхода и два, ориентируется не только на неразрывную связь государства и права, но и на то, что государство является единственным, исключительным источником права. Право при этом определяется не иначе, как система общеобразовательных, формально-определенных, государственно-принудительных норм, выражающих возведенную в закон государственную волга господствующего класса и выступающего в качестве классового регулятора общественных отношений.
Другой подход к праву — непозитивистский, не связывает столь жестко, как первый, понятие права с понятием государства. Право при этом рассматривается как претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения окружающей природной среды.
Государство и право взаимозависимы друг от друга, но в то же время они относительно самостоятельны друг от друга. Если государство издает правовые акты, обеспечивает их соблюдение и в случае неисполнения содержащихся в них требований применяет принудительную силу, то право, в свою очередь, активно воздействует на государство путем установления общеобязательных для всех его органов, должностных лиц и организаций правил поведения. С помощью норм права закрепляется их статус, определяются рамки их деятельности, устанавливается их структура, порядок деятельности и взаимоотношений.
1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
ГОСУДАРСТВА
Государство есть продукт развития общества, продукт непри-миримости классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. Везде и всегда вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
Возникновение государства — это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранились, поддерживались, развивались. Экономические отношения — базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.
Государство есть особая организация политических сил, находящихся у власти.
Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей — первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем — армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.
На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги, которые были известны родовому строю.
Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей, князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением времени кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.
5. ВОЗДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА НА ПРАВО
Государство является непосредственным фактором создания правовых установлений и главной силой их осуществления. Государственная власть имеет конструктивное значение для самого бытия права как особо институционального образования. Она присутствует в праве и как бы проникает в самую суть права.
Государство опекает право, использует его потенциал для достижения целей государственной политики. В то же время влияние государства направо не следует абсолютизировать и рассматривать в духе этатистских воззрений, признающих право исключительно инструментом (средством) государства, его признаком или атрибутом. Но только государство, но и право обладает относительной самостоятельностью, собственными, внутренне присущими ему закономерностями формирования и функционирования, из чего следует, что право имеет по отношению к государству самостоятельное значение.
Роль государства в правообразовательном процессе достаточно специфична. По настоящему государство вмешивается в правообразовательный процесс лишь на определенных его стадиях. Отсюда творческая роль государства в отношении образования права заключается в следующем: 1) в осуществлении правотворческой деятельности. Государство в соответствии с познанными законами общественного развития, закономерностями стихийного правогенеза определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений (деятельности), потребность в наиболее рациональной юридической форме (закон, акт исполнительной власти и др.) и учреждает общие нормы, придавая им авторитетом государственной власти формально-юридический, всеобщий характер. В буквальном смысле это означает, что государство устанавливает нормы права;
2) в санкционировании государством норм, которые не имеют (не носят) прямого государственного характера. Для некоторых правовых систем такой способ «производства» права является
преобладающим;
3) в признании юридически обязательными регуляторами поведения фактически сформировавшихся и существующих отношений и связей (соответствующих им видов деятельности), вследствие чего эти связи и отношения получают юридическое значение. Таким образом формируется так называемое обычное и прецедентное право, признаются в качестве общих норм положения нормативных договоров.
Государство, таким образом, обеспечивает развитие всей системы источников права. Сообразуясь с социально-экономическими потребностями, политической ситуацией в обществе, государство в значительной мере оказывает влияние на выбор типов, государственно-юридических средств обеспечения правомерного поведения.
Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Исторический опыт убедительно свидетельствует о том, что вне и помимо государства использование его ресурсов, осуществление правовых установлений было бы вообще невозможно.
Государство, далее, обеспечивает охрану права и господствующих правовых отношений. Государственное принуждение является постоянно существующей гарантией, которой подкрепляется
право.
Государство, следовательно, способствует распространению права в социальном пространстве, оно обязывает участников общественных отношений действовать по праву, исключать противоправные подходы в достижении общественно значимых результатов.
Идея правового государства основывается на необходимости достижения гармонии, справедливости в обществе. Вековой опыт государственного правового развития вырабатывал основные признаки, позволяющие при их реализации в жизни общества оградить личность от произвола государства, достичь оптимального соотношения интересов государства и личности. Теория правового государства изначально закладывалась такими мыслителями, как Платон, Аристотель, Э. Кант, Д. Локк, Г.В. Гегель, Ш.А. Монтескье и др. Эта идея, как противовес абсолютизму разрабатывалась известными в России Н.М.Корпуновым, Б. А. Кристяковским, П.И. Новгородцевым и др. Реализация основных признаков правового государства является одним из условий его формирования, и они отражают направление движения к цивилизованному обществу. Можно выделить различные признаки правового государства, которые будут ему свойственны и отражать его различные стороны. Основными отличительными признаками правового государства, как представляется, его сущностными характеристиками можно выделить следующее:
— верховенство закона;
— организация и функционирование суверенной власти на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебных функций;
— обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.
Рассматривая основные признаки правового государства, следует отметить, что мерой каждому признаку должен быть человек. Реализация указанных признаков в жизни отражает движение к правовому государству.
Правовое государство не следует понимать как законченную, совершенную формулу, как некую статическую субстанцию. Правовое государство одновременно является категорией сущего и должного, идеалом, преобразующим действительность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функции государства обусловлены многообразием взглядов на исторические судьбы права и государства. Общее мнение одно — право и государство развиваются,
Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государственного правового строительства.

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ИБРАЕВА А.С.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
АЛМАТЫ, 2006
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………………5
Часть I КУРС ЛЕКЦИЙ……………………………………………………………………
Тема 1. Предмет и метод теории государства и права………….7
Тема 2. Происхождение государства и права…………….13
Тема 3. Понятие и признаки государства…………………18
Тема 4. Сущность и функции государства…………………………………21
Тема 5. Механизм государства………………………………..24
Тема 6. Форма государства…………………………………….27
Тема 7. Типы государства………………………………………31
Тема8. Правовое государство и гражданское общество………… 34
Тема 9. Политическая система и государство…………38
Тема 10. Понятие, сущность и функции права…………………………..41
Тема 11. Право в системе социальных норм……………..48
Тема 12. Источники права……………………………………..51
Тема 13. Норма права……………………………………………56
Тема 14. Система права………………………………………..62
Тема 15. Правотворчество………………………………………65
Тема 16. Систематизация законодательства……………….68
Тема 17. Правоотношение………………………………………71
Тема 18. Реализация права…………………………………….78
Тема 19. Толкование права…………………………………….81
Тема 20. Правосознание и правовая культура……………83
Тема 21. Правомерное поведение…………………………….86
Тема 22. Правонарушение и юридическая ответственность………88
Тема23. Законность и правопорядок……………………. 94
Тема24. Механизм правового регулирования………….101
Тема25. Личность, право и государство…………………..108
Тема26. Основные правовые системы современности………….114
Тема27. Правовая система Республики Казахстан……118
Тема28. Форма государства Республики Казахстан…123
Тема29. Экономика, право, политика, государство….127
Тема30. Право, государство и глобальные
проблемы человечества…………………………………………128
Часть II ^ СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Часть III РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ВСЕМ ТЕМАМ
Часть IV ТЕСТЫ ПО ВСЕМ ТЕМАМ
ВВЕДЕНИЕ
В системе юридических наук теория государства и права занимает особое место, являясь базовой методологической наукой для всех остальных юридических наук. Важность данной науки для формирования правового сознания и правовой культуры будущего юриста проявляется в ее целях. Целями изучения теории государства и права является усвоение комплекса общих знаний о государственно-правовых явлениях, получение представлений об основных категориях, отражающих особое свойство государства и права; уяснение значения общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.

В силу этих обстоятельств данная юридическая дисциплина изучается на первом курсе юридических вузов, а на выпускном курсе проводится государственный экзамен.
Предмет учебной дисциплины «Теория государства и права» имеет свои особенности, поскольку здесь государство и право изучаются как абстрактные категории.
Теория рассматривает государство и право не в отдельно взятой стране в конкретную историческую эпоху, а в общих чертах и в историческом развитии. В сущности теория ориентируется прежде всего на современные, наиболее развитые формы государственности и права. Главная цель теории как учебной дисциплины состоит в разъяснении смысла, сущности и назначении государства и права с теоретических позиций.
Теория государства и права есть сложная юридическая наука, состоящая из двух частей – теории государства и теории права. Теория государства (общее учение о государстве) изучает типы, формы и функции государства.
Теория права – это наука, изучающая вопросы юридической догматики (источники права, виды правовых норм, правоотношение, правосознание, толкование права, юридическая ответственность и др.).
Эти части взаимосвязаны, связь между ними осуществляется посредством философии права. Философия права учит тому, каким должно быть право и при этом затрагивает основные понятия о государстве. Поэтому в основе всякой теории государства и права лежит определенная философско-правовая концепция.
В мире существовало и существует множество различных теорий государства и теорий права. Они изучают государственно-правовые явления с разных аспектов и предметами их исследований являются право, законы, судебные решения, представления людей о праве, психические переживания в связи с правом, политическая власть, государство, конституционная демократия и т.д.
В теории государства и права большое внимание уделяется уяснению основных принципов права, усвоению не только буквы, но и духа закона, умению правильно его толковать и применять. В условиях демократизации казахстанского общества и становления правового государства важное значение приобретает формирование, развитие и закрепление нового юридического мышления, общей и правовой культуры, высокого профессионализма, чувства ответственности и справедливости.
В основе современной теории государства и права лежит понимание права как естественного права и правового государства как института, подчиняющегося требованиям естественного права. Данное обстоятельство закреплено в Конституции Республики Казахстан.
Изучение студентами предмета «Теория государства и права” имеет важное значение для подготовки юристов высшей квалификации. Научное цельное понимание государственно-правовых явлений способствует правильному решению вопросов юридической практики.
Данное пособие написано в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 0216 — Юриспруденция. Здесь в краткой форме отражаются практически все теоретические основы изучаемого предмета. При написании данного учебного пособия были использованы учебники по теории государства и права, а также специальная юридическая литература, изданная в последнее время. Авторы постарались учесть различные точки зрения по вопросам права и государства и на их основе выработать единое цельное понимание этих сложных общественных явлений. Авторы не претендуют на исключительность тех или иных теоретических положений, поскольку в процессе написания учебного пособия были использованы изданные в последнее время учебники по данному предмету.

Здесь также имеются тестовые задания по всем изложенным темам. Они составлены в соответствии с курсом лекций. Из нескольких ответов на предложенные вопросы только один является правильным. Поэтому для того, чтобы верно ответить на задания, необходимо основательно изучить весь курс лекций по теории государства и права.
Тестовые задания направлены на подробное уяснение смысла основных правовых понятий и категорий, служат одной из форм контроля за успеваемостью студентов. Такая форма контроля в виде тестирования активно применяется в Казахском национальном университете имени аль-Фараби.
В учебном пособии также дается словарь основных правовых понятий. Он, несомненно, послужит лучшему усвоению текста учебника.
В работе также предлагается перечень научной и учебной литературы по всем темам, изданными как российскими, так и казахстанскими учеными.
Основная цель настоящей работы – дать краткое систематизированное изложение вопросов изучаемого курса, акцентировать внимание на спорные стороны вопросов, помочь в выработке навыков самостоятельного мышления и освоить формы самостоятельного контроля.
Данное учебное пособие издается повторно, с дополнениями и изменениями. Оно рассчитано не только для студентов и преподавателей юридических вузов, но и для широкого круга читателей, желающих получить правовую информацию о государстве и праве, расширить свой кругозор.
ЧАСТЬ I
^ КУРС ЛЕКЦИЙ
Тема 1. Предмет И МЕТОДОЛОГИЯ теории государства и права
Особенности предмета теории государства и права
^ Государство и право – это общественные явления, обусловленные возникновением, функционированием и развитием общества. Государства и право есть результат развития человеческого общества.
Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования и отражения их в сознании людей относятся к разряду политических, поскольку оказывают влияние на политико-правовую жизнь общества.
В основе разграничения юридических наук лежит предметный критерий, то есть особый круг общественных явлений, который изучает данная наука. Но при этом учитывается связь государства и права с другими общественными феноменами (культурой, моралью, политикой).
Система юридических наук состоит из следующих частей:
– общетеоретические и общеисторические юридические науки. К ним относятся теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений;
– отраслевые юридические науки. Это самый большой блок. Сюда относятся конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, семейное право, уголовно — процессуальное право, гражданско-процессуальное право, трудовое право, финансовое право, международное право и др.;
– межотраслевые юридические науки. Это земельное право, экологическое право. Кроме того, сюда можно отнести такие юридические науки, как прокурорский надзор, криминология и др.;
– прикладные юридические науки. К ним относятся криминалистика, судебная медицина, юридическая психология и др.
Следует отметить, что система юридических наук – явление подвижное, изменяемое. Так в соответствии с общественными потребностями появляются новые отрасли права, исчезают старые. В свое время существовали такие отрасли, как колхозное право, совхозное право. На сегодня, например, ставится вопрос о выделении таможенного права и предпринимательского права в самостоятельные отрасли права,
Среди юридических наук особое место занимает теория государства и права.
^ Особенности теории государства и права, как науки, состоят в том, что она является:
– во-первых, общественной наукой, предмет которой составляют общественные явления – государство и право. Этой особенностью теория государства и права отличается от ряда других наук (естественных, технических);
– во-вторых, политико-юридической наукой, изучающей такие общественные явления, которые непосредственно относятся к области политики, властной деятельности государства. Этой особенностью теория государства и права отличается от других общественных наук, непосредственно не изучающих государственно-правовую надстройку;
– в-третьих, общетеоретической наукой, изучающей основные и общие закономерности, общие черты государства и права. Этой особенностью она отличается от специальных юридических наук;
– в-четвертых, наукой методологического характера. Освещая общие закономерности государственно-правовой надстройки, она разрабатывает вопросы метода (т.е. способа изучения государственно-правовых явлений);
– в-пятых, это наука, имеющая базовый характер для всех остальных юридических наук. В рамках теории государства и права рассматриваются правовые явления, которые «пронизывают” все юридические дисциплины.
Таким образом, теория государства и права – это система обобщенных знаний об основных и общих закономерностях государства и права, об их сущности, назначении и развитии в обществе.
Предметом теории государства и права являются, во-первых, наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, во-вторых, система основных правовых понятий и категорий и в-третьих, современная государственно-правовая действительность.
При этом следует отметить, что теория государства и права изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а все общее и особенное, что присуще государству вообще, а также общие правовые понятия – такие, как норма права, правоотношение, правосознание, законность и др.
Теория государства и права как фундаментальная теоретическая наука выполняет ряд специфических функций:
^ 1. Онтологическая функция. Выполняя эту функцию, теория государства и права отвечает на вопрос, что такое государство и право, как они возникли и что представляют собой в настоящее время.
^ 2. Гносеологическая функция (функция познания). Выполняя эту функцию, теория государства и права вырабатывает теоретические приемы и способы познания, что в конечном итоге приводит к развитию правового познания.
^ 3. Эвристическая функция (от греческого слова «эврика” – открытие). Теория государства и права исследует не только известные уже закономерности понятий государства и права и связанных с ними явлений, но и находит новые закономерности, порожденные реалиями общественной жизни.
^ 4. Методологическая функция. Поскольку теория государства и права – фундаментальная наука, имеющая предмет изучения, она имеет способы и приемы исследования изучаемых понятий, которые в свою очередь являются составной частью юридической науки.

^ 5. Политико-управленческая функция. Государство и право – это политические понятия, они необходимы для удержания политической власти в руках той или иной социальной прослойки. Для того, чтобы знать, как управлять государством, как пользоваться таким мощным средством воздействия на массы, как право, необходимо иметь научные основы внутренней и внешней политики, что и призвана делать теория государства и права.
^ 6. Идеологическая функция. Под идеологией понимается система взглядов и принципов той или иной группы населения, общества, социального слоя. Иногда для большой группы населения или нации существует единая идеология. В качестве примера можно привести бывший СССР, где существовала только одна идеология – марксистко-ленинская. Если взять день сегодняшний, то в качестве примера можно привести США, где существует так называемая американская мечта, где каждый американец верит, что у него есть шанс стать преуспевающим человеком. При потере обществом идеологического ориентира в государстве начинают происходить смуты и волнения, резко вырастает кривая преступности. Поэтому теория государства и права вырабатывает своего рода рекомендации, которые следует применять для выработки у общества определенной правовой и политической культуры, не противоречащей политике, проводимой государством. Для этой цели государство может использовать различные средства и методы. Например, в Казахстане своего рода идеологической программой является послание Президента РК – 2030.
^ 7. Практически-организаторская функция. Любое государство, каким бы развитым оно ни было, рано или поздно сталкивается с проблемами, на которые сразу ответ трудно найти. Тогда теория государства и права, основываясь на имеющемся практическом и теоретическом материале, дает рекомендации как решить ту или иную возникшую проблему. Например, если Казахстан в 1995 году отказался от института народных заседателей, чтобы обеспечить независимость судей, то теперь в связи с возникшими сложностями в работе судебной системы, внесенными изменениями и дополнениями в Конституцию (ст.75 Конституции РК), закреплена возможность осуществления правосудия судом присяжных заседателей. Принять такое решение позволил накопившийся опыт работы судебной системы во всем мире, проана-лизированный и приспособленный для нашего государства.
^ 8. Прогностическая функция. Как нам известно, предметом теории государства и права являются общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, их места в жизни общества и политической системе. Изучая эти закономерности, теория государства и права прогнозирует дальнейшее развитие этих понятий, изменение государственно-правовой сферы, что в свою очередь позволяет избежать непоправимых ошибок.
Следует отметить, что все функции теории государства и права тесно переплетены и взаимно дополняют друг друга. Лишь в своей совокупности они дают нам полное представление о назначении теории государства и права.
^ Методы теории государства
Предмет науки – это то, что она изучает.

Методы науки – это приемы, способы, подходы, которые используются ею для познания своего предмета и получения научных результатов.
Каждая наука применяет для изучения предмета множество методов. Наука изучающая методы называется методологией. Также методологией называется совокупность определенных методов, приемов, способов, теоретических принципов, применяемых при исследовании конкретного предмета.
Методы, применяемые в теории государства и права также применяются во всех отраслевых юридических науках. Существуют различные методы исследования государственно-правовых явлений и различные виды их классификаций. Так, методы можно разделить на всеобщие, общие и частные, специальные.
Всеобщие методы используются во всех науках. К ним можно отнести диалектический и материалистический методы, метод анализа и синтеза.
Суть диалектического (диалектика — наука о развитии) метода заключается в том, что любое явление, в том числе государство и право изучается в динамике, в развитии, при этом признается, что истина не абсолютна, а всегда относительна.
Теория государства и права использует следующие закона диалектики:
1. Закон перехода количественных изменений в качественные. На практике это означает следующее – любое функционирующее государство по мере своего развития накапливает изменения во всей своей системе (к примеру, в структуре правоохранительных органов и др.). Если до 1995 года в Казахстане следствие могли вести следователи прокуратуры, то по мере демократизации общества стало очевидным, что нельзя совмещать в одних руках следствие и надзор за ним. Вследствие этого был принят Указ Президента РК «О прокуратуре”, согласно которому у прокуратуры остались лишь функции надзора за следствием и дознанием в уголовном процессе.
2. Закон отрицания отрицания. Согласно данному закону, любое явление, которое сегодня отрицается, может быть завтра принято и воплощено в жизнь. Если до недавнего времени было общепринято полное вмешательство государства в дела общества, то в настоящий момент общество стремится ограничить это вмешательство.
3. Закон единства и борьбы противоположностей. Данный закон устанавливает, что в одном и том же месте в одно и то же время могут существовать взаимоисключающие явления. Например, в Республике Казахстан провозглашена система разделения властей. Однако, например, в систему Министерства юстиции входят суды, то есть судебная власть фактически зависит от исполнительной власти.
Используя материалистический метод мы изучаем развитие государства и права в зависимости от экономических условий, от производственных отношений. Однако эту зависимость нельзя абсолютизировать, поскольку в истории человеческой цивилизации существовали развитые государство и право при неразвитой системе производственных отношений. К примеру, С. Зиманов одним из первых в казахстанской юридической науке обратил внимание на то, что нельзя абсолютизировать материалистический метод при исследовании государственно-правовых явлений. В своей монографии «Общественный строй казахов первой половины ХIХ века» он пишет: «Нельзя делать категоричный вывод о том, что земледельческие общества по уровню своего развития всегда стоят выше, чем скотоводческие, и было бы серьезной ошибкой объяснять отсталость того или иного общества только характером форм общественного производства, тем более выводить эту отсталость непосредственно из них. То, что земледелие является более прогрессивной формой производства, чем скотоводство относится в первую очередь к сфере хозяйствования, но отнюдь не к сфере и характеру отношений между людьми».

Характеризуя уникальность правовой культуры казахов С.Зиманов отмечает, что «казахское право, основными источниками которого были обычно -нормативная система и культурные традиции Великой степи, проявляло на протяжении многих веков удивительную жизнеспособность и стойкость в условиях прямого и косвенного засилия чужестранных государств, мощного влияния их идеологий. Они силою и увещаниями навязывали казахскому обществу свои режимы, угодные им порядки. Казахское общество, несмотря на понесенные им огромные жертвы, все — таки заметно менялось, но наиболее стойкими и жизнеспособными оказались его вековая правовая культура и язык.
Завидная живучесть Казахского права в его изначальной, древней форме наперекор всем изменениям и революциям, пронесшимся на степном пространства Казахстана, объясняется тем, что в его основе и самой культуре, в его нормативной системе лежали народность и вольная, естественная свобода человека, то есть такие нравственные идеалы и принципы, которые созвучны вечным стремлением человека и человечества. Это было одной из фундаментальных причин того, что Казахское право оказалось сильнее мечей узурпаторов и их режимов».
Таким образом, при рассмотрении государства и права мы должны учитывать в качестве определяющего фактора не только развитие экономики и экономических отношений, но и особенности духовной культуры тех или народов.
^ Анализ и синтез как методы исследования применяются для изучения государственно-правовых явлений путем расчленения их на составные части, а затем соединения в единое целое. Применяя эти методы мы путем восхождения от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному изучаем государство и право. Например, если взять абстрактное понятие «форма государства” и начать анализировать различные виды составных частей этого понятия, в частности – формы правления, то понятие «форма государства” начнет обрастать конкретными признаками и особенностями. Если же идти от конкретного к абстрактному, то, изучив различные виды правонарушений: уголовные, административные, гражданские, можно сформулировать общее понятие правонарушения;
К общим методам исследования относятся такие методы как системный, исторический, структурно-функциональный, конкретно-социологический, сравнительно-правовой и др.
Рассмотрим некоторые методы более подробнее.
^ Исторический метод. Этот метод основан на том, что государство и право – это исторические, динамичные и развивающиеся явления, при изучении которых следует учитывать исторические традиции и особенности той территории и населения, где функционируют рассматриваемые государство и право;
Системный метод. Государство и право – это системные понятия, имеющие сложную структуру. Например, государство состоит из системы государственных органов, а право из отраслей права. Полностью признать государство и право можно, лишь рассматривая их как целую систему.
^ Формально-юридический метод. Для этого метода характерно исследование внутренней структуры, источников, методов систематизации права. Для исследования государства он применяется, когда анализируются формы государства, а также его структура;
Метод сравнительного государствоведения и правоведения. Метод основан на изучении системы государства и права различных стран;
^ Конкретно-социологический метод основан на социологических исследованиях. При этом изучается общественное мнение, отношение общества к действующим законам и самому государству. Для него характерны такие приемы как:
– наблюдение;
– анкетирование;
– интервьюирование;
– эксперимент.
^ Частные или прикладные методы исследования используются в основном в прикладных юридических науках. К ним относятся методы экспертиза, эксперимент и др.
Следует отметить, что методы теории государства и права разнообразны, но в своей совокупности они способствуют познанию таких сложных явлений жизни общества, как государство и право.

Добавить комментарий