Теория социального государства кратко

Социальное государство — это политическая система, перераспределяющая материальные блага в соответствии с принципом социальной справедливости ради достижения каждым гражданином достойного уровня жизни, сглаживания социальных различий и помощи нуждающимся.

Понятие «социальное государство» впервые употребил в 1850 г. Лоренц фон Штейн. Именно ему принадлежит научный приоритет в разработке первой теоретической концепции социального государства, содержащей новаторские для своего времени взгляды о возможностях и средствах государственной политики.

В определении социального государства Л. фон Штайна содержался ряд принципиальных положений, ставших основой нового понимания функций государства. Он отмечал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных общественных классов, для отдельной частной самоопределяющейся личности посредством своей власти. Оно обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо, в конечном счете, развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве».

В данном определении автор преодолевает социологический подход к государству как арене, на которой происходит классовая борьба, и выделяет в качестве одного из атрибутов социального государства равенство всех людей (личностей) независимо от их социальной принадлежности, делает главной дихотомию личность — государство взамен принятой государство — общество и определяет главной целью государства экономический и социальный прогресс.

Таким образом, исходным критерием выделения социального государства в особый тип, его основной идеей данного периода, стало распространение патерналистских отношений государства на всех членов общества независимо от их социальной принадлежности.

Первые признаки социального государства стали появляться с конца XIX в. в форме деятельности правительств по борьбе с бедностью и по улучшению положения рабочего класса. Германия стала первой страной, где были приняты социальные законы, предусматривающие страхование по старости, болезни, а также устанавливающие пенсии по старости («прусский социализм»). В США импульсом для социализации государства стали социальные преобразования В. Вильсона. Президент призвал отказаться от подхода к государству только как «ночному сторожу», задача которого — охрана собственности. По его мнению, активная деятельность государства в социально-экономической сфере может стать основой всеобщего благоденствия. Основные направления социальной политики американского государства были предопределены «Новым курсом» президента Ф. Рузвельта — программой выхода страны из глубочайшего экономического кризиса 1929-1933 гг., названного «великой депрессией».

После Второй мировой войны в Европе наблюдался всплеск симпатий к идеалу социального государства, под которым понимался умеренный демократический социализм. Европейское социальное государство тех лет характеризуется приходом социал-демократов к власти и национализацией здравоохранения, транспорта, энергетики, тяжёлой и добывающей промышленности. В экономике господствовало кейнсианство. В качестве современных примеров наиболее полной реализации идеала социального государства обычно приводят страны Скандинавии (т. е. «шведская модель»), Финляндию, Нидерланды, Канаду и Новую Зеландию.

По своей природе феномен социального государства носит ярко выраженный политический характер, что означает сознательное взятие властью на себя социальных обязательств в целях сохранения социальной и политической стабильности. В этом плане современный теоретик социального государства Е. А. Лукашева подтверждает правоту выводов Л. фон Штейна, говоря: «Социальное государство пришло вслед за правовым, потому что последнее в его классическом либеральном (формальном) варианте опиралось прежде всего на принципы индивидуальной свободы, формального юридического равенства и невмешательства государства в дела гражданского общества. А это привело к глубокому фактическому неравенству, кризисным состояниям в экономике и классовой борьбе. Все это потребовало от государства перехода в новое качественное состояние и выполнения им новых функций».

Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Новыми функциями, вытекающими из теории социального государства, становятся:

– ограничительная функция, которая проявляется по отношению к господствующим классам и с помощью которой решаются такие задачи, как ограничение монополизации, регламентация трудовых отношений, регулирование экономики, концентрация средств на социальные программы и нужды;

– обеспечительная функция, решающая задачи социального страхования, социального обеспечения, предоставления возможностей для получения образования и медицинского обслуживания;

– гарантирующая функция. Давая гарантии и закрепляя их на конституционном уровне в виде системы прав человека и гражданина, государство, по сути, становится должником человека, предоставляя ему право не просто получать помощь от государства, а получать ее гарантированно.

С учетом сказанного можно сделать вывод, что условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:

1. Демократическая организация государственной власти.

2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего — должностных лиц государства.

3. Мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников.

4. Социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства.

5. Правовое развитие государства, наличие у него качеств правового государства.

6. Существование гражданского общества, в руках которого государство выступает инструментом проведения социально ориентированной политики.

7. Ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации.

8. Наличие у государства таких целей, как установление всеобщего блага, утверждение в обществе социальной справедливости, обеспечение каждому гражданину:

а) достойных условий существования;

б) социальной защищенности;

в) равных стартовых возможностей для самореализации личности.

9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения, например Кодекса социальных законов, как это имеет место в ФРГ).

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Теории «социального государства».

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Теории «социального государства».

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Теории «социального государства».

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

УДК 340.12:342.415(091)

Страницы в журнале: 139-144

В.В. Ляшенко,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского государственного социального университета Россия, Москва vera-2107@ya.ru

Д.А. Матанцев,

кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права юридического факультета Российского государственного социального университета Россия, Москва dimokratm@mail.ru

Исследуются этапы становления и развития концепции социального государства. Авторы отмечают, что развитие данной концепции стало следствием тех негативных социально-экономических проблем, которые повлекла за собой реализация концепции «государство—ночной сторож». Отмечается, что в настоящее время концепция социального государства испытывает кризис. Глобализационные процессы, демографические и экономические проблемы вынуждают государства уменьшать социальное бремя, отказываться от патерналистской модели. В качестве альтернативы предлагается модель сочетания государственных и частных институтов в реализации социальных функций государства.

Ключевые слова: социальное государство, социальная функция государства, глобализация, либерализм, патернализм.

В настоящее время в конституциях большинства развитых стран мира отражена идея государства, которое призвано обеспечивать равенство своих граждан, справедливое распределение национального богатства и обеспечение солидарности в обществе. Понимание того, что социальная функция государства является одним из базовых направлений его деятельности, появилось относительно недавно — во второй половине XIX века. На протяжении предыдущих двух столетий в политико-правовой мысли западных стран господствовали либеральные идеи прав и свобод человека, а в экономике доминировал выработанный А. Смитом принцип laissez-faire, сводившие роль государства к функции обеспечения безопасности, защиты прав человека, охране частной собственности (концепция государства- «ночного сторожа»).

Политика минимального участия государства в регулировании экономических отношений привела к тяжелым экономическим последствиям — все большему экономическому расслоению общества и росту социальной напряженности. Е.Г. Нечаева отмечает, что «в результате перехода от аграрной экономики к индустриальной активизировался процесс миграции сельского населения в города, вследствие чего произошло резкое увеличение числа наемных работников, которые имели только один источник дохода — заработную плату. Урбанизация ослабила такие институты существовавшей социальной защиты, как община и семья, в то же время в городах из-за кризисного положения мелких товаропроизводителей снизилась роль гильдий и цехов по оказанию помощи своим членам. Таким образом, возникла потребность в новых средствах социальной поддержки, которые уже не могли существовать вне государства. Обеднение значительной части населения, вызванное структурной перестройкой экономики, вызвало социальную напряженность, а появление социалистических стран, в которых социально-экономические права имели приоритет перед другими, придавало политическое звучание социальному вопросу. В сочетании с организованным рабочим движением это создавало угрозу существовавшему политическому режиму» . В.В. Дашкевич также отмечает, что «в середине XIX века по территории многих европейских стран прокатилась мощная революционная волна, представлявшая реальную угрозу существующим политическим режимам. Перед государством встал вопрос: «Либо погибнуть под натиском революционно настроенной толпы, либо стать социальным?”. Представители господствующего класса выбрали второе» .

Можно выделить несколько факторов отказа от концепции государства-«ночного сторожа»:

— социальные факторы: превращение рабочего класса в главный класс-производитель, рост его квалификации и образовательного уровня, значительное расширение его материальных и культурных потребностей, ставших важнейшим компонентом возросшей стоимости рабочей силы, и формирование на этой основе новых стандартов жизни;

— политические факторы: внутренние — рост и усилившееся влияние организованного рабочего движения в странах капитала; внешние — появление социалистических государств, оказавших воздействие на идеологию и политику капиталистических стран;

— экономические факторы: высокие темпы хозяйственного роста, ускорение научно-технического прогресса и значительное повышение производительности труда;

— комплексный фактор: существенное изменение функций государства, его превращение в крупнейшего предпринимателя и главного распорядителя национального дохода, выдвижение на первый план задач государственного регулирования экономических и социальных процессов для стабилизации общества .

В конце XIX века немецкий ученый Лоренц фон Штейн ввел в научный оборот категорию «социальное государство». По мнению ученого, социальная сущность государства заключается в восстановлении равенства и свободы, поднятии низших, обездоленных классов до уровня богатых и сильных. При этом социальное государство должно не только охранять господствующие сословия, но сознательно служить интересам народа . Понимание Л. Штейном социального государства сводится к следующим исходным идеям: поддержка абсолютного равенства прав различных общественных классов, способствование экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан.

В английской политической практике появился иной термин — государство благоденствия (Welfare State). Данный термин впервые был употреблен в английском парламенте в 1942 году в докладе У. Бевериджа «Полная занятость в свободном обществе», в котором и была представлена модель соответствующего государства.

В юридической литературе понятия «социальное государство» и «государство всеобщего благоденствия» рассматриваются как синонимы . Отмечается, что в конституциях одних стран закреплен термин «социальное государство» (Германия, Франция, Испания, Италия, Португалия и Турция), других – «государство всеобщего благоденствия» (Австрия, Великобритания, Норвегия и Швейцария) . Однако некоторые авторы рассматривает идею государства всеобщего благоденствия как этап развития концепции социального государства. Так, Г. Риттер относит государство благоденствия к особому типу социального государства. В его понимании собственно социальное государство призвано осуществлять политику обеспечения занятости населения и гарантирования со стороны государства минимального прожиточного уровня жизни и равенства шансов на успех. Государство благоденствия обеспечивает равенство всех в социальном отношении, социальная политика одинакова для всех. В таком государстве должны уменьшаться различия в заработной плате, гарантируется полная занятость населения, трудящиеся играют доминирующую роль в социальной политике .

Идея государства всеобщего благоденствия получила распространение в 50-е-60-е годы XX века в условиях резкого повышения уровня жизни развитых стран, когда система социального страхования социальных рисков практически полностью компенсировала неопределенность будущего. Определяющим для государства всеобщего благоденствия стал принцип солидарности. В свою очередь солидарность как цель общества сделала функцию перераспределения главной функцией государства .

Идея социального государства (соответственно, и государства всеобщего благоденствия) с течением времени наполнялась различным содержанием, исходя из чего в юридической литературе предпринимаются попытки периодизации развития анализируемой концепции.

И. Альбер выделяет следующие стадии развития идеи социального государства.

1. Предыстория (1600—1800 годы). Центральной идеей в данный период выступала необходимость политического контроля над бедными. В результате были приняты законы о бедных, причем пособия по бедности выплачивались очень ограниченному кругу лиц и только в безвыходных ситуациях, так как получение их считалось крайне унизительным, поскольку бедность рассматривалась в качестве порока самого человека.

2. Начало (1800—1914 годы). Основная идея – социальное страхование для интегрированных рабочих, объединенных в профсоюзы. В конце XIX века в ряде стран были приняты программы социального страхования, появились попытки решить проблемы нищеты уже не отдельного человека, а целых категорий населения. В Германии в 1883—1889 годах впервые в истории Бисмарк учредил систему компенсации потери заработка вследствие болезни, трудового увечья, инвалидности, естественного износа рабочей силы в связи с достижением преклонного возраста посредством обязательного для всех рабочих страхования, которое финансировалось за счет взносов предпринимателей, рабочих, а также государственных субсидий.

В Великобритании были проведены аналогичные социальные реформы: в 1908—1911 годах введено государственное социальное страхование по болезни, старости, инвалидности, безработице. Программы социальной помощи в данный период носили выборочный характер. Главная задача состояла в том, чтобы интегрировать рабочий класс в экономику и государственную систему.

3. Расширение (1918—1940 годы). Основная концепция — социальные услуги государства как элемент гражданства. Программы социального страхования были приняты не только для рабочих и служащих, но и для лиц свободных профессий; увеличились расходы на медицинскую помощь и образование, а также на строительство дешевого жилья. Услуги по всем этим программам стали рассматриваться как один из элементов гражданских прав. Вырос объем расходов на социальные программы.

4. Ускорение (1940—1975 годы). Главная цель — улучшение качества жизни. В годы Второй мировой войны был принят ряд документов, оказавших влияние на теорию и практику социального государства. Так, Атлантическая хартия 1941 года указывает на важное значение сотрудничества между странами в обеспечении более высокого уровня экономического развития, жизненного уровня, социального обеспечения населения. Филадельфийская декларация 1944 года (принята на международной конференции, посвященной 25-летию Международной организации труда (МОТ). — Примеч. ред.) сформулировала требования полной занятости трудоспособного населения, введения минимума заработной платы, улучшения условий труда.

5. Замедление (с 1975 года по настоящее время). Происходит новое смешение государственной ассоциативной и частной ответственности .

В 1980-е годы наметился кризис концепции государства всеобщего благоденствия: расходы на социальное обеспечение росли более быстрыми темпами, чем доходы, что приводило к увеличению налогового беремени. Кроме того, наметился управленческий кризис, связанный с увеличением бюрократического аппарата. Сложившаяся система социального страхования также стала испытывать трудности. Страхование, реализующееся через социализацию рисков, не может применяться к рискам катастроф (наводнения, землетрясения, крупные техногенные аварии) и к рискам, которым подвержена большая часть населения (безработица, пенсионное обеспечение). Сама идея солидарности, лежащая в основе государства благоденствия, была подорвана наметившейся дифференциацией общества, развитием корпоративных, социально-профессиональных интересов .

Ю.В. Клюкина отмечает: «С середины 1990-х годов ХХ века наступает перелом, связанный, с одной стороны, с реанимацией либеральных идей, а с другой — с повышением социальной роли государства и выдвигаемых обществом требований изменения качества и эффективности социальной политики. В это время формируются новые представления о социальном государстве как механизме снятия противоречий между законами рынка и социальными целями» . Государство отказывается от патерналистского подхода и создает условия для социально ориентированной рыночной экономики.

Тенденция развития социальной функции государства в настоящее время имеет противоречивый характер. С одной стороны, демографические проблемы, с которыми сталкивается человечество, побуждают государства увеличивать социальные расходы; с другой стороны, глобализационные процессы и системные экономические трудности ведут к общему сокращению социальной функции.

Одним из существенных факторов сворачивания концепции государства всеобщего благоденствия является демографическая проблема старения населения. Например, во Франции в настоящее время на каждого пенсионера по старости приходится трое работающих, которые его обеспечивают. Однако по прогнозам к 2030 году это соотношение будет иным: на одного трудоспособного человека будет приходиться 1,6 пенсионеров . В условиях сокращения трудоспособного населения и роста лиц пенсионного возраста во многих развитых государствах начинают проводиться реформы, направленные на сокращение пенсионных расходов. Также одним из средств решения данной проблемы является привлечение в качестве рабочей силы иммиграции. Однако, как мы можем судить исходя из возрастания национальной напряженности и конфликтов в Европе (да и в России), такой путь чреват уничтожением культурной самобытности и изменением национально-этнического состава населения государства.

Интерес представляет позиция немецкого ученого Х. Этцингера, в соответствии с которой концепция государства всеобщего благоденствия возможна только в политически гомогенном сообществе. Идеи солидарности могут культивироваться только там, где есть определенная политическая общность людей, где реализуется модель государства-нации (État-nation). Трансферты идут в пользу тех потребителей, с кем плательщики объединены чувством общности . Однако в современных глобализационных условиях обеспечить политическую, экономическую и социокультурную замкнутость государства все более сложно.

Как отмечает А.В. Клеутина, «транспарентность государственных границ в эпоху глобализации обуславливает гипермобильность трудовых ресурсов. Работник сегодня имеет возможность выбирать для проживания то государство, в котором жизненные стандарты, зарплата и социальные выплаты находятся на более высоком уровне. И это порождает определенные проблемы, имеющие характер замкнутого круга: с одной стороны, необходимо всячески развивать социальную функцию, чтобы сохранить рабочую силу, с другой стороны – развитая социальная функция государства предполагает относительно высокие налоги, которые активизируют мобильность капитала и трудовых ресурсов» . Ярким доказательством сказанного может являться пример с французским актером Жераром Де-пардье, получившим в 2013 году российское гражданство в связи с высокой ставкой налогообложения во Франции.

Экономические исследования немецких ученых показывают, что привлечение трудовых ресурсов мигрантов не решает проблему экономического роста, поскольку доля социальных расходов на иммигрантов в условиях классической патерналистской модели социального государства превышает долю налоговых поступлений от их участия в экономической жизни .

Повышение социальных расходов, помимо старения населения, обусловлено также увеличением числа неполных семей, которые не могут в должной степени осуществлять свои социально-имущественные обязательства перед детьми и пожилыми членами семьи. В литературе для описания такой тенденции предлагается термин «дефамилизация» обязательств традиционной семьи .

Глобализация экономики приводит к повышению мобильности капитала. Транснациональные корпорации имеют возможность осуществлять свою деятельность, не замыкаясь на конкретном государстве, чему способствует в том числе и развитие современных информационно-коммуникационных технологий. Все это ведет к тому, что государства становятся экономически взаимозависимыми, а их социальная политика выстраивается на едином подходе сокращения социальных расходов. Государство, стремящееся в полной мере реализовывать идеи государства всеобщего благоденствия и для этого вынужденное повышать налоги, рискует остаться без капитала.

В настоящее время патерналистский подход государства к выполнению своей социальной функции подлежит переосмыслению. Прямые денежные выплаты и дотации рассматриваются как препятствие самореализации личности. Классическая модель социального государства, предусматривающая одностороннюю правовую связь государства с человеком (человек имеет социальные права, государство — социальные обязательства), способна привести к эффекту социального иждивенчества, стремлению обогатиться за счет государства зачастую путем недобросовестных действий .

Все это приводит к появлению тенденции «приватизации» социальной функции , социальные расходы перераспределяются между государственным аппаратом и частными корпорациями, организациями.

О.В. Радионова отмечает: «Все без исключения государства пытаются по возможности разгрузить бюджет от излишнего обременения в виде прямых выплат на социальные нужды. Предлагаемые новые методы осуществления модифицированной социальной функции государства — мера вынужденная, обусловленная демографической ситуацией, условиями квазирынка и прочими детерминантами современного общества» . О.В. Радионова вводит понятие «неопатерналистское социальное государство», которое предполагает, что государство полностью не отказывается от социальной помощи гражданам, но осуществляет эту помощь новыми способами, в частности не в форме прямых и долгосрочных выплат по безработице, а в форме оплаты расходов на получение второй, третьей специальности и включения гражданина в трудовую деятельность. При этом не предлагается вовсе отказаться от функции государственного патроната.

Обеспечение лиц с ограниченными возможностями и женщин, имеющих малолетних детей, должно оставаться основной заботой государства. По замечанию О.В. Радионовой, «в отношении инвалидов вопрос стоит о гуманности такого рода шагов. Ну, а в отношении матерей малолетних детей ситуация становится еще более сложной и острой. Дети, оставшиеся без необходимого присмотра, безнадзорные дети — это проблема и обременения будущих поколений, и зачастую утраченная возможность должной социализации подрастающего поколения. И пока еще никто не подсчитал, что полезнее государственно-организованному обществу — сегодняшняя работа этой матери на производстве или в сфере услуг или завтрашние проблемы и расходы по содержанию в пенитенциарных учреждениях их повзрослевших без должного надзора детей. Погоня за сиюминутной выгодой может обернуться огромными убытками, не говоря уже о вычетах из гуманизма» .

Реализация идеи неопатерналистского государства предполагает взаимность прав и обязанностей государства и личности, что способно существенным образом повысить социальную активность и ответственность за свое благосостояние самих индивидов.

В завершение необходимо отметить, что государство не может полностью отказаться от реализации социальной функции, поскольку само его существование и развитие, безусловно, зависит от сбалансированности социальных интересов и, как следствие, спокойствия общества. Сегодня в условиях экономических трудностей и истощения природных ресурсов человеческий капитал рассматривается в качестве одного из основных резервов дальнейшего экономического развития государств. В этом аспекте социальная функция по поддержке образования, науки и культуры, необходимых для формирования «экономики знаний», приобретает особую значимость. Однако подходы к выполнению социальной функции государства должны быть переосмыслены в направлении перераспределения социального бремени между государством и институтами гражданского общества.

Список литературы

1. Большова Н.Н. Кризис «социального государства» и массовая миграция как вызовы государству-нации в условиях глобализации (на примере ФРГ) // Вестник МГИМО-Университета. 2009. № 5. С. 1—15.

2. Дашкевич В.В. Развитие идеи «социального государства» // Гуманитарные и социальные науки. 2010. № 4. С. 204—210.

5. Клеутина А.В. Сущностные характеристики современного государства: дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 93, 112, 114.

6. Клюкина Ю.В. Зарождение и развитие представлений о социальном государстве // Вестник Тамбовского государственного университета. 2013. Вып. 12. С. 446—453.

7. Кузнецов М.С. Учение о социальном государстве в работах российских ученых // Мир политики и социологии. 2012. № 8. С. 93—98.

8. Морозова Л.А. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2007.

9. Мосейко В.В., Фролова Е.А. Социальное государство vs социальное иждивенчество // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2014. № 8. С. 102—107.

10. Наумова Е.Н. Социальное государство в России: проблемы теории и практики: дис. … канд. юрид. наук. Владимир, 2006. С. 13—14.

11. Нечаева Е.Г. Социальное государство: правовое понимание и практика: дис. … канд. юрид. наук. М., 2007. С. 84.

12. Радионова О.В. Социальная функция современного государства: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 2007. С. 8, 34.

⇐ ПредыдущаяСтр 28 из 45

Особое значение в современных условиях приобретает так называемая социальная государство.

Социальное государство — государство, которое стремится к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности.

Термин «социальное государство” было введено еще в 1850 г. немецким ученым-юристом Лоренцом фон Штайном. Однако его активная теоретическая разработка и практическое воплощение началось в Германии во второй половине XX века. Теоретические основы социального государства освещены в трудах Г. Рихтера (Германия), К. Соле (Испания), А. Брауна (США), Г. Моретти (Франция).

Опыт развитых стран убедительно свидетельствует, что зарождение и формирование социального государства происходит не спонтанно, а на основе целенаправленной государственной политики. Переход к государству указанного типа возможен лишь при условии осуществления системной стратегии реформ, которая связывает в целостный комплекс движение к социально-рыночного хозяйства, гражданского общества, правового государства с целенаправленным формированием институтов социального государства. Содержание социального государства оказывается в содействии становлению таких элементов современного общества, как социальная рыночная экономика, социальная демократия, социальная этика.

К важнейшим принципам поддержания гармоничных отношений между гражданами и государством, которые способствуют наполнению функционирования государственного механизма социальным содержанием, принадлежат принципы солидарности и субсидиарности.

Солидарность предполагает единство и целенаправленное объединение различных групп и слоев общества вокруг основных определенных государством целей и ценностей, как текущих, так и на долгосрочную перспективу. Идея солидарности основывается на помощи сильнейших слабым, на взаимной поддержке и обязанностях граждан перед государством и друг перед другом.

Принцип субсидиарности получил развернутое обоснование в социальном учении католической церкви и вступил социально-государственного содержания в практике государственного строительства ФРГ и др. развитых стран Запада. Согласно этому принципу высшие эшелоны управления выполняют только те задачи, которые оказываются не под силу ниже по рангу органам и призваны помогать последним в поддержании их самостоятельности и собственной ответственности. Инициированная государством субсидарность способствует преодолению потребительской психологии у граждан и их объединений, функционального перегрузки государства, неконтролируемого разрастания бюрократии, а также стимулирует групповую и личную инициативу населения.

Следует учитывать и то, что социальное государство в каждой стране формируется, исходя из специфики национальных, исторических, социально-политических, географических условий и традиций сосуществования в рамках конкретного общества. Согласно этому создается модель, которая дает возможность найти собственный, оптимальный путь к социальному государству.

Теория правового государства берет свое начало с античности. Древнегреческий философ Платон писал, что государственность возможна только там, где царят справедливые законы, «где закон — владыка над правителями, а они его рабы”. Начиная с Нового времени, теория правового государства была дополнена благодаря непосредственному обращению к идее прав человека. Передовые мыслители эпохи становления капитализма в XVII-XVIII вв. сформулировали принцип разделения властей, заложенный в основу теории правового государства. Так, немецкий философ И. Кант, с именем которого связывают создание этой теории, считал, что государство обеспечивает торжество права и подчиняется его требованиям. Еще один немецкий философ М.Вебер сформулировал принципы правового государства.

Правовое государство — тип государства, основными признаками которого являются верховенство закона, разделение властей, правовая защита лица, юридическое равенство гражданина и государства.

Правовое государство характеризуют:

— верховенство закона и его господство в обществе; равенство перед законом самого государства, всех его органов, общественных организаций, должностных лиц и граждан;

— превосходство представительных органов власти, их открытость и публичность, отсутствие любой диктатуры;

— разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;

— гарантия прав и свобод личности в пределах законности, взаимная ответственность государства, объединений граждан и индивидов;

— высокий уровень общественных структур, общественных объединений и лица участвовать в управлении обществом;

— соблюдение принципов всеобщего, прямого, равного избирательного права;

— контроль государственной власти со стороны общества, граждан и их организаций;

— ответственность государства перед мировым сообществом правовых государств;

— органическая связь прав и свобод граждан с их обязанностями, ответственностью, законопослушностью, самоконтролем, самосознанием, правовой культурой.

Кроме строгого соблюдения законов общество предусматривает еще одно принципиальное требование — соблюдение общепринятых норм морали. Право и мораль всегда были, есть и будут факторами человеческого бытия и гуманизма.

Государства возникали и формировались разными путями. Выделяют восточный путь, начавшийся на на Древнем Востоке и продолжавшийся в Африке, Америке. Особенность этого пути в «азиатском способе производства». Главными факторами являются: земельная община, коллективная собственность, переход родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления. Коллективная собственность переходит в государственную. Классовая дифференциация не наблюдается здесь отчетливо. Государство одновременно организовывает производство и эксплуатирует работников – сельских общинников.

По-другому возникали государства в Южной Европе, где ведущую роль играло классовое расслоение, которое произошло в результате интенсивного формирования частной собственности. Сюда относятся возникновение Древней Греции, Рима. В Риме долгое время противоборствовали две группы свободных членов родоплеменного общества: патриции и плебеи. Это тоже оказало существенное влияние на классовое расслоение.

На вопрос возникновения государств в западной и восточной Европе существует несколько точек зрения. Сторонники первой точки зрения говорят о разложении первобытных отношений и зарождении феодальных (Россия, Германия). Вторая точка зрения сводится к тому, что после разложения родового строя наступает период длительный по времени, когда родовая знать определяется в особую группу, обеспечивает себя привилегиями, захватывает большую часть собственности. Крестьяне при этом не теряют своей свободы и имеют в собственности землю. Такой тип государства называется профеодальным.

В России IX-X вв формой государственности были города-государства Новгород, Псков, Суздаль с общинным устройством и общим собранием – вече. Эти города повлияли на формирование государственно-правового управления. Общественные отношения регулировали обычное и договорное право. В 862 г. новгородцами на княжение был приглашен Рюрик. Он не имел права собирать налоги, город просто оплачивал его работу.

Пути возникновения государства различны, существует несколько теорий.

Теологическая теория происхождения государства

К родоначальникам этой теории можно отнести Августина, Фому Аквинского. Древнейшая из теорий отражает теократические черты первых государств: законность культа и его обрядов, роль жрецов, соглашение между религиозной и светской властью.

Согласно данной теории творцом всего является Бог. Поэтому сущность государства, его природу познать невозможно, так как это божье творение. Теория не отрицает существование земного государства и поддержание в нем порядка. Благодаря этой теории престиж государства и государственной власти был высоко поднят. Теория к тому же осуждала преступность, способствовала утверждению порядка в обществе.

Патриархальная теория возникновения государства

Этой теории придерживались в Древней Греции и Риме, она была распространена во времена средневекового абсолютизма и дошла до наших дней. Родоначальником можно считать Аристотеля, который считал, что государство – это естественная форма человеческой жизни. Вне государства человек осуществлять общение, деятельность не может. Человек – это общественное существо, он стремится объединится с себе подобными, образовать патриархальную семью. Когда таких семей создается множество, происходит образование государства. Аристотель приравнивал власть государства к отцовской власти.

Замечание 1

Л.Филмер в абсолютистской Англии, ссылаясь на патриархальную теорию, доказывал то, что королевская власть была дана Адаму Богом, поэтому он не только отец человеческого рода, но и властелин.

Патриархальная теория развивалась и в России. М.Н.Покровский считал, что древняя государственная власть развивалась из власти отцовской. У русского народа глубоко заложена вера в «отца народов», хорошего царя, вождя не без влияния патриархальной теории.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Теория договорного появления государства

Теория тоже древняя. Древнегреческие софисты считали, что люди объединились на договорных началах для того, чтобы обеспечить справедливость. Эпикур провозглашал, что государство покоится на взаимном договоре.

Сторонников этой теории было много во всех концах света: Г.Гроций, Б.Спиноза, А.Радищев, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. Люди изначально находились в определенном естественном состоянии и обладали правами и свободами от рождения. Гоббс считал, что это состояние «войны всех против всех». Затем ради достижения мира люди заключили общественный договор и передали часть своих прав государству, обещая подчиняться ему. Государство должно было сохранить неотчуждаемые права человека: свободу, безопасность, право собственности.

Замечание 2

Руссо считал, что договор – основа законной власти. Каждый, кто договаривается, должен подчиняться общей воле (государству), став его участником. Суверенитет принадлежит народу в целом, правитель уполномочен народом, он отчитывается перед ним и сменяется по его воле.

Учение Гегеля и теория завоевания

Г.В.Гегель создал свою теорию происхождения государства. Основой государства он определил «мировой разум» – абсолют духа и разума. Государство, по мысли Гегеля, не может служить отдельным лицам и не может создаваться ими. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не может быть представителем чьих-то интересов, оно является абсолютной самоцелью. Государство имеет цель в себе, высшую из всех целей. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность личности – быть достойным членом государства.

Гегель не признает суверенитет народа как основу государства и идею демократии, вытекающую из него. По утверждению Гегеля народ не знает, чего хочет «разумная воля» и чего он хочет сам, поэтому верховная власть не может выражать интересы народа.

В начале XX века стала распространяться теория насилия (завоевания). Опираясь на исторические факты, основоположники теории считали войны и завоевания основой государства. Л.Гумплович утверждал, что все государства возникли при помощи актов насилия.

Ирригационная, органическая и марксистская теории происхождения государства

Необходимость строительства и эксплуатации огромных ирригационных сооружений в Месопотамии, Египте, Индии, Китае сделало возможным образование государства. Хозяйственные процессы выделили класс чиновников – управленцев, которые стали злоупотреблять своим положением и порабощать общество. Основателем ирригационной теории является К. Виттфогель и его работа «Восточный деспотизм». Он называет этот период гидравлическим или агроменеджериальным.

Органическая теория, сторонниками которой являются Спенсер, Вормс, утверждает, что государство сформировалось при естественном развитии. Государство появилось вместе с людьми и является творением сил природы.

Марксистская теория появления государства хорошо раскрыта в работе Ф.Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Для данной теории характерен материалистический подход. Возникновение государства связано с появлением частной собственности, возникновением классового общества и классовым антагонизмом.

Ленин говорил о государстве как об аппарате для применения насилия, поддержания господства одного класса над другим.

Замечание 3

«Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий» – в этом суть марксистской теории.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

Добавить комментарий