Теория возникновения государства Китай

1) марксистская; 2) договорная;3) патриархальная;4) органическая; 5) насилия.

7. Укажите, какого типа государства не существовало:

1) первобытного; 2) рабовладельческого; 3) феодального; 4) социалисти­ческого.

8. Укажите неверный ответ: Факторами, определяющими тип государства при цивилизационном подходе, являются:1) традиции и обычаи; 2) культурные ценности общества; 3) менталитет населения; 4) способ производства.

9. Формационный критерий позволяет выделить следующие основные типы государства:1) традиционное, индустриальное и постиндустриальное; 2) рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое; 3) древние, средневековые, нового времени, современные; 4) светские и религиозные.

10. Назовите форму правления, при которой правительство об­разуется на парламентской основе и несет политическую от­ветственность перед парламентом:

1) дуалистическая монархия; 2) парламентская республика; 3) президен­тская республика; 4) смешанная республика.

11. Укажите, какое суждение выражает содержание президен­тской республики:

1) в государстве имеется президент; 2) президент имеет право распускать парламент;

3) президент является главой государства и правительства; 4) президент не может быть привлечен к ответственности.

12. Укажите, в чем заключается отличие унитарного государ­ства от федеративного:

1) в наличии двух уровней государственного аппарата; 2) в том, что субъект суверенитета – народ; 3) в наличии двойного гражданства; 4) в существова­нии одноканальной налоговой системы.

13. Укажите, какие из указанных образований не входят в механизм (аппарат) государства:1) профсоюзы; 2) законодательные органы власти; 3) исполнительные орга­ны власти; 4) правоохранительные органы.

15. Ветвь власти, не занимающаяся управлением и не издающая законы, но их применяющая, называется:

1) исполнительной; 2) парламентской; 3) законодательной; 4) судебной.

16. Суверенитет государства означает: 1) целостность государства; 2) независимость от других государств; 3) принадлежность государства к союзу государств.

17. Представительные органы власти в теории государства и права принято называть:

1) правительствами; 2) префектурами; 3) парламентами; 4) судами.

18. К полномочиям исполнительной власти в правовом государ­стве относится:

1) принятие основных законов, регулирующих общественную жизнь; 2) рассмотрение уголовных дел, имеющих особенно важное общественное значение; 3) издание различных нормативных актов, необходимых для реализации принятых парламентом законов и регулирующих текущую жизнь общества; 4) осуществление правосудия по гражданским делам.

19. В правовом государстве законы принимаются:1) президентом; 2) конституционным судом; 3) парламентом; 4) совещани­ем глав основных ветвей власти.

20. Укажите, какой из признаков отличает государство от дру­гих организаций современного общества:

1) организация населения по территориальному признаку; 2) монополия на легальное применение насилия; 3) официальные атрибуты (герб, флаг, гимн); 4) все вышеперечисленное.

21. Определение «Характер взаимоотношений власти и подвластных, выражающихся в добровольном признании ценности власти со стороны подвластных субъектов» относится к понятию:

1) политический плюрализм; 2) законность государственной власти; 3) легитимность государственной власти; 4) состояние слияния челове­ка и политической структуры.

22. Какая власть воспринимается населением как правомерная и спра­ведливая?

1) любая политическая власть; 2) легитимная власть; 3) легальная власть; 4) харизматическая власть.

23. Выберите верный вариант ответа:

1) легитимность и легальность власти – совпадающие понятия; 2) легальность означает юридическое обоснование власти, ее соответ­ствие правовым нормам; 3) легитимность означает юридическое обосно­вание власти, ее соответствие правовым нормам.

24. Республика – это:

1) форма государственного устройства; 2) тип государства; 3) форма правления.

25. Форма правления – это:1) совокупность приемов и методов осуществления государственной власти; 2) способ организации верховной власти в стране; 3) территориальное строение государства.

Тема №2 ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПРАВА

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1.Понятие права, его признаки.

2.Принципы и функции права.

3.Право в системе нормативного регулирования.

4.Происхождение и сущность права.

5.Понятие и виды источников права.

6.Понятие, принципы и виды правотворчества.

7.Систематизация нормативных правовых актов.

8.Правовая норма: понятие, структура, виды.

9.Типы права и правовые системы (семьи).

10.Система права.

11.Правовые отношения.

12.Юридические факты и их классификация.

13.Реализация правовых норм.

14.Понятие и виды толкования правовых норм.

15.Правовое сознание и правовая культура.

16.Правомерное поведение: понятие, структура, виды.

17.Правонарушение, его состав и виды.

18.Понятие и виды юридической ответственности.

Теории о происхождении государства стали возникать вместе с последним, отражая уровень развития экономического строя и общественного сознания. Остановимся на некоторых из них:

ü Теологическая теория является одной из самых древних. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Так, в законах царя Хаммурапи (древний Вавилон) говорилось о божественном происхождении власти царя: «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»; «Человек является тенью бога, раб является тенью человека, а царь равен богу» (т.е. богоподобен). В древнем Китае император именовался Сыном неба. В более близкие нам времена идею богоустановленности государственной власти продолжало развивать христианство. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, — говорится в послании апостола Павла к римлянам, — ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены».

Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, — Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно.

В наше время у богословия также имеются немалые возможности для оздоровления духовной жизни в стране и укрепления российской государственности.

ü Патриархальная теория была широко распространена в Древней Греции и рабовладельческом Риме, получила второе дыхание в период средневекового абсолютизма и какими-то отголосками дошла до наших дней.

У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные, люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.

Патриархальная теория нашла благоприятную почву в России. Ее активно пропагандировал социолог, публицист, теоретик народничества Н. К. Михайловский. Видный историк М. Н. Покровский также считал, что древнейший тип государственной власти развился непосредственно из власти отцовской. Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего царя, вождя, этакую суперличность, способную решать все проблемы за всех. По сути такая традиция антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны.

Традиции патернализма живы и сегодня. Нередко государственного деятеля вольно или невольно уподобляют главе большого семейства, возлагают на него особые надежды, считают безальтернативным спасителем Отечества и готовы наделить его чрезмерно широким полномочиями. Не ушли в прошлое и идеологические «оруженосцы».

ü Теория договорного происхождения государства также возникла в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты читали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости.

Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние «войны всех против всех». Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность.

Теория договорного происхождения государства не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем. Нет, похоже, и исторических доказательств, которые бы дали на них ответ. Словом, данная теория страдает антиисторизмом, но это не лишает ее научной ценности.

Она впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь индивидов, групп, классов, всего общества.

ü Учение о государстве Гегеля. Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель (1770—1831). Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало — «абсолютная идея» («мировой разум», «мировой дух» В своем произведении «Философия права» Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало, независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.

Государство не служит, а господствует, оно не средство, а цель, цель в себе, высшая из всех целей.

Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней — быть достойным членом государства.

Гегель отвергает народный университет как основание государства и вытекающую из него идею демократии. Верховная власть, по мнению, Гегеля, не может выражать интересы народа, так как народ не только не знает, чего хочет «разумная воля», но не знает даже того, чего он сам хочет.

Таким образом, учение Гегеля о государстве было направлено против теории договорного происхождения государства, естественных и неотчуждаемых прав человека, а в конечном счете против идей и целей буржуазно-демократической революции.

В его учении государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей, он создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью.

ü Теория насилия (завоевания) возникла и получила распространение в конце XIX — начале XX в. Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия, — война и завоевание. Так, австрийский государствовед Л. Гумплович писал: «История не предъявляет нам ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения»1. Гумплович переносит закон жизни животных на человеческое общество, чем биологизирует социальные явления. По его словам, над действиями диких орд, обществ, государств царит сложный закон природы.

К. Каутский, развивая основные положения теории насилия, утверждал, что классы и государство появляются вместе как продукты войны и завоевания. «Государство и классы, — писал он, — начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дать или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания»1.

Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства.

ü Марксистская теория происхождения государства наиболее полно изложена в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», самоназвание которой отражает связь явлений, обусловивших возникновение анализируемого феномена. В целом теория отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью и, несомненно, представляет собой большое достижение теоретической мысли.

Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход. Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле «Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий».

Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов; кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.

Пути реформирования государства и права

Новые экономические условия создали определенные условия, в которых родоплеменная организация власти стала бессильной. Потребовался совершенно иной властный механизм, который мог бы обеспечить вес интересов одних членов общественной группы за счет других ее членов. Координация отношений общества при таких условиях не может удерживать равновесие.

Общество по причине раскола на экономические неравные классы (группы) индивидов объективно создает качественно новую властную организацию, которая способна не только поддержать интересы имущих, но и сдержать противоборство между ними и экономически зависимой частицей этого общества. Именно этой организацией и становится государство, которое является гениальным искусственным образованием мысли человечества.

В настоящее момент главенствует мнение о том, что происхождение государства проходило по двум направлениям, получившим названия «восточное» и «западное».

Восточная теория происхождения государства

Замечание 1

Понятие «Восток» использовано не столь в географическом смысле, сколь в историко-культурном, цивилизационном. Одно из важнейших различий восточного и западного путей было заключено в том, что на Востоке частнособственнические отношения, которые ориентированы на рынок, не могли занимать значимого места, в отличие от Запада.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Восточная теория происхождения государства 470 руб.
  • Реферат Восточная теория происхождения государства 280 руб.
  • Контрольная работа Восточная теория происхождения государства 200 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Одной из главных социальных форм, которые сыграли главенствующую роль при эволюции древневосточных обществ, являлась сельская община, которая во многом сохранила оттенки патриархально-родовой организации. В большей мере она определила характер власти в сфере политики в данных обществах, роль, регулирующие и контрольные функции государства древневосточного типа, отличительные черты правовых систем.

К примеру, в Древнем Китае основа социальной жизни в длительный период времени была представлена цзун (патронимиями), объединявшими несколько сотен семейных общин, которые были прикреплены к единой родственной группе. Система сельских общин замкнутого типа с натуральным производственным характером, с сочетанием ремесел и земледелия в границах каждой общины, недостаточным ростом товарно-денежных отношений представляла базис социальной жизни так же в Древней Индии.

Крепкая связь общинных, родоплеменных и иных отношений замедляла процессию образования классовости, в частности развитие рабовладения, но не смогла сдерживать социальное и имущественное расслоения общества.

Наиболее ранние протогосударства (государственные формы) стали образовываться в цивилизациях Древнего востока путем разложения общинно-родовой цивилизации. Они образовывались по мере усиления разделения труда, осложнения управленческих функций, с превращения лиц, которые выполняли эти функции, в знатное сословие, не участвующее в производстве и стоящее над рядовыми членами общины. Сельская община, укреплению позиций которой помогали коллективные работы по формированию ирригационных систем, оказали мощное влияние на потерю скорости развития процессий образования классов, формы земельной собственности и способы эксплуатирования в древневосточных сообществах. Здесь собственником земли являлась община, а государство играло роль верховного собственника земель, властные собственнические права которого реализовывались при получении с общин ренты-налога.

При выделении надобщинных управляющих структур начали складываться царско-храмовые хозяйства, которые создавались за счет присвоения земель общин. Тут рано начал использоваться рабский труд подневольных.

Строй хозяйственной жизни определяет лишь яркий состав социума древневосточных обществ, дифференцированный в гранях базисных социально-классовых образований:

  • разнообразные категории лиц, которые были лишены средств производства, находящиеся в зависимости подневольные работники, в том числе и рабы;
  • свободные небольшие производители – члены общин — крестьяне и ремесленники;
  • главенствующий социальный слой.

Замечание 2

Восток характеризовался отсутствием четкости социально-классовых граней. Существовали разнообразные категории зависимого населения, которые занимали промежуточное положение между свободными индивидами и рабским слоем, переходные категории свободных земельных владельцев к главенствующему (господствующему) слою. Социально-правовой статус человека в обществе обычно не совпадал, а даже разнился с его социально-экономическим статусом.

Устойчивая многоукладность, историческая преемственность социальной, политической, правовой форм и институтов, главенствующей религии явились причиной того, что оосновной чертой всех обществ Древнего Востока стала традиционность.

Отличительной чертой политической организации обществ Древнего Востока является «восточная деспотия», характеризующаяся рядом признаков:

  • монархическая форма правления с полной властью наследственного, обожествляемого монарха, который выступал в одном лице и законодателем, и верховным судьей;
  • централизованное государство с жесточайшим тоталитаристским режимом, с всеобъемлющим надзором за рабскими подданными разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата.

Древневосточные общества иногда характеризовались и республиканскими формами правления, к примеру, они существовали в городах-государствах, таких как Финикия, Месопотамия (значительную роль здесь сыграли традиции примитивизма демократии племенного типа).

В массовом религиозном сознании проявлялось особенное мистическое отношение к властности, царствованию, самому правителю. Признание верховной, божественной авторитетности, органически отделяющегося из общего миропорядка и неограниченных деспотичных полномочий правителя, стало базисным элементом восточной духовной культуры, идеологии религиозного характера, задающим в большей мере разнообразные грани жизнедеятельности древневосточных обществ. Учитывая данные обстоятельства необходимо отличать понятие «восточная деспотия» в: культурно-цивилизационном; социально-историческом; формально-юридическом смыслах.

Добавить комментарий