Территориальное устройство КНР

Современный Китай — унитарное государство, постро­енное на централизованных началах. Он характеризуется многонациональным (полиэтническим) составом населе­ния, хотя примерно 93% — этнические китайцы (ханьци).

По Конституции КНР все национальности равноправ­ны. Государство гарантирует законные права и интересы малочисленных национальностей, некоторые из которых насчитывают миллионы человек.

Существует три уровня системы административно-тер­риториального устройства.

1. Провинции, автономные национальные районы (авто­номные области), три города центрального подчинения (Пе­кин, Шанхай, Тяньцзин). Особый статус и максимальную самостоятельность имеют специальные административные районы — Сянган (бывший Гонконг) и Макао, находившие­ся до 90-х гг. прошлого века под колониальным управлени­ем соответственно Великобритании и Португалии.

2. Уезды, автономные округа, автономные уезды, горо­да.

3. Волости, национальные волости, городские районы, поселки. Провинции делятся на уезды, последние — на во­лости и поселки.

Местными органами государственной власти являются собрания народных представителей административно-тер­риториальных единиц и их комитеты. Срок их полномо­чий — три года или пять лет. Их нельзя рассматривать как органы местного самоуправления в том смысле, который им придается согласно европейской традиции. Эти органы являются составной частью единой организации государст­венной власти.

Административная форма национальной территориаль­ной автономии преследует цель социалистического реше­ния национального вопроса. Помимо этнических китайцев, в стране компактно или рассредоточено проживают такие крупные нации и народы, как чжуаны, уйгуры, маньчжуры, монголы, тибетцы, хуэй и др.

Самая крупная форма национальной автономии — это автономный район {автономная область). В Китае пять автономных районов: Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, Ти­бетский. Все они, обладая высоким административным ста­тусом и значительными полномочиями, являются неотъем­лемыми частями китайского государства.

Другие формы (уровни) национальной автономии — ав­тономные округа (их 30) и автономные уезды — их более 120.

Некитайские (неханьские) народы проживают большей частью совместно с другими национальностями. Многие города и уезды являются ныне смешанными по националь­ному составу.

Законодательная основа статуса национально-террито­риальной автономии — Конституция КНР, Закон о нацио­нальной автономии, положения об автономии, утверждае­мые вышестоящими государственными органами.

В многонациональных районах проводится политика коренизации кадров, т.е. лица местных («коренных») на­циональностей имеют определенные преимущества на го­сударственной службе. Поэтому руководители автономных областей, округов и уездов должны быть гражданами, при­надлежащими к тем национальностям, которые осуществ­ляют национальную автономию.

В КНР наряду с вышеназванными формами автономных образований существуют также и автономные волости, ко­торые не являются разновидностью национальной автоно­мии и обладают ограниченными правомочиями.

20.1. Конституция Республики Польша: общая характеристика

После более чем векового перерыва независимая Поль­ша появилась в ноябре 1918 г. в результате освободитель­ной борьбы поляков и распада Российской, Германской и Австро-Венгерской империй. В 1944—1945 гг. Польша была освобождена Советской Армией от немецко-фа­шистских оккупантов и приступила к социалистическим преобразованиям. Вплоть до 1989 г. ведущей и наиболее могущественной политической силой были коммунисты — члены и активисты Польской объединенной рабочей пар­тии, причем название партии неоднократно менялось. В то же время существовала формальная и ограниченная много­партийность.

Типичной социалистической конституцией был польский Основной Закон 1952 г., принятый Законодательным сей­мом. В ее первоначальный текст вносились многочисленные изменения и дополнения. Радикальному реформированию Конституция подверглась в 1989 г., когда начался форсиро­ванный процесс смены общественного строя, затронувший узловые вопросы экономики, политики, культуры. Тогда же было установлено новое официальное название государст­ва — Республика Польша — вместо Польской Народной Республики (ПНР).

С 1989 г. велась работа по подготовке нового Основно­го Закона, которая завершилась через восемь лет. Дейст­вующая Конституция была принята парламентом — Нацио­нальным собранием Польши 2 апреля 1997 г. и одобрена на всенародном референдуме 25 мая 1997 г. (за ее принятие высказалось 56,8% поляков). Конституция вступила в силу 17 октября 1997 г. Всего в польской политической истории было принято, начиная с 1791 г., девять конституционных актов.

Конституция Республики Польша состоит из преамбулы и 243 статей, объединенных в 13 разделов, включая послед­ний — «Переходные и заключительные предписания».

Она подразделяет граждан на тех, кто верит в Бога как источник правды, справедливости, добра и красоты, и тех, кто не разделяет этой веры, но уважает подобные универ­сальные ценности как возникающие из иных источников (преамбула к Конституции).

Новая Конституция закрепляет:

— характер польской государственности как демократи­ческой и правовой, осуществляющей принципы социальной справедливости;

— форму государства в виде парламентско-президентской республики;

— принцип разделения властей;

— политический, идеологический плюрализм;

— широкий круг личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод;

— статус двухпалатного Национального собрания, состоя­щего из сейма и сената;

— унитарную природу государства (в стране 12 воеводств, 307 уездов и большое число низовых административно-тер­риториальных единиц — волостей).

Конституция провозглашается верховным правом Рес­публики Польша, ее предписания применяются непосредст­венно (ст. 8).

В ней подчеркнуто, что источником прав и свобод че­ловека и гражданина является естественное и неотчуждае­мое достоинство человека. Оно нерушимо, а его уважение и охрана являются обязанностью публичных властей (ст. 30 Конституции Польши).

Основные нормы гарантируют широкий круг личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод. Однако на первое место законодатель ставит личные права и свободы. Среди них: правовая охрана жизни (ст. 38), право на личную неприкосновенность и личную свободу (ч. 1 ст. 41), право на справедливое и открытое рас­смотрение дела без необоснованной задержки компетентным, независимым и беспристрастным судом (ч. 1 ст. 45), право на правовую охрану частной, семейной жизни, чести и доброго имени, а также на принятие решений о своей личной жизни (ст. 47), право на свободу и охрану тайны коммуникаций (ст. 49), право на неприкосновенность жи­лища (ст. 50), право на свободу передвижения, выбор места жительства и пребывания (ст. 52).

Судебная власть принадлежит судам и трибуналам. Пра­восудие осуществляют Верховный суд, общие, администра­тивные, военные суды. Высшей судебной инстанцией явля­ется Верховный суд Польши, которому подсудны все дела, за исключением дел, рассмотренных Государственным трибуналом. Последний представляет собой специальный государственный судебный орган для суда над высшими должностными лицами, включая президента Республики. Органом, осуществляющим конституционный контроль (надзор), является Конституционный трибунал, который, однако, не рассматривается как орган, осуществляющий правосудие (ст. 188—197 Основного Закона Польши).

Поправки принимаются Национальным собранием -парламентом, для чего необходимо получить 2/3 голосов в сейме и абсолютное большинство в сенате. Возмож­но проведение конституционного референдума. В связи с участием Польши в процессах европейской интеграции в 2006 г. была принята поправка к Конституции, разрешив­шая экстрадировать польских граждан по европейскому ордеру на арест.

Дата добавления: 2015-01-10; просмотров: 2317;

Современный Китай — унитарное государство, построенное на централизованных началах. Он характеризуется многонациональным (полиэтническим) составом населения, хотя примерно 93% — этнические китайцы (ханьци).

По Конституции КНР все национальности равноправны. Государство гарантирует законные права и интересы малочисленных национальностей, некоторые из которых насчитывают миллионы человек.

Существует три уровня системы административно-территориального устройства.

  • 1. Провинции, автономные национальные районы (автономные области), три города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзин). Особый статус и максимальную самостоятельность имеют специальные административные районы — Сянган (бывший Гонконг) и Макао, находившиеся до 90-х гг. прошлого века под колониальным управлением соответственно Великобритании и Португалии.
  • 2. Уезды, автономные округа, автономные уезды, города.
  • 3. Волости, национальные волости, городские районы, поселки. Провинции делятся на уезды, последние — на волости и поселки.

Местными органами государственной власти являются собрания народных представителей административно-территориальных единиц и их комитеты. Срок их полномочий — три года или пять лет. Их нельзя рассматривать как органы местного самоуправления в том смысле, который им придается согласно европейской традиции. Эти органы являются составной частью единой организации государственной власти.

Административная форма национальной территориальной автономии преследует цель социалистического решения национального вопроса. Помимо этнических китайцев, в стране компактно или рассредоточено проживают такие крупные нации и народы, как чжуаны, уйгуры, маньчжуры, монголы, тибетцы, хуэй и др. Все автономные регионы достигли за годы социалистического развития существенных социально-экономических результатов, во многом благодаря огромным дотациям и субсидиям, выделяемым центральными властями в Пекине.

Самая крупная форма национальной автономии — это автономный район (автономная область). В Китае пять автономных районов: Внутренняя Монголия, Гуанси-Чжуанский, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский. Все они, обладая высоким административным статусом и значительными полномочиями, являются неотъемлемыми частями китайского государства.

Другие формы (уровни) национальной автономии — автономные округа (их 30) и автономные уезды — их более 120.

Некитайские (неханьские) народы проживают большей частью совместно с другими национальностями. Многие города и уезды являются ныне смешанными по национальному составу.

Законодательная основа статуса национально-территориальной автономии — Конституция КНР, Закон о национальной автономии, положения об автономии, утверждаемые вышестоящими государственными органами.

В многонациональных районах проводится политика коренизации кадров, т.е. лица местных («коренных») национальностей имеют определенные преимущества на государственной службе. Поэтому руководители автономных областей, округов и уездов должны быть гражданами, принадлежащими к тем национальностям, которые осуществляют национальную автономию.

В КНР наряду с вышеназванными формами автономных образований существуют также и автономные волости, которые не являются разновидностью национальной автономии и обладают ограниченными правомочиями.

Нормоминимум№1. Политико-территориальное устройство КНР.

Административно-территориальное устройство КНР.

Реформа административно-территориального устройства КНР

Административно-территориальное устройство КНР

В Китае понятия «политико-территориальное устройство» и «административно-территориальное устройство» — синонимы, ибо территориальная автономия в любой форме там отсут­ствует, как, впрочем, и любая другая автономия, хотя о на­циональной автономии в Конституции говорится. В действитель­ности не существует и ее, так как в условиях тоталитарного политического режима, что бы ни было написано в норматив­ных актах, автономия противосистемна.

Китай — унитарное государство с более чем миллиардным многонациональным населением. В Китае согласно ст. 30 Кон­ституции действует трехзвенная система административно-тер­риториального деления: 1) к верхнему звену относятся провин­ции, автономные области* и города центрального подчинения; 2) провинции и автономные области делятся на автономные ок­руга, уезды, автономные уезды и города, образующие среднее звено; 3) наконец, уезды и автономные уезды делятся на воло­сти, национальные волости и поселки, составляющие нижнее звено. Города центрального подчинения и сравнительно круп­ные города делятся на районы и уезды, а автономные округа — на уезды, автономные уезды и города. Получается, что авто­номные округа — это как бы верхняя часть среднего уровня. Автономные области, автономные округа и автономные уезды именуются собирательно — районы национальной автономии.

*В нашей литературе соответствующий китайский термин нередко пе­реводится «автономные районы». Учитывая размеры данной территори­альной единицы, полагаем, что перевод «автономные области» более адекватен.

В Конституции перечислены только эти территориальные образования. Однако специальными законами предусмотрены также особые административные районы и свободные эконо­мические зоны.

Особые административные районы — это бывшие коло­ниальные владения Аомынь (Макао) и Сянган (Гонконг), воз­вращенные Китаю соответственно Португалией и Великобрианией. Свободные экономические зоны — территориальные единицы со специальным таможенным режимом. Подробнее их статус рассматривается ниже, в п. 4 и 5 настоящего параграфа.

Вследствие многочисленного населения и обширной занимаемой площади административное деление Китая с древних времён было многоуровневым. В конституции Китайской Народной Республике де-юре предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинции (автономные районы, города центрального подчинения), уезды и волости. Однако де-факто в материковом Китае насчитывается пять уровней местного самоуправления: провинция, округ, уезд, волость и деревня. Административное деление Китайской Республики, как называет себя правительство Тайваня, схоже с делением КНР, однако в нём фактически упразднено деление на провинции и отсутствуют округа (см. подробнее административное деление Китайской Республики).

Помимо административной роли, провинции наделены культурными признаками, и жителей определённой провинции принято наделять чертами в рамках соответствующего стереотипа. Большинство современных границ между провинциями было определёно ещё при династии Мин. С тех пор серьёзные изменения претерпело лишь административное деление на Северо-Востоке. Кроме того после прихода к власти коммунистов, следовавших советской теории национальных автономий, в Китае были учреждены автономные районы.

В конституции КНР предусмотрено трёхступенчатое административное деление: провинция, уезд (город), волость (поселок). Однако в реальности существуют ещё два уровня: округ (между провинцией и уездом) и деревня (ниже волости). Долгое время существовал также шестой уровень — районы уездного подчинения (县辖区 сяньсяцюй), но в последнее время почти все они были упразднены (в 2004 году их оставалось 20 по всему Китаю).

Город (посёлок) в Китае может находиться на любом из этих уровней, и приравнивается в иерархии соответственно провинции, округу, уезду или волости. Городскому муниципалитету подчинена определённая территория, обычно значительно выходящая за городскую черту, внутри этой территории могут быть также подчинённые единицы — уезды и волости. По этой причине население собственно города трудно оценить — статистика обычно приводит население всей территории, подчинённой городскому муниципалитету, которая нередко во много раз превышает население города в рамках городской черты.

Каждый из уровней соответствует определённому чиновничьему рангу

Китай / Территориально-государственное устройство

В Преамбуле конституции КНР зафиксировано, что Китай является многонациональным унитарным государством.

Согласно ст. 30 конституции КНР, Китай имеет следующее административное деление:

— «Страна делится на провинции, автономные районы и муниципалитеты (города) центрального подчинения;

— провинции и автономные районы делятся на автономные префектуры, уезды, автономные уезды и города;

— уезды и автономные уезды делятся на волости, национальные волости и посёлки.

Города центрального подчинения и другие большие города делятся на районы и уезды. Автономные префектуры делятся на уезды, автономные уезды и города. Все автономные районы, автономные префектуры и автономные уезды являются районами национальной автономии».

Административное устройство выглядит следующим образом:

— Провинция Тайвань;

— 4 города центрального подчинения: Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин,

Особый административный район Гонконг (ОАР Сянган, СОАР), Особый административный район Макао (ОАР Аомэнь, АО АР).

Подобное административно-территориальное устройство, характеризующееся высокой степенью концентрации власти в руках центра, обусловлено, в первую очередь, стремлением сдержать тенденции сепаратизма регионов, а также повысить эффективность государственного управления. Так, согласно позиции официальных властей, районы национальной автономии для компактно проживающих национальных меньшинств являются важнейшей формой решения национального вопроса в КНР (в Китае проживают более 55 различных национальностей).

Согласно ст. 95 разд. 5 (Местные собрания народных представителей и местные народные правительства разных уровней) гл. III (Структура государства) конституции КНР, в провинциях, муниципальных образованиях центрального подчинения, уездах, городах, муниципальных районах, волостях, национальных волостях и городах создаются местные собрания народных представителей и народные правительства. В автономных районах, автономных префектурах и автономных уездах создаются органы самоуправления. Местные собрания народных представителей разных уровней являются местными органами государственной власти (ст. 96).

Срок полномочий местных СНП — 5 лет.

Местные СНП осуществляют контроль и исполнение конституции, законов, административных постановлений в соответствующих административных районах. В пределах своих полномочий они принимают и издают директивы, рассматривают и принимают планы экономического и культурного развития. Местные СНП разрабатывают планы экономического и социального развития, разрабатывают и принимают бюджет, контролируют его исполнение (ст. 99).

Местные СНП избирают и имеют полномочия отозвать губернатора и вице-губернатора, мэра и вице-мэра, главу уезда, района, посёлка и небольшого города и его заместителей. Местные СНП избирают и имеют полномочия отозвать председателей народных судов и главных прокуроров народных прокуратур соответствующего уровня (ст. 101).

Постоянный комитет местного СНП обсуждает и принимает решения в отношении важных вопросов во всех сферах деятельности в соответствующем административном районе, руководит работой народного правительства, народного суда, народной прокуратуры соответствующего уровня (ст. 104).

Местные правительства являются органами исполнительной власти (ст. 105). Срок полномочий соответствует СНП местного уровня (ст. 106). Местные народные правительства в пределах своих полномочий ведут работу в области экономики, образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, городского и сельского развития, общественной безопасности, правосудия, планирования семьи и так далее в соответствующих административных районах (ст. 107). Местные правительства отчитываются о своей деятельности перед местными СНП (постоянным комитетом) , а также перед вышестоящими государственными административными органами. Местные народные правительства являются государственными административными органами, функционирующими под общим руководством Государственного Совета (ст. 110).

Конституция КНР предусматривает создание «специальных административных районов», правовой статус которых определяется специальными законами.

← | Территориально-государственное устройство | Вперёд →

Добавить комментарий