Территориальный орган власти

Территориальные федеральные органы исполнительной власти входят в систему органов исполнительной власти РФ и осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность в пределах определенного территориального образования (федерального округа, субъекта РФ).

Общие права территориальных органов:

представлять соответствующие министерства и ведомства РФ в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов РФ;

осуществлять управленческую деятельность в рамках установленной компетенции;

запрашивать и получать информацию, необходимую для осуществления собственной управленческой деятельности;

участвовать в работе соответствующих центральных органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ;

принимать участие в выработке управленческих отношений в рамках собственной компетенции;

вносить предложения, направленные на повышение эффективности деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти в зависимости от взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ подразделяются: на территориальные федеральные органы, курируемые органами исполнительной власти субъектов РФ, и территориальные федеральные органы, взаимодействующие с органами исполнительной власти субъектов РФ.

К территориальным федеральным органам исполнительной власти, взаимодействующим с органами исполнительной власти субъектов РФ, относятся органы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; Министерства внутренних дел РФ; Федеральной налоговой службы; Федеральной таможенной службы; Федеральной службы безопасности и др.

Государственные органы исполнительной власти субъектов рф

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности, которая носит исполнительный и распорядительный характер. Они непосредственно исполняют акты представительных органов государственной власти, указы Президента РФ, организуют исполнение этих актов или своими распоряжениями обеспечивают их выполнение.

В соответствии со ст.77, абз.3 Конституции в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (ст.78, абз.2)

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий (ст.78, абз.3)

В соответствии с федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ, в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, если конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации установлена такая должность. Законодательное определение, схема организации, структура, порядок деятельности органов исполнительной власти в субъекте федерации определяется законодательными органами субъекта федерации.

Как правило, исполнительная власть в субъектах Российской Федерации представлена, во-первых, высшим должностным лицом – Главой или Президентом республики, Главой администрации или Губернатором в других субъектах федерации. Во-вторых, это должностное лицо назначает Правительство (Кабинет министров, Администрацию) – высший орган исполнительной власти (такой орган может быть и непосредственно избран населением), а также органы исполнительной власти специальной компетенции – министерства, ведомства, комитеты и др.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по ряду признаков и оснований.

I. По территории действия:

  • 1) федеральные органы исполнительной власти, которые распространяют свою деятельность на всю территорию Российской Федерации. Это Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты Российской Федерации и др.;
  • 2) органы исполнительной власти субъектов РФ, которые распространяют свое действие на территорию данного субъекта РФ (республики в составе России, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения — Москвы или Санкт-Петербурга). Это правительства республик, министерства республик, администрации краев и областей, структурные подразделения администраций и др.;
  • 3) территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (включая территориальные органы Правительства РФ), которые создаются федеральными органами для осуществления своих полномочий как на территории одного субъекта РФ, так и на территории нескольких субъектов РФ.

Примерами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих в пределах одного субъекта РФ, могут служить: отделения Российской транспортной инспекции Министерства транспорта РФ в субъектах Федерации; управления Федеральной службы безопасности РФ в субъектах Федерации и др. Примерами территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, действующих на территориях нескольких субъектов РФ, являются: региональные таможенные управления Государственного таможенного комитета РФ, территориальные (региональные) органы Федерального горного и промышленного надзора России, управления железных дорог Министерства путей сообщения РФ и др.

II. По характеру компетенции:

  • 1) органы общей компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории всеми отраслями экономики, социально-культурной и административно-политической сфер. Это Правительство РФ, правительства республик и некоторых других субъектов РФ, администрации краев, областей и др.;
  • 2) органы отраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории какой-либо одной отраслью экономики, социально-культурной либо административно-политической сфер (например, атомной энергией, здравоохранением, обороной, юстицией и т. д.). На федеральном уровне такими органами, как правило, являются министерства Российской Федерации; в субъектах РФ — министерства, государственные комитеты, комитеты, департаменты, главные управления, управления и др. (например, главное управление юстиции края);
  • 3) органы межотраслевой компетенции, права и обязанности которых относятся к управлению на соответствующей территории вопросами, имеющими межотраслевое значение (например, стандартизацией и метрологией, статистикой, рынком ценных бумаг и т. д.). На федеральном уровне такой компетенцией наделены в основном государственные комитеты Российской Федерации и федеральные комиссии России; в субъектах Федерации — государственные комитеты, комитеты, управления и др.;
  • 4) органы специальной компетенции, осуществляющие надзорные, контрольные, разрешительные и некоторые иные специальные функции (например, надзор за ядерной и радиационной безопасностью, мониторинг окружающей среды, обеспечение правительственной связи и информации и т. д.). На федеральном уровне органами специальной компетенции являются федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, в субъектах Федерации — службы, палаты и др. К примеру, в структуре администраций ряда субъектов РФ существуют такие органы специальной компетенции, как лицензионная и регистрационная палаты;
  • 5) органы внутриотраслевой (внутриведомственной) компетенции, права и обязанности которых распространяются на определенное направление работ внутри отрасли. На федеральном уровне такими органами являются службы, департаменты, главные управления, управления и другие подразделения федеральных органов исполнительной власти (например, Автомобильно-дорожная служба Министерства транспорта РФ). В субъектах РФ органы внутриотраслевой компетенции — управления, отделы и другие структурные подразделения органов исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции этих субъектов (например, Управление лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений Министерства образования республики в составе России, Управление лекарственного обеспечения Департамента здравоохранения администрации края, Отдел жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищной политики администрации области и др.).

III. По организационно-правовым формам и названию различают следующие органы исполнительной власти: правительства, кабинеты министров (имеющие статус правительств), министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры, ведомства, администрации, мэрии, департаменты, главные управления, управления, службы, отделы, инспекции, палаты и др.

IV. По порядку разрешения вопросов:

~ единоначалъные органы, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа (министерства, управления, администрации краев, областей и др.). Несмотря на то, что во многих единоначальных органах существуют коллегии, их решения проводятся в жизнь приказами руководителя органа, который и несет всю персональную ответственность за организацию работы. Решения коллегий для руководителя единоначального органа носят совещательный, рекомендательный характер;

~ коллегиальные органы, в которых подавляющее большинство вопросов, причем имеющих наиболее важное значение, обсуждается и разрешается только коллегиально. Издаваемые при этом правовые акты являются актами органа, хотя подписываются его руководителем. Типичные примеры коллегиальных органов — Правительство РФ и правительства республик в составе России. На коллегиальной основе осуществляют свою деятельность также государственные комитеты Российской Федерации и федеральные комиссии России.

V. По источнику финансирования:

органы, финансируемые за счет федерального бюджета (госбюджетные органы);

органы, финансируемые за счет бюджетов субъектов РФ.

Органы исполнительной власти России образуют систему. В систему федеральных органов исполнительной власти входят министерства Российской Федерации (федеральные министерства) и иные федеральные органы исполнительной власти.

К иным федеральным органам исполнительной власти относятся: государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, федеральные службы России, российские агентства, федеральные надзоры России, а также некоторые органы Президента РФ.

Правительство РФ — высший коллегиальный орган исполнительной власти, который возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в этой сфере работу других федеральных органов исполнительной власти.

Министерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр).

Государственный комитет Российской Федерации, федеральная комиссия России — это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.

Федеральная служба России, российское агентство, федеральный надзор России являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления их полномочий могут создавать территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют свою деятельность в субъектах Федерации, а также на территориях нескольких субъектов РФ.

(ТО ФОИВ)

Территориальные исполнительные органы федеральной государственной власти (территориальные органы федеральной исполнительной власти) являются составной частью системы исполнительных органов государственной власти в Российской Федерации.

Они образуются центральными органами федеральной исполнительной властидля реализации функций соответствующих федеральных органов исполнительной власти в сфере ведения РФ на региональном и местном уровнях, обеспечения взаимодействия между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ – республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

Функции территориальных органов могут проявляться в осуществлении федерального контроля, надзора и управления определенными отраслями или сферами жизнедеятельности общества и государства.

Образование и деятельность территориальных государственных органовосуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента России постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных министерств и иных центральных органов федеральной исполнительной власти, а в части территориальных органов субъектов РФ – также нормативными правовыми актами законодательных и исполнительных органов исполнительной власти субъектов РФ, принятых в пределах их компетенции.

Принципиальные положения правового статуса территориальных органов (конституционные основы) закреплены в Конституции Российской Федерации 1993 года.

Установленные в Конституции форма правления и форма государственного устройства России предопределяют своеобразие всей системы исполнительных органов государственной власти.

В частности, в силу провозглашенного ст. 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения властей органы исполнительной власти, равно как и органы законодательной и судебной власти, организационно и функционально обособлены.

Федеративное устройство Россиипредполагает наличие двух уровней исполнительных органов государственной власти:

— федеральных органов исполнительной власти;

— органов исполнительной власти субъектов РФ.

При этом федеральные органы исполнительной власти могут быть либо только центральными, либо центральными и территориальными (межрегиональными, региональными и местными).

Согласно ч. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации «федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц».

Ч. 3 ст. 5 Конституции установлено, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.

При этом ч. 2 ст. 77 Конституции РФ провозглашает: «В пределах ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ».

Таким образом, Федеральная Конституция открывает простор для формирования обладающих определенной самостоятельностью территориальных государственных органов, реализующих исполнительно-распорядительные полномочия Федерации.

Вместе с темКонституция не устанавливает правовой статус данных органов, условия их образования, характер взаимоотношений с соответствующими центральными федеральными государственными органами и органами государственной власти субъектов Федерации, а также не регулирует иные важные вопросы.

Возникающие в этой сфере общественные отношения регулируются законами и подзаконными актами.

В частности, в федеральном конституционном законе от 17.12.1997г. № 3-ФЗ «О Правительстве Российской Федерации» закреплен правовой статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

В ст. 12 этого Закона установлено: Правительство РФ устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных га эти цели в федеральном бюджете».

В условиях, когда существует дефицит законодательного регулирования порядка образования, структуры и полномочий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, важное значение приобретают указы Президента России.

Именно в указах находят отражение все сложности реорганизации системы органов исполнительной власти в современной России.

Так 9 марта 2004г. был издан Указ Президента РФ № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Действующая в настоящее время структура федеральных органов ис-полнительной власти определена Указом Президента Россйской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636.

В качестве федерального источника правового регулирования деятельности территориальных органов федеральных органов исполни-тельной власти выступают также постановления Правительства РФ. К ним относятся постановления об утверждении Положений о соответствующем министерстве или ином федеральном органе, об утверждении типовых положений о территориальных органах федерального органа исполнительной власти и пр.

Однако Положения о Министерствах (федеральных службах, федеральных агентствах), непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту РФ (Минобороны, МВД, ФСБ и др.), а также Положения об их территориальных органах утверждаются непосредственно Указами Президента РФ.

Важное значение в современных условиях имеют региональные источники правового регулирования деятельности территориальных органов федеральной исполнительной власти.

Прежде всего речь идет о Конституциях и уставах субъектов РФ.

Как правило,конституции республик и уставы иных субъектов РФ согласовывают в этой части свои положения с соответствующими положениями Федеральной Конституции. Например:

— Ст. 8Конституции Республики Тыва;

— Ч. 2 ст. 65 Конституции Республики Мордовия;

— Ч. 2 ст. 27Устава Свердловской области.

Наиболее удачна формулировка, закрепленная в ст. 65 Устава Алтайского края: «Федеральные органы исполнительной власти могут создавать на территории края в целях осуществления своих полномочий собственные территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц по согласованию с органами государственной власти края в случаях, установленных федеральным законом. Органы государственной власти края содействуют федеральным органам государственной власти в осуществлении или своих полномочий на территории края».

Вообще Конституция Российской Федерации не предусматривает обязанности федеральных органов согласовывать с кем-либо назначаемых ими сотрудников территориальных органов.

Вместе с тем – жесткая, противоречащая федеральной Конституции норма по отношению к федеральным органам исполнительной власти была определена ст. 48 Конституции Республики Саха (Якутия): «на территории республики не допускаются действия властных структур, не относящихся к ее юрисдикции как несовместимые с суверенитетом Республики Саха (Якутия)».

Исключение было сделано лишь для прокуратуры и службы контрразведки.

В настоящее время не все федеральные органы исполнительной власти имеют территориальные органы.

В то же время многие федеральные органы образуют собственные территориальные органы исполнительной власти либо во всех субъектах РФ.

Добавить комментарий