Тип государственного устройства России

Вопросы:

1. Понятие и основные формы государственного устройства.
2. Специфика государственного устройства Российской Федерации.

Государство — это организация политической власти, содействующая осуществлению конкретных общественных интересов в пределах определенной территории.
Неотъемлемыми признаками государства является наличие суверенитета, публичной власти, гражданства, строго ограниченной территории, аппарата управления и принуждения. Именно государство в демократическом обществе имеет законное право на принятие и контроль исполнения законов, применение силы, выпуск денежных средств, сбор налогов.
Одной из важнейших характеристик государства является форма его государственного устройства.

1

История свидетельствует, что государства всегда отличались друг от друга внутренним устройством, способом территориального деления, степенью централизации государственной власти. И это не случайно. Любое государство старается максимально эффективно организовать управление своей территорией с помощью определенного государственного устройства.

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Государственное устройство зависит от множества факторов, среди которых можно отметить следующие: размер территории, численность и национальный состава населения, исторические традиции народа, особенности политического режима, форма правления государства.

Определение наиболее подходящей формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства. Особенно если на его территории проживают исторически сложившиеся национальные группы населения. Такие национальные группы обычно носят коренной характер, т.е. проживают на данной территории с давних времен.

Выбор формы государственного устройства влияет на установление правовых гарантий сохранения и свободного развития языка, культуры, обычаев этих национальных групп. Исторические особенности и культурный уровень одних наций определяет их желание жить в многонациональном сообществе, а других — создавать свое национальное государство. Но в любом случае нации стремятся не допустить дискриминации и обеспечить себе свободное развитие, а объединяющее их государство — исключить основу для межнациональных конфликтов.

Другая задача государственного устройства состоит в создании необходимых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства. Этому может мешать как чрезмерная централизация власти, так и ее чрезмерная децентрализация. Цивилизованное государство заинтересовано в максимально возможной интеграции своего хозяйства при обеспечении экономической свободы для всех граждан. Важным является и равномерное экономическое и социальное развитие, отсутствие отсталых в этом отношении регионов. В наше время в передовых странах этническое содержание государственного устройства все чаще уступает место территориально-экономическому, и там, где преодолены узконациональные подходы к организации социально-экономической жизни, достигнуты наибольшие социальные и экономические успехи.

К настоящему времени многовековая мировая практика выработала три основные формы государственного устройства — унитарное государство, федерация, конфедерация. Кратко рассмотрим их.

Унитарное государство (от латинского слова «unitas» — «единство») — простое, единое государство, которое характеризуется отсутствием у административно- территориальных единиц признаков суверенитета.

Для унитарных государств характерны следующие черты:
— единый центр государственной власти для всей страны, в том числе общая система высших и центральных органов власти;
— общегосударственная система законодательства (одна конституция);
— единое гражданство;
— единая судебная система;
— одноканальная система налогов (т.е. все налоги аккумулируются в центре);
— административно-территориальные единицы государства не обладают политической самостоятельностью, но наделяются компетенцией в экономической, социальной и культурных сферах;
— законодательный орган имеет, как правило, одну палату.

Необходимо отметить, что в зависимости от степени подчинения административно-территориальных единиц унитарного государства центральным органам власти выделяют:
— централизованное унитарное государство. Оно характеризуется строгой субординацией органов местного самоуправления, которые формируются из центра, их самостоятельность незначительна. Примерами таких государств являются Монголия, Таиланд, Индонезия;
— децентрализованное унитарное государство. Характеризуется тем, что органы местного самоуправления самостоятельно формируются и управляются населением, органам центральной власти они прямо не подчинены, но подотчетны. Децентрализованное унитарное государство присутствует, например, в Великобритании, Швеции, Японии.

Положительной стороной унитарного государства является значительная концентрация ресурсов в руках центра, что может способствовать быстрому росту благосостояния граждан, однако это приводит и к высокой степени централизации государственной власти.

Большинство государств мира приняли именно эту форму государственного устройства. В настоящее время помимо вышеуказанных унитарными государствами являются Беларусь, Украина, Казахстан, Франция, Дания, Польша, Чехия, Словакия, Италия, Португалия, Куба, Чили, Китай и т.д.

В свою очередь федерация (от латинского слова «foederatio» — «объединение», «союз») — сложное, союзное государство, части которого обладают значительной политической самостоятельностью.

Образования в составе федерации носят название субъектов. По числу субъектов федеративные государства различаются между собой. Например, в США 50 субъектов (штатов), а в Швейцарии 26 кантонов.

Для федерации характерные следующие черты:
— определенная законодательством политическая и юридическая самостоятельность (могут иметь свои конституции наряду с общефедеральной);
— двухуровневая система органов государственной власти, в соответствии с которой отдельно существуют федеральные органы и органы субъектов федерации (парламент на уровне федерации имеет двухпалатную структуру — верхняя палата представляет интересы субъектов федерации, кроме того, субъекты также формируют свои местные парламенты);
— две системы законодательства (общегосударственная и субъектов);
— двухканальная система налогов (часть налогов аккумулируются в центре, другая в субъекте);
— разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов.

Важно отметить, что входящие в федерацию субъекты не обладают государственным суверенитетом (т.е. полным верховенством на своей территории, независимостью в международных отношениях). В настоящее время ни одна конституция федеративного государства не закрепляет права выхода субъектов из федерации.

Отсутствие у субъектов федерации полного верховенства на своей территории основано на том, что федеральное законодательство распространяет свою силу на всю территорию страны и имеет приоритет над актами законодательства субъектов. Например, в России, США, Канаде, Мексике.

Также субъекты федерации лишены права самостоятельно выступать на мировой политической арене. Это не признает за ними и международное право. Например, в Австралии, США, Канаде факт не суверенности подтвержден решениями верховных судов этих государств.

Существуют различные виды федераций. Так, по способу образования субъектов федерации выделяют:
— территориальную федерацию, в ней все составляющие ее субъекты образованы по географическим, историческим, экономическим особенностям. Например, США, Бразилия, Мексика;
— национальную федерацию, в ней составные части разделены по национально-лингвистическому критерию на основе проживающих в них различных народов. Примерами могут служить Бельгия, Индия, в прошлом СССР и Югославия;
— национально-территориальную федерацию (смешанную) — в основу ее формирования положен и территориальный, и национальный принципы образования субъектов, например Российская Федерация.

По способу образования самой федерации выделяют:
— конституционную федерацию — это федерация, образованная в результате децентрализации унитарного государства, в основе которого лежит специально принятая конституция. Например, Пакистан, Индия;
— договорная федерация (союзная) — это федерация, образованная в результате объединения независимых государств на основе союзного договора. Пример: США, ОАЭ, СССР;
— смешанная федерация (конституционно-договорная) — это государство, в котором процессы децентрализации и объединения протекают параллельно, в результате чего в основе государства лежат одновременно как договорный, так и конституционный способы образования федерации. Примером тому может служить Российская Федерация.

В целом мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Конечно, федерация не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы политических, экономических и националистических сил.

В сравнении с унитарными государствами количество федераций значительно меньше. В настоящее время в мире насчитывается порядка двадцати федеративных государств. В Европе это Российская Федерация, ФРГ, Австрия, Бельгия, Швейцария; в Азии — Индия, Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан; в Америке — США, Канада, Мексика, Аргентина, Бразилия и Венесуэла; в Океании — Австралия и Папуа-Новая Гвинея. Федеративными являются и некоторые страны Африки: Коморские острова, Нигерия, Эфиопия.

Следующая форма государственного устройства — конфедерация.

Конфедерация (от латинского слова «confoederatio» — «сообщество») представляет собой временный союз суверенных государств, создаваемый для достижения политических, военных, экономических, культурных целей. Является переходной формой государства, в дальнейшем преобразуется в федерацию или распадается на ряд унитарных государств.

Суверенные государства, образовавшие конфедерацию, остаются субъектами международно-правового общения и одновременно являются членами единой государственной организации.

В свое время конфедерациями были Конфедеративные Штаты Америки (1776 — 1789 гг.), Германия (1815 — 1867 гг.), Швейцария (1815 — 1848 гг.). В настоящий момент в качестве конфедерации с определенной долей условности можно рассматривать Союзное государство России и Белоруссии. Современная Швейцария согласно Конституции формально продолжает называться конфедерацией, хотя фактически это уже давно федеративное государство.

В отличие от федеративного устройства конфедерация характеризуется следующими чертами:
— конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов;
— создаются координационные органы для ведения общих дел;
— для вступления в юридическую силу решения координационных органов должны быть ратифицированы органами законодательной власти входящих в союз государств;
— правовой основой является договор между участниками;
— имеет не единую территорию, а совокупность территорий входящих в нее государств;
— конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
— общими источниками финансовых средств являются взносы членов конфедерации;
— сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
— каждое государство имеет право выхода из конфедерации при достижении своих целей;
— государства могут устанавливать единую денежную систему, единые таможенные правила, межгосударственную кредитную политику на время существования союза.
В целом формы государственного устройства представляют собой административно-территориальное и национальное строение государства, раскрывающее характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государства.

2

Основы конституционного строя в области государственного устройства Российской Федерации закреплены в статье 5 Конституции Российской Федерации:

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.
2. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство.
3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Закрепление федеративной формы государственного устройства нашей страны отражено также в Главе 3 Конституции Российской Федерации, которая так и называется — «Федеративное устройство». Конституция Российской Федерации закрепляет совокупность признаков, подтверждающих федеративную природу современного российского государства.

Во-первых, законодательную систему России составляют Конституция Российской Федерации и законы федерации, а также конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации, которые осуществляют правовое регулирование в пределах компетенции Федерации и ее субъектов. Разграничение полномочий осуществляется не только Конституцией Российской Федерации, но и специальными договорами между органами власти России и ее субъектов.

Во-вторых, в Российской Федерации одновременно действуют органы государственной власти России и органы власти ее субъектов.

В-третьих, Россия имеет двухпалатный парламент — Федеральное собрание, одна из палат которого — Совет Федерации — представляет интересы всех субъектов Российской Федерации и имеет в своем составе по два представителя от каждого их них. Один от законодательного, другой — исполнительного органов государственной власти субъекта.

В-четвертых, частями, субъектами Российского государства являются не административно-территориальные единицы, а национальные государства — республики; государственно-территориальные образования — края, области, города федерального значения; национально-государственные образования — автономная область и автономные округа. Перечень всех субъектов дан в статье 65 Конституции Российской Федерации.

Первоначально в состав Российской Федерации входили 89 субъектов Федерации, в том числе 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 10 автономных округов.

К настоящему времени количество субъектов Российской Федерации в результате объединения некоторых из них изменился: их стало 83, в их числе 21 республика, 9 краев, 47 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.

Так, Пермский край образован путем объединения Пермской области с Коми-Пермяцким автономным округом, Красноярский край объединен с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами, Камчатский край образован путем объединения Камчатской области и Корякского автономного округа, Забайкальский край образован путем объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа, Иркутская область объединена с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом.

В нашей стране, как и в любой другой федерации, существует разделение предметов полномочий и предметов ведения между федеральным центром и субъектами Федерации. Выделяют предметы ведения Российской Федерацией, совместного ведения Российской Федерацией и субъекта Российской Федерации, предмет ведения субъекта Российской Федерацией.

Статья 71 Конституции Российской Федерации закрепляет исключительную федеральную компетенцию. К ведению Российской Федерации отнесены вопросы, которые носят общий для всего государства характер, не требуют учета региональной специфики, обеспечивают единство российского государства.

Все эти полномочия могут быть по предметному признаку объединены в несколько групп. Прежде всего это полномочия в области государственного строительства, принятия и изменения Конституции Российской Федерации, приема новых субъектов в состав Федерации, утверждения изменений границ между субъектами, установления системы федеральных органов и их формирования, решения вопросов судоустройства, прокуратуры, разработки и принятие уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства и других отраслей законодательства. Сюда же относится регулирование прав и свобод человека и гражданина, гражданина Российской Федерации, регулирование прав национальных меньшинств и другие полномочия.

Значительные исключительные полномочия Федерация имеет в социально-экономической сфере. Сюда относятся определение правового режима федеральной государственной собственности и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральной программы в области экономического, экологического, социально-культурного и национального развития России, установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, утверждение федерального бюджета, установление федеральных налогов и сборов, управление федеральными энергетическими системами, транспортом, связью и другие полномочия.

Самостоятельную группу образуют полномочия Российской Федерации в сфере внешних отношений и обороны страны. Предметом исключительного ведения Федерации являются внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, внешнеэкономические отношения, оборона и безопасность, оборонное производство, определение статуса и защита государственной границы, экономической зоны и континентального шельфа.

Статья 72 Конституции Российской Федерации устанавливает совместную сферу предметов ведения и полномочий, где Федерация и субъекты тесно координируют свои усилия. Весь их перечень также может быть объединен в указанные выше сферы. В области государственного строительства, например, это обеспечение соответствия конституций, уставов, законов и иных актов субъектов Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам России. В социально-экономической сфере — вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами. В сфере внешних отношений и обороны страны — координация международных внешнеэкономических связей, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Закрепление в Конституции Российской Федерации предметов совместного ведения выступает правовой основой для детального определения полномочий Федерации и субъектов, установления того, какие конкретные вопросы решают те или иные органы. Это достигается путем принятия федеральных законов, а также через заключение договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации.

В Конституции Российской Федерации не закрепляются полномочия, относящиеся к сфере исключительного ведения субъектов Федерации. В ней лишь содержится норма о том, что вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Перечень полномочий каждого субъекта закрепляется конституциями республик и уставами иных субъектов Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в рамках федеральной компетенции.

Субъекты Российской Федерации имеют свою официальную символику — герб, флаг, гимн. Правовой статус и порядок их использования устанавливаются в конституциях, уставах и законах субъектов Федерации.

Кроме того, субъекты Федерации управляют разнообразными объектами собственности, владеют, пользуются и распоряжаются природными ресурсами, находящимися на их территории (за исключением тех, которые находятся в федеральном ведении), устанавливают свои налоги и сборы, устанавливают на основе федерального законодательства правовой режим органов местного самоуправления на своей территории, самостоятельно решают вопросы административно-территориального устройства.

С учетом изложенного можно отметить, что государственное устройство Российской Федерации — это территориальная организация Российской Федерации, характеризующаяся федеративной формой ее государственных связей с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, городами федерального значения, автономной областью и автономными округами.

Методические рекомендации

Во вступительном слове руководителю занятий по ОГП необходимо подчеркнуть актуальность данной темы, определить цель занятия и его основные вопросы.

При рассмотрении первого вопроса важно разъяснить слушателям, что уяснение понятия государственного устройства и его основных форм позволит им лучше понять специфику государственного устройства Российской Федерации.

В ходе изучения второго вопроса руководителям групп, используя карту федеративного устройства Российской Федерации, следует наглядно показать расположение субъектов Российской Федерации. Далее доходчиво с помощью примеров изложить положения статей 71 и 72 Конституции Российской Федерации.

В заключение необходимо сделать выводы, ответить на вопросы слушателей, дать рекомендации по изучению литературы.

Рекомендуемая литература:

Подполковник запаса Сергей ПАВЛОВ, кандидат политических наук

«Ориентир» 02 2014

Государственное устройство России

Политика — Портал:Политика

Россия

Эта статья — часть серии:
Политика и правительство
России

Государственный строй

Конституция России

  • Поправки

Президент России

  • Дмитрий Медведев
  • Администрация Президента

Правительство

  • Председатель Правительства
    • Владимир Путин
  • Министр иностранных дел
    • Сергей Лавров
  • Министр обороны
    • Анатолий Сердюков
  • Совет безопасности

Федеральное Собрание

  • Совет Федерации
    • Члены СФ
    • Председатель СФ
      • Сергей Миронов
  • Государственная Дума
    • Депутаты Госдумы
    • Спикер Госдумы
      • Борис Грызлов

Судебная система России

  • Конституционный суд
  • Верховный суд
  • Высший Арбитражный суд
  • Прокуратура России

Федеративное устройство

  • Республики
  • Края
  • Области
  • Города федерального значения
  • Автономная область
  • Автономные округа

Политическая система

  • Политические партии
  • Референдумы:
    • 17 марта 1991
    • 25 апреля 1993
    • 12 декабря 1993
  • Парламентские выборы:
    • 1995 • 1999 • 2003 • 2007
  • Президентские выборы:
    • 1996 • 2000 • 2004 • 2008
  • Внутренняя политика
  • Внешняя политика
  • Внешнеэкономическая политика
  • Международные организации

Другие страны · Портал Политика

Государственный строй Российской Федерации определён Конституцией, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Основы конституционного строя

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое многообразие, многопартийность. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Форма правления

Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия однозначно определяется как cмешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику. По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой.

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание теории разделение властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

  • Президент Российской Федерации,
  • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • Правительство Российской Федерации,
  • Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако, они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Глава государства

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции).

В 1991-1993 годах существовал пост вице-президента, но указом Президента, а затем Конституцией 1993 года, он был упразднён.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п.3 Заключительных и переходных положений Конституции Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. После поправок к Конституции, вступивших в силу 31 декабря 2008 года со следующих выборов он будет избираться на шестилетний срок полномочий.

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции РФ). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции РФ).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст.ст. 94-109 Конституции России 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции он неоднократно менялся.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерации менялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок формирования Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федеарции). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Исполнительная власть

Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства либо в случае вынесения Думой вотума недоверия Правительству Президент вправе распустить Государственную Думу. В состав Правительства входят, помимо Председателя, его заместители («вице-премьеры») и федеральные министры. Правительство возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти: министерств, федеральных служб и федеральных агентств.

Судебная власть

Основная статья: Судебная система Российской Федерации

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд. Судьи этих трех высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд стоит во главе системы судов общей юрисдикции, Высший Арбитражный Суд — во главе системы арбитражных судов. Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).

Примечания

  1. См., например: Доклад Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькина на юбилейной Конференции в РАН 10 декабря 2003 года «Конституция России»
  2. 1 2 Федеральный закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.

Страны Европы: Государственный строй

Зависимые территории: Акротири и Декелия | Аландские острова | Гернси | Гибралтар | Джерси | Остров Мэн | Фарерские острова | Шпицберген | Ян-Майен

Непризнанные и частично признанные государства (де-факто независимые): Абхазия | Косово | Нагорно-Карабахская Республика | Приднестровье | Южная Осетия

¹ В основном в Азии

Федеральные органы исполнительной власти России (c 1 марта 2009 г.)

Федеральные органы исполнительной власти в ведении Президента Российской Федерации

Министерство внутренних дел

Федеральная миграционная служба

МЧС России

(нет)

Министерство иностранных дел

Россотрудничество

Министерство обороны

Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству | Рособоронзаказ | Федеральная служба по техническому и экспортному контролю | Спецстрой

Министерство юстиции

Федеральная служба исполнения наказаний | Федеральная служба судебных приставов

Президентские службы

Государственная фельдъегерская служба | Служба внешней разведки | Федеральная служба безопасности | Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков | Федеральная служба охраны

Президентские агентства

Главное управление специальных программ (федеральное агентство) | Управление делами Президента (федеральное агентство)

Федеральные органы исполнительной власти в ведении Правительства Российской Федерации

Минздравсоцразвития

Роспотребнадзор | Росздравнадзор | Роструд | Федеральное медико-биологическое агентство

Минкультуры

Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия | Росархив

Министерство образования и науки

Роспатент | Рособрнадзор | Роснаука | Рособразование

Министерство природных ресурсов и экологии

Росгидромет | Росприроднадзор | Ростехнадзор | Росводресурсы | Роснедра

Министерство промышленности и торговли

Ростехрегулирование

Министерство регионального развития

(нет)

Министерство связи и массовых коммуникаций

Россвязькомнадзор | Росинформтехнологии | Роспечать | Россвязь

Министерство сельского хозяйства

Россельхознадзор | Рослесхоз

Министерство спорта, туризма и молодёжной политики

Росмолодёжь | Ростуризм

Министерство транспорта

Росаэронавигация | Ространснадзор | Росавиация | Росавтодор | Росжелдор | Росморречфлот

Министерство финансов

Федеральная налоговая служба | Росстрахнадзор | Росфиннадзор | Федеральное казначейство (федеральная служба)

Минэкономразвития

Росстат | Росреестр | Росрезерв | Росимущество | Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами

Министерство энергетики

(нет)

Правительственные службы и агентства

Федеральная антимонопольная служба | Федеральная таможенная служба | Федеральная служба по тарифам | Росфинмониторинг | Федеральная служба по финансовым рынкам | Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка | Роскосмос | Росграница | Рособоронпоставка | Росрыболовство

Россия
Государственный строй Гражданин • Конституция • Президент • Федеральное Собрание • Конституционный суд
Государственные символы Герб • Гимн • Флаг
География Геология • Минеральные ресурсы • Рельеф • Климат • Гидрография • Почвы • Растительный мир • Животный мир • Экология
Население Демографическая ситуация в Российской Федерации • Численность населения • Воспроизводство населения • Возрастная и половая структура населения • Миграции населения • Размещение населения • Города России • Сельское расселение • Этнический состав населения • Языки
История Предыстория • Киевская Русь • Феодальная раздробленность • Московское государство • Российская империя • СССР • Российская Федерация
Экономика История • Промышленность • Сельское хозяйство • Транспорт • Связь • Полезные ископаемые • Туризм • Внешние связи • Экономические районы
Вооружённые силы Сухопутные войска • Военно-воздушные силы • Военно-морской флот • Космические войска • Ракетные войска стратегического назначения • Воздушно-десантные войска
Религия Православие • Ислам • Иудаизм • Буддизм • Католицизм • Протестантизм
Культура Наука • Образование • Литература • Архитектура • Изобразительное искусство • Музыка • Балет • Драматический театр • Цирк • Кино • Рунет • Праздники
Спорт Футбол • Хоккей • Баскетбол • Теннис • Лёгкая атлетика • Волейбол • Автоспорт
Наука История науки • Популяризация науки • Научная литература • Псевдонаука • Паранаука • Академические дисциплины • Науковедение
Проекты Википедии Портал о России • Проект о России

Тема 8. Форма государственного устройства России

Государственному устройству современной РФ посвящена специальная глава (третья) Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Эта глава называется «федеративное устройство». Представляется, однако, что со­держание этой главы шире, чем её название, так как в ней закрепляются вопросы в целом государственного устройства РФ, а не только форма этого устройства.

Конституция РФ определяет территориальную организацию современ­ного Российского государства. Его составными частями являются как на­ционально-государственные, так и территориально-государственные обра­зования, территория которых, в свою очередь, подразделяется на админи­стративно-территориальные единицы. Основой взаимоотношений нацио­нально-государственных и территориально-государственных образований как между собой, так и с Российским государством в целом является принцип федерализма. Иначе говоря, по форме государственного устрой­ства Россия является федеративным государством, в составе которого находится более 80 субъектов.

Виды федераций

Федеративное устройство разных государств не совпадает. Выделяют:

По способу создания — конституционные и договорные федерации. В конституцион­ных федерациях основными учредительными актами выступа­ют общегосударственные конституции (иные общегосударст­венные законодательные акты). В договорных федерациях ос­новными учредительными актами являются федеративные договоры, заключаемые между собою субъектами федерации.

По наличию статусных групп субъектов — симметричные и асимметричные федерации. Симметричны­ми называют федерации, у которых все субъекты обладают равным правовым статусом, прежде всего в сфере отношений субъектов федерации с федеративным центром. Асимметрич­ные федерации — федерации с разным правовым статусом субъектов. Разделение симметричных и асимметричных федераций позволяет увидеть степень совпадения основных прав, обязанностей субъектов федеративных государств.

Ассиметричные Федерации бывают нескольких видов:1) наряду с субъектами в Федерации входят и другие территории, которые не являются субъектами (федеральный округ Колумбия, ассоциированные государства); 2) не одинаковы по наименованию и по статусу (РФ); 3) скрытая ассиметрия

По принципу создания — территориальные и национально-территориальные федерации. Территориальные федерации — государства, состоящие из субъ­ектов федерации, не являющихся национально-государственными образованиями и не имеющих особых прав, этнических по природе. Территориальной федерацией являются, например, США. Национально-территориальные федерации — государства, состоящие из национально-государственных субъектов (отража­ют своеобразие национального состава населения, являются способом решения национального вопроса).

Федерации с суверенными и несуверенными субъектами. Государственная самостоятельность субъектов федерации в разных федерациях различна. По этому основанию возможно выделе­ние федераций с суверенными и несуверенными субъектами.

По делимости законодательного верховенства — Федерации с единым и разделенным законодательным верхо­венством. В федерациях законодательную деятельность осуще­ствляют как сама федерация, так и ее субъекты, поэтому возникает требующая своего решения проблема соотношения за­конодательных, иных актов федерации и субъектов федерации по их юридической силе, которая решается путем разграничения сфер законодательной (нормотворческой) деятельности федерации и субъектов.

В конституционном законодательстве многих федераций введены коллизионные нормы, указываю­щие на то, чьи нормы — федеральных актов или актов субъек­тов федерации — пользуются приоритетом и подлежат приме­нению в случае их столкновения между собою, что позволяет делить все федеративные государства на федерации с единым или разде­ленным законодательным верховенством.

Если федеральное законодательство определяет, что во всех случаях при столкновении федеральных актов и актов субъек­тов федерации подлежат применению нормы федеральных ак­тов, то перед нами федерация с единым законодательным вер­ховенством.

Если же, например, приоритет федеральных актов в сферах собственных полномочий федерации и совместного ведения федерации, ее субъектов дополнен приоритетом актов субъектов федерации, принимаемых субъектами федерации в сфере их собственных полномочий, над федеральными актами то перед нами федерация с разделенным законодательным верховенством.

По степени централизации власти – централизованные и децентрализованные. В централизованных Федерациях — Субъекты обладают четко прописанной незначительной компетенцией, федерация осуществляет основную массу полномочий. Компетенция Федерации формулируется в Конституции и носит «статочный характер», т.е. все, что не отнесено к ведению субъектов, располагает Федерация. В децентрализованных Федерациях –основные властные полномочия сконцентрированы в субъектах Ф. Ф компетентна только по очень важным общефедеральным вопросам, остальное остается за субъектами.

Особенности федерации в России

В Конституции нашли свое отражение следующие особенности госу­дарственного устройства современной РФ.

1) РФ — конституционная федерация. Россия как федерация строилась сверху, т.е. не путем объединения существующих государств. В основе нашей федера­ции находится Конституция РФ. Федеративный договор 1992 г., ряд двусторонних договоров, соглашений между орга­нами государственной власти РФ и субъектов РФ не меняют конституционной природы РФ. Они не учреждают федерацию, предметы ведения, полномочия РФ и субъектов РФ. Пункт 1 части 4 раздела второго Конституции РФ установил приоритет конституционных норм над нормами договоров.

2) Несуверенный статус субъектов РФ. Он предопределен кон­ституционным характером РФ. Выражается в том, что субъек­ты РФ не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава РФ). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверените­та подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в РФ какого-либо иного госу­дарственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.

3) РФ — асимметричная, национально-территориальная федера­ция. России характерно множественность и разнопорядковость субъектов. РФ включает в свой состав субъекты с разным конститу­ционно-правовым статусом: республика, край, область, автономный округ, автономная область, город федерального значения. Среди них только республики оп­ределены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (на­пример, установление собственных государственных языков). Республики, автономная область, автономные округа выделе­ны по национально-территориальному признаку. Они созданы для обеспечения национального самоопределения народов. Остальные субъекты федерации являются территориальными образованиями. Таким образом, асимметризм РФ проистекает и из ее одновременного построения на территориальной и национально-территориальной основе.

4) Сложносоставные субъекты в составе РФ. Для РФ характерно вхождение одних субъектов в состав других – принцип матрешки – автономные округа в состав областей или краев.

5) Многочисленный субъектный состав РФ – более 80 субъектов Субъекты РФ — территориальные единицы, находящиеся в составе РФ и обладающие определенной госу­дарственной самостоятельностью.

В составе РФ находятся субъекты шести видов: республики; автономная область; автономные округа; города федерального значения; края, области. Перечень субъектов РФ дан в статье 65 Конституции РФ.

6) Соотношение компетенции РФ и субъектов РФ. В России конституционно установлены перечни предметов исключитель­ного ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ве­дения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Совмест­ное ведение РФ и субъектов РФ — сфера отношений, регули­рование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции РФ и к компетенции ее субъектов. Предметы ведения субъек­тов РФ определяются по остаточному принципу. Вне пределов собственного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъ­ектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти (ст. 73 Конституции РФ). РФ скорее централизованная Ф по объему распределенных полномочий.

7) Законодательная децентрализация. Согласно ст. 76 Консти­туции РФ субъекты РФ вне пределов ведения РФ вправе осу­ществлять собственное законодательное регулирование. При этом в силу частей 5, 6 статьи 76 Конституции РФ федераль­ные законы обладают приоритетом в сферах собственной ком­петенции РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в сфере собственной компетенции субъектов РФ при столкнове­нии актов РФ с актами субъектов большей юридической силой обладают нормативные правовые акты последних. Часть 6 статьи 76 Конституции РФ оговаривает меньшую юридиче­скую силу только лишь федеральных законов, однако если данное правило адресовано федеральным законам, то оно, безусловно, распространяется и на подзаконные федеральные акты (акты палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ).

Добавить комментарий