Типичные черты социалистической правовой системы

Социалистическая правовая система составляет еще одну крупную правовую семью. На социалистические правовые системы Европы, Азии и Латинской Америки, составлявшие «социалистический лагерь» существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система, возникшая в России в 1917г., называемая советской. Национальные правовые системы зарубежных социалистических стран, к которым на сегодняшний день относят Китай, Кубу, Вьетнам, КНДР, являются разновидностями советского права.

Социалистическое право обнаруживает известное сходство с романо-германской правовой системой. Оно достаточно широко сохранило ее терминологию, а также хотя бы по внешнему виду — ее структуру. Для советского права характерна концепция правовой нормы, которая мало чем отличается от французской или немецкой концепции. Исходя из этого, многие западные авторы, особенно англичане и американцы, отказываются видеть в советском праве оригинальную систему, и помещают ее в романо-германские правовые системы.

Социалистические юристы единодушно защищали противоположный тезис. Для них право — это надстройка, отражение определенной экономической структуры.

Наиболее лаконично идеи и особенности социалистической правовой системы были представлены в учебнике Корельского и Перевалова.

В Советской России и других странах социалистической правовой системы получили правовое воплощение следующие идеи: централизованного управления экономикой, хозяйственными отношениями, что повлекло за собой использование императивных норм, плановых регуляторов, детальной регламентации гражданских договоров, правового положения имущества и полномочий субъектов; обобществления собственности, создания государственной «общенародной» собственности как основы экономики; национализации предприятий, банков хозяйственного имущества, а в некоторых странах земли, других объектов недвижимости; регулирования меры труда и потребления и, как следствие, создания социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ. Право носило императивный характер, было теснейшим образом связано с государственной политикой, являлось ее аспектом, обеспечивалось партийной властью и принудительной силой правоохранительных (карательных) органов.

Вмешательство государства во все сферы жизни общества привело к постепенному отмиранию частного права и доминированию публично-правовых институтов. Идеологическое обоснование этому предложил еще В.И.Ленин в своем тезисе о том, что Советское государство не признает ничего частного. Многие институты гражданского права, в том числе институт собственности приобрели публично-правовой характер, важнейшие виды хозяйственных договоров заключались и реализовывались на административно-плановой основе.

В уголовном и административном праве приоритет отдавался защите государственной собственности, поскольку действовали запреты на занятие предпринимательской деятельностью, валютные операции, коммерческое посредничество и т.д. Кроме того, предусматривались серьезные санкции за антисоветскую агитацию и пропаганду, распространение сведений, порочащих социалистический строй, преследовались действия, противоречащие коммунистической нравственности.

Сами процедурные формы упрощались, поскольку ограничивались права обвиняемых и подсудимых на защиту. В результате был сформирован обвинительный уклон и идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных.

Однако, социалистической правовой системе присущи определенные достижения. К их числу относят: глубокую теоретическую и практическую проработку вопросов пользования, владения, распоряжения государственным имуществом; внедрение в мировую юридическую практику институтов планового регулирования экономических отношений, гражданско-правового института поставки, нормативно-правовых форм защиты наемных работников, обеспечение гарантированного права на труд, бесплатного образования и др.

Таким образом, социалистическая правовая система возникла в России в 1917г. и на сегодняшний день объединяет правовые системы следующих стран: Китай, Куба, Вьетнам, КНДР. Основными особенностями социалистической правовой системы, основанными на централизованном управлении экономикой и хозяйственными отношениями, являются:

широкое использование императивных норм, плановых регуляторов, предусматривающих детальную регламентацию гражданских договоров, правового положения имущества и полномочий субъектов;

создание государственной «общенародной» собственности как основы экономики за счет национализации предприятий, банков хозяйственного имущества, а в некоторых странах земли и других объектов недвижимости;

создание социально-правовых институтов нормирования трудовой деятельности и распределения социальных благ;

постепенное отмирание частного права и доминирование публично-правовых институтов;

приоритет в уголовном и административном праве — защита государственной собственности, ограничение прав обвиняемых и подсудимых на защиту, формирование обвинительный уклон и идеологизация судебного производства, отказ от использования суда присяжных.

Характерными признаками социализма, точнее социалистического общества, на основе которого возникает и развивается соответствующий тип государства и права, являются такие, как: 1) преобладание «общественной собственности на средства производства при планомерном развитии всего народного хозяйства»; 2) отсутствие «эксплуататорских классов и эксплуатации человека человеком»; 3) сосредоточение власти в руках только тех, кто трудится – диктатура пролетариата в переходный период от капитализма к социализму и «общенародное государство» в период «развитого социализма»; 4) государственные гарантии права на труд (полная ликвидация безработицы), на отдых, на медицинское обслуживание, на образование, на социальное обеспечение и др.

Несколько по-иному трактуется «социализм», а вместе с ним, соответственно, и социалистическая система в зарубежных источниках.

Например, в известном словаре Вебстера «социализм» понимается как: а) «теория, согласно которой право собственности, право управления ею и распоряжения средствами производства и произведенной продукцией принадлежит не частным лицам, а всему обществу или же различным сообществам»; б) «политическое движение», ставящее своей целью построение социалистического общества; в) соответствующие доктрины, методы, идеи и пр., взятые на вооружение социалистическими партиями; и г) стадия развития общества, находящего-

488 Глава XVIII. Правовые системы социалистич. и постсоциалистич. стран

ся, «согласно коммунистической доктрине», на переходном этапе «от капитализма к коммунизму» и характеризующаяся упразднением частной собственности и установлением принципа «от каждого – по способности, каждому – по труду».

Социализм, согласно воззрениям западных авторов, «это скорее экономический, нежели политический феномен». Он имеет весьма растяжимый и относительный характер «и теоретически может быть установлен почти в любой стране». Например, указывается в одном из американских социологических словарей, в настоящее время «бесчисленные и самые разнообразные социалистические предприятия» в виде государственных школ, дорог, армии и флота, почтовых отделений и др. «уже существуют и функционируют в рамках экономической системы Соединенных Штатов».

Следует добавить, что социалистическими называют себя некоторые западные, «чисто» буржуазные, с точки зрения существовавших и существующих в России представлений, политические партии. Например, традиционно именует себя социалистической Лейбористская партия Великобритании, хотя в практическом плане, следует заметить ради справедливости, между ней и «чисто» буржуазной Консервативной партией страны разницы не больше, чем между двумя политическими близнецами.

К приверженцам социалистической политики и идеологии причисляют себя не только «традиционные» социалистические государства (Китай, Куба, Северная Корея), но и некоторые «традиционные» капиталистические государства. Например Португалия, в Конституции которой, наряду с другими целями Учредительного собрания, «одобрившего и узаконившего» ее 1 апреля 1976 г., ставится цель «открыть пути к социалистическому обществу».

Социалистических воззрений придерживаются также некоторые другие страны, партии и политические движения.

Вопрос при этом заключается лишь в том, какой смысл вкладывается в термин и понятие «социализм», как он понимается и расшифровывается. Ведь существует много различных форм и разновидностей этого феномена, которые к тому же далеко не всегда ясны и детально разработаны.

Как это ни парадоксально может звучать на фоне нынешних, далеко не всегда точных и приближенных к истине утверждений о «догма-

§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической системы 489

тах» и прочих связанных с ними грехах «советского социализма», но факт остается фактом, что один из наиболее убежденных российских социалистов В.И. Ленин, по наитию полагавший, что социализм создается «творчеством народных масс», не знал в деталях даже после Октябрьской революции, каким же будет в конечном счете провозглашенный ею строй.

В одном из своих выступлений в 1918 году он искренне признавался, что «дать характеристику социализма мы не можем, каков социализм будет, когда достигнет готовых форм, – мы этого не знаем, это сказать не можем». Можем лишь сказать, что «началась эра социальной революции», что «мы то-то сделали и то-то сделать хотим, – это мы знаем». Но «чтобы мы сейчас знали, как будет выглядеть законченный социализм, мы этого не знаем».

Аналогично обстоит дело, судя по программам и декларациям политических партий и движений социалистической ориентации, и с другими видами социализма.

Разница при этом заключается лишь в том, что первый из них, именуемый на Западе «коммунистическим социализмом», а в бывших соцстранах – «научным социализмом», по сравнению с последними теоретически более глубоко и разносторонне разработан, в том числе и в сфере государственно-правовой жизни. Больше того, в России и многих других странах на протяжении ряда лет его пытались реализовать практически. В то время, как другие виды и формы социализма лишь декларировались и время от времени публично обсуждались или же осуждались.

Памятуя об этом и учитывая определенное влияние различных видов и форм социализма на государственно-правовую жизнь в различных развитых и слабо развитых в промышленном отношении странах, остановимся на рассмотрении лишь «научного», марксистского варианта социализма, на марксистской концепции государственного и правового строительства.

Следует отметить, что теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В.И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях авторов, стоящих на марксистско-ленинских позициях.

С момента своего зарождения марксистское учение о государстве и праве вообще и социалистическом государстве и праве в особенности

490 Глава XVIII. Правовые системы социалистич. и постсоциалистич. стран

подверглось резким нападкам и критике со стороны представителей самых различных политических течений и идеологий. Подвергается оно им и в настоящее время. Это вполне естественно и понятно, если исходить из многократно подтвержденного жизненного тезиса о том, что любое учение о государстве и праве всегда отражает определенные, нередко весьма противоречивые политические взгляды и интересы, а также несовместимые друг с другом политические ценности и амбиции.

Марксистское учение о социалистическом государстве и праве в отличие от других учений и доктрин практически не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавших или ныне существующих государств и правовых систем. В СССР и во многих других странах, называвших себя социалистическими, предпринимались попытки реализации идеи социалистического государства и права. Однако в силу многих объективных и субъективных причин они оказались безуспешными. Вместо социалистического государства и права, какими они представлялись в марксистской доктрине, были созданы их суррогаты, псевдомарксистские институты государства и права.

Марксисты всех оттенков и направлений говорят о научности и прогрессивности развиваемых ими идей о социалистическом государстве и праве. Их политические и идеологические оппоненты, естественно, утверждают обратное.

Однако независимо от оценок и подходов к изучению марксистского учения о социалистическом государстве и праве основные его постулаты и исходные положения остаются следующими.

Первое. Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникает не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а путем совершения социалистической революции. Ближайшей целью коммунистов, говорилось в «Манифесте Коммунистической партии», является «ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти». А «первым шагом в рабочей революции» является «превращение пролетариата в господствующий класс, завоевание демократии».

В работах классиков марксизма-ленинизма обстоятельно разработана теория социалистической революции – ее цель, формы осуществления, основные направления, методы. Еще в ранних произведениях К. Маркса и Ф. Энгельса развивались, например, идеи о необходимости соблюдения последовательности и непрерывности социалистичес-

§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической системы 491

кой революции. Наши интересы и наши задачи, писали они, заключаются в том, «чтобы сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти».

В более поздних их работах проводилась мысль о необходимости использования в процессе осуществления социалистической революции различных – мирной и немирной – форм. Восстание было бы безумием там, доказывал, в частности, Ф. Энгельс, «где мирная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем». И далее: «Мы, «ниспровергатели», больше «преуспеваем с помощью легальных средств, чем с помощью нелегальных или с помощью переворота».

Используя марксистский тезис о непрерывности революции, В. Ленин разработал доктрину о перерастании буржуазно-демократической революции в социалистическую. » От революции демократической, – писал он, – мы сейчас же начнем переходить и как раз в меру нашей силы, силы сознательного и организованного пролетариата, начнем переходить к социалистической революции. Мы стоим за непрерывную революцию».

Второе. Важной закономерностью и одновременно предпосылкой становления и развития социалистического государства и права, согласно марксистской доктрине, является слом старой государственной машины, уничтожение буржуазного государственного аппарата.

Все перевороты, писал в связи с этим К. Маркс, лишь усовершенствовали старую государственную машину «вместо того, чтобы сломать ее. Партии, которые, сменяя друг друга, боролись за господство, рассматривали захват этого огромного государственного здания, как главную добычу при своей победе».

Развивая эту мысль, В.И Ленин убеждал, что «революция должна состоять не в том, чтобы новый класс командовал, управлял при помощи старой государственной машины, а в том, чтобы он разбил эту машину и командовал, управлял при помощи новой машины».

На вопрос, как это сделать и все ли в старом государственном аппарате нужно разбивать, Ленин отвечал, что к слому старого, буржуазного аппарата нужно подходить строго дифференцирование, разноп-ланово. Дело в том, что в каждом буржуазном государстве наряду с преимущественно-угнетательскими органами и институтами в виде

492 Глава XVIII. Правовые системы социалистич и постсоциалистич. стран

армии, полиции, жандармерии и пр., которые подлежат немедленному слому, есть также такие органы, которые связаны с банками и синдикатами, выполняют учетно-регистрационные функции. «Этого аппарата разбивать нельзя и не надо».

Третье. Сущностью нового государства, функционирующего в переходный от капитализма к социализму период, является диктатура пролетариата. Данному положению в марксистской теории придается настолько важное, принципиальное значение, что с ним напрямую связывают принадлежность к марксизму или оппортунизму.

Марксист лишь тот, писал В. Ленин, «кто распространяет признание борьбы классов до признания диктатуры пролетариата. В этом самое глубокое отличие марксиста от дюжинного мелкого (да и крупного) буржуа. На этом оселке надо испытывать действительное понимание и признание марксизма».

Что представляет собой диктатура пролетариата и что она означает? Если перевести это «историко-философское понятие» на более простой язык, разъяснял Ленин, то она означает то, что «только определенный класс, именно городские и вообще фабрично-заводские, промышленные рабочие, в состоянии руководить всей массой трудящихся и эксплуатируемых в борьбе за свержение ига капитала, в ходе самого свержения, в борьбе за удержание и укрепление победы, в деле созидания нового, социалистического, общественного строя, во всей борьбе за полное уничтожение классов». Диктатура пролетариата «есть особая форма классового союза между пролетариатом, авангардом трудящихся, и многочисленными непролетарскими слоями трудящихся».

Четвертое. В своем становлении и развитии социалистическое государство, а вместе с ним и право, согласно марксистской теории, проходит несколько этапов, или ступеней эволюционного изменения.

В советской и зарубежной марксистской литературе длительное время велись споры о количестве проходимых им этапов, их последовательности, сущности и содержании каждого из них – их качестве, наконец, о соотношении каждого этапа в развитии государства с соответствующими этапами в развитии общества.

Возобладала и получила достаточно широкое распространение, а затем и официальное закрепление в СССР точка зрения, согласно которой вновь создаваемое после совершения социалистической революции государство проходит следующие этапы в своем развитии: этап

§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической системы 493

существования государства диктатуры пролетариата, этап функционирования собственно социалистического государства и, наконец, этап развития общенародного государства.

Каждый из этих этапов в развитии государства и права соотносился с соответствующим этапом в развитии общества. А именно, этап существования государства диктатуры пролетариата соотносился с переходным от капитализма к социализму этапом в развитии общества. Этап функционирования собственно социалистического государства и права отражал особенности этапа развития собственно социалистического общества. И наконец, этап развития общенародного государства соотносился с этапом существования и функционирования развитого социалистического общества.

Данная концепция развития социалистического государства и права, находящаяся в неразрывной связи с теорией становления и развития социалистического общества, получила свое прямое отражение в конституционных актах социалистических стран и в текущем законодательстве. Так, в Конституции СССР 1977 г. утверждалось, что «выполнив задачи диктатуры пролетариата, Советское государство стало общенародным». Одновременно указывалось на то, что в обществе произошли огромные изменения и оно превратилось в «развитое социалистическое общество», в «общество зрелых социалистических общественных отношений».

Характерными особенностями общенародного государства являются: выражение интересов не только рабочих, крестьян и интеллигенции, но и «трудящихся всей наций и народностей страны»; сохранение их классовой сущности; развитие «подлинной» демократии в условиях нового общества и государства; усиление роли компартии; и др.

Пятое. Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. Касаясь данного вопроса, Ф. Энгельс писал: «Маркс и я в течение сорока лет без конца твердили, что для нас демократическая республика является единственной политической формой…», однако она, «как всякая другая форма правления, определяется своим содержанием».

В переводе на язык политической практики это означает, что для социалистического государства приемлемой формой правления является лишь та республика, которая служит интересам трудящихся масс и которая, следовательно, наполняется социалистическим содержанием. Что же касается всех иных, несоциалистических форм, в частности, республиканской формы буржуазного государства, то она, по словам

494 Глава XVIII. Правовые системы социалистич. и постсоциалистич. стран

Энгельса, «так же враждебна нам, как любая монархия (если отвлечься от форм проявления этой враждебности)». В силу этого, делался вывод, «принимать ее за форму по существу социалистическую или доверять ей, пока она во власти буржуазии, социалистические задачи – это ничем не обоснованная иллюзия».

Развивая идеи о республиканской форме правления социалистического государства применительно к России, Ленин признавал в качестве таковой лишь Советы. На первых этапах развития государства это были Советы «рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху», а на последующих – Советы депутатов трудящихся и Советы народных депутатов.

Что же касается формы государственного устройства, то, согласно марксистской политической концепции, предпочтение отдавалось унитарному государству, построенному на основе принципа демократического централизма. При этом, как утверждал, в частности Ленин, демократический централизм «не только не исключает местного самоуправления с автономией областей, отличающихся особыми хозяйственными и бытовыми условиями, особым национальным составом населения и т.п., а, напротив, необходимо требует и того и другого».

Выдвигая на первый план унитарное государство, теоретики марксизма-ленинизма в то же время не отрицали возможности существования при определенных условиях и федеративной формы социалистического государства. В практическом плане попытки реализации федеративной формы организации государства предпринимались в СССР, Югославии и России.

Шестое. В неразрывной связи и взаимодействии с социалистическим государством находится право, оно является средством решения стоящих перед государством ближайших и стратегических задач.

Согласно марксистской концепции сущность права заключается в том, что оно выражает волю и интересы господствующего класса. Если государство, по мнению основоположников научного коммунизма, «есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы», та «форма организации, которую неизбежно должны принять буржуа, чтобы – как вовне, так и внутри страны – взаимно гарантировать свою собственность и свои интересы», то право есть то средство, с помощью которого эти интересы, трансформируясь в государственную волю, проводятся в жизнь.

§ 3. Отличительные особенности и черты социалистической системы 495

На первых этапах становления и развития социалистического общества государство и право, в соответствии с марксистской доктриной, выражают интересы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. На этапе развитого социалистического общества – интересы всего народа.

Седьмое. Государство и право, согласно марксистскому пониманию, не являются вечными и неизменными явлениями. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты и явления также отмирают.

Особенность марксистского представления о государстве и праве, в отличие от других представлений, заключается в том, что оно связывает напрямую с классами не только процесс возникновения и развития государственно-правовых институтов, но и процесс их отмирания.

Последнее не следует понимать вульгарно, как искусственно формируемый или насильственный процесс. Это, с марксистской точки зрения, естественный процесс, обусловленный такими же процессами развития экономики, общества, а вместе с ними – государства и права. Нам не следует подхлестывать, искусственно форсировать данный процесс, подчеркивал Ленин. Мы вправе говорить «лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его зависимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания».

Что требуется для отмирания государства и права? Какие условия для этого необходимы? Отвечая на эти вопросы, сторонники марксизма указывают прежде всего на необходимость создания соответствующих материальных, социальных и иных условий, ведущих к стиранию классовых различий, а также – к формированию высокого уровня общественного сознания. Весьма важно для марксистов, в частности, научить людей работать на общество «без всяких норм права», без всяких принуждений; создавать все необходимые условия для того, чтобы «основные правила человеческого общежития» со временем стали для всех людей привычкой.

Эта благородная по своей природе, но и утопическая цель – освободить будущее человечество от государства и права, от любых форм государственно-правового давления и принуждения, сделать всех в высшей мере сознательными и свободными – не только объявлялась в теории, но и ставилась на практике. В Конституции СССР 1977 г.

496 Глава XVIII. Правовые системы социалистич. и постсоциалистич стран

(в преамбуле) провозглашалось, например, что «высшая цель Советского государства – построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление».

Развитое социалистическое общество объявлялось «закономерным этапом» на пути построения бесклассового общества, а общенародное государство и общенародное право, согласно марксистским теоретическим разработкам, считались важными вехами на пути отмирания государства и права.

Это была теория, развивавшаяся в нашей стране и других, называвших себя социалистическими, странах в течение ряда десятилетий. Однако иной была практика. Закрепляя, например в Конституции СССР 1936 г. за советскими гражданами широкий круг прав и свобод, предоставляя их теоретически, практически государственная власть действовала совершенно по-иному. Политические репрессии конца 30-х годов, ссылки, незаконные осуждения тысяч невиновных свидетельствуют о глубоком противоречии, существовавшем в тот период между социалистической государственно-правовой теорией и практикой.

Столь же далекой от марксистской теории была проводившаяся в нашей стране и других странах в последующие годы практика государственно-правового строительства по ряду весьма важных направлений. Она касалась, например, природы и характера общенародного государства и общенародного права, которые теоретически объявлялись институтами всех слоев и классов общества, а практически находились в руках правящих кругов; государственного устройства Советского государства, которое теоретически считалось федеративным государством, а на деле всегда оставалось унитарным.

Предыдущий | Оглавление | Следующий

В течение почти всего XX столетия наряду с другими правовыми семьями развивалась еще одна правовая семья. Речь идет о социалистическом типе права, вызвавшем неодинаковую реакцию – от критики до признания. Критическая оценка многих принципов и положений социалистического типа права или признание некоторого его сходства (по структуре, понятиям) с романо-германской правовой семьей не помешали видным компаративистам признавать данную систему как реальность, подлежащую сравнительному изучению. Заслуживают внимания характеристики Р. Давидом социалистического права как разновидности правовых семей.)

Социализм зарождался и строился в странах с разным уровнем экономического и общественного развития, резко различающихся между собой по укладам, историческим и национальным традициям. Между отдельными социалистическими странами существовали большие различия в экономике, культуре, праве, в путях и методах решения задач социалистического строительства. Эти различия свидетельствовали о разновидностях социалистических правовых систем.

В советской юридической науке социалистический тип права рассматривался как исторически наивысшая и последняя ступень в развитии права. Он как бы представлял собой логическое отрицание и антипод эксплуататорских типов права. В социалистических правовых системах впервые в истории были разработаны юридические формы для таких явлений, как коллективные формы собственности, государственное руководство экономикой, плановое ведение народного хозяйства.

В социалистических правовых системах находили отражение их социальные цели и классовый характер, при этом особо подчеркивалось, что они суть средство выражения и закрепления интересов рабочего класса и всего трудового народа. Цели, на достижение которых направлена правовая система, а также средства их достижения формулировались в принимаемых правовых актах.

Идейную основу социалистических правовых систем составлял марксизм-ленинизм. К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин сформулировали основные характеристики социалистического права: его обусловленность социально-экономическим строем общества; классовость права как возведенной в закон воли экономически господствующего класса, орудия его политической власти; способность права оказывать значительное обратное воздействие на развитие социально-экономических и политических отношений. Они обосновали экономические, политические и идеологические предпосылки необходимости права в социалистическом обществе. Остро критикуя буржуазное право и доказывая необходимость его революционной отмены, они не выступали за ликвидацию в ходе пролетарской революции всякого права вообще.


Социалистическая правовая система возникает только в результате социалистической революции, которая независимо от того, к мирной или немирной форме она осуществляется, выражается в революционном взятии государственной власти трудящимися во главе с рабочим классом.

На становление зарубежных социалистических правовых систем существенное влияние оказала первая социалистическая правовая система – советская.Зарубежные правовые системы являлись разновидностями социалистического типа права, отражающими различные формы реализации общих принципов социалистического права. Они наряду с общими чертами обладали конкретными, своеобразными, национальными свойствами, отличающими их друг от друга.

Победа социалистических революций в ряде стран Европы, Азии и Латинской Америки привела к созданию мировой системы социализма. Его развитие сопровождалось совершенствованием правового регулирования отношений между социалистическими государствами.

Становление советской правовой системы начинается после победы вооруженного восстания в Петрограде в феврале 1917 г. и завершается во второй половине 30-х годов, когда государственная собственность безраздельно возобладала в экономике, а большевистская идеология столь же неоспоримо стала господствовать в духовной жизни общества, включая его правосознание. Такие молниеносные темпы в оформлении принципиально новой правовой системы сопоставимы лишь со скоростью, с какой грандиозные потрясения Beликой французской революции и наполеоновских войн утвердили на Европейском континенте новые правовые институты.

Советское право принадлежало к одной из трех основных правовых систем современного мира – к семье социалистического права, являясь ее первым и классическим образованием. Правовые системы большинства стран, входивших в социалистический лагерь, ранее относились к романо-германской правовой семье, поэтому они сохранили с ней внешнее сходство. Так, в обеих правовых семьях – и в романо-германской, и в социалистической – норма права всегда понималась как общее правило поведения. В них сохранялись также прежняя юридическая терминология и старое, досоциалистическое деление права на отрасли. И тем не менее особенности социалистической правовой системы оказались настолько значительными, что она выделилась из романо-германской правовой семьи и образовала самостоятельную правовую семью – сначала в РСФСР – СССР, затем в странах Восточной Европы (1945–1950 гг.) и на Кубе (60-е годы).

После Второй мировой войны возникла восточноазиатская группа | социалистической правовой семьи – право КНР, Северной Кореи и Вьетнама, – развивавшаяся на основе средневекового китайского права, что обусловило ее своеобразие и особое положение по отношению к европейско-американской группе социалистического права.

В советской юридической науке утверждалось, что в СССР реализуется принцип верховенства закона в системе источников права. На самом деле иерархия юридических актов выглядела иначе.

1. В пирамиде системы правовых норм находились правила, исходившие от Центрального Комитета ВКП(б) – КПСС либо от их подразделений – Политбюро (Президиума), Оргбюро, Секретариата, отделов. В силу сложившегося политического обычая эти нормы имели приоритет перед любыми другими правовыми актами.

2. Значительную конкуренцию законам составляло ведомственное правотворчество. Чтобы замаскировать вопиющие факты попрания авторитета закона, «верхи» стали расширительно толковать понятие «законодательство».

Огромная масса циркуляров, правил, регламентов, инструкций сопровождала каждый шаг руководителя предприятия, цеха, директора школы, вообще любого специалиста. К концу 70-х – началу 80-х годов только в сфере управления народным хозяйством накопилось до 200 000 различных приказов, инструкций и иных подзаконных актов. Многочисленные предписания подавляли количеством, противоречили друг другу и законам. Руководители ведомств явочным порядком присвоили себе своеобразное право вето на законодательные акты: установился порядок, когда даже законы СССР действовали в системе данного ведомства только после издания министром соответствующего приказа.

3. Таким образом, собственно законы в реальных правоотношениях оказались вытесненными с верхнего яруса в пирамиде источников права. Этому способствовало то, что самих актов законодательствования было принято очень мало: за полвека, прошедшие от опубликования Конституции 1936 г. до преобразования советского парламента в 1988 г., Верховный Совет СССР принял всего 81 закон. Цифра возрастет вдвое, если присовокупить к ней законодательные акты об утверждении народнохозяйственных планов, о бюджете страны и об утверждении указов Президиума Верховного Совета СССР.

В то время как западноевропейские парламенты ежегодно на протяжении многих лет готовят по нескольку сотен законов, парламентские органы Союза ССР обнаруживали сходную производительное!! законотворчества только по совокупности всех лет существования советской правовой системы.

Причем главным законодателем в советской – непартийной – части государственного аппарата стал узкий круг лиц, избиравшихся не населением, а Верховным Советом, а на деле – его Президиумом.

Малочисленность законов открывала широкий путь для ведомственного и партийного правотворчества, необходимого в создавшихся условиях. Поэтому качество многих законов и указов оставалось очень низким.

4. Законодательные акты в СССР страдали отсутствием механизма реализации закрепленных в них норм. Большая часть законов брежневской эпохи, особенно касавшихся охраны окружающей среды, памятников истории и культуры, народного образования, прав и свобод граждан, были сформулированы абстрактно и не предусматривали реальных санкций за их нарушение.

5. Другой негативной чертой советского законодательства была его недостаточная систематизированность, а также труднодоступность нормативных материалов для граждан, учреждений, предприятий и организаций.

Полная кодификация советского права – даже в части официального законодательства, без учета партийных и ведомственных норм, игравших фактически роль законов, –- так и не состоялась.

6. Особняком в системе источников советского права стояли судебная практика и обычаи. Следуя традициям романо-германской правовой семьи, советские юристы допускали существование обычного и судейского нормотворчества только в порядке исключения и при обязательном сохранении формального верховенства закона.

Разделение властей – законодательной, исполнительной и судебной – отрицалось и в теории, и на практике.

Суды, находясь в центре системы уголовной юстиции, выступали как органы расправы, репрессии, а не как органы правосудия, так как законодатель ставил перед всеми органами уголовной юстиции общую задачу борьбы с преступностью. По традиции, укоренившейся в сталинскую эпоху, процессуальное законодательство пренебрегало правами граждан.

Суды и все другие правоохранительные органы находились в фактической зависимости от местных властей. Они зависели от исполкома местного Совета в материальном плане: «слишком» независимые судьи долго могли ждать получения жилья, испытывали трудности с отоплением, продуктовым снабжением, устройством детей в детский сад и т.п.

Судьи состояли – практически поголовно – членами «правящей партии». Институт партийной ответственности стал еще одним орудием подрыва конституционной нормы о независимости суда.

К 80-м годам советская правовая система оказалась в состоянии хронического кризиса. Он был вызван: неоправданной централизацией правотворчества, препятствовавшей принятию на местах наиболее рациональных управленческих решений; несостыковкой юридических норм и новых потребностей хозяйственного развития страны и отдельных предприятий; разрывом между законодательными постановлениями и их реализацией на практике.

Синхронное воздействие этих негативных факторов можно было преодолеть только с помощью всеобъемлющей и комплексной правовой реформы. Однако руководители СССР не сумели ее провести, а в конце 80 – начале 90-х годов пошли по пути десоветизации права, демонтажа социалистической правовой системы. Впрочем, умения не хватило и на это. Процесс преобразований вырвался из-под контроля, и в ходе революционных событий 1991 г. советская правовая система распалась на разрозненные элементы, сохраняющиеся в законодательстве бывших республик Советского Союза и в правосознании их граждан.

Курс на глубокие экономические и политические преобразования, движение к рыночной экономике в инфраструктуре, к демократии и плюрализму в политической системе открыли широкие возможности к сближению социалистического права с романо-германской правовой семьей не только по внешней форме, но и по содержанию. Это нашло свое отражение как в сфере частного права – признание многообразия форм собственности и важного значения частной собственности, свободного предпринимательства, появление ряда ранее отсутствовавших институтов торгового права, так и в сфере публичного права, где постепенно утверждаются основные параметры правовой государственности – разделение властей, первостепенная роль института публичных свобод, судебный конституционный контроль и т.д.

В юридической науке обсуждается несколько вариантов развития постсоциалистической правовой семьи, одним из вариантов которого является – «возвращение» традиционных правовых семей и прежде всего континентального права. Действительно, многие правовые идеи и принципы реально становятся общими и воспринимаются в России, Чехии, Польше и других странах, «копируются» законодательные акты.

Социализм – общественный строй, сочетающий принципы равенства, коллективной собственности, социальной справедливости и свободы. Одна из целей социализма – полное свержение капитализма во всех странах мира. Ко всему прочему, сторонники идеи социализма стремятся к идеальному обществу будущего, совершенно и эффективно использующему все ресурсы планеты.

Социализм – в переводе с латинского – общественный. В социалистическом обществе производственный процесс и распределение прибыли находится под государственным контролем. Личность и государство в социализме выражают лишь власть коллектива.

История идеи

Идея равноправного общества существует более 2 тысяч лет. Этот период делится на 4 этапа:

  • Античность. Платон вывел первую социалистическую теорию. Её влияние видно во всех моделях социализма, появившихся до нашего времени. Платонизм проник в христианство, мистические секты, философские школы.

  • Средневековье. Социалистические лозунги подхватывает народ. Они принимают религиозный характер и передаются в еретических движениях.

  • Новое время. С XVI века социалистическая идеология избавляется от религиозной и мистической формы. Она берёт за основу материалистические принципы, становится враждебной к религии.

    В XVIII веке идеалы социализма распространяют мыслители и философы.

    Они обращаются к посетителям великосветских салонов. Но в конце столетия происходит передача идей из кабинетов в городские предместья.

    В XIX веке появляется вариант социализма – марксизм. Это политическое, экономическое учение основали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Идеи марксистской философии, политической экономии актуальны и в современном мире.

  • Новейшее время. Социалистические партии – реальная политическая сила во многих странах.

Кем и когда был введён термин

Автор термина «социализм» – Пьер Леру, французский издатель и политик. В 1834 г. он опубликовал статью «Об индивидуализме и социализме». Новое слово не надо объяснять читателям, оно и так было на слуху. Леру лишь пустил его в печать.

Нет ещё чёткого определения, что понимать под этим словом. Определённо, нечто прямо противоположное индивидуализму.

В 1836 г. новый термин уже настолько понятный, что его помещают в заголовки статей.

Признаки социализма

Основными чертами социализма считаются:

  • Отсутствие частной собственности. Средства производства принадлежат государству. Распределение ресурсов контролируется обществом.
  • Отсутствие эксплуатации человека человеком.
  • Всеобщее равенство. Правовое и имущественное.
  • Избирательное право для всех.
  • Действие принципа «от каждого по способности – каждому по труду».
  • Интересы общества доминируют над личностными.
  • Особое внимание коллективным формам жизни людей.
  • Отрицание религии.

Для достижения справедливости идеологи предлагали:

  • Уничтожить частную собственность, сохранить личную.
  • Построить бесклассовое общество.
  • Заменить капиталистические предприятия на кооперативные.
  • Основать идейные общины с общностью труда и имущества.
  • Организовать государственную систему социального обеспечения.
  • Представлять социализм как новую религию.

Идеологи социализма

Появление теории социализма отмечается у социалистов-утопистов XVI–XVII веков Томаса Мора и Томмазо Кампанеллы.

Об изменении общества говорили мыслители XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн. Они задумались о построении нового общества без собственников, о жизни без эксплуатации.

Проекты русских социалистов – А. Герцена, Н. Чернышевского, В. Белинского, тоже сыграли роль в истории. Революционеры боролись за свержение монархии, отмену крепостного права. Их путь к социализму проходил через общинное владение средствами производства. Идею назвали утопической.

В XIX веке в формировании социалистических идей значимое место занимает Карл Маркс. Он определил социализм как первый этап коммунизма. Для развития социализма в науку много трудов написал его друг Фридрих Энгельс. Маркс и Энгельс видели социализм как итог победы мировой революции.

Марксистскую теорию развил В. И. Ленин. Он обосновал возможность построения социализма в отдельно взятой стране. Доказывал, что взять власть без насилия не всегда возможно. Путь к социализму пролегает через жестокую борьбу.

Пути установления социализма

  • Разработав идею социализма, его сторонники без особого труда смогут привлечь население. Люди сами потянуться к идее формирования идеального общества;

  • Одним из эффективных способов перехода к социализму является революция. Эксплуататорские классы добровольно не отдадут власть, поэтому их свержение может быть осуществлено только путём вооружённого восстания;

  • Мирное завоевание власти возможно путём организации демократических выборов. Так, в конце XIX века во Франции путём всеобщего голосования была избрана социалистическая партия;

  • Один из возможных путей перехода к социализму – парламентские выборы. Такой метод является наиболее гуманным, свержение предыдущей власти происходит без крови и оружия.

Типы социализма

Тип социализма

Характеристика

Пример

Утопический

Идеальное государство. В основе общность имущества. Человек работает на благо всех.

Существовал только в теории.

Марксизм

Революционная теория. Предполагает диктатуру пролетариата и разрушение капитализма.

Учение существовало в Германии, Англии и других странах. На практике реализовано в СССР, Китае, на Кубе.

Социал-демократия

Теория мирного преобразования капитализма в социализм.

В таких странах, как:

  • Норвегия,
  • Финляндия,
  • Швеция,
  • Израиль.

Национал-социализм

Социализм строится для титульной нации. Частная собственность не ликвидирована. Она лишь подчиняется целям государства. В основе эксплуатация ресурсов других стран.

Германия 30–40-х гг. XX века.

Теоретические модели социализма

  • Феодальный – выход из противоречий капитализма в возвращении к феодально-патриархальным отношениям.

  • Казарменный – доминирование идеологии над экономикой. Работники не имеют права на собственность и результаты труда. Грубая система подавления личности.

  • Государственный – средства производства под контролем государства. Ведётся плановое хозяйство. Переход к социализму происходит за счёт частных реформ.

  • Анархический – идея об организации общества без государственного принуждения. Общение людей на основе любви и свободного отношения. Социальный вопрос сводился к образованию и воспитанию народа.

  • Рыночный – социализм может быть построен без участия государственного аппарата.

  • Бюрократический – власть в руках бюрократии. Разгул коррупции. Низкий уровень жизни народа.

  • Коммунитарный – доминирование коллективизма в обществе.

Черты социализма в СССР

  • Утопичная идея социализма привела советское общество к высоким достижениям в области производства, политики и военной сферы;

  • Советский социализм далеко ушёл от марксистского понимания этого термина. Управление снизу, то есть трудящимися, было незначительным, в основном, вся инициатива планирования исходила от представителей государственного аппарата;

  • По сути, экономическая система СССР представляла государственно-монополистический капитализм.

Социализм в XXI веке

Согласно теории технократического общества в XXI веке социализм заменит капитализм. Произойдёт это в результате научно-технического прогресса. Средства массовой коммуникации распространяют информацию без ограничений. Идеи и мнения в современном мире конкурируют друг с другом. Они отвлекают человека от познания мира и самого себя. Люди не формулируют своих желаний. Даже личное им уже внушили. Легко проходят политические манипуляции. Появляется ощущение бессмысленности жизни.

Социалистическая идея для человека – возможность критически взглянуть на общество. Самое главное – она должна быть бескомпромиссной. Двигаться к социализму возможно только без частной собственности.

Социализм XXI века обязан обладать принципиальными чертами:

  • демократия – политический строй с народной государственной властью;

  • эквивалентная экономика – мировая экономическая система для удовлетворения потребностей всех членов общества. В отличие от рыночной эквивалентная экономика не подвержена кризисам. Отсутствует колебание цен. Уравнение богатства людей и стран.

Социалистической идее необходима революционная программа. Требуются методы и способы её воплощения. Они приведут к созданию классовой партии. Это верно для XXI века так же, как и для XIX века.

Добавить комментарий