Типология государства понятие

Согласно собственно юридическому подходу критерием типологии государств являются особенности государственно-правовой системы, характеризующие правовое положение различных слоев населения и способы государственной зашиты социального статуса граждан. В соответствии с указанным критерием можно выделить три типа государства: сословное, представительное и цивилизованное. Сословное государство законодательно закрепляет и защищает неравное положение разных классов и сословий, а также привилегии различных социальных групп внутри сословия. Этому типу государства соответствует рабовладельческое и феодальное право. Современное представительное государство законодательно закрепляет формальное равноправие граждан. Представительному типу государства соответствует право формальных возможностей, которое фактически не гарантирует и не обеспечивает равенства тем, кто не в состоянии воспользоваться услугами адвоката, не внушает доверия полиции и не имеет связей в обществе. В качестве третьего типа формируется цивилизованное государство, которому суждено преодолеть формализм права с помощью системы социальных гарантий, включающей в себя всемерную поддержку социально слабых слоев населения: безработных, инвалидов, пенсионеров, учащихся и так далее.

Русские юристы называли этот тип государства культурным, хотя по существу имели в виду правовое и одновременно социальное государство. Западноевропейская наука проводит классификацию государств по характеру взаимоотношений между государственной властью и индивидом. Кельзен, в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия.

Аналогичную трактовку типологии государств дают американские и немецкие политологи. Они делят все государства на демократические и антидемократические. При таком подходе фактически проводится типологизация политического режима, а не государства в собственном смысле слова .

Типология государств

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств да и сейчас их немало. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, дозволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией (см. схемы на с. 177).

С точки зрения марксизма, под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества.

Согласно марксистской типологии четырем типам общественно-экономической формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, – каждое со своим набором признаков. Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Марксистская типология государства, основанная на формационном подходе, далеко не безупречна, страдает схематизмом, однолинейностью. В соответствии с ней все государства проходили жестко заданный путь от одного исторического типа к другому. В действительности эволюция государств была куда более многовариантной. Например, далеко не обязательным для всех государств был рабовладельческий тип, в развитии некоторых из них наблюдались движения назад, длительные переходные состояния (например, «профеодальное»).

Марксистскую типологию государств можно критиковать, можно отказаться от нее, но сначала нужно предложить взамен нечто более совершенное. Быть может, плодотворными будут совершенствование и развитие формационного подхода? К уже известным формациям сторонники такого подхода предлагают добавить «восточное государство», «азиатский способ производства» и «профеодализм». Пора по-новому подойти и к характеристике «посткапиталистического» государства. Что это: новый тип государства или переходное состояние? Нельзя игнорировать также государства, которые идут по социалистическому пути развития. Крупнейшее в мире государство – Китайская Народная Республика – продолжает строить социализм с китайской спецификой.

В мировой литературе предлагалось немало оснований классификации государств. Пожалуй, чаще других звучало предложение подразделять их на демократические и недемократические. Такая классификация в определенных познавательных целях не только допустима, но и полезна, однако она носит самый общий характер, да и критерий довольно расплывчатый.

В последнее время весьма широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральные и демократические.

В тоталитарном государстве роль его гипертрофируется, человек становится винтиком государственной машины. Власть находится либо в руках правящей элиты, либо диктатора и его окружения. Все остальные отстраняются от властвования и управления. В правовом регулировании доминирует режим «Запрещено все, кроме разрешенного законом».

Авторитарное государство отличается от тоталитарного главным образом проникновением в него, хотя и в ограниченном объеме, элементов демократизма и законности.

Либеральное государство формируется под влиянием либеральных идей и доктрин, которые принижают роль и значение государства в жизни общества. Здесь создаются условия для правовой автономии личности, не допускающей необоснованного вмешательства государства в личную сферу, законодательно закреплены, но не всегда гарантированы права и свободы граждан, действует правовой режим «Разрешено все, что не запрещено законом». Однако в политическом плане не допускаются действия, направленные на изменение государственного и общественного строя.

В демократическом государстве создаются условия для реального участия граждан в решении государственных и общественных дел, все важнейшие органы государства выборны и подконтрольны народу. Граждане обладают широким и гарантированным законом кругом прав и свобод. Здесь государство служит обществу и личности.

Рассматриваемая классификация имеет несомненное научное и практическое значение. Главным критерием ее является политический, точнее, государственно-правовой режим. Этот критерий по глубине и основательности не идет ни в какое сравнение с формационным, но позволяет выделить важные особенности государств в рамках общепринятых типов.

Приведенная типология государств в общем и целом применима и к праву.

Английский историк А. Тойнби предложил цивилизационный подход классификации обществ и государств, который учитывает не только социально-экономические условия, но и религиозные, психологические, культурные основы жизни и общества. Вся мировая история, по его мнению, насчитывает 26 цивилизаций – египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую, сирийскую и др.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом общечеловеческих ценностей, а цивилизация понимается как базирующаяся на разуме и справедливости совокупность материальных и духовных достижений общества, находящаяся вне рамок конкретных социальных систем. Целостность цивилизации обусловливается взаимодействием техники, социальной организации, религии и философии, причем первая определяет все остальные компоненты. Нетрудно заметить, что такой подход игнорирует важные положения исторического материализма о ведущей роли базиса по отношению к надстройке, о выделении способов производства и общественно-экономических формаций как ступеней общественного развития.

Иначе говоря, цивилизационный подход тоже не безупречен, не способен заменить подход формационный, но в определенном сочетании они, видимо, могут стать подходящей основой для научной классификации государств.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

В марксистской литературе переходным государствам уделялось мало внимания. Считалось, что переход от одного исторического типа государства к другому возможен только революционным путем, поэтому переходное государство рассматривалось как нечто временное и нехарактерное. В действительности же наиболее естествен и перспективен эволюционный путь развития государств, отсюда наличие переходных государств вполне закономерно, и они могут существовать достаточно долго.

Восточное государство

До недавнего времени восточные государства в учебной и научной литературе обычно относили к рабовладельческому типу. Правда, и тогда у этих государств отмечалось немало специфического, вносились предложения выделить их в особый вид (тип). И действительно, для такого выделения есть достаточно оснований.

Древневосточные государства (Египет, Вавилон, Индия, Китай и др.) возникли около 5 тыс. лет назад в зонах поливного земледелия. Географическое положение, особые климатические и почвенные условия в этих странах вызывали необходимость организации крупных и сложных оросительных систем. Такой характер сельскохозяйственного производства («азиатский способ производства») требовал, во-первых, сохранения родовой общины, ибо отдельные семьи не могли проводить сложные и объемные ирригационные работы, а, во-вторых, наличия сильной публичной власти.

Поскольку государство управляло коллективным трудом общинников по сооружению оросительных систем, то оно присваивало себе и право верховной собственности на землю. В результате общинники стали зависимыми от государства.

Иначе говоря, экономической основой государств восточного типа являлась государственная собственность на землю и ирригационные сооружения. Здесь существовала и частная собственность монарха, его приближенных, но она не играла существенной роли в производстве. Такой характер собственности во многом определял специфическую, «пирамидальную» структуру общества: на верху пирамиды – монарх (царь, фараон и т.п.), ниже – его приближенные, еще ниже – чиновники более низкого ранга. В основании пирамиды – общинники и рабы, составляющие главный объект эксплуатации государства.

В ряде восточных государств (Китай и др.) рабство носило семейный (патриархальный) характер, при котором рабы мало отличались от обычных общинников. В Египте, Вавилоне были государственные и храмовые рабы, которые вносили большой вклад в экономику этих стран. В Индии сложилась закрепленная религией кастовая организация общества.

В целом в древневосточных государствах не было традиционной классовой дифференциации общества. Огромную роль в их жизни играли вековые традиции. Для них было характерно заторможенное, застойное развитие. Во многих ранневосточных государствах веками ничего не изменялось.

Восточные государства выполняли несколько функций:

1) организации общественных работ (по созданию и эксплуатации ирригационных сооружений);

2) финансовую – взимание податей;

3) военную – оборона своей территории или захват чужих территорий;

4) подавления сопротивления общинников и рабов.

Для выполнения своих функций государства создавали мощный чиновничий строго централизованный аппарат. Ведущая роль в нем принадлежала войску, полиции и суду. Правда, в ранневосточных государствах длительное время не существовало строгого разграничения компетенций между отдельными ведомствами и чиновниками.

Организация государственной власти в странах древнего Востока чаще всего принимала форму «восточной деспотии», при которой вся полнота не ограниченной ничем власти принадлежала одному властителю – наследственному монарху, правящему при помощи сильного военно-бюрократического аппарата.

Рабовладельческое государство

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции ( VIII –VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Главные создатели материальных благ – рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возникали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений – восстаний (восстание рабов в Сицилии во II в. до н.э., восстание Спартака в 1 в. до н.э. и др).

Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях. К внутренним функциям относились:

1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для эксплуатации рабов и неимущих свободных;

2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жестокого насилия, нередко просто для устрашения и профилактики;

3) идеологическое воздействие в целях поддержания дисциплины и порядка.

Общесоциальные функции рабовладельческое государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней сфере рабовладельческое государство выполняло функции обороны своей территории и мирных связей с другими государствами, функцию захвата чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Она пришла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Рим становится неограниченной монархией. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый – демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид – аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязательственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на частной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладельческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

Феодальное государство

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:

а) децентрализованной феодальной раздробленности;
б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;
в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства.

Буржуазное (капиталистическое) государство

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной – огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов – буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. – первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения – тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. – исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней – функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. – это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива – или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

В 30-е гг. нашего столетия буржуазное государство вступило в третий (современный) этап своего развития, который, по всей вероятности, является переходным к более высокому типу государства. Начало ему положил «Новый курс» президента США Ф. Рузвельта, но более масштабные изменения, совпавшие с развернувшейся научно-технической революцией, происходили после второй мировой войны. На данном этапе существенно меняется экономическая основа государства, «чистая» частная собственность перестает быть доминирующей. До 30% и более экономического потенциала развитых стран превращается в государственную собственность, быстрыми темпами развивается собственность акционеров, возникает кооперативная собственность. Словом, экономика приобретает смешанный характер. Многообразие видов и форм собственности придает экономике больший динамизм, способность приспосабливаться к изменяющимся условиям.

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс – основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества – экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных – побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

Социалистическое государство

Идеи о подлинно демократическом, гуманном и справедливом обществе и государстве содержатся во многих мировых религиях, в частности в христианской. Они выдвигались и развивались социалистами-утопистами, содержались в былинах и сказаниях.

Основы учения о социалистическом государстве заложили в своих трудах К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. Причем К. Маркс и Ф. Энгельс свои идеи о будущем пролетарском государстве черпали из опыта Парижской Коммуны. В.И. Ленин развивал эти идеи, опираясь на опыт Октябрьской революции и первые годы Советской власти. Считалось, что новое антиэксплуататорское государство возникает в результате пролетарской революции и слома старой буржуазной государственности. Государственная власть в нем принадлежит трудящимся во главе с рабочим классом. По своей сути это государство диктатуры пролетариата, призванное подавить сопротивление свергнутых эксплуататорских классов, превратить всех трудоспособных граждан в трудящихся.

Марксизм утверждал, что пролетарское государство с момента своего возникновения уже не является собственно государством, а становится отмирающим «полугосударством», которое затем будет заменено коммунистическим общественным самоуправлением.

Государства бывших социалистических стран признавались государствами высшего и исторически последнего типа. Они противопоставлялись всем эксплуататорским государствам.

В действительности это были, скорее всего, государства, отягощенные большими деформациями переходные к социалистическому типу. Сегодня китайские теоретики более реалистичны, они доказывают, что для построения социализма в Китае нужны не десятилетия, а столетия. (Марксизм-ленинизм отводил строительству социализма и социалистического государства непродолжительное время). Кроме того, догматизм в теории, волюнтаризм, субъективизм, постоянное забегание вперед стали причинами многочисленных ошибок и деформаций в практической деятельности. Тем не менее большой опыт по строительству социалистической государственности должен быть глубоко проанализирован и изучен: просчеты, ошибки и достижения, несомненно, будут полезны как живущим, так и грядущим поколениям, ибо идеи социализма и благородны, и бессмертны.

Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

Формационный подход

Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

  • Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.
  • Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;
  • Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;
  • Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма;

Посткапиталистическая.

Достоинства формационной типологии: – продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; – она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда «вписывается» в начерченные для нее схемы; – недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

Цивилизационный подход

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др.

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

  • Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
  • Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
  • Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

  • Традиционное (аграрное);
  • Индустриальное;
  • Постиндустриальное (информационное).

Г. Еллинек разделял:

  • Идеальные (утопия);
  • Эмпирические:

Древневосточные; Античные; Средневековые; Новые; Современные.

Трехстадийная схема эволюции государства

Данная концепция эволюции государственности разделяет развитие государственности на три главные стадии: раннее государство — развитое государство — зрелое государство.

  1. Раннее государство — это понятие, с помощью которого описывается особая форма политической организации достаточно крупного и сложного аграрно-ремесленного общества (группы обществ, территорий), определяющая его внешнюю политику и частично социальный и общественный порядок; эта политическая форма в то же время есть отделенная от населения организация власти: а) обладающая верховностью и суверенностью (или хотя бы автономностью); б) способная принуждать к выполнению своих требований; менять важные отношения и вводить новые, перераспределять ресурсы; в) построенная (в основном или в большой части) не на принципе родства.
  2. Развитое государство — это понятие, с помощью которого описывается форма политической организации цивилизованного общества (группы обществ); отделенная от населения централизованная организация власти, управления, принуждения и обеспечения социального порядка в виде системы специальных институтов, должностей (званий), органов, законов (правил), обладающая: а) суверенностью (автономностью); б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) возможностью изменять отношения и нормы.
  3. Зрелое государство — это понятие, с помощью которого описывается органическая форма политической организации экономически развитого и культурного общества в виде системы бюрократических и иных специальных институтов, органов и законов, обеспечивающая внешнюю и внутреннюю политическую жизнь; это отделенная от населения организация власти, управления, обеспечения порядка, социального или иного неравенства, обладающая: а) суверенностью; б) верховностью, легитимностью и реальностью власти в рамках определенной территории и круга лиц; в) развитым аппаратом принуждения и контроля; г) систематическим изменением отношений и норм

Классификация

По отношению к религиозным организациям

В светском государстве религиозные организации не входят в систему государственной власти. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие особенности:

1) государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; 2) государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если не нарушается действующее законодательство; 3) государство оказывает содействие и поддержку(материальную, финансовую, какую-либо иную помощь) благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий; 4) государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями; 5) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления; 6) светскость государства не влечет за собой ограничений прав членов религиозных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.

Статус светского государства конституционно закрепили Российская Федерация, Германия, Франция.

Не светским считается государство, где та или иная религия имеет статус государственной. Статус государственной религии предполагает делегирование некоторых функций государства религиозным организациям, которые охватывают различные сферы общественных отношений. Для статуса государственной религии характерны следующие особенности:

1)религиозные организации получают от государства различные субсидии регулярное финансирование и материальную помощь, налоговые льготы; 2) религиозные организации вправе иметь свое представительство в государственных органах; 3) религиозные организации осуществляют регистрацию брака, рождение, смерть, юридически признанную государством;

К не светским государствам могут быть отнесены Великобритания, Греция, Норвегия, Швеция, Дания, Испания, Япония, Израиль и др.

Для теократических государств характерны следующие признаки:

1) государственная власть принадлежит религиозной организации, которая имеет статус государственной религии; 2) религиозные правовые нормы составляют основной источник государственного публичного законодательства; 3) глава государства одновременно является высшим религиозным деятелем, верховным священнослужителем, например в городе-государстве Ватикане. Согласно Конституции Ирана, государственное управление страной находится под контролем Факиха, стоящего выше Президента Исламской Республики Иран. Он же назначает по представлению государственных органов Генерального прокурора, председателя Верховного суда, утверждает в должности президента, объявляет амнистию и т. д. Послания Факиха имеет верховенство среди законов, и ими должны руководствоваться судебные органы.

Теократическими являются Иран, Пакистан, Саудовская Аравия, Марокко и др.

В атеистических государствах религиозные организации преследуются властями. Это выражается, в частности, в том, что:

1) атеизм становится официальной государственной идеологией; 2) религиозные организации лишают необходимой социально-экономической основы — имущества, собственности; 3) религиозные организации либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем государства; 4) религиозные объединения не обладают правами юридического лица и не могут совершать юридически значимых действий; 5) священнослужители и верующие дискриминируются и репрессируются; 6) запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы; 7) запрещается распространение веры, свобода совести по существу сводится к свободе пропаганды атеизма.

Государствами воинствующего атеизма были Французская республика,СССР, а также некоторые бывшие социалистические государства, например,Албания.

В зависимости от уровня экономического развития

  • развивающиеся или страны третьего мира (иногда их называют аграрными, основу экономики составляет сельское хозяйство, продажа полезных ископаемых то есть развита сырьевая промышленность и т. д.);
  • индустриальные (основу экономики этих государств составляет промышленность);
  • постиндустриальные (это современные развитые государства, в которых произошла научно-техническая революция; основные богатства этих государств создаются в сфере услуг, в индустриальной сфере).

В зависимости от политического режима

  • демократические государства;
  • авторитарные государства;
  • тоталитарные государства.

Следует добавить, что это не единственная общепризнанная классификация, некоторые авторы «Авторитаризм» выделяют как один из видов «Тоталитаризма» чаще именуемый «Автократия». Поэтому выделяется только 2 типа государств: демократические и антидемократические.

В зависимости от формы правления государства

  • Монархия, то есть власть одного лица;
  • Республика:
    • Олигархия, то есть власть немногих лиц;
    • Полиархия, то есть власть большинства; другое название — либеральная демократия.
  • Джамахирия.

В зависимости от господствующей идеологии государства

  • идеологизированные;
  • деидеологизированные.

Деидеологизированные (светские) государства — здесь официальная идеология отсутствует. В идеологизированных государствах все функционирование государства определяется господствующей идеологией. В частности, возможность лица участвовать в деятельности государства и т. п. зависит от его взглядов на государственную идеологию.
В деидеологизированных государствах провозглашается идеологический плюрализм, то есть возможность проповедовать, развивать любую идеологию. Государство может запрещать крайние формы идеологии, например, расистские.

Примечания

  1. Гринин Л. Е. Государство и исторический процесс. Эпоха формирования государства: Общий контекст социальной эволюции при образовании государства.

Ссылки

  • Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов
  • Теория государства и права — Алексеев С. С.
  • Теория права и государства. — Ильин И. А., Москва, 2003
  • Учебное пособие по теории государства и права — Диаконов В. В.
  • Государство и исторический процесс. В 3 книгах — Гринин Л. Е.
  • Данилевский Н. Я., Россия и Европа на сайте «Руниверс»

Литература

  • Алексеев С. С. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов Учебник. — 453 с.
  • Арановский К. В. Государственное право зарубежных стран / Учебное пособие — М.: ФОРУМ, 1999—488 с.
  • Гайворонская Я. В., Самусенко Т. М. Теория государства и права. Издательство ДВГУ 2000.
  • Гринин Л. Е. Генезис государства как составная часть процесса перехода от первобытности к цивилизации (общий контекст социальной эволюции при образовании раннего государства). (Книга печаталась в журнале «Философия и общество» с 2001 по 2006 г.)
  • Гринин Л. Е. О стадиях эволюции государства. Проблемы теории./ История и современность, 2006, № 1: 3-45.
  • Морозова Л. А. Теория государства и права. Учебник. 2002. — 414 с.

Теория государства и права

Теория государства

Происхождение государства • Государство • Государственная власть (Законодательная • Исполнительная • Судебная) • Форма государства • Форма правления • Государственное устройство • Политический режим • Функции государства • Механизм государства • Типология государств • Политическая система

Теория права

Межотраслевые институты

Правовые семьи

Политика и государство

Научные дисциплины и теории

Политология • Сравнительная политология • Теория государства и права • Теория общественного выбора

Общие принципы и понятия

Гражданское общество • Правовое государство • Права человека • Разделение властей • Революция • Типы государства • Суверенитет

государства по политической
силе и влиянию

Великая держава • Колония • Марионеточное государство • Сателлит • Сверхдержава

Виды политики

Геополитика • Внутренняя политика • Внешняя политика

Форма государственного устройства

Конфедерация • Унитарное государство • Федерация

Социально-политические
институты и ветви власти

Банковская система • Верховная власть • Законодательная власть • Избирательная система • Исполнительная власть • СМИ • Судебная власть

Государственный аппарат
и органы власти

Глава государства • Парламент • Правительство

Политический режим

Анархия • Авторитаризм • Демократия • Деспотизм • Тоталитаризм

Форма государственного правления
и политическая система

Военная диктатура • Диктатура • Монархия • Плутократия • Парламентская республика • Республика • Теократия • Тимократия • Самодержавие •

Политическая философия,
идеология и доктрина

Анархизм • Коммунизм • Колониализм • Консерватизм • Космополитизм • Либерализм • Либертарианство • Марксизм • Милитаризм • Монархизм • Нацизм • Национализм • Неоколониализм • Пацифизм • Социализм • Фашизм

Избирательная система

Мажоритарная • Пропорциональная • Смешанная

Политологи и
политические мыслители

Платон • Аристотель • Макиавелли • Монтескье • Руссо • Бенито Муссолини • Гоббс • Локк • Карл Маркс • Михаил Бакунин • Макс Вебер • Морис Дюверже • Юлиус Эвола • Цицерон • Адольф Гитлер

Учебники и известные
труды о политике

«Государство» • «Политика» • «О граде Божьем» • «Государь» • «Левиафан» • «Открытое общество и его враги»

См. также

Основные понятия политики

Категория • Портал • Проект

Право
Доктрина права Теория государства и права · История государства и права · История политических и правовых учений · Философия права · Социология права · Антропология права · Энциклопедия права
Основные отрасли права Конституционное право · Административное право · Административно-процессуальное право · Гражданское право · Гражданское процессуальное право · Арбитражное процессуальное право · Уголовное право · Уголовно-процессуальное право · Уголовно-исполнительное право · Семейное право · Трудовое право · Финансовое право · Земельное право · Жилищное право
Комплексные отрасли права Предпринимательское право (Хозяйственное право) · Таможенное право · Муниципальное право · Военное право · Право социального обеспечения · Экологическое право · Конкурсное право
Подотрасли и институты права Коммерческое право · Налоговое право · Бюджетное право · Банковское право · Информационное право · Корпоративное право · Транспортное право · Антимонопольное право · Лесное право · Авторское право · Патентное право · Смежное право · Изобретательское право
Юридические дисциплины Криминология · Криминалистика · Судебная медицина · Судебная психиатрия · Юридическая этика · Юридическая психология · Судебная бухгалтерия · Судебная экспертиза · Оперативно-розыскная деятельность
Международное право Международное публичное право · Международное частное право · Европейское право
Юриспруденция Правосудие · Прокурорский надзор · Правоохранительные органы · Адвокатура · Нотариат · Правозащитная деятельность · Законодательство · Сравнительное правоведение · Юридическая профессия · Известные юристы
Категория · Портал · Проект

На современной политической карте мира представлено около 230 стран и территорий, из них более 190 — суверенные государства.

Среди них есть страны с очень большой территорией и численностью населения (Китай, Индия, Россия, США) и совсем крошечные — такие как «микрогосударства» Европы: Монако, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сан-Марино.

Есть однонациональные страны (Япония, Швеция и др.) и многонациональные (Индия, Россия, Нигерия, США и др.); есть богатые природными ресурсами и обделенные ими. Есть страны, имеющие выход к морю и протяженные морские границы (Россия, Канада, Китай и др.) и не имеющие его, то есть внутри-континентальные страны (такие как Чад, Мали, ЦАР, Парагвай, Непал, Бутан). Причем очень часто географическое положение страны на карте мира сказывается на уровне ее социально-экономического развития. Некоторые государства занимают целый континент (Австралия), а иные расположены на маленьком острове или группе островов (Науру, Мальта, Кабо-Верде и др.).

У каждой страны мира есть свои неповторимые особенности, однако путем выявления каких-либо сходных с другими государствами черт можно все же выделить определенные типы стран.

Тип страны формирует совокупность условий и особенностей развития, которые в каких-то существенных, подчас решающих (типологических) чертах, с одной стороны, роднят ее с рядом схожих с ней стран, а с другой — выделяют из всех других. Само существование типов стран, их историческая эволюция являются результатом того, что развитие идет в странах разными темпами, в разной обстановке, в разных условиях и разными путями.

При этом нельзя выделить типы стран лишь на основании одного или нескольких важных для всех стран критериев. На первом этапе создания типологии действительно приходится проделывать огромную статистическую работу, но далее необходимо еще найти сходные черты, которые выделяют те или иные страны в обособленные группы.

Типологии бывают разные. Они учитывают большое число показателей, характеризующих уровень экономического и социального развития стран, а также исторические и политические аспекты, например, уровень развития демократии и т. п. Есть типологии, учитывающие уровень развития капитализма, уровень доходов населения и качества жизни, уровень гуманитарного развития и социального прогресса и пр.

Долгое время в научной литературе применялась типология, делившая государства на группы по принципу принадлежности к той или иной общественно-экономической формации — к капиталистической (с рыночной экономикой), либо социалистической (с плановой экономикой). Причем в особую группу выделялись страны «развивающиеся» (или страны «третьего мира») бывшие ранее колониальными и зависимыми территориями и вступившие на путь независимого развития. Но с распадом системы социализма эта типология как бы устарела.

Кроме научной ценности любая типология имеет и практическое значение. Так, в ООН при выработке стратегии дальнейшего развития стран мира, для оказания финансовой или гуманитарной помощи определяют группу наименее развитых государств. Выделяют эту группу стран на основании трех основных критериев: очень низкие доходы на душу населения; доля обрабатывающей промышленности в структуре хозяйства составляет менее 10%; доля неграмотных среди взрослого населения — более 80%. В начале 1990-х годов к этой группе были отнесены 40 стран: например, Афганистан, Гаити, Гвинея, Бангладеш, Лаос, Непал, Бутан, Мали, Мозамбик, Сомали, Бурунди, Чад, Эфиопия и другие.

В настоящее время по типологии, учитывающей уровень и характер социально-экономического и политического развития выделяют три группы стран мира:

  • экономически развитые государства;
  • менее развитые страны (по терминологии ООН «развивающиеся страны»);
  • страны с «переходной экономикой» (постсоциалистические) и социалистические страны.

К последней группе относят республики бывшего СССР, страны Центральной и Восточной Европы, в Америке — Кубу, а также азиатские государства — Китай, Вьетнам, Монголию и Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР). Ранее они были странами социалистического лагеря.

После распада СССР, в начале 90-х годов в большинстве стран этой группы произошли очень существенные изменения в политике и экономике — они пытаются включиться в мировую систему рыночных отношений. Процессы преобразований в этих государствах выходят за рамки стандартных реформ, так как имеют глубинный и системный характер.

Лишь четыре государства в мире остаются по-прежнему социалистическими: Китай, Куба, Вьетнам и КНДР. Однако в экономике и политике этих стран также наблюдаются существенные сдвиги.

Характерно, что некоторые из постсоциалистических стран с низкими доходами на душу населения заявили о своем желании приобрести статус «развивающейся» страны (например, республики бывшей Югославии, Вьетнам, среднеазиатские республики СНГ). Это даст им право получать льготные кредиты и различные виды помощи в международных банках и фондах.

В наиболее развернутом виде типология зарубежных стран мира (т. е. без стран «с переходной экономикой» и социалистических) представлена в ряде публикаций члена корреспондента РАН В.В. Вольского и коллектива, руководимой им кафедры социально-экономической географии зарубежных стран Географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Эта типология — результат многолетних исследований, она постоянно дополняется и совершенствуется.

Согласно этой типологии все страны мира (за исключением постсоциалистических и социалистических) в соответствии с их местом в системе мировой экономики и международных отношений были разделены на три основные группы:

  • экономически высокоразвитые страны;
  • страны среднего уровня развития;
  • экономически слаборазвитые страны или по терминологии ООН — «развивающиеся страны».

В каждой из этих групп можно выделить типы стран и даже подтипы. Рассмотрим основные типы стран современного мира в соответствии с данной группировкой.

В первую группу включены:

1. Экономически высокоразвитые страны.

К их числу отнесены США, Канада, западноевропейские страны, Япония, Австралийский Союз, ЮАР, Израиль и Новая Зеландия. Эти государства отличаются зрелым уровнем развития рыночных отношений. Велика их роль в мировой политике и экономике, они обладают мощным научно-техническим потенциалом. Но можно выделить и внутри этой группы три основые подтипа:

1.1. Главные капиталистические страны: США, Япония,ФРГ, Франция, Великобритания, Италия.

Это наиболее развитые по своему экономическому и научно-техническому потенциалу страны мира. Они отличаются друг от друга особенностями своего развития и экономической мощью, но всех их объединяет очень высокий уровень развития и роль, которую они играют в мировом хозяйстве.

В эту группу стран входят шесть государств из знаменитой «большой семерки». Среди них первое место по экономическому потенциалу занимают США.

1.2. Экономически высокоразвитые небольшие страны Западной Европы: Швейцария, Австрия, Бельгия, Нидерланды,Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия.

Эти страны достигли высокого уровня развития, но каждая из них, в отличие от главных капиталистических стран, имеет 28 гораздо более узкую специализацию в мировом хозяйстве. При этом они направляют на внешний рынок до половины своей продукции. В экономике этих государств велика доля непроизводственной сферы (банковское дело, предоставление различного рода услуг, туристический бизнес и др.).

1.3. Страны «переселенческого капитализма»: Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль.

Первые четыре страны — бывшие колонии Великобритании. Капиталистические отношения возникли в них в результате хозяйственной деятельности иммигрантов из Европы. Но в отличие от США, которые в свое время были также переселенческой колонией, развитие их имело некоторые особенности.

Несмотря на высокий уровень развития эти государства сохраняют аграрно-сырьевую специализацию, сложившуюся в их внешней торговле еще в колониальный период. Но такая специализация в международном разделении труда существенно отличается от подобной специализации развивающихся стран, так как сочетается с высокоразвитой внутренней экономикой.

Израиль — небольшое государство, сформировавшееся за счет иммигрантов после второй мировой войны на территории Палестины (находившейся после первой мировой войны по мандату Лиги наций под управлением Великобритании).

Канада входит в «большую семерку» экономически высокоразвитых стран, но по типу и особенностям развития своей экономики она относится именно к данной группе.

Ко второй группе в данной типологии относятся:

2. Страны со средним уровнем развития капитализма. Таких стран немного. Они отличаются от государств, включенных в первую группу и по истории, и по уровню своего социально-экономического развития. Среди них также можно выделить подтипы:

2.1. Страна, достигшая политической независимости и среднего уровня экономического развития в условиях господства капиталистической системы: Ирландия.

Современный уровень развития экономики и политическая независимость в Ирландии были достигнуты ценой чрезвычайно тяжелой национальной борьбы против империализма. Еще недавно к этому подтипу относилась и Финляндия. Однако в настоящее время эта страна вошла в группу «Экономически высокоразвитых стран».

2.2. Страны, отставшие в развитии: Испания, Греция, Португалия.

В прошлом эти государства играли важную роль в мировой истории. Испания и Португалия создали в эпоху феодализма огромные колониальные империи, но позже потеряли все свои владения.

Несмотря на известные успехи в развитии индустрии и сферы услуг, по уровню развития эти страны в целом отстают от экономически высокоразвитых государств.

В третью группу включены:

3. Экономически менее развитые страны (развивающиеся страны).

Это самая многочисленная и разнообразная группа стран. В большинстве своем — это бывшие колониальные и зависимые страны, которые, получив политическую самостоятельность, попали в экономическую зависимость от стран, бывших ранее их метрополиями.

Объединяет страны этой группы многое, в т. ч. проблемы развития, а также внутренние и внешние трудности, связанные с низким уровнем развития экономики и социальной сферы, недостатком финансовых средств, отсутствием опыта ведения капиталистического товарного хозяйства, недостатком квалифицированных кадров, сильной экономической зависимостью, огромным внешним долгом и пр. Ситуацию усугубляют гражданские войны и межэтнические конфликты. В международном разделении труда они занимают далеко не лучшие позиции, являясь в основном поставщиками сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции в экономически развитые страны.

К тому же во всех странах этого типа в связи с быстрым ростом населения ухудшается социальное положение больших масс жителей, проявляется избыток трудовых ресурсов, особенно остро стоят демографическая, продовольственная и другие глобальные проблемы.

Но несмотря на общие черты, страны этой группы сильно отличаются друг от друга (а их всего около 150). Поэтому выделяются следующие подтипы:

3.1. Ключевые страны: Бразилия, Мексика, Индия (страны, обладающие самым крупным среди развивающихся стран ресурсным, людским и экономическим потенциалом и наиболее диверсифицированной экономикой).

3.2. Страны относительно зрелого капитализма. Эта группа включает большой диапазон стран — от государств Латинской Америки до арабских стран, где господство капиталистических отношений утвердилось лишь в последние десятилетия. Здесь выделяются следующие подтипы:

3.2.1. Переселенческие страны раннего развития зависимого капитализма: Аргентина и Уругвай (в международном разделении труда они до сих пор выступают как аграрные страны).В этих государствах достаточно высокий уровень жизни населения. В последние годы проводились очень существенные преобразования в экономике Аргентины.

3.2.2. Страны крупноанклавного развития капитализма:
Венесуэла, Чили, Иран, Ирак, Алжир (развивались при массированном вторжении иностранного капитала, связанного с экспортной эксплуатацией крупных месторождений полезных ископаемых на территории этих государств).

3.2.3. Страны внешнеориентированного приспособленческого развития капитализма (их характеризует экспортная ориентация индустрии и импортозамещающая экономика). В Латинской Америке это — Боливия, Колумбия, Парагвай, Перу, Эквадор; в Азии: Малайзия, Тайвань, Таиланд, Филиппины, Республика Корея; в Северной Африке: Египет, Марокко, Тунис.

3.2.4. Небольшие страны зависимого плантационного хозяйства (их отличает законсервированная аграрная специализация экономики и высокая доля в экспорте продукции сельского хозяйства): Никарагуа, Гватемала, Коста-Рика, Гондурас, Сальвадор, Доминиканская Республика, Гаити.

3.2.5. Малые страны «концессионного развития» капитализма (экономика этих стран в очень значительной степени зависит от цен на мировом рынке — факторы развития этих территорий — концессии крупнейших горнопромышленных корпораций): Ямайка, Тринидад и Тобаго, Суринам, Папуа-Новая Гвинея, Габон, Ботсвана.

3.2.6. Мелкие «страны-квартиросдатчики» (острова или приморские страны, расположенные на перекрестках торговых путей; страны «налогового рая», «страны-отели», страны «удобного флага»): Мальта, Кипр, Панама, Либерия, Багамские острова, Бахрейн, Сингапур и др.

ТНК используют эти страны для развития на их территории туризма, приписки морских судов под так называемыми «дешевыми флагами» и т. д.

3.3. Молодые освободившиеся государства (переходный тип). Каким будет их будущее — зависит от конкретных социально-экономических и политических условий. В этой группе около 60 стран от таких крупных, как Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия и до небольших — Гамбия, Габон и др.

Своеобразный тип стран формируется в этой подгруппе из ряда нефтеэкспортирующих стран с высокими доходами от тбрговли нефтью. Это — Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Катар, Ливия, Бруней.

Отметим, что государства мира, включенные в первую и вторую группы представленной выше типологии — это про-мышленно развитые страны мира. К третьей группе были отнесены все развивающиеся государства.

Данная типология была создана, когда мир был двухполюсным (делился на капиталистический и социалистический), и характеризовала только несоциалистические страны мира.

Ныне, когда мир из двухполюсного превращается в однополюсный создаются новые типологии стран мира или дополняются и видоизменяются прежние (как и представляемая читателям типология ученых МГУ).

Созданы, как отмечалось ранее, и другие типологии. В качестве обобщающего, синтетического показателя в них часто применяется показатель валового внутреннего или национального продукта (ВВП или ВНП) в расчете на душу населения. Такова, например, известная типологическая классификация развивающихся стран и территорий (авторы: Б.М. Болотин, В.Л. Шейнис), выделяющая «эшелоны» (верхний, промежуточный и нижний) и семь групп стран (от стран среднеразвитого капитализма до наименее развитых).

Ученые Географического факультета Московского Государственного Университета (А.С. Фетисов, B.C. Тикунов) разработали несколько иной подход к классификации несоциалистических стран мира — оценочно-типологический. Они выполнили многомерный статистический анализ данных по 120 странам на базе многих показателей, отражающих уровень социально-экономического и политического развития общества. Они выделили семь групп стран с уровнем развития от очень высокого (США, Канада, Швеция, Япония) до очень низкого (Сомали, Эфиопия, Чад, Нигер, Мали, Афганистан, Гаити и другие).

Известный ученый-географ Я.Г. Машбиц выделял типы стран «развивающегося мира», исходя из тенденций индустриализации. К первой группе в его классификации были отнесены страны, где развито крупное и относительно разнообразное промышленное производство (Бразилия, Мексика, Индия и др.); ко второй — индустриальные страны среднего потенциала со значительным развитием сырьевых и перерабатывающих отраслей (Венесуэла, Перу, Индонезия, Египет, Малайзия и др.); к третьей — небольшие государства и территории, использующие выгоды своего экономико-географического положения (Сингапур, Панама, Багамские острова и др.); к четвертой — страны нефтеэкспортеры (Саудовская Аравия, Кувейт и др.). И к пятой группе были отнесены наименее индустриализованные страны с ограниченными перспективами развития (т. е. наименее развитые страны: Гаити, Мали, Чад, Мозамбик, Непал, Бутан, Джибути, Сомали и др.).

В некоторых экономико-географических типологиях среди стран развивающегося мира выделяют группу «новых индустриальных стран» (НИС). К их числу чаще всего относят Сингапур, Тайвань, Республику Корея. В последние годы к этой группе добавляют еще «НИС второй волны» — Таиланд, Малайзию, Индонезию, Филиппины и некоторые другие страны. Экономика этих стран характеризуется высокими темпами индустриализации, экспортной ориентацией промышленного производства (особенно продукции наукоемких отраслей), активным участием их в международном разделении труда.

Попытки типологической дифференциации стран мира предпринимались и географами, и экономистами, и другими специалистами. Подробнее вы познакомитесь с характеристикой различных типологий государств в дальнейших курсах экономической географии.

В современном мире абсолютно каждое государство отличается от других комплексным набором определенных характеристик и черт, которые сложились под воздействием его исторического развития, уровня остроты этнических и социальных конфликтов, международных и экономических факторов. При такой многогранности все страны можно разделить на два самых основных типа –республика и монархия.

Определение 1

Типология государства — это своеобразная классификация, нацеленная на правильное разделение всех прошлых и настоящих государственных систем на группы, чтобы раскрыть их социальную сущность.

Это определения предполагает конкретное распределение с позиций двух подходов: цивилизационного и формационного.

В рамках данных критериев выступают все значимые социально-экономические признаки любого государства. Именно базис или же вид систематических производственных отношений выступают решающим фактором для полноценного общественного развития, который должен детерминировать и соответствовать надстроечным элементам: государству и праву.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Типы государства 420 руб.
  • Реферат Типы государства 240 руб.
  • Контрольная работа Типы государства 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Типы государства с точки зрения формационного подхода

В течение длительного времени установленная в отечественной литературе типология государств, которая считается основополагающей, делила государства на пять основных видов:

  • восточное;
  • рабовладельческое;
  • феодальное;
  • буржуазное;
  • социалистическое.

В основу указанной классификации была положена социально-экономическая формация.

Восточный тип государственной системы базировался исключительно на поливном земледелии.

Рабовладельческое государство предполагало неограниченную власть монарха и приближенных к нему людей. При этом в качестве центральных орудий труда выступали рабы и малоимущие представители общества.

Феодальный тип государства опирался в основном на право индивидуальной собственности на землю. Так, правительственная концепция концентрировалась только в руках тех, кто был собственником земельных территорий и мог по законному праву распоряжаться владениями по собственному усмотрению.

Четвертым видом государства выступала уже буржуазная система, которая характеризовалась расположением к формации, основывается на праве собственности посредством методов производства. При этом государственная власть незаметно приобретала принципы триумвирата, появились гражданские права, и в результате — номинально равные возможности всех граждан.

Последний тип – это социалистическое государство, которое полностью отрицало право владения как таковое в связи с его ненадобностью. Власть в этом аспекте принадлежит и выполняется каждым человеком без ущерба для других. Данный тип был официально признан утопией.

Несмотря на хорошую обоснованность указанного деления на типы государства, формационный метод всегда подвергался заслуженной критике, так как использование в качестве критерия классификации одного лишь экономического уровня развития государства не дает возможности охватить весь диапазон государственных форм, а потому необходимо принимать во внимание и цивилизационный фактор.

Типы государства с точки зрения цивилизационного подхода

Согласно данной типологии, любую страну как явление следует рассматривать с разнообразных позиций: исторической, культурной, социальной и религиозной. На основе этой классификации были определены центральные типы государства, которые базируются в основном на культурных ценностях.

В целом, их общее количество составляет 26 универсальных государственных формаций, среди которых особое внимание уделяется:

  • западно-христианской;
  • восточной;
  • египетской;
  • шумерской;
  • западноевропейской.

К сожалению, и цивилизованный метод допустил аналогичную ошибку, что и формационный, которая заключается в следующем: определенную ограниченность факторов оценки и мониторинга социально значимых процессов.

А потому все типы государства, которые были выведены на его основе, должны восприниматься только как вспомогательные. В защиту обоих концепций стоит сказать, что в настоящее время все больше правоведов склонны объединять эти классификационные подходы в одну систему.

Форма государства: составляющие элементы

Любое государство можно охарактеризовать с точки зрения его формы, а не только типа. В свою очередь, форма государственной системы представляет собой совокупность трех ключевых элементов: административного деления, правительственного режима и принципов правления. Однако виды государств в основном подразделяются, исходя только из одной определенной специфики, а именно – правительственного режима. В этом случае следует рассмотреть, как демократические, так и недемократические типы.

В связи с этим политологи выделяются такие виды государств:

  • авторитарные – построенные только на господстве одного лидера;
  • тоталитарные – в которых может руководить народом определенная партия;
  • демократические – признающие власть общества наивысшей ценностью;
  • либеральные – высшая степень свободы в политической и экономической деятельности.

Важно понимать, что не каждый из указанных видов может характеризоваться исключительно наличием определенного типа. Так, невозможно сопоставить рабовладельческий тип с тоталитарным видом, или демократическую форму с восточной цивилизацией. Перечисленные выше факты дают возможность утверждать, что формы и типы государства создают практически все критерии его характеристики.

Территориально-политическая организация государства

На сегодняшний день существует три главные формы территориально-политической организации государства: федеративная, унитарная и конфедеративная.

Определение 2

Федерация – уникальная форма государственного устройства, при которой сразу несколько правительственных образований, обладающие юридической и политической самостоятельностью, формируют одно союзное государство.

Исторически федерация для таких стран, как США, Германия, Швейцария, была основной формой преодоления политической нестабильности и раздробленности. Распределение компетенции между самой федерацией и ее представителями официально регулируется общегосударственной конституцией. При этом предоставляется верховенство федеральных законов, которым должны полностью соответствовать конституции всех членов федерации.

К грамотному ведению центрального правительства относятся вопросы внешней политики, обороны, финансового регулирования, политика в области труда, социальной защиты населения и занятости населения. Реальное соотношение субъектов федерации и властных полномочий государственного института определяется исторической практикой страны.

Унитарное государство обладает множеством важных социальных признаками, среди которых единая конституция, единая концепция действий высших органов правительственной власти управления и законодательного права.

Конфедерация представляет собой систематический союз всех суверенных государств, который был сформирован для достижения общих, внешнеполитических задач. Центральные органы указанной структуры не обладают прямой властью над входящими в ее состав субъектами, в результате чего решения данных органов осуществляется только после одобрения институтов действующей власти. Единой налоговой и правовой системы в конфедерации не может быть, ее финансирование определяется посредством взносов, входящих в нее государств. Яркими примерами конфедерации являются СНГ и ЕЭС.

Замечание 1

Правовое государство предполагает ограниченную в своих правовых действиях систему, направленную на защиту прав и свобод граждан.

Доверительные взаимоотношения между властью и личностью определяются конституцией, выполняющей роль «общественного договора» между народом и государством.

Демократия в этом аспекте, прежде всего, демонстрирует реальный уровень участия народных масс в государственном аппарате, а также наличие у граждан фактических прав и демократических свобод, официально закрепленных и признаваемых в конституциях. Однако многочисленны институты по установлению демократических ценностей существуют и в настоящее время при всех их недостатках.

Добавить комментарий