Типология государства различие подходов

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 8

Типология государства: формационный подход и цивилизационный подход. Типология государств — это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.Формационный подход. Составители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин. При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:1.Рабовладельческое государство — основа рабы и рабовладельцы. Рабовладельческое государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры. 2.Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне; 3.Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат; 4.Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма. Недостатки Формационного подхода: 1.Не универсальная схема, не все государства попадают под эту схему, наша история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы; 2.Весьма схематичная и одномерная; 3.Недооцениваются духовные факторы (национальность, религия, культура и т. д.).. Цивилизационный подход. Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен и др. При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.). А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации: 1.Цивилизация— это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. 2.Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности. Тойнби выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов: а)Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);б)Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская, восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.в)Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур. В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации. Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки. Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др. Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др. У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений: Традиционное (аграрное); Индустриальное; Постиндустриальное (информационное). Г. Еллинек разделял: Идеальные (утопия); Эмпирические: Древневосточные; Античные; Средневековые; Новые; Современные.

Форма государства: понятие и элементы. Соотношение типа и формы государства.

Фо́рма госуда́рства— это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.
Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических.

В качестве основных среди них можно выделить следующие:

1.исторические традиции развития национальных государств; 2.исторические особенности становления национальной государственности;

3.реальное соотношение социальных сил в стране; 4.национальный состав населения страны;

5.менталитет населения;

6.зарубежный опыт;

7.уровень жизни населения;

8.степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;

9.роль мирового сообщества[.

Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций. Элементы форм государства:

1.Форма правления — система организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, компетенция, взаимоотношение между собой и с населением (самый старейший элемент, учёными он стал выделяться ещё в Древней Греции);

2.Форма государственного устройства — система территориальной организации государства (активно изучается начиная с XVII — XVII вв.);

3.Государственный (политический) режим — методы осуществления государственной власти (наукой стал выделяться только в начале XX в.).

Российская Федерация – демократическое федеративное правовое государство с республиканскойформой правления (ст. 1 Конституции РФ).

Характерные черты государственного строя Российского государства:

1) демократизм;

2) республиканская форма правления;

3) федерализм;

4) разделение властей;

5) идеологическое и политическое многообразие;

6) признание и гарантирование местного самоуправления;

7) правовое государство;

8) государственный суверенитет, носителем которого является многонациональный народ РФ;

9) социальный характер, так как политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Форма правления– республиканская.

Российское государство– это полупрезидентская республика.

Российское государство по своему государственному устройству– федерация, обладающая следующими характерными признаками федерализма:

1) добровольность объединения субъектов РФ;

2) равноправие субъектов РФ;

3) государственная целостность;

4) самоопределение народов, наций и национальностей; 5) разграничение предметов ведения между органами государственной власти РФ и органами власти субъектов РФ и т. д.

Государственно—правовой режим РФ– демократический.

Тип государства это общие черты различных государств, система их свойств, характеризующаяся общими признаками.

Типология государства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типология проводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (Маркс, Энгельс).

Выделяют следующие формационные типы государства:

-рабовладельческое государство – есть орудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

-феодальное государство — диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

-буржуазное государство – диктатура буржуазии, сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но лишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития: капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальное государство);

-социалистическое государство по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущность которого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое – это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который по мнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

 продуктивная идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые существенно влияют на общество

 показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.

Смена одного типа другим — процесс объективный, естественно-исторический, реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий.

Недостатки формационной типологии:

 она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью;

 недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).

В основе цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер, Вебер.

Цивилизация – есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, и других признаков.

Выделяют следующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Достоинства цивилизационного подхода:

 определены духовные факторы, как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях.

 в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается более географически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационного подхода:

 недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющие политику конкретной страны.

 выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации, авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это политическая часть общества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества, как более широкого понятия.

Типология государства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационный подходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могут и должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

Два подхода к типологии государства:

1. Формационный подход (в основу определенного типа государства кладется общественноэкономическая формация). Формация — определенная ступень в развитии общества, а также структура общества, присущая данной ступени развития, определяемая способом производства и характером производственных отношений. Понятие «формация» было введено Энгельсом и Марксом. Они выделяли три макроформации:

1) архаическая (древняя);

2)эксплуататорская;

3) коммунистическая.

Критерии, по которым определяется формация: наличие частной собственности; наличие классов; отношение этих классов к частной собственности.

В 1938 году Сталин выделяет пять формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; социалистическая.

Формационный подход к типологии государств до последнего времени был единственным в нашей научной и учебной литературе. Однако он не в состоянии был объяснить, почему разные народы, начав много тысяч лет назад свое развитие с одной и той же стартовой линии — первобытнообщинного строя, в дальнейшем оказались на разных стадиях и пошли разными путями в государствообразовании.

2. Цивилизационный подход (ступень общественного развития и материальной культуры, характерная для той или иной общественнополитической цивилизации).

Цивилизация — понятие весьма емкое и неоднозначное. Это и синоним культуры, и уровень, ступень развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация, современная цивилизация), ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс), и даже (в некоторых идеалистических теориях) эпоха деградации и упадка культуры в противовес ее целостности и органичности.

Виды цивилизаций:

локальные (существовали когдалибо в каком то конкретном месте, например шумерская, эгейская, индская и др.); особенные цивилизации (западноевропейская, российская, исламская, буддистская и т. д.); древние, средневековые и современные; крестьянские, промышленные и научнотехнические; доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные; мировая (только начинает складываться). Она формируется и основывается на принципе глобального гуманизма, включающего достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации.

По территориальному фактору критериями цивилизации являются: территориальное расположение и климат.

Понятие «цивилизация» развил и конкретизировал английский историк А. Тойнби, под ним он понимал относительно замкнутое и окольное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов. Первоначально он выделил до 100 самостоятельных цивилизаций, но затем сократил их число до двух десятков, часть из которых утратила свое существование. Он разделял их на первичные (древнеегипетская, ассировавилонская, шумерская, японская и др.) и вторичные (западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская и др.). Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. По типу цивилизации можно выделить соответствующие типы государств. Однако типологию государств по цивилизационному подходу он не разработал. Типология государств (тип — совокупность основных черт, характеризующих чтолибо).

Типы государств по формационному подходу: рабовладельческий (исторически первая государственноклассовая организация общества, в которой произошел распад общества на антагонистические классы, отличия между которыми заключались в разнице по отношению к средствам производства); феодальный (особая политическая организация класса феодалов. Экономический базис феодального государства, основу производственных отношений феодального общества составляет собственность феодалов на землю как главное средство производства в эпоху феодализма, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их безвозмездным трудом на собственников земли — феодалов); капиталистический (буржуазный) (данный тип государства функционирует на базе производственных отношений, основанных на капиталистической частной собственности на средства производства и юридической независимости рабочих от эксплуататоров (буржуазия)); социалистический (появление социалистического государства связывалось с осуществлением социальной революции, возглавляемой рабочим классом, со сломом старой государственной машины, с установлением диктатуры пролетариата. Считалось, что освобождение рабочих и крестьян от власти капиталистов и помещиков, национализация средств производства приведут к невиданному росту производительности труда, народного благосостояния, культуры, сделают всех трудящихся активными строителями новой жизни, привлекут их всех к участию в управлении делами государства и общества. Таким образом, высшей фазой социалистического общества станет коммунизм). Типы государств в рамках цивилизационного подхода: на основе техникоэкономических показателей выделяются государства аграрной, индустриальной и постиндустриальной цивилизации; по религиозному признаку (христианские, православные и мусульманские цивилизации).

Современный взгляд на проблему. Западноевропейская наука, как правило, классифицирует государства в зависимости от характера взаимоотношений между государственной властью и индивидом. По этому признаку выделяются два типа государственности: демократия и автократия.

Г. Кельзен считал, что в основе типизации современных государств находится идея политической свободы. В зависимости оттого места, какое занимает индивид в создании правопорядка, различаются два типа государства. Если индивид активно участвует в создании правопорядка — налицо демократия, если же нет — налицо автократия. Подобную трактовку типологии государств дает американский профессор Р. Макайвер. Он делит все государства на два типа:

1)династические (антидемократические), где общая воля (государственная) не выражает воли большинства населения; 2)демократические, в которых государственная власть отражает волю всего общества или большинства его членов и в которых народ либо непосредственно правит, либо активно поддерживает правительство. В первую группу Макайвер включает «классовоконтролируемые государства» (империи), а также псевдодемократические государства, в которых правительство образуется привилегированной частью общества. Ко второй группе он относит те современные государства, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где государство обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание.

Немецкий политолог Р. Дарендорф, подразделяя все государства на антидемократические и демократические, делает вывод, что в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором хотя и нет недостатка в неравенстве, но создана общая для всех основа и которое делает возможным цивилизованное общественное бытие.

Добавить комментарий