Типы прав

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций — рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической — соответствует определенный исторический тип права.

Исторический тип права — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право

Рабовладельческое право — это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. — 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая — в Древней Греции и в Древнем Риме. Основное различие между этими моделями состояло в том, что древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий:

1) обе системы юридически закрепляли сословно-классовое неравенство, т. е. неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей;

2) обе системы были тесно связаны с религией. Понятия греховного и преступного во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители;

3) правовые нормы, закрепленные в большинстве законодательных памятников обеих систем, представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики — казусов, или инструкции для судей, не содержали в себе общих правил поведения и носили казуистический характер. Решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения;

4) обе системы не знали деления права на отрасли;

5) за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.

Феодальное право

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе. Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Для каждого сословия создавался свой суд, только крестьяне подлежали суду господина, поскольку находились вне феодальной иерархии. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;

3) феодальное право — это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);

4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;

5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;

6) феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время — эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право

Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день. Для буржуазного права характерны:

1) светский характер — это право, которое не связано с религией;

2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

3) разделение права на частное и публичное;

4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Социалистическое право

Согласно марксистской теории социалистическое право представляет собой на первом этапе — этапе становления и развития социалистического государства — возведенную в закон волю пролетариата, крестьян и трудовой интеллигенции, а на втором этапе -этапе развитого социализма — возведенную в закон волю всего народа. Оно не является вечным: возникнув вместе с государством как классовый институт, социалистическое право отомрет вместе с ним. В реальной действительности социалистическое право носило декларативный характер и было подчинено государству.

В настоящее время формационный подход к типологии права подвергается серьезной критике. Понимание права исключительно как возведенной в закон воли какого-то одного, господствующего, класса устарело. Современная юридическая наука видит в праве закрепленные государством представления общества о правомерном и неправомерном, дозволенном и запрещенном. Право выступает не орудием классового господства, а средством достижения социального компромисса. В то же время цивилизационный подход к типологии права ориентирует исследователей на изучение специфики права каждой цивилизации. Однако подобная методология не позволяет выявить общие черты и закономерности развития правового развития человечества и смоделировать единую классификацию. Поэтому современная юридическая наука, изучая историю права, предпочитает понятию «тип права” такие научные категории, как правовая система и правовая семья.

Каноническое право — право христианской церкви. Манориальное право — совокупность правовых норм, регулировавших отношения в феодальной вотчине между крестьянами и феодалами.

34. Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем. Современная российская правовая система.

Правовая система — целостный комплекс правовых явлений, ооусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей. Это понятие выражает очень важную идею, а именно: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.

Структура правовой системы. Пять уровней правовой системы: субъектно-сущностньй; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

1. Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, что­бы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системо­образующих материальных факторов правовой системы. Имен­но человек и его объединения, обладаю­щие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.

2. На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяет человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней и мотивы правового поведения.

3. Исследование нормативно-регулятивного уровня право­вой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормы права. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое. Нормативный срез высвечивает основную социальную фун­кцию правовой системы — регулирование общественных отно­шений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

4. Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализа­ции права, различные виды правового поведения людей, пра­вотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.

5. Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой — то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе опреде­ленные результаты действия юридических норм (правовая куль­тура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функциониро­вания политической системы и гражданского общества.

Классификация правовых систем. Исторически в каждой стране действуют свои правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему — совокупность всех правовых явлений (норм. учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в «правовые семьи» (правовые системы в широком смысле) романо-германской, англосаксонской, религиозной, традиционной, социалистической, объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.
Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.
1. Общность генезиса (возникновения и последующего развития).
2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права.
3. Структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала.
4. Общность принципов регулирования общественных отношений.
5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права

В науке существует классификация правовых систем связанных с тем, что право исторически возникло раньше чем государство и его будущее может не определятся политической организацией: 1) догосударственные. дополитические системы. 2) политико-государственные системы. 3) постполитические (политико-государственные) правовые системы.

До недавнего времени правовая система Российской Федерации входила в прекратившее свое существование семью социалистического права, которую образовывали страны, ранее входившие в социалистическое правовое сообщество. До возникновения социалистической правовой семьи, указанные страны принадлежали к семье романо-германского права, поэтому впоследствии они сохраняли характерные для него черты.

35.Характеристика основных правовых систем народов мира: романо-германской, англосаксонской, религиозной, традиционной.

Романо -германская правовая система — это совокупность правовых систем континен­тальной Европы; Северной Африки, Южной Америки, Японии, России и некоторых дру­гих государств, чья отличительная особен­ность в том, что основным источником права в данной семье являются нормативно-право­вые акты, которые составляют иерархичес­кую систему нормативно-правовых актов. Романо-германская правовая система начала складываться еще в XII в., когда на базе кодификации императора Юстиниана превра­тилась в общую для всех юридическую науку, или, как говорят юристы, возникла в результате рецепции римского права странами кон­тииентальной Европы.

Во всех странах этой семьи есть писаные конституции, за нормами которых признает­ся высшая юридическая сила, выражающа­яся как в соответствии конституции законов и подзаконных актов, так и в установлении государственного судебного контроля за конституционностью обычных законов.Основным источником в романо-герман-ской системе является закон. Кроме законов принимаются подзаконные акты: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры. Второй источник — обычай: в качестве дополнения к закону. Третий источник — судебная прак­тика: решения публикуются в судебных сбор­никах и являются частью правовой системы. Четвёртый — нормативный договор.

Англо-саксонская правовая система, известна также под названием семьи обще­го права (Англия, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Она сложилась в Англии, становление и развитие получила на британской земле: общее право действовало на территории всей Англии (период становления — Х-ХШ вв.) в виде судебных обычаев, возникавших по­мимо законодательства, и распространя­лось на всех свободных подданных короля в гражданском судопроизводстве. Судьи руководствовались нормами уже сложившихся общественных отношений, обобщая судебную практику в своих решениях, и на их основе вырабатывали свои юридические принципы.Особенность общего права состоит в отсутствии кодифицированных отраслей права и наличии в качестве источника пра­ва громадного количества судебных реше­ний (прецедентов), являющихся образца­ми для аналогичных дел, рассматриваемых другими судами. Кроме общего права, в систему общего права входят статутное право (законода­тельство) и право справедливости. Норма общего права носит казуистичес­кий, т.е. индивидуальный характер, посколь­ку она является моделью конкретного ре­шения, а не результатом законодательного абстрагирования от отдельных случаев. Приоритетное значение общее право при­дает процессуальным нормам, нормам су­допроизводства, источникам доказательств, так как они составляют одновремен­но и механизм правообразования и механизм правореализации. Еще одним наиважнейшим признаком об­щего права является автономия судебной власти от любой другой власти в государ­стве, что проявляется отсутствием прокура­туры и административной юстиции.

В основе религиозной правовой систе­мы лежит какая-либо система вероучения. Наиболее многочисленный блок представляют здесь мусульманские страны.

Источниками мусульманского права являются Коран, Сунна и иджма. Коран — священная книга всех мусульман, состоящая из высказываний Пророка Мухамеда. Наряду с общими духовными положениями, там имеются установления нормативно-юридического характера. Сунна — мусульманское священное предание, рассказывающее о жиз­ни Пророка, представляет собой сборник норм— традиций, связанных с поведением и высказываниями Пророка, которые дол­жны служить образцами для мусульман. Иджма —комментарии ислама, составленные его толкователями. Эти комментарии вос­полняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкование ислама дается именно в иджме, поэтому Коран и Сунна не­посредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм; содержащихся в иджме.

Мусульманское право сформировалось в раннем Средневековье. Характерные черты этого права: архаичность, казуистичность, отсутствие писаных систематизированных норм. Но современному исламскому праву удалось сгладить реликтовые особенности принятием законов и кодексов — продук­тов деятельности государства.

Не менее широко распространена другая религиозная правовая система — индусское право. Оно связано с другой крупной религией — индуизмом. В содержание этой системы входят обряды, верования, идеологические ценности: мораль, философия, нормативно закрепляющие определенный образ жизни и общественное устройство.

Система обычного права. Под системой обычного права понимается существующая в странах экваториальной, южной Африки и на Мадагаскаре форма регламентации общественных отношений, основанная на государственном признании сло­жившихся естественным путем и вошедших в привычку насе­ления социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым систе­мам, однако если в странах романо-германского и англосаксон­ского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов.

Дата добавления: 2018-11-10; просмотров: 486 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно определить понятие типа права. Исторический тип права — это категория, отражающая общие социальные черты всех систем права соответствующих определенному экономическому базису. Именно базис, с позиций формационного подхода, является решающим фактором общественного развития, который детерминирует в соответствующий тип надстроечные элементы — государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы права.
Рабовладельческий тип права — это система правовых норм санкционированных и установленных рабовладельческим государством, закрепляющих полноправие рабовладельцев и бесправие рабов, выражающих волю рабовладельческого класса содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса.
Феодальный тип права — это система сословие-правовых норм, закрепляющих привилегии одних и неполноправность других сословий и выражающих волю класса феодалов, содержание которой определяется материальными условиями жизни этого класса.
Буржуазный тип права — это совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных и охраняемых государством, выражающих волю капиталистов и защищающих порядки отвечающие их интересам.
Социалистический тип права — это совокупность общеобязательных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, выражающих волю народа.

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола обще­ства на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII—VI вв. до н. э.) и в Древнем Риме (VI в. до н. э.).

Экономический базис рабовладельческого государства со­ставляла собственность рабовладельцев не только на ору­дия и средства производства, но и на работников — рабов. Главные создатели материальных благ — рабы не обладали статусом Субъектов права, а были, как любые вещи, объек­том права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечи­вался главным образом внеэкономическим принуждением.

Основные классы рабовладельческого общества — ра­бовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки — ремесленники, мелкие земледельцы. Они счи­тались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами. Между рабами и рабовладельцами возни­кали острые социальные противоречия. Рабы вели борьбу то в виде скрытого, пассивного сопротивления, то в форме открытых выступлений — восстаний (восстание рабов в Си­цилии во II в. до н. э., восстание Спартака в I в. до н. э. и др.).

Рабовладельческое государство было классовым, явля­лось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функци­ях. К внутренним функциям относились: 1) охрана частной собственности рабовладельцев и создание условий для экс­плуатации рабов и неимущих свободных; 2) подавление сопротивления рабов и неимущих свободных методами жес­токого насилия, нередко просто для устрашения и профи­лактики; 3) идеологическое воздействие в целях поддержа­ния дисциплины и порядка.

Общесоциальные функции рабовладельческое государ­ство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней сфере рабовладельческое государство вы­полняло функции обороны своей территории и мирных свя­зей с другими государствами, функцию захвата чужих тер­риторий и функцию управления завоеванными территория­ми. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата высту­пали также полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государствен­ной власти были унитарные монархии и республики. Мо­нархия, например, существовала в Древнем Риме. Она при­шла на смену республиканской форме правления и долгое время несла на себе ее черты. Но в III в. Древний Рим стано­вится неограниченной монархией. Рабовладельческая респуб­ликанская форма правления была двух видов. Первый — де­мократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти при­нимали участие представители крупной военно-земельной аристократии.

В императорский период рабовладельческое право Рима достигло наивысшего развития. В это время расширялись торговые связи Рима, развивалось, и совершенствовалось товарное производство. Для регулирования соответствующих отношений римскими юристами были разработаны многие правовые институты: собственности, вещного, обязатель­ственного, семейного, наследственного права и др. Римское право стало классическим видом права, основанного на ча­стной собственности. Оно пережило рабовладельческую эпоху и сейчас оказывает влияние на развитие частного права.

Пройдя период становления и развития, рабовладель­ческое государство вступило в полосу упадка и изживало себя. Ему на смену шло феодальное государство.

70. Систематизация законодательства: понятие и виды.

Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективной системы происхо­дит в результате не только планирования законотворческих работ нормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в еди­ную систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного при­менения. Целями систематизации являются: создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступ­ности и удобства пользования нормативными актами, устра­нение устаревших и неэффективных норм права, разреше­ние юридических коллизий, ликвидация пробелов и обнов­ление законодательства.

Юридической науке известны два основных вида систе­матизации: инкорпорация и кодификация.

Инкорпорация — вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без из­менения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае текстуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результа­том инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые формируются по тематическому принципу (т.е. по предмету регулирования) или по годам издания нормативных актов (т.е. по хронологическому прин­ципу).

Инкорпорация подразделяется на официальную и нео­фициальную. К официальной можно отнести Собрание зако­нодательства Российской Федерации. К неофициальной инкорпорации от­носятся сборники нормативных материалов по отраслям пра­ва, издаваемых в учебных целях, для просвещения населе­ния и т.д.

Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснован­ное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, ос­новах законодательства и др.). Кодификация — это систематизационная работа более высокого уровня, чем инкорпора­ция, так как в ходе кодификации происходит качественная переработка действующих юридических норм, устраняются несогласованности, дублирование, противоречия и пробелы в правовом регулировании, отменяются неэффективные и устаревшие нормы. Нормативный материал приводится за­конодателем в стройную, внутренне согласованную право­вую систему. Кодификация — законодательства может быть всеобщей (когда переработке подвергается все законодательство го­сударства), отраслевой (если перерабатываются нормы оп­ределенной отрасли законодательства) или специальной (ох­ватывающей нормы — какого-либо правового института).

2ой вариант ответа на данный вопрос

Систематизация – упорядочение нормативных актов, приведение их в опред-ю систему. Необходима для обеспея-я доступности законод-ва, удобства поль-зования, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешение юр. конфликтов, ликвид-и пробелов.

Виды:

1. инкорпорация – объединение норм. актов без изменения их сод-я в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самост. Юрид. значение. Самый простой вид. Подраздел-ся на: официальн-ю и неоф-ю (нельзя ссылаться в проц. рассмотр. юр. дел в суде)

2. консолидация – объединение норм. актов без изм-я их сод-я в единый акт, где каждый из сктов теряет свое самост. юрид. значение. Объединение актов по признаку их относимости к одному виду деят-ти. Консолид-я использ-ся как промежуточный этап, когда отсутств. возм-ть кодификации.

3. кодификация – объединение норм. актов в единый, логически цельный акт с изм-ем их сод-я. В процессе кодиф-и устраняется устаревший правовой материал, противоречия в нормах. Это наиболее сложный способ правотворчества. Кодификация может бытьб: всеобщей, отраслевой, специальной.

Признаки кодиф-и: ею имеют право заниматься только спец. Органы, в итоге появл-ся новый норм. акт – кодекс, кодифицир. Акт выступает основным среди иных актов. Продукты кодиф-и: основы законодательства, уставы, положения, правила. Введение электронной системы классификации правовых актов – один из видов систематизации.

71. Система права и система законодательства: понятие и соотношение.

Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, под­отраслей и отраслей права.

Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов, находя­щихся между собой в определенной иерархической связи.

Системная организация права имеет важное значение как для за­конодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обя­зан гармонично «включить» его в существующую систему права, не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволя­ет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядоче­ния) законодательства. Черты системы права:

— ее первичным элементом выступают нормы права, которые объ­единяются в более крупные образования — институты, подотрасли, отрасли;

— ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимо­увязаны, что придает ей целостность и единство;

— она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факто­рами;

— имеет объективный характер, ибо зависит от объективно суще­ствующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей

Законодательство, как иправо, тоже имеет свою систему, под кото­рой понимается его внутреннее строение.

Система права и система законодательства — тесно взаимо­связанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной и той же сущности — права. Они соотносятся между собой как содержание и форма. Система права как его содержание — это внутренняя структура права, соответствующая характеру регулируемых им общественных отношений. Система законодательства — внешняя форма права, выражающая стро­ение его источников, т.е. систему нормативно-правовых актов. Право не существует вне законодательства, а законодательство в широком его понимании и есть право.

Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, кото­рые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их спе­цифику и динамизм. Обновление системы права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процес­сов, актуальность которых способствует появлению новых пра­вовых институтов и отраслей.

Вместе с тем структура системы права не может быть раскрыта с достаточной полнотой и точностью, если не видеть ее органи­ческого единства с внешней формой права — системой законода­тельства. Законодательство — форма существования прежде всего правовых норм, средство придания им определенности и объективности, их организации и объединения в конкретные правовые акты. Но система законодательства — это не просто совокупность таких актов, а их дифференцированная система, ос­нованная на принципах субординации и скоординированное ее структурных компонентов. Взаимосвязь между ними обеспе­чивается за счет различных факторов, главным из которых явля­ется предмет регулирования и интерес законодателя в рациональ­ном, комплексном построении источников права.

Однако данные понятия необходимо различать по следующим ос­нованиям:

1) если первичным элементом системы права является норма, то первичным элементом системы законодательства — нормативный акт;

2) если система права выступает в качестве содержания, то систе­ма законодательства — в качестве формы;

3) если система права складывается объективно в соответствии с существующими общественными отношениями, то система законода­тельства преимущественно субъективна, ибо зависит от законодателя;

4) если система права имеет первичный характер, то система зако­нодательства — производный (первая служит исходной базой для вто­рой) (основе деления права на отрасли и институты лежит предмет и метод правового регулирования. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной жизни, выделяются только по предмету регулирования и не имеют единого метода);

5) если система права имеет только горизонтальное (отраслевое) строение, то система законодательства еще и вертикальное (федера­тивное, иерархическое);

6) система права и система законодательства различаются и по объему: законодательство, с одной стороны, не охватывает всего раз­нообразия нормативности (ведь кроме законодательства право оформляется и в юридических обычаях, и в нормативных договорах, и в юридических прецедентах); а с другой стороны, включает в себя кроме формулировок норм и иные элементы — преамбулы, названия разделов, глав, статей и т.п.

Буржуазное государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с феодальным экономическим и социально-политическим строем. Объективные и субъективные предпосылки буржуазных революций создавались в недрах феодального общества. На стадии зрелости и заката феодальной общественно-экономической формации весьма быстро складывались буржуазные производственные отношения и вместе с тем усиливались социально-экономические и политические противоречия между исторически восходящим классом буржуазии и продолжавшим удерживать политическую власть классом феодалов. После победы буржуазной революции, захватом политической власти буржуазией и широким использованием ею государственного механизма, установилось соответствие политической структуры нарождающегося буржуазного общества его экономической структуре. Это было доказано буржуазно-демократическими революциями в Англии, Франции и других странах, в результате которых буржуазия стала не только экономически, но и политически господствующим классом. Экономической основой буржуазного государства с момента его появления стали система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Частная собственность объявлялась священной и неприкосновенной. На ее охрану и защиту было направлено в конечном счете все конституционное и текущее законодательство.Признаками капитализма называются такие, как наличие конкуренции, «осуществляемой прежде всего ради получения прибылей собственниками»; содействие техническому и технологическому процессам; развитие узкой специализации, особенно в сфере финансовых операций; рост мощных национальных и транснациональных корпораций; периодическое возникновение экономических спадов; осуществление правительством лишь частичного контроля над частным сектором; возникновение и развитие сильных рабочих организаций, «обеспечивающих повышение статуса и влияния рабочего класса». Социальная структура буржуазного общества, на основе которой строится и функционирует капиталистическое государство независимо от этапов его развития, представляется как совокупность двух основных, по природе не совместимых друг с другом, классов — буржуазии и пролетариата. В более детальном виде она выступает и как система входящих в него промежуточных слоев населения, обладающих своими особенностями (интеллигенция, различные внутриклассовые группы).

Высший класс состоит из представителей общества, которые сосредоточивают в своих руках огромные богатства страны, имеют самый высокий доход, не занимаясь при этом непосредственно каким бы то ни было производительным трудом.Средний класс включает в себя лиц со средним доходом (мелкие и средние собственники, мелкие бизнесмены, ученые «с недостойным доходом», высокооплачиваемые чиновники, преуспевающие фермеры). Низший, или «рабочий, класс» состоит из таких групп населения, которые обладают весьма низким социальным статусом, низкими доходами, соответствующими им жизненными условиями.Для осуществления своей власти высший класс создает целую систему различных социально-политических институтов в виде политических партий, государства, общественных организаций. Главное место среди них занимает, естественно, государство.Буржуазное право охраняет капиталистическую собственность на землю, недра, водные ресурсы, основные орудия труда и средства производства. Об этом свидетельствуют многочисленные нормативно-правовые акты, принятые в разных странах на разных этапах развития капитализма.Буржуазное право в отличие от феодального отвергает деление на сословия и все связанные с ним привилегии. На месте церковного и иного подразделения феодального права в условиях капитализма появляется частное и публичное право. Частное право, вбирающее в себя такие отрасли права, как гражданское, семейное, торговое и др., направлено на регулирование общественных отношений, отражающих и обеспечивающих частные интересы индивидуальных собственников или отдельных объединений. Публичное право, складывающееся из конституционного, административного, уголовного, бюджетно-налогового и других отраслей права, регулирует отношения, обеспечивающие общеклассовые интересы буржуазии, трактуемые нередко как общегосударственные, общенациональные и им подобные интересы.Основными формами и источниками буржуазного права являются законы, нормативные акты (правительственные декреты, ведомственные приказы), издаваемые исполнительными государственными органами, правовые договоры, правовые обычаи и прецеденты.

Законы представляют собой нормативно-правовые акты, принятые высшими органами государственной власти или путем проведения референдумов и направленные на регулирование важных общественных отношений. Среди законов, подразделяющихся на конституционные и обыкновенные, особо выделяются первые. Значительное место в системе источников буржуазного права занимают в настоящее время нормативные акты, издаваемые разными органами исполнительной власти. Делегирование законодательства может осуществляться формально-юридическим или фактическим путем.Наряду с названными формами или источниками буржуазного права важное значение имеет прецедент.Прецеденты подразделяются на административные и судебные.

Типом права называется совокупность важнейших признаков права, порождаемых определенной эпохой. Как и в теории государства, в теории права существуют два подхода к типологии: формационный и цивилизационный.

При формационном подходе важнейшим фактором, определяющим тип права, является его классовая сущность, т. е. интересам какого класса оно служит. Согласно марксистской теории общественного развития, каждой из классовых общественно-экономических формаций — рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической — соответствует определенный исторический тип права.

Исторический тип права — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовой системе определенной общественно-экономической формации. Выделяют четыре исторических типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое.

Рабовладельческое право — это возведенная в закон воля класса рабовладельцев. Основными задачами рабовладельческого права являлись: закрепление частной собственности рабовладельцев на средства производства и рабов, а также охрана основ рабовладельческого государственного строя.

Юридическая история древнего мира знает две основные рабовладельческие государственно-правовые модели: древневосточную и античную. Первая модель была распространена на территориях государств, существовавших в IV тыс. до н.э. — 1-й пол. I тыс. н.э. на азиатском и африканском континентах (Египет, Вавилония, Индия, Китай и др.), вторая — в Древней Греции и в Древнем Риме.

Основное различие — древневосточная правовая система была построена на преобладании государства над личностью, а античная, напротив, на свободе личности и ее автономии от государства. Такая свобода была возможной благодаря широкому распространению в античных государствах частной собственности. Именно частная собственность обеспечивала гражданам известную независимость от государства, в то время как в странах Древнего Востока собственность принадлежала государству и была связана с должностью: для того чтобы стать собственником, необходимо было занимать определенное место в государственной иерархии.

Различие между двумя правовыми системами рабовладельческого права носило не абсолютный, а относительный характер. Древневосточная и античная правовые системы имели больше сходных черт, чем различий: закрепляли сословно-классовое неравенство, тесно связаны с религией, правовые нормы носили казуистический характер, решающее значение для правовых действий имело соблюдение определенной формы их совершения, нет деления права на отрасли; за исключением римского частного права, всему древнему праву был свойственен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодатели пользовались обыденным языком.

Вершиной рабовладельческого права явилось римское право. Оно делилось на частное и публичное. Классическое разграничение публичного и частного права было дано римским юристом Ульпианом, который писал: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства; частное — которое относится к пользе отдельных лиц”. Римское право отличалось высочайшим уровнем юридической техники, точностью формулировок, обоснованностью решений, конкретностью, практичностью, жизненностью. Наивысшего уровня развития оно достигло в регулировании имущественных отношений, прежде всего отношений собственности. Даже после падения Римской империи римское частное право продолжало существовать, оказывая огромное влияние на законодательство европейских стран (в частности, в период формирования и развития буржуазных государств), на правовую мысль и правовую историю человечества.

Феодальное право представляло собой возведенную в закон волю господствовавшего в средние века класса феодалов. Его основная задача заключалась в юридическом оформлении и урегулировании права собственности феодалов на землю и другие средства производства, обеспечении их политического и экономического господства в средневековом обществе.

Феодальное право характеризовалось следующими чертами:

1) основное место в феодальном праве занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в средневековье;

2) феодальное право было правом-привилегией, закреплявшим неравенство различных сословий средневекового общества. Социальный статус человека определялся в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии. Сословный суд. Господствовал розыскной (инквизиционный) процесс, построенный на системе формальных доказательств, из которых наиболее совершенным доказательством считалось признание самого обвиняемого. Свидетельские показания принимались во внимание с учетом социального положения свидетеля;

3) феодальное право — это право сильного. Оно открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношении к крестьянину);

4) феодальному праву был присущ партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе всей страны. Право носило раздробленный характер, на местах преобладали акты отдельных феодалов и местные обычаи;

5) как и право древнего мира, феодальное право сохраняло тесную связь с религией;

6) феодальное право не знало деления на отрасли права. Составными его частями были манориальное право, городское право, торговое право, каноническое право и королевское право.

По мере развития в феодальном обществе товарно-денежных отношений феодальное право заимствовало ряд институтов и норм римского права. Этот процесс получил название рецепции римского права. Начавшийся в период средневековья, он продолжился и в новое время — эпоху становления буржуазных отношений.

Буржуазное право сформировалось в период XVII-XIX вв. и представляло собой возведенную в закон волю класса буржуазии. В юридической науке сегодня это право еще называют современным правом, поскольку оно в своих основных чертах действует и по сей день.

Для буржуазного права характерны:

1) светский характер — это право, которое не связано с религией;

2) высокая юридическая техника и создание разветвленной отраслевой системы права;

3) разделение права на частное и публичное;

4) признание закона основным источником права. Основной задачей буржазного права являются охрана капиталистической собственности на землю и сохранение основных средств производства в руках буржуазии.

Понятие «тип права»

Право как определенный порядок в обществе не остается неизменным на протяжении человеческой эволюции, не является политически нейтральным, а подразумевает закрепление в качестве обязательной воли господствующих групп. Кроме того, в разной культурной среде понимание роли и предназначения права также разнится, что отражает расхождение в системе духовных ценностей, составляющих основу миропонимания в конкретном обществе. Однако несхожесть и разнообразие форм проявления права в различных обществах в разные исторические эпохи позволяют выявлять всякий раз набор устойчивых, типичных черт, отличающих право одной страны от другой, одного периода от другого. Качественные изменения в характере и социальном назначении права на различных этапах эволюции общества, в разных социально-экономических и социокультурных средах позволяют отразить это понятие.

Тин права — это совокупность наиболее общих и устойчивых черт и признаков права, присущих определенной исторической эпохе и конкретному обществу, отражающих его сущность, природу и социальное назначение.

Понятие «тип права» практически не разрабатывалось в отечественной юридической науке. Отчасти это было обусловлено отождествлением понятия «тип права» с термином «правовая система». Несмотря на некоторую близость, правовая система характеризует процесс правообразования, а не логику и формы проявления сущности и назначения права в конкретных обществах.

Понятие «тип права» отражает:

  • • социальный характер общественного порядка, который закрепляется в праве, т.е. способность права регулировать социально полезные формы правомерного поведения;
  • • то, интересы каких социальных групп, индивидов или общества в целом отстаивает право;
  • • способность права выступать юридической формой оптимального сочетания свободы и справедливости;
  • • возможность обеспечить индивидам нормальные условия жизнедеятельности и создать препятствия незаконным вмешательствам в сферу их правомерной деятельности кого бы то ни было с помощью механизмов правового регулирования.

Это понятие имеет теоретическое значение, обусловленное его способностью выявить прогрессирующую логику и закономерности развития права, отразить изменения его социальной ценности на разных этапах в различных странах, вызванные влиянием на право экономических, социальных, политических, культурных факторов. Обнаружение известной логики в реализации сущности права в зависимости от зрелости гражданского общества требует структурирования всех существовавших правовых укладов в определенные группы, классы, типы на основе устойчивых признаков.

Практический смысл термина «тип права» выражается в способности с его помощью прослеживать исторически меняющиеся характер и роль права в жизни общества на каждом этапе его развития, обнаруживать достоинства и недостатки правового регулирования в конкретно-исторических типах права, возможность изменения правовых регуляторов с учетом знания мирового опыта. Опыт правовой регламентации в разных странах на различных этапах актуален для отдельно взятой личности в плане осознания ценности права, полезности и выгодности правомерного поведения для установления цивилизованных отношений с другими людьми.

Поскольку право как общественный порядок — явление конкретно-историческое, то на разных этапах оно будет приобретать различные формы, конфигурацию средств правового воздействия и связанное с ними правоионимание. В связи с этим наряду с родовым понятием «тип права» используется видовое понятие «исторический тип права», представляющий собой совокупность устойчивых черт, присущих праву стран, принадлежащих разным этапам исторического развития и выражающих его сущность, природу и социальное назначение.

Добавить комментарий