Толкование права

Уяснение и разъяснение — это две взаимосвязанные стороны единого процесса интерпретации правовых норм. Интерпретатор, прежде чем разъяснять содержание правовой нормы другим, должен уяснить ее смысл для себя. Это нужно для того, чтобы содержание нормативно-правового акта было понятно другим субъектам реализации права.

Прежде чем применять ту или иную юридическую норму, правоприменитель должен четко представить себе, какое правовое содержание было вложено законодателем в юридические термины, а также языковую и логическую конструкцию конкретной правовой нормы. Кроме того, необходимо установить место данной юридической нормы в системе права и, в ряде случаев, исторические, экономические и политические причины издания данной правовой нормы.

Такой анализ нормативного предписания закона связан, во-первых, с тем, что термины, формулировки и словосочетания, используемые в нормативных предписаниях, не всегда абсолютно четкие, ясные и однозначные, а, во-вторых, с тем, что правоприменителю приходится мысленно прилагать более или менее абстрактную норму к обстоятельствам конкретного случая, которые могут быть индивидуальны и неповторимы.

Уяснение смысла правовой нормы происходит путем ее сопоставления с иными нормами права, выявления ее юридической силы, сферы действия, принадлежности к определенной отрасли, институту права.

Разъяснение норм права имеет место в тех случаях, когда оно дается субъектом, не являющимся участником данного правоотношения, в рамках которого разъясняются права и обязанности сторон, с целью объяснения и изложения воли законодателя, выраженной в нормативно-правовых актах. Например, законодательные органы дают разъяснения по некоторым правовым нормам, подлежащим применению; судебные органы — по делам, находящимся в их производстве.

Уяснение и разъяснение — это две диалектически взаимосвязанные стороны единого процесса толкования, в котором используются различные способы и приемы познания и объяснения юридических норм.

Дата добавления: 2015-03-14; просмотров: 1105;

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2

ИСТОРИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ — способ толкования, который заключается в выяснении смысла правовых предписаний на основе анализа конкретно-исторической обстановки и условий их принятия. Исторический способ толкования — это уяснение смысла правовых норм на основе исследования исторических условий обстановки, поводов, причин и целей их принятия. При этом способе толкования нередко используются документы, материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, протоколы заседания органов, занимающихся подготовкой законопроекта, т.е. источники, которые собственно к закону не относятся, но позволяющие воспроизвести обстановку его принятия.

Иными словами, историко-политический способ толкования — такое уяснение смысла нормы права, при котором интерпретатор опирается на факты, связанные с историей возникновения толкуемых норм права. Интерпретатор как бы мысленно переносится к историческим условиям появления правовой нормы, изучает социально-экономическую и политическую атмосферу, вызвавшую к жизни конкретную правовую норму. Таким образом, толкуемый закон подвергается «высшей» критике, уясняется действительность его норм.

Специально-юридический способ толкования права.

СПЕЦИАЛЬНО-ЮРИДИЧЕСКИЙ СПОСОБ — толкование, позволяющее оценить норму права с позиции формально-догматического подхода: проверить ее на законность появления, на действие во времени, в пространстве и по кругу лиц; провести анализ редакции текста нормы, используя для этого официальные источники публикации закона («Собрание законодательства Российской Федерации», «Парламентская газета», «Российская газета»).

Телеологический способ толкования права.

ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ — способ толкования, суть которого состоит в выяснении целевой направленности нормы права. Цель нормы объединяет содержание нормы единой направленностью на достижение определенного результата. Особенность телеологического толкования состоит в том, что все знания и приемы их использования привязываются к цели правового установления, которая выходит за пределы непосредственного содержания нормы, но объясняет ее содержание.

Функциональный способ толкования права.

Функциональный способ толкования права опирается на знание факторов и условий, в которых функционирует, действует, применяется толкуемая норма права. Этот способ толкования является новым и еще не разработан окончательно в юридической науке. При функциональном толковании используются оценки и аргументы, относящиеся к сфере политики, правосознания, учитываются и конкретно-юридические факторы, существующие на момент толкования нормы права, а иногда и обстоятельства конкретной ситуации.

Роль функционального способа толкования различна в зависимости от того, какой подход, статистический или динамический, преобладает в практике толкования. Если превалирует динамический подход, роль функционального толкования повышается, если статистический – становится меньше

Субъекты толкования права. Виды толкования права по субъектам.

Толкованием норм права считают особенный мыслительный процесс, связанный с уяснением и разъяснением юридических норм.

Виды толкования права:

1) аутентичное (авторское) толкование выражается в форме разъяснения смысла правовых ном. Это делает орган, который издает толкуемый нормативный акт (в частности, Государственная Дума РФ принимает федеральные законы и их же разъясняет). Специального полномочия для аутентичного толкования не дается, так как оно является следствием правотворческого полномочия органа;

2) легальным называют толкование, которое осуществляет не законодательный орган, а иные органы власти по их поручению, в частности судебные. Так, действующая Конституция РФ дает право Конституционному Суду РФ толковать Конституцию РФ, а Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют полномочия для разъяснения вопросов судебной практики;

3) казуальным толкованием называют разъяснение нормы права, его смысла, которое дается компетентными органами государственной власти в отношении какого-то конкретного случая (казуса). Казуальное толкование относится к официальному виду толкования, так как имеет правовые последствия. Оно обязательно только для конкретного дела и используется однократно. Казуальное толкование также очень часто содержится в мотивировочной части правоприменительного акта, например судебного решения по гражданскому делу, в актах надзора юрисдикционных и административных органов. Официальное толкование дается официальным органом, закрепляется в специальном акте, имеет обязательный характер.

Неофициальное толкование – это разъяснение норм права, которое дают не уполномоченные на то субъекты. В частности, различные научные учреждения, адвокаты, политические партии или общественные организации. Каждый гражданин РФ вправе толковать закон. Хотя авторитет любого толкования будет зависеть от уровня правовых знаний интерпретатора. Неофициальное толкование не обязательно для других субъектов, не является юридически значимым.

Виды неофициального толкования:

1) обыденное;

2) профессиональное;

3) научное.

Обыденное толкование – пояснения и идеи о законе, юридической практике, которые может давать любой человек, основываясь на житейском опыте, своем правопонимании и правосознании. Для данного толкования свойственны заблуждения, а также поверхностные суждения.

Профессиональное толкование базируется на знаниях в области права и политики и исходит от юристов-практиков. Например, разъяснение норм права реализуют судьи, прокуроры, адвокаты, консультанты в судах, редакции юридических журналов в специальных консультациях и т. д. Данное разъяснение не является юридически обязательным.

Научное (доктринальное толкование) – это комментарии, разъяснения, которые осуществляют специальные научно-исследовательские учреждения, научные работники, преподаватели в экспертных заключениях, на лекциях, конференциях и т. п. Доктринальное толкование отличается тем, что оно имеет очень глубокий и точный анализ действующего законодательства, правильно раскрывает суть и содержание правовых норм.

Неофициальное толкование по форме выражения делят: 1) на устное (юридические советы, рекомендации, даваемые на приеме гражданам); 2) письменное (в периодической печати, в ответах на письма, жалобы и др.).

Официальное толкование права.

ОФИЦИАЛЬНОЕ ТОЛКОВАНИЕ — юридически обязательное разъяснение правовых предписаний специально уполномоченными на то органами. Официальное толкование есть своего рода общеобязательная директива о том, как правильно применять определенную норму.

Обязательность официального толкования предполагает обязанность, правоприменительного органа, во-первых, искать и изучать акты разъяснения применяемых норм; во-вторых, следовать им в случае расхождения собственных представлений о содержании применяемых норм с указанием актов официального толкования.

Официальное толкование правовых норм по признаку юридическим последствиям делится на нормативное и казуальное.

Неофициальное толкование права.

Неофициальное толкование- это разъяснение содержания норм права, которое не является юридически обязательным для применения на практике.

Различают следующие виды неофициального толкования:

а) обыденное, т. е. разъяснение содержания норм права неюристами;

б) профессиональное, т. е. разъяснение содержания норм права юристами-практиками (прокурорами, судьями, адвокатами и т. д.);

в) доктринальное, т. е. разъяснение содержания норм права юристами-учеными.

Толкование права по объему.

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА ПО ОБЪЕМУ — вид (способ) толкования призванный выяснить соотношение между текстуальным выражением правовой нормы и ее действительным содержанием. Данный вид (способ) толкования правомерно рассматривать как результат толкования. Принято выделять буквальное (адекватное), расширительное и ограничительное толкование.

⇐ Предыдущая12



ГОС

ТЕОРИЯ ПРАВА

ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА

DOI: http://dx.doi.org/10.14420/ru.2013.4A web-site: http://bar-association.ru/

Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государствоведения и права Международного института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация: Рассматриваются понятия, виды, цели и способы толкования

норм права. Даются определение и правила осуществления толкования (интерпретации) правовых актов. Указывается, что под толкованием норм права понимается деятельность, направленная на установление их содержания, на раскрытие выраженной в них воли стоящих у власти социальных сил. Специальное внимание уделено судебному толкованию, его роли в обеспечении единообразия правоприменения, проблеме взаимодействия норм законодательства и судебной практики.

Ключевые слова: толкование права, норма права, системообразующие связи права, субординация, координация, прецедент толкования, правотворчество, правоприменение, судебная практика.

1. Понятие толкования норм права

Толкование — это уяснение и разъяснение права. Причины необходимости толкования норм права достаточно разнообразны: необходимость единообразия применения одних правовых норм разными лицами; противоречия (коллизии) законов; сложность и неоднозначность нормативных актов; другие особенности законодательных текстов. Причины толкования лежат также в недостатках законодательства, дефектах текстов.

Толкование правовых норм должно служить цели правильного и единообразного понимания и применения закона, цели выявления его сути, которую законодатель вложил в словесную формулировку. Оно также призвано содействовать выявлению точного смысла правовых норм.

Толкование сочетает в себе две взаимосвязанные стороны одного процесса: уяснение (для себя) и разъяснение (для других) смысла права, оно может состояться только как уяснение, но может перейти и в разъяснение. Оно нередко называется интерпретацией, а осуществляющее его лицо -интерпретатором. Толкование представляет собой мыслительный процесс, направленный на установление содержания норм права путем выявления значений и смысла терминов и выражений (знаков естественного языка), заключенных в нормативных актах.

Толкование-уяснение представляет собой внутренний мыслительный процесс познания, не выходящий за пределы сознания интерпретатора. Оно характеризует гносеологическую (познавательную) природу толкования. Уяснение правовых норм предполагает творческую интеллектуально-волевую активность интерпретатора. От правильности, полноты и юридической точности уяснения права во многом зависит эффект его реализации.

Толкованию-уяснению подлежат все нормы права, но интенсивность подобного толкования зависит от индивидуального правосознания и уровня юридической культуры интерпретатора. Оно тем незаметнее, чем выше юридическая подготовка соответствующих лиц. Следовательно, на толкование оказывают влияние общая эрудиция, уровень профессиональной подготовленности, индивидуально усвоенные навыки и умения работы с правовой материей. Уяснение неизбежно сопровождает процесс изучения правовых норм. Оно осуществляется любым лицом вне зависимости от его образования, рода деятельности, правовой культуры, цели толкования.

Толкование-разъяснение есть деятельность по изложению и доведению до сведения других лиц смысла права. Разъяснение воплощает предшествующую познавательную деятельность в форме суждений, понятий, умозаключений. Цель разъяснения — словесно обосновать смысл норм права. Разъяснение может быть устным или письменным. Оно включает в себя суждения и оценки по поводу содержания правовых норм. Результатом разъяснения может стать комментарий закона, судебное решение, другой акт толкования права, а также лекция, доклад, выступление и т.п.

С учетом изложенного, толкование права можно представить как интеллектуально-волевую деятельность по уяснению и разъяснению смысла норм права в целях их наиболее полной реализации. В ходе толкования осуществляется постижение смысла права, расшифровка и обоснование его в форме конкретизирующих понятий, суждений о содержании воли законодателя, а целью толкования правовых актов является раскрытие истинного смысла законодательных норм, каждая из которых представляет собой выраженную в словах мысль законодателя.

Прежде чем приступить к толкованию нормы, которая подлежит применению в данном случае, интерпретатор должен удостовериться, не получила ли она ранее обязательного разъяснения. При отсутствии обязательного разъяснения интерпретатору приходится самостоятельно заняться исследованием смысла нормы.

Интерпретатор должен установить принадлежность нормы законодателю. Например, если мы имеем дело с нормативным правовым актом, изданным в составе сборника или отдельной брошюрой (т.е. неофициально), то надо сверить этот текст с официальным. Таковым является документ в публикации «Собрания законодательства Российской Федерации», «Российской газете», «Парламентской газете» или на официальном сайте www.pravo.gov.ru. Не исключено, что будут обнаружены ошибки неофициального издания.

Толкование осуществляется с использованием следующих правил:

1) нормы должны толковаться с помощью внутренних источников;

2) если норма осталась неясной, то для выяснения ее смысла необходимо обратиться к внешним источникам, например, к словарям терминов, специальной литературе.

С учетом сказанного, под толкованием норм права понимается деятельность органов государства, должностных лиц, отдельных граждан, направленная на установление содержания норм права, на раскрытие выраженной в них воли социальных сил, стоящих у власти.

2. Способы толкования норм права

Способы толкования норм права — это специальные приемы, правила и средства познания смысла правовых норм, используемые интерпретатором сознательно или интуитивно для получения ясности относительно правовых явлений.

Рассмотрим наиболее востребованные способы толкования.

Систематический способ состоит в уяснении смысла правовой нормы путем сравнения ее с другими нормами, выявление ее связей в общей системе правового регулирования или системе права. Таким способом изучаются системообразующие связи права: субординация, координация, управление, происхождение и т.д., — выявляются и устраняются противоречия (коллизии) между нормами и актами.

Филологический (языковой или грамматический) способ представляет собой рассмотрение словесной оболочки норм права. Сущность этого способа состоит в выяснении смысла правовой нормы при помощи средств грамматического анализа текста нормативного акта. Содержанием филологического толкования выступает совокупность мыслительных операций, позволяющих путем грамматического разбора письменной речи законодателя устранить возможные противоречия смысла нормы или между нормами, выяснить значение отдельных слов и всего текста в целом. При этом выясняется роль союзов, предлогов, запятых и т.д.

Словесный способ включает несколько элементов: лексический, синтаксический, логический, стилистический.

Лексический элемент представляет собой рассмотрение каждого слова нормы в отдельности, т.е. текст разделяется на слова и каждое из них рассматривается отдельно. Он исследуется при помощи словарей, фиксирующих и сохраняющих смысл слов, а одно и то же слово может иметь разное содержание в обыденном и специально-юридическом смысле.

Синтаксический элемент представляет собой анализ порядка слов и способа их сочетания в предложении.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Логический элемент включает анализ связи между элементами предложения. Так, в словосочетании одни слова обусловливают другие, а их смысл может изменяться в тех или иных целях. Например, слово «владение» имеет разное значение в зависимости от контекста.

Стилистический элемент включает стиль и слог контекстов нормативных актов. В целом применение данного элемента должно ограничиваться общим требованием экспрессивной нейтральности языка закона и общим стилем законодательства. Тем не менее, стиль и слог разных законов имеет определенные отличия. Так, стиль уголовного законодательства куда более точен в сравнении с языком гражданского законодательства.

Приведем некоторые правила словесного толкования. Например, в самом законе может быть указано, в каком смысле употребляется и должно быть понимаемо данное слово, но это правило теряет силу, если в каком-то частном случае с несомненностью обнаружится, что законодатель вопреки

собственному определению, придал слову другой смысл. Если смысл слова прямо не определен в самом законе, то следует установить его на основании сопоставления параллельных мест, при этом словам нормы должен придаваться тот смысл, в каком они употреблялись во время издания.

Слова закона должны быть понимаемы в том смысле, в каком они употребляются в местном языке или диалекте, из которого они заимствованы, они могут отражать самобытность отдельной местности, национальности. Словам также должно придаваться то значение, какое с ним связывается в данном кругу лиц, поскольку смысл слова зависит от его адресата. Например, в зависимости от ситуации и адресата меняется смысл термина «безопасность».

Каждой норме, взятой целиком, должен быть придаваем тот смысл, какой соответствует ее синтаксическому строению.

Исторический способ означает, что при толковании учитываются исторические условия издания нормативного акта. Изучается история принятия нормы, цели, мотивы, обусловившие ее принятие, социально-экономические, политические факторы правотворчества. Этот способ важен для понимания тех норм, которые приняты давно и не могут быть поняты без специальных усилий. Предпосылки исторического толкования состоят также в том, что в ряде стран не отменяются нормы, которые явно устарели.

Логический способ толкования права заключается в использовании средств формальной и диалектической логики при познании правовых явлений. Объектом исследования являются не отдельные слова, а внутренние связи между частями документа, логическая структура правовых предписаний. При этом логический и языковой анализы сочетаются. Наиболее востребованы такие логические операции, как дедукция, переход от общего и частному, причина и следствие, сравнение понятий по объему и другие.

3. Официальное толкование

Официальное толкование представляет собой разъяснение смысла норм права, исходящее от органа государственной власти, местного самоуправления, должностного лица и имеющее обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения регулируются разъясняемой нормой. Официальное толкование иногда называется легальным, т.е. основанным на законе, обязательным, и в свою очередь оно разделяется на нормативное и ненормативное (казуальное).

Нормативное толкование — это разъяснение смысла права, осуществляемое в отношении широкого круга общественных отношений, рассчитанное на неоднократное применение и персонально не определенное в отношении субъектов и общественных отношений. Нормативность толкования права следует понимать как: государственную обязательность разъяснения; возможность неоднократного его применения; его распространяемость на широкий круг общественных отношений.

Нормативному толкованию подвергаются те акты, которые, с точки зрения определенного органа власти, нуждаются в дополнительном разъяснении в силу обнаружившихся затруднений, неправильной или противоречивой практики их применения, неясности их текста или каких-либо иных причин. Целью толкования является устранение неправильной и противоречивой практики правоприменения, обеспечение ее единообразия. Любой

орган, имеющий право на нормативное толкование, в пределах своей компетенции не ограничен ни в поводах, ни в основаниях разъяснения норм права.

Нормативные разъяснения не содержат и не должны содержать самостоятельных норм, они лишь уточняют, объясняют и конкретизируют положения толкуемого акта. Так, разъяснение может объяснять, кого касается действие нормативных предписаний, каковы права и обязанности субъектов права, что конкретно предписывает правовая норма, при каких условиях она должна осуществляться. Однако толкование не может вносить поправок и изменений в действующие нормы, искажать или дополнять юридическую волю законодателя. Естественно, нормативное толкование не может осуществляться в отрыве от окружающей обстановки, но это вовсе не должно означать, что в процессе толкования под предлогом учета изменившихся условий, потребностей политического и экономического развития можно отходить от точного смысла правовых норм, вкладывать в норму то содержание, которое расходится с замыслом законодателя.

Правотворчество и толкование — разные понятия. Интерпретатор не создает права, а лишь выявляет, устанавливает волю, выраженную в нормативном акте, тогда как правотворчество — это создание новой нормы права.

Нормативное разъяснение не имеет самостоятельного значения, не может применяться самостоятельно и отдельно от толкуемого акта и полностью разделяет его судьбу. Оно действует там и тогда, где и когда действует сам нормативный акт. В частности, отмена или изменение нормативного акта автоматически отменяет его нормативное толкование.

Видом нормативного толкования является аутентичное толкование, разъяснение права, исходящее от органа, который ранее издал разъясняемую норму. «Аутентичный» означает действительный, подлинный, основанный на первоисточнике. Акты аутентичного официального толкования общеобязательны.

Казуальное толкование права выражается в разъяснении смысла норм персонально к определенным общественным отношениям, разъяснение права применительно к конкретному жизненному случаю. Чаще всего такое толкование права дается судебными и иными компетентными органами по рассматриваемым ими юридическим делам.

Акты казуального толкования имеют разовое значение, но, сделанные по принципиальным делам и особенно — в условиях пробела в праве, превращаются в прецедент толкования, который представляет собой результат казуального толкования, выработанный правоприменительной практикой образец, стандарт требуемого понимания и применения правовых норм, сформулированный при рассмотрении конкретного юридического дела и получивший признание в юридической науке.

4. Неофициальное толкование

Неофициальное толкование — это такое разъяснение права, которое осуществлено не уполномоченными специально на это органами и лицами и не имеет обязательного характера. Оно не порождает обязательных юридических последствий и производится, например, адвокатами, учеными, отдельными гражданами. Его значение определяется авторитетом субъектов, их специальными знаниями и убедительностью формы, в которой толкова-

ние осуществляется.

Виды неофициального толкования: доктринальное и научное, обыденное и профессиональное — выделяются по субъектам толкования.

Обыденное толкование выражается в уяснении и разъяснении права гражданами, не являющимися специалистами в юриспруденции. Оно находит отражение в отношении к праву, правосудию, законности и других вербальных выражениях понимания правовой действительности. Обыденное толкование чаще имеет устную форму.

Субъектами профессионального толкования являются юристы. Профессиональное толкование отличается полнотой, систематическим характером. Юрист видит любую правовую норму в контексте системы права, ему очевидны взаимосвязи толкуемой нормы с другими нормами.

Субъектами научного толкования выступают лица, имеющие ученые степени кандидатов и докторов наук в области права. Как правило, это работники научно-исследовательских и образовательных учреждений. Научные толкования могут иметь как устную (лекции), так и письменную форму (книги, статьи и т.п.). Научному толкованию свойственны глубина, мотивированность, полнота.

Доктринальные толкования даются компетентными лицами, обладающими авторитетом. Такого рода толкования обладают огромной убедительностью, глубокой аргументацией. Они оказывают огромное воздействие на соответствующие общественные отношения, хотя официальным характером и не обладают. Особенность доктринальных толкований состоит в том, что они отражают не позицию отдельно взятого специалиста, а сложившееся мнение, школу, объективно существующее положение. Таким образом, доктринальное толкование — это научно обоснованное, практически ценное, авторитетное сложившееся суждение о правовых явлениях.

5. Виды толкования по объему

Классификация толкования может производиться в зависимости от его объема. Это связано с тем, что в определенных ситуациях толкующий норму субъект оказывается перед лицом необходимости понимать ее уже или, наоборот, шире, чем на первый взгляд можно усмотреть из текста закона. Это привело к появлению в теории права понятий расширительного (распространительного), ограничительного и буквального (адекватного) толкования.

Буквальное толкование выражается в том, что понимание смысла права толкуемой нормы права полностью совпадает с текстом источника права. Результат такого толкования адекватен словесной форме правового веления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Расширительное (распространительное) толкование имеет место там, где действительный смысл нормы права выходит за рамки ее текстуальной формы.

Ограничительное толкование выражается в таком результате интерпретации, когда подлинный смысл нормы права следует понимать ограничительно, т.е. уже, чем это выражено в словесном тексте.

6. Акты толкования права

Акт толкования права — это документ, разъясняющий, как следует понимать и применять на практике какие-либо правовые нормы. Акты толкования права представляют собой многоуровневую систему, обладают различной

юридической силой, практической значимостью или различными юридическими свойствами.

Акты официального толкования представляют собой систему вспомогательных правовых актов, служащих важным средством правильной и эффективной реализации права путем установления вспомогательных правил организационного понимания и применения действующего законодательства. Они заключают в себе следующие признаки: 1) обладают государственной обязательностью; 2) соответствуют компетенции издающего органа; 3) имеют форму, аналогичную другим правовым актам; 4) организованы в иерархичную систему; 5) имеют целевой характер; 6) служат юридической гарантией и основой законности.

Важным является вопрос о форме актов толкования права. Как правило, акты официального толкования издаются в форме юридических документов. Нередко требования к наименованию и содержанию этих документов устанавливаются законодательством.

7. Судебное толкование и правотворчество

Особого внимания заслуживают акты судебного толкования. Они могут носить казуальный характер, если даются в конкретном деле. Такие толкования содержатся в судебных решениях, приговорах, определениях. Данные акты являются правоприменительными.

Несколько иная роль обзоров судебной практики. Они должны обеспечивать единство правоприменительной деятельности в государстве. Обзоры носят общий характер, содержат рекомендации по рассмотрению какой-либо категории дел. При помощи этих документов осуществляется общее руководство внутри судебной системы.

Подобные разъяснения обладают государственной обязательностью, авторитетом высшего судебного органа и оказывают непосредственное регулирующее воздействие на всю судебную практику. Их несоблюдение влечет отмену судебных актов, вынесенных без учета положений, содержащихся в официальных разъяснениях высших судебных инстанций. Они оказывают существенное воздействие на существование всей системы законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства.

Судебное толкование оказывает разнообразное влияние на формирование и развитие права. Оно колеблется от убеждения до обязательности. Влияние судебной практики — это воздействие сложившейся линии правоприменительной деятельности на процесс создания нормативных правовых актов законотворческими органами. В результате воздействия в системе правовых актов происходят изменения, выражающиеся в их изменении, дополнении или отмене. Осветим некоторые наиболее острые проблемы в связи с толкованием и правотворчеством.

Две системы — судебная практика и законодательные акты — находятся в постоянном взаимодействии. Характер этого взаимодействия зависит от типа правовой системы и типа правопонимания соответствующего государства. Англо-американская и романо-германская правовые системы сущ-ностно различаются в вопросах оценки взаимодействия судебной практики и законодательства. Романо-германская правовая доктрина не признает судебную практику источником права и не относит суд к правотворческим

органам. Англо-американская правовая доктрина считает судебный прецедент источником права, а судейские толкования — правом. Эти различия правовых систем составляют основание для различного понимания взаимодействия судебной власти и законодательной, судейского права и законодательства. Для англо-американской правовой системы нет оснований говорить о влиянии судебной практики на правотворчество, так как эти понятия совпадают (право и прецедент), тогда как для романо-германской правовой системы взаимодействие прецедента и законодательства является важнейшей проблемой.

Немаловажен также тип правопонимания. Для социологического понимания права проблема изживает себя, так как судебная практика провозглашается правом. Действительно, нельзя влиять самому на себя: праву на право. Этот тип правопонимания предполагает восходящую линию: от практики к законотворчеству. Позитивистская модель правопонимания допускает только влияние судебного толкования права на законодательство.

Взаимодействие норм законодательства и практики происходит непрерывно. Нормативный правовой акт состоит из абстрактных формул. Законодатель создает его как конструкцию, которая должна в будущем породить массовые общественные отношения, т.е. нормы права претендуют на типичность в будущем времени. Это предвидение законодателя может оправдать себя, но может и не состояться. Оценку применяемости абстрактных норм к реальным жизненным отношениям дает именно практика, в том числе судебная.

Влияние судебного толкования на законодательство и правотворчество имеет ряд форм: 1) формирование правоположений, 2) дополнение законодательства, 3) изменение смыла законодательства в процессе правоприменения.

Разновидностью непосредственного влияния является восприятие законодателем судебной практики. В этом варианте воздействия можно выделить две возможности: в первом случае законодатель учитывает в правотворчестве результаты рассмотрения судами конкретных дел. Это способ, при котором законодатель действует ситуационно. Во втором случае законодательный орган возводит в ранг нормативного акта сложившуюся практику, линию правоприменительной деятельности, выявленную по его инициативе.

Индивидуальные правоприменительные акты могут восприниматься и в законодательной деятельности. В этом случае суд, фактически подменяя законодателя, создает нормы в правоприменительных актах. Затем то или иное решение вопроса закрепляется в общей правовой норме. Данный механизм имеет существенные недостатки, поскольку здесь законодательный орган замещается судебным. Можно полагать, что единичные эпизоды судебной деятельности, нашедшие отражение в решениях по конкретным делам, не должны непосредственно использоваться законодателем, так как они делают уязвимыми его решения. Законодательным органам следует воспринимать только сложившуюся линию правоприменительной практики.

Судебная практика может трансформировать понимание смысла правовой нормы. Суд в процессе своей деятельности изменяет законодательные предписания. Результаты судебного понимания и толкования дополняют и преобразуют отдельные структурные элементы существующих право-

вых норм — диспозицию, гипотезу, санкцию. И затем, приобретая большее значение, практически превращаются в норму права.

Однако для романо-германской правовой системы более предпочтительным остается совершенствование законодательства путем правотворческой процедуры. Прямое же воздействие судебной практики на правооб-разование является для нее недопустимым, так как судебная деятельность превращается в законотворческую, а сами акты судебной власти становятся формой права. Романо-германская доктрина не может признать акты судов (прецеденты) формой права.

Судебное толкование влияет не только на нормативные правовые акты, но также на обычаи, доктрину и другие формы.

Официальное толкование — это разъяснение смысла норм права, которое дается уполномоченными на это субъектами (государственными органами, должностными лицами, общественными организациями), закрепляется в специальных актах и имеет обязательный характер для всех субъектов, чьи взаимоотношения регулируются разъясняемой нормой.

Такое толкование является юридически значимым, так как вызывает правовые последствия и ориентирует на единообразное понимание юридической нормы.

В Российской Федерации официальным толкованием занимаются: Федеральное собрание, Конституционный суд РФ, Правительство РФ, отдельные министерства, государственные комитеты, Верховный Суд РФ, Генеральный прокурор РФ, Высший Арбитражный Суд, а также, учитывая федеративную природу Российского государства, соответствующие органы его субъектов.

Официальное толкование подразделяется на нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).

Нормативное толкование — это официальное разъяснение общего характера, которое является общеобязательным и распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой, обеспечивая единообразие в понимании и применении норм права.

Потребность в нормативном толковании возникает в случаях, когда интерпретируемые акты содержат правотворческие ошибки в виде неясных, недостаточно четких формулировок, по-разному понимаются и применяются правоприменительными органами.

Характерная особенность официального нормативного толкования со-

стоит в том, что оно закрепляется в форме тех нормативно-правовых актов, которые может принимать соответствующий государственный орган или должностное лицо. Например, Президент РФ может оформлять акты толкования своих нормативных указов в форме указов, Правительство РФ — в форме постановлений или распоряжений. Поэтому такие интерпретационные акты являются общеобязательными и подлежат применению одновременно с актами, содержание которых они интерпретируют.

Примером нормативного толкования могут служить Постановления Пленума Верховного Суда РФ по определенным категориям дел с целью обеспечения законности судебной практики. Сюда же могут быть отнесены специальные инструкции, разъясняющие применение законодательных актов. Данные инструкции являются подзаконными актами и имеют обязательное значение для тех органов и организаций, на которых они распространяются. К их числу относятся, например, инструкции Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, издаваемые на основе и с целью разъяснения соответствующих законов.

Термин «нормативное толкование» носит условный характер, так как акты нормативного толкования не обладают свойствами нормативноправового акта. Во-первых, они не содержат норм права, а только разъясняют смысл нечетких норм права, правовых понятий, условия применения норм права и т. д. Во-вторых, акты нормативного толкования утрачивают силу с того момента, когда официально признаются недействующими разъясняемые ими нормативно-правовые акты, в то время как для признания нормативноправовых актов утратившими силу требуется специальное решение правотворческого органа.

Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное)

Аутентичное (авторское) — это официальное разъяснение смысла нормы права, исходящее от органа, который ранее установил разъясняемую норму. «Аутентичный» означает действительный, подлинный, основанный на пер-

воисточнике.

Субъектами аутентичного толкования могут быть все правотворческие органы. Издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения. Акты аутентичного толкования общеобязательны. Например, в федеральном законе «О введении в действие части первой Г ражданского кодекса Российской Федерации» дается разъяснение вопросов, связанных с вступлением Гражданского кодекса РФ в силу.

Акт, принятый в порядке аутентичного толкования, имеет такую же юридическую силу, такую же юридическую форму и издается в том же порядке, как и толкуемый нормативный правовой акт.

Легальное (делегированное, разрешенное) толкование — это официальное разъяснение смысла нормы права, исходящее от органа, не установившего разъясняемую норму, но уполномоченного разъяснять ее содержание. Акты легального толкования имеют обязательную силу для тех субъектов, которые попадают под юрисдикцию органа, дающего толкование.

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» он уполномочен давать официальные разъяснения Конституции.

Для судебной деятельности имеют важное значение разъяснения Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда по вопросам применения законодательства при рассмотрении судебных дел. Такие руководящие разъяснения даются по вопросам судебной практики на основании рассматриваемых судами дел, являются результатом их обобщения. В них разъясняются те вопросы, которые вызывают сомнения и неясности у судебных органов, порождают ошибки и неправильные решения.

Подобного рода разъяснения обращены в первую очередь к судебным органам и формально обязательны для них. В то же время они обязательны для всех других лиц и органов, которые в той или иной форме непосредственно участвуют в судебной деятельности.

К легальному виду толкования можно отнести и Инструкцию МВД России «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел», утвержденную Приказом министра внутренних дел № 300 от 16 июля 1993 г., где разъясняется смысл соответствующих правовых норм с целью их единообразного применения в системе МВД России.

Казуальным (индивидуальным) толкованием называется официальное разъяснение смысла нормы права, обязательное только для конкретного случая, для данного юридического дела. Казус — случай, жизненный факт, и казуальное разъяснение есть разъяснение применительно к конкретному случаю.

Это толкование содержится в специальных указаниях разъясняющего характера, которые даются по рассматриваемым и разрешаемым делам в отношении конкретных обстоятельств и лиц.

Казуальное толкование подразделяется на судебное и административное. Судебное казуальное толкование имеет место в ходе осуществления судами своих функций по осуществлению правосудия, где не ставится прямая цель разъяснить смысл какой-либо нормы (суды первой инстанции). Здесь акт толкования является частью решения (приговора) суда. Кроме того, судебное толкование может быть оформлено, например, определениями судебных коллегий второй инстанции и постановлениями президиумов судов надзорной инстанции67.

Акты судебного толкования имеют разовое значение, но решения высших судебных инстанций по конкретным делам в ряде случаев имеют значение судебного прецедента (прецедента применения закона) — образца, стандарта понимания и применения правовой нормы, сформулированного при рассмотрении конкретного судебного дела и получившего признание в юридической практике. Такие судебные решения публикуются в специальных периодических изданиях (юридических журналах).

Административное казуальное толкование имеет место в деятельности

иных государственных органов, когда правоприменитель разъясняет смысл правовой нормы, которая должна быть применена в данном конкретном случае.

Особенность административного толкования заключается в том, что оно не ограничивается рамками конкретного дела, а содержит указания соответствующим органам, как последние должны решить то или иное дело. Например, такое указание может быть дано в акте об отмене вышестоящим органом незаконного акта, в решении контрольных органов, специальных инспекций и др.

Добавить комментарий