Толкование законов

Онлайн-тестыТестыЮриспруденция, государство и правоТеория государства и прававопросы

1-15 121-135 136-150 151-165 166-180 181-195 796-802
151. Законодательство включает в себя…
• только законодательные акты
152. Законы и другие нормативные акты на территории государства применяются одинаково ко всем категориям лиц, за исключением:
• иностранных граждан, наделенных дипломатическим иммунитетом
153. Законы и подзаконные акты являются:
• объектом толкования
154. Запрещающие нормы воплощаются в жизнь с помощью такой формы реализации права, как:
• соблюдение норм права
155. Знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как к справедливым или несправедливым являются содержанием:
• правопонимания
156. Идеи правового государства в учении Платона выражались в утверждении:
• «там, где закон не имеет силы, неизбежна близкая гибель государства»
157. Идеологическая функция теории государства и права заключается в:
• утверждении общедемократических, гуманистических идеалов
158. Идею разделения властей довел до логического завершения:
• Монтескье
159. Идея о том, что государство происходит из семьи как первоначальной ячейки общества, является результатом разрастания семьи, лежит в основе такой теории происхождения государства и права, как:
• патриархальная
160. Идея приоритета обязанностей, а не прав человека, характерна для …
• семьи религиозного права
161. Из видов правосознания, выберите виды, которые подразделяются с точки зрения глубины отражения правовой действительности:
• профессиональное
• теоретическое
• эмпирическое
162. Из перечисленного, уровнями, являющимися элементами правовой культуры, являются:
• уровень развития правовой деятельности
• уровень развития правосознания населения
163. Из перечисленных видов деятельности, формами осуществления функций государства являются:
• организационно-хозяйственная
• правоприменительная
• правотворческая
164. Из перечисленных видов правового статуса, основными являются:
• индивидуальный статус
• общий
• специальный статус
165. Из перечисленных видов правовых семей, Р. Давидом в своем труде «Основные правовые системы современности» были исследованы следующие:
• англосаксонская
• романо-германская

Грамматический способ толкования права (в литературе он называется еще языковый, словесный, филологический) его основа складывается на знании языка, на котором написаны те или иные юридические нормы, на использовании правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления.

Язык — это необходимая форма выражения мыслей законодателя, правовых норм, информации о них. С помощью языка осуществляется общение, связь в правовом регулировании. В языковой форме выражена Конституция России, другие законы и нормативно-правовые акты государства. Законодатель формулирует нормы права на литературном языке соответствующего народа, при этом оценивая уровень развития языка в момент издания правовых актов. Формулируя конституционные предписания, российский законодатель стремился к тому, чтобы язык Конституции, иных законов был доступен, понятен субъектам права. Это очень важное требование к актам, особенно конституционного уровня.

Грамматическое (языковое) толкование заключается:

Первое — это понимание текста, если точнее, его грамматических форм (число, род, падежи, окончания, даже запятые).

Второе — это восприятие каких-либо терминов, например, «конституционный строй». Сюда же можно так же и отнести и понятия, которые дают оценку данным терминам.

Третье — это своеобразные формы представления правовых предписаний, например, не употребляются формы долженствования. Говорится не «должен делать», а «делает».

При употреблении каких-либо различных терминов следует обращать своё внимание на многозначность слов и выражений. Законодатель, как правило, в основном из многих значений слова выбирает одно, с помощью текста данному слову придаётся специальное значение. Именно поэтому одно из главных правил языкового способа толкования заключается в том, чтобы определить точное значение слов в контексте статьи или нормативного акта. Во время толкования права используются, конечно, все правила русского языка, но особенно важно обращать своё внимание на употребление союзов в сложных предложениях, а также на совершенную и несовершенную форму глаголов и причастий. Совершенная форма в основном употребляется тогда, когда законодатель соединяет наступление юридических последствий не только с возможностью совершения определенных действий, но и с фактом возникновения конкретного исхода.

Например, согласно ч. 4 ст. 33 УК РФ подстрекателем является лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом. Следовательно, лицо, склонившее кого-либо к совершению преступления, но не добившееся результата, не будет подстрекателем. В этой ситуации законодатель в момент использовании несовершенной формы глагола не связывает юридические последствия с каким-то непременно наступившим результатом, достаточно самих действий своего рода.

Юридической наукой выработан ряд правил языкового толкования:

  • 1. Словам и выражениям в предложении следует придавать лишь то значение, которое они имеют в литературном языке, если нет на то оснований для их иного понимания. В праве это правило называется «золотым правилом толкования». Придание словам другого значения, отличающегося от общепринятого, должно быть доказано с помощью иных способов толкования.
  • 2. Если законодатель с помощью легального определения, данного в законе установил значение термина, то именно в этом смысле и следует его употреблять.
  • 3. Значение термина, установленное законодателем для определённой отрасли права, нельзя без достаточных оснований распространять на другие отрасли.
  • 4. Если в законе не определено значение термина, то следует ему придавать смысл, в котором он используется в юридической науке.
  • 5. Одинаковым фразами одного и того же закона невозможно придавать различные значения, если это не вытекает из закона.
  • 6. Запрещается давать без веских оснований разным терминам одинаковое значение.

Внимательное изучение текста статьи 158 УК РФ, которая доводит нам признаки хищения имущества с использованием словосочетания «изъятие и обращение имущества в пользу виновного или других лиц», даёт возможность заключить, что употребляемые в тексте союзы «и» и «или» доказывают то, что хищение имеет прямое влияние, когда обращению имущества в пользу виновного или других лиц предшествует его изъятие из владения некого лица, так и, когда обращение имущества в пользу виновного или других лиц случается без его предшествующего изъятия.

Значимость грамматического толкования находиться в основе данного способа, т.е. в понимании смысла самой нормы с использованием правил русского языка. Безусловно, что каждый закон должен быть понят гражданами, самое главное, чтобы был понят, так, как он написан в действительности. Осознание сути закона не должно приводить к разделению его с текстом статей уголовного кодекса. Когда мы уверенно движемся к точному выполнению законности, понятие «раскрытие смысла закона» стоит принимать только как глубокое и правильное понимание его символов. Но ни в коем случае не допускается забывать, что, в конце концов, исполнению подлежит закон, а не намерения законодателя. Дух закона проявляется в его букве и ни в чем другом выражаться не будет. Из этого следует, что правоприменитель не может по непонятным взглядам переделать закон определёнными частями, которые в нем не находятся.

Правила русского языка при написании текстов, как и любые другие правила законодательной техники, становятся уже обязательным условием понимания истинного смысла нормы. Их обязательное исполнение необходимо как для избегания каких-либо дефектов права, так и для верного толкования закона.

Согласно статьи 431 ГК РФ во время толкования условий договора должно браться во внимание обыденное значение содержащихся в нем слов. Если же всё-таки обыденное значение условия договора является неясным, то его значение разрабатывается путем сопоставления этого условия с другими условиями договора и смыслом договора в целом — логическое толкование договора. И лишь если буквальное, а затем и логическое толкование договора не даёт нам возможности понять его содержание, то подлежит выяснению натуральная общая воля различных сторон с учетом цели договора. Эта натуральная воля каждой стороны выдвигается благодаря принятию во всеобщее внимание абсолютно всех обстоятельств, при этом не забывая о предшествующих старому договору переговорах.

Те или иные предложения, которые определяют взгляды нашего законодателя, должны обязательно толковаться исходя из смысла использованных в них слов и выражений и в соответствии с «Правилами русской орфографии и пунктуации», утвержденными Академией Наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР, и введенными в действие Приказом Министра просвещения РСФСР от 23 марта 1956 г. № 94.

Толкование правоприменительным органом нормативного акта в противоречии с этими Правилами само по себе представляет собой противоправное действие и должно влечь соответствующие последствия (например, отмену основанного на таком толковании судебного решения).

Использование выше перечисленных приемов толкования может повлечь к тому, что точный смысл нормы будет шире или уже того, вытекающего из ее грамматического толкования. В связи с этим по объему толкование подразделяется на адекватное, ограничительное и расширительное. Например, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливает, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Здесь слово «гражданин» употреблено в мужском роде единственного числа, в женском роде оно изменяется и принимает вид «гражданка», тем не менее, под гражданином здесь, как и в иных нормативных актах, следует понимать гражданина и гражданку, то есть мужчину и женщину. К такому выводу приводит логическое толкование, в частности, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, где говорится о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от его пола, откуда следует, что под словом «гражданин» понимается лицо как мужского, так и женского пола.

Отступление от принципа адекватного толкования как в сторону ограничительного, так и в сторону расширительного толкования всегда должно базироваться на обоснованном комплексном применении всех видов толкования. Тем не менее, часто встречаются попытки сделать такое отступление без достаточных оснований.

Субъектом толкования, в том числе и толкования-разъяснения, может выступать любое лицо, т.е. разъяснять нормативные акты могут все лица. Однако юридическое значение такого разъяснения, его юридическая обязательность будут неодинаковы: они зависят от правового положения субъекта-интерпретатора.

Толкование-разъяснение в зависимости от субъекта, дающего это разъяснение, бывает официальным или неофициальным.

Официальное толкование:

  • • дается уполномоченным на то органом;
  • • формулируется в специальном акте;
  • • формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы.

Официальное толкование-разъяснение – это властнообязательное разъяснение, которое дают в официальном порядке специально уполномоченные государственные органы и должностные лица в рамках своей компетенции и которое оформляется в специальных актах-документах.

Официальное толкование-разъяснение может быть нормативным и казуальным.

Нормативное официальное толкование-разъяснение – это официальное разъяснение, которое дается применительно к рассмотрению всех дел определенной категории и потому обладает качеством нормативности, т.е. рассчитано на общий круг лиц и на неопределенное число случаев.

Нормативное толкование-разъяснение не связывается с конкретным случаем, а распространяется на все случаи, предусмотренные толкуемой нормой как типовым регулятором поведения. Оно не содержит (и не должно содержать) новых юридических норм, а только разъясняет смысл уже действующих. Такие разъяснения не имеют самостоятельного значения и полностью разделяют судьбу толкуемого акта: его отмена или изменение должны, как правило, приводить и к отмене или соответствующему изменению официального нормативного разъяснения.

Если официальное нормативное толкование-разъяснение дастся тем органом, который издал данный акт, то оно носит название аутентического (основанного на первоисточнике, авторского).

Аутентическое толкование – это официальное толкование-разъяснение, которое исходит от того же самого органа, который издал толкуемую норму. Специального полномочия на аутентическое толкование субъекту, издавшему толкуемый акт, не требуется: оно вытекает из его правотворческого полномочия. Следовательно, все правотворческие органы могут быть субъектами аутентического толкования. В Российской Федерации подобные разъяснения могут издавать Государственная Дума, Президент и другие правотворческие органы.

Если официальное нормативное разъяснение дает орган, уполномоченный на то законом, то оно называется легальным (разрешенным по закону, делегированным), причем данный орган должен действовать в рамках своей компетенции. В Российской Федерации правом издавать официальные разъяснения наделены, в частности, все высшие судебные органы.

Легальное (делегированное) толкование – это официальное толкование-разъяснение, которое дается компетентными государственными органами, наделенными по закону правом толкования нормативных актов, изданных другими государственными органами.

В Российской Федерации, согласно Конституции РФ (ст. 126, 127), разъяснения по вопросам судебной практики дают Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ. Правом толкования Конституции РФ, принятой путем референдума, наделен Конституционный Суд РФ.

Нормативное толкование законов в России дастся обычно в постановлениях пленумов Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Акты судебного нормативного толкования формально обязательны для субъектов, применяющих истолкованные нормы, но в отличие от нормативных актов как актов правотворчества акты судебного нормативного толкования не должны иметь нормативной новизны, не должны содержать ничего того, чего не было в толкуемых законах. Сами по себе акты судебного нормативного толкования не действуют и не могут быть положены в основу приговоров или решений судов. Они служат лишь аргументом в пользу того или иного понимания и применения нормы права.

Казуальное официальное толкование-разъяснение – это официальное разъяснение нормативного правового акта применительно к конкретному случаю, обязательное только для него и имеющее основной целью правильное решение именно данного дела.

Казуальное (лат. casus – «случай») толкование не имеет нормативного характера, оно индивидуально, т.е. рассчитано на данный конкретный случай, но в любом случае это толкование норм права.

Если нормативное толкование неотделимо от толкуемой нормы, то рассматриваемая разновидность официального толкования неотделима от данного случая (казуса). Оно дается только применительно к данному делу и обязательное значение имеет только для него.

Неофициальное толкование-разъяснение

Неофициальное толкование-разъяснение – это разъяснение, не имеющее официального, юридически обязательного значения, лишенное властной юридической силы.

Влияние неофициального толкования на правовое регулирование зависит от уровня его компетентности, от его правильности и убедительности. Сила и значение такого толкования зависят от личного авторитета интерпретатора, от обоснованности и аргументированности его истолковательных выводов. Здесь нет авторитета власти, но есть власть авторитета.

По уровню компетентности, авторитетности неофициальное толкование подразделяется на три разновидности.

1. Доктринальное толкование – это научно-юридическое толкование, осуществляемое учеными-юристами.

Результаты такого толкования (научная характеристика норм действующего законодательства, научно-практические комментарии, экспертные заключения и т.д.) публикуются в монографиях, статьях, комментариях к нормативно-правовым актам.

Юридическая доктрина имеет для процесса толкования фундаментальное значение, поскольку именно юридико-доктринальное учение о смысле, правилах и роли толкования лежит в основе всех форм и видов толкования права.

2. Профессиональное толкование – это неофициальные разъяснения, основанные на профессиональных знаниях в области права и осуществляемые, как правило, юристами-практиками.

Профессиональное, компетентное толкование исходит от специалистов, субъектов, профессионально (по службе) занимающихся соответствующими юридическими вопросами, – судей, прокуроров, следователей, адвокатов, юрисконсультов и т.д. Оно может быть как письменным, так и устным.

3. Обыденное толкование – это пояснения и мнения в отношении законов, юридической практики, которые высказывают люди на основе житейского опыта, данных повседневной жизни, массового правосознания.

В обыденном толковании нередко имеются заблуждения, поверхностные суждения. Однако оно не лишено здравого смысла, житейской мудрости, что немаловажно в случаях, когда представители населения, общественности принимают то или иное участие в решении юридических дел (например, в качестве присяжных заседателей).

Неофициальное толкование может быть как нормативным, так и казуальным, а по форме выражения – как устным (разъяснение адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), так и письменным (в периодической печати, в различных комментариях).

Интерпретационные акты

Чтобы получить обязательный характер, результаты официального толкования должны быть формально закреплены. Для этого существуют акты-документы официального толкования – интерпретационные акты.

Интерпретационные акты – это акты-документы, изданные компетентными государственными органами и содержащие результат официального толкования-разъяснения.

В первую очередь нужно отметить, что данные акты являются правовыми и обладают всеми качествами правовых актов:

  • • представляют собой официальные письменные акты-документы;
  • • издаются компетентными органами;
  • • обладают государственно-властной обязательностью (для всех, кто применяет истолкованную юридическую норму);
  • • формально закреплены;
  • • реализация обеспечивается государством.

В то же время интерпретационные акты имеют специфические (видовые) черты:

  • • закрепляют разъяснительное решение соответствующего компетентного органа;
  • • не устанавливают новых норм права, не отменяют и не изменяют действующих юридических норм (не являются источниками права);
  • • не имеют самостоятельного значения: они действуют только в единстве с толкуемыми нормативными юридическими актами и разделяют судьбу этих актов;
  • • всегда обладают подзаконным характером;
  • • имеют своим содержанием общие нормативные или рассчитанные на конкретный случай официальные разъяснения;
  • • всегда обладают обратной силой: действуют не с момента их принятия, а с момента принятия толкуемого нормативного акта;
  • • специально адресуются органам, применяющим право, а не субъектам, поведение которых непосредственно регулируется толкуемой нормой.

Интерпретационные акты можно подразделить на акты официального нормативного толкования и акты официального казуального толкования.

Как официальные акты-документы интерпретационные акты публикуются в официальных источниках. Например, в России интерпретационные акты Верховного Суда РФ издаются в форме постановлений Пленума Верховного Суда и публикуются в «Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации». Конституционный Суд РФ издает свои акты в форме постановлений, которые публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации» и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации». Центральная избирательная комиссия свои интерпретационные акты издает в форме разъяснений, которые публикуются в «Вестнике Центральной избирательной комиссии» и в «Российской газете».

Толкование закона

(англ. interpretation of law) — осуществляемая в процессе правотворчества, реализации права или систематизации законодательства деятельность субъектов права по установлению содержания норм права. Т.з. может осуществляться гос-ными органами, организациями, должностными лицами, отдельными гражданами разными способами в зависимости от объема или субъекта этой деятельности. Результатом Т.з. должна быть однозначность и полная ясность смысла нормы права, ее правильное и единообразное применение, устранение неясностей и возможных ошибок при ее реализации.

Особенность Т.з. по объему обусловлена его связью с конечным результатом уяснения и разъяснения смысла правовых норм, от которого зависит практический эффект толкования. В связи с результатом толкования различают буквальное (адекватное), расширительное (распространительное) и ограничительное Т.з. (см., напр., Теория государства и права. Курс лекций. — Саратов, 1995).

Буквальное толкование — наиболее типичный и часто встречающийся вид толкования, когда «дух» и «буква» закона совпадают, т.е. словесное выражение нормы права и ее действительный смысл идентичны.

Однако в силу объективных или субъективных причин словесное выражение воли законодателя и действительное содержание этой воли, выраженное в правовой норме, могут не совпадать. В таких случаях как исключения могут применяться расширительное или ограничительное толкования.

При расширительном толковании действительный смысл и содержание правовой нормы шире, чем ее словесное выражение. Напр., законодатель часто использует термин «закон» (судьи независимы и подчиняются только закону). Но истинный смысл слова «закон» состоит в том, что в этом случае имеются в виду все нормативные правовые акты, а не только акты высших органов власти. То же касается и термина «судьи», поскольку имеются в виду и народные заседатели, и присяжные.

Ограничительное толкование применимо в тех случаях, когда действительный смысл нормы права уже, чем ее словесное выражение. Напр., в норме права установлено: «все совершеннолетние дети обязаны содержать нетрудоспособных родителей». Однако не все дети обязаны это делать. От этой обязанности освобождаются нетрудоспособные дети, а также дети, которых родители не содержали и не воспитывали. В данном случае сужается круг субъектов, подпадающих под действие нормы.

При расширительном и ограничительном толковании устанавливается действительная воля законодателя, поэтому такое толкование не вносит никаких изменений в истинный смысл и нормы права.

В зависимости от субъектов Т.з. оно подразделяется на 2 вида: официальное (даваемое уполномоченными гос-ными органами, должностными лицами, организациями, закрепляемое в специальном акте и обязательное для субъектов правоприменения) и неофициальное (даваемое субъектами, не уполномоченными по долгу службы осуществлять Т.з., но обладающие глубокими специальными знаниями или действующими в соответствующей специальной сфере — учеными-юристами, практическими работниками, научными организациями и др. — в форме консультаций, рекомендаций, советов, заключений). См. также Акты толкования права; Доктринальное толкование.

Большой юридический словарь. Академик.ру. 2010.

Добавить комментарий