Тон речи по риторике

Голос и интонация

Глаза – это только часть решения. Сильный всплеск адреналина перед выступлением «заряжает» нас огромной физической энергией, которая может сыграть против нас, самостоятельно найдя себе выход. Мы дергаемся, прочищаем горло, суем руки в карманы, переминаемся с ноги на ногу, чешем голову, вертим в руках карандаш, проводим указательным пальцем по носу, скрещиваем ноги и т. д., но ничего не помогает. Однако копить энергию нельзя. Ее нужно использовать, или она использует нас.

Куда девать энергию? С помощью языка собственного тела дополнить свое выступление визуальной составляющей.

? Покажите физически, что Вы верите, что Вы преданы тому, о чем говорите

Манера выступления оратора воспринимается и оценивается аудиторией положительно, если она энергичная, достаточно напряженная и демонстрирует его уверенность.

Оратор не должен:

• выглядеть уставшим, спешащим, недовольным, чрезмерно возбужденным;

• демонстрировать беспомощность, нерешительность;

• извиняться перед аудиторией за свою миссию (Извините, что задерживаю вас…, Потерпите, я скоро закончу… и т. д.).

Рис. 7. Демонстрируйте энергичность и уверенность, говорите громче!

? Повысьте тон голоса, создав тем самым интонацию

ГРОМКОСТЬ! Говорите громче обычного. Важно выбрать именно оптимальную для данных условий громкость: если оратор будет говорить слишком тихо, аудитория сочтет его неуверенным, если слишком громко – агрессивным. И того, и другого надо постараться избежать. Старайтесь говорить громче обычного, в большинстве случаев этого будет достаточно (рис. 7).

ТЕМБР! Не говорите монотонно. Монотонность противостоит выразительности. Для того чтобы избежать монотонности, интонацию речи надо изменять на протяжении всего выступления. Не сдерживайте свою интонацию, стремитесь высказываться энергично – и Ваша интонация будет естественной. Тембр голоса – его звуковая окраска, которая создает оттенки речи (оптимистичный, грустный, веселый). Меняйте и тембр голоса, понижая его перед важной частью выступления. Практика показывает, что голос с более низким тембром лучше воспринимается слушателем. Старайтесь говорить ниже обычного, чтобы в голосе появлялись грудные нотки.

ТЕМП! Используйте средний темп речи. Темп речи – число слов, произносимых в минуту. Оптимальный темп публичного выступления – 120 слов в минуту. Обычно чтение одной стандартной страницы, набранной 14 кеглем с одинарным межстрочным интервалом занимает 2 минуты.

? Поставьте голосовое ударение

Избегайте больших пауз. Они раздражают аудиторию, особенно подготовленную. Прежде чем излагать важную мысль, следует несколько понизить голос. Небольшие паузы нужны также до и после важных мыслей. Пауза «до» готовит слушателей к чему-либо важному, пауза «после» – заставляет анализировать.

? Совершенствуйте дикцию

Расставляйте акценты. Делайте правильные ударения на слогах. Не глотайте слова и окончания слов. Избегайте труднопроизносимых слов.

Есть старая легенда о знаменитом философе и ораторе Древней Греции Демосфене (ок. 384–322 гг. до н. э.), который от природы имел дефекты голоса и дикции.

Демосфен родился в семье богатого владельца мастерской по изготовлению ножей и мечей. В семь лет он остался без родителей. Однажды один из опекунов взял его с собой в суд послушать знаменитого оратора. Увидев, как толпа людей восторженно прославляла человека, умеющего красиво и убедительно говорить, мальчик решил стать оратором. Он забросил детские игры и упорно тренировался в произнесении речей.

Когда Демосфен вырос, выяснилось, что опекуны растратили все его наследство. Юноша подал на них в суд и выиграл дело. Правда, вернуть деньги не удалось, зато у него появился опыт, и он начал выступать с политическими речами.

Сначала слушатели осмеивали молодого оратора. У него был слабый голос, он картавил и смущался. Но Демосфен упорно добивался своего. Он уходил к морю и произносил свои речи при шуме бури и волн, набрав в рот камешки, чтобы избавиться от картавости, читал стихи, бегом поднимаясь в гору. Это помогло развить силу голоса…

Прошло время. Демосфен овладел ораторским искусством и стал любимцем афинян. Соотечественники ценили его за искренность, неподкупность и за то, что он отстаивал независимость и свободу Афин.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

31 октября 2019

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы поговорим о том, что такое ИНТОНАЦИЯ.

Уверены, большинство наших читателей понимают, о чем собственно идет речь.

Тем не менее есть масса нюансов, о которых мы и расскажем в этой статье.

Интонация – это…

Интересно, что до середины прошлого века не существовало единого определения термина ИНТОНАЦИЯ. И каждый из известных словарей давал свой вариант.

  1. Так, Даль в своем Толковом словаре говорил о сильном голосовом ударении.
  2. А в «Словаре русского языка» Ожегова речь шла сразу о нескольких характеристиках – точность звучания голоса, манера произношения и голосовые приемы для выделения отношения к тому или иному событию.
  3. И наконец, в Большом Энциклопедическом словаре понятие интонации сводилось к стихотворной форме, когда голос повышается в начале строки и понижается в конце.

Но сегодня лингвисты вроде договорились между собой, и пришли к единому определению.

Интонация – это изменение мелодики, ритма и громкости нашей речи, помогающие наиболее четко выразить свое отношение к конкретному вопросу или акцентировать внимание собеседника на отдельных деталях.

Сам термин ИНТОНАЦИЯ имеет латинские корни. И дословно «intonō» можно перевести как «громко произносить». Из этого вытекает одна маленькая, но очень важная деталь.

Интонация – это понятие, которое применимо только к разговорной речи, и не употребляется к литературным и прочим текстам.

Примеры

Ну, например, возьмем известное стихотворение Агнии Барто:

Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку мячик.

В написанном варианте оно читается на едином дыхании и без интонационных ударений. Практически это просто констатация факта, что «некая девочка Таня громко плачет, потому что уронила мячик».

Но совсем другое дело, когда мы начнем рассказывать это стихотворение свои детям. Появится выражение, интонация. Чаще всего голос повысится на словах «плачет» и «уронила»:

Наша Таня громко ПЛАЧЕТ
УРОНИЛА в речку мячик.

А можно поменять ударное слово, например, во второй строчке и получится уже другой смысл:

Уронила в РЕЧКУ мячик (куда?) или Уронила в речку МЯЧИК (что?)

И так мы делаем ежедневно, общаясь с родными, друзьями или коллегами по работе. С помощью интонации мы придаем своим словам определенное ударение. И соответственно, помогаем окружающим лучше нас понять.

Виды интонаций

Все интонации делятся на три больших категории:

  1. Повествовательная;
  2. Восклицательная;
  3. Вопросительная.

Повествовательная интонация

Такая интонация применяется, когда нужно просто донести какую-то информацию до собеседника. Как правило, ударными делаются несколько слов, на которых говорящий хочет сделать акцент.

С утра была ХОРОШАЯ погода, и мы решили поехать в парк.
Мама на ужин приготовила нам ОТБИВНУЮ.
В холодильнике ПУСТО, поэтому надо идти в магазин.

В повествовательной речи также характерно понижение интонации в конце каждого предложения. Так, человек неосознанно отделяет одно предложение от другого.

Вопросительная интонация

Вопросительная интонация сопровождает любой вопрос, который адресован к собеседнику. И она определенно дает понять, что человек хочет получить ответ.

Почему ты не сделал домашнее задание?

В данном случае вопросительным словом является «почему». Именно на него идет голосовое ударение. Но интонацией можно выделить абсолютно любое слово в вопросительном предложении. И от этого изменится сам вопрос.

Вы СОБИРАЕТЕСЬ следующим летом ехать на море?
ВЫ собираетесь следующим летом ехать на море?
Вы собираетесь СЛЕДУЮЩИМ летом ехать на море? (или этим)
Вы собираетесь следующим ЛЕТОМ ехать на море? (или осенью, или весной)
Вы собираетесь следующим летом ЕХАТЬ на море? (или лететь)
Вы собираетесь следующим летом ехать НА МОРЕ? (или в горы, или в Европу)

Видите, предложение одно, а интонационно можно превратить его в шесть разных вопросов. И на каждый подразумевается свой, непохожий на другие ответ.

Восклицательная интонация

Восклицательная интонация – это способ выразить свои эмоции как положительные, так и негативные. Как правило, речь идет о повышении силы голоса. Громкая речь всегда обращает на себя внимание.

Как же КРАСИВО сегодня вечером!
Как же я УСТАЛ на этой работе.
Даю вам ПОСЛЕДНИЙ шанс!

Как можно заметить, очень часто восклицательные предложения заканчиваются восклицательным знаком.

Какие бывают предложения по интонации

По интонации предложения разделяют на:

  1. Восклицательные — наполнены эмоциями, они выражают чувства тех, кто пишет или говорит. И чаще всего это связано с восхищением, хотя и не обязательно.

    Ты посмотри, какие яркие на небе звезды.
    Мама, суп очень вкусный.

  2. Невосклицательные — это простая констатация факта. Оно произносится спокойно, без особых эмоций.

    Наступила ночь, за окном засияли звезды.
    Мама приготовила очень вкусный суп.

Если вы вспомните, какие бывают предложений по цели высказываний, то сложив их с интонационными вариантами мы получим следующую картину:

Вместо заключения

Управляя интонацией можно легко удерживать внимание слушающих. Этим искусством хорошо владеют политики, актеры, другие публичные люди. Но при этом они не делают ничего особенного.

Профессиональные ораторы просто знают, где нужно повысить голос, а где, наоборот, понизить. Так, повышая голос, человек выделяет интонационно важные моменты своего выступления. А на менее важных — он голос понижает.

Интересно, что тихим голосом можно еще больше удержать внимание аудитории. Люди невольно начинают прислушиваться.

То же самое касается и скорости речи. Если говорить слова быстро, то это будет заставлять собеседника внимательно слушать, чтобы ничего не пропустить. Главное не перестараться, а то люди устанут от постоянного потока информации.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

В устной звучащей речи используются разнообразные средства, которые ее обогащают, делают выразительной, эмоциональной, усиливают ее воздействие на слушателей.

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Передавая интонацию речи героев, писатель раскрывает их внутреннее состояние, их переживания. По интонации героев произведения читатель понимает, в каком состоянии они находятся, какие чувства охватили их.

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Однако этим не исчерпывается назначение интонации. Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Культура полемической речи

  • 1. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, обсуждение) — публичный спор, целью которого является сопоставление разных точек зрения с целью правильного нахождения решения спорного вопроса. Дискуссия осуществляется под руководством опытного ведущего.
  • 2. Диспут — это заранее подготовленный устный спор на заданную тему (научную, морально-этическую, общественно важную). В процессе диспута сопоставляются различные точки зрения под руководством компетентного ведущего.
  • 3. Полемика (от греч. рплемйкпу — воинственный, враждебный) — это острый спор, борьба принципиально противоположных точек зрения. Цель — одержать победу над противником, отстоять собственную позицию. Наличие ведущего не обязательно.
  • 4. Словами дебаты, прения именуют споры, которые возникают при обсуждении докладов, сообщений на заседа

По количеству участников выделяют:

спор-монолог — человек спорит сам с собой

спор-диалог — участвуют два лица

спор-полилог — ведется несколькими лицами

По форме проведения споры бывают:

устные

Если спор ведется при слушателях, важную роль играют психологические моменты. Большое значение имеют быстрота реакции, остроумие. Участники пытаются не только переубедить друг друга, сколько произвести впечатление на публику.

письменные

Считается более приемлемой формой выяснения истины, поэтому представляет особую ценность. Недостатки: проследить за ними сложнее, так как он более продолжителен по времени, зависит от периодичности изданий. Если спор тянется слишком долго, читатели успевают забыть отдельные выводы.

Предмет спора — это те положения, которые подлежат обсуждению. Предмет спора следует обозначить сразу, нередко он уточняется в ходе дискуссии. Порой спорящие, не закончив разговора об одном предмете, подходят ко второму, от него — к третьему.

Отсюда важное правило: не терять предмет спора в пылу рассуждений.

Не теряйте предмет спора. Не позволяйте противнику увести вас в сторону.

Занимайте определенную и твердую позицию.

Готовясь к дискуссии, уточните значение терминов.

Обращайте внимание на тактику оппонента. Соразмеряйте свои способности с его силами.

Относитесь с уважение к доводам спорящего, не оскорбляйте его резкими словами.

I. Закон тождества формулируется так — каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же устойчивое содержание. Это значит, что во время рассуждения нельзя подменять один предмет мысли другим

II. Закон противоречия гласит: две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинными

III. Закон достаточного основания — всякая правильная мысль должна быть обусловлена другими мыслями, истинность которых доказана.

IV. Закон исключенного третьего — два противоречащих суждения не могут быть одновременно оба истинными или оба ложными.

Противоречащими называют такие два суждения, в одном из которых что-либо утверждается о предмете, а в другом то же самое об этом же предмете отрицается.

⇐ ПредыдущаяСтр 16 из 77

Голос — это единственный живой музыкальный инстру­мент, который от природы обладает интонацией. Интона­ция, т. е. духовное начало музыки, зависит от исполнителя. Не случайно одно и то же инструментальное произведение, исполняемое различными музыкантами, всегда звучит по- разному. Интонация представляет собой осмысленную эмо­цию, которая ведет к правильно выбранному тону, передает характер, настроение отдельного мотива или целого музы­кального произведения. У музыкального инструмента от­сутствует эмоциональная окраска звука. Музыка одухотво­ряется посредством интонирования душевных движений музыканта.

Но интонирует не только человек, а все живые суще­ства. Звуки, издаваемые ими, несут интонационный смысл, хотя такое интонирование «обслуживает» биологические потребности. Живые существа способны пищать, скрипеть, шуршать, жужжать, звенеть, выть, хрипеть, шипеть, кри­чать, рычать и т.д. Практически всем звукам и шумам может подражать человек, но красота человеческого голоса заклю­чена в выразительности, благородстве, «очеловечивании» звука. Каждый звук неповторим по интонации и тембру. Тембр мягкого, нежного, певучего женского голоса сравни­вают со звучанием скрипки. М. Горький, услышав впервые баритоновый голос Чехова, поразился его тембру и сравнил со звучанием виолончели.

Интонация — это индикатор состояния, она постоянно меняется. Тембр — это качество живого голоса и всего зву­чащего. В отличие от интонации, тембр — устойчивое каче­ство, передающее характерные признаки люоого вибриру­ющего тела. Тому подтверждение — физическая характери­стика тембра.

Интонация как состояние, тембр как насыщенность, ди­намика как энергия (интенсивность), тон как стиль характе­ризуют человека в целом на основе его голоса.

Тембр происходит от французского timbre, что значит «первоисточник», т. е основа звука. Данная характеристика подтверждается исследованиями звука как физического яв­ления.

Известно, что струна колеблется не только всей длиной, но одновременно ее частями: половинкой, третями, четвер­тями и т. д., таким образом, основной тон сопровождается обертонами или гармониками. Наибольшую амплитуду имеет основной тон, потому лучше слышится. Чем выше обертоны, тем они тише. Это натуральный звукоряд, кото­рый теоретически бесконечен, а практически имеют значе­ние лишь 16 слышимых обертонов, придающих голосу ок­раску.

Интонация может изменять основной тон до бесконеч­ности, пока не сольется с другим тоном. Известно, что пе­вец может интонировать четверть, восьмую часть тона, т. е.

«уходить» от чистых тонов. Блестящий пример интонирова­ния вне тонов — это пение известной певицы Инны Сумак, которая обладала не только огромным диапазоном, но и пела вне традиционной 12-тоновой системы.

Такие возможности имеет любой человеческий голос. Но обучение на музыкальных инструментах или пение под фортепиано лишает человека этой способности. У пианис­тов нередко голос не обладает красивым тембром, а если его и удается развить, то это вопреки природе, так как тоновая и полутоновая система инструмента не позволяет пианисту естественно развить голосовую мышцу и воспроизводить невероятно большое количество интонационных переходов ог тона к тону. Он «осваивает» тоновое и полутоновое инто­нирование подобно строю музыкального инструмента.

Развить крепкие, интонационно богатые голоса можно лишь при пении без сопровождения. Пение и аккомпанемент — это диалог между голосом, инструментом, равнозначный мно­гоголосью, которое дети осваивают на более позОней ступени развития голоса.

Тембру в музыкальном воспитании отводится второсте­пенное значение. Определив тембр как окраску и устоявше­еся конкретное качество звука, обычно его связывают с ха­рактером звучания голосов или музыкальных инструмен­тов. Тембр не может быть одномерной величиной, так как это сложное, объемное качество, подобно неповторимому интерьеру квартиры, заполняющему все пространство по­мещения. Мы выделяем несколько основных признаков тембра.

Во-первых, тембр — это не только музыкальное явле­ние, он присущ всему звучащему миру, в том числе и музы­ке. Здесь тембр как колорит, окраска звука полностью под­чиняется законам синестезии: слышим, ощущаем, пред­ставляем и осмысливаем качество звука в сравнениях, обра­зах, эмоциональных характеристиках. Синестетическая природа тембра заключается в том, что способы раздраже­ния органов ощущения (звуком, цветом и т.д.) различны, а возникающие чувства, эмоции, состояния едины вне за­висимости от характера источника, способа раздражения.

Во-вторых, тембр — относительно постоянное качество, оно может меняться лишь благодаря яркой, выразительной интонации, как, например, меняется характер человека, если он изменит свои привычки. Это касается и голоса че­ловека, и звучания музыкального инструмента в зависимос­ти от исполняемого произведения и исполнителя. Иными словами, тембр и интонация — носители духовного начала звуков и музыки.

В-третьих, живой тембр, т. е. тембр голоса, зависит от опыта, чистоты помыслов, от привычек и социального ок­ружения человека. Если ребенок говорит неправду, то его может выдать голос: интонация может выразить неуверен­ность, тембр может стать неприятным, напряженным. Внутреннее состояние, отношение к сказанному выражает­ся в качестве, характере речи, т. е. в тембре, интонации. Если человек спокоен, рассудителен, то и речь его плавная, мягкая. Отчаяние, агрессия выражаются в крике, напряже­нии, голосовом зажиме.

Дети на переменах нередко поднимают такой шум и крик, что на занятиях очень трудно привести их в чувство. Сосредоточиться на чем-либо, гармонизовать чувства дети смогут лишь в том случае, если научатся управлять своим голосом, облагораживать его.

Начинать следует с прислушивания к собственному го­лосу. Самостоятельно регулировать внутренние пережива­ния возможно через внешние проявления, т. е. благодаря прислушиванию к тембру голоса и поиску выразительной, благородной мягкой окраски, что формирует красивый го­лос. Специальные упражнения по развитию выразитель­ного голоса описаны в параграфе «Тембровое фантазиро­вание».

Огромное воздействие на формирование тембра голо са оказывают родители. Ребенок, активно осваивая речь, непроизвольно копирует взрослых и осваивает различные интонации, тембровые окраски, речевые акценты и дру­гие выразительные особенности голоса. Например, в сло­вах ребенка, который жалуется учительнице, копируя свою бабушку: «Мария Ивановна, а Маша бегает по лу­жам, она может простыть», мы можем услышать интона­цию его бабушки. Таким образом ребенок лишается звон­кого детского голоса, превращая его в голос маленькой старушки.

Ребенок может непроизвольно повторять хриплое по­кашливание больного дедушки, которое он слышал, будучи в шестимесячном возрасте. Естественно, ребенок этого не помнит, но мышцы, голосовые связки «запомнили», «запи­сали» голос дедушки и могут свободно воспроизвести его в подобной ситуации.

А. Менегетти убежден, что тон голоса человека «коди­руется» в памяти ребенка и затем ассоциируется с его эмо­циональным состоянием. Так, один итальянский певец, бу­дучи пациентом Менегетти, рассказывал, что его четырех­летняя дочь обратилась к нему с вопросом в тот момент, когда он репетировал: «Папа, почему ты всегда споришь, когда поешь?»

Голос — это зеркало души, которую можно понять, на­учившись не только слушать и слышать тембр и интонацию голоса собеседника (которым может быть музыка), но и ос­мысливать, выражать отношение к происходящему через тембр и интонацию своего голоса А посредством игры на музыкальном инструменте можно передавать огромное бо­гатство уже имеющихся в памяти состояний и пережива­ний. Это понимали еще в древности. Пение, игру на музы­кальных инструментах люди считали способом общения с богами. Причем, в отличие от католицизма, где в храме до­пускается звучание музыкального инструмента — органа, в православии только через живой голос, пение человек об­ращается к Богу.

Работе над тембром как средству аудиальной, и же му­зыкальной выразительности, необходимо уделять внимание на уроках музыки постоянно и систематически. Методы подобной работы описаны в параграфе «Тембровое фанта­зирование». Тембровое богатство голоса является условием управления внутренними состояниями, эмоциональными процессами человека и основой предмузыкального разви­тия детей.

Жесты, речь, пение

Внутренние состояния ‘мысли, чувства, эмоции) неред­ко выражаются в жестах, мимике, интонации, в употребле­нии слов. По движениям и жестам можно определить, на­сколько ребенок в данный момент свободен или зажат, ак­тивен или пассивен, опечален или радостен, открыт или замкнут.

При рождении ребенка его жесты, мимика, позы явля ются не только способом активной деятельности, но и спо­собом «мускульного вчувствования» (термин К. Гроса) ус­лышанных слов, речи взрослых.

Дети младшего школьного возраста, особенно перво­классники, также мышечно осваивают письмо, счет. Разви­тие голоса в процессе речи и пения становится возможным лишь при условии соматического «приятия» звуков.

Чтобы улучшить интонирование, развить слух и голосо­вые возможности ребенка, учителю необходимо помочь ему избавиться от напряжения, зажимов. Можно подобрать ком­плекс движений, жестов, ритмических упражнений, которые раскрепощают, освобождают тело, голосовые связки от за­жимов, тогда интонация может исправиться сама собой. Лю­бой зажим в теле может стать причиной немузыкальности ребенка. Неточно интонирующие при пении дети («гудошники») обязательно имеют мышечные, мускульные зажимы. Чистота пения возможна лишь при полной соматической свободе.

Сами мышцы также издают различные тоны, поэтому не случайно о пластичных, выразительных движениях чело­века говорят, что они музыкальные. Грация — это музыка в жестах, мимике, движениях. Наиболее грациозными пред­ставляются оптимальные движения, которые доведены по количеству до минимума, по качеству до пластического вы­ражения музыки каждой частью и мышцей тела. Когда ре­бенок перестает нуждаться в движениях во время речи или пения — это значит, что он перевел движения во внутрен­ний план, на уровень мелкой мускулатуры и невидимых мы­шечных сокращений и расслаблений.

Такое пение всегда наполнено искренним легким вол­нением, которое «прочитывается» шестым чувством. Толь­ко тогда исполнитель и песня становятся единым целым. По этому поводу Б. Асафьев сказал, что песня — это мело­дический рельеф, свойствами которого являются ясность рисунка, пластичность, обобщенность, понятность, эконо­мичность, сжатость, эластичность.

И тогда, отказавшись от спонтанных жестов, можно ввести в процессе пения жесты как средство выразитель­ности. Вспомним царственные жесты Н. Брегвадзе. Еще цо начала исполнения романса мы ощущаем движение души певицы, вхождение ее в образ. Движения кисти руки, которая изящно ложится на крышку рояля, мед­ленный грациозный поворот головы, еле заметное дви­жение корпуса создают чарующую напряженную атмос­феру слушания, точнее сверхслушания, и единения певи­цы с залом.

Эта своеобразная слитность движения, пения и слова дает ту гармонию тела, души и разума, которая называется духовностью. Жесты, мимика, движения тела становятся гибким, настроенным на музыкальное произведение инст­рументом.

Текст, стихи — выражение смысла, идеи музыкального произведения. Выразительность человека начинается с вы­разительности речи. Речь начинается с жеста, явного или подразумеваемого. Мелодия, исполняемая голосом, стано­вится энергетической ажурной тканью музыки. Только так оживает музыка, становится духовно осязаемой и не всегда осознаваемой человеком, но всегда вдохновляющей его.

Создание особой вдохновенной атмосферы в процессе пения и слушания музыки — сложное, но необходимое ус­ловие полноценности восприятия и исполнения музыки. Прежде всего, необходимо позволить детям сидеть на уроке свободно. Складывая руки, как требует школьный этикет, дети «закрываются» в себе, представляют собой замкнутую систему, что ограничивает не только их певческие возмож­ности, но и энергетический контакт с учителем.

В песне особое смысловое значение имеет слово, сто­крат усиленное музыкой: мелодией, ритмом, динамикой. Поэтому любой незатейливый текст становится эмоцио­нально заряженной мыслью, пронизывающей человека.

Необходимо очень серьезно отбирать тексты песен для исполнения их детьми. Нередко тексты песен, которые звучат вокруг, по телевидению и радио, несут огромный разрушительный заряд: «Ох, ох, что ж я маленьким не сдох…»; «А я, тупица, гуляю по Москве, и мне не спится, и дырка в голове»; «Хочешь, я убью соседей, что мешают спать». Такие мелодии с текстом «застревают» в голове детей, у которых подобные проблемы: ребенок агресси­вен, недолюблен родителями или имеет комплексы не­полноценности. Эти комплексы усиливаются под воздей­ствием музыки и многократно повторяющегося негатив­ного текста.

Жесты, позы, движения имеют также социальное значе­ние и выражают отношение к окружающим людям, событи­ям, а также передают внутреннее состояние детей. Очень важно помочь детям разбираться в характере телодвижений и управлять ими.

Покажите детям различные позы: сидеть развалившись, упереть руки в бока, скрестить на груди и т.д. Попытайтесь с ними определить значение каждой позы и возможность ра­ботать в «подтянутом», но не зажатом положении. Просле­дите на занятии за позами детей и обратите их внимание на тех, кто очень выразителен в процессе пения и слушания, а не на тех, кто сидит неудобно.

Детям можно показать жесты, передающие различные эмоциональные состояния, например: восхищение (апло­дисменты), одобрение (поднятие большого пальца вверх), затруднение (почесывание затылка), прощание рукой (по­махивание), порицание (погрозить указательным пальцем). Интересным для детей станет знакомство с жестами наро­дов мира. Вот один из примеров. В Тибете высунутый язык означает: «Я ничего не замышляю против тебя. Будь споко­ен!» (Вряд ли стоит пользоваться таким жестом, если вы не в Тибете.) Эскимосы, приветствуя друг друга, легонько сту­чат кулаком по голове или по плечам. Лапландцы трутся носами.

Можно предложить детям перед пением упражнения с использованием некоторых жестов из «лексикона» разных народов. Например, упражнение «Лев» и тибетское привет­ствие. Дети садятся в позу сфинкса, положив руки на коле­ни, ладонями вниз, с прямой спиной и твердой шеей. На выдохе дети, высунув язык, произносят «ххх-аа». Повторив это упражнение несколько раз, дети могут повернуться и очень серьезно «поздороваться» по-тибетски друг с другом.

Такие и подобные жесты оживляют задания, делают их эмоциональными, образными, осмысленными и, самое главное, снимают внутреннее напряжение.

Добавить комментарий