Торговое законодательство России

В древней Руси не было почвы для появления купеческого права, как в западных странах. Регулирование торгового оборота осуществлялось нормативными положениями, содержащимися в общих законодательных памятниках, например, постановления о займе и поклаже в Русской Правде, Псковской Судной Грамоте. Поэтому путь к становлению самостоятельного и систематизированного торгового законодательства был намного сложнее.

В связи с тем что социальные слои общества различались не по привилегиям, а по обязанностям и все служили государю, как «представителю идеи государственности», в московский период русской истории «не могло быть места сословной автономии». Поэтому судебники царей Ивана III и Ивана IV и Соборное Уложение 1649 г. Алексея Михайловича Романова были общими законами для всех. И даже Новоторговый Устав 1667 г., принятый по результатам рассмотрения жалобы, поданной царю от имени торговцев всех русских городов, содержит в основном фискально-финансовые и полицейские постановления. Кстати, основой для жалобы явилась беспошлинная торговля и низкое качество товаров, поставляемых иностранными купцами. Именно в тот период появились таможенные суды и приказы для разрешения споров между купцами. Тем более что торговля рассматривалась как одна из форм службы государству.

Особое место в истории отечественной коммерции занимает период преобразований Петра I. С 1699 г. формируется торговый класс путем запрета перехода купцам в другие сословия. В первой четверти XVIII в. были заложены основы динамичного развития экономики обновляющейся и расширяющейся России. Появились новые морские порты. Одной из главных забот Петра 1 являлось развитие промышленности и торговли, лучшие образцы которых он позаимствовал во время поездок по странам Центральной и Западной Европы. Он придавал развитию торговли не меньшее значение, чем прогрессу отечественной промышленности. Об этом свидетельствует издание регламентов о Коммерц-коллегии и Мануфактур-коллегии. Чтобы защитить интересы русских купцов в зарубежных странах Петр I учредил торговые консульства в Амстердаме, Лондоне, Тулоне, Лиссабоне, почти во всех главных городах Европы. Следует подчеркнуть важность издания Петром I Регламента Главного магистрата, который помимо вопросов городского самоуправления содержал нормы о купечестве, ярмарках, биржах, маклерах и др. В 1721 — 1724 гг. издаются Морской торговый регламент и Морской устав.

В 1731 г. с расширением внешнеторговых связей принимаются Морской пошлинный регламент, в 1755 г. — Таможенный устав, где имелись важные статьи о содержании измерительных приборов, ярмарочной торговле, транзите товаров1. Жалованной грамотой купечеству в 1785 г. императрица Екатерина II завершила серию мер по усилению авторитета торгового сословия. Еще в 1775 г. были изданы правила для российского купечества, которое по наличию капитала стало разделяться на три гильдии. Вместо подушной подати купцы платили в казну 1% с объявленного капитала и освобождались от личной рекрутской повинности. Высший слой российского купечества получил звание именитых граждан. Вопросы торговли в то время регулировались в основном Городовым положением (1785 г.), Уставом купеческого водоходства (1781 г.), Уставом о цехах (1799 г.), Уставом о банкротах (1800 г.). К царствованию Екатерины II относится также начало коммерческого образования в России: в 1772 г. в Москве на средства Прокофия Акинфиевича Демидова (1710—1786), внука фабриканта петровских времен, было основано первое коммерческое училище2. В 1810 г. образуется Практическая Академия коммерческих наук.

Крупные успехи в развитии торгового права были достигнуты при Александре I. В 1808 г. в Совет комиссии составления законов вошел М. М. Сперанский (1772— 1839) — граф, государственный деятель, советник императора, инициатор создания Государственного Совета. Согласно Рескрипту и Указу от 7 декабря 1809 г. комиссия была преобразована в три учреждения, предметом ее деятельности стало составление уложений, в том числе торгового. При разработке в период с 1810 по 1814 г. проекта Торгового уложения в качестве образца использовался Французский коммерческий кодекс, принятый при Наполеоне I в 1807 г. Однако искусственное наложение российских правовых норм на иностранный образец не дал положительного результата. В итоге данный проект не был принят.

В 1826 г. под руководством М. М. Сперанского началось составление Свода законов Российской империи. Россия получила свод законов, написанных без подражания иноземному законодательству. Свод учреждений и уставов торговых был помещен в т. XI ч. II Свода законов в составе раздела особых гражданских законов. Издание Свода законов, вступившего в силу с 1 января 1835 г., не завершило развития правового регулирования торговли. В первой половине XIX в. при Николае I были приняты Положения о купеческих книгах (14 июня 1834 г.), Правила о спасении кораблей и судов, претерпевающих крушение или гибель (21 мая 1836 г.), Положение об акционерных компаниях (6 декабря 1836 г.).

Реформы 60-х гг. XIX в. императора Александра II, прежде всего отмена крепостного права 19 февраля 1861 г., дали мощный импульс всей социально-экономической жизни общества, создали для русской промышленности более широкий внутренний рынок. Экономика России стала на капиталистический путь развития. Это сопровождалось мерами по развитию и систематизации торгового права. Основным систематизированным актом служил Устав торговли 1887 г. В нем детально регулировалась деятельность торговых товариществ и купцов, содержались административные установления о порядке торговли отдельными видами товаров, ведении купеческих книг, содержании измерительных приборов, торговых складов и помещений, о морской торговле, другие важные положения1. Правда, большинство норм были административно-финансового права, а не частного права. Уставы Вексельный, Судопроизводства торгового и Консульский были выделены из Торгового устава.

Таким образом, можно утверждать, что торговое право в это время в Российской империи перестало быть сословно-купеческим по характеру. Оно стало «отрешенным» от формальной связи с особенностями производства в коммерческих судах, а торговые обычаи получили применение во всех, а не только коммерческих судах1. Основу российского торгового законодательства в конце XIX и начале XX вв. составляли: Устав о промышленности (1893 г.), Общий Устав российских железных дорог (1895 г.), Положение о государственном промысловом налоге (1898 г.), Свод законов гражданских (1900 г.), имевший субсидиарное применение к торговым отношениям. Безусловно, на первом месте по значимости и применяемости находились Устав торговый 1887 г. (в ред. 1906 г.), Устав о векселях (1903 г.), Устав Судопроизводства Торгового (1903 г.).

Эти нормативные акты и специальная литература по торговому праву изучались не только в коммерческих учебных заведениях, как в Ярославском Демидовском лицее (1873 г.), затем в Училище Правоведения (1883 г.). С 1884 г. во всех университетах страны: Санкт-Петербургском, Московском, Варшавском, Киевском, Одесском, Харьковском были учреждены кафедры торгового права, которые возглавлялись видными юристами. В 1896 г. был принят специальный Закон о коммерческом образовании.

Следовательно, в дореволюционной России действовало единое гражданское право. Однако имелись эффективные нормативные акты и специальная литература но торговому праву.

В советский период представления о торговом праве кардинально изменились. Частноправовые начала были заменены принципами публичного права. Официально идеология этого периода была сформулирована В. И. Лениным так: «Мы ничего «частного» не признаем, для нас все в области хозяйства есть публично-правовое, а не частное».

Этот подход очень быстро находит отклик в юридической литературе. По мнению М. В. Гордона, одного из видных цивилистов советского периода, «дух торговых законов должен быть иной, чем дух законов гражданских, не тем, чем прежде, и не тем, каков он и теперь в других государствах». Целью торгового права «должно быть исключительно общественное благо». Для этой цели нужен тот «способ давления, который давно применяется, — метод «социального подстегивания»». И на вооружение берется идея хозяйственного права как отрасли, которая должна объединить регулирование всех имущественных отношений, каким-либо образом связанных с государственным вмешательством в экономику.

Однако даже в наиболее крупных трудах правоведов того времени не давалось понятия торгового права в условиях социалистической формации. Так, профессор М. В. Гордон название своей книги «Система советского торгового права» сопроводил уточнением «Обзор действующего законодательства по внутренней торговле». Профессор Я. Ф. Данилова в книге «Советское торговое право» указывала, что оно «представляет собой опыт систематизированного изложения… декретов и распоряжений Советской власти в области регулирования торговли».

В то же время в советской правовой литературе 1920-х гг. существовала научная точка зрения о торговом праве как самостоятельной отрасли права, функционирующей параллельно с гражданским правом. Их авторы исходили не из процессов коммерциализации, а из процессов социализации, из общественных целей, коллективного интереса и с классовых позиций; возражали против приспособления институтов буржуазного торгового права к условиям социалистической экономики.

За обособленное существование торгового права высказывалась Р. Л. Нарышкина, уже в 1980-е гг. полагавшая, что в торговом праве западных стран, несмотря на его тесную связь с гражданским правом, были выработаны свои нормы и принципы, неизвестные и даже в определенной мере противоречащие принципам гражданского права. Постоянное совершенствование торговых сделок, не знающих национальных границ, требование быстроты и беспрепятственности их совершения несовместимы с каким бы то ни было формализмом. Р. Л. Нарышкина выделяла и другие важные особенности торгового права: презумпцию возмездности совершаемых сделок; отсутствие ограничений процента, взимаемого за кредит; применение повышенной ответственности (ответственности без вины); более тщательный учет существующих обычаев; большую мобильность, приспособляемость к изменяющимся потребностям оборота.

В чем-то советские авторы 20—80-х гг. прошлого века оказались нравы, в том числе в коммерциализации самой торговли. Однако она произошла в пашей стране лишь в 1990-х гг. и независимо от суждений сторонников торгового права, а в связи с появлением различных форм собственности, в том числе частной. Опыт рыночных стран, прежде всего США, Германии, Франции и других, показывает, что разработка и принятие отдельного торгового кодекса позволяет полнее и детальнее регламентировать товарное обращение, способствуя его развитию. Коммерческое право более чутко реагирует на новые экономические факторы и явления хозяйственной жизни, вследствие чего оно определяет дальнейший вектор развития и гражданского права. В этом сказывается, по мнению сторонников торгового права, его передовая и ведущая роль в частном праве.

1. Понятие торгового законодательства. Конституция Российской Федерации – общая правовая основа торгового законодательства. Компетенция Российской Федерации в сфере правового регулирования торговой деятельности.

2. Структура и состав торгового законодательства. Гражданский кодекс РФ как источник торгового права. Законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации в области торгового права. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам коммерческой деятельности.

3. Значение обычаев делового оборота и деловых обыкновений в системе правового регулирования торговой деятельности. Сфера применения и правовое значение обычаев делового оборота и деловых обыкновений в международной торговле.

4. Международные, межгосударственные и межправительственные соглашения по вопросам торговли как источники коммерческого права. Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г., другие акты международного торгового права, их правовое значение и сфера применения.

5. Процесс гармонизации российского и зарубежного торгового законодательства. Основные направления и способы обеспечения такой гармонизации: участие в международных организациях по вопросам торговли, заключение международных договоров, признание правовых актов международного торгового права, использование обычаев международного торгового оборота и другие.

6. Отраслевые особенности торгового законодательства. Соотношение дозволительных, диспозитивных, договорно-отсылочных и императивных норм в торговом законодательстве. Типовые примерные (рекомендательные) и методические нормативные акты, их правовое значение, ведущая роль инициативы и усмотрения лиц в создании и осуществлении субъективных прав, использовании ненормативных правовых средств в сфере торговой деятельности.

Организационно-методические рекомендации по теме 3 «Торговое законодательство»

Согласно ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что нормативные правовые акты по вопросам, касающимся правовых основ формирования товарного рынка, могут приниматься исключительно соответствующими федеральными органами. Непосредственно в Конституции РФ не установлен перечень полномочий в сфере торговли, которые закрепляются за региональным уровнем. Однако анализ положений федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

Торговое законодательство образует специальную часть, раздел гражданского законодательства. Торговое законодательство – это относительно обособленная от гражданского законодательства совокупность правовых норм, регулирующих торговую деятельность.

Поскольку торговое право решает отдельные, специальные вопросы имущественных отношений, было бы совершенно неправильно говорить о дуализме, двойственности гражданского и торгового права.

Торговое законодательство должно пониматься как специальная часть гражданского законодательства, а торговое право – как подотрасль гражданского законодательства. Общие положения гражданского законодательства распространяются на отношения торгового оборота. Таковы правила о юридических лицах, праве собственности, способах защиты, ответственности и др. Торговое законодательство разрабатывается для закрепления специфики торговой деятельности, отражения ее особенностей. В случаях когда какой-то вопрос в специальном торговом законе урегулирован иначе, чем в гражданском, то к торговле применяются нормы торгового законодательства. Важно понимать не только взаимоположение, но и взаимовлияние торгового и гражданского права. Гражданское право своим происхождением и развитием обязано в первую очередь торговле. Потребности регулирования товарных рыночных отношений оказывают определяющее влияние на развитие гражданского права, основных его институтов. К. Маркс характеризовал римское частное право как отличающееся «непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев.». По выражению известного английского ученого-юриста В. Ансона «договорное право является детищем торговли». Это означает, что главное регулирующее средство гражданского права – договор – возникло и сформировалось под воздействием потребностей торгового оборота.

В качестве источника коммерческого права выступают торговые обычаи. На их формирование в России существенное влияние оказывают внешнеторговые обычаи, документированные в изданиях авторитетных общественных организаций. Одним из источников гражданского и торгового права во всех странах является обычай. Отсутствует единое для всех стран определение обычая как правовой нормы. Более того, в доктрине одной и той же страны могут существовать различные определения обычая. В качестве основных признаков, которыми, как правило, характеризуется обычай, принято считать следующие: продолжительность существования, постоянность соблюдения, определенность, не противоречие публичному порядку. Что касается места обычая в иерархии правовых норм, то во многих странах обычай понимается, прежде всего, как норма, дополняющая закон в тех случаях, когда соответствующее предписание в законе вообще отсутствует или оно недостаточно полно.

В таких странах, как Франция и Германия, не исключается применение обычая, противоречащего нормам закона. Применение обычного права в Англии и США имеет свои особенности, так как речь идет не только о соотношении обычая и закона, но и о соотношении обычая и норм прецедентного права: нормы обычного права в результате применения их судами превращаются в нормы прецедентного права и становятся составной частью общего права.

Помимо обычаев, имеющих нормативный характер и применяющихся так же, как и любая другая норма права, в доктрине и практике выделяются еще так называемые обыкновения, играющие особенно большую роль при регулировании отношений сторон по торговой сделке. Подобно обычаям, обыкновения – это правила поведения, сложившееся в определенной отрасли торговли на основе постоянного и единообразного их применения. Однако, в отличие от обычаев, они не являются источником права и применяются только при условии, что эти правила известны сторонам и нашли отражение в сделке в виде прямой отсылки или подразумеваемого условия.Такого рода обыкновения распространены в сфере международной торговли, многие из них нашли отражение в ряде документов различных международных организаций, например в сборниках, подготовленных Международной торговой палатой в Париже (МТП). К их числу, в первую очередь относится широко известный во всем мире сборник международных торговых терминов «Инкотермс». Повсеместное распространение в мировой банковской практике имеют такие документы, разработанные МТП, как Унифицированные обычаи и практика для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, Унифицированные правила для гарантий по требованию. Все эти документы, пользующиеся широким признанием в соответствующих сферах делового общения, подвергаются модификации, с тем, чтобы действующие редакции их содержания отражали потребности торгового оборота и новые явления, возникающие в практике международного экономического оборота, для которого характерно чрезвычайно динамичное развитие.

Среди всей совокупности источников выделяется Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Она была принята на специально для этого созванной международной конференции ООН, проходившей в Вене с 10 марта по 11 апреля 1980г: ее сокращенное общеупотребительное название – Венская конвенция. Значение Венской конвенции определяется тем, что в ней содержатся основные нормы, посвященные международной купле-продаже; по существу – это базовый нормативный правовой акт, на который опираются все другие источники, так или иначе относящиеся к сфере международной торговли. Российская Федерация – участник Венской конвенции как правопреемник Союза ССР, который присоединился к Венской конвенции с 16 августа 1990 г.

Основную массу международного коммерческого оборота составляют экспортно-импортные операции с материальными ценностями: готовыми изделиями, полуфабрикатами, сырьем. Венская конвенция принималась в целях урегулирования именно таких операций, поэтому ее положения не являются универсальными, а сфера действия не является безграничной.

Венская конвенция не применяется к отношениям по продаже товаров с аукциона, продаже товаров в порядке исполнительного производства или продаже в ином порядке в силу закона. Кроме того, Венская конвенция не применяется по общему правилу к продаже товаров, которые приобретаются для личного, семейного или домашнего использования – подпункт а ст. 2 Конвенции.

Тем самым договор международной купли-продажи по Венской конвенции приобретает черты, характерные для договора поставки по российскому гражданскому праву, поскольку согласно ст. 506 ГК РФ, предметом договора поставки могут быть товары, предназначенные…» для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием». Но если поставщиком по российскому договору поставки может быть только лицо, которое осуществляет предпринимательскую деятельность, то Венская конвенция не устанавливает аналогичного ограничения, поэтому продавцом в договоре международной купли-продажи могут быть физические лица и организации, которые не осуществляют предпринимательской деятельности.

В Конвенции закреплены положения, устанавливающие ее соотношения с нормами национального права. В частности, согласно ст. 5 Конвенции, она «не применяется в отношении ответственности продавца за причиненные товаром повреждения здоровья или смерть какого-либо лица». К этим отношениям применяются нормы национального права; если в данном конкретном случае применимым правом будет российское право, то вопрос об ответственности продавца будет решаться на основании ст. 1095-1098 ГК РФ.

Важнейшим принципом действия Венской конвенции является добровольность ее применения участниками международных экономических отношений. Этот принцип провозглашен в ст. 6 Конвенции, которая гласит: «Стороны могут исключить применение настоящей Конвенции, при условии соблюдения статьи 12, отступить от любого из ее положений или изменить его действие». Единственное исключение из принципа добровольности относится к правилу ст. 12 Конвенции, согласно которому стороны не вправе изменить оговорку относительно обязательности письменной формы договора купли-продажи, сделанную государством, в котором хотя бы одна из сторон имеет свое коммерческое предприятие, при присоединении к Венской конвенции. Других исключений из принципа добровольности Венская конвенция не предусматривает. Такой подход представляется достаточно гибким, он позволяет участникам экспортно-импортных операций определять то применимое право, которое с их точки зрения наиболее адекватно соответствует особенностям их взаимоотношений. Например, исключив применение отдельных положений Венской конвенции, стороны могут заменить их нормами национального права, положениями lex merkatoria, обычаями делового оборота либо могут урегулировать соответствующие вопросы самостоятельно путем внесения согласованных ими условий в содержание договора.

Из содержания ст. 6 Венской конвенции вытекает презумпция о ее применении к отдельным конкретным договорам международной купли-продажи: конвенция не подлежит применению полностью или в соответствующей части только тогда, когда сторонами договора прямо и не двусмысленно заявлено об этом. Если подобной оговорки не сделано, Венская конвенция применяется к договорам международной купли-продажи между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах, являющихся участниками Конвенции (договаривающимися государствами). Если же участником Конвенции является государство, лишь одной из сторон договора, договор подпадает под действие Венской конвенции в случае, «когда согласно нормам международного частного права, применимо право договаривающегося государства (подп. b) п. 1 ст.1 конвенции).

Если же для заключаемого договора Венская конвенция не может быть применимым правом в силу закона, стороны вправе применить Венскую конвенцию в целом или отдельные ее фрагменты, предусмотрев это в контракте. В таких случаях Венская конвенция выполняет роль не нормативного акта, а источника, имеющего рекомендательный характер как и другие источники, относящиеся к lex merkatoria или субправу (стандартные контракты, примерные условия и т.д.).И в этом аспекте Венская конвенция имеет большое практическое значение, поскольку далеко не все государства являются ее участниками и для резидентов таких государств ее применение зависит от их воли – от признания ими надежности и эффективности регулятивного действия положений Венской конвенции.

Lex mercatoria (право торговое) – представляет комплексное явление, свойственное современному состоянию унификации права международных коммерческих контрактов, отражающее возникновение ранее неизвестных практике и праву участников и форм юридического взаимодействия сторон таких контрактов, недостаточности национально-правового и международно-правового механизмов регулирования указанных отношений.

Содержание lex mercatoria отражает его комплексный характер и включает широкий набор предписаний, состоящий из общепризнанных принципов международного права, принципов гражданского обязательственного права, в целом совпадающих в различных правовых системах, что позволило достичь обобщения таких принципов в виде «частных» унификаций в рамках УНИДРУА, типовых контрактов и иных рекомендаций межправительственных и неправительственных организаций.

Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА – международный документ, который имеет неформальный характер и не является источником права в традиционном смысле, поскольку не представляет собой результат непосредственного проявления воли государства, хотя он и принят международной правительственной организацией (Международный институт унификации частного права УНИДРУА).

Учитывая недостаточную правовую подготовку малых и средних отечественных предприятий, им целесообразно использовать следующие ориентиры в правовом регулировании отношений из международных коммерческих контрактов: международные конвенции, в которых участвует Российская Федерация, затем российское гражданское право, Принципы УНИДРУА, иностранное право.

Проводимая международными организациями унификация права,хотя в основном направлена на создание единообразных правил, применяемых при регулировании международных сделок, вместе с тем имеет своим предметом также и правовые нормы, имеющие общий характер, то есть применяемые, в основном во внутреннем торговом и гражданском обороте. а в результате достигается полное изменение права этих государств в определенной области. Унификация правовых норм осуществляется в современных условиях не только посредством заключения международного договора. Все чаще используется путь, при котором совместными усилиями нескольких государств (либо с помощью международной организации) создается проект типового закона, который заинтересованные государства могут ввести у себя в стране.Так в странах Северного союза, объединяющего Скандинавские страны и Финляндию еще в начале ХХ в. были приняты единообразные законы о договоре купли-продажи, о торговом реестре, о торговых агентах и др. Проведение подобной унификации обладает тем недостатком, что каждое из государств, принимая такой типовой закон, может вносить в него любые изменения либо ограничиться принятием какой-то части предписаний.

Единообразное регулирование таких отношений может произойти и без намеренного предварительного создания единообразных норм, а как бы стихийно, когда сходные экономические, политические условия и потребности, складывающиеся в разных странах, вызывают необходимость одинакового правового регулирования. Но в таких случаях в литературе употребляется термин не «унификация», а «сближение», или «гармонизация», правовых норм. Представляется особенно существенным определенное сближение ряда правовых норм и принципов права стран континентальной Европы и стран общего права. Эта тенденция, в частности, довольно отчетливо прослеживается при анализе ряда предписаний последних десятилетий в праве, относящихся к одной и другой правовой системе, особенно в области договорного права. Сближение правовых систем происходит не только путем изменения правовых предписаний. Оно идет и по линии изменения методов регулирования: если в странах континентальной Европы все большее значение приобретает судебная практика, то в странах прецедентной системой права возрастает роль закона. Сближение может происходить и без изменения самих правовых предписаний, когда, используя различающиеся правовые принципы и нормы, свойственные разным странам, толкуют и применяют их таким образом, что, сглаживая разные позиции, приходят к одинаковому результату. Одна из задач Комиссии по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) состоит в том, чтобы изыскать пути и средства, обеспечивающие единообразие толкования международных конвенций и единообразие законов в области права международной торговли.

Принимаемые в последнее время международные конвенции предписывают при толковании их положений учитывать международный характер норм, содержащихся в этих конвенциях, и необходимость содействовать достижению единообразия в их применении (ст. 1 Конвенции об исковой давности в международной купли-продажи 1974 года, ст. 3 Конвенции о морской перевозке грузов 1978 года, ст. 7.1 Венской конвенции о международной купле-продаже товаров 1980 года).

Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА – это документ, который имеет неформальный характер и не является источником права в традиционном смысле, поскольку не представляет собой результат непосредственного проявления воли государства, хотя он и принят международной правительственной организацией. Главная особенность при использовании такого документа для регулирования возникающих между контрагентами из разных стран отношений заключается в том, что в соответствующих случаях в основе применения этого источника правовых норм лежат не формальные предпосылки, а присущая ему авторитетность. Данное качество вытекает, с одной стороны, из международного происхождения документа, а с другой – из универсальности его содержания, отражающего наиболее общие, сформулированные в большинстве национальных правовых систем подходы к решению правовых вопросов либо решения, отвечающие потребностям наиболее оптимального регулирования международных торговых сделок.

Торговое право

ТОРГОВОЕ ПРАВО — система норм права, регулирующих деятельность по продвижению товаров от изготовителей к потребителям (товарный оборот); правовая наука и учебная правовая дисциплина. Товарный оборот — часть имущественного оборота, регулируемого гражданским правом, в нормативно-содержательном отношении Т.П. представляет собой подотрасль гражданского права. Поэтому нормы гражданского права и Т. п. соотносятся как нормы общие и специальные. На отношения товарного оборота распространяются принципы гражданского права, нормы общей части и других разделов ГК, если законом не установлены специальные правила, регулирующие эти отношения. Наряду с этим особенности товарообращения регулируются совокупностью специальных законов и иных правовых актов, образующих Т. п.

Возникновение Т. п. связано с развитием товарных, рыночных отношений. Начиная с XI в. в Италии, являвшейся в тот период наиболее мощным торговым узлом, формируются торговые и морские обычаи, получающие общее признание. Историю документированного Т. п. нередко ведут от Ордонанса о торговле, изданного во Франции в 1673 г. и послужившего основой Французского торгового кодекса 1807 г. Французский торговый кодекс (наряду с ГК) был рецепирован рядом европейских государств, оказав влияние на развитие Т. п. В XVIII–XIX вв. на Англию как крупнейшую торговую державу приходилась основная доля мирового товарооборота. Однако в силу особенностей правовой системы Англия не оказала значительного влияния на развитие Т. п. Гораздо большее значение имело принятие в Германии в 1861 г. Всеобщего немецкого торгового уложения (ТУ). В этот период Германия представляла собой конгломерат из десятков разрозненных образований. ТУ сыграло важную роль в формировании единого немецкого рынка, экономической консолидации страны. В 1896 г. уже в единой Германии было издано Гражданское уложение, в которое перенесены многие положения из ТУ. Последнее (в дальнейшем переиздававшееся и уточнявшееся) действует до настоящего времени. Под влиянием успехов законодательных мер в Германии и с учетом собственных потребностей^ конце XIX — начале XX в. почти во всех странах Западной Европы и Японии наряду с гражданскими были приняты самостоятельные торговые кодексы.

В России путь к становлению самостоятельного и систематизированного торгового законодательства был намечен Соборным Уложением 1649 г. Ряд значительных законодательных мер осуществлен при Петре I. Особенно важное значение имело издание регламентов о Коммерц-коллегии и Мануфактур-коллегии, затем — регламента Главного магистрата, который помимо вопросов городского самоуправления содержал нормы о купечестве, ярмарках, биржах, маклерах и др. В 1721–1724 гг. издаются Морской торговли регламент и Морской устав. С расширением внешнеторговых связей в 1731 г. издается Морской пошлинный регламент, в 1755 г. — Таможенный устав, где имелись важные статьи о содержании измерительных приборов, ярмарочной торговле, транзите товаров. Крупные успехи в развитии Т. п. были достигнуты при Александре I. Благодаря М.М. Сперанскому Россия получила свод законов, написанных без подражания иноземному законодательству. Значение этих шагов было наиболее ощутимым в торговой деятельности, страдавшей от недостатков прежних узаконений. С начала 70-х гг. прошлого века российская торговля и промышленность переживают небывалый подъем, который сопровождается мерами по развитию и систематизации Т. п. Основным систематизированным актом являлся Устав торговли 1887 г., изданный в новой редакции в 1906 г. В нем детально регулировалась деятельность торговых товариществ и купцов, содержались административные установления о порядке торговли отдельными видами товаров, ведении купеческих книг, содержании измерительных приборов, торговых складов и помещений, другие важные положения.

В советский период-в связи с идеологической линией на отказ от товарного рынка — процесс продвижения товаров от изготовителей к потребителям регулировался преимущественно планово-распределительными методами. Торговое законодательство в собственном смысле отсутствовало, положения о торговом обороте носили фрагментарый характер.

С учетом потребностей развития рыночных отношений в современной РФ многие вопросы товарного оборота получили урегулирование в ГК РФ. По мере издания законов и иных правовых актов по вопросам торговой деятельности постепенно оформляется отраслевая специализация Т. п. Она закреплена, в частности, в Общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 февраля 1993 г. (с последующими изменениями).

Резкое увеличение в последние десятилетия масштабов внешней торговли, формирование мирового товарного рынка сопровождались взрывным развитием Т. п. Это проявилось в заключении международных договоров в рамках ООН (и ее комиссий) по вопросам торговли, различных региональных соглашений, издании многочисленных документов Международной торговой палатой и другими организациями, огромного количества директив и рекомендаций Общего рынка. Соглашения государств — участников СНГ и других сообществ также служат нормативной базой внешнеторговой деятельности. Эти процессы повлекли выделение в международном частном праве относительно самостоятельного раздела — права международной торговли.

Вызывает теоретические споры проблема соотношения ГК и торгового кодекса. На самом деле издание двух кодексов или регулирование товарооборота нормами ГК — вопрос законодательной традиции и техники. В таких рыночных государствах, как Италия и Швейцария, отсутствуют торговые кодексы, что, однако, не исключило необходимости принятия специальных актов, регулирующих торговые отношения. Опыт США, Германии, Японии свидетельствует о том, что издание отдельных торговых кодексов позволяет полнее и детальнее регламентировать товарное обращение, способствуя его развитию. Что касается регулирования различными кодексами однотипных отношений, то оно не может порождать «дуализма» при строгом разграничении общих и специальных норм. От «дуализма» следует отличать нередко допускаемую в торговых кодексах предметную эклектику, урегулирование в них наряду с товарообращением вопросов, не имеющих какого-либо отношения к товарному обороту: кредитные и страховые отношения, перевозка грузов и пассажиров, аренда, лизинг, обращение ценных бумаг, банковские операции и др.

Специфика Т. п. как подотрасли гражданского права определяется особенностями целей и содержания торговой деятельности, субъектного состава ее участников, объектов товарного оборота, видов договоров, используемых для регулирования торговых отношений, и другими важными моментами. В Т. п. могут закрепляться лишь существенные особенности товарного оборота. Такие особенности остаются в значительной мере неурегулированными в ГК, что ведет к отсутствию нормативной базы для нормального осуществления и последовательного-развития рыночных отношении.

Особенность субъектного состава Т. п. выражается в том, что участниками товарного оборота признаются лишь юридические лица и индивидуальные предприниматели. Наряду с обычными предпринимательскими обществами важное значение приобрели организации, отличающиеся своеобразием задач и положения: биржи товарные, ярмарочные комитеты (центры) торговых ярмарок, выставки-продажи, различные виды контрактных объединений. Попытки определить их организационно-правовые формы на основании общих моделей предпринимательских («коммерческих») организаций, закрепленных в ГК РФ, привели к серьезным затруднениям, сдерживанию развития этих важных институтов товарного рынка.

Круг объектов Т. п. по сравнению с объектами гражданского права ограничен. Ими выступают лишь материальные предметы, вещи. Традиционно не относят к объектам Т. п. недвижимое имущество, ценные бумаги, результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них. В силу существенной специфики не включают в торговые отношения сделки по снабжению электроэнергией, теплом, водоснабжению и т. п.

Обязательственное ядро Т. п. составляют договоры о возмездной реализации товаров для предпринимательских и хозяйственных нужд: оптовой купли-продажи, поставки, закупок для государственных нужд, контрактации сельскохозяйственной продукции, оптовой мены (бартера), товарного кредита. Важную группу договоров Т. п. составляют различные посреднические договоры: оптовой комиссии, в том числе консигнации, франшизы (коммерческой концессии), торгового представительства, различные агентские договоры и др. В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой значительно возросла роль договоров, обслуживающих торговлю: на проведение маркетинговых работ, создание рекламной продукции, оказание рекламных и информационных услуг, хранение на товарных складах, экспедирование и др. Некоторые из названных договоров вообще не получили закрепления в ГК РФ, ряд других договоров урегулирован крайне схематично, неполно, что создает трудности в их применении. В гражданском законодательстве не представляется возможным урегулировать их с необходимой степенью полноты, поскольку это повлекло бы значительное увеличение объемов ГК РФ. Более удобно решить эти вопросы в кодифицированном подотраслевом законе типа торгового кодекса.

Т.п. в РФ призвано содействовать становлению и развитию рыночных отношений, т. е. формированию инфраструктуры (информационной, складской, тароупаковочной и др.) товарного рынка, налаживанию устойчивых торгово-хозяйственных связей между производителями и потребителями.

Потребности практики обусловили развитие науки Т. п. как одной из областей цивилистической теории. Первыми научными трудами по Т. п. считаются книги итальянского профессора теологии Луки Пачоли, опубликованные в 1494 и последующие годы. В них излагались основы знаменитой итальянской бухгалтерии с ее воспринятой во всем мире терминологией, принципом баланса и ведения отчета путем двойной записи на счетах. Однако лишь в XIX в. и особенно в нынешнем столетии начинает издаваться обширная литература по различным направлениям Т. п.

Современное зарубежное Т. п. опирается на мощное научное и методическое обеспечение. По заказам промышленных и торговых корпораций научными центрами и университетами проводятся разнообразные исследования. Важную роль в сближении и унификации Т. п. разных стран играют исследования, проводимые Международным институтом унификации частного права (УНИДРУА).

В дореволюционной России исследования по проблематике Т. п. получают развитие со второй половины XIX в., Усилиями многих ученых-коммерциалистов была создана одна из самых передовых в мире школ Т. п. Россия раньше других государств оценила важность теоретической подготовки специалистов в торговой сфере и на начальных этапах даже обогнала другие государства в деле коммерческого просвещения. В 1772 г. в Москве было основано первое коммерческое училище, тогда как в Западной Европе довольствовались приемами практического обучения. В 1810 г. образуется Практическая Академия коммерческих наук. Широкое распространение получает преподавание собственно Т. п. В каждом университете образованы кафедры Т. п. В 1896 г. принят закон о коммерческом образовании. В советский период преподавание Т. п. как отраслевой дисциплины было прервано. Курс Т. п. формируется как комплексная (а не отраслевая) дисциплина, в нем рассматривается регулирование торговой деятельности нормами разных отраслей права: административного, гражданского, финансового, трудового, уголовного и др. Преподавание Т. п. в виде отраслевой юридической дисциплины под названием «коммерческое право» начато с 1992 г. на юридическом факультете Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Там же образуется кафедра коммерческого права. В последующем такие кафедры возникают в других университетах и юридических вузах. Преподавание дисциплины коммерческого права ведется с учетом традиций дореволюционного российского Т. п., с использованием опыта зарубежных учебных заведений и в непосредственной связи с условиями и потребностями современной РФ.

Пугинский Б.И.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий