Традиционные источники конституционного права

  1. A) способом формирования банковских ресурсов из недепозитных источников
  2. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  3. Ad fontes — Назад к источникам
  4. Ca, P, в питании человека их роль и источники.
  5. Cущность, виды, источники формирования доходов. Дифференциация доходов населения.
  6. D. при однокамерной электрокардиостимуляции используются два электрода, размещенные в правом предсердии и в правом желудочке
  7. I. Дополните предложения глаголами, данными справа, поставив их в Imperfekt.
  8. I. Личные права и свободы.
  9. I. НОРМА ПРАВА, ИЛИ ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО
  10. I. О СУЩЕСТВЕ ПРАВА И НРАВСТВЕННОСТИ
  11. I. Поняття й ознаки об’єкта авторського права.
  12. I. ПРАВО И ПРИРОДА

Источники конституционного права образуют две основные сферы: естественное право и позитивное право.

Право нельзя сводить только к писаной его части, к позитивному праву. Это тем более верно в отношении конституционного права, которое призвано охранять свободу человека. Кроме позитивного правового регулирования, всегда подверженного опасности перегибов и соблазнам авторитарных решений, существуют общечеловеческие представления о свободе и справедливости, составляющие суть права. Эти представления относятся к вечным ценностям и служат главным критерием демократизма любой системы права.

Естественное право включает совокупность прав и свобод, исторически признанных человечеством как неотъемлемо присущие каждому человеку от рождения. Эти права и свободы не зависят от воли государства и не являются даром с его стороны. Напротив, государство связано этими первичными нравственными и разумными императивами и обязано признавать, соблюдать и гарантировать их.

Понимание естественного права как внутренне присущих человеку (от природы) состояния свободы и определенных неотъемлемых прав сложилось еще в античном мире. Эту идею развивал Аристотель и другие великие мыслители. В римском праве, в котором было развито позитивное право (гражданское право), тем не менее, признавалось и естественное право. Цицерон, например, прямо заявлял, что нельзя считать законом тот закон, который противоречит естественному праву. Конституция 1993 г. (ч. 2 ст. 17) устанавливает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Признается также, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Аналогичные концептуальные подходы к правам и свободам содержатся в конституциях многих стран.

В наше время естественное право повсеместно получило широкое признание, и общечеловеческие идеалы приобрели ясную правовую форму. Поэтому, казалось бы, ссылки на естественную свободу, справедливость, неотъемлемость ряда прав как гарантий или оправдания тех или иных поступков человека уже не столь важны. В нынешней Конституции РФ, например, четко закреплены все основные естественные права (на жизнь, на неприкосновенность личности, на частную собственность, свободу слова и др.). Это значит, что позитивное право все больше сливается с естественным правом.

Однако естественное право сохраняет свое значение для защиты прав человека. Своей деятельностью люди порождают новые и новые общественные проблемы, правовое разрешение которых, связанное с необходимостью принятия большого числа правовых норм, иногда означает ограничение конституционной свободы человека. Сохранение демократии поэтому нуждается в постоянном напоминании государству о существовании определенного минимума незыблемых прав человека, которые никогда не могут быть принесены в жертву целесообразности. Естественное право должно оставаться основой правосознания граждан, законодателей, чиновников, судей, незримо присутствуя в процессе применения позитивного права.

Не менее важна роль естественного права как гарантии против антидемократической активности определенных политических сил, стремящихся к реставрации тоталитаризма. Понятно, что в случае прихода к власти этих сил для них не составит большого труда изменить Конституцию и реформировать позитивное право. И только естественное право, если оно признается источником конституционного права, может стать основой для осознания народом неправомерности подобного рода «реформ» и спасения своей свободы. Естественное право должно признаваться как высший императив для парламента, президентской, исполнительной и судебной власти, местного самоуправления.

Превентивное воздействие неотъемлемости определенных прав и свобод человека служит опорой существования свободного гражданского общества, гарантией от поворотов вспять.

Пока же все призывы к приоритету позитивного права, к чисто «нормативистской» трактовке права при всей важности соблюдения писаного права объективно препятствуют глубокой демократической реформе права в интересах укрепления прав и свобод человека. В плоть и кровь народной жизни должна войти истина: если закон противоречит естественному праву, он ничтожен.

Источники конституционного права — правовые акты, содержащие нормы конституционного строя. Источники конституционного права имеют различные формы. К ним относятся: конституции, декларации, уставы, законы, указы, регламенты, постановления государственных органов, договоры. Источники носят как писаный, так и неписаный характер. В совокупности они образуют две основные сферы: естественное (неписаное) право и позитивное (писаное) право.

Естественное право включает совокупность прав и свобод, присущих каждому от рождения. Это такие права и свободы, которые не зависят ни в какой мере от воли государства. Само же государство при этом обязано признавать, соблюдать и гарантировать их. Естественные права должны признаваться всеми органами государственной власти и местного самоуправления. В настоящее время большинство стран приняли естественно-правовую точку зрения на происхождение и сущность прав человека. В России идея естественных прав нашла свое выражение в Декларации прав и свобод человека, которая была принята 5 сентября 1991г.

Наряду с федеральной Конституцией действуют конституции республик, входящих в состав Федерации. Они также обладают высшей юридической силой на своей территории, но при этом не должны противоречить Конституции РФ. Аналогичной силой обладают уставы иных субъектов Федерации (краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов).

Общепризнанные принципы и нормы международного права и мевдународные договоры РФ. В качестве источников конституционного права могут выступать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, установлен приоритет международного договора над нормами российского законодательства.

Договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ являются самостоятельными источниками конституционного права России.

Декларации. Декларация как источник конституционного права по характеру сформулированных в ней норм наиболее близка к конституции. Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Именно в декларациях преобладают нормы-принципы, которые впоследствии получают развитие в законодательстве. Значение деклараций заметно увеличивается в период изменения основ конституционного строя.

В новейшей истории конституционного развития России в данной правовой форме были приняты Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Указанные декларации содержали многие новые конституционные принципы и нормы, которые явились последующей основой для подготовки текста Конституции РФ 1993 г. В настоящее время указанные декларации, хотя и сохраняют юридическую силу, но в большей степени являются историческими документами, поскольку поставленные в них задачи выполнены, а провозглашенные ими принципы реализованы в Конституции РФ и федеральных законах.

Наибольшее количество норм конституционного права содержится в законах. Под законом следует понимать нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий социально значимые и типичные общественные отношения. Законы различаются как федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ, законы о поправках к Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы. Особое место в системе источников российского права занимают федеральные конституционные законы. Они развивают и дополняют Конституцию РФ; принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ; обладают большей юридической силой по отношению к другим законам; подготавливаются в особом, сложном порядке; не могут быть отклонены Президентом РФ.

Порядок принятия федерального конституционного закона урегулирован Конституцией РФ (ч.2 ст. 108). В Конституции РФ установлен исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов, и, как следует из ее норм, они регулируют с точки зрения Конституции РФ наиболее важные вопросы (ограничение прав и свобод, и др.). Федеральные конституционные законы не могут изменять положения Конституции Российской Федерации и не являются ее частью.

В настоящее время приняты такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации», ФКЗ «О чрезвычайном положении», ФКЗ «О военном положении» и др.

Постановления Федерального Собрания и парламентские регламенты. Нормы конституционного права могут содержаться в отдельных постановлениях Федерального Собрания и парламентских регламентах. Под регламентом, как правило, понимается нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности коллегиального органа. Регламенты палат Федерального Собрания принимаются каждой из палат в соответствии с Конституцией РФ. От законов они отличаются тем, что не требует утверждения другой палатой и подписи Президента Российской Федерации. Это — нормативные акты с внутренней сферой применения.

Подзаконные акты. К числу источников конституционного права следует отнести и подзаконные акты (указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; акты федеральных органов исполнительной власти; акты органов исполнительней власти субъектов РФ). Большинство исследователей к этой группе относят и акты местного самоуправления (уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов и др.).

Постановления Конституционного Суда РФ. К числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда РФ, в которых устанавливается соответствие Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, палат парламента и других нормативных актов, дается толкование Конституции РФ. Хотя с формальной точки зрения акты Конституционного Суда РФ не могут быть по своей юридической силе выше актов Парламента и Президента РФ, но по существу они являются таковыми. Согласно ч.б ст. 125 Конституции РФ акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Мнение о том, что к числу источников конституционного права относятся постановления Конституционного Суда РФ, достаточно прочно утвердилось в работах российских государствоведов. В частности, С.А. Авакьян отмечает, что официальное толкование Конституции Российской Федерации, осуществляемое Конституционным Судом РФ, становится не столько разъяснением содержания и смысла конституционной нормы, сколько созданием новых норм права. Конституционный Суд, толкующий Конституцию, назван им вторым законодателем.68

Решения судов общей юрисдикции. Решения судов общей юрисдикции не обладают общеобязательной нормативной силой. Прецедентная сила этих решений в стране не признана и единообразная практика применения пока не сложилась. Судебный прецедент, в отличие от англосаксонских стран (США, Англия и др.), в России в настоящее время не играет никакой роли в единообразии судебной защиты прав и свобод граждан на всей территории государства. Тем не менее, решения судов общей юрисдикции в своей совокупности также могут рассматриваться в качестве источников конституционного права.

Акты СССР и РСФСР. К числу источников конституционного права могут быть отнесены некоторые акты СССР и РСФСР. Среди них свое правовое значение сохранили некоторые законы и постановления, принятые Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановления Совета Министров СССР и РСФСР. Они применяются в части, не противоречащей действующему законодательству. Но следует отметить, что их число постоянно сокращается по мере принятия новых законов.

Правовые обычаи. Исключительно редко в системе источников конституционного права встречаются правовые обычаи. Под ними обычно понимаются сложившиеся на практике правила поведения, официально не зафиксированные никакими изданиями, но

которые в течение длительного времени признаются и применяются субъектами конституционного права. Так, в ст. 19 ГК указывается, что «гражданин приобретает и осуществляет права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственное имя, а также отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая». В таких случаях обычай, приобретая форму правового, обеспечивается не только мерами общественного воздействия, но и возможностью принуждения со стороны государства.

Контрольные вопросы

  • 1. Каковы роль и место конституционного права в системе российского права?
  • 2. Что входит в понятие предмет конституционного права?
  • 3. Охарактеризуйте систему конституционного права.
  • 4. В чем особенности источников конституционного права?

Под источником конституционного права (в юридическом смысле) понимаются юридические формы, способы выражения правовых норм, регулирующих общественные отношения, составляющие по своему содержанию предмет государственного конституционного права.

Источниками российского конституционного права являются законодательные и иные правовые акты, которые содержат нормы конституционного права. К ним относятся:

1. Конституция РФ — главный источник конституционного права. Конституция — основной закон любого государства. Ее нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют нормы конституционные.

Конституция РФ составляет правовую основу, фундамент действующего законодательства. В соответствии с ней строится вся нормотворческая деятельность в государстве. Вместе с тем она является актом прямого действия и применения на всей территории РФ.

  • 2. Конституции республик, находящихся в составе Российской Федерации, принимаются высшими органами законодательной власти республики или референдумом. Конституция республики не может противоречить Конституции. Вместе с тем республиканские конституции учитывают особенности этих субъектов РФ, так как вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов республики обладают всей полнотой государственной власти.
  • 3. Уставы, регламентирующие статус других субъектов РФ, — краев, областей, городов федерального значения, автономных областей и округов — относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов.

Конституция РФ предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области и автономном округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов РФ (п. 3 ст. 66).

4. Законы РФ. Конституция устанавливает существование двух видов законов: федеральные конституционные законы и федеральные законы. Они различаются по юридической силе, предметам ведения, порядку принятия и особенностям применения в их отношении отлагательного вето Президента РФ.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции. Федеральным конституционным законом регулируются: порядок введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъектов (ст. 65, 66); утверждение, описание и порядок использования государственных символов России (ст. 70); назначение и проведение референдумов (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88); назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека (ст. 103); определение порядка деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы (ст. 118), а также закрепление порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); установление оснований и порядка созыва Конституционного Собрания (ст. 135).

Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Основной круг вопросов, подлежащих регулированию федеральными законами, определен самой Конституцией в более чем 40 статьях.

Так, регулированию федеральными законами подлежат:

  • — ответственность за захват власти или присвоение властных полномочий (ст. 3);
  • — порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст. 6);
  • — установление перечня сведений, составляющих государственную тайну (ст. 29);
  • — установление условий и порядка пользования землей (ст. 36);
  • — регламентирование судопроизводства (ст. 47, 49, 50, 51);
  • — утверждение оснований ограничения прав и свобод (ст. 55);
  • — определение порядка несения военной или альтернативной службы (ст. 59);
  • — вопросы двойного гражданства (ст. 62);
  • — вопросы отношений автономных округов с краем или областью (ст. 66);
  • — установление статуса столицы — г. Москвы (ст. 70);
  • — установление системы налогов, взимаемых в федеральный бюджет (ст. 75);
  • — определение порядка выборов Президента РФ (ст. 81);
  • — закрепление статуса Совета Безопасности (ст. 83);
  • — установление порядка формирования Совета Федерации и порядка выборов депутатов Государственной Думы (ст. 96);
  • — установление состава и порядка деятельности Счетной палаты (ст. 101);
  • — установление статуса судей (ст. 121 — 124);
  • — определение полномочий и порядка деятельности прокуратуры (ст. 129) и др.

Конституция РФ закрепляет порядок принятия федеральных конституционных законов (ст. 108) и принятия федеральных законов (ст. 105—107).

В Конституции установлено также верховенство федеральных законов над всеми иными актами государственных органов, а также над законами субъектов РФ.

Принципиальный характер имеет также положение, сформулированное в ст. 15 Конституции, об обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию РФ и законы.

Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией.

Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ. Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» и Собрании законодательства РФ. Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

Конституционный Суд РФ в постановлении о толковании ст. 136 Конституции указал на существование еще одного вида законов, прямо не предусмотренного законодательством, — Закона РФ о поправках к Конституции. Действие такого Закона РФ носит временный характер — до внесения соответствующей поправки в текст Конституции.

5. Указы и распоряжения Президента РФ, главы государства. Обладая широкими полномочиями, Президент РФ реализует свою компетенцию путем издания указов и распоряжений, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ. В ст. 90 Конституции подчеркивается, что указы и распоряжения не должны противоречить Конституции и федеральным законам.

В Конституции предусмотрено также, что указы Президента РФ о введении военного положения и введении чрезвычайного положения подлежат утверждению Советом Федерации (ст. 102).

Согласно ст. 125 Конституции соответствие указов и распоряжений Президента РФ Конституции в случае сомнений разрешается Конституционным Судом РФ но запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

6. Акты палат Федерального Собрания — парламента РФ, представительного и законодательного органа.

В соответствии со ст. 102 Конституции Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению. Постановления принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией. Такой особый порядок установлен, например, для федерального конституционного закона, где для принятия постановления требуется три четверти голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 108).

Постановления принимает и Государственная Дума по вопросам, отнесенным к ее ведению; постановления принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок не предусмотрен Конституцией. Так, для утверждения федерального конституционного закона постановление Государственной Думы принимается большинством не менее 2/3 от общего числа депутатов.

  • 7. Декларации. Как правило, в форме деклараций закрепляются общие принципы конституционно-правового развития, например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г. и др.
  • 8. Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они издаются на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Эти постановления и распоряжения обязательны к исполнению в Российской Федерации. В случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента РФ постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115).

Правительство принимает также заключения. Статья 104 Конституции устанавливает, что законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты, предусматривающие расходы, которые покрываются за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ.

  • 9. Регламенты палат Федерального Собрания содержат конституционно-правовые нормы, регулирующие вопросы организации и деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. Они применяются самой палатой и не требуют утверждения никаким другим органом.
  • 10. Законы, принимаемые высшими представительными органами республик, указы, принимаемые главами этих государств в составе РФ, постановления законодательных и исполнительных органов в субъектах РФ.
  • 11. Договоры и соглашения, заключаемые Российской Федерацией с ее субъектами, а также между самими субъектами РФ. Примером такого вида источника конституционного права являются Федеративный договор от 31 марта 1992 г., Договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан от 15 февраля 1994 г. «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан» и др. Эти договоры должны соответствовать Конституции, а в случае их несоответствия действуют положения Конституции.
  • 12. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ также являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные международным договором, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции). Из этого следует, что в данных международно-правовых актах содержатся нормы, являющиеся составной частью внутригосударственного права, хотя очевидны проблемы, связанные с реализацией таких норм.
  • 13. Решения Конституционного Суда РФ. Специфика этого вида источников конституционного права определяется тем, что Конституционный Суд не может принимать нормативных актов. Вместе с тем его постановления окончательны, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно после его провозглашения. Они действуют непосредственно, не требуют подтверждения другими органами или должностными лицами.

Любые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Большое значение для правильного понимания и применения конституционно-правовых норм имеют постановления Конституционного Суда РФ по толкованию Конституции.

  • 14. Правовые акты СССР и РСФСР. Отдельные из них сохраняют свою юридическую силу, что обусловлено особенностями исторического развития России на современном этапе. Как установлено в п. 2 раздела второго Конституции «Заключительные и переходные положения», законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции.
  • 15. Акты органов местного самоуправления. Эти органы, реализуя свои полномочия, установленные гл. 8 Конституции, издают по вопросам своей компетенции правовые акты.
  • 16. Акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайного положения. В этой связи ст. 55 Конституции предусматривает, например, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
  • 17. В связи с образованием Союза Беларуси и России источником конституционного права стал Устав этого Союза, подписанный президентами обеих стран 23 мая 1997 г., а также ряд других совместных актов.

Следует подчеркнуть, что источниками конституционного права являются только те перечисленные выше акты, которые содержат нормы конституционного права, т.е. регулируют отношения, входящие в его предмет.

  • Здесь и далее имеются в виду Федеративные договоры от 31.03.1992 «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственнойвласти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации»; «О разграничении предметов ведения и полномочиймежду федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»; «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органамигосударственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республикв составе Российской Федерации».
  • Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П»По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней”, пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации”, частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданскогопроцессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодексаРоссийской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» в случае если Конституционный Суд РФ придет к выводу, что постановление Европейского Судапо правам человека, поскольку оно основано на Конвенции о защите прав человека и основных свобод в истолковании, противоречащем Конституции РФ, не может быть исполнено,такое постановление в этой части не подлежит исполнению.

Добавить комментарий