Транспортные договоры

Гражданский кодекс РФ и транспортные законы регулируют различные виды транспортных договоров. К ним относятся не только те, которые заключаются при разовых перевозках грузов, перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа, но и договоры об организации перевозок грузов, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов, узловые соглашения, договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры, договоры об эксплуатации подъездных путей, о передаче и уборке вагонов и др.

Для характеристики указанных договоров в юридической литературе используются термины «транспортные договоры», «система транспортных договоров», «транспортные обязательства». Но единого мнения об этих понятиях нет. Одни рассматривают их как самостоятельные юридические категории, являющиеся составной частью системы договорных обязательств, другие считают такой подход ошибочным.

Идея о выделении в качестве самостоятельных юридических категорий «транспортное обязательство» и «транспортный договор» была высказана в свое время в учебниках по гражданскому праву авторских коллективов юридических факультетов Московского и Санкт-Петербургского госуниверситетов. Она нашла своих сторонников. Так, С. Ю. Морозов, развивая положение о выделении в качестве гражданско-правовой категории транспортного обязательства, утверждает, что как один из видов «гражданско-правовых обязательств, которые в научной литературе иногда называют транспортными… оно объединяет в себе как частноправовые, так и публично-правовые начала». При этом автор не поясняет, как гражданско-правовая категория договорных обязательств, являющаяся частноправовой, может включать в себя так называемые «публично-правовые начала», и каким образом они проявляются в транспортных договорах.

Далее автор отстаивает идею существования в рамках общей системы договорных обязательств группы (системы) транспортных договоров. При этом он выделяет два критерия формирования самостоятельной группы договоров: первый – субъектный состав договорных отношений, в качестве которого должны рассматриваться перевозчики, фрахтователи, грузоотправители (грузополучатели), пассажиры; второй – это «направленность транспортных договорных обязательств. Договоры перевозки, буксировки и транспортной экспедиции направлены на перемещение пассажиров или материальных объектов в пространстве либо на обеспечение этого перемещения».

При сопоставлении приведенных критериев легко обнаружить противоречие. Автор объединяет договоры перевозки, буксировки и транспортной экспедиции по их направленности. Но два последних из указанных договоров не могут быть включены в систему транспортных договоров, так как не соответствуют первому приведенному критерию – субъектному составу. Сторонами договора буксировки являются буксировщик и отправитель, а договора транспортной экспедиции – экспедитор и клиент.

Что касается самой направленности транспортных договорных обязательств, то и по этому критерию нет полного совпадения приведенных автором договоров для объединения их в самостоятельную систему. Договор буксировки хотя и близок по целевой направленности с договором перевозки груза, но имеет отличия в предмете, который составляет услуга по перемещению плавучих объектов, имеющих свой экипаж, и в способах перемещения, каким являются тяга или толкание. Это дает основание считать его самостоятельным договором, относящимся к гражданско-правовым договорам об оказании услуг.

Аналогичная ситуация с договором транспортной экспедиции. В нем сочетаются элементы таких обязательств, как перевозка, агентирование, хранение, поручение, комиссия, придающие ему характер самостоятельного договора. Это позволяет отнести его также к гражданско-правовым договорам об оказании услуг.

Следует иметь в виду, что транспортные законы содержат ряд других договоров, так или иначе связанных с транспортной деятельностью, но относящихся к договорам разных типов и видов. Поэтому вполне понятно отрицание В. В. Витрянским идеи объединения договоров с участием транспортных организаций в единую категорию транспортных договоров. По его мнению, «попытки выделения категории «транспортных договоров” или «транспортных обязательств”, претендующих на собственное место в системе гражданско-правовых обязательств, представляются искусственными и ошибочными по существу».

Правомерность такой позиции очевидна. Это не означает, что термин «транспортные договоры» должен быть исключен из научного оборота. Вопрос в том, какой смысл должен вкладываться в это понятие, как оно должно трактоваться. В контексте рассмотренных положений термин «транспортные договоры» следует трактовать не в качестве правовой категории, составной части сформированной на основе ГК системы гражданско-правовых договоров, а как теоретическое понятие, позволяющее всесторонне и глубоко рассмотреть урегулированные транспортным законодательством договоры различных типов и видов, так или иначе связанных с транспортной деятельностью.

Такой подход применен, например, В. В. Витрянским – автором главы «Транспортные и экспедиционные обязательства» учебника «Российское гражданское право», отрицающим «транспортные обязательства» как составную часть гражданско-правовых обязательств. В ней тем не менее автор рассматривает основные виды обязательств, связанных с транспортной деятельностью, в том числе обязательства из договоров транспортной экспедиции, буксировки на водном транспорте, договоров об эксплуатации подъездных путей, о подаче и уборке вагонов и др.

Как теоретическая категория транспортные договоры – это договоры, заключаемые в целях организации, обеспечения и осуществления перевозок.

Транспортным договорам присущ важный объединяющий признак – регулирование правоотношений, связанных с перевозкой грузов, пассажиров, багажа и организацией ее осуществления. Вместе с тем указанные договоры имеют различную правовую природу и признаки. Они отличаются друг от друга предметом, субъектным составом, содержанием и формой. Каждый из них имеет свою конкретную цель. С учетом непосредственной целевой направленности есть основание выделить следующие классификационные группы транспортных договоров: 1) договоры перевозки и организации ее осуществления; 2) договоры буксировки; 3) договоры арендного типа для водного транспорта; 4) договоры транспортной экспедиции.

Транспорт — это одна из сфер материального производства. Хотя транспорт не создает новую продукцию, он вводит эту продукцию в сферу обращения. Продукция транспорта — сам процесс перемещения грузов, пассажиров и багажа. Главная задача транспорта — состыковать различные сферы промышленности, увязать их в единый технологический цикл.

Транспорт влияет на производственный процесс (от слаженной работы транспорта зависит результат производственного процесса, например, производство сельскохозяйственной продукции).

В литературе различают понятия транспортировка и перевозка. Перевозка (перемещение и груза и транспортного средства); Перекачка нефти, сплав леса — если груз движется не вместе с транспортным средством, а иным образом — это транспортировка.

В силу обязательства перевозки перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в указанный пункт назначения, а отправитель груза, пассажир или иное лицо обязуются уплатить провоздную плату.(ст. 785, 786)

Перевозка делится на: по видам транспорта: (железнодорожный; внутренневодный; морской; автомобильный; воздушный); в зависимости от числа транспортных организаций, участвующих в перевозке: местные (перевозка в местном сообщении) в ней участвует 1 транспортное предприятие; прямая (перевозка 2-мя или более транспортными организациями одним видом транспорта).

Перевозка,осуществляемая по одному транспортному документу (по одной накладной без переоформления груза в пути)- прямая; смешанная перевозка (участие нескольких транспортных организации, относящихся к различным видам транспорта).

Ответственность наступает у первого перевозчика,он один состоит в договорных отношениях с отправителем как за свои действия так и за действия других перевозчиков (Ветрянский сторонник этой позиции). Существует и другой взгляд — это западная доктрина. Договор грузоотправитель заключает с оператором, который организует транспортный процесс. Оператор несет ответственность перед грузоотправителем.

У нас существует аналогичная схема — договор транспортной экспедиции: отправитель -экспедитор — транспортная организация

Экспедитор вступает в фактические отношения с перевозчиком (по доверенности от отправителя). Экспедитор не несет ответственность по договору перевозки, а только по договору. Перед законодателем стоит задача разработки закона о прямом — смешанном сообщении. Этот закон упоминается в ст. 788 ГК.

Договор перевозки опосредуется несколькими договорами. На каждом виде транспорта можно выделить и иные виды перевозки: железнодорожный транспорт: (отправительский маршрут (ж/д сост. ж/д маршрут, состоящий из груза 1-го отправителя); повагонная отправка (загружается полностью вагон грузом первого отправителя); мелкая отправка (в 1 вагон загружаются грузы разных отправителей);

• речной, автомобильный транспорт, контейнерная отправка (небольшая партия груза; осуществляется со склада грузоотправителя).

• На автомобильном транспорте: (городская (внутри городской черты); пригородная (от городской черты в пределах 50 км.); междугородные; международные).

• Воздушный транспорт (если плановая посадка осуществляется в другом государстве, даже если пункты отправления и назначения находятся в одном государстве). Перевозки делятся на: пассажирские (без багажа или вместе с багажом); грузовые.

Правовое регулирование

ГК (гл. 40), состоящая из 17 ст.-в ней отражаются самые главные положения. Транспортное

законодательство не может от них отклониться.

Устав автомобильного транспорта от 08.01.69г. (в ред. от 28.04.95 г.)

Воздушный кодекс, 1997 г.

Транспортный устав ж/д, 1998 г.

Кодекс торгового мореплавания от 30.04.99 г.

Кодекс внутреннего водног транспорта от 07.03.01г.

47. Обязательство по подаче транспортных средств: понятие, содержание,

ответственность.

2 вида обязательств: обязательство по подаче транспортных средств (ст. 791 ГК); договор перевозки (ст. 785 ГК).

Договор реальный (договор считается заключенным с момента приема груз а). Отношения до вручения груза называются обязательствами по подаче транспортного средства (план перевозок). Это обязательство может возникнуть из 3-х юридических фактов: заявка на подачу транспортных средств. Она составляется грузоотправителем и подается перевозчику; сам договор перевозки (если он носит консенсуальных характер); договор об огрганизации перевозки (обычно заключается на год, ст .789 ГК).

Содержание обязательства по подаче транспортного средства: Перевозчик:

1) обязан предоставить транспортное средство;

2) обязан принять груз перевозки. Грузоотправитель:

1) обязан предъявить груз к перевозке.

Перевозчик: транспортное средство должно быть тем, которое указано в договоре; транспортное средство должно быть пригодно для перевозки (в техническом отношении). Обеспечивать сохранность груза; транспортное средство должно быть пригодным для перевозки данного груза (в коммерческом отношении); транспортное средство должно быть очищеным от остатков прошлого груза (промытого, продезинфицированного); транспортное средство должно быть предоставлено в таком количестве и в такое время, которое предусмотрено в заявке (если транспорт предоставлен в меньшем количестве, то недостающий транспорт будет предоставлен в следующем периоде). Принять груз:

Погрузочные работы осуществляются в зависимости от вида транспорта и от груза либо перевозчиком, либо грузоотправителем (грузополучателем).

Например, железнодорожные поргрузочные работы осуществляет железная дорога; воздушный транспорт — перевозчик;

морской транспорт — грузоотправитель должен выложить груз соответствующим образом, погрузку осуществляет перевозчик. Автотранспорт — отправитель и грузополучатель.

Груз: должен быть тот, который указан в заявке; должен быть затаренным; должен быть предоставлен с соответствующими сопровождающими документами. Ответственность за нарушение обязанности по подаче транспортного средства. Условия сдачи груза к перевозке: общие — подлежат выполнению во всех случаях независимо от специфики груза и касаются: количество; наименование; определение веса; тары, маркировки; объявление ценности; специальные — применяются при перевозке грузов, обладающими особыми свойствами (например, карантинные документы при перевозке животных и птиц). Принципы ответственности:

• ответственность наступает независимо от вины перевозчика и грузоотправителя, кроме случаев, предусмотренным законодательством;

• ответственность ограничивается исключительной неустойкой. Если причинен вред, —

ответственность из причинения вреда.

Ст. 794 ГК перевозчик за неподачу транспортных средств, а отправитель за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств несут ответственность, установленную транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Перевозчик и отправитель груза освобождаются от этой ответственности, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Договоры, связанные с перевозкой, относятся к транспортным договорам, к таким же договорам относятся договоры транспортной экспедиции и буксировки.

Предмет транспортных договоров – оказание услуги по доставке вверенных перевозчику объектов в пункт назначения.

Объектами транспортных договоров могут быть грузы, пассажиры и багаж (п. 1 ст. 784 Гражданского кодекса).

Общие условия перевозки определяются Гражданским кодексом РФ (гл. 40), транспортными уставами и кодексами, иными законами и правилами (п. 1 ст. 784 Гражданского кодекса). Условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность по этим перевозкам определяются соглашением сторон (ч. 2 п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса).

Характеристика транспортных договоров: возмездные, взаимные, могут быть реальными и консенсуальными.

Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение) определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта (ст. 788 ГК).

Договоры перевозки транспортом общего пользования, осуществляемые коммерческими организациями, являются публичными – ст. 426 Гражданского кодекса (ст. 789 Гражданского кодекса).

За перевозку взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, а при перевозке транспортом общего пользования – в соответствии с тарифами (п. 1 и 2 ст. 790 Гражданского кодекса).

Перевозчик имеет право удерживать грузы и багаж в обеспечение причитающейся ему провозной платы (п. 4 ст. 790 Гражданского кодекса).

Сроки доставки объектов перевозки в пункт назначения определяются в соответствии с транспортными уставами и кодексами либо должны быть разумными (ст. 792 Гражданского кодекса).

Ответственность за нарушение обязательств по перевозке стороны несут в соответствии с Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (ст. 793 Гражданского кодекса).

Ответственность перевозчика за утрату и повреждение груза или багажа предусмотренаст. 796 Гражданского кодекса: ущерб возмещается либо в размере стоимости груза или багажа (если они утрачены), либо в размере суммы, на которую понизилась их стоимость (в случае их повреждения), либо в размере объявленной стоимости (п. 2 ст. 796 Гражданского кодекса).

Вопрос №37

Договор перевозки грузов.

Порядок заключения договора перевозки. Перевозочные документы.

Договор перевозки груза – это соглашение сторон, по которому перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель — уплатить за перевозку груза установленную плату.

Договор перевозки груза реальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Стороны договора — отправитель груза и перевозчик.

Предмет договора — деятельность перевозчика по доставке груза управомоченному на его получение лицу.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Заключение договора перевозки может подтверждаться и другими письменными документами, особенно в случаях их дефектов и утраты. Так, при железнодорожных и внутренних водных перевозках предусматривается составление дорожной ведомости, повторяющей в основном сведения накладной. Кроме того, при этих перевозках отправителю в удостоверении приема груза выдается грузовая квитанция.

В случае утраты накладной перевозчиком он обязан на основании дорожной ведомости составить копию накладной и выдать ее грузоотправителю.

Порядок оформления транспортных документов подробно определен в правилах перевозок для соответствующего вида транспорта, причем на железнодорожном, воздушном и автомобильном транспорте применяется единая для данного транспорта форма основных транспортных документов. На водном транспорте пароходства используют и собственные проформы коносаментов.

Формы транспортной накладной для отдельных видов перевозки определяются соответствующими уставами и кодексами или в установленном ими порядке.

Размер провозной платы в обычном договоре перевозки, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон, а провозная плата за перевозку транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.

Ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение обязательств по перевозке устанавливается законодательством, а также договором перевозки. Если ответственность перевозчика установлена законодательством, соглашения о ее ограничении и устранении, в основном, ничтожны.

Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Основанием ответственности перевозчика за утрату, недостачу или порчу груза является наличие его вины в нарушении договора перевозки. Вина перевозчика предполагается, если он не докажет обратное.

Размер ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение груза или багажа ограничен размером причиненного отправителю или пассажиру реального ущерба, однако помимо этого перевозчик обязан возвратить провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком: в случае утраты или недостачи груза или багажа — в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа; в случае повреждения (порчи) груза или багажа — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа — в размере его стоимости; в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

Вопрос №38

Глава 40 ГК РФ предусматривает возможность заключения в сфере перевозочной деятельности следующих групп договоров:

  • Договоры перевозки.
  • Организационные договоры.

1. Договоры перевозки: договор перевозки груза, договор перевозки пассажиров и багажа (п. 1 ст. 784, ст. ст. 785, 786 ГК РФ). В целях транспортировки грузов, пассажиров, багажа может заключаться договор фрахтования (чартер) (ст. 787 ГК РФ), который содержит в себе элементы договора аренды.

В гл. 40 ГК РФ специально не выделяется договор перевозки почтовых отправлений. В качестве самостоятельного вида договора перевозки предусмотрена перевозка почтовых отправлений в транспортных уставах и кодексах.

2. Организационные договоры: договор об организации перевозок, договор об организации работы по обеспечению перевозок, договор о прямом и прямом смешанном сообщении (ст. 798, 799, 788 ГК РФ). Могут заключаться и иные, не поименованные в Гражданском кодексе РФ организационные договоры, например договор о подаче транспортных средств под погрузку и предъявлении груза к перевозке.

Виды договоров перевозки по видам транспорта

Специальное транспортное законодательство построено таким образом, что оно регулирует отношения по перевозкам различными видами транспорта. Данное обстоятельство позволяет выделять договоры перевозки, осуществляемые:

  • наземным транспортом (железнодорожным, автомобильным, городским наземным электрическим);
  • внеуличным транспортом;
  • воздушным транспортом;
  • водным транспортом (морским, внутренним).

В системе российского транспортного законодательства нет действующих федеральных нормативных актов, регулирующих отношения по перевозкам пассажиров и их ручной клади внеуличными видами транспорта. К ним относят метрополитен, монорельсовый транспорт, подвесную канатную дорогу транспортную (канатная дорога), фуникулер транспортный (наземная канатная дорога транспортная). Приняты только различные подзаконные акты, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утверждающие правила перевозки пассажиров различными видами внеуличного транспорта, в частности, метрополитеном, монорельсовым транспортом. Перевозка на внеуличных видах транспорта предполагает заключение договора перевозки пассажира и его ручной клади конкретным видом внеуличного транспорта.

Виды перевозок

1. В зависимости от осуществления перевозки в пределах Российской Федерации либо за ее пределами различаются:

  • внутригосударственные перевозки;
  • международные перевозки.

Перевозки в международном сообщении – это перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которых пассажиры, грузы, багаж, грузобагаж пересекают Государственную границу Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. В зависимости от количества перевозчиков, участвующих в перевозке по единому транспортному документу, разграничиваются:

  • перевозки местного сообщения;
  • перевозки прямого сообщения;
  • перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения.

Перевозки местного сообщения – это перевозки в пределах территориальных границ деятельности одной транспортной организации, осуществляемые по единому транспортному документу.

Перевозки прямого сообщения – это перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями одного вида транспорта по единому транспортному документу. Например, перевозки в прямом железнодорожном сообщении – перевозки пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов между железнодорожными станциями в России с участием одной и более инфраструктур по единому перевозочному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 2 УЖТ РФ).

Перевозки прямого смешанного (комбинированного) сообщения – это перевозки, осуществляемые несколькими транспортными организациями различных видов транспорта, но по единому транспортному документу, оформленному на весь маршрут следования (ст. 788 ГК РФ).

Добавить комментарий