Транспортные обязательства

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

Понятие транспортных обязательств

Транспортные обязательства (в широком значении) — это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство.

Подробнее

В настоящее время основными актами, регламентирующими транспортные отношения, являются:

  1. Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ;
  2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»;
  3. Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2207);
  4. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (СЗ РФ. 2001. N 11. Ст. 1001);
  5. Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ.

Стороны транспортного обязательства

  1. Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);
  2. Грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе;
  3. Грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. Грузополучатель в договоре выступает в качестве третьего лица, который обладает определенными правами, а в некоторых случаях и обязанностями (например, обязанность принять груз), что вытекает из договорных отношений грузоотправителя и грузополучателя. Таким образом, договор перевозки груза в некоторых случаях является договором в пользу третьего лица, предусмотренному ст. 430 Гражданского кодекса РФ.

Подробнее

Правовое положение перевозчика

В качестве перевозчика на морском транспорте выступает, как пра­вило, судовладелец — лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или исполь­зует его на ином законном основании (ст. 8 КТМ). Судовладельцами (т.е. и перевозчиками по договорам морской перевозки) могут являться:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, которым морские суда принадлежат на праве хозяйственного ведения;
  • учреждения, обладающие морскими судами на праве опера­тивного управления;
  • собственник (однако при передаче судна во владение и пользование другому лицу, например доверительному управляюще­му (ст. 14 КТМ), собственник утрачивает статус судовладельца и ис­ключает себя из правоотношений по перевозкам грузов);
  • коммерческие организации, находящиеся в морских портах и осуществляющие операции с грузами.

По договору воздушной перевозки перевозчиком признается так на­зываемый эксплуатант, имеющий лицензию на осуществление воздуш­ной перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты (ст. 100 ВК). Эксплуатантом является гражданин или юридическое лицо, имеющие воз­душное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие его для полетов и имеющие серти­фикат (свидетельство) эксплуатанта (п. 3 ст. 61 ВК), т.е. лицо, владею­щее воздушным судном на законном основании.

На железнодорожном транспорте в качестве перевозчика по договорам перевозки грузов и пассажиров понимается вся­кое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, при­нявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспор­том общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю). Основные требования к перевозчику определены в ст. 12 Закона о железнодорожном транспорте.

Особая роль в перевозочном процессе отведена владельцу инфра­структуры, которым считается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на осно­вании лицензии и договора. Он обязан заключать со всеми владель­цами сопредельных инфраструктур соответствующие соглашения по организации диспетчерского управления перевозочным процессом, установлению порядка технического обслуживания и эксплуатации железнодорожного подвижного состава, объектов энергетики и дру­гих объектов, а также устанавливающие ответственность перед пере­возчиками по обязательствам, вытекающим из перевозок в прямом железнодорожном сообщении.

Правовое положение грузоотправителя, грузополучателя и транспортных организаций, участвующих в исполнении транспортных обязательств

Грузоотправитель непосредственно заключает договор перевозки с перевозчиком и является его стороной.

В качестве грузоотправителя по договору перевозки груза может выступать любое физическое или юридическое лицо, хотя чаще всего в этой роли оказываются ком­мерческие организации, осуществляющие отправку грузов (в основ­ном производимых ими товаров) для исполнения своих договорных обязательств, связанных с продажей (поставкой) товаров и выполне­нием других договоров.Как правило, грузоотправитель является соб­ственником отправляемых грузов (грузовладельцем) либо лицом, на­деленным собственником соответствующими полномочиями по от­правке груза.

В отличие от грузоотправителя грузополучатель не принимает уча­стия в заключении договора перевозки и, следовательно, не может считаться стороной этого договора. В то же время законодательство наделяет грузополучателя определенными правами, связанными с пе­ревозкой груза, и, более того, возлагает на грузополучателя ряд обя­занностей, вытекающих из перевозки груза. Данное обстоятельство породило различные взгляды на правовое положение грузополучателя. В настоящее время господствующей яв­ляется позиция, объясняющая правовое положение получателя тем, что он является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки (ст. 430 ГК), поскольку перевозчик обязан выдать приня­тый к перевозке и доставленный в пункт назначения груз именно гру­зополучателю (управомоченному им лицу) и только последний вправе требовать от перевозчика выполнения этой обязанности. Более того, после обращения получателя к перевозчику с требованием о выдаче груза перевозчик должен выполнить свою обязанность, а грузоотпра­витель не вправе переадресовать груз либо изменить (в том числе по согласованию с перевозчиком) какие-либо условия договора перевоз­ки груза, что соответствует общему правилу п. 2 ст. 430 ГК. Кроме того, перевозчик вправе не выдавать получателю груз до мо­мента полной уплаты причитающихся ему провозных платежей (в том числе и тех, которые не были уплачены грузоотправителем), а также вы­двигать возражения против требований грузополучателя в связи с не­сохранностью груза (в том числе относительно вины грузоотправителя в неправильной погрузке, упаковке и креплении груза), что также соот­ветствует общему правилу п. 3 ст. 430 ГК. Наконец, невостребованны­ми получателями грузами вправе распоряжаться их грузоотправители, что также соответствует общему правилу п. 4 ст. 430 ГК. Таким обра­зом, все без исключения положения ГК, регулирующие договор в пользу третьего лица, относятся к договору перевозки груза.

Предмет транспортных обязательств:

  • оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа, пассажиров.

Виды транспортных обязательств

К транспортным договорам относятся:

  1. договоры об организации перевозок грузов;
  2. договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта:
    • железнодорожная перевозка;
    • автомобильная перевозка;
    • воздушная перевозка;
    • воздушный чартер;
    • морская перевозка;
    • перевозка по внутренним водным путям.
  3. договоры буксировки.

Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) — порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие виды обязательственных договорных отношений:

Расширенная классификация

По цели договоры перевозки разделяются на:

  1. договоры, направленные на организацию перевозок, целью которых является определение объема перевозимых грузов и количества пода­ваемых транспортных средств, а также порядка работы грузоотправи­телей и перевозчиков (договоры об организации перевозок; договоры на эксплуатацию подъездного пути и на подачу и уборку вагонов; дого­воры, заключаемые путем принятия заявки или заказа отправителя);
  2. договоры, направленные на обеспечение транспортировки грузов, пассажиров и багажа и доставки их в пункт назначения (соглашения между транспортными организациями о порядке организации пере­возок в прямом смешанном сообщении; узловые соглашения);
  3. договоры, направленные на доставку грузов, пассажиров и багажа в пункт назначения (реальный договор перевозки груза и договор перевозки пассажира).

По статусу перевозчика договоры перевозки включают:

  • договоры, перевозки по которым осуществляются транспортом об­щего пользования (являющиеся публичными договорами);
  • договоры, перевозчиком по которым являются иные транспортные организации.

По форме договора можно выделить:

  • договоры, оформляемые транспортной накладной или коносамен­том (реальные договоры перевозки конкретного груза);
  • договоры, заключаемые путем совершения конклюдентных действий (принятие транспортной организацией заявки или заказа грузоотправителя; договоры перевозки пассажиров, приобретающих биле­ты непосредственно в автобусе, и т.п.);
  • договоры, заключаемые в общем порядке.

По моменту заключения договора выделяются:

  • реальный договор перевозки конкретного груза;
  • все остальные виды договора перевозки, которые носят консенсуальный характер (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки грузов и т.д.).

По предмету договора выделяются:

  1. договоры перевозки пассажиров;
  2. договоры перевозки грузов (как реальный договор перевозки, так и консенсуальный договор на организацию перевозок);
  3. договор фрахтования (чартер).

По субъектному составу выделяются:

  • договоры перевозки пассажиров;
  • договоры перевозки грузов (заключаемые грузоотправителями);
  • договоры о порядке организации работы по обеспечению перевозок, заключаемые между транспортными организациями.

На морском транспор­те перевозки внутри страны называются каботажем:

  1. малый каботаж — перевозки между портами одного морского бассейна;
  2. большой каботаж — перевозки между портами нескольких морских бас­сейнов.

На автомобильном транспорте выделяют перевозки:

  • городские (в преде­лах черты города),
  • пригородные (за пределами черты города, но не бо­лее 50 километров),
  • междугородные (более 50 километров за чертой го­рода),
  • межреспубликанские;
  • международные.

Наряду с этим выделяются перевозки:

  1. местные — в пределах действия одной транспортной органи­зации (железной дороги, пароходства и т.п.);
  2. прямые — осуществляемые несколькими транспортными организациями одно­го вида транспорта и по одному транспортному документу;
  3. прямые смешанные — осуществляемые несколькими транс­портными организациями, относящимися к различным видам транс­порта, но на основе одного транспортного документа.

Содержание транспортных обязательств

Обязанности перевозчика:

  • подать отправителю груза транспорт под погрузку в установленный срок (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),
  • осуществить погрузку (выгрузку) груза, если это не входит в обязанности грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),
  • доставить груз, пассажира в пункт назначения в установленный срок (ст. 792 Гражданского кодекса РФ).

Обязанности грузоотправителя (грузополучателя), пассажира:

  • произвести оплату перевозки,
  • сообщить необходимую информацию о грузе,
  • принять груз.

Особенности ответственности по транспортным обязательствам

Основания ответственности по транспортным обязательствам

Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по перевозке груза наступает при наличии общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством, в частности ст. 401 ГК:

«Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

Специальные нормы ответственности сторон предусмотрены в следующих статьях ГК РФ:

  • Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке
  • Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств
  • Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
  • Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
  • Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Пределы ответственности перевозчика

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика, т. е. с момента принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу.

ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранностъ груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь

  • в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо
  • в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика.

Транспортное законодательство запрещает любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, установленную законодательством. Эти соглашения не имеют силы.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т. е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю. Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер.

Пределы ответственности грузоотправителя и грузополучателя

Особенностью правового регулирования транспортных отношений является то, что общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту – перевозчику, что естественно, поскольку именно от него зависит реальное исполнение обязательства по перевозке грузов.

Разграничение ответственности между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем за несохранность грузов и просрочку их доставки может иметь место на стадиях как заключения, так и исполнения договора перевозки.

Основаниями для наступления имущественной ответственности клиентуры перевозчика являются нарушения действующих на каждом виде транспорта правил

  • сдачи груза к перевозке, его упаковки,
  • своевременного получения груза в пункте назначения,
  • оформления перевозочных документов и т.д.

Повышенными по сравнению с размерами договорной ответственности перевозчика являются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов и контейнеров.

На автомобильном транспорте ответственность грузоотправителя и грузополучателя наступает за задержку по их вине автомобилей, поданных под погрузку или выгрузку, сверх установленных

Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки пассажира и багажа, порядок и сроки их предъявления также установлены транспортными уставами и кодексами.

Понятие. Транспортное обязательство – одно лицо (перевозчик) обязуется совершить в пользу другого лица (грузоотправителя, грузополучателя, владельца багажа или груза) определенные юридические или фактические действия по оказанию транспортных услуг, связанных с перевозкой, а другое лицо обязано оплатить оказанные услуги в размере, установленном законом или соглашением сторон.

Перевозчик:

На морском транспорте (по КТМ). Судовладелец – лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли он собственником или использует его на ином законном основании. Также судовладельцем признается фрахтователь (арендатор), эксплуатирующий судно и от своего имени заключающий договоры морской перевозки с отправителями грузов.

На воздушном транспорте (по ВК). Эксплуатант – физическое или юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществление воздушных перевозок пассажиров, грузов, багажа или почты; должен владеть на законном основании воздушным транспортным средством; должен иметь сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

На ж/д транспорте (по УЖТ). Перевозчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки ж/д транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж или грузобагаж, управомоченному на его получение лицу (получателю). Все такие юридические лица и ИП являются структурными подразделениями АО «РЖД». Ж/д перевозчик должен иметь лицензию на данный вид деятельности, владеть на любом законном основании ж/д подвижным составом, иметь квалифицированных работников, заключить договоры об оказании услуг локомотивной тяги (если он не имеет локомотивов) и об оказании услуг по использованию инфраструктуры.

Пассажир– любое физическое лицо.

Грузоотправитель– физическое или юридическое лицо, осуществляющее отправку грузов.

Грузополучатель – лицо, управомоченное на получение груза. Является третьим лицом, в пользу которого заключается договор перевозки.

Правовое регулирование:

— Глава ГК «Перевозка». Иное в части, не противоречащей ГК, устанавливается в транспортных уставах и кодексах;

— Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.10.07 (вступает 11.05.08.);

— ВК РФ;

— УЖТ РФ;

— КТМ РФ;

— КВВТ РФ;

— на основании уставов и кодексов Правила перевозок грузов и пассажиров;

— различные акты толкования.

Виды транспортных обязательств:

По видам транспорта: ж/д; автомобильные (городские, пригородные – расстояние до 50 км, междугородные – расстояние свыше 50 км, межреспубликанские, международные), воздушные, морские (если внутри страны – каботажные), внутренним водным транспортом.

В зависимости от количества перевозчиков: перевозки в местном сообщении (в пределах одной транспортной организации), перевозки в прямом сообщении (несколько организаций одного вида, но по единому транспортному документу), перевозка в прямом смешанном сообщении (несколько организаций разных видов, но на основе одного транспортного документа).

По моменту заключения договора: реальные (договор перевозки грузов — оформляются транспортные накладные или коносаменты), консенсуальные (договор перевозки пассажира, договор на организацию перевозки груза).

Собственно договоры перевозки: договор перевозки пассажиров, договор перевозки багажа, договор перевозки грузов.

По статусу перевозчика: перевозки транспортом общего пользования, перевозки иными транспортными организациями.

6. Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.

7. Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с органами, организациями и подразделениями системы МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.

8. Главное управление в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России обеспечивает эффективность деятельности ОВДТ.

9. Главное управление имеет печать с изображением геральдического знака — эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности Главного управления.
Главное управление для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.
II. Основные задачи Главного управления
10. Основными задачами Главного управления являются:
10.1. Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта.
10.2. Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования в области обеспечения правопорядка на объектах транспорта.
10.3. Организация в пределах своих полномочий противодействия преступности, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах транспорта.
10.4. Участие в пределах своих полномочий в реализации мероприятий по предупреждению и пресечению актов незаконного вмешательства на объектах транспорта.
10.5. Обеспечение в пределах своих полномочий межведомственного взаимодействия по вопросам транспортной безопасности.
10.6. Управление ОВДТ в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
(в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
10.7. Организационно-методическое обеспечение деятельности ОВДТ, а по вопросам транспортной безопасности — органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территориях (объектах) метрополитенов.
(пп. 10.7 в ред. Приказа МВД России от 13.12.2013 N 973)
III. Основные функции и полномочия Главного управления
11. Основными функциями Главного управления являются:
11.1. Организация и осуществление комплексного анализа состояния и прогнозирования развития оперативной обстановки на объектах транспорта.
11.2. Разработка предложений руководству Министерства по формированию и реализации государственной политики в области защиты личности, общества, государства от противоправных посягательств, обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью на объектах транспорта.
11.3. Анализ эффективности деятельности ОВДТ по защите личности, общества, государства от противоправных посягательств, обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью на объектах транспорта и принятие мер по ее совершенствованию.
11.3.1. Анализ деятельности органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территориях (объектах) метрополитенов, по вопросам транспортной безопасности и подготовка предложений руководству Министерства по совершенствованию ее организации.
(пп. 11.3.1 введен Приказом МВД России от 13.12.2013 N 973)
11.4. Обобщение практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Главного управления и выработка соответствующих мер по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел на транспорте, территориального органа МВД России и подразделений полиции территориальных органов МВД России, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территориях (объектах) метрополитенов (в рамках организационно-методического обеспечения по вопросам транспортной безопасности).
(в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950, от 31.01.2018 N 48))
11.5. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Главного управления.
11.5.1. Разработка проектов типовых положений о подразделениях ОВДТ, а также участие в установленном порядке в разработке типовых штатных расписаний указанных подразделений.
(пп. 11.5.1 введен Приказом МВД России от 31.12.2016 N 950)
11.6. Разработка либо участие в разработке в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров в сфере внутренних дел.
11.7. Подготовка или участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров Российской Федерации, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
11.8. Обеспечение представления и представление по искам, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям — интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
11.9. Ведение баз данных нормативных правовых актов по вопросам деятельности Главного управления, проведение работы по их систематизации.
11.9.1. Осуществление оперативно-разыскной деятельности в полном объеме структурными подразделениями Главного управления в сфере уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, противодействия экстремизму, борьбы с преступными посягательствами на грузы, а также контроля за оборотом наркотиков.
(пп. 11.9.1 введен Приказом МВД России от 31.12.2016 N 950)
11.10. Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений на объектах транспорта, совершенных организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящих транснациональный или межрегиональный характер, а также вызывающих большой общественный резонанс.
11.11. Организация в ОВДТ в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскной деятельности, ведение и учет в установленном порядке дел оперативного учета.
11.12. Организация в ОВДТ в соответствии с законодательством Российской Федерации производства дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, отнесенных к подследственности органов внутренних дел.
11.13. Выявление, обобщение положительного опыта организации и тактики проведения оперативно-разыскных мероприятий, обеспечение его внедрения в деятельность органов, организаций и подразделений системы МВД России.
11.13.1. Изучение положительного опыта обеспечения транспортной безопасности, внедрение его в деятельность органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территориях (объектах) метрополитенов.
(пп. 11.13.1 введен Приказом МВД России от 13.12.2013 N 973)
11.14. Принятие в пределах своей компетенции мер по выявлению и устранению условий, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений на объектах транспорта.
(в ред. Приказа МВД России от 13.12.2013 N 973)
11.15. Осуществление оперативного сопровождения уголовных дел, возбужденных по материалам Главного управления.
11.16. Предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики, борьбы с коррупцией на объектах транспорта.
11.17. Участие в проведении мероприятий по противодействию организованной преступности, экстремизму и терроризму на объектах транспорта.
11.18. Разработка и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности граждан и общественного порядка на объектах транспорта.
11.19. Контроль за исполнением административного законодательства, осуществлением производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных к подведомственности ОВДТ.
11.20. Организация и осуществление формирования и ведения в установленном порядке оперативно-справочных, криминалистических, разыскных и иных учетов, баз данных, информационных систем.
11.21. Организация в пределах своей компетенции деятельности ОВДТ по участию в соответствии с законодательством Российской Федерации в мероприятиях по контролю за оборотом оружия.
(пп. 11.21 в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
11.22. Утратил силу. — Приказ МВД России от 31.12.2016 N 950.
11.23. Организация в пределах своей компетенции деятельности ОВДТ по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) деятельности на объектах транспорта.
(в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
11.24. Организация в пределах компетенции деятельности по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, профилактике детского травматизма на объектах транспорта.
11.25. Утратил силу. — Приказ МВД России от 31.12.2016 N 950.
11.26. Организация деятельности ОВДТ по участию в обеспечении режимов чрезвычайного положения и военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.
11.27. Участие в развитии и укреплении материально-технической базы ОВДТ.
11.28. Утратил силу. — Приказ МВД России от 31.12.2016 N 950.
11.29. Координация деятельности подразделений кинологической службы ОВДТ, обеспечение эффективного использования специалистов-кинологов со служебными собаками в борьбе с преступностью и охране общественного порядка на объектах транспорта.
11.30. Участие в разработке и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности.
11.31. Организационно-методическое обеспечение деятельности ОВДТ, а по вопросам транспортной безопасности — органов внутренних дел, обеспечивающих правопорядок и общественную безопасность на территориях (объектах) метрополитенов. Разработка рекомендаций и методических пособий.
(пп. 11.31 в ред. Приказа МВД России от 13.12.2013 N 973)
11.32. Утратил силу. — Приказ МВД России от 24.09.2014 N 816.
11.33. Использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
11.34. Рассмотрение обращений граждан; иных писем, заявлений; публикаций в средствах массовой информации по вопросам деятельности Главного управления.
11.35. Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну и иную охраняемую законом тайну, режима секретности проводимых работ, ведения секретного делопроизводства в Главном управлении.
(пп. 11.35 в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
11.36. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России иных функций по вопросам деятельности Главного управления.
12. Главное управление для осуществления своих задач и функций имеет право:
12.1. Создавать рабочие группы и комиссии.
12.2. Запрашивать и в установленном порядке получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и должностных лиц сведения, справки, документы (их копии), иную информацию, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Главного управления.
12.3. По поручению заместителя Министра привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных на Главное управление задач образовательные, научные организации системы МВД России, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
(в ред. Приказов МВД России от 13.12.2013 N 973, от 31.12.2016 N 950)
12.4. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам деятельности Главного управления.
12.5. Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства и его территориальных органов, образовательных, научных организаций МВД России для решения задач, возложенных на Главное управление.
(в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
12.6. Проводить по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, проверки деятельности ОВДТ.
12.7. Вносить предложения заместителю Министра о постановке на особый контроль подразделений ОВДТ, имеющих низкие результаты деятельности, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности их руководителей.
(в ред. Приказа МВД России от 13.12.2013 N 973)
12.8. Заслушивать отчеты начальников (заместителей начальников) ОВДТ.
(в ред. Приказа МВД России от 31.01.2018 N 48)
12.9. Проводить совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары.
12.10. Проводить в установленном порядке стажировку руководителей ОВДТ.
12.11. Использовать при выполнении возложенных задач возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций, средств массовой информации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12.12. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Главное управление является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.
12.13. Осуществлять иные полномочия, предоставленные Главному управлению нормативными правовыми актами МВД России.
IV. Организация и обеспечение деятельности Главного управления
13. Главное управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке.
Начальник Главного управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности в установленном порядке.
14. Начальник Главного управления:
14.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Главного управления и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Главное управление задач и функций и реализацию предоставленных прав.
14.2. Распределяет по согласованию с заместителем Министра функциональные обязанности между своими заместителями; осуществляет контроль за исполнением ими возложенных на них обязанностей; делегирует часть своих полномочий своим заместителям.
(в ред. Приказа МВД России от 13.12.2013 N 973)
14.3. Утверждает положения и планы работы структурных подразделений Главного управления.
(в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
14.4. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для выполнения всем личным составом Главного управления, а также отдает поручения руководителям ОВДТ, необходимые для выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел на транспорте, в пределах установленных полномочий по управлению ОВДТ.
(пп. 14.4 в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950, от 31.01.2018 N 48)
14.5. Создает в пределах утвержденного штатного расписания Главного управления временные подразделения целевого назначения для выполнения задач, возложенных на Главное управление.
14.6. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации и служебной необходимостью внутренний распорядок и режим работы Главного управления.
14.7. Осуществляет в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России полномочий прием, назначение, перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников Главного управления до заместителя начальника управления, входящего в Главное управление, включительно.
14.8. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на федеральную государственную гражданскую службу в Главное управление, и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в Главном управлении.
14.9. Организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников на переподготовку и повышение квалификации.
14.10. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников Главного управления; присваивает сотрудникам Главного управления специальные звания до подполковника полиции включительно. Представляет в установленном порядке руководству Министерства предложения о присвоении специального звания полковника полиции сотрудникам Главного управления и ОВДТ.
(пп. 14.10 в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
14.11. Поощряет в пределах предоставленных Министром прав сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления и ОВДТ. Налагает на сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления дисциплинарные взыскания соответственно до начальника управления включительно. Вносит заместителю Министра представления к награждению государственными и ведомственными наградами сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления и ОВДТ, а также предложения об их поощрении либо применении к ним дисциплинарных взысканий правами заместителя Министра.
(пп. 14.11 в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
14.12. В установленном порядке в пределах предоставленных Министром прав поощряет граждан, оказавших содействие Главному управлению в решении поставленных задач, вносит начальникам органов, организаций и подразделений системы МВД России и руководству Министерства предложения о поощрении граждан, оказавших содействие Главному управлению в решении поставленных задач.
14.13. В установленном порядке направляет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления в служебные командировки.
14.14. Устанавливает в пределах своей компетенции сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Главного управления соответствующие надбавки и выплаты.
14.15. Предоставляет в пределах своей компетенции отпуска сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Главного управления.
14.16. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Главном управлении.
14.17. Организует в пределах своей компетенции
разработку и реализацию мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления в соответствии с гарантиями и льготами, предоставленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;
оказание по поручению заместителя Министра в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой помощи сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим Главного управления в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.
(в ред. Приказа МВД России от 13.12.2013 N 973)
14.18. Организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку и мобилизацию в Главном управлении, а также обеспечивает выполнение в Главном управлении мероприятий гражданской обороны.
14.19. Участвует по решению заместителя Министра в согласовании назначения руководителей подразделений ОВДТ в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России.
(в ред. Приказа МВД России от 13.12.2013 N 973)
14.20. Осуществляет прием граждан, обеспечивает в пределах компетенции рассмотрение обращений граждан и организаций, подписывает ответы на них; организует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение сотрудниками и федеральными государственными гражданскими служащими Главного управления обращений, а также полноту и обоснованность принятых по ним решений.
(пп. 14.20 в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
14.21. Несет персональную ответственность за своевременную разработку и проведение мероприятий по обеспечению режима секретности и организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в подразделениях Главного управления.
(пп. 14.21 в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
14.21.1. Отвечает за организацию в Главном управлении обработки персональных данных с учетом их конфиденциальности и безопасности, а также требований по защите, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области персональных данных.
(пп. 14.21.1 введен Приказом МВД России от 17.09.2015 N 891)
14.22. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, участвует в проведении мероприятий морально-психологического обеспечения и несет персональную ответственность за морально-психологическое состояние личного состава, состояние социально-психологического климата в служебных коллективах, состояние служебной дисциплины и законности среди подчиненных, эффективность профилактической и воспитательной работы с ними.
(пп. 14.22 в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
14.23. Организует правовую работу Главного управления через начальника правового подразделения Главного управления.
(пп. 14.23 в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
14.24. Реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Главного управления и предусмотренные нормативными правовыми актами МВД России.
15. При начальнике Главного управления действует совещание, порядок проведения и состав которого определяются начальником Главного управления.
(в ред. Приказа МВД России от 31.12.2016 N 950)
16. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, материально-техническое, финансовое, морально-психологическое и иное обеспечение Главного управления осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.

Утверждено приказом МВД России от 16 июня 2011 г. N 680 «Об утверждении Положения о Главном управлении на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации»

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 17

гражданские правоотношения, связанные с оказанием услуг на различных видах транспорта.

Особенности транспортных обязательств:

1. относятся к группе договоров по оказанию услуг, их предмет не имеет материально овеществленной формы

2. услуги предоставляются посредством использования особого объекта – транспортного средства

3. транспортные обязательства возникают из договоров

4. потребность в транспортных услугах имеет постоянный и массовый характер. Часто являются публичными договорами. Договор перевозки транспортом общего пользования.

5. транспорт является источником повышенной опасности, необходимо обеспечить его надлежащую эксплуатацию. Перевозки практически на всех видах транспорта подлежат лицензированию. Ст. 1079 – повышенная ответственность владельца транспортных средств. Независимо от вины.

Виды транспортных обязательств:

1. договоры об организации перевозок

2. договоры перевозки – грузов, пассажиров и багажа

3. договор транспортной экспедиции

4. договор буксировки

5. договор об организации работы по обеспечению перевозок грузов

Договор перевозки по уставу автотранспорта делится на:

1. международные перевозки – за пределы и из-за пределов РФ

2. внутригосударственные

· городские – в пределах черты города

· пригородные – за пределы черты города, до 50 км включительно

· междугородние – за пределы черты города на расстояние более 50 км

· межрегиональные – по территории 2 и более субъектов РФ

ж/д транспорт

1. международные

· в прямом международном сообщении

· в непрямом международном сообщении

2. внутрироссийские

Специальные ж/д перевозки – для гос нужд, осужденных лиц

Правовое регулирование

гл. 48 – общие правила перевозок независимо от вида транспорта

Спец нормы установлены в транспортных уставах и кодексах.

ФЗ о транспортно-экспедиционной деятельности

гл. 41 ГК – транспортная экспедиция

Подзаконные акты – постановления правительства – правила перевозок, приказы, инструкции Министерства транспорта

Международная конвенция о морской перевозке грузов ООН – имеют приоритет

Если гражданин выступает в качестве заказчика – закон о ЗПП

Договор об организации перевозок

На всех видах транспорта

ГК как самостоятельный не выделяет

Ч. 1 ГК, транспортные уставы и кодексы

Заключается на год и более.

Заключается при необходимости осуществления систематических перевозок.

Консенсуальный договор, возмездный, взаимный.

Существенные условия – объем, сроки предоставления транспортных средств, порядок расчетов, иные условия организации перевозок на будущее время

Договор об организации перевозок грузок предусмотрен, дано понятие – ст. 798. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец — предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме.

Морской транспорт называет его долгосрочный договор, внутренний водный транспорт – навигационный договор.

Часто заключается как предварительный, на его основе договор перевозки грузов.

Не более чем за 45 и не менее чем за 10 дней – заявка на ж/д транспорте.

Автотранспорт – заявка за 14 часов, в международном сообщении – за 48 часов. Допускается заказ телефонограммой.

Договор перевозки груза

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Реальный, возмездный. Публичный – если перевозка транспортом общего пользования. Ст. 789. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица. ИП тоже подпадает под действие этой статьи. Двусторонне-обязывающий.

Стороны – перевозчик и грузоотправитель.

Перевозчик – субъект предпринимательской деятельности либо некоммерческая организация, если разрешено.

Грузоотправитель — собственник, титульный владелец либо иное уполномоченное лицо

Грузополучатель – может совпадать с грузоотправителем, если не совпадает – третье лицо.

Письменная форма, должны быть составлены товарно-транспортные документы в зависимости от вида транспорта. Коносамент, накладная, чартер.

Товарная накладная – основной перевозочный документ, сопровождает груз до места назначения и составляется в определенном количестве экземпляров (авто – 4 экземпляра). Обязательно один выдается грузополучателю, один остается у перевозчика. Грузоотправителю. Один обычно сдается в бухгалтерию. На основании накладной производится расчет между сторонами, выдается квитанция о приемке груза.

Коносамент – ценная бумага, которая удостоверяет не только факт передачи груза, но и права на данный груз лица, являющегося владельцем коносамента. На морском виде транспорта при перевозках на линейном судне. По составленному расписанию и указанному рейсу.

Чартер – в отношениях между перевозчиком и получателем груза, который одновременно является и грузоотправителем, т.е. стороной в договоре. Чартер — не просто документ, а сам договор перевозки груза. Коносамент договором не является, только доказывает наличие договора.

Обязанности перевозчика:

1. подать транспортное средство в установленный срок в исправном состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза

2. осуществить погрузку, если это возложено на него по договору

3. доставить груз в пункт назначения в сроки и порядки, установленные договором

4. уведомить грузополучателя о прибытии груза на воздушном транспорте

5. хранить груз в течение определенных сроков

Обязанности отправителя или получателя груза:

1. уплатить провозную плату. Размер определяется тарифами либо по соглашению

2. осуществить погрузку и выгрузку

3. принять груз

Право удерживать груз в обеспечение полагающихся ему платежей

Ответственность перевозчика:

· за неподачу транспортных средств

· подачу с опозданием

· за утрату, недостачу и неполучение груза

Освобождается в случае непреодолимой силы или есть какие-либо действия отправителя или получателя.

Ответственность в виде возмещения реального ущерба. Возврат провозной платы.

Получатель может отказаться от получения груза, если повреждения носят существенный характер – на воздушном транспорте.

Ответственность отправителя:

· за неоплату услуг перевозчика

· за неиспользование поданных транспортных средств

Сокращенный срок исковой давности – год с момента, определяемого транспортными уставами и кодексами.

Отдельные виды перевозки груза – чартер на воздушном транспорте, на морском транспорте.

КТМ – общая и частная авария – порядок распределения убытков между перевозчиком, судовладельцем и грузоотправителем.

Сроки – срок подачи транспортного средства под загрузку

Срок доатвки и срок перевозки – срок в который груз должен быть доставлен, определяется договором или правилами перевозки

Договор буксировки

Соглашение, по которому владелец одного судна обязуется за вознаграждение буксировать другое судно или иной плавучий объект на определенное расстояние либо для выполнения маневров на акватории данного порта, в т.ч. для ввода судна в порт или вывода из него.

Договор возмездного оказания услуг – гл. 39 ГК.

Консенсуальный, возмездный, двусторонне-обязывающий. Морская и портовая буксировки. Морская – под управлением капитана буксирующего судна, портовая – под управлением капитана буксируемого судна. Они будут нести ответственность в случае причинения ущерба, если есть вина. Стороны – заказчик и исполнитель.

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 28

Понятие транспортных обязательств

Транспортные обязательства (в широком значении) — это обязательства, в силу которых перевозчик должен совершить юридические и фактические действия по перемещению (транспортировке) груза, пассажира или багажа (транспортные услуги) в пользу грузоотправителя (грузополучателя, пассажира), а грузоотправитель обязуется оплатить эти действия.

Гражданский кодекс, традиционно определяя основные принципы гражданско-правового регулирования перевозок, отсылает к иным специальным законам, составляющим транспортное законодательство.

Стороны транспортного обязательства

Перевозчик — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

Грузоотправитель (отправитель) — физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки выступает от своего имени или от имени владельца груза и указано в перевозочном документе;

Грузополучатель (получатель) — физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза, багажа, грузобагажа. Грузополучатель в договоре выступает в качестве третьего лица, который обладает определенными правами, а в некоторых случаях и обязанностями (например, обязанность принять груз), что вытекает из договорных отношений грузоотправителя и грузополучателя. Таким образом, договор перевозки груза в некоторых случаях является договором в пользу третьего лица, предусмотренному ст. 430 Гражданского кодекса РФ.

Предмет транспортных обязательств:

оказание нематериальных услуг перевозчика в отношении других лиц (грузоотправителя, пассажира и др.), связанные с перемещением грузов, багажа, пассажиров.

Виды транспортных обязательств

К транспортным договорам относятся:

1) договоры об организации перевозок грузов;

2) договоры перевозки грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта:

§ железнодорожная перевозка;

§ автомобильная перевозка;

§ воздушная перевозка;

§ воздушный чартер;

§ морская перевозка;

§ перевозка по внутренним водным путям.

3) договоры буксировки.

Кроме того, закон выделяет договор перевозки грузов в прямом смешанном сообщении (при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу) — порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с транспортным законодательством о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 788 ГК РФ).

Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие виды обязательственных договорных отношений:

§ договор перевозки груза (ст. 785);

§ договор перевозки пассажира (ст. 786);

§ обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791);

§ договор об организации перевозок (ст. 798);

§ договор транспортной экспедиции (ст. 801-806).

Содержание транспортных обязательств

Обязанности перевозчика:

1. подать отправителю груза транспорт под погрузку в установленный срок (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),

2. осуществить погрузку (выгрузку) груза, если это не входит в обязанности грузоотправителя (грузополучателя) (ст. 791 Гражданского кодекса РФ),

3. доставить груз, пассажира в пункт назначения в установленный срок (ст. 792 Гражданского кодекса РФ).

Обязанности грузоотправителя (грузополучателя), пассажира.

4. произвести оплату перевозки,

5. сообщить необходимую информацию о грузе,

6. принять груз.

Особенности ответственности по транспортным обязательствам

Основания ответственности по транспортным обязательствам

Имущественная ответственность перевозчика, грузоотправителя и грузополучателя за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств по перевозке груза наступает при наличии общих оснований, предусмотренных гражданским законодательством, в частности ст. 401 ГК:

Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство».

Специальные нормы ответственности сторон предусмотрены в следующих статьях ГК РФ:

Статья 793. Ответственность за нарушение обязательств по перевозке

Статья 794. Ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за неиспользование поданных транспортных средств

Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира

Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

Статья 800. Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира

Пределы ответственности перевозчика

Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу, повреждение и порчу груза за весь период нахождения его во владении перевозчика, т. е. с момента принятия груза к перевозке и до выдачи груза грузополучателю или уполномоченному им на получение груза лицу.

ГК устанавливает единые для всех видов транспорта пределы ответственности перевозчика за несохранностъ груза, сохраняя при этом правила об ограниченной ответственности: ущерб, причиненный при перевозке груза, возмещается перевозчиком лишь в размере стоимости утраченного или недостающего груза либо в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза из-за повреждения или порчи, произошедших в процессе перевозки по причинам, зависящим от перевозчика.

Транспортное законодательство запрещает любые предварительные соглашения перевозчика с грузоотправителями или грузополучателями, имеющие целью ограничить либо устранить имущественную ответственность, установленную законодательством. Эти соглашения не имеют силы.

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза наступает в случаях виновного несоблюдения транспортного времени, установленного законодательством или соглашением сторон, т. е. времени, в течение которого перевозчик выполняет совокупность всех необходимых операций в пункте отправления груза, в пути его следования и в пункте выдачи груза получателю. Ответственность за просрочку доставки груза также носит ограниченный характер.

Пределы ответственности грузоотправителя и грузополучателя

Особенностью правового регулирования транспортных отношений является то, что общегражданское и специальное транспортное законодательство наибольшее внимание уделяют главному контрагенту – перевозчику, что естественно, поскольку именно от него зависит реальное исполнение обязательства по перевозке грузов.

Разграничение ответственности между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем за несохранность грузов и просрочку их доставки может иметь место на стадиях как заключения, так и исполнения договора перевозки.

Основаниями для наступления имущественной ответственности клиентуры перевозчика являются нарушения действующих на каждом виде транспорта правил:

§ сдачи груза к перевозке, его упаковки,

§ своевременного получения груза в пункте назначения,

§ оформления перевозочных документов и т.д.

Повышенными по сравнению с размерами договорной ответственности перевозчика являются и имущественные санкции, применяемые к грузоотправителю и грузополучателю за повреждение или утрату предоставленных железной дорогой вагонов и контейнеров.

На автомобильном транспорте ответственность грузоотправителя и грузополучателя наступает за задержку по их вине автомобилей, поданных под погрузку или выгрузку, сверх установленных

Претензии и иски по обязательствам, возникающим из перевозки пассажира и багажа, порядок и сроки их предъявления также установлены транспортными уставами и кодексами.

Добавить комментарий