Требования нпа

Содержание любого нормативного акта должно отвечать следующим требованиям: 1)Требование законности, т.е. нормативный акт по содержанию дол­жен соответствовать общепризнанным нормам и принципам МП, Конституции, нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу, а также а)нормативный акт должен издаваться в пределах компетенции правотворческого субъекта; б) нормативный акт принимается в соответствии с правами и свободами граждан; 2)Требование соответствия нормам морали, т.е.нормативные ак­ты, противоречащие нормам морали, не имеют права на жизнь; 3) Требование целесообразности, т.е. способность нормативного акта отвечать соответствующим интересам (общества, государства, граждан) в реальных условиях. 4) Требование обоснованности, т.е. норм. акты должны при­ниматься с учетом объек. и субъект. факторов в соответ­ствии с закономерностями и тенденциями развития общества + правильное прогнозирование последствий принимаемых решений; 5) Требование эффективности, т.е.принятия такого акта, в результате которого с наибольшим результатом достигаются цели, лежащие в основе его принятия. Для этого требуется использование статистических данных, социологических, математи­ческих методов, привлечение юристов, социо­логов, математиков, экономистов; 6) Требование своевременности, т.е. правовые предписания акта должны быть не­обходимыми и важными именно на данном этапе общественного раз­вития; 7) Требование стабильности, т.к. необхо­димо регулировать не только существующие общественные от­ношения, но и отношения, которые возникнут в будущем. Частые изменения способны привести к ослаблению не только авторитета данного нормативного акта и права в целом; 8) Требование экономичности, т.е. достижение результата, который ставились при принятии акта, с наименьшими затратами, т.о. нужно применять рациональный способ достижения цели; 9) Требование реальности, т.е. выполнимость нормативного акта, осуществимость его предписаний и выражается в обеспеченности нормативного акта материальными, финансовыми, трудовыми, тех­ническими ресурсами.

20.Основные способы и приемы формирования содержания.

Основные способы формулирования права: запреты, предписания, дозволения, принципы права, правовые дефиниции, юр. конструкции, правовые презумпции, фикции, аксиомы, исключения.

Суть норм запретительного характера заключается в установле­нии обязанностей воздерживаться от определенных действий. Предписание, требует от субъектов права совершения активных действий. Дозволения — это прием нормативного регулирования, связан­ный с предоставлением субъектам права возможности совершать то или иное поведение. Устанавливая субъективные права, законода­тель лишь их ориентирует, побуждает к определенному поведению. Принципы права — это абстрактно выраженные правила поведения, определяющие сущность права. Значение: 1) отражают объективные законы жизни; 2) являются основой правотворческой деятельности государства, организаций, граждан; 3) могут регулировать общ.отношения, например, когда суд, не найдя нормы права для разрешения дела, решает его на основе принципов права (аналогия права). Виды: принцип законности; принцип свободы совести; равенства; гуманизма; принцип свободы труда (в трудовом праве); принцип свободного распоряжения собственностью (в ГП). Дефиниция — это краткое определение какого-либо понятия, отражающее существенные (качественные) признаки явления, предмета. Юридическая конструкция — это создаваемая с помощью абст­рактного мышления модель общественного отношения (его типовая схема), элементы которой жестко увязаны между собой ( прямая демократия, административный акт, собственность, налоговые сборы, экономические преступления). Правовая презумпция — это обязанность правоприменителя признать без доказательств презюмируемый факт, на который есть указание в законе, установленным (существующим или отсутствующим) и разрешить в соответствии с этим юридическое дело. (презумпция невиновности, знания закона). Правовая фикция— это не существующее положение, но в силу определенных обстоятельств признаваемое законодателем как ре­альное, существующее и ставшее в силу этого обязательным (усыновление). Правовые аксиомы — это общепризнанные истины, не требующие доказательств, находящие либо прямое, либо косвенное отра­жение в нормах права (Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких, родственников). Исключения — это прием правотворческой техники, который по­зволяет изменить общее правило поведения, не соблюдать то, о чем гласит закон, какое-либо правило, соглашение, в особых или специ­альных целях или интересах (при нали­чии уважительных причин орган местного самоуправления по месту жи­тельства вправе по просьбе лиц, желающих вступить в брак, разрешить вступить в брак лицам, достигшим 16 лет).

Требования к содержанию нормативных актов (содержательные правила)

Нормативные акты должны быть содержательными и эффективными. Правильное наполнение их содержания означает прежде всего верное решение вопроса, способны ли общественные отношения подвергнуться правовому регулированию.

И лишь когда этот вопрос решен положительно, можно приступать к определению предмета правового регулирования и выбору отрасли права, а также методов решения задачи по приданию определенным общественным отношениям правовой формы. После этого законотворческая работа должна обрести конкретность. Рассмотрим более подобно, каким требованиям должно отвечать содержание нормативного акта.

Требование законности

Требование законности означает, что любой нормативный акт по содержанию должен соответствовать общепризнанным нормам и принципам международного права, Конституции, нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу. Этот правило основано на существующей иерархии правотворческих субъектов (см. табл. нас. 150).

Требования законности с точки зрения содержания нормативных актов следующие:

1) нормативный акт должен издаваться в пределах компетенции правотворческого субъекта. Это означает, что нормативный акт должен быть посвящен вопросу, который входит в предмет ведения данного органа. Если это правило нарушено, дальнейший анализ нормативного акта теряет смысл;

2) должны соблюдаться права и свободы человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а задачей государства является их защита. Следовательно, принятие нормативных актов в соответствии с правами и свободами граждан является конституционным требованием.

В качестве примера нарушения прав и свобод можно привести:

  • их ограничение или ущемление;
  • установление дополнительных формальностей;
  • перенесение бремени проблем по их реализации с государственного органа наличность, как, например, требование предоставить новые документы;
  • увязывание решения конкретного вопроса с выполнением каких-либо условий;
  • усложнение процедуры реализации гражданами принадлежащих им прав путем корректировки предусмотренных механизмов такой реализации и др.

Однако в литературе существует расширенное понимание правила о соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Так, некоторые ученые предлагали установление этого правила законодательной техники в следующей вариации: нормативные акты должны приниматься в интересах граждан. Это требование гораздо шире вышеуказанного.

Несмотря на то что оно, по существу, возражений не вызывает, с воплощением его в реальности будут большие сложности. Прежде всего потому, что оно имеет оценочный характер: очень сложно установить, соответствует ли нормативный акт интересам тех, кому адресован, или нет. Кроме того, поскольку данное правило, касающееся содержания нормативного акта, выводится из законодательства и прямо в нем не закреплено, то фактически отсутствует его правовое закрепление как императива, обращенного к правотворческим субъектам.

Требование соответствия нормам морали

Пока нельзя сказать, что мораль в нашей жизни имеет основополагающее значение. Главную нагрузку по регулированию общественных отношений несет право. Однако моральные нормы все же являются значимым регулятором в обществе, и с этим надо считаться. Если в обыденной жизни люди нарушают нормы морали, то общество их категорически осуждает. Законодатель в отличие от простых людей, которые подвержены страстям, не имеет права поступать вразрез с нормами морали. Отсюда следует безусловное правило: нормативные акты, противоречащие нормам морали, не имеют права на жизнь.

В советское время встречались нормативные положения, идущие вразрез с нормами морали. Вот одно из них. Независимо от того, доводился человек родственником подсудимому или нет, абсолютно все граждане были обязаны свидетельствовать в уголовном процессе, если привлекались в качестве свидетелей. За отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний родственники подсудимого наравне с другими гражданами привлекались к уголовной ответственности.

Требование целесообразности

Нормативный акт должен в наибольшей степени отвечать соответствующим интересам (общества, государства, граждан) в реальных условиях, т.е. отвечать требованию целесообразности.

Практика показывает, что бесплатное высшее образование не всегда позволяет определить, сколько специалистов той или иной квалификации требуется на деле. Если бы контингент студентов комплектовался с участием организаций, заинтересованных в получении нужных специалистов и оплачивающих их обучение, высшее образование действительно работало бы на общество. Однако в реальности в России использовать исключительно такую систему подготовки кадров не представляется возможным. Вот почему оптимальным на сегодняшний день является подход, который зафиксирован в Законе РФ «Об образовании»: в России допускается как бесплатное, так и платное образование. Процентное соотношение этих видов высшего образования корректирует сама жизнь.

Требование обоснованности

Требование обоснованности означает, что нормативные акты должны приниматься с учетом объективных и субъективных факторов в соответствии с закономерностями и тенденциями развития общества.

Это требование включает необходимость тщательного исследования и учета в целях надлежащей правовой регламентации действия экономических, политических, экологических и других закономерностей развития жизни общества, его социальных потребностей.

При этом необходимы не только анализ существующих потребностей в принятии нормативных актов, но и правильное прогнозирование последствий принимаемых решений, а также предупреждения побочных последствий, не отвечающих целям правового регулирования. Помочь в этом могут как научные методы исследования российской действительности, так и опыт подобного правового регулирования в зарубежных государствах.

Требование обоснованности может касаться не только экономической, политической, социальной составляющих, но и правовой обоснованности принятия нормативных актов, которая означает четкое выражение основания и цели издания норм права, а также юридические последствия, вызываемые изданием нормативного акта. Правовое обоснование включает как использование достижений правовой науки, так и наличие оснований принятия нормативных актов в виде иных правовых актов.

Требование обоснованности наделе реализуется в виде представления вместе с проектом нормативного акта пояснительной записки, определяющей необходимость принятия нормативного акта, проведения правовой экспертизы и др.

Требование эффективности

Эффективность может рассматриваться и как явление, связанное с процессом управления, и как правовая категория, и как один из критериев качества нормативных актов, и как требование к содержанию нормативных решений. Что же такое эффективность нормативных актов?

Эффективность акта означает, что все его цели — и ближайшая, и отдаленная, и конечная — выполнены с наименьшим ущербом для различных социальных ценностей, с меньшими экономическими затратами, в наиболее короткие сроки.

Нельзя упускать и целевой компонент эффективности нормативных актов, а именно то, как соотносятся между собой фактические результаты их действия и социальные цели, для достижения которых они приняты.

Таким образом, эффективный нормативный акт — это акт, в результате принятия которого с наибольшим результатом достигаются цели, лежащие в основе его принятия.

Для исследования эффективности нормативных актов требуется использование статистических данных, социологических, математических методов, привлечение не только юристов, но и социологов, математиков, экономистов и других специалистов. Однако в настоящее время говорить о систематических исследованиях эффективности и об использовании теоретических выводов на практике довольно сложно.

Требование своевременности

Требование своевременности означает, что содержащиеся в нем правовые предписания должны соответствовать времени издания акта, быть необходимыми и важными именно на данном этапе общественного развития.

Нормативные акты должны приниматься, когда их исполнение принесет наилучший результат. При возникновении новых требований общественной жизни внесение изменений и дополнений в нормативный акт должно быть незамедлительным и оперативным, чтобы новые социальные условия быстро нашли в нем отражение. Длительное несоответствие нормативной базы условиям жизни подрывает авторитет правовых норм, затрудняет их реализацию и ослабляет эффективность правового регулирования в целом.

Рассматриваемое требование включает и требование своевременности замены устаревших актов, иначе создаются ненужная множественность и противоречивость нормативных актов.

Своевременность перекликается с требованием эффективности, поскольку только своевременный нормативный акт будет по- настоящему эффективным. Своевременность тесно связана и с требованием обоснованности принятия акта, так как несвоевременность акта означает, что он принят без учета всех объективных факторов, определяющих необходимость его принятия, и в связи с этим не может считаться обоснованным.

Требование стабильности

Стабильность содержания нормативного акта связана с необходимостью регулирования не только существующих общественных отношений, но и отношений, которые возникнут в будущем. Такой подход к созданию правовых норм дает возможность применять их в течение более или менее длительного времени, накапливать и использовать предыдущий опыт, укрепляя законность. Слишком частые изменения способны привести к ослаблению не только авторитета данного нормативного акта, но и авторитета права в целом.

Требование стабильности нормативных актов непременно должно учитываться при их выработке, когда принимаются во внимание не только ближайшие по времени результаты правового регулирования, но и возможность решения перспективных задач. Однако на практике нормативные акты часто принимаются исходя не из перспективного плана, а из сиюминутной необходимости, что сказывается на качестве нормативно-правовой базы.

Особенно часто изменяются нормативные акты, касающиеся структуры исполнительных органов власти. Например, после объявления Президентом о начале административной реформы (в марте 2004 г.) в Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» было внесено более 10 изменений. В частности, изменено одно из важных правил, которым, как мы говорили выше, отличается данная административная реформа: право принимать ведомственные нормативные акты было предоставлено только министерствам. Но прошло не более года, и практически все вернулось на круги своя, и теперь опять нормативные акты могут издавать не только министерства, но и федеральные службы и агентства.

Требование экономичности

Под экономичностью нормативного акта понимается соотношение между ценностью результата, полученного вследствие действия акта, и произведенными на его создание затратами. Экономичность предполагает необходимость выявления и применения рационального способа достижения поставленной в акте цели и означает, что полученный результат должен дать обществу значительно больше, чем было затрачено времени и средств. Поэтому необходимо представить экономическое, финансовое обоснование проекта нормативного акта, что позволит определить предполагаемые затраты и эффективность действия.

Наиболее сложный момент — проверка того, насколько было соблюдено требование экономичности: каким образом реализуются нормативные акты, достигаются ли цели их принятия и каковы затраты на их реализацию.

По признанию первого заместителя Председателя Государственной Думы Л. К. Слизки в интервью на радио «Эхо Москвы» (4 марта 2006 г.), на реализацию непродуманного Закона о замене льгот денежными компенсациями было затрачено в три раза больше денег, чем предполагалось.

Экономичность можно также понимать как определение оптимального соотношения нормативных актов по их количеству и по размеру документа к реализации поставленных в них целей. На практике нередка ситуация, когда один вопрос регулируется множеством актов, порой они дублируют друг друга (ведомственные акты особенно часто дублирует законы), что ведет к снижению их значимости и соответственно к затруднению понимания и исполнения. Нормативные акты не должны издаваться, когда без них можно обойтись. Количественное упрощение права, направленное на облегчение его усвоения, означает уменьшение массы нормативного материала без вреда для получаемого результата.

Реализация этого требования основана на точном учете нормативных актов. Большое значение в этом плане имеет и систематизация нормативных актов, одно из основных правил которой гласит: вместо многих конкретизированных нормативных актов лучше принять один нормативный акт общего характера.

Требование реальности

Требование реальности означает выполнимость нормативного акта, осуществимость его предписаний и выражается в обеспеченности нормативного акта материальными, финансовыми, трудовыми, техническими ресурсами, в установлении необходимого количества времени для его выполнения. Для реализации актов в связи с этим необходим учет возможностей, существующих в конкретных условиях общественного развития. Нормативный акт, не обеспеченный необходимыми ресурсами, превращается в эфемерный.

В конце 2005 г. были объявлены национальные проекты, один из которых направлен на улучшение участкового медицинского обслуживания. Предполагалось, что с 1 января 2006 г. участковые врачи будут получать существенную надбавку к заработной плате. Однако прошло несколько месяцев, но надбавки у участковых врачей не появилось. Оказывается, в регионах нет денег на выплату надбавки, кроме того, губернаторы сочли, что данный проект имеет национальный характер, следовательно, должен быть обеспечен из федерального бюджета. Но федеральный бюджет на 2006 г. был утвержден еще до обнародования данного национального проекта.

В целях гарантированности соблюдения требования реальности нормативных актов при подготовке их проектов необходимо представление заключения соответствующих государственных органов об обеспеченности принимаемого решения экономическими, финансовыми и другими ресурсами или согласование ими проектов актов.

Содержащиеся в проектах нормативных актов предложения должны быть конкретными и реальными, обеспечиваться необходимыми материально-техническими средствами и финансированием, исключать необходимость выпуска дополнительных нормативных актов в связи с неполнотой или недоработкой предыдущего акта. Действенным является только тот нормативный акт, который не только точно и конкретно определяет права и обязанности субъектов правоотношений, но и четко формулирует меры по их обеспечению.

Требование оптимальности

Необходима выработка наилучшего варианта нормативного акта при данных условиях и ресурсах, что отвечает требованию оптимальности.

Процесс оптимизации нормативного акта есть самостоятельный процесс поиска и применения наилучшей формы правового упорядочения определенного фрагмента социальной жизни, требующей от его разработчиков особых интеллектуальных усилий.

Содержание нормативного акта должно быть таким, чтобы он был способен принести ощутимый результат в данных условиях. Оптимальность содержания нормативных актов способствует и наиболее эффективной регламентации общественных отношений (требование эффективности), обеспечению взаимосвязей данного нормативного акта с другими актами (требование обоснованности) и обеспечению его действительной реализации (требование реальности).

Рассмотренные требования к содержанию нормативных актов существуют в неразрывном единстве, связаны между собой. Последовательное воплощение их в правотворческой практике способно привести к созданию качественных нормативных актов.

Правовая наука не стоит на месте, поэтому, возможно, в будущем перечень требований к содержанию нормативных актов расширится. Не исключено, что некоторые из них потеряют свою значимость.

Анализ действующего законодательства говорит о том, что законными нормативные акты могут быть только тогда, когда они приняты в соответствии с требованиями законности, то есть источником данных требований является Конституция и федеральные законы. Мониторинг современного российского законодательства, а также научных работ, посвященных правотворчеству и законодательной технике позволяет выделить следующие требования, предъявляемые к проектам федеральных законов.

  • 1. Требования, предъявляемые к содержанию нормативных актов:
  • 1) Соответствие общепризнанным международным документам о правах и свободах человека и гражданина.

Принимаемый акт должен соответствовать действующим международным принципам и нормам о правах и свободах человека и гражданина. В связи с этим в государственных органах и учреждениях создаются рабочие группы, комиссии и т. п., которые проверяют соответствие нормативных актов, принимаемых в этих структурах международным стандартам в области прав и свобод человека и гражданина. Аналогичной экспертизе подвергаются и проекты нормативных актов, которые разрабатываются данными органами и учреждениями, но принимаются другими властными структурами.

2) В нормативных актах не должно содержаться норм, ущемляющих или ограничивающих законные права человека и гражданина.

Последние в соответствии со ст. 55 Конституции могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. 3) Соответствие нормативных актов Конституции, законам и другим актам высших органов государственной власти.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Конституции конституционные нормы имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации. Законы и другие нормативные акты, которые принимаются в России, входят в систему ее законодательства и не должны противоречить Основному Закону.

4) Соответствие реальным общественным отношениям и нормам общественной морали.

Требование соответствия нормативных актов реальным общественным отношениям означает соответствие тем связям, которые сложились в той или иной сфере, на определенных участках в ходе правоприменительной деятельности государственных и муниципальных служащих. Так, например, в период последней сессии работы Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва были приняты законы о повышении базовой части трудовых пенсий, о двухуровневой системе высшего образования, о госкорпорации по строительству олимпийских объектов, закон об изменении федерального бюджета и ряд других федеральных законов. Принятие данных законов является ярким свидетельством создания норм права соответствующим насущным проблемам российского общества.

5) Принятие нормативных актов органам государственной власти в соответствии со своей компетенцией.

Законодательные и исполнительные органы государственной власти должны издавать нормативные акты на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также в пределах их компетенции. Из этого следует, что закон, а именно его нормы, носят определяющий для других норм характер, поэтому он не подчинен другим актам и должен содержать «первичные», базовые нормы, которые, несомненно, нуждаются в конкретизации, как правило, осуществляющейся на подзаконном уровне.

2. Требования соответствия правилам юридической техники.

Законодательная техника должна включать в себя следующие требования:

1) Выбор правильной формы нормативного акта и унификация данных форм. Например, федеральные законы должны содержать базовые нормы, которые затем будут конкретизированы подзаконными актами (указами Президента, постановлениями Правительства, ведомственными нормативными актами). Чтобы избежать возможных проблем в выборе формы нормативного акта, законодателю следует обращаться к действующему законодательству в этой области. В сегодняшних условиях проведения правовых реформ важное значение имеет унификация форм нормативных актов на уровне федерального закона. Большое значение в унификации нормативных актов играют юридические конструкции, представляющие собой схемы-шаблоны, которыми пользуются компетентные органы при подготовке юридических документов. Актуальной проблемой является разработка и принятие общих, унифицированных для всех органов государственной власти образцов основных нормативных актов, с помощью которых исполнители могут определить нужную форму проекта подготавливаемого акта и правильно его построить.

С позиции юридической лингвистики язык закона, т. е. официальный язык законодателей представляет собой функциональный стиль литературного языка, который выступает определенным видом официального делового стиля, то есть такого языка на котором государство, в лице своих органов власти, общается с другими субъектами правовых отношений (гражданами, их объединениями, юридическими лицами, другими государствами и т. п.).

Поэтому, для более полной характеристики данного стиля литературного языка следует указать те особенности, которые свойственны именно для языка законодателей, иными словами для языка закона. Наиболее приоритетным методом правового регулирования, применяемым законодателями даже в современных условиях, является императивный (властный, предписывающий) метод.

  • 2) Требования, предъявляемые к стилю нормативных актов.
  • а) Логичное изложение норм права.

Нормативный материал должен быть правильно и логично изложен. При этом, данное требование должно соблюдаться автором проекта нормативного акта на всем протяжении создания документа. Соблюдение требования логичного изложения норм права выражается в соблюдении запретов на использование алогизмов, тавтологии, перескакивания смысла и других противоречий, приводящих к смысловому разнобою. Чтобы избежать подобных ошибок, законодатель должен использовать весь набор средств юридической техники. Особую роль здесь играет нормативное построение, которое способствует тому, чтобы в нормативном акте не было коллизий и других юридических ошибок.

б) Компактное изложение норм права.

Текст любого закона, должен быть четким, без лишних рассуждений, научных дискуссий и без эмоциональных характеристик. Например, нельзя использовать такие термины, как: «тесное взаимодействие», «высокая эффективность» и т. п., которые широко могут применяться в отчетах и других ненормативных документах. Даже процедурные нормы законов и подзаконных актов не должны изобиловать мельчайшими деталями. Такие особенности лучше закреплять в нормах подзаконных актов (инструкций, правил и т.п.).

Текст любого нормативного акта должен быть не только ясен и доступен, но и краток. В данном случае краткость — это оптимальный результат применения правил юридической техники, одно из главных требований, предъявляемых к нормативным актам. Поэтому, законодателям необходимо выражать свои мысли более четко, используя ограниченное количество юридических терминов и фраз. Кроме этого, следует также избегать при построении норм права применения сложных предложений, состоящих из множества составных компонентов, изобилующих причастными и деепричастными оборотами, сложноподчиненными предложениями, что приводит к загромождению нормативного материала и вызывает трудности прочтения.

  • в) Системное изложение норм права. Данный вид требований основывается на том, что нормы права, как первичные элементы особого социального формирования, должны быть внутренне взаимосвязанными, взаимосогласованными и соответственно взаимозависимыми.
  • г) Унификация юридической терминологии. С помощью юридических терминов конкретные понятия приобретают словесное выражение в тексте нормативного акта. В юридической литературе термины, которые применяются при создании нормативных актов, обычно подразделяются на три вида: общеупотребительные, специально-юридические и технические. Помимо этого, нельзя использовать не утвердившиеся, как в юридической науке, так и на практике иностранные термины.
  • д) Ясность. Текст нормативного акта должен быть написан ясным, доступным и убедительным языком, что в итоге составит такой стиль нормативных актов, который будет способствовать наибольшей убедительности содержащихся в них нормативных предписаний. Нормы права, содержащиеся в тексте нормативного акта должны быть понятны всем гражданам, а не только специалистам.
  • е) Конкретность. В период построения и регламентации новых общественных отношений в области экономики, политики, социальной сферы и т. п. законодатели стремятся приукрасить свои нормативные установки, поэтому они часто стараются придать им торжественность, некую помпезность, в результате чего на свет появляются декларативные нормы. Такие результаты нормотворчества, как правило, не регулируют общественные отношения, а только закрепляют определенные нормы-декларации, которые также называют лозунгами. Декларативные нормы иной раз необходимы, поскольку способствуют разъяснению целей и мотивов нормативного акта. Тем не менее, помещать их в месте с нормативным материалом не представляется целесообразным, поэтому законодатели используют правовые конструкции, состоящие из основной, то есть нормативной части документа и его вступительная части (преамбулы), в которой и закрепляются декларативные предписания. Помимо этого в проектах законов и подзаконных актов нет места пожеланиям, советам и различным рассуждениям. Проект нормативного акта должен быть написан на общепринятом государственном языке.

ё) Непротиворечивость. Непротиворечивость нормативного документа — это одно из главных требований, предъявляемых к тексту нормативного акта. Противоречивость нормативного акта является серьезной ошибкой законодателя, так как способствует возникновению коллизий норм, нарушает логическое построение нормативного материала, что в итоге не только затрудняет толкование и применение этого акта, но и может привести к тому, что акт полностью либо частично будет признан незаконным.

  • 3. Требования, предъявляемые к структуре нормативных актов.
  • а) Требования, предъявляемые к реквизитам нормативных актов:
    • — на первом листе нормативного документа в соответствии Государственным стандартом организационно-распорядительной документации должны быть указаны: форма (вид) документа; его название; название органа власти, принявшего нормативный акт; дата принятия акта; порядковый номер; изображение Государственного герба Российской Федерации;
    • — в конце документа указывается место его принятия; ставится подпись лица, принявшего акт, включающая личную подпись (только на подлиннике), его фамилию, инициалы, в ведомственных нормативных актах указывается также и специальное звание.
  • б) Требования, предъявляемые к преамбулам нормативных актов.

Преамбулы, т. е. вступительные части нормативных актов создаются в тех случаях, когда существует необходимость разъяснения целей и мотивов принятия нормативного акта. В преамбуле отмечается актуальность принимаемого акта, обозначается политическая обстановка, причины принятия акта, правовые последствия его принятия.

в) Требования, предъявляемые к структурному построению нормативного материала.

Нормы права, содержащиеся в законах и подзаконных актах излагаются не сплошным текстом. Для более четкого и ясного понимания норм права тексты нормативных актов подразделяются на составные части. К примеру, в законах, — это разделы, главы, статьи, части статей, абзацы. Помимо этого разграничения кодексы подразделяются также на общую и особенную части. А такие ведомственные нормативные акты, как приказы структурно состоят из: пунктов, подпунктов и абзацев. Положения, инструкции, правила подразделяются на: главы, пункты, подпункты, абзацы. Нумерация глав производится римскими цифрами, а пунктов и подпунктов — арабскими цифрами с точкой. Нумерация пунктов по тексту проекта является сквозной. Номер подпункта включает в себя номер соответствующего пункта и номер собственно подпункта, которые разделяются точкой. Например, 1.1; 2.5. При более мелком делении допускается буквенное обозначение абзацев, отделенных от текста абзацев круглой скобкой, например: а), б). Главы должны иметь заголовок, отражающий в краткой форме их содержание.

г) Требования, предъявляемые к приложениям нормативных актов.

Приложения располагаются после текста нормативного документа, им присваивается соответствующий порядковый номер арабскими цифрами. Если в проекте нормативного акта приводятся таблицы, графики, образцы документов, бланки, то они помещаются в приложениях и в тексте проекта делаются ссылки на них.

Перечисленные выше требования не являются каноническими. Не существует правил, даже если они закреплены нормативно, которые пригодны во всех случаях подготовки проектов нормативных документов. По существу данные требования выступают определенными гарантами обеспечения законности нормативных актов, что в итоге способствует осуществлению главной задачи государства — реализации прав и свобод человека и гражданина. Из этого следует, что в условиях интенсивности трансформирования правового регулирования, в целях обеспечения единого правового пространства законодателю необходимо опираться на перечисленные выше требования-гарантии как в подготовительный период перед подготовкой нормативного акта, так и в процессе его создания.

нормативный правовой акт закон

Содержание норм права выражается в статьях. Совокупность статей, сгруппированных по определенным принципам, представляет отдельный нормативно-правовой акт. Термин «акт» в юриспруденции понимается в двух смыслах: 1) как правотворческое действие органов государственной власти; 2) как официальный документ, закрепляющий (устанавливающий) результаты тех или иных действий либо предписывающий, обязывающий или запрещающий совершать те или иные действия.

Термин «нормативный» означает, что данный официальный документ (акт) содержит. нормы права. Термин «правовой» является синонимом термина «юридический». Поэтому иногда правовой акт называют нормативным юридическим актом.

Нормативно-правовой акт — содержащий юридические нормы официальный документ, который создается в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления (референдума). Нормативно-правовой акт является основной формой права. Кроме нормативно-правовых актов, формами права являются санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный договор.

Виды законов:

1. Основные — Конституция РФ и Конституции субъектов Российской Федерации.

2. Федеральные конституционные законы.

3. Федеральные законы .

4. Законы субъектов Российской Федерации.

Законы — первичные нормативно-правовые документы, так как они содержат нормы, которых до их принятия не было. Вторичными нормативно-правовыми актами являются подзаконные акты.

Подзаконный акт — один из видов нормативно-правового акта, который создается для того, чтобы конкретизировать положение принятых законов с целью облегчения их применения с учетом специфики различных слоев населения, территориальных особенностей и индивидуальных интересов.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовым актам:

1. Законность. Понимается как единая целенаправленность правотворчества органо., государственной власти, которое должно осуществляться в рамках действующего законодательства с целью принятия наиболее оптимальных, отвечающих интересам общества правовых норм.

2. Компетентность. Нормативно-правовой акт должен составляться компетентными специалистами, хорошо осведомленными в вопросах, которые призван регулировать разрабатываемый ими правовой акт.

3. Четкость и непротиворечивость изложения. Это требование означает, что ни одно положение нормативно-правового акта не должно пониматься двусмысленно и должно быть доступно каждому, чтобы исключить разночтение статей закона. Это требование трудновыполнимо. Как правило, суть нормативно-правовых актов поясняют подзаконные акты (инструкции, разъяснения и т. д.).

4. Своевременность принятия. Одно из требований, позволяющих нормативно-правовым актам более эффективно регулировать процессы общественного развития (например, согласно этому требованию Закон РФ «О федеральном бюджете Российской Федерации» должен приниматься не позднее конца текущего года).

5. Оперативность доведения содержания до исполнителей означает, что необходимо устанавливать максимально короткие сроки между датой принятия нормативного акта и датой его обнародования (опубликования).

Добавить комментарий