Три поколения прав

За последние два столетия представления о естественной природе определенных прав, которыми должны обладать все люди, сформулированные мыслителями раннего Нового времени в качестве нормативного идеала, превратились в основополагающие принципы международного права. Более того, объем таких неотъемлемых прав существенно увеличился.

Динамику представлений о содержании прав человека принято описывать в терминах «поколений» прав человека. Появление каждого нового поколения означало не просто механическое расширение корпуса признаваемых прав, но усвоение принципиально новой логики рассуждения и аргументации, что нередко приводит к серьезным и трудно разрешимым конфликтам «новых» прав со «старыми».

Первое поколение прав человека — неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права.

Гражданские и политические права направлены на ограничение произвола государственной власти, они обязывают государство не вмешиваться в сферу личной свободы человека (его автономной жизни), создают условия для участия гражданина в политической жизни страны.

Личные (гражданские) права — являются правами каждого, и хотя часто именуются гражданскими, не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него. Считаются прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Необходимы для охраны жизни, достоинства и свободы человека.

К личным правам обычно относят:

  • · Право на жизнь
  • · Право на свободу и личную неприкосновенность
  • · Право на достоинство личности
  • · Право на неприкосновенность частной жизни
  • · Право на неприкосновенность жилища
  • · Право на национальную и культурную самоидентификацию
  • · Свобода совести и свобода мысли
  • · Свобода передвижения и выбора местожительства;
  • · Свобода выбора национальности и языка общения
  • · Право на судебную защиту, равенство перед законом, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом;
  • · Свобода вероисповедания (каждый человек может придерживаться любой религии, или создать свою собственную)
  • · Право собственности (некоторыми правоведами относится к экономическим; во Франции признано одним из основных личных прав со времён Великой французской революции) и др.

Политические права и свободы отличаются от личных, социальных, экономических и других прав, тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства. Являются одной из групп основных конституционных прав и свобод граждан, так как определяют их участие в общественной и политической жизни страны.

К политическим правам, как правило, причисляются:

  • · Свобода слова (свобода информации)
  • · Право на гражданство
  • · Право на объединение (свобода союзов)
  • · Свобода собраний (право собираться мирно и без оружия, проводить митинги, демонстрации, шествия)
  • · Право на участие в управлении делами государства и на равный доступ к государственной службе
  • · Право на участие в отправлении правосудия
  • · Право обращений или петиций (то есть обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления)
  • · Свобода средств массовой информации
  • · Избирательные права (активное и пассивное субъективное избирательное право: избирать и быть избранным)

Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. Этот период приходится на развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, получив конституционное или иное законодательное оформление. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократический характер.

После второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

Эти права представляют собой либеральные ценности, результат (в основном) развития буржуазных отношений, буржуазных революций. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права. Они нашли свое закрепление, например, во французской Декларации прав человека и гражданина (1789г.), американском Билле о правах (ратифицирован в 1791г.), однако «первооткрывательство» в сфере прав человека принадлежит Англии (Великая хартия вольностей 1215г., Петиция о праве 1628г., Хабеас корпус акт 1678г., Акт об устроении 1701г.).

Признание этих прав началось с эпохи буржуазных революций в Европе и Америке (хотя в Великобритании, например, их «родословная» прослеживается от средневековых актов, даровавших некоторые из таких прав отдельным сословиям). Однако даже в тех странах, где революции оказались успешными, потребовалось немало времени, чтобы права первого поколения стали рассматриваться как действительно всеобщие, ибо различные группы населения подвергались дискриминации (бедняки, рабочие, женщины) или вообще не рассматривались в качестве субъектов прав человека (рабы, темнокожие). На формирование представлений о первом поколении прав определяющее влияние оказала философия либерализма.

Отличительной особенностью прав первого поколения считается то, что все они опираются на негативную концепцию свободы, в рамках которой свобода понимается как отсутствие принуждения, возможность действовать по собственному выбору, не подвергаясь вмешательству со стороны других.

Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, регулируемые этими правами.

Т.е. с точки зрения негативной концепции свобода прямо пропорциональна объему тех сфер деятельности, в которых человек может правомерно рассчитывать, что не станет объектом чужого вмешательства и сможет действовать по собственному усмотрению. В роли главного «агента принуждения» в данном случае, безусловно, выступает государство, поскольку оно располагает неизмеримо большими возможностями принуждать, чем индивиды и гражданские ассоциации. И в этом смысле права первого поколения — это права, защищающие свободу человека от необоснованного вмешательства государства (в процессе как административной, так и законодательной деятельности).

Однако осуществление свободы в обществе, где неизбежно сталкиваются разные воли, возможно лишь в случае, если установлены очевидные, всем известные и равные для всех правовые рамки, в пределах которых человек не должен испытывать принуждение ни со стороны государства, ни со стороны других людей.

Определение критериев, на основании которых должны устанавливаться эти рамки, оказывается довольно сложной философской задачей. Обычно ее решение ориентируется на принцип равенства прав индивидов (осуществление права одного человека не должно нарушать права и свободы других). Большое значение для определения критериев границ реализации прав имел принцип, сформулированный английским философом Дж. С. Миллем в эссе «О свободе» (1859 г.): «Единственная цель, оправдывающая законное применение власти к любому члену цивилизованного общества против его воли, есть предотвращение вреда для других людей». (Впрочем, данный принцип, по мнению многих критиков, небезупречен как в силу неопределенности формулировок, так и из-за примененного Миллем способа аргументации).

Единственный агент, который может установить правовые рамки, делающие свободу возможной, и принудить к соблюдению этих рамок — государство. На него же возлагается еще одна важная функция: рассуживание неизбежно возникающих конфликтов между правами разных индивидов (здесь уместно вспомнить рассуждения Дж. Локка, который аргументировал необходимость заключения общественного договора и создания государства тем, что в отсутствие беспристрастного арбитра невозможно защитить естественные права, ибо стороны конфликта оказываются «судьями в собственном деле», что делает невозможным справедливое решение). Таким образом, функции государства, связанные с защитой и обеспечением прав первого поколения, заключаются, во-первых, в регулировании границ их реализации, а во-вторых — в рассуживании споров о правах. Важной особенностью механизма обеспечения прав первого поколения является то, что все носители этих прав рассматриваются как равные; действия государства по обеспечению этих прав в равной мере относятся ко всем людям (что находило воплощение в идее равенства перед законом).

Считается, что права первого поколения — это основа института прав человека (basic rights). Они интерпретируются международными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению (не путать с регулированием способов реализации этих прав). Некоторые западные специалисты склонны именно эти права рассматривать в качестве собственно «прав человека», полагая, что права второго и третьего поколения являются всего лишь «социальными притязаниями».

Второе поколение прав человека — углубление личных (гражданских) и развитие социально-экономических и культурных прав.

Социальные, экономические, культурные права призваны гарантировать человеку достойные условия жизни, определяют обязанности государства по обеспечению нуждающихся минимальными средствами существования, обязанности по социальной обеспеченности, необходимой для поддержки человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития человека.

К социально-экономическим правам относятся:

  • · Свобода предпринимательства (право на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность)
  • · Право на частную собственность
  • · Трудовые права (право на труд и свободу труда)
  • · Право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства
  • · Право на социальное обеспечение (на защиту от безработицы, на отдых и др.)
  • · Право на жилище
  • · Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

К культурным правам относятся:

  • · Право на образование
  • · Свобода творчества (свобода литературного, научного и других видов творчества и преподавания)
  • · Право на участие в культурной жизни
  • · Академические свободы
  • · Право на благоприятную окружающую среду

Социально-экономических и культурных права сформировались в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Впервые эти права получили международное признание во Всеобщей декларации прав человека (1948г.), хотя исходный момент их возникновения — начало 20 ст.

Признание этих прав стало результатом острейшей борьбы, сначала в капиталистических странах, а затем, после Октябрьской революции и второй мировой войны, — между мировыми социальными системами. Главными «идейными вдохновителями» этого поколения прав стали социалисты; вместе с тем, важную роль сыграли и «новые либералы» (Т. Х. Грин, Л. Т. Хобхауз, Дж. А. Хобсон, в России — П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский, С. И. Гессен и др.), настаивавшие на необходимости пересмотра негативной концепции свободы.

Решающую роль в признании прав второго поколения сыграл СССР, который — не в последнюю очередь из идеологических и политических соображений — неизменно настаивал на включении прав второго поколения в международно-правовые документы. В результате права второго поколения сначала нашли отражение во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), а затем были закреплены в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).

Признание прав второго поколения означало существенные изменения в концепции прав человека. В основе этих изменений лежало позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществления своей воли (to do something worth doing) наравне с другими людьми. Обладание свободой, понимаемой таким образом, предполагает не просто отсутствие принуждения со стороны других людей, но наличие определенных возможностей, в частности, материальных ресурсов — в противном случае человек зачастую не может воспользоваться своим правом.

С философской точки зрения обоснование позитивной концепции свободы оказывается непростой задачей, ибо осуществление нашей воли может ограничиваться множеством факторов; вопрос в том, какие из этих факторов действительно требуют «исправления». Ответ на этот вопрос предполагает, что мы должны придерживаться определенной концепции блага, позволяющей нам ранжировать хорошее и плохое, отличать правомерные (valid) притязания от неправомерных. Однако у наших оппонентов может быть другая концепция блага. Рационально доказать превосходство одной концепции над другой невозможно (ибо это — вопрос ценностей). Действовать же, исходя из определенной концепции блага, значит навязывать оппонентам свою точку зрения и неизбежно ограничивать их свободу. Примерно так аргументируют свою позицию критики позитивной концепции свободы.

Их оппоненты указывают на то, что некоторые виды возможностей, тем не менее, могут и должны быть уравнены на основе более или менее полного консенсуса. Основой этого консенсуса является представление о праве человека на достойную жизнь.

Концепция права на достойную жизнь апеллирует к аргументам, лежавшим в основе самой идеи естественных прав человека (обладание этими правами некоторые авторы объясняли наличием у всех людей особого человеческого достоинства (dignity)); таким образом, права второго поколения, с этой точки зрения, могут рассматриваться как расширение и развитие исходной идеи естественных прав человека.

Вместе с тем, права второго поколения предполагают, совершенно иной механизм реализации и возлагают на государство новые задачи. Согласно «классическим» либеральным представлениям, государственное правовое регулирование следует определенным принципам: общие «правила игры» касаются преимущественно публичной сферы и с формальной точки зрения равно относятся ко всем категориям граждан. Требование возложить на государство обязанности по обеспечению «права на достойную жизнь» коренным образом меняло эту схему. С одной стороны, методы правового регулирования, характерные для публичной сферы, в определенной мере переносились на сферу частных договорных отношений (например, обеспечение справедливых и благоприятных условий труда), что само по себе воспринималось как ущемление личной свободы. С другой стороны, распределительные функции, которые государство приобретало в рамках обеспечения прав второго поколения, означали необходимость разного отношения к различным категориям граждан (что представлялось нарушением принципа юридического равенства).

Неудивительно, что это вызывало сопротивление «старых либералов». Как писал русский государствовед Б. Н. Чичерин, «право одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи». Государство не должно изменять право, ущемляя свободу богатых ради бедных.

Сторонники «новой» точки зрения настаивали на необходимости «позитивного» понимания свободы. «Задача и сущность права состоит действительно в охране личной свободы, — писал П. И. Новгородцев, — но для осуществления этой цели необходима и забота о материальных условиях свободы: без этого свобода некоторых может остаться пустым звуком».

Право на достойную жизнь пробивало дорогу к признанию в острой борьбе, и в основе этой борьбы лежали не только «эгоистические» классовые интересы, но и разные представления о праве.

В конечном итоге права второго поколения получили признание, в частности, в международных документах, в качестве прав человека. Вместе с тем, эти права носят более относительный характер, нежели права первого поколения. Международное сообщество не предъявляет каких-то жестких критериев к осуществлению этих прав. В частности, статья 2 «Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах» указывает, что «каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется… принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в настоящем Пакте прав всеми надлежащими способами, включая, в частности, принятие законодательных мер».

Осуществление прав второго поколения зависит, с одной стороны, от наличия материальных ресурсов, с другой — от изменчивого баланса разных точек зрения относительно приемлемых масштабов перераспределения. Известный польский правозащитник Марек Новицкий справедливо рассматривает социальные права как результат общественного договора, подчеркивая, что «это все делается на наши деньги, и это наше дело, сколько денег мы отдадим государству, чтобы оно нам что-то гарантировало, а какой частью хотим распоряжаться сами».

Второе поколение прав человека называют ещё системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм деятельности государства по их обеспечению.

Таким образом, обеспечение прав второго поколения требует иной, по сравнению с первым поколением, стратегии не только от государства, но и от правозащитных организаций: объем их реализации может быть предметом «переговоров» государства с налогоплательщиками.

Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества — правами человека, правами народов, правами нации, правами общности и ассоциации.

К солидарным (коллективным) правам относятся:

  • · Право на мир
  • · Право народа на существование, безопасность, независимость, на самоопределение, на социальное и экономическое развитие
  • · Право на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами,
  • · Право на благоприятную окружающую среду
  • · Право на равноправие с другими народами
  • · Право пользоваться экономическим и культурным потенциалом человечества, как человека, так и человечества в целом.

Речь идет о тех правах личности, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.).

Коллективные права («права солидарности», «солидарные права») основаны на солидарности людей, впервые обозначены документами, принятыми под эгидой ООН в 80-е годы 20 ст.

Становление третьего поколения прав человека (права человека — часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после второй мировой войны. Последние вызвали интернационализацию юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательное сотрудничество стран в вопросах о правах человека, приобретение наднационального характера законодательств (особенно конституционных) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств.

В настоящее время ведутся дискуссии о признании третьего поколения прав человека. Права этой новой группы довольно разнородны, в силу чего в литературе по-разному объясняется их специфика, а дискуссии, связанные с их признанием, ведутся в разных плоскостях. Предметами этих дискуссий, в частности, являются следующие вопросы:

  • · Кто является субъектом прав человека: исключительно индивиды или индивиды и группы?
  • · Являются ли права человека универсальными или культурно-особенными, отражающими специфический опыт западных стран?
  • · Должна ли в вопросах, связанных с правами человека, учитываться культурная специфика конкретных стран или групп?
  • · Правомерна ли «позитивная дискриминация», т. е. предоставление дополнительных возможностей для реализации своих прав группам, которые находятся в наименее благоприятных условиях? Не является ли она нарушением самой идеи естественных прав человека? и др.

В литературе можно встретить разные точки зрения относительно специфики третьего поколения прав. Иногда их определяют как «права солидарности», т. е. права, которыми индивиды обладают коллективно, в силу своей принадлежности к определенной группе. Иногда права третьего поколения рассматривают как коллективные права, т. е. такие, которые могут осуществляться не отдельным человеком, а коллективом, общностью, нацией.

В действительности права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые «неотчуждаемые» коллективные «права народов», к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в международных документах, закреплявших основные индивидуальные права (Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека, Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., международных пактах 1966 г. и др.).

С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу тех категорий, которые могут рассматриваться в качестве носителей таких специальных прав, относят детей, женщин, молодежь, престарелых, инвалидов, беженцев, представителей национальных и расовых меньшинств и др. Носителями таких прав являются индивиды, но лишь постольку, поскольку они принадлежат к определенным социальным группам. Главные возражения против их легитимации в качестве прав человека связаны с опасностью размывания заложенной в этом институте исходной идеи — идеи естественных прав, которыми все люди обладают в равной мере. Защитники этих прав аргументируют свою позицию ссылками на невозможность защитить права данных категорий в рамках имеющейся социальной структуры и необходимостью обеспечить их реализацию с помощью особых правовых возможностей.

Между двумя первыми и третьим поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы личности.

Хотя многие из этих прав уже нашли отражение в международном праве, вокруг них в разных политических и культурных плоскостях ведутся активные споры. В роли субъектов, требующих признания прав третьего поколения, выступают как страны «третьего мира», рассматривающие, к примеру, право на развитие как средство борьбы с западной гегемонией, так и маргинальные группы в самих западных странах, а также выступающие от их лица интеллектуалы. Таким образом, в центре этих споров оказываются, с одной стороны, проблемы «догоняющей модернизации», а с другой — заботы постмодернистского общества, обеспокоенного сохранением и «равным признанием» идентичности. Еще более гетерогенными стали философские позиции спорящих сторон, что делает проблематичной возможность достижения согласия на уровне интерпретации и обоснования принципов. Видимо, нужно согласиться с французским философом Жаком Маритеном, который предлагал рассматривать права человека как «некий свод практических истин, касающихся совместной жизни людей, по поводу которых они могут прийти к согласию: «Однако «тщетно было бы искать рациональное обоснование этих выводов и прав», поскольку речь идет «о практическом согласии людей, которые по своим теоретическим взглядам являются противниками».

ЧЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Триш Дэнэф Мехметовна

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО

«Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

Доктор философских наук

Профессор Гараева Галина Фаизовна

Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО

«Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар)

Аннотация. Права и свободы человека и гражданина являются важнейшим политическим, правовым и социальным институтом современности. В статье анализируется история становления и развития концепции прав и свобод, рассматриваются четыре поколения прав и свобод человека и гражданина, сформированные на сегодняшний день.

Ключевые слова: гражданин, декларация, концепция, манифест, право, свобода, стандарт, человек

Актуальность проблемы. В демократическом государстве права и свободы человека и гражданина являются важнейшим политическим, правовым и социальным институтом. Права и свободы человека справедливо считаются основой, базовым элементом конституционализма. Права и свободы человека и гражданина как правовой институт наполняют содержанием сам процесс конституционно-правового регулирования общественных отношений.

Становление системы прав и свобод человека и гражданина. Система прав и свобод человека в ее сегодняшнем состоянии, зафиксированная в международном и национальном законодательстве, выступает результатом длительного исторического развития принципов и стандартов, и является нормой современного мирового сообщества.

Моральные, философские, христианские основы прав и свобод человека вырабатывались наряду с правовыми воззрениями на него как на члена социума. В теории и практической реализации система права на каждом этапе исторического развития в той или иной мере содержала правовую теорию личности как субъекта права и соответствующие суждения о ее правах и обязанностях, их гарантиях: от элементарных и ограниченных до наиболее развитых. Права человека являются важным, неотделимым и непременным компонентом любого права вообще, субъективно-историческим аспектом проявления сущности права как особого типа и специфической формы социального управления. Право без прав человека так же немыслимо, как и права человека без и вне его .

Концепция прав и свобод человека зародилась на основе соединения римской юридической науки и христианского гуманизма. В основе современной европейской цивилизации лежит синтез этих двух культур. Римские правоведы и византийские политические деятели выдвигали мысли о том, что имеется определенный необходимый минимум свободы человека, который не должен нарушаться государством, а также идеи о необходимости равенства всех граждан государства перед правосудием .

В различное время концепция прав и свобод человека, всегда оставаясь политико-правовой, получала религиозное, этическое или философское направление в зависимости от социальной позиции правящих классов. Но в известном на сегодняшний день виде концепция прав и свобод человека была выражена философами Нового времени в XVII и XVIII веках. Среди них следует назвать британского философа педагога Джона Локка, голландского мыслителя Гуго Гроций, американских политиков Томаса Пэйна и Томаса Джефферсона. Философское обоснование концепции прав человека получило в трудах французов: Жан-Жака Руссо, Шарля Луи де Монтескье, Вольтера.

Одним из первых документов, оказавшим серьезное влияние на процесс исторического развития, приведшего результате к появлению современного конституционного права и развитию процесса борьбы за права и свободы, стала Великая хартия вольностей. Этот правовой акт, принятый в Англии в 1215 году, признан важнейшим юридическим документ для развития современной демократии.

Но только к концу XVIII века права человека получили юридическое оформление.

Серьезным этапов в становлении прав человека послужили буржуазно-демократические революции XVII-XVIII вв., которые обозначили не только большой комплекс прав человека, но и принцип формального равенства, явившийся базой универсальности прав человека, придавший им истинно демократический характер. В конце XVIII в. все провозглашаемые и законодательно урегулированные права, относящиеся к категории «естественных и неотчуждаемых», были сосредоточены вокруг идеи свободы, которая признавалась высшей ценностью.

Петиция о праве, принятая в 1628 году парламентом Англии и направленная королю Чарльзу I как заявление о гражданских свободах является еще одним документом, сыгравшим значительную роль в развитии прав человека.

4 июля 1776 года Конгрессом США была одобрена Декларация независимости . Провозглашенная в конкретных исторических условиях, Декларация независимости США была наделена Томасом Джефферсоном универсальным содержанием, которое и объясняет значимость этого текста для всемирной истории.

Фундаментом федеральной системы государственного управления США и важным правовым актом для всего западного мира стала Конституция Соединенных Штатов, принятая в 1787 году . Это старейшая национальная конституция, действующая до сегодняшнего дня. В ней установлены важнейшие государственные органы и их права и обязанности, а также основные права граждан.

В 1789 году народ Франции сверг абсолютную монархию, заложив тем самым основу для создания первой Французской Республики. Вскоре после штурма Бастилии и отмены феодализма Национальным учредительным собранием была принята Декларацию прав человека и гражданина как первый этап создания конституции Французской Республики .

Первое поколение прав и свобод. Права человека и гражданина, получившие свое идейное обоснование и законодательное закрепление в эпоху Просвещения, являются так называемым «первым поколением прав человека». Это основополагающие личные права, важнейшие из которых: право на жизнь, свободу, собственность .

К первому поколению прав и свобод человека относятся либеральные ценности, завоеванные в ходе буржуазных революций в Европе, а затем зафиксированные в юридической практике и законодательстве демократических государств. Это личные (гражданские) и политические прав, отражающие так называемую негативную свободу – обязывают государство не допускать вмешательства в область индивидуальной свободы и создавать условия участия граждан в политической жизни . Это, в частности, охрана личной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры.

Гражданские (личные) права – это естественные, центральные, неотделимые права человека, в основе которых лежит негативное право. Данные права происходят от естественного права на жизнь и свободу, принадлежавшим от рождения каждому человеку, и призваны обеспечивать личную независимость и свободу, охранять гражданина от незаконных действий со стороны государства и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять самобытность, оставаться самим собой во взаимоотношениях с другими людьми и государством. К гражданским правам, в первую очередь, относят право на жизнь (ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 21 Конституции РФ ), свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на защиту чести и достоинства (ч. 1 ст. 23), на справедливый, свободный и открытый суд, предусматривающий защиту обвиняемого, на тайну переписки, телефонных, телеграфных и других коммуникаций (ч. 2 ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 139 УК РФ), свободу перемещения и выбора места проживания, в том числе право покидать любое государство, в том числе собственное, и возвращаться в свою страну (ч. 1 ст. 27), свободу совести и вероисповедания (ст. 28) и др. .

В конституциях большинства стран гражданские и политические права обычно объединены в одну группу. Это связано с тем, что те и другие права носят в основном негативный характер, а также с направленностью данных прав на соблюдение свободы личности в ее индивидуальном и общественном аспектах.

Политические права обусловливают возможность активного участия личности в государственном и социальном управлении. Это право человека на гражданство, на свободу слова и печати (ч. 1, 5 ст. 29 Конституции РФ); право граждан принимать участие в управлении государством как лично, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ); на объединение, свобода союзов и ассоциаций (ст. 30 Конституции РФ); право петиций (ст. 33 Конституции РФ), свобода совести (ст. 29 Конституции РФ) и ряд других .

Второе поколение прав и свобод. Уже в XX в. получили развитие права «второго поколения», призванные обеспечивать не просто свободную жизнь, но и определенный материальный достаток.

Второе поколение прав и свобод человека – социально-экономические права, выработалось в ходе борьбы народов за рост благосостояния, улучшение культурного уровня (так называемые позитивные права). В начале XX в. в итоге значительного расслоения общества была предложена идея социального реформирования, имеющая целью сокращение различий между положением обеспеченных и беднейших слоев населения (это, в частности, социальная политика Бисмарка). На базе Манифеста германского кайзера 1881 г. в стране была введена единая система социального обеспечения в сфере социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. утвердила право на труд и социальное обеспечение на случай болезни и старости . Затем эти положения вошли в Конституцию ФРГ, а в последствии – в другие новые европейские конституции.

К правам второго поколения относят социальные (в широком значении этого понятия) права. Их назначение связано с обеспечением каждому человеку обеспечить материальных условий свободы и достойной жизни. Особенность данных прав заключается, в первую очередь, в том, что осуществление данных прав большинством населения пока не полностью обеспечивается конституционным закреплением и государственной защитой, а требует создания целого комплекса материальных благ . К социальным правам относятся права на социальную защиту (ст. 39 Конституции РФ), пенсионное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) и медицинское обслуживание (ст. 41 Конституции РФ), жилье, труд, охрану здоровья, образование и др.

К правам и свободам второго поколения относятся также культурные и экологические права. В комплексе они обусловливают обязанности государства обеспечивать каждому человеку достойную жизнь, минимальный объем материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, естественного удовлетворения базовых потребностей и духовного развития, благоприятную окружающую среду.

Третье поколение прав и свобод. По окончании второй мировой войны начало складываться третье поколение прав и свобод человека. Отличительной чертой данной группы прав заключается в том, что они имеют коллективный характер и могут реализовываться организацией (ассоциацией).

Принятие Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) ознаменовало новый этап в развитии концепции прав и свобод человека. Разработанная представителями всех регионов мира с различными правовыми и культурными базами, она впервые установила необходимость защищать основные права и свободы человека во всем мире. Работу Комиссии ООН по правам человека по разработке данного документа возглавляла известная правозащитница Элеонора Рузвельт, вдова президента Франклина Рузвельта и делегат от США в ООН. Декларация была утверждена Генеральной Ассамблеей ООН в ходе ее 183-го пленарного заседания в Париже 10 декабря 1948 года.

Всеобщая декларация прав человека всемирно признана как стандарт для государств всего мира, в тоже время она не обладает силой закона. В связи с этим с 1948 по 1966 годы Комиссия ООН по правам человека работала над созданием международных правовых актов в сфере прав человека, основанных на Декларации, для того, чтобы сформировать правовые инструменты, способствующие ее введению и соблюдению.

В ходе функционирования Комиссии по правам человека было сформировано два основных правовых акта Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) . Данные документы были признаны международными законами в 1976 году. Совместно со Всеобщей декларацией прав человека эти два документа составляют то, что в настоящее время известно, как Международный билль о правах.

МПГПП направлен, в первую очередь, на соблюдение права на жизнь, свободы слова, вероисповедания и голосования. В МПЭСКП основное внимание уделено правам на еду, образование, здоровье и убежище. Два этих пакта объявляют данные права фундаментальными и неотъемлемыми для всех людей, а также запрещают дискриминацию.

С учетом положений статьи 26 МПГПП был сформирован Комитет ООН по правам человека, в который входят 18 экспертов по правам человека. Данный комитет отвечает за соблюдение каждой страной, подписавшей МПГПП, его требований. Комитет анализирует отчеты, которые государства предоставляют каждые пять лет, с целью удостовериться, что они соблюдают пакт, и оформляет заключения о состоянии дел в этой сфере в каждой стране.

Многие государства, подписавшие МПГПП, также приняли условие о том, что Комитет по правам человека вправе расследовать жалобы частных лиц и организаций на нарушение государством их прав. Но перед тем, как направить жалобу в комитет, истец должен пройти суды всех уровней в своей стране. По окончании расследования Комитет по правам человека издает его результаты. Эти документы имеют большую силу. В случае признания Комитетом справедливости жалоб истца, государство должно принять меры для исправления выявленного нарушения.

Всеобщая декларация прав человека явилась базой для создания Европейской конвенции о правах человека , одного из наиболее значимых документов Европейского союза. Конвенция была утверждена в 1950 году Советом Европы, межправительственной организацией, созданной в 1949 году, в которой участвуют 47 европейских стран. Совет Европы был сформирован с целью укрепления прав человека и продвижения демократии и власти закона.

За соблюдением конвенции наблюдает Европейский суд по правам человека, расположенный в Страсбурге, Франция. Каждый человек, считающий, что он стал жертвой нарушений прав человека в одной из 47 стран Европейского союза, подписавших и ратифицировавших данную Конвенцию, может обратиться в Европейский суд. Сначала следует пройти суды всех уровней в своей родной стране, после чего направить жалобу в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.

Четвертое поколение прав и свобод. Дальнейшее развитие прав и свобод человека направлено на конкретизацию положений, их углубление и расширение, придание им статуса юридически обязательных, исполнение на государственном уровне, на организацию международного и регионального контроля над их выполнением и защитой .

В последние годы активно развиваются права и свободы человека четвертого поколения, связанные с клонированием, пересадкой органов, суррогатным материнством и другими открытиями в области генетики и биологии . Достижения и успехи сегодняшней науки, новые технологии, уровень развития отдельных отраслей медицины, в частности, трансплантологии, фармакологии, реаниматологии, генетики, вызвали ряд новых проблем, связанных с правом на жизнь и требующих своего законодательного регулирования.

В настоящее время ученые и практики к основным правам, свободам и обязанностям относят также те наиболее существенные, общезначимые, которые регулируются международным законодательство. Если какие-либо из них не зафиксированы в конституции страны, являющейся членом международно-правовых отношений, регулируемых данным международно-правовым актом, они не только фактически, но и юридически анализируются и используются на территории этого государства в качестве основных. Это, в первую очередь, наиболее важные международно-правовые акты, которые устанавливают общечеловеческие международно-правовые стандарты в сфере регулирования прав, свобод и обязанностей личности.

Вывод. Итак, права и свободы человека и гражданина – это универсальные правовые гарантии, защищающие личности и группы от действий государства, ограничивающих основные свободы и умаляющих достоинство человеческой личности. Отличительная черта их состоит в том, что они гарантируются международным законодательством, пользуются правовой защитой, акцентируются на достоинстве человеческой личности, накладывают обязанности на государство, являются универсальными, равными и взаимозависимыми, не могут быть аннулированы или ограниченны.

Литература:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67.

3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 1 – 5.

9. Казанцев Д. Права человека: история развития в // ЭЖ-Юрист. 2011. № 32. С. 8.

10. Киричек Е.В. Становление и развитие прав и свобод человека и гражданина: философско-правовое измерение // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2011. № 2 (16). С. 13 – 23.

11. Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 21 – 29.

12. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Аспект Пресс, 2010.

13. Рудинский Ф.М. Права человека в современном мире // Марксизм и современность. 2000. № 1 (15).

Сведения об авторах:

Триш Дэнэф Мехметовна – магистрант 2 курса Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар), danefik@mail.ru

Гараева Галина Фаизовна – Доктор философских наук Профессор Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар),

В результате научной систематизации прав человека в историческом обозрении появилась теория трех поколений прав человека. Сейчас происходит становление четвертого поколения прав человека. Ежегодно 10 декабря по решению ООН, отмечается во всем мире День прав человека первое поколение прав человека — неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это право гражданина на свободу мысли, совести и религии, на участие в осуществлении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права.

Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздерживаться от вмешательства в сферы, урегулированные этими правами. Первые акты английского конституционализма, закрепляющие права человека: Великая хартия вольностей 1215 p.; Петиция о правах (1628); Habeas Corpus Act (Закон о неприкосновенности личности) (1679); Билль о правах (1689). К первому поколению прав человека относятся также американские декларации, а именно: Декларация прав Вирджинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (США, 1791), а также французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др.

Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. На этот период приходятся развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, обретя конституционного или иного законодательного оформления. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократического характера. После Второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

Второе поколение прав человека — социальные, экономические и культурные права (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь, защиту материнства и детства и др.) — сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после Первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после Второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Второе поколение прав человека называют еще системой позитивных прав вследствие того, что они не могут быть реализованы без организационной, координирующей и других форм деятельности государства, направленных на их обеспечение. Социальные, экономические и культурные права получили нормативное выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., а также в ряде конституций XX века. (Мексиканские Соединенные штаты, 05.02,1917; Итальянская Республика, 02.12.1947 и др.) И в дополнениях и поправках, внесенных в старых конституций.

Третье поколение прав человека — коллективные права народов (наций), то есть права всего человечества, основанные на солидарности людей, их принадлежности к какой-либо общности (ассоциации). Это право на мир, безопасность, независимость (самоопределение народов), на здоровую окружающую среду, на социальное и экономическое развитие как человека, так и человечества в целом.

Становление третьего поколения прав человека (права человека — часть прав человечества) связано с национально-освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после Второй мировой войны; впервые формально отражены в документах, вышедших под эгидой ООН в 80-е годы XX века. Глобальные мировые проблемы привели к интернационализации юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательного сотрудничества стран в вопросах о правах человека, обретение межгосударственного (интеграционного) характера законодательствами (особенно конституционными) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообществ и співдружностей государств. Расширяет коллективные права человека возвышения и углубления права на информационное пространство мира, на предоставление разнообразных услуг, основанных на интеллектуальных информационных технологиях (в частности на новейших технологиях исследований) и технологиях связи (глобальная сеть «Интернет»), обеспечения информационных отношений внутри страны и за границей.

В XXI веке. можно говорить о становлении четвертого поколения прав человека, которое связано с научными открытиями в области микробиологии, медицины, генетики и тому подобное. Эти права являются результатом вмешательства в психофизиологическую сферу жизни человека (например, право человека на искусственную смерть (эвтаназию); право женщины на искусственное оплодотворение и вынашивание ребенка для другой семьи, выращивания органов человека из его стволовых клеток и др.), которое, однако, не является безграничным (запрет клонирования человека и установления иных правовых границ).

Между поколениями прав человека существует взаимозависимость, что проявляется через принцип: реализация коллективных прав не должна ограничивать права и свободы личности.

История идеи прав человека

История идеи прав человека берет начало в древности. Уже в Библии содержатся положения о ценности и неприкосновенности человеческой жизни, равенстве людей. В античных государствах и странах Древнего Востока обосновывалось равенство людей одинаковыми природными условиями их происхождения из Космоса, «неба». И хотя в период рабовладения и феодализма господствовала идея о правах свободных людей (Аристотель, Платон и др.), ее развитие способствовало накоплению интеллектуального материала для дальнейшего (буржуазного) скачка в этом направлении — признания равенства всех людей перед законом.

Активность в развитии идеи о правах человека приходится в эпоху Возрождения и Просвещения. В XVII-XVIII вв. эта идея преломляется в теорию естественного (прирожденного) права, которая позволила оценивать с позиций справедливости действующее в государстве позитивное право, проводить его преобразование в направлении гуманизма и свободы. Г. Гроций, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Т. Джефферсон, И. Кант, Дж.-Ст. Милль, И. Бентам утверждают права личности (на жизнь, свободу, собственность и др.) как священные императивы и закладывают основы современного понимания прав человека. Каждый народ внес свою лепту в развитие идеи о правах человека, решая эту проблему в зависимости от исторических обстоятельств своего бытия.

Идея прав человека, основанная на теории естественного права (прирожденного) права, находит воплощение в нормативных актах государств Европы и мира. Американская Декларация независимости 1776 года выразила фундаментальный принцип, на котором основана демократическая форма правления: «Мы считаем самоочевидной истиной, что все люди созданы равными, что наделены творцом определенными неотъемлемыми правами, среди которых право на жизнь, на свободу и стремление к счастью». Французская Декларация прав человека и гражданина 26 августа 1798 года изложила «естественные, неотчуждаемые и священные права человека»: личная свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению; неограниченность сферы проявления свободы человека и ограниченность сферы действия государственной власти; привлечение к уголовной ответственности только на основании закона (нет преступления, не указанного в законе; нет наказания, не указанного в законе), презумпция невиновности, свобода мнений, мысли, слова и печати, которая защищается «угрозой ответственности за злоупотребление этой свободой» и др. Названные документы США и Франции стали своего рода моделью (эталоном, образцом) для законодательного закрепления личных (гражданских) и политических прав человека.

Эту идею пестовали, отстаивали, обогащали, углубляли, боролись за ее реальное воплощение в жизнь выдающиеся мыслители Украины: Ф. Орлик, Т. Шевченко, М. Драгоманов, И. Франко, Леся Украинка, М. Грушевский, Б. Кистяковский и др. Уже в проекте Конституции Ф. Орлика (1710 г.) декларируется идея «исправления и подъема своих прирожденных прав и вольностей», восстановления «всяческого естественного права и равенства».

Т. Шевченко в поэмах воспевал свободу трудящегося человека. М. Драгоманов в конституционном проекте предусматривал личную свободу человека, обеспечение неприкосновенности личности, уважение ее достоинства. Правовед А. Кистяковский подчеркивал необходимость ограничения государственной власти «неотьемлимыми, ненарушимыми, неприкосновенными, неотчуждаемыми правами человека», важнейшим из которых называл право на достойное существование.

Процессу развития идеи прав человека присущи как количественные, так и качественные изменения. Количественные изменения о правах человека (его умножение, уточнение, конкретизация, увеличение объема и пр.) происходят в целом с позиций и в границах того или иного понятия права. Качественные изменения идеи прав человека связаны с переходом от предыдущего к новому понятию права. Новое понятие права означает концептуальный подход к изучению, пониманию, толкованию как государства и права, так и уже накопленных теоретических знаний о них. Безусловно, каждое новое понимание прав человека есть качественный скачок в юридическом познании. История развития идеи о правах человека — это, прежде всего, история новых понятий права и тех новых юридических теорий, которые формируются на основе этих понятий (юридико-позитивистская, социологическая, марксистско-ленинская, современная теория естественного права и др.)

В середине ХХ века идея прав человека осветилась новыми красками благодаря поднятию ее на конституционный уровень. Правда, не все конституции в странах мира основывались на теории естественного права. Многие из них создавались на основе юридико-позитивистского подхода к пониманию права, что приводило к отождествлению права и закона, либо на основе марксистско-ленинской теории (СССР), согласно которой права человека «даруются» государством. Естественно-правовой подход к пониманию прав человека как естественных и неотъемлемых, данных от рождения, получил закрепление в конституциях США, Франции, Италии, Испании.

Во второй половине ХХ века под влиянием международных документов о правах человека произошло смягчение исторического противостояния естественно-правового и позитивистского (отождествляющего право и закон) подходов к праву, даже их сближение, что нашло отражение в конституционной и судебной практике зарубежных государств. Позитивистский подход к природе прав человека, взаимоотношениям государства и личности, содержащихся в конституциях Австрии, ФРГ, преодолел разрыв с нравственными, личностными, социальными ценностями и пошел по пути позитивного закрепления естественных прав и принципов, их охраны и защиты.

И это понятно. Принадлежность человеку прав от рождения предусматривает защиту и обеспечение их государством, что требует законодательного формулирования. Следовательно, ограничение власти государства правами человека не уменьшает ее роли. Права человека, не закрепленные в позитивном праве (законодательных актах), затрудняют осуществление государством функции их охраны и защиты.

В результате научной систематизации прав человека в историческом обозрении появилась теория трех поколений прав человека.

Первое поколение прав человека — неотчуждаемые личные (гражданские) и политические права. Это — право гражданина на свободу мысли, совести и религии, на участие в осуществлении государственных дел, на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и др. Личные и политические права приобрели юридическую форму сначала в актах конституционного национального права, а вскоре и в актах международного права.

Первое поколение прав человека является основой индивидуальной свободы и квалифицируется как система негативных прав, обязывающих государство воздержаться от вмешательства в сферы, регулируемых этими правами.

Первые акты английского конституционализма, закрепляющие права человека, — Петиция о правах (1628), Habeas Corpus Act (1679) и билль о правах (1689). Первое поколение прав человека составляют также американские декларации, а именно: Декларация прав Вирджинии (1776), Декларация независимости США (1776), Конституция США (1787), Билль о правах (1791), французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и др.

Некоторые ученые относят к первому поколению прав человека Великую хартию вольностей (1215), где, в частности, говорится: «Ни один свободный человек не будет арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо (иным) способом обездолен…как по законному приговору равных его и по закону страны». С таким же основанием к первому поколению относят I Литовский Статут (1566) — юридический памятник литовского, белорусского и украинского народов. Здесь были провозглашены идеи равенства свободных людей перед законом, личной неприкосновенности, юридической защиты прав свободной (шляхетной) личности, личной ответственности перед законом и др. .Однако средневековое законодательство (Великая хартия вольностей, Литовский Статут и др.) строилось в соответствии с феодально-иерархической, сословной структурой общества, когда отсутствовало юридическое равенство граждан.

Отсчет первому поколению прав человека можно вести с периода установления юридического равенства сторон, когда разрушились сословные рамки средневекового общества. Этот период приходится на развитие буржуазных отношений и утверждение буржуазного общества с его законодательными актами. Только тогда равноправие из идеальной категории стало воплощаться в реальную действительность, получив конституционное или иное законодательное оформление. Принцип юридического равенства, ставший основой универсальности прав человека, придал им подлинно демократический характер.

После второй мировой войны необходимость обеспечения основных прав человека была признана в большинстве развитых стран.

Второе поколение прав человека — углубление личных (гражданских) и развитие социально — экономических и культурных прав (право на труд, отдых, социальное обеспечение, медицинскую помощь и др.) — сформировалось в процессе борьбы народов за улучшение своего экономического положения и повышение культурного статуса. Эти требования возникли после первой мировой войны, а повлияли на демократизацию и социализацию конституционного права стран мира и международное право после второй мировой войны, когда благодаря бурному развитию производства сложились реальные предпосылки для удовлетворения социальных потребностей граждан.

Второе поколение прав человека называют еще системой позитивных прав. Они не могут реализоваться без организационной, координирующей и иных форм государства по обеспечению.

Каталог естественных и гражданских прав и свобод человека пополнился социально — экономическими и социально — культурными правами в ряде конституций ХХ в. (Мексиканские соединенные штаты, 05.02.1917; Итальянская Республика, 02.12.1947 и др.), во внесенных дополнениях и поправках в старые конституции. Социальные, экономические и культурные права нашли нормативное выражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и особенно в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.

Третье поколение прав человека можно назвать солидарными (коллективными), т.е. правами всего человечества — правами человека и правами народов. Это право на мир, безопасность, независимость, на здоровую окружающую среду, но социальное и экономическое развитие, как человека, так и человечества в целом. Речь идет о тех правах личности, которые не связаны с его личным статусом, а диктуются принадлежностью к какой-либо общности (ассоциации), т.е. являются солидарными (коллективными), в которых правам личности отведено ведущее место (право на солидарность, право на международное общение и др.)

Становление третьего поколения прав человека (права человека — часть прав человечества) связано с национально — освободительным движением развивающихся стран, а также с обострением глобальных мировых проблем после второй мировой войны. Последние вызвали интернационализацию юридических формулировок прав человека, создание международных (либо континентальных) пактов о правах человека, законодательное сотрудничество стран в вопросах о правах человека, приобретение наднационального характера законодательств (особенно конституционных) тех государств, которые подписали международные пакты о правах человека. Международное признание прав человека стало ориентиром для развития всего человечества в направлении создания сообщества правовых государств.

Между двумя первыми и третьими поколениями прав человека имеется взаимозависимость, осуществляемая через принцип: реализация коллективных прав не должна ущемлять права и свободы личности.

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 9

Весьма широкое распространение получила классификация прав человека в соответствии с хронологическими критериями, которая получила в международно-юридической литературе название «концепции трех поколений прав человека».

Первое поколение включало только гражданские и политические права. Оно сформировалось в XVII–XVIII вв. в период английской, американской и французской революций и, прежде всего, отражало социально-политические интересы зарождающегося класса буржуазии.

Второе поколение сформировалось к середине XX в. Оно характеризовалось широким включением в конституции и международные соглашения экономических, социальных и культурных прав и свобод человека. Эти права призваны, в первую очередь, гарантировать защиту интересов тех, кто работает по найму, то есть трудящихся, которые в новых исторических условиях различными методами и средствами заставили власть имущих признать их человеческое достоинство и жизненные потребности.

Третье поколение — право на мир, право на здоровую жизненную среду, право на развитие, право на разоружение — с 60-х гг. XX в. после массового освобождения от колониальной зависимости народов Африки, Азии и Латинской Америки, а также формирования новой мировой силы — совокупности развивающихся государств. Третье поколение прав человека тесно связано также с осознанием человечеством своих глобальных проблем, которые ставят под сомнение само выживание планетарной цивилизации. Третье поколение носит характер групповых, коллективных прав и свобод. Эти права касаются интересов людей, принадлежащих к различным социальным общностям — народам, этническим группам, меньшинствам, женщинам, детям и т. д.

Гражданские права

Гражданские, или личные, права — это тот круг присущих человеку от рождения прав, которые конституируют его автономность и индивидуальность, достоинство и самобытность, предохраняют его от посягательств и произвола власти.

Право на жизнь. Это неотъемлемое право каждого. В статье № 3 Всеобщей декларации прав человека констатируется: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».


Право на безопасность. Одно из важнейших неотъемлемых прав человека. Ежегодно в мире сотни тысяч людей погибают в результате различного рода преступных акций. Все это обострило проблему, поставило под вопрос соблюдение права на безопасную жизнь практически для всех.

Право на личную неприкосновенность. Пакт о гражданских и политических правах запрещает бесчеловечное унижающее человеческое достоинство обращение или наказание. Так, в Статье 7-й Пакта сказано: «Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным и унижающим его достоинство обращению или наказанию. В частности, ни одно лицо не должно без его свободного согласия подвергаться медицинским или научным опытам». Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных арестов, но и ограждение его от любых незаконных посягательств. Также необходима охрана законом неприкосновенности жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, указание на возможность судебной защиты жизни и здоровья человека, обжалования незаконных действий должностных лиц, государственных и общественных органов.

Право на создание семьи и охрану семьи. В Международном Пакте о гражданских и политических правах (ст. 23) записано: «Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства». В соответствии с Пактом «участвующие в настоящем пакте государства должны принимать меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке или при его расторжении. В случае расторжения брака должна предусматриваться необходимая защита всех детей».

Право на свободу убеждений и совести. Свобода совести — это право самостоятельно решать вопрос: руководствоваться ли ему в оценках своих поступков и мыслей религиозными учениями или отказаться от них.

Право на честь и достоинство. Достоинство — реальная нравственная ценность, то, что возвышает человека, придает его деятельности и стремлениям высшее благородство. Достоинство личности — это не только внутренне психологическое осознание своей социальной значимости, но и общественное признание ее ценности. Поэтому достоинство должно воспитываться и охраняться обществом и государством.

К гражданским (личным) правам, кроме основных, также относятся и процедурные права: право на гражданство, право на презумпцию невиновности, право на равенство перед законом и гласное рассмотрение дела.

Политические права

Политические права и свободы — права, обеспечивающие возможность участия граждан в общественной и политической жизни страны и осуществлении государственной власти.

Содержание понятия политических прав раскрывается во Всеобщей декларации прав человека, Пакте о гражданских и политических правах, Конвенции 1952 г. о политических правах женщин, а также в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряде других международных и региональных актах. Политические права, перечисленные в международных документах, означают, по сути дела, право каждого гражданина на участие в решении государственных и общественных проблем.

Право на участие в управлении своей страной. Это право регламентируется в конституциях статьями об избирательной системе, органах государственной власти и управления, политических правах и обязанностях граждан. В реализации этого права важную роль играют выборы и избирательное право.

Политические права проявляют себя в наивысшей степени вместе с политическими свободами. Главными, составляющими структуру политических свобод, сейчас являются: свобода слова и печати, свобода информации, свобода митингов, уличных шествий и демонстраций.

Свобода слова. Речь в данном случае идет о праве думать независимо и иметь свой взгляд на мир, собственное убеждение, излагать и отстаивать их. Реализация свободы слова непосредственно связана с возможностью излагать мысли устно или письменно. То есть с тем, что называется свобода прессы. Реализация свободы слова также предполагает доступность средств массовой информации для представителей всех политических направлений, слоев общества, замешанных в конфликте противоположных сторон на условиях равенства.

Свобода информации. Во Всеобщей декларации прав человека сказано: «каждый человек имеет право на свободу убеждений, на свободное выражение их, что включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи». В Международном пакте о гражданских и политических правах (ст. 19) также признано право каждого человека свободно «искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ устно, письменно или посредством печати, художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору».

Свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстрации.Ядро этих свобод — право всех граждан на всеобщее и равное публичное выражение своего мнения по всем вопросам в общественных местах.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий