Трибунал военный

Основной причиной выбора темы научной статьи послужило то обстоятельство, что до сих пор нет единого взгляда на деятельность военно-судебных органов в нашей стране, и особенно на деятельность данных органов в период особых условий, когда функционирование всего механизма государства преобразуется согласно сложившейся в стране чрезвычайной или военной обстановке.

Целью научной статьи является характеристика деятельности специализированных органов судебной власти — военных трибуналов в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., в том числе по борьбе с контрреволюционными преступлениями, и тем самым освещение места и определение роли данных судов в обеспечении безопасности государства.

Проблема деятельности правоохранительных органов в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. занимает важное место и в историко-правовой науке, и в образовательном процессе, особенно когда речь заходит о характеристике того, какую роль суды сыграли в деле победы советского народа над врагом в ходе одной из самых мучительных и кровавых войн в истории советского (российского) государства.

Статья может представлять определенный научный интерес с точки зрения учета опыта деятельности военных трибуналов в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. (далее — ВОВ, если не употребляется иное).

Длительный процесс становления военно-судебных органов в нашей стране был не из самых легких, а путь развития военного суда как органа, осуществляющего правосудие, — тернистым. В процессе развития военно-судебных органов встречалось множество проблем, связанных с различными этапами развития нашего государства. Эти проблемы были обусловлены в основном общепринятыми в то время представлениями о военно-судебных органах как о карательных органах государства.

Одно из основных мест в системе военно-судебных органов нашего государства занимали военные трибуналы.

Становление системы военно-судебных органов в России

Наследниками ревтрибуналов, образованных задолго до ВОВ, стали военные трибуналы (впоследствии военные суды), которым 8 декабря 2005 г. исполнилось 88 лет.

Военные трибуналы были созданы на фронтах гражданской войны летом 1918 г. Дата одного из первых распорядительных заседаний, которое состоялось 8 декабря 1918 г., и вошла в историю как день образования военных трибуналов <*>.

<*> См: Муранов А.И. Военные суды: история создания и современные задачи // Законность. 1999. N 1. С. 47.

В России вплоть до принятия 23 июня 1999 г. Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» вместо термина «военные суды» законодательно был закреплен термин «военные трибуналы», деятельность которых регулировалась Положением о военных трибуналах, утвержденным Законом СССР от 25 декабря 1958 г. (с последующими изменениями и дополнениями).

Еще во время первой буржуазно-демократической революции царский режим широко использовал чрезвычайную (военно-полевые суды) и военную (военно-окружные суды) юстицию. Указом царя 19 августа 1906 г. было введено «Положение о военно-полевых судах». Военно-полевые суды рассматривали все дела, имеющие политическую окраску. Дела рассматривались при закрытых дверях в течение двух суток, без соблюдения форм судопроизводства, а решения сразу же вступали в силу и приводились в исполнение. Основной мерой наказания этих судов являлась смертная казнь через повешение и расстрел.

В системе российской армии существовали и военно-окружные суды. Все формальности производства дел по политическим преступлениям в военно-окружных судах Законом 27 июня 1907 г. были резко сокращены, что обеспечивало быструю и суровую судебную расправу.

В общей сложности по приговорам военно-полевых судов в 1906 — 1907 гг. были казнены 1102 человека, а по приговорам военно-окружных судов за период 1906 — 1909 гг. к смертной казни были приговорены 6193 человека <*>.

<*> См.: Клеандрова В.М., Яковлев Л.С. История государства и права России XVII — XX вв. (до октября 1917 г.). М., 1992. С. 92.

После победы Октябрьской революции для охраны революционной законности, борьбы с врагами революции, защиты интересов рабочих и всех трудящихся требовалась новая судебная система, которая и была образована в соответствии с декретами Советского правительства о суде.

22 ноября (5 декабря) 1917 г. был издан первый Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР, вошедший в историю Советского государства как Декрет о суде N 1. Однако образование революционных военных трибуналов не было предусмотрено первыми декретами о суде. Дела о преступлениях военнослужащих до образования революционных военных трибуналов рассматривались общими судами, которые не могли обеспечить быстрого разрешения возникающих в армии дел. Нужны были суды, организационно связанные с армейскими формированиями. Такими судами стали революционные военные трибуналы.

К концу 1918 г. революционные военные трибуналы были учреждены на всех фронтах, во всех действующих армиях. В целях осуществления руководства деятельностью трибуналов Революционный военный совет Республики Приказом N 94 от 14 октября 1918 г. образовал Революционный военный трибунал Республики, который 8 декабря 1918 г. приступил к осуществлению правосудия.

4 февраля 1919 г. Постановлением Реввоенсовета Республики было утверждено первое Положение о революционных военных трибуналах, регламентировавшее деятельность военных трибуналов.

Помимо Революционного военного трибунала Красной Армии и Флота, Декретом ВЦИК 18 марта 1920 г. были созданы революционные военные железнодорожные трибуналы, составлявшие самостоятельную систему судов.

Окончание гражданской войны и переход к мирному строительству поставили на повестку дня вопросы перестройки всего государственного механизма, усиления начал законности и повышения роли суда в ее обеспечении.

31 октября 1922 г. на четвертой сессии ВЦИК IX созыва было принято Положение о судоустройстве РСФСР, проведение в жизнь которого привело к коренной перестройке существовавших судебных органов. Положение предусматривало создание военных трибуналов округов (фронтов), корпусов и дивизий. Организационное руководство ими возлагалось на Военную коллегию Верховного Суда РСФСР.

Военные трибуналы — органы борьбы с контрреволюционными преступлениями во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

Особый период в деятельности военных трибуналов связан с ВОВ. Организация и деятельность судебных органов, как и всего Советского государства в военный период, диктовалась чрезвычайными условиями военного времени и была подчинена задачам обороны и безопасности государства.

«Решительная борьба со всякими происками фашистских захватчиков, выявление, разоблачение и наказание шпионов и диверсантов, террористов и иных враждебных элементов возлагалось во время Великой Отечественной войны в основном на прокуратуру, органы государственной безопасности, военные трибуналы. Они были призваны карать дезорганизаторов фронта и тыла, дезертиров, шпионов и других враждебных элементов. Одной из первоочередных задач в военное время для военных трибуналов являлась борьба с вражеской агентурой» <*>. В тылы и в расположение советских войск враг забрасывал шпионов, диверсантов, террористов, пытался развернуть фашистскую пропаганду и тем самым подорвать боеспособность и боеготовность советских войск.

<*> О роли военных трибуналов в Великой Отечественной войне // Социалистическая законность. 1970. N 5. С. 11.

ВОВ не упразднила существовавшую систему судов, не внесла коренные изменения в правовые основы их деятельности (продолжали свою деятельность народные, областные, верховные суды).

Наиболее существенные изменения, внесенные военной обстановкой в судебную систему, сводились к расширению сферы деятельности военно-судебных органов. В условиях военного времени к их подсудности был отнесен широкий круг преступных деяний и лиц, их совершивших. Организация и деятельность военных трибуналов были определены Указами Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», «Об утверждении Положения о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий».

Военные трибуналы создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, при армиях, корпусах и иных воинских соединениях (гарнизонах, дивизиях, отдельных бригадах) и военизированных учреждениях, а также на железных дорогах, в морских и речных бассейнах Главсевморпути и др.

В качестве надзорной инстанции над трибуналами действовали Военная коллегия Верховного Суда СССР, а также военно-железнодорожная и военная водно-транспортная коллегии Верховного Суда СССР. Право надзора над нижестоящими военными трибуналами было предоставлено военным трибуналам округов и фронтов. Высшими надзорными функциями обладал Пленум Верховного Суда СССР.

Организационное руководство всей системой трибуналов осуществлялось Наркоматом юстиции СССР.

Условия военного времени потребовали реорганизации в системе военных трибуналов линейных судов железнодорожного и водного транспорта. В местностях, объявленных на осадном положении, народные и областные суды преобразовывались в военные трибуналы.

О каждом приговоре к высшей мере наказания военный трибунал должен был немедленно сообщить Председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР и Главному военному прокурору армии (флота), остальные приговоры трибуналов вступали в законную силу с момента вынесения и немедленно приводились в исполнение.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении в местностях, объявленных на военном положении», сократилась подсудность дел народным судам в области общеуголовных преступлений. Передаче военным трибуналам подлежали все дела о военнослужащих; дела о наиболее опасных преступлениях, совершенных любыми лицами на территории действия военного трибунала: о государственных преступлениях, о хищениях социалистической собственности, о разбое, об умышленных убийствах, о насильственном освобождении из мест заключения и из-под стражи и др. Военные власти имели право передавать на рассмотрение военных трибуналов дела о спекуляции, злостном хулиганстве и иные дела, если командование признает это необходимым по военным обстоятельствам. Также в Указе о военном положении говорилось, что все дела, направленные против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, были изъяты из ведения общих судебных органов и отнесены к компетенции военных трибуналов. Рассмотрение дел происходило в составе трех постоянных членов, их приговоры кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены (изменены) лишь в порядке надзора.

Большое количество военнослужащих в 1941 г. были арестованы на передовой и переданы на рассмотрение военных трибуналов. Согласно Указам Президиума Верховного Совета с 22 июня 1941 г. трибуналам разрешалось рассматривать любые дела в местностях, объявленных на военном положении. При этом устанавливались многие изъятия из правил судопроизводства.

29 июня 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР издали директиву с требованием «организовать беспощадную борьбу со всякими… паникерами, распространителями слухов». Слухи распространялись, несмотря на жестокие наказания, предусмотренные Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. За первые четыре месяца согласно этому Указу военные трибуналы осудили 1423 человека <*>.

<*> См.: Стецовский Ю.И. Судебная власть. М.: Дело, 1999. С. 275.

С началом войны уголовная ответственность была установлена не только за распространение слухов. В разряд преступных были переведены и другие действия: самовольный уход с предприятия, уклонение от всеобщего военного обучения, нарушение правил светомаскировки и др.

Уголовные дела нередко возбуждались при отсутствии к тому оснований. Получило распространение вынесение трибуналами приговоров по формальным основаниям. Особенно это относилось к случаям хранения фашистских листовок, использовавшихся военнослужащими в бытовых целях.

В годы войны были резко сокращены сроки производства по уголовным делам. Они составляли от одного до трех дней, включая приведение приговора в исполнение. В военных трибуналах дела надлежало начинать через 24 часа после вручения копии обвинительного заключения. Этому способствовало немалое число документов, которые обязывали рассматривать и разрешать дела в сокращенные сроки (к примеру, Приказ Наркомата юстиции от 29 июня 1941 г. N 106 «О перестройке работы судебных органов и органов юстиции на военный лад», требовавший усилить быстроту судебного воздействия). Большинство дел рассматривалось без защитника. При таком положении исключалось участие в деле прокурора, его функцию выполнял трибунал. Было упразднено право кассационного обжалования.

В Директиве Наркома юстиции и Прокурора СССР от 31 июля 1942 г. N 1096 предлагалось: действия командиров, комиссаров и политработников, привлеченных за самовольное отступление с боевой позиции, квалифицировать по п. «б» ст. 58.1 Уголовного кодекса РСФСР (измена Родине, совершенная военнослужащим, наказание — расстрел); пропаганду дальнейшего отступления частей РККА квалифицировать по ч. 2 ст. 58.10 Уголовного кодекса РСФСР (контрреволюционная пропаганда и агитация, основное наказание — расстрел).

Через полтора года — 25 ноября 1943 г. Пленум Верховного Суда СССР принял постановление N 22/М/16/У/сс, где говорилось, что «военные трибуналы квалифицируют как измену Родине всякое содействие, оказанное советскими гражданами немецким захватчикам, независимо от характера этого содействия» <*>.

<*> См.: там же. С. 278.

Для сравнения можно привести таблицу, которая показывает, сколько лиц и по каким составам преступлений было осуждено военными трибуналами за время ВОВ (См. таблицу).

Таблица

1941 1942 1943 1944 1945 В итоге:
Всего осуждено:
За контрреволю-
ционные пре-
ступления:
За воинские
преступления:
За общеуголовные
преступления:
216142
28732
117425
69985
685562
112973
299254
274335
727207
95802
218022
413383
543745
99425
88432
355888
357007
135056
69059
152892
2530663
471988
792192
1266483

Приведенные данные свидетельствуют о том, что за весь период ВОВ военными трибуналами было осуждено 2,5 млн. человек. За контрреволюционные преступления было репрессировано 471 тыс. 988 человек (18,6%), за воинские и общеуголовные преступления — 792 тыс. 192 (31,4%) и 1 млн. 266 тыс. 483 человека (50%) за общеуголовные преступления. За 4 года войны к высшей мере наказания было приговорено 8,9% от числа осужденных <*>. В 1941 — 1945 гг. каждый пятый человек был осужден по контрреволюционной статье.

<*> См.: Муранов А.И. Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. N 8. С. 89.

Наибольшее число неправомерных приговоров во время ВОВ было вынесено по делам о контрреволюционной пропаганде и агитации <*>.

<*> Там же. С. 90.

Например, через три дня после подписания И. Сталиным приказа «Ни шагу назад!» <*> Нарком юстиции и Прокурор СССР направили всем органам военной юстиции директиву N 1096, в которой предписывалось: «действия лиц, преданных суду военного трибунала за пропаганду дальнейшего отступления частей Красной Армии, квалифицировать по статье 58.10, части 2 Уголовного кодекса РСФСР».

<*> Приказ Наркома обороны N 227 от 28 июля 1942 г.

Необходимо учесть, что большая масса контрреволюционных преступлений прошла и через внесудебные органы — «двойки», «тройки», а еще 10 июня 1934 г. ЦИК СССР принял Постановление, в соответствии с которым Военной коллегии Верховного Суда СССР и военным трибуналам округов (флотов) стали подсудны расследуемые аппаратом НКВД дела об измене Родине, шпионаже, терроре, совершенных кем бы то ни было, а не только военнослужащими. Чаще всего в военные трибуналы поступали дела об измене Родине (статья 581 Уголовного кодекса РСФСР) <*>. 24 ноября 1942 г. Государственный Комитет Обороны СССР принял Постановление «О членах семей изменников Родины», в нем говорилось, что «применение репрессий в отношении членов семей перечисленных в пунктах 1 и 2 лиц (следует перечисление. — Ч.М.) производится органами НКВД на основании судебного приговора или решения Особого совещания при НКВД СССР».

<*> См.: Война и правосудие // Человек и закон. 1990. N 6. С. 35.

Во время ВОВ в связи с увеличением количества военных трибуналов (к началу ВОВ в стране функционировало 298 военных трибуналов, а к 1 марта 1942 г. их было сформировано еще 823) оказалось невозможным обеспечить осуществление правосудия постоянным судебным составом из трех военных судей. Поэтому 28 июля 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР была предусмотрена возможность участвовать в осуществлении правосудия заседателям, которых выделяли политические органы и командование войсковых частей.

Во время ВОВ работники военных трибуналов иногда сами приводили приговоры в исполнение, участвовали в деятельности заградительных отрядов.

В 1942 г. по мере освобождения советскими войсками территорий, временно оккупированных германскими войсками, на рассмотрение военным трибуналам стали поступать дела о преступлениях гитлеровцев и их пособников.

19 апреля 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников».

В соответствии с данным Указом для рассмотрения подобных дел специально учреждались военно-полевые суды, они действовали при дивизиях и корпусах Красной Армии. В их состав входили председатель военного трибунала, начальники политического и особых отделов. Военно-полевые суды рассматривали дела немедленно после освобождения занятых противником территорий <*>. В целом деятельность военно-полевых судов во время ВОВ не получила широкого распространения (например, за два года, с мая 1943 г. по май 1945 г., военно-полевые суды первого Украинского фронта рассмотрели 221 дело на 348 человек). В основном военно-полевыми судами рассматривались дела только в отношении лиц, пойманных с поличным, и не требовавшие специального расследования, если же было необходимо всестороннее изучение обстоятельств дела и специальное расследование, то дело передавалось в военный трибунал.

<*> См.: Война и правосудие // Человек и закон. 1990. N 6. С. 35.

Военная коллегия Верховного Суда СССР как надзорная инстанция за деятельностью военных трибуналов во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.

Как упоминалось ранее, высшей надзорной инстанцией за деятельностью военных трибуналов во время ВОВ была Военная коллегия Верховного Суда СССР (далее — Военная коллегия, если не употребляется иное).

Система военных трибуналов во время Великой Отечественной войны

————————T—————T————————¬
¦ ¦ Верховный Суд ¦ ¦
¦ ¦ СССР ¦ ¦
¦ L—————- ¦
+——————¬ ————————¬ ——————+
¦ Военно- ¦ ¦ ¦ ¦ Военно водно- ¦
¦ железнодорожная +—+ Военная коллегия +—+ транспортная ¦
¦ коллегия ¦ ¦ ¦ ¦ коллегия ¦
L——T———— L-T———T———T— L————T——
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ———-+¬ ——+——¬ -+———¬ ¦
¦ ¦ Военный ¦ ¦ Военный ¦ ¦ Военный ¦ ¦
¦ ¦ трибунал ¦ ¦ трибунал ¦ ¦ трибунал ¦ ¦
——+——¬¦ флота и ¦ ¦ фронта, ¦ ¦ округа ¦——+——¬
¦ Военный ¦¦отдельной ¦ ¦ отдельно ¦ ¦ войск ¦¦ Военный ¦
¦ трибунал ¦¦ флотилии ¦ ¦ армии и ¦ ¦ НКВД ¦¦ трибунал ¦
¦ железной ¦¦ ¦ ¦ округа ¦ ¦ ¦¦ водного ¦
¦ дороги ¦L—-T—— L—-T—— L——T——¦бассейна и ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пароходства¦
L———— ¦ ¦ ¦ L————
¦ ———-+———-¬ ¦
——————+—¬¦Военный трибунал: ¦—+——————¬
¦Военный трибунал: ¦¦- армии, корпуса ил覦Военный трибунал: ¦
¦- флотилии ¦¦ отдельной бригады ¦¦- войск НКВД союзной¦
¦- соединения морско馦- охраны тыла фронтদ республики ¦
¦ пехоты ¦¦- укрепрайона или ¦¦- войск НКВД АССР, ¦

¦- военно-морского ¦¦ авиабазирования ¦¦ края или области ¦
¦ гарнизона и базы ¦¦- города ¦¦- соединения войск ¦
¦ ¦¦- гарнизона ¦¦ НКВД ¦
L———————L———————L———————

Организационно Военная коллегия состояла из отделов по военным трибуналам армии, флота, войск НКВД, отдела судебного надзора, отделения по суду первой инстанции.

Были моменты, когда политическое руководство страны фактически принуждало Военную коллегию прямо участвовать в расправе с неугодными лицами. Так, 8 сентября 1941 г. в соответствии с посланием Государственного комитета обороны СССР Военная коллегия без проведения предварительного разбирательства вынесла приговор о привлечении к высшей мере наказания 161 осужденного, которые отбывали наказание в Орловской тюрьме <*>.

<*> См.: Петухов Н.А. Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. N 8. С. 83.

С другой стороны, известна позиция Военной коллегии по вопросу неоправданно широкого применения высшей меры наказания, особенно в начале войны. В обзоре судебной практики, письмах на места Военная коллегия предлагала и даже требовала от военных трибуналов пересмотра политики по применению высшей меры наказания. Например, за девять месяцев 1942 г. Военная коллегия отменила заочные приговоры в отношении 65% осужденных с направлением дел на доследование или их прекращением.

Кроме того, Военная коллегия проводила последовательную политику по расширению применения статьи 28 Уголовного кодекса РСФСР, предусматривающей замену уголовного наказания направлением на фронт в действующую армию, с последующим снятием судимости с тех осужденных, которые хорошо проявили себя в боях по защите Родины.

В годы ВОВ сотрудники Военной коллегии составляли относительно небольшой штат (к началу войны 66 человек, а число судей в целом по стране было около 776 человек), к концу ВОВ — 72 человека и 6 человек по особому штату за счет НКВД), а объем работы при этом был огромен (например, за 1944 г. и первое полугодие 1945 г. Военная коллегия рассмотрела более 43 тысяч дел, из них более 13 тысяч об осужденных к расстрелу) <*>.

<*> См.: Петухов Н.А. Деятельность органов военной юстиции в годы Великой Отечественной войны // Государство и право. 1995. N 8. С. 84, 85.

Послевоенный период деятельности военных трибуналов

О деятельности специальных судов, в число которых входили военные трибуналы, говорилось в советских конституциях и в Законе о судоустройстве СССР 1938 г. Время от времени возникал вопрос о ликвидации спецсудов, и прежде всего военных трибуналов.

11 сентября 1953 г. Совет Министров СССР упразднил лишь военные трибуналы и военные прокуратуры дивизий, корпусов, районов ПВО, военно-морских баз и ВВС флотов, а также военные трибуналы и военные прокуратуры войск МВД округов, республик.

Вплоть до 1991 г. в России действовали военные трибуналы, которые относились к общесоюзным судам и не входили в судебную систему той или иной союзной республики. После распада СССР в 1991 г. военные трибуналы, расположенные на территории России, были включены в судебную систему России. При этом Военная коллегия Верховного Суда, входившая в состав Верховного Суда СССР, была включена в состав Верховного Суда России <*>. В ходе судебной реформы военные трибуналы были переименованы в военные суды.

<*> Постановление Президиума Верховного Совета России 28 ноября 1991 г. «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР».

В заключение необходимо отметить следующее.

В период нестабильной ситуации в современной России, участившихся посягательств на государственную безопасность страны, ее суверенитет, территориальную целостность, федеративное устройство, демократический режим возникают попытки введения режима чрезвычайного положения в отдельных регионах России. Именно в данный период возникает острая необходимость учесть просчеты и достижения в деятельности военно-судебных органов в механизме российского государства, чтобы избежать допущенных ранее ошибок.

В качестве основных выводов статьи целесообразно подчеркнуть:

во-первых: во время ВОВ никаких особых норм материального права, регламентировавших организацию военно-судебных органов, не предусматривалось;

во-вторых: трибуналы действовали до 1943 г. в составе 3 постоянных членов, затем в них стали участвовать заседатели;

в-третьих: Положение о военных трибуналах предоставляло право данным судебным органам рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения обвинительного заключения;

в-четвертых: приговоры военного трибунала кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора;

в-пятых: большинство дел рассматривались трибуналами в закрытых заседаниях, так как были связаны с охраной государственной тайны;

в-шестых: члены военных трибуналов назначались совместными приказами НКЮ СССР и Наркома обороны;

в-седьмых: особенностью деятельности военных трибуналов в период ВОВ являлась широкая подсудность, к которой в основном относились дела о контрреволюционных и военных преступлениях;

в-восьмых: система военных трибуналов во время ВОВ была достаточно сложной по сравнению с существующей в настоящее время.

Военные трибуналы

Военные трибуналы и военно-полевые суды — временные органы правосудия, действующие на обороняемых, оккупированных и освобожденных территориях. Действуют в военное время или в условиях чрезвычайного положения на месте боевых действий или сразу же по их окончании. Учреждаются командующими наступающих или обороняющихся сил при каждой воинской части (соединении), а также военными комендантами в крупных населенных пунктах. В военное время из-за сложности обстановки вынесение военными трибуналами и военно-полевыми судами общеуголовных наказаний в большинстве случаев невозможно, поэтому основным наказанием для большинства категорий подсудимых часто являлся расстрел; для отдельных категорий преступников — показательная казнь через повешение. В годы Великой Отечественной войны расстрельные приговоры в боевой обстановке иногда приводились в исполнение перед строем воинских частей. Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий было утверждено 22 июня 1941 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР. Военные трибуналы оказались ведущей формой осуществления правосудия в период войны. Они создавались при военных округах, фронтах и морских флотах, а также при армиях, корпусах, иных воинских соединениях и военизированных учреждениях. Линейные суды на транспорте также реорганизовывались в военные трибуналы железных дорог и водных путей сообщения.

В районах, объявленных на военном положении, подавляющее большинство судов общей юрисдикции после 22 июня 1941 г. также были реорганизованы в военные трибуналы. Военные трибуналы рассматривали дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности в районах, объявленных на военном положении. К суду военных трибуналов привлекались и гражданские лица по делам о государственных преступлениях, хищениях социалистической собственности, разбоях, грабежах, умышленных убийствах, побегах из мест заключения, сопротивлении представителям власти, уклонении от службы в армии, незаконном хранении оружия. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» все дела такого рода рассматривались только трибуналами, как и дела о самовольном уходе рабочих и служащих с военных заводов и гражданских заводов, работавших на армию. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены лишь в порядке надзора. Это существенно упрощало судопроизводство за счет ограничения прав подсудимых.

По данным генерал-полковника юстиции А. Муранова, за годы войны только военные трибуналы вынесли 2 миллиона 530 тыс. 663 приговора. При этом 284 тыс. 344 граждан СССР были приговорены к высшей мере наказания, или 8,9 % от общего количества представших перед военными трибуналами (9).

Показательна динамика «работы» военных трибуналов: в 1941 г. за «контрреволюционные преступления» приговорено к различным видам наказания (не только к расстрелу) «всего» 29 тыс. человек, в 1942 г. — 112 тыс., в 1943 и 1944 гг. — соответственно 96 и 99 тыс., а в победном 1945 г. — 135 тыс. осужденных контрреволюционеров. Столь же показательна и динамика роста числа осужденных за «измену Родине» (ст. 58–16). В 1941 г. за измену Родине было осуждено 8976 человек, в 1942-45 050, в 1943-52 757, в 1944 г. — 69 895 человек (10: 558, 576). Из приведенных данных следует, что чем ближе была победа, тем больше появлялось желающих изменить Родине и перейти на сторону гибнущей Германии. Сам В. Звягинцев считает, что такую динамику можно объяснить желанием руководителя созданного в апреле 1943 г. СМЕРШ Абакумова, показать «наличие» в армии и стране многочисленных «изменников», что подчеркивало политическую значимость СМЕРШ и обеспечивало рост авторитета его начальника. Возможными причинами такого феномена, по нашему мнению, могут быть следующие: во-первых, по мере продвижения на запад в сфере действия органов СМЕРШ оказывалось значительное число изменников и пособников врага, отступивших вместе с немецкими войсками; во-вторых, не следует исключать того, что Сталин «работал на опережение», и поэтому к концу войны, видимо, стали чаще судить за проявления вольнодумства, чтобы приучить воевавших к послевоенной покорности. Таким образом, за каждый день войны военными трибуналами всех видов выносилось 1784 приговора, в том числе около 200 граждан приговаривались к расстрелу. И это без учета работы судов общей юрисдикции, Особого совещания при МГБ-НКВД и внесудебных расстрелов органами СМЕРШ.

Исключительной жесткостью отличалось правосудие при рассмотрении дел военнослужащих. За время войны военными трибуналами осуждено всего 994 270 военнослужащих, в том числе за дезертирство 376 300 человек, 422 700 осужденным исполнение приговоров отсрочено до окончания военных действий с направлением в состав штрафных подразделений, 436 600 осужденных направлены в места заключения (11: Гл. 5).

Из числа осужденных расстреляно 135 тыс. человек. По другим данным, по приговорам армейских военных трибуналов расстреляно 157 593 человека. Одним из объяснений такого расхождения может быть то, что в функции армейских трибуналов входило рассмотрение дел лиц, не являющихся на момент вынесения приговора военнослужащими: власовцев, карателей, полицейских, агентов карательных органов противника и т. д. Таким образом, за каждый день войны в среднем был осужден 701 военнослужащий, в том числе 92 человека приговаривались к расстрелу (без учета 70 тыс. расстрелянных сотрудниками СМЕРШ во внесудебном порядке). Таким образом, за каждый день войны расстреливался 141 человек. Если сложить 135 000 и 70 000 и если считать, что в дивизии 10 000 человек, то выходит, что доблестными смершевцами, а это они приводили приговоры в исполнение, расстрелян личный состав более 20 дивизий. (В вермахте за пять лет войны, с 1 сентября 1939 г. по 1 сентября 1944 г., расстреляно 7810 военнослужащих, т. е. в 17 раз меньше, чем по приговорам военных трибуналов в Красной Армии. И это без учета внесудебных расстрелов Особыми отделами, отделами СМЕРШ и заградотрядами.) На этом фоне карательная практика советской военной Фемиды выглядит чудовищной (12: 577).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 мая 2011.
Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей.

Военный трибунал в 15-й бригаде (Вооружённые Силы Финляндии), июль 1944 год.

Военный суд (до 21 апреля 1992 — военный трибунал) — федеральный суд общей юрисдикции, входящий в единую судебную систему Российской Федерации.

Осуществляет правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Особый правовой статус военных судов отмечается и тем, что в их подсудность входят все уголовные дела о преступлениях, совершенных сотрудниками Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Федеральной службы охраны, Главного управления специальных программ президента и др., а также гражданские дела по жалобам военнослужащих на действия данных органов.

В отличие от территориальных судов общей юрисдикции (районных, судов субъектов Российской Федерации), судьи военных судов обладают большей неприкосновенностью. Так, если в территориальных судах вопросы рекомендации на должность и прекращения полномочий входят в компетенцию квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, за исключением председателя судов субъектов, чьи вопросы назначения и освобождения от должностей входят в компетенцию Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (ВККС), то в военных судах ВККС решает вопросы о рекомендации к назначению и прекращению полномочий председателей и заместителей председателей гарнизонных военных судов (гарнизонный суд по юрисдикции приравнен к районному суду), а также всех судей и председателей окружных (флотских) военных судов (приравнены по юрисдикции к судам субъекта Российской Федерации).

До недавнего времени судьями военных судов были только лишь военнослужащие, имеющие воинское звание офицера, проходящие военную службу по контракту, и отвечающие всем общим требованиями, предъявляемым к федеральным судьям. Однако в настоящее время в связи с принятием Федерального конституционного закона от 29 июня 2009 года № 3-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»», судьями военных судов являются гражданские лица. При этом, хотя наличие воинского звания офицера запаса (и следовательно военного образования) учитывается при назначении судей военных судов, тем не менее наличие офицерского звания и военного образования в настоящее время не обязательно.

Подсудность

Подсудность в СССР устанавливалась Указами Президиума Верховного Совета СССР:

  • Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1940 года «Об изменении подсудности военных трибуналов»
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1953 г. «Об изменении подсудности военных трибуналов»

Подсудность в Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 года № 1-ФКЗ «О военных Судах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

См. также

  • Военная прокуратура Российской Федерации
  • День специалиста юридической службы
  • Военная коллегия Верховного суда СССР
  • Военно-полевой суд

Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Викифицировать статью.

Судебная система Российской Федерации

Конституционные
суды

Конституционный суд Российской Федерации • Конституционный (уставный) суд субъекта РФ

Суды общей юрисдикции

Верховный Суд РФ

Пленум • Президиум • Коллегия по гражданским делам • Коллегия по уголовным делам • Военная коллегия • Апелляционная коллегия

Субъектов РФ

Верховные суды республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Удмуртия • Хакасия • Чечня • Чувашия • Краевые суды: Алтайский • Забайкальский • Камчатский • Краснодарский • Красноярский • Пермский • Приморский • Ставропольский • Хабаровский • Областные суды: Амурский • Архангельский • Астраханский • Белгородский • Брянский • Владимирский • Волгоградский • Вологодский • Воронежский • Ивановский • Иркутский • Калининградский • Калужский • Кемеровский • Кировский • Костромской • Курганский • Курский • Ленинградский • Липецкий • Магаданский • Московский • Мурманский • Нижегородский • Новгородский • Новосибирский • Новосибирский • Оренбургский • Орловский • Пензенский • Псковский • Псковский • Рязанский • Самарский • Саратовский • Сахалинский • Свердловский • Смоленский • Тамбовский • Тверской • Тверской • Тульский • Тюменский • Ульяновский • Челябинский • Ярославский • Городские суды: Москва • Санкт-Петербург • Суды автономных областей: Еврейская АО • Суды автономных округов: Ненецкий АО • Ханты-Мансийский АО • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО

Военные суды

Окружной (флотский) суд • Гарнизонный суд

Прочее

Районный суд • Мировой суд

Арбитражные суды

Высший АС РФ

Пленум • Президиум • Суд по интеллектуальным правам

Волго-Вятского • Восточно-Сибирского • Дальневосточного • Западно-Сибирского • Московского • Поволжского • Северо-Западного • Северо-Кавказского • Уральского • Центрального

Апелляционные

1 • 2 • 3 • 4 • 5 • 6 • 7 • 8 • 9 • 10 • 11 • 12 • 13 • 14 • 15 • 16 • 17 • 18 • 19 • 20

АС субъектов РФ

АС республик: Адыгея • Алтай • Башкортостан • Бурятия • Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Калмыкия • Карачаево-Черкессия • Карелия • Коми • Марий Эл • Мордовия • Саха (Якутия) • Северная Осетия-Алания • Татарстан • Тыва • Хакасия • Удмуртия • Чечня • Чувашия • Краевые АС: Алтайского • Забайкальского • Камчатского • Краснодарского • Красноярского • Пермского • Приморского • Ставропольского • Хабаровского • Областные АС: Амурской • Архангельской • Астраханской • Белгородской • Брянской • Владимирской • Волгоградской • Вологодской • Воронежской • Ивановской • Иркутской • Калининградской • Калужской • Кемеровской • Кировской • Костромской • Курганской • Курской • Липецкой • Магаданской • Московской • Мурманской • Нижегородской • Новгородской • Новосибирской • Омской • Оренбургской • Орловской • Пензенской • Псковской • Ростовской • Рязанской • Самарской • Саратовской • Сахалинской • Свердловской • Смоленской • Тамбовской • Тверской • Томской • Тульской • Тюменской • Ульяновской • Челябинской • Ярославской • Городские АС: Москва • Санкт-Петербург и Ленинградская область • АС автономных областей: Еврейская АО • АС автономных округов: Ханты-Мансийский АО — Югра • Чукотский АО • Ямало-Ненецкий АО

Дисциплинарное судебное присутствие

Негосударственные
суды*

Третейский суд • Международный коммерческий арбитражный суд

См. также

Судебный департамент при Верховном Суде РФ • Комиссия при Президенте РФ по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов • ГАС Правосудие

* Формально не входят в судебную систему России | Проект:Право

Добавить комментарий