ЦБ подотчетен

Полный текст Федерального закона можно прочитать .
Чем является ЦБ?
В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации» написано, что ЦБ является юридическим лицом (ст. 1). Примеры юр. лиц — ООО, ЗАО, ОАО и т.д.. ст. 48 ГК РФ раскрыт смысл понятия «юридическое лицо».
ЦБ РФ является собственником золотовалютных резервов, которые иногда называют российскими, а на самом деле, они принадлежат юридическому лицу. В статье 2 прямо так и написано — «В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.»
В федеральной собственности находится лишь уставный капитал и другое имущество ЦБ (ст. 2). Уставный капитал — это сумма средств, необходимая для запуска деятельности организации, на которую закупается имущество — столы, компьютеры и т.д.. «Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд. рублей.» — статья 10 закона. То есть, государству принадлежит имущество ЦБ на 3 млрд. рублей, а банку принадлежит золото и валюта на сотни миллиардов долларов, полученные в результате деятельности всей страны.
Статья 6
Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.
В статье 8 записано и продублировано в статье 49 п. 2, что ЦБ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, то есть, покупать акции (доли). По закону РФ «О банках и банковской деятельности», кредитные организации — это банки и организации с правом осуществлять часть банковской деятельности. Но в той же статье, почему-то очень жёстко, записано к каким кредитным организациям это не относится:
Сберегательный банк Российской Федерации, кстати, ЦБ главный акционер Сбербанка, поэтому Сбербанк не государственный;
Донау-банк АГ, Вена;
Ист-Вест Юнайтед банк, Люксембург;
Коммерческий банк для Северной Европы — Евробанк, Париж;
Московский Народный банк Лтд, Лондон;
Ост-Вест Хандельсбанк АГ, Франкфурт-на-Майне.
«Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.» — статья 2 закона.
Откуда ЦБ получает доходы? По статье 11, ЦБ получает доходы от участия в капиталах выше перечисленных банков и от банковских операций и сделок, предусмотренных статьёй 46, в которой довольно большой перечень того, что ЦБ может покупать, хранить, продавать, что может выдавать — векселя, кредиты и т.д.. Расходы ЦБ, по статье 11, связаны только с обеспечением деятельности ЦБ, то есть зарплаты служащим, аренда, обслуживание и прочее.
Статья 83.
Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.
Национальные банки республик в составе Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России.
Органы принимающие решения
Есть два органа ЦБ, Совет директоров и Национальный банковский совет.
Статья 12.
Национальный банковский совет — коллегиальный орган Банка России.
Численность Национального банковского совета составляет 12 человек, из которых двое направляются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации из числа членов Совета Федерации, трое — Государственной Думой из числа депутатов Государственной Думы, трое — Президентом Российской Федерации, трое — Правительством Российской Федерации. В состав Национального банковского совета входит также Председатель Банка России.
Отзыв членов Национального банковского совета осуществляется органом государственной власти, направившим их в состав Национального банковского совета.
Решения Национального банковского совета принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов Национального банковского совета при кворуме в семь человек.
На деле, этот орган — фикция для демонстрации псевдосогласованности решений главного органа ЦБ — Совета директоров, с позицией органов государственной власти.
Национальный банковский совет, по сути, не производит никаких решений, он лишь утверждает, по предложению Совета директоров, как это написано в статье 13, объём разного рода административно-хозяйственных расходов — содержание служащих ЦБ, капитальные вложения, пенсионное обеспечение служащих и прочее, рассматривает отчётность ЦБ, рассматривает проекты совершенствования банковской системы, исполнение сметы расходов ЦБ.
В общем, большинство функций этого органа сведены к каким-то второстепенным утверждениям, на основе решений Совета директоров, и к рассмотрениям разной информации, связанной с ЦБ, что вообще пустышка — бабушки на лавочке тоже могут рассматривать действия власти, например, но тем самым они не производят решений.
Интересно, что Нац. советом утверждаются только технические вопросы, решения Совета директоров по ключевой ставке, по курсу валют и др. важным вопросам, по закону, в утверждениях Нац. совета не нуждаются.
Лишь несколько функций Нац. банковского совета, описанных в 13 статье, имеют хоть какой-то вес, потому что осуществляются самостоятельно:
7) назначение главного аудитора Банка России и рассмотрение его докладов;
9) определение аудиторской организации — аудитора годовой финансовой отчетности Банка России.
11) внесение в Государственную Думу предложений о проведении проверки Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений;
Главная фигура в ЦБ — Председатель.
Орган, действительно принимающий решения — Совет директоров. В Совет директоров входит Председатель и 12 членов (ст. 15).
Статья 15.
В Совет директоров входят Председатель Банка России и 12 членов Совета директоров.
Члены Совета директоров назначаются Государственной Думой на должность сроком на четыре года по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации.
Члены Совета директоров освобождаются от должности:
— по истечении указанного в настоящей статье срока полномочий — Председателем Банка России;
— до истечения указанного в настоящей статье срока полномочий — Государственной Думой по представлению Председателя Банка России.
То есть, предлагать кандидатуры может только Председатель ЦБ.
И теперь самое интересное.
Статья 14.
Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на четыре года большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка России представляет Президент Российской Федерации не позднее чем за три месяца до истечения полномочий действующего Председателя Банка России.
Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации.
Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях:
— истечения срока полномочий;
— невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии;
— подачи личного заявления об отставке;
— совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда;
— нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России.
Получается, Председателя можно назначить, но снять не может никто, если не будет форс-мажора. И то же самое с членами Совета директоров, назначить Гос. Дума может, а вот снять не может ни один орган власти, без команды Председателя.
Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Совета директоров при кворуме в семь человек (ст. 16).
Большинство, при 7 присутствующих = 4 человека, как минимум. Основополагающие решения в денежно-кредитной политике России могут принимать 4 человека с подписью пятого — Председателя, снять с должности которых, без форс-мажора, не может ни один орган государственной власти. Кроме прочего, члены Совета директоров хоть и не могут работать по совместительству и занимать должности в банках, могут иметь и приобретать акции(доли) банков, получается, могут быть заинтересантами решений в угоду отдельных банков, единственное «ограничение» — они должны уведомить Совет директоров об этом (ст. 19, 90).
В статье 18 перечислены функции Совета директоров. Самые важные, наверное, эти:
9) принимает решения:
— о создании, реорганизации и ликвидации организаций Банка России;
— об установлении обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
— о величине резервных требований;
— об изменении процентных ставок Банка России;
— об определении лимитов операций на открытом рынке;
— об участии в международных организациях;
— об участии (о членстве) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его учреждений, организаций и служащих;
о порядке формирования резервов кредитными организациями;
Очень много функций прописано, основополагающих. Самый забавный пункт статьи 18 — «8) устанавливает формы и размеры оплаты труда Председателя Банка России, членов Совета директоров, заместителей Председателя Банка России и других служащих Банка России». Совет директоров, несколько человек, вплоть до 5 (кворум 7 + Председатель), сами себе устанавливают размер оплаты труда.
Цели и Функции ЦБ
По Конституции, статье 75 ч.2, основная функция ЦБ — «2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. «
Статья 3.
Целями деятельности Банка России являются:
— защита и обеспечение устойчивости рубля;
— развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
— обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
В Статье 4 перечислены функции, вот некоторые из них:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
7) осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;
12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;
13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;
15) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
17) устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.
Что должен делать ЦБ или что вправе, не вправе, подробно раскрывается в главах с 4 по 15.
Из интересного —
Статья 53.
Банк России устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.
На сайте ЦБ РФ перечислены функции, в соответствии с ФЗ «О ЦБ» и другими законами. http://www.cbr.ru/today/?PrtId=bankstatus
В статье «Международный валютный фонд», на сайте ЦБ, тоже много интересного —
«Сотрудничество Банка России с МВФ
Управляющий в МВФ от России — Министр финансов Российской Федерации, Председатель Банка России является заместителем управляющего в МВФ от России. В 2010 году функции по финансовому взаимодействию с МВФ были переданы Министерством финансов Российской Федерации Банку России. Банк России является депозитарием средств МВФ в российских рублях и осуществляет операции и сделки, предусмотренные Уставом Фонда.
Банк России сотрудничает с МВФ по различным направлениям:
— представители Банка России принимают участие в весенних сессиях и ежегодных собраниях МВФ и Всемирного банка;
— представители Банка России принимают участие в рабочих встречах и консультациях со специалистами МВФ, а также в подготовке материалов и комментариев. Фонду предоставляется отчетная информация, предусмотренная договоренностями между Россией и МВФ;
— начиная с 2010 года Россия, как страна, имеющая системно значимый финансовый сектор, проводит оценку состояния финансовой стабильности экономики в рамках совместной для МВФ и Всемирного банка Программы оценки финансового сектора (FSAP);
— в целях обеспечения соответствия практики распространения важнейших экономических показателей требованиям международных стандартов по качеству и срокам публикации 31 января 2005 г. Россия присоединилась к Специальному стандарту МВФ на распространение данных (ССРД).»
Взаимоотношения ЦБ с органами государственной власти
Статья 1.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статья 2.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России — по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Статья 5.
Банк России подотчётен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Подотчётность это не подчинение, как многим кажется, это значит ЦБ сделал что-то, а потом сообщил Гос. Думе что сделал, по правилам описанным в законе, всё, на этом закончилась подотчётность. Но помимо прочего, в этой статье написано — «Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение.» В законе не написано какие решения может принять Гос. Дума по отчёту и статус этих решений, то есть, это пустышка для «замыливания глаз» гражданам, дочитавшим закон до 5-ой статьи.
Отчётности ЦБ посвящена вся 5-ая глава закона. В статье 25, более подробно описано про отчётность Гос. Думе. На счёт «решений» Гос. Думы есть интересный комментарий на сайте «Центр Сулакшина» — В статье 25 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» установлено, что Государственная Дума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает решение. Какие решения может принять ГД? Правового ответа на этот вопрос нет. На практике ГД всегда принимает постановление, следующего содержания: «Принять к сведению годовой отчет Центрального банка Российской Федерации».
Статья 21.
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о
предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.
Статья 4.
Банк России выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
Взаимодействие — крайне размытое понятие, ничего общего не имеющее с подчинением, оно может быть минимальным и все равно это будет взаимодействие, а решения принимает Совет директоров ЦБ. Глава Минфина и Минэкономразвития, либо их замы, лишь участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса (ст. 21), но это пустышка в действующем законе, потому что учитываются только голоса членов Совета директоров.
Статья 22.
Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.
Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Статья 26.
После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли.
ФРС США перечисляет 90% прибыли в бюджет. ЦБ РФ, до недавнего времени, перечислял лишь 50%. Недавно Путин ратифицировал закон, устанавливающий 90% перечисление.
Статья 7.
Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.
По 75 статье Конституции и по 1-й статье закона «О ЦБ», Центробанк осуществляет свои функции независимо от других органов государственной власти, непонятно почему написано «других органов», потому что ЦБ не является органом гос. власти, как написано в этой статье, на сайте ЦБ, в 3-ем абзаце. Но сам ЦБ издаёт нормативные акты, обязательные для органов гос. власти и даже для простых граждан — физических лиц.
Информационная база НОД

Центральный банк — это банк, возглавляющий кредитную систему страны, имеющий монопольное право эмиссии банкнот и осуществляющий кредитно-денежную политику в интересах национальной экономики.

Деятельность Центрального банка РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Конституционные основы банковского права выполняют следующие определяющие функции:

1) программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;

2) устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами (например, право на собственность, право на информацию, право на защиту и т.п.);

3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.

Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того. Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России. Помимо этого она проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.

Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.

Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.

Полномочия Центрального банка, направленные на предпринимательскую деятельность, установлены ст. 45—47 Закона «О Центральном банке РСФСР», в соответствии с которыми он имеет право предоставлять кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, покупать и продавать чеки и переводные векселя, а также государственные ценные бумаги и облигации на определенных законом условиях, выдавать гарантии и поручительства, производить другие коммерческие операции, предусмотренные законом.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Банк России обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации (ст. 155 п. 2.3).

Целями деятельности Банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются:

• защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности по отношению к иностранным валютам;

• развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

• обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

В соответствии с целями, поставленными перед Центральным банком РФ, его основными задачами являются следующие:

• активное участие в разработке денежно-кредитной и финансово-бюджетной политики Правительства РФ;

• всемерное сдерживание инфляционных процессов в стране;

• сокращение бюджетного дефицита;

• поддержание стабильного денежного обращения;

• обеспечение устойчивости курса рубля как государственной валюты;

• обеспечение государственного фонда валютных резервов;

• расширение кредитования коммерческих банков, в основном за счет ресурсов эмиссионного фонда;

• расширение возможностей неэмиссионного кредитования и покрытия бюджетного дефицита на разных уровнях системы властей;

• максимальное использование методов денежно-кредитного управления банковской системой.

Исходя из поставленных целей и задач Банк России выполняет следующие функции:

• во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

• монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

• является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования;

• устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

• устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы;

• осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций;

• регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

• осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты;

• определяет порядок расчетов с иностранными государствами;

• организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки;

• участвует в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации составления платежного баланса России.

Банк России выполняет функцию «банка банков» и является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Он осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства и установленных им нормативных актов.

Главная цель банковского регулирования и надзора заключается в поддержании стабильности банковской системы, в защите интересов вкладчиков и кредиторов. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Надзорные и регулирующие функции Банк России осуществляет как непосредственно, так и через создаваемый при нем орган банковского надзора. Регулирование деятельности кредитных организацией и надзор за ними Центральный банк РФ осуществляет по следующим направлениям:

• регламентация обязательных экономических нормативов для кредитных организаций; определение лимитов открытой валютной позиции, порядка формирования резервов для покрытия рисков;

• открытие корреспондентских счетов, депонирование на спецсчетах обязательных резервов кредитных организаций, принятие их свободных средств в депозит по фиксированной ставке;

• кредитование кредитных организаций;

• управление ликвидностью банковской системы путем покупки и продажи банкам государственных ценных бумаг; в 1996 г. Банк России ввел новый инструмент регулирования банковской ликвидности — операции типа репо;

• регистрация эмиссий ценных бумаг кредитных организаций;

• установление правил проведения отдельных банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и статистической отчетности кредитных организаций;

• регистрация и лицензирование деятельности кредитных организаций;

• надзор за соблюдением банковского законодательства, нормативных актов Банка России, проверка деятельности кредитных организаций.

Таким образом, для кредитных организаций Банк России устанавливает правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и статистической отчетности. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России устанавливает для них обязательные экономические нормативы: минимальный размер уставного капитала, минимальный размер обязательных резервов, размещаемых в Банке России, и т.д.

В этих полномочиях Банка России проявляются его координирующие и контрольные функции за деятельностью кредитных организаций. На местах эти полномочия осуществляются через главные управления (национальные банки) Банка России, являющиеся его филиалами.

В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставления информации или предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право потребовать от данной кредитной организации устранения выявленных нарушений, а также взыскать штраф или ограничить проведение ею отдельных операций либо отозвать лицензию.

Взаимодействуя с кредитными организациями, их ассоциациями и союзами. Банк России консультирует их по наиболее важным вопросам нормативного характера. Кроме того, он рассматривает предложения по вопросам регулирования банковской деятельности.

Одним из инструментов денежно-кредитной политики Центрального банка РФ являются кредитные аукционы, которые проводятся ЦБ РФ на основе решений Аукционного комитета ЦБ РФ при участии главных территориальных управлений (национальных банков) ЦБ РФ в форме аукционов заявок коммерческих банков. Валютой аукционов является рубль Российской Федерации. ЦБ РФ объявляет о дате проведения аукциона не позднее, чем за 7 календарных дней.

В аукционе участвуют: с одной стороны — Банк России (продавец), с другой — коммерческие банки и кредитные учреждения Российской Федерации (покупатели). Не могут быть участниками аукционов филиалы коммерческих банков.

К участию в аукционе допускаются коммерческие банки, имеющие лицензию на осуществление банковской деятельности на территории Российской Федерации, внесенные в регистрационную книгу Банка России и проработавшие не менее года к моменту подачи заявки на участие в аукционе.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона о Банке России функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В тоже время Банк России согласно ст. 5 Федерального закона о Банке России подотчетен Государственной Думе.

Подотчетность Банка России Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации заключается в том, что Государственная Дума:

  • · назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;
  • · назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;
  • · направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;
  • · рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • · рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • · принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений (указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета);
  • · проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;
  • · заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России.

Внимание! Ответ от пользователя, не зарегистрированного в качестве юриста.

Порядок налогообложения Центрального банка России

В настоящее время деятельность центрального банка в России определяется специальным Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». До этого действовал Закон РФ от 2 декабря 1990 года № 394-1 с рядом изменений. Наиболее важные поправки были сделаны в 1995 году. Принятие этого Закона сыграло известную роль в начале периода реформирования в России. С тех пор накоплен определенный опыт работы Банка России (как позитивный, так и негативный). В намерения авторов нового Закона входило: сделать деятельность главного банка страны более прозрачной и подконтрольной государственным органам, направить усилия по денежно-кредитному регулированию на решение проблем развития отечественной экономики.

После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 50 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации. Оставшаяся прибыль Банка России направляется Советом директоров в резервы и фонды различного назначения.

Налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации.

При этом Федеральный Закон от 6 августа 2001 N110 ФЗ «О внесении изменений и доп. олнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» были внесены изменения в ранее действовавший Федеральный Закон от 2 декабря 1990 г. N 3941 «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», в соответствии с которыми исключены нормы, касающиеся освобождения Банка России от постановки на учет в налоговых органах и от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах.

Таким образом, Банк России и его территориальные учреждения и организации обязаны уплачивать налоги и сборы установленные законодательством о налогах и сборах, к которому согласно определениям части первой Налогового Кодекса Российской Федерации относятся Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая и вступившие в силу главы части второй), а также федеральные законы и иные нормативные правовые акты действующие в части не противоречащей части первой НК РФ.

Статьями 83 и 84 Налогового Кодекса Российской Федерации определен порядок постановки налогоплательщика на учет в налоговых органах по месту нахождения организации, месту нахождения её обособленных подразделений, месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Порядок постановки Банка России на учет в налоговые органах в качестве налогоплательщика по месту своего нахождения и месту нахождения обособленных подразделений установлен совместным письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального Банка Российской Федерации от 29 мая 2002 N70-Т «Об особенностях оформления Банком России документов необходимых для постановки на учет в налоговых организациях».

Для обеспечения исчисления и уплаты налогов и сборов Банку России в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах необходимо завершить постановку Банка России на налоговый учет по месту нахождения его обособленных подразделений в кратчайшие сроки.

Освобождение от налогов и сборов может быть предоставлено лишь в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Так, Центральный Банк и его учреждения не являются плательщиками налога на имущество предприятий.

Поскольку законодательством о налогах и сборах не предусмотрено освобождение Банка России от уплаты других налогов и сборов, Банк России является плательщиком следующих налогов и сборов:

— налог на прибыль организаций;

— налог на добавленную стоимость;

— единый социальный налог;

— транспортный налог;

— налог с операций с ценными бумагами;

— плата за пользование водными объектами;

— плата за пользование природными ресурсами (в случаях предусмотренных законодательством, в том числе платежей за сбросы, выбросы загрязняющих веществ и захоронения отходов);

— государственные пошлины;

— таможенный налог;

— земельный налог;

— единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности;

— местные налоги и сборы.

Статус налогоплательщика обязывает и при отсутствии налоговой базы по налогу, наличии льгот по налогу, установленных законодательством, представлять налоговые декларации в налоговые органы.

Банк России также является налоговым агентом, обязанным исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать налог на доходы физических лиц.

Банк России является налогоплательщиком налога на прибыль организации, установленным главой 25 «Налог на прибыль организации» Налогового Кодекса Российской Федерации.

Все основные элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога) устанавливаются названной выше главой Налогового Кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 288 Налогового Кодекса Российской Федерации налогоплательщики – российские организации, имеющие обособленные подразделения, к которым относиться и Банк России, исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода, производят по месту своего нахождения без распределения указанных сумм по обособленным подразделениям.

Прибыль полученная Центральный Банк Российской Федерации от осуществления, не связанной с выполнением им функций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», облагается налогом по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 1 статьи 284 Налогового Кодекса Российской Федерации, то есть по ставке 24%, либо по ставкам предусмотренным пунктами 3 и 4 указанной статьи к соответствующей налоговой базе.

Исчисление и уплата налога на прибыль организации Банка России должна осуществляться с 1 января 2002 года в соответствии с положениями главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Банк России в своей учетной политике для целей налогообложения, исходя из положений главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации определяет способ исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль, выбирает показатель (среднесписочная численность работников, расходы на оплату труда) применяемый для определения сумм налога (сумм авансовых платежей по налогу) подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений Банка России, определяет классификацию доходов и расходов, перечень амортизирующего имущества (для целей налогового учета), устанавливает формы учетных регистров для ведения налогового учета.

Согласно статье 289 Налогового Кодекса Российской Федерации Банк России как организация, в состав которой входят обособленные подразделения, обязан представлять в налоговые органы налоговые декларации по налогу на прибыль организаций по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения. При этом по месту нахождения организации налоговая декларация представляется в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.

Банк России является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с нормами главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового Кодекса Российской Федерации.

Глава 21 Налогового Кодекса Российской Федерации устанавливает основные элементы налогообложения для исчисления и уплаты НДС.

Статья 149 НК РФ определяет перечень операций, не подлежащих налогообложению.

Налоговым периодом по налогу на добавленную стоимость согласно ст. 163 Налогового Кодекса Российской Федерации для Банка России является календарный месяц.

Ст. 164 Налогового Кодекса Российской Федерации установлены ставки налога на добавленную стоимость в зависимости от видов операций.

Для обеспечения выполнения Банком России своих обязанностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость необходимо централизованное ведение книги покупок и книги продаж по Банку России на основании книг покупок и книг продаж, оформленных территориальными учреждениями и другими подразделениями и организациями Банка России, введение единой нумерации счет-фактур, обеспечение сбора данных от территориальных учреждений и организаций Банка России для определения налогооблагаемой базы, исчисления и уплаты НДС, а также установление порядка от кредитования сумм НДС, полученных при реализации товаров (работ, услуг).

С этой целью Банком России будет разработано соответствующее программное обеспечение.

Территориальным учреждениям и организациям Банка России будут направлены соответствующие указания о ведении налогового учета, представлении данных Банку России для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с требованиями гл. 21 Налогового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с утвержденным приказом Центрального Банка Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N ОД-716 доп. Положения по налоговому учету «Учетная политика Банка России для целей налогообложения» (с приложениями) Центральный Банк РФ разъясняет отдельные вопросы, связанные с исчислением и уплатой Банком России единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2004 году и последующие годы.

Единый налога на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативно-правовыми актами законодательных органов государственной власти субъектов Российской федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской федерации (письмо ЦБ РФ от 4 июня 2004 года N 60-Т).

При исчислении и уплате единого налога на вмененный доход подразделениям Банка России следует руководствоваться главой 26,3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового Кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с указаниями глав Налогового Кодекса Российской Федерации, положениями по налоговому учету. Указанные законодательные и нормативно-правовые акты следует применять с учетом вносимый изменений и доп. олнений.

Подразделения Банка России осуществляющие уплату единого налога на вмененный доход, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а также страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в общеустановленном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правовое положение Центрального банка РФ

определяется:

  • – Конституцией РФ;
  • – Федеральным законом от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Банк России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят:

Основными целями деятельности Банка России являются:

  • – защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • – развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • – обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Получение прибыли не является целью деятельности Банка России. Однако, поскольку ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции, прибыль он все же получает. Закон предписывает Банку России 50 % полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с налоговым кодексом РФ, перечислять в федеральный бюджет. Банк России уплачивает налоги и сборы в соответствии с налоговым кодексом РФ.

Банк России имеет уставный капитал в размере 3 млрд руб. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без согласия Банка России не допускаются.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства.

Банк России в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией РФ и федеральными законами, независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его функций и полномочий.

Банк России подотчетен Государственной Думе, что выражается в следующем:

  • 1) председатель Банка России назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой;
  • 2) члены совета директоров Банка России назначаются на должность и освобождаются от должности Государственной Думой по представлению председателя Банка России;
  • 3) Государственная Дума направляет и отзывает своих представителей в Национальный банковский совет;
  • 4) Госдума рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;
  • 5) Госдума принимает решение о проверке Счетной палатой РФ финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;
  • 6) Председатель Банка России представляет Госдуме доклад о деятельности Банка России;
  • 7) Госдума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;
  • 8) Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей.

Компетенция Центрального Банка рф

Компетенция Банка России включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:

  • 1) разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
  • 2) осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;
  • 3) обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;
  • 4) осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки;

Компетенция банка России как органа денежно-кредитной политики РФ:

  • 1) ежегодно не позднее 26 августа представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;
  • 2) осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ;
  • 3) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
  • 4) участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;
  • 5) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;
  • 6) осуществляет кредитование Минфина РФ для покрытия разрывов между текущими бюджетными доходами и расходами, приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении.

Компетенция Банка России как органа контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ:

  • 1) принятие решения о государственной регистрации; выдача и отзыв лицензии кредитных организаций;
  • 2) установление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;
  • 3) осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;
  • 4) запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности;
  • 5) регистрация эмиссии ценных бумаг организациями;
  • 6) осуществление валютного регулирования;
  • 7) организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

Компетенция Банка России как центра банковской системы России:

  • 1) установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;
  • 2) публикация сводной статистической и аналитической информации о банковской системе РФ;
  • 3) установление правил осуществления расчетов в РФ;
  • 4) является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;
  • 5) установление обязательных нормативов.

Добавить комментарий