Цель систематизации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Факультет подготовки государственных и муниципальных служащих

Кафедра теории государства и права

Оценка_______________________

Подпись преподавателя _______________________

«____»_______________2010 г.

Систематизация законодательства

Реферат

По теории государства и права

Шариповой Э. И.

Студентки 5 курса группы Ю-551

Специальность: 030501.65 «Юриспруденция»

Руководитель: Тараборин Р.С., к.ю.н., доцент

Екатеринбург

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ………………………………………………………….. ……….3

Глава 1. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ

1.1.Понятие и задачи систематизации законодательства.………. ………4

Глава 2. ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1. Инкорпорация законодательства………..……………………………6

2.2. Консолидация законодательства……………………………………..9

2.3. Кодификация законодательства……………………………………..12

Заключение ………………………………………………………….……14

Список использованной литературы ………………………………….15

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. В отечественной и зарубежной литературе проблемам систематизации законодательства посвящено много книг, диссертаций и статей.

Целью работы является исследование систематизации современного законодательства.

Исходя из цели поставлены следующие задачи:

— выявить значение и роль систематизации законодательства;

— отразить понятие и виды систематизации нормативных правовых актов;

— описать основные формы систематизации законодательства

— в заключение подвести итоги по проделанной работе, подчеркнуть наиболее важные моменты.

Глава 1.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПОНЯТИЕ, ЗАДАЧИ

1.1.Понятие и задачи систематизации законодательства

Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация нормативно – правовых актов (законодательства) – это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемом в соответствии с разрешаемыми это деятельностью задачами . Результаты систематизации – своды, кодексы, сборники нормативных актов.

Если система права как следствие исторического развития – объективный феномен, от воли людей не зависящий, то систематизация и ее продукты – феномен субъективный. От воли составителя во многом зависит, каким будет тот или иной сводный акт.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по особым системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования.

Систематизация законодательства необходима, во-первых, для дальнейшего развития законодательства. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.

Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового воспитания, научных исследований, обучения студентов.

Ныне в России темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если сейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также срочно решить судьбу формально действующих нормативных актов России и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.

Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельных формы правовой деятельности:

1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);

2) подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов (инкорпорация законодательства);

3) подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу (консолидация законодательства);

4) подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания (кодификация законодательства) .

Глава 2.

ФОРМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

2.1. Инкорпорация законодательства

Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции .

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации.

Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены такие коррективы. Из текста нормативных актов исключаются также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт.

Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.

Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:

1. При внешней обработке нормативно – правовые акты располагаются в определённом порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно – правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Отличие кодификации от инкорпорации состоит в следующем. Инкорпорация – достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует прежде всего цель обеспечить пользование законодательством. Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства .

2.2. Консолидация законодательства

С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предмет регулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных «блоков» законодательства. Один из путей преодоления такой множественности — консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт. Такой акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Консолидация — это своеобразный вид правотворчества, особенность которого заключается в том, что новый укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработка предписаний с тем расчетом, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология. Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляется устаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью (пункт).

Мировая практика принятия укрупненных актов весьма обширна. В Великобритании, например, издаются десятки такого рода актов, объединяющих акты парламента, принятые по одному и тому же предмету регулирования за все длительное время его существования. В конце XIX в. английский парламент принял специальный закон о консолидации статутного права. Во Франции широко развито принятие так называемых кодексов, объединяющих нормативные предписания по одному и тому же вопросу. Изданы, например, такие консолидированные акты, как Кодекс дорог общественного пользования, Кодекс сберегательных касс и др.

Задача объединения, укрупнения нормативных актов, обеспечивающая компактность правового регулирования, устранение пробелов, противоречий и неувязок между действующими нормами, ныне весьма актуальна. В общем массиве действующих нормативных актов России еще много так называемых «лоскутных» актов, от которых действующими остались лишь некоторые нормы и иные отделимые их части.

Ревизия всего массива действующих актов должна выражаться как в отмене устаревших актов и их частей, внесении в них соответствующих изменений, так и в объединении действующих норм из разных актов, от которых остались лишь отдельные фрагменты, издании укрупненных актов по определенным вопросам. Поэтому задача консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих в себя несколько (иногда десятки) действующих актов по одному вопросу, ныне становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства.

2.3. Кодификация законодательства

Кодификация законодательства — это форма коренной переработки действующих нормативных актов в определенной сфере отношений, способ качественного упорядочения законодательства, обеспечения его согласованности и компактности, а также расчистки нормативного массива, освобождения от устаревших, не оправдавших себя норм. В процессе кодификации составитель стремится объединить и систематизировать оправдавшие себя действующие нормы, а также переработать их содержание, изложить нормативные предписания стройно и внутренне согласованно, обеспечить максимальную полноту регулирования соответствующей сферы отношений. Кодификация направлена на то, чтобы критически переосмыслить действующие нормы, устранить противоречия и несогласованности между ними, ликвидировать повторения, устаревшие положения, пробелы, дублирование норм.

Кодификация — это форма правотворчества. Будучи обобщением действующего регулирования, она в то же время направлена на установление новых норм, отражающих назревшие потребности общественной практики, восполняющих пробелы правового регулирования, на замену неудачных, устаревших правовых предписаний новыми. Кодификация — это форма совершенствования законодательства по существу, и ее результатом является новый сводный законодательный акт стабильного содержания (кодекс, положение, устав и т.д.), заменяющий ранее действовавшие нормативные акты по данному вопросу. Сочетание упорядочения и обновления законодательства как свойство кодификации позволяет рассматривать ее как наиболее совершенную, высшую форму правотворчества.

В кодификационном акте обычно формулируются нормы, регулирующие наиболее важные, принципиальные вопросы общественной жизни, определяющие нормативные основы той или иной отрасли (института) законодательства. Он является основным среди актов, действующих в определенной сфере общественной жизни, содержит общие принципы, определяющие характер и содержание всех норм соответствующей отрасли или института права;

Такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т.д.);

Кодификация ориентирована на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предметом регулирования такого акта, их динамику;

Предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли и институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;

Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах:

  • основы законодательства;
  • кодекс;
  • иные виды (уставы, положения, правила).

1. Основы законодательства активно используются в кодификационной деятельности Российской Федерации. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться, в первую очередь, в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов. Ныне в Российской Федерации приняты и действуют такие акты, как Основы лесного законодательства, Основы законодательства о культуре, Основы законодательства об охране здоровья граждан и др.

2. Кодекс чаще всего используемый вид кодификационного акта. Это значительный по объему сводный акт, представляющий собой систематизированное изложение норм той или иной отрасли законодательства либо правового института, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Трудовой кодекс). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования, конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.

В ряде случаев, установленных законодательством, кодекс, будучи законодательным актом, приобретает более высокую юридическую силу, чем обыкновенный закон. Так, в ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ установлено, что нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми и комплексными (межотраслевыми).

Отраслевые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. К ним относятся:

  • уголовный;
  • уголовно-процессуальный;
  • гражданский;
  • трудовой и др.

Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования значительной области отношений. К ним относятся:

1. Воздушный кодекс;

2. Таможенный кодекс;

3. Кодекс торгового мореплавания и др.

3. Иные виды кодификационных актов — уставы, положения, правила и т.д.

· Уставы — это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной, в первую очередь хозяйственной, деятельности (Устав железных дорог, Устав внутреннего водного транспорта). В форме уставов определяется также порядок деятельности различного рода воинских формирований (Устав караульной службы, Дисциплинарный устав и др.).

Ныне в форме устава также формулируются основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают Конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.

· Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).

· Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).

Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию четкой, базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать и содержание, и форму законодательства.

Заключение

Таким образом, систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима.

В последние годы в России наблюдается бурное развитие законодательства. После принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне.

Огромное количество правовых актов, принимаемых на уровне министерств и ведомств, оказывает существенное влияние на ситуацию в таких сферах, как налогообложение, банковская деятельность, операции на валютном рынке, международные торговые операции. Причем многочисленные инструкции, директивные письма, телеграммы, приказы и иные ведомственные документы до сих пор остаются вне поля зрения органов, отвечающих за состояние юридической подсистемы общества. Подавляющее большинство этих актов принимается без какой бы то ни было координации, без соблюдения правил юридической техники, нередко противоречит друг другу.

Все эти факторы влияют и на экономику, причем сложившаяся ситуация не может быть решена путем традиционных работ по систематизации и кодификации действующего законодательства. Большинство правовых актов по своему содержанию являются комплексными и включают нормы, относящиеся к различным отраслям права. Поэтому в настоящее время даже простое составление перечня правовых актов, обеспечивающих ту или иную область деятельности, представляется весьма сложным.

Необходима система постоянного мониторинга состояния правовой системы, которая при нынешнем развитии систематизации и кодификации законодательства практически нереализуема.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. М.2002.

2. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб. пособие. М., 2002.

3. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. — 2001. — № 3. — С.69-75.

4. Общая теория права и государства. / Под ред. В.В.Лазарева, М., Юристъ, 2000

5. Основы государства и права. Учебное пособие / Под общей редакцией С.А. Комарова. — М.: Манускрипт, Русь-90, 2002

6. Развитие кодификации советского законодательства. М. 2000.

7. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Проспект, 2002.

8. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 2002

9. Херлок Е.С. Исторический экскурс в теорию права. М., 2002.

10.Белов А.П. Правотворческая деятельность судов право и судебная практика в России и за рубежом // Право и экономика. — №7. – июль, 2000

11.Жилин Г. Соотношение права и закона //Российская юстиция. — №4. – апрель. – 2000 .

Основы государства и права. Учебное пособие / Под общей редакцией С.А. Комарова. — М.: Манускрипт, Русь-90, 2002

Теория права и государства. / Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 2002

Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. — М.: Юристъ, 2000

Лившиц Р.З М., 2003. С.121.

Законодательство в целом представляет огромный массив нормативных правовых актов. В силу этого существует практическая потребность в систематизации всего этого текстуально- правового материала. Систематизация законодательства — это деятельность, направленная на упорядочение действующих нормативных правовых актов. Систематизация законодательства необходима:

  • для правильного уяснения и применения нормативных актов;
  • развития и совершенствования законодательства;
  • формирования правосознания.

Приемы, которые используются при упорядочении нормативно-правовых актов, называются способами систематизации.

Виды и способы систематизации российского законодательства

В правовой теории обычно выделяют следующие способы систематизации законодательства (рис. 18).

1. Учет — простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации.

2. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных «Гарант»,»КонсультантПлюс», «Кодекс»). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило по предметно-хронологическому.

Рис. 18. Способы систематизации законодательства

3. Инкорпорация — это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издастся и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник. Он является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют. Иногда дополнительно выделяют и так называемую официозную инкорпорацию, под которой понимают издание сборников нормативных актов теми органами, которым это официально поручено.

В зависимости от целей систематизации различают хронологическую и предметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Например. Собрание законодательства РФ. Предметная — объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов. Так, в 1994 г. издательством «Юридическая литература» был выпущен сборник под названием «Организация и деятельность органов внутренних дел Российской Федерации», куда были включены нормативные акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, втом числе законы «О милиции», «О внутренних войсках», «Об оперативно-розыскной деятельности», «Об оружии», Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и др.

4. Консолидация — способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

Консолидация всегда имеет официальный характер.

5. Кодификация — способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт — кодекс. Кодекс — это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, Лесной кодекс РФ представляет из себя совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

Систематиза́ция (от др.-греч. σύστημα «целое; состоящее из частей» + facere «делать») — мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа. Один из основных видов систематизации — классификация, то есть распределение объектов согласно группам подобия и различия между ними (например, классификация животных, растений, химических элементов). К систематизации приводит, кроме того, формирование причинно-следственных взаимоотношений между изучаемыми фактами (к примеру, в курсе истории), вычленение основных единиц материала, что даёт возможность рассматривать определённый объект как часть единой системы. Систематизации предшествует анализ, синтез, обобщение, сравнение.

Также обозначает совокупность результатов процессов, которые собраны в единое целое, впоследствии представляя собой некую систему.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:1 113 585 1 176
  • ✪ 22. Систематизация информации
  • ✪ Бошно С.В. Систематизация законодательства
  • ✪ Чеклист Систематизация бизнеса

Субтитры

Систематизация нормативных актов и ее основные виды.

Сис­тематизация законодательства- это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систе­му действующих законодательных актов с целью их доступнос­ти, лучшей обозримости и эффективного применения.

В осно­ве этой работы лежат знания о системе права, ее отраслях и подотраслях.

a создание стройной систе­мы законов, обладающей качествами полноты, доступности и удобства пользования нормативными актами, устранение уста­ревших и неэффективных норм права,

a разрешение юридичес­ких коллизий,

a ликвидация пробелов

a обновление законода­тельства.

СистематизацияНПА позволяет:

— быстро отыскать нужный акт, проследить его изменение, дополнение или отмену;

— выявить пробелы, коллизии, иные несогласованности в нормативном материале;

— совершенствовать действующую систему законодательства.

Юридической науке известны 3 основных вида системати­зации:

1) Инкорпорация- вид систематизации, в ходе которой дей­ствующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. В этом случае тек­стуальное изложение юридических норм (правил поведения) не подвергается изменению. Результатом инкорпорации является издание различных сборников или собраний, которые форми­руются по тематическому принципу (т. е. по предмету регули­рования) или по годам издания нормативных актов (т. е. по хронологическому принципу). Инкорпорация под­разделяется на:

а) Официальную — «Собрание законодательства РФ». СЗ РФ состоит из разделов

i) в первом разделе публикуются ФКЗ и ФЗ;

ii) во втором — акты палат Федерального Собрания — подразделяется на 2 части:

(1) Постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции РФ;

(2) иные акты палат Фе­дерального Собрания

iii) в тре­тьем — указы и распоряжения Президента РФ;

(1) норма­тивные акты

(2) акты ненормативногохарактера

iv) в четвертом — постановления и распоряжения Правитель­ства РФ;

(1) норма­тивные акты

(2) акты ненормативного характера

v) в пятом — решения Конституционного Суда РФ о толковании Конституции РФ и о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ или отдельных положений перечисленных актов.

б) Неофициальную — относятся, например, сборники нормативных материалов по отраслям права, издава­емые в учебных целях, в целях просвещения населения и т. д. На подобного рода неофициальные инкорпоративные материа­лы нельзя ссылаться в ходе рассмотрения юридических дел в суде, арбитраже и других правоприменительных органах.

2) Кодификация- вид систематизации, который предпола­гает переработку норм права по содержанию и его систематизи­рованное, научно обоснованное изложение в новом законе (напри­мер, своде законов, кодексе, основах законодательства и др.). На смену ранее действовавшему боль­шому числу юридических нормативных документов приходит новый единый сводный акт, изданием которого достигается четкость и эффективность в правовом регулировании. Кодифи­кация законодательства может быть

а) всеобщей (когда переработ­ке подвергается все законодательство государства),

б) отраслевой (когда перерабатываются нормы определенной отрасли законо­дательства)

в) специальной (охватывающей нормы определен­ного правового института).

3) Консолидация — это вид систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования. Для консолидации характерны следующие черты:

а) правотворческий прием (т.к. отношения к правотворчеству не имеет);

б) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

в) объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).

г) занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.

Систематизация – это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Систематизация важна для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования, устранения устаревших и неэффективных норм, ликвидации пробелов и т.п.

Современная юридическая практика использует различные виды систематизации:

1.Инкорпорация– форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Цель инкорпорации – обеспечить нормативным материалом широкий круг субъектов. Она лишена правотворческой природы, но акты публикуются в сборниках и собраниях не в первоначальной редакции, а с учетом последующих изменений и дополнений, в том числе в новой редакции. Однако такая внешняя обработка нормативного акта не затрагивает собственно нормативного содержания акта. Таким образом, отличительная черта инкорпорации – сохранение неизменным нормативного содержания акта. Принципы инкорпорации: хронологический, тематический и др.

Инкорпорация подразделяется на официальную, официозную и неофициальную (в зависимости от того, кто подготовил сборник). Официальным сборник считается в двух случаях: если сам правотворческий орган подготовил и издал собрание, сборник; или если правотворческий орган утвердил или иным образом одобрил собрание, подготовленное другим органом. На официальную корпорацию можно ссылаться при разрешении юридических споров и вопросов (например, Собрание законодательства РФ).

Официозными признаются собрания, которые готовятся по поручению правотворческого органа, но впоследствии издаются без его официально выраженного одобрения. Например, в свое время издавалось Собрание действующего законодательства СССР, которое подготавливалось Министерством юстиции СССР по поручению Президиума Верховного Совета СССР, но отдельные тома не были утверждены соответствующими органами.

Неофициальные инкорпорации проводятся научными учреждениями, научными коллективами, издательствами, отдельными учеными. Эти издания не являются официальными изданиями и, следовательно, на них нельзя ссылаться при правоприменении.

2. Консолидация– это сведение множества нормативных актов в один укрупненный акт. Он заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотворческими органами и имеет соответствующие реквизиты.

Основные черты консолидации:

– не меняется содержание правового регулирования, а все ранее принятые акты объединяются в новом без изменений или проводится лишь их редакционное усовершенствование, например, удаляются повторы, противоречия, тождественные нормы и т.д.;

– объединенные акты утрачивают свою силу, а вместо них действует новый акт;

– работа осуществляется только правотворческими органами и лишь в отношении ими принятых (а не чужих) актов, т.е. имеет место «авторское упорядочивание актов»;

– чаще всего упорядочиваются акты по вопросам налогообложения, административной ответственности, охраны природы и т.п.

3.Кодификация – это систематизация действующего законодательства, направленная на его коренную переработку путем подготовки принятия нового кодификационного акта. Упорядочивая законодательство, кодификация в то же время имеет в виду принятие новых норм права, совершенствование законодательства по существу, комплексное развитие правовой системы, изменение правового регулирования общественных отношений определенного вида или конкретной сферы деятельности. Кодификация – один из видов правотворческой работы, характеризуемый новизной регулирования общественных отношений.

Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию. Примером всеобщей кодификации принято считать Свод законов (с 1995 г. в России ведется подготовка Свода законов Российской Федерации). Отраслевая кодификация охватывает определенную отрасль или подотрасль, наиболее распространенный вид такой отраслевой кодификации – кодекс. Специальная кодификация группирует нормы права определенного института или нескольких институтов, например, Образовательный кодекс.

Российская правотворческая практика пошла по пути создания кодексов. Они представляют собой крупные сводные акты, подробно регулирующие сферу однородных общественных отношений. Кодексы удобны в использовании, содержат большое число конкретных норм, которые менее абстрактны, чем, например, нормы Конституции или Основ законодательства. Кодексы решают проблему множественности нормативных правовых актов.

Другой вид кодификационных актов – Основы законодательства. Эти крупные нормативные акты содержат принципы правового регулирования общественных отношений и применимы в федеративном государстве, поскольку создают единое правовое пространство.

К числу кодификационных актов относят также уставы, регулирующие деятельность в конкретной сфере, например, железнодорожного транспорта; положения, своего рода сводные акты, регулирующие статус определенного государственного органа или организации; правила, которые регламентируют порядок организации и структуру, нередко содержат предписания.

Преимущества кодификации:

– придает законодательству компактность, согласованность;

– укрепляет системность законодательства, его юридическое единство;

– имеет сводный характер, обеспечивает преемственность в правовом регулировании;

– имеет сложную структуру, которая обеспечивает рациональную организацию правового материала;

– регулирует общественные отношения на основе единых принципов, что обеспечивает устойчивость такого регулирования.

Также выделяют и такую форму упорядочивания, как учет, который состоит в хранении, поддержании в рабочем состоянии нормативных правовых актов, которые необходимы для деятельности данной организации, предприятия. Основная задача данного вида систематизации возможность находить нужную правовую информацию. Данный вид систематизации проводится почти всеми государственными органами, юридическими лицами, а также различными юридическими учреждениями и организациями.

С развитием информационных технологий появилась еще одна специфическая возможность упорядочивания, приведения в определенную систему законодательства – это электронная система классификации правовых актов. Системность расположения информации, удобный поиск нормативного акта имеет несомненные преимущества по сравнению с традиционным учетом. Примером электронной системы классификации являются правовые системы «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс».

Юридическая техника

Юридическая техника – система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях повышения их эффективности.

При формулировке правовых норм, издании нормативно-правовых актов законодатель использует определенные правила, которые призваны обеспечивать высокий уровень последних. Уровень юридической техники отражает юридическую культуру законодателя. Все это, в конечном итоге, обеспечивает эффективность права.

Правила юридической техники:

– ясность, четкость, доступность языка правовых актов;

– сочетание лаконичности текста с полнотой содержания соответствующих норм;

– последовательность в изложении информации;

– внутренне единство и согласованность правового материала.

Средства юридической техники:

– юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта); законодатель использует три вида юридических терминов: общеупотребительные, специально юридические и специально неюридические;

– юридические конструкции (специфическое строение правового материала по особому типу связей составляющих его элементов);

– текст документа с его реквизитами и структурой; к реквизитам относятся – наименование, дата и место принятия, подписи и т.д., элементами теста правового акта, как правило, служит преамбула, общая и особенная части, нормативный материал группируется в разделы, главы.

Технико-юридические приемы выражения и изложения законодательной воли подразделяются на абстрактный и казуистический.

При использовании абстрактного приема вся совокупность возможных юридических фактов и связей выражается обобщенными родовыми понятиями.

При использовании казуистического приема фактические обстоятельства формулируются перечислением либо с помощью указания на конкретные, индивидуальные признаки.

Дополнительная литература

1. Дмитриев, Ю. А. Референдум в системе народовластия/ Ю.А. Дмитриев, В. В. Комаров. М., 1995.

2. Закон: создание и толкование. М., 1998.

4. Крестьянинов, Е. В.Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов // Государство и право. 1995. № 12.

5. Малков, В. П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов // Государство и право. 1995. № 5.

6. Масловская, Т. С. Нормотворчество органов местного самоуправления Российской Федерации / Т. С. Масловская. Сургут, 1999.

7. Окуньков, Л. А. Вето Президента /Л. А. Окуньков, В. А. Рощин. М., 1999.

8. Поленина, С. В. Правотворчество в Российской Федерации / С.В. Поленина. М., 1996.

9. Суслин, Э.В. Юридическая техника: учебное пособие / Э.В. Суслин / Под общ. Ред. С.Ф Зыбина. СПб.: НОУ СЮА, 2009.

10. Троицкий, В. С., Морозова, Л. А. Делегированное законотворчество // Государство и право. 1997. № 4.

11. Шувалов, И. И. Цели и средства в правотворческой деятельности // Закон. 2005. № 5.

Глава 5. Норма права

Добавить комментарий