Цели воспитательной работы с осужденными

Согласно требованиям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации воспитательная работа направлена на формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания…

Новости

Осужденные ИК-29 УФСИН России по Архангельской области делают новости для собственного телевидения

В учреждениях УИС Алтайского края организована работа кружков для осужденных

В Совете Федерации прошел круглый стол по вопросам занятий спортом в учреждениях УИС

В рамках реализации пилотного проекта ФСИН России в СИЗО-2 УФСИН России по г. Москве впервые состоялся футбольный матч с участием подозреваемых и обвиняемых
В учреждениях ГУФСИН России по Приморскому краю проходят информационно-профилактические мероприятия в преддверии Всероссийского дня борьбы со СПИДом
Представители ФСИН России приняли участие в IV Всероссийском форуме для специалистов по профилактике и лечению ВИЧ/СПИДа
В ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия прошел конкурс вышивки среди осужденных
Мастер – класс по организации деятельности студий кабельного телевидения прошел в ИК-1 УФСИН России по Пензенской области
В УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области обсудили вопросы организации добровольчества (волонтерства)
В ЛИУ-3 УФСИН России по Республике Мордовия прошел конкурс алмазной вышивки
Воспитательные службы уголовно-исполнительной системы отметили свое 60-летие
В ИК-9 УФСИН России по Республике Башкортостан подвели итоги работы центров исправления осужденных исправительного учреждения
УФСИН России по Архангельской области подписало соглашение о сотрудничестве с театром драмы имени М.В. Ломоносова
В Ульяновской области подвели итоги декады правового просвещения осужденных
В Республике Мордовия выбрали лучшую библиотеку исправительного учреждения
В УФСИН России по Республике Мордовия выбрали лучшие комнаты воспитательной работы с осужденными и клубы
Чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов провел сеанс одновременной игры в ИК-2 УФСИН России по Тюменской области
В ЦК «Урал» в г. Екатеринбурге состоялся финальный гала-концерт XIII Всероссийского конкурса песни среди осужденных «Калина Красная»
В УФСИН России по Удмуртской Республике продолжается эксперимент по апробации модели центра исправления осужденных
В УФСИН России по Калужской области продолжается эксперимент по апробации модели центров исправления осужденных
В ИК-10 ГУФСИН России по Свердловской области прошел концерт лауреатов конкурса «Калина Красная»
Благотворительный фонд «Попечитель» учредил премию и почетную грамоту для сотрудников воспитательных служб ФСИН России
В Казани прошли учебно-методические сборы с начальниками отделов, отделений, групп воспитательной работы с осужденными территориальных органов ФСИН России
Лучшим сотрудником воспитательной службы ФСИН России стал начальник отряда ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан

В Казани стартовал IX конкурс профессионального мастерства сотрудников воспитательных служб исправительных учреждений УИС
Народный артист России Василий Герелло выступил с концертом в ИК-2 УФСИН России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области
Президент Федерации космонавтики России Владимир Коваленок посетил ИК-9 УФСИН России по Республике Башкортостан
В Федеральной службе исполнения наказаний прошел Международный шахматный турнир между осужденными, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России, и заключенными, содержащимися в тюрьме г. Чикаго (Соединенные Штаты Америки), посредством интернет-технологий.
В музее народно-прикладного искусства Республики Марий Эл открылась выставка работ осужденных
В УФСИН России по Брянской области начали действовать Центры исправления осужденных исправительного учреждения
В Краснодаре прошел гала-концерт ХII Всероссийского конкурса среди осужденных «КАЛИНА КРАСНАЯ»
На Сахалине в исправительной колонии открыли памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны

Настоящую путевку в жизнь и справку об освобождении получил осужденный в Кемеровской области

В УФСИН России по Республике Мордовия прошел конкурс чтецов Священного Корана среди осужденных

Первый заместитель директора ФСИН России генерал-лейтенант внутренней службы Анатолий Рудый принял участие в открытии отряда улучшенных условий содержания в ИК-20 ГУФСИН России по Нижегородской области

На базе ГУФСИН России по Нижегородской области состоялись учебно-методические сборы начальников отделов воспитательной работы с осужденными территориальных органов ФСИН России

Главное не победа, главное – участие!

Возьмите с полки книгу

ФСИН России предлагает активизировать работу по противодействию распространению в исправительных учреждениях радикализма, религиозного экстремизма

Воспитательная работа в исправительных учреждениях

Общеобразовательное обучение осужденных в исправительных колониях и тюрьмах Федеральной службы исполнения наказаний

Методические рекомендации по использованию системы «социальных лифтов» в исправительных учреждениях ФСИН России в условиях действующего законодательства

Федеральную службу исполнения наказаний посетила делегация Государства Израиль

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• цели, задачи и формы проведения воспитательной работы с осужденными, в том числе ее организацию в отрядах осужденных исправительного учреждения;

уметь

  • • отличать различные формы и направления воспитательной работы;
  • • устанавливать основания применения к осужденным к лишению свободы мер поощрения и взыскания, правовые последствия злостного нарушения порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы;

владеть навыками

• применения уголовно-исполнительных норм, регулирующих порядок осуществления воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении.

Цели, задачи, формы и методы воспитательной работы в отношении осужденных к лишению свободы

Воспитательная работа с осужденными имеет два аспекта:

  • 1) согласно ст. 9 УИК РФ воспитательная работа признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы воспитательная работа определяется как система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения;
  • 2) одновременно под воспитательной работой понимается и целенаправленное позитивное воздействие на осужденных путем включения их в различные сферы жизнедеятельности (трудовую деятельность, общеобразовательную и профессиональную учебу, общественную жизнь). Участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления. Эти мероприятия могут быть предусмотрены распорядком дня, и в этом случае участие в них обязательно для осужденного.

Значение воспитательной работы в отношении осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, заключается в том, что она является частью единого учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Основные формы воспитательной работы с осужденными делятся на две группы в зависимости (ст. 110 УИК РФ):

  • 1) от их содержания;
  • 2) направленности воспитательного воздействия.

В зависимости от содержания формами воспитательной работы являются: нравственное, правовое, трудовое, физическое, эстетическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Нравственное воспитание нацелено на формирование морально-этических установок, приобщение к общественным ценностям, развитие таких качеств личности, которые соответствуют нормам поведения в обществе и выражают отношение к закону, семье, окружающим, своим поступкам, труду. Эта задача осуществляется в процессе учебы и индивидуальных бесед с осужденными.

Правовое воспитание направлено на получение представления о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, формирование потребности соблюдения правовых норм, законопослушного поведения осужденных, развитие у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его соблюдению, а также на осознание неотвратимости и справедливости назначения наказания за совершенное преступление.

Правовое воспитание непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения. Основные формы правового воспитания: беседы, выступления в СМИ, трудовых коллективах, наглядная агитация.

Трудовое воспитание должно служить развитию трудовых навыков, овладению профессией, в том числе для трудоустройства после освобождения. При осуществлении трудового воспитания учитываются и потребности рынка труда. Трудовое воспитание, кроме того, призвано обеспечить понимание осужденными не только необходимости работать, но и соблюдать при этом трудовую дисциплину.

Основная роль в трудовом воспитании осужденных принадлежит администрации организаций и трудовым коллективам, в которых работают осужденные.

Физическое воспитание должно решать задачи физического и психического здоровья в условиях малоподвижного образа жизни в местах лишения свободы. При этом оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы. Данная форма воспитания включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.

Эстетическое воспитание призвано обеспечить эмоциональное развитие, способность воспринимать достижения человеческой культуры.

К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, экологическое воспитание.

В организации воспитательной работы с осужденными повсеместно используется потенциал общественных формирований. Ежегодно при их помощи проводятся дни отрядов, родительские дни, конкурсы прикладного, театрального и поэтического творчества осужденных, что позитивно отражается на моралыю-иравствеином климате среди осужденных. В целях координации взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в январе 2007 г. создан Общественный совет по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системыК

В зависимости от направленности воспитательного воздействия формы воспитательной работы принято разделять:

  • 1) на массовые. К ним относят лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера, консультации по правовым вопросам, выступления в СМИ и т.д. Эти формы используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий;
  • 2) групповые (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т.д.;
  • 3) индивидуальные. Это наиболее эффективная форма воспитательного воздействия. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т.д.

Одной из массовых форм воспитательной работы, закрепленной непосредственно в законе (ст. 94 УИК РФ), является просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач.

Запрещен просмотр кинофильмов и прослушивание радиопередач лишь осужденным, отбывающим наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры. Остальным осужденным разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.

Кино- и видеофильмы демонстрируются не реже одного раза в неделю в клубах исправительных учреждений в выходные и праздничные дни во время, определенное распорядком дня. Запрещен просмотр кино-, видеофильмов и телепередач, пропагандирующих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Прослушивание радиопередач разрешено в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

Радиосеть исправительного учреждения служит не только для приема радиопрограмм для прослушивания осужденными, но и для различного рода объявлений, проведения бесед, лекций, чтений.

Для просмотра фильмов и прослушивания передач осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц.

В воспитательных колониях в качестве меры поощрения (п. «а» ст. 134 УИК РФ) осужденным предоставлено право посещения культурно-зрелищных мероприятий за пределами воспитательной колонии (это может быть и просмотр кинофильмов), а в качестве меры взыскания (п. «а» ст. 136 УИК РФ) — лишение права просмотра кинофильмов.

Посещение осужденными культурно-зрелищных мероприятий, проводимых в ночное время, не допускается. Продолжительность выхода за пределы воспитательной колонии не может превышать восьми часов. Осужденные имеют право снять со своих лицевых счетов деньги для приобретения во время выхода за пределы колонии продуктов питания и оплаты посещения культурно-зрелищных мероприятий.

В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана минимальная материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.) (табл. 16.1), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных.

Таблица 16.1

Нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях1

Наименование помещений и сооружений

Единица

измерения

Исправительная колония

Воспитательная колония

Зрительный зал для массовой воспитательной работы

Кв. м на 1 чел.

0,6

0,6

Класс общеобразовательного обучения

Кв. м на 1 чел.

1,65

1,65

Комната воспитательной работы

Кв. м на 1 чел.

0,4

0,4

Помещение радиоузла

Кв. м

Читальный зал библиотеки

Кв. м

Книгохранилище библиотеки

Кв. м на 1000 томов

2,5

2,5

Летняя площадка для просмотра кинофильмов со зрительскими местами

Мест

На расчетную

численность

осужденных

На расчетную

численность

осужденных

Примечания. В исправительных учреждениях предусматривается:

  • 1) количество мест в зрительном зале для массовой воспитательной работы:
    • — для исправительной колонии — не более 50% вместимости колонии;
    • — для воспитательной колонии — на полную вместимость колонии;
  • 2) количество мест в классах общеобразовательного обучения при работе в две смены:
    • — для исправительной колонии — на 20% вместимости колонии;
    • — для воспитательной колонии — на 50% вместимости колонии;
  • 3) количество комнат воспитательной работы из расчета одна комната на отряд осужденных из 50 чел.;
  • 4) площадь книгохранилища библиотеки из расчета пять книг на одного осужденного.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).

В процессе воспитательной работы используются различные психологопедагогические методы.

убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример);

организации поведения (требование, приказ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение);

торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание);

— стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

Профилактическая беседа отличается от воспитательной определенной направленностью используемых методов. Ведущим методом воспитательной беседы является убеждение. Профилактика же не требует того, чтобы требования общества превращались в результате беседы в личные убеждения осужденного, становились мотивами его поведения.

Состояние воспитательной работы с осужденными в учреждениях ФСИН России оценивается показателями:

  • — нагрузка на одного начальника отряда, психолога, старшего специалиста (специалиста) по социальной работе;
  • — доля лиц, освобожденных из штрафного изолятора, помещения камерного типа, единого помещения камерного типа по постановлениям прокуратуры как необоснованно водворенных, к общему количеству осужденных, водворенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа в отчетном периоде;
  • — сумма средств, израсходованных на социальную и воспитательную работу в расчете на одного осужденного;
  • — процентное соотношение количества осужденных, которым оформлены паспорта, к количеству осужденных, не имеющих в личном деле паспорта, или срок действия паспортов которых истек;
  • — процентное соотношение количества обучающихся осужденных к количеству осужденных, не имеющих основного общего образования;
  • — процентное соотношение количества осужденных, которым оформлены документы на получение социальных пособий, в том числе ежемесячных денежных выплат, к количеству осужденных, имеющих право на получение социальных пособий;
  • — процентное соотношение количества психологов к количеству подразделений;
  • — количество суицидов среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых в расчете на 1000 чел.;
  • — количество оборудованных психологических кабинетов для групповой работы с осужденными в расчете на одно подразделение;
  • — доля обследованных осужденных, подозреваемых и обвиняемых от численности поступивших за отчетный период осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
  • — доля осужденных, подозреваемых и обвиняемых, охваченных психокоррекционными мероприятиями, от среднесписочной численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
  • — состояние исполнительской дисциплины сотрудников воспитательной, психологической служб, социальных работников территориальных органов ФСИН России.

Одной из задач воспитательной работы с осужденными является предупреждение преступлений. Основными направлениями предупреждения преступлений являются:

  • 1) профилактика — меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия) причин, условий, других факторов, способствующих совершению преступления;
  • 2) предотвращение — деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений;
  • 3) пресечение — действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений.
  • Утверждена приказом Минюста России от 20 апреля 2000 г.
  • Федеральная служба исполнения наказаний : общие сведения. URL: 1цхр://фсин.рф/OS/svedeniya/ (дата обращения: 30.06.2015).
  • См.: Постановление Правительства РФ от 02.08.1997 № 974 «Об утверждении нормсоздания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях».

Размещено на http://www.allbest.ru/

воспитательный осужденный учет профилактический

Введение

Глава 1. Методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными

1.1 Научно-методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными

Глава 2. Категории профилактического учета осужденных

2.1 Постановка и снятие с профилактического учета осужденных

Глава 3. Особенности воспитательной работы с осужденными

3.1 Проведение профилактических мероприятий с осужденными

Заключение

Список использованных источников и литературы

Введение

За время функционирования исправительно-трудовой (уголовно-исполнительной) системы в структуре МВД России накоплен значительный положительный опыт организации воспитательной работы с осужденными. Тем не менее, эта работа нуждается в постоянном обновлении и совершенствовании с учетом тенденций развития социально — экономических, политических, государственно — правовых, нравственно — этических основ общества и государства, состояния, структуры и динамики преступности. Особое внимание следует обратить на поиск новых и использование традиционных форм и методов воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно — исполнительной системы, внедрения положительного отечественного и зарубежного опыта, научных рекомендаций, возможностей кадрового и материально — ресурсного обеспечения УИС.

Важной предпосылкой совершенствования воспитательной работы с осужденными явилась передача УИС из ведения МВД России в Министерство юстиции, что делает ее более открытой, предоставляет возможность участия в ее делах широкому кругу представителей общественности, а приобщение к международным правовым нормам и стандартам предполагает выработку новых подходов к обеспечению требований по защите гражданских прав, законных интересов и безопасности осужденных, внесение соответствующих изменений в содержание воспитательной работы с ними.

Все это обусловило необходимость подготовки Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС, которая представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов, определяющих пути и способы организации воспитательной работы, проводимой с осужденными в учреждениях УИС.

Глава 1. Методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными

1.1 Научно-методическое обеспечение воспитательной работы с осужденными

Воспитательная работа с осужденными — это система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения.

Воспитательная работа рассматривается как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС с участием родственников осужденных, общественности, иных лиц и организаций, а также самодеятельных формирований осужденных.

Воспитательная работа с осужденными организуется и проводится на основе принципов: незыблемости основных прав и свобод человека и гражданина; гуманизма; законности; приоритета цели исправления при исполнении наказания; сочетания централизации и развития самодеятельных начал; системности и преемственности исправительного воздействия; включения осужденных в активную общественно полезную деятельность; опоры на положительные качества личности; сохранения, упрочения и восстановления социально полезных связей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС.

Анализ нормативно-правовой базы, практики деятельности органов и учреждений УИС, а также проведенное социологическое исследование позволяют судить о современном состоянии ресурсного обеспечения воспитательной работы с осужденными, которое характеризуется следующими основными чертами: несовершенство и противоречие нормативно-правового регулирования организации ресурсного обеспечения воспитательного воздействия на осужденных; сложности в комплектовании воспитательных аппаратов ИУ в связи с частой сменяемостью начальников отрядов, а следовательно, низкий уровень их профессионализма и знаний психолого-педагогических методов воздействия на осужденных, отрицательно сказывающийся на качестве проводимой воспитательной работы; отсутствие четкой системы взаимодействия между наукой и практикой в процессе научного и научно-методического обеспечения воспитательной работы с осужденными; недостаточное бюджетное финансирование воспитательного процесса и, как следствие, неудовлетворительное состояние материально-технической базы, предназначенной для проведения воспитательной работы с осужденными. В целях совершенствования научно-методического обеспечения воспитательной работы с осужденными в территориальных органах ФСИН России целесообразно создать научно-методические центры взамен существующих экспертных советов, так как последние в силу определенных Положениями о них функций и задач организаторами проведения научных исследований проблем, стоящих перед исправительными учреждениями, их дальнейшего методического сопровождения, а также организаторами взаимодействия с научными и образовательными учреждениями ФСИН России в рассматриваемом направлении деятельности являются лишь отчасти.

Обоснование необходимости перехода к централизованной системе материально-технического обеспечения воспитательной работы с осужденными на основе стройной системы взаимодействия структурных подразделений ФСИН России.

Организация централизованной системы материально-технического обеспечения воспитательной работы с осужденными невозможна без тесного взаимодействия таких структурных подразделений ФСИН России, как управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными, управление ресурсного обеспечения и управление трудовой адаптации осужденных ФСИН России. Анализ положений об этих подразделениях показал отсутствие взаимодействия между ними в сфере материально-технического обеспечения воспитательной работы с осужденными.

В связи с этим представляется необходимой организация взаимодействия между данными структурными подразделениями. Их деятельность должна строиться на основании совместных планов, инициатором же взаимодействия должно стать управление социальной, психологической и воспитательной работы с осужденными ФСИН России.

Глава 2. Категории профилактического учета осужденных

2.1 Постановка и снятие с профилактического учета осужденных

На профилактический учет берутся осужденные:

· готовящиеся совершить побег и ранее их совершавшие; причисляющие себя к так называемой категории «воров в законе», а также лидеры и активные участники групп отрицательной направленности;

· организующие и провоцирующие групповые эксцессы;

· склонные к употреблению, сбыту или приобретению наркотических веществ, сильно действующих медицинских препаратов, а также признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании;

· систематически употребляющие спиртные напитки, а также признанные судом нуждающимися в лечении от алкоголизма;

· занимающиеся поборами и притесняющие других осужденных;

· организующие или активно участвующие в картежных либо других азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды;

· склонные к гомосексуализму или лесбиянству;

· имеющие психические расстройства, связанные с возможностью причинения существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц;

· отбывающие наказание за дезорганизацию нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, массовые беспорядки, вымогательство, а также за участие в преступном сообществе.

На осужденных прибывших в исправительные колонии помимо прав распространяются обязанности предусмотренные ст. 11 УИК, а также правила внутреннего распорядка исправительного учреждения.

Но есть определённая группа осужденных, которая либо игнорирует выполнение правил внутреннего распорядка, либо относится к ним резко отрицательно. Некоторые осужденные прибывают в учреждение с неустойчивой психикой, зачастую совершая акты демонстративно — шантажного членовредительства или суицида. Есть группа осужденных в исправительном учреждении, которые соблюдают обязанности осужденных, правила внутреннего распорядка, но под этой личиной законопослушного осужденного, распространяют среди других осужденных экстремистские идеи, либо подбивают их к совершению различных правонарушений, а также пытаются наладить каналы доставки запрещённых предметов в исправительное учреждение (сотовая связь, наркотики, алкоголь и др.).

Именно для этих осужденных в уголовно — исполнительной системе предусмотрена профилактическая работа, направленная на предотвращение совершения осужденными преступлений и правонарушений. Суть этой работы заключается в том, что каждый сотрудник администрации выявивший факт правонарушения составляет мотивированный рапорт о постановке осужденного на профилактический учёт. После этого оперативный отдел проводит проверку достоверности информации изложенной в рапорте, воспитательный отдел и психологическая служба дают характеризующий материал на осужденного. Осужденный рассматривается на административной комиссии, начальником учреждения, где он ставится на профилактический учёт. За каждым осужденным состоящим на профилактическом учёте закрепляется наиболее подготовленный сотрудник, который проводит с ним профилактическую, воспитательную работу. Раз в три месяца каждый сотрудник отчитывается о проделанной профилактической работе. По результатам работы профилактический учёт либо снимается с осужденного, либо продляется.

Если осужденные с неустойчивой психикой или пытающиеся наладить каналы доставки запрещённых предметов поддаются воспитательным и профилактическим мероприятиям, то с осужденными распространяющими экстремистские идеи работа проходит сложнее. Данная категория осужденных как правило начитанная, образованная и экстремистских взглядов стала придерживаться, находясь на свободе. Им не составляет труда распространять свои идеи среди других осужденных.

Осужденным имеющих определённые устоявшиеся взгляды достаточно легко распространять свои взгляды среди молодых осужденных. Так же сложно работать с осужденными, которые отрицательно настроены к режиму содержания в исправительном учреждении. Зачастую вновь прибывшие осужденные поддаются слащавым убеждениям отрицательно настроенных осужденных и нарушают правила внутреннего распорядка. Но затем осмотревшись, побеседовав с осужденными, которые отбывают срок в исправительном учреждении не один год и соблюдают режим содержания, встают на путь исправления.

В целом профилактическая работа помогает сотрудникам администрации выявлять различных нарушителей режима содержания, ставить их на профилактический учёт и таким способом, предотвращать в дальнейшем совершение данной категорией осужденных правонарушений и преступлений.

Инициатором постановки на профилактический учет может быть любой работник или сотрудник учреждения УИС, контактирующий с осужденными. Работник или сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах осужденного (подозреваемого и обвиняемого) на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС.

Начальник учреждения УИС после ознакомления со сведениями, изложенными в рапорте, дает поручение оперативным службам на их полную и всестороннюю проверку. Оперативные сотрудники в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте. Начальник отряда (воспитатель), за которым закреплен этот осужденный (подозреваемый и обвиняемый), приступает к подготовке соответствующего материала для рассмотрения на очередном заседании комиссии учреждения УИС (справка по личному делу, объяснения осужденного (подозреваемого и обвиняемого) и иных лиц по поводу ранее совершенных правонарушений, заключение служебного расследования по факту допущенного правонарушения и иные материалы, характеризующие данное лицо) и предварительно знакомит с ним начальника учреждения УИС.

Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии и учреждения УИС.

Глава 3. Особенности воспитательной работы с осужденными

3.1 Проведение профилактических мероприятий с осужденными

В случае постановки конкретного лица на профилактический учет за ним закрепляется профессионально подготовленный сотрудник учреждения УИС, в дальнейшем ответственный за проведение профилактической работы с этим осужденным (подозреваемым и обвиняемым).

Сотрудниками режимных служб на подучетное лицо заводится учетная карточка, которая регистрируется в журнале. Рапорт о постановке на профилактический учет лица, выписки из протоколов заседания комиссии учреждения УИС, справки, акты и другие материалы, свидетельствующие о его противоправной деятельности, передаются в отдел специального учета для приобщения их к личному делу осужденного (подозреваемого и обвиняемого), а результаты профилактической работы с ним фиксируются в тетрадях (карточках) индивидуальной воспитательной работы в специальном разделе в виде справок и рапортов.

Если в процессе проведения профилактических мероприятий будет установлено отсутствие положительных результатов воспитательного воздействия на подучетное лицо, то по решению комиссии учреждения УИС за ним может быть закреплен другой работник или сотрудник, что в обязательном порядке отражается в учетной карточке и журнале регистрации учетных карточек.

При поступлении в исправительную колонию осужденных из воспитательных колоний либо из следственных изоляторов (тюрем), к личным делам которых приобщены учетные карточки подучетных лиц, такие осужденные автоматически ставятся на профилактический учет по снованиям, указанным в учетных карточках. В отношении них разрабатываются конкретные профилактические мероприятия и за ними закрепляются работники для проведения профилактической работы в течение шести месяцев.

По истечении указанного времени начальники отрядов, в которых содержатся эти лица, готовят материал к рассмотрению на заседании комиссии администрации исправительного учреждения, где вносят предложение о целесообразности продолжения профилактической работы либо снятия их с профилактического учета. Профилактическая работа с подучетными лицами может проводиться в течение всего срока пребывания их в учреждении, если в отношении них регулярно продолжает поступать информация о намерении совершить противоправные действия.

Подучетное лицо снимается с профилактического учета в случае:

— освобождения из учреждения УИС;

— перевода в другое исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания;

— отказа от реализации преступного замысла, длительного (не менее одного года), устойчивого правопослушного поведения;

— смерти лица, состоявшего на профилактическом учете;

— недопущения правонарушений в течение 6 месяцев с момента постановки на учет (воспитательные колонии).

При убытии подучетного лица в другое учреждение УИС учетная карточка на него и справка-ориентировка с предварительными выводами о результатах и целесообразности проведения с ним в дальнейшем профилактической работы, подписанная начальником учреждения УИС, приобщаются к личному делу осужденного. Администрация учреждения УИС, принявшая такого осужденного, постановку его на профилактический учет осуществляет в соответствии с Инструкцией.

За лицами, поставленными на профилактический учет, приказом по колонии закрепляются наиболее опытные сотрудники. Спальные места в общежитии указанной категории осужденных предоставляются на переднем плане при входе в спальное помещение, рабочие места — в хорошо просматриваемых и контролируемых участках цехов. Вывод их на работу осуществляется только в первую смену, как правило, со сдельной оплатой труда и с ежедневным подведением итогов выполнения производственного задания. При хождении строем подучетные лица следуют в первых шеренгах.

Установочные данные на лиц, взятых на профилактические учеты, их фотографии, данные о связях с другими осужденными заносятся на специальные планшеты в дежурной части колонии и на КПП, которые оформляются и постоянно обновляются отделом безопасности. Планшеты используются во время инструктажа и работы дежурных смен по осуществлению надзора за указанной категорией осужденных. Аналогичные сведения оформляются на планшетах у начальников отрядов и у начальников производственных участков (цехов).

Во время перевода осужденного, состоящего на профилактическом учете, в другую колонию, сотрудник отдела безопасности приобщает к личному делу соответствующую справку — ориентировку с указанием оснований, срока нахождения на учете, а также выводы о результатах профилактической работы с ним.

Воспитательный процесс в местах лишения свободы является частью более широкого процесса исправления осужденных, основная цель которого — формирования уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Психологической сущностью процесса воспитания осужденных является перевод внешних по отношению к личности опыта, знаний, социально-одобряемых ценностей, норм правил общества во внутренний психический план личности, то есть в убеждения, установки, поведение осужденного.

Воспитательная работа с осужденными носит многофакторный характер: на личность осужденного может влиять семья, бригада (трудовой коллектив), осужденные с позитивными социальными установками, искусство (творчество), общественные организации, средства массовой коммуникации и др. Важная задача воспитателя — интегрировать все эти факторы, что делает процесс воспитания не только сложным, но и интересным.

Сложность воспитания заключается в том, что это долговременный и непрерывный процесс, требующей активной позиции самого осужденного, поэтому результаты воспитания могут носить отсроченный и неодинаковый для всех характер, обнаруживаться не сразу, а спустя некоторое время после освобождения. Вместе с тем, результат действий воспитателя должен выражаться в качественных сдвигах в сознании и поведении осужденных.

Воспитание будет эффективным не при прямом воздействии начальника отряда (социального работника) на осужденного, а только при их социальном взаимодействии. То есть сами осужденные должны принимать активное участие в воспитательном процессе, стремиться к овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. В. Сухомлинский говорил: «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает». Поэтому задача воспитания осужденных — разбудить их внутренние силы, направить на саморазвитие. Для этого необходимо обучать осужденных приемам и технике самовоспитания: самоанализу, саморегуляции, самооценке, самоконтролю и др. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование позитивной Я-концепции личности осужденного. Поэтому необходимым условием воспитательного процесса является участие осужденных в индивидуальных и групповых психокоррекционных программах.

Заключение

Изучение личности осужденных, находящихся на профилактическом учете является одной из центральных задач в работе на карантинном отделении. Поскольку главная задача уголовного наказания — исправление заключенного, то психологами изучаются прежде всего, те свойства, которые способствовали совершению преступления и которые позволяют прогнозировать его поведение в местах лишения свободы, а в последующем, и после освобождения. К этим свойствам относятся: ценностные ориентации (жизненные ценности и интересы); мотивы и обстоятельства совершенного преступления; отношение к совершенному преступлению и жертве; отношение к наказанию; социальный статус и социальное окружение; личностные качества, определяющие отношение к другим людям (жестокость, агрессивность, доброжелательность, степень чувствительности к межличностным отношениям, отчужденность и приспособляемость к новой обстановке); эмоциональные и волевые качества; общий уровень психического развития и интеллекта (нет ли признаков психических отклонений и акцентуаций характера); психическое состояние подозреваемого, обвиняемого, осужденного в момент обследования, его реакции на проводимую работу; планы и намерения осужденного.

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируется не только создание новых видов учреждений, но и разработка новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, системы поощрений, а также иных стимулов к правопослушному поведению и активной ресоциализации.

Список использованных источников и литературы

1. Приказ Минюста РФ №83 от 7 марта 2000 г. «Инструкция о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях».

2. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12.12.2005 №238 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы»

4. Бахтин А. Организация и осуществление надзора за осужденными / Ведомости УИС. 2002г. №5.

5. Громов М.А. Организация безопасности в исправительных учреждениях: Учебное пособие — Рязань: АПУ ФСИН, 2007 г. — С. 240

6. А.И. Зубков, М.П. Стурова, Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань 2003 г. — С. 265-278.

7. В.Ф. Пирожков «Криминальная психология». Издание учебное. (Юридическая психология). М. Ось-89 2001 г., с. 483-528.

8. «Практическая психодиагностика» под ред. Б.К. Райгородского, 2003 г.-С. 243-250.

9. Уткин В.А. Уголовно-исполнительное право. Учебно-методический комплекс. — 2-е изд., испр. и доп. — Томск: НТЛ, 2009г. — С. 108

10. Концепция воспитательной работы с осуждёнными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы. ГУИН Минюста России, М. 2009 г. — С. 39

Размещено на Allbest.ru

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) АКАДЕМИИ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ПРОКУРАТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Уголовно-исполнительное право»

тема: «Воспитательная работа с осужденными к лишению свободы»

Выполнила: студентка

4 курса, 403 группы

Очной формы обучения,

Серпутько Анасатасия Анатольевна

Проверила:

Старший преподаватель кафедры, к.ю.н., доцент

Зарубин Андрей Викторович

Санкт-Петербург

Содержание………………………………………………………………………………………………..2

Введение…………………………………………………………………………………………………….3

1. Понятие воспитательной работы с осужденными и принципы ее осуществления

1.1. Понятие и сущность воспитательной работы осужденными……….5

1.2. Основные принципы воспитательной работы с осужденными …….7

2. Формы и методы воспитательной работы с осужденными

2.1.Формы воспитательной работы с осужденными…………………………10

2.2. Методы воспитательной работы с осужденными……………………….14

Заключение………………………………………………………………………………………………18

Список использованных источников…………………………………………………………20

Введение

Целью данной работы является освещение теоретических положений, касающихся правового регулирования мер воспитательного воздействия, применяемых к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях.

В задачи работы входят:

1) Определение понятия воспитательной работы с осужденными;

2) Основные направления организации и осуществления воспитательной работы;

3) Формы воспитательной работы с осужденными к лишению свободы.

Объектом работы являются отношения, возникающие в процессе воспитательных действий с осужденными. Предметом работы выступает, прежде всего, содержание и формы воспитательной работы осужденных.

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Современный период совершенствования процесса нравственного воспитания личности происходит в направлении повышения его качества и оптимизации.

Воспитательный процесс – определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. Цель воспитательного процесса – исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.

Многолетний опыт деятельности ИУ показывает, что несмотря на широкий комплекс различных педагогико-воспитательных средств и методов, применяемых по отношению к осужденным, цели их перевоспитания нередко, к сожалению, не достигаются, многие лица отбывшие наказание, в виде лишения свободы вновь совершают преступления. В этой связи весьма актуальным представляется глубокое изучение особенностей и закономерностей воспитательной системы и воспитательного процесса в ИУ, изучение форм и методов воспитательной работы с осужденными к лишению свободы, что позволит воспитателю успешно организовывать и руководить процессом воспитания в состоянии полной или частичной изоляции осужденных от общества.

В системе мер, способствующих исправлению осужденных, важное место принадлежит организации досуга осужденных, созданию и работе самодеятельных организаций осужденных, взаимодействию учреждений уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, различными общественными и религиозными организациями.

1. Понятие воспитательной работы с осужденными и принципы ее осуществления .
1.1. Понятие и сущность воспитательной работы с осужденными.
Проблема осуществления воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы являлась всегда достаточно сложной и дискуссионной.

Нравственное воспитание – это сложный и многогранный процесс формирования у личности нравственных идеалов, чувств, понятий и убеждений, привычек нравственного поведения. Его сутью является развитие целостного морального сознания индивида, выработка единой системы нравственных качеств личности, реализуемых в ее поведении. Предпосылками и условиями нравственного воспитания выступают различные виды деятельности, в которые включается личность. Основу нравственного воспитания личности составляет процесс формирования научного мировоззрения. Нравственное воспитание неразрывно связано с духовной жизнью общества, духовностью личности.

Нравственное воспитание осужденных в пенитенциарной педагогике рассматривается с позиций формирования личности осужденных, их жизненных установок, мировоззрения, ценностных ориентаций. Воспитание такой позиции очень важно и сложно, поскольку в подавляющем большинстве случаев именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденного к совершению преступления.

Совершая преступление, человек проявляет себя прежде всего в своем преступном поведении, именно этот вид поведения является наиболее общественно опасным. Определив преступное поведение в качестве наиболее асоциального вида поведения, мы тем самым конкретизируем предмет исправления.

Самой оптимальной формой организации воспитательной работы в пенитенциарном учреждении является организованная исправительная среда. Организация исправительной среды в пенитенциарном учреждении затрагивает все аспекты жизни осужденных, и при этом она должна в корне отличаться от мира, который в свое время определил преступное поведение осужденного, – это отсутствие и должного образования, и воспитания, культуры, материального достатка и т.д.

Ч. 2 ст. 9 УИК РФ воспитательная работа отнесена к основным средствам исправления осужденных. Между тем закон не определяет понятие «воспитательная работа».

Но можно прийти к выводу, что воспитательная работа с осужденными к лишению свободы – это действия администрации пенитенциарного учреждения, образовательных, культурных и иных организаций, граждан, самодеятельных организаций осужденных, формирующие их правопослушное поведение на основе социально-педагогической системы, обеспечивающей исправление нравственным, правовым, трудовым, физическим и иными направлениями воспитательного воздействия, повышение образовательного и культурного уровня осужденных.

В воспитательной работе с осужденными значимое место отводится участию осужденных в самодеятельных организациях, основными задачами которых являются: оказание помощи в духовном, профессиональном и физическом развитии. Эффективно также поддержание полезной инициативы осужденных, позитивное влияние на исправление осужденных, участие в решении вопросов организации труда, быта и досуга, содействие администрации исправительных учреждений в поддержании дисциплины и порядка и решение других задач, не противоречащих целям и условиям отбывания наказания.

Таким образом, сущность воспитательной работы с осужденными заключается в организации воспитательной среды на основе всей социально-педагогической системы.

Воспитательные воздействия в пенитенциарных учреждениях должны быть направлены на коррекцию нравственных дефектов, именно это позволит личности задумываться о совершенном преступлении, о вреде, который был причинен другой личности, собственности и обществу в целом.

Деятельность каждого исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительного учреждения подлежит строгой регламентации; в рамках внутреннего распорядка дня устанавливается перечень воспитательных мероприятий: общие собрания осужденных, постоянно действующие семинары социально правовых знаний, школы подготовки осужденных к освобождению и др. Участие в различных мероприятиях не может быть закреплено в качестве обязанности для осужденных (хотя в распорядке дня время для проведения таких мероприятий может быть определено).

1.2. Основные принципы воспитательной работы с осужденными.

Реализация исправительно-воспитательного процесса требует от администрации психологов и воспитателей пенитенциарного учреждения учета специфических принципов. Выделяются следующие принципы воспитательной работы с осужденными

1. Принцип целенаправленности в воспитательной деятельности.

Цель определяется как начальная перспектива с тем, чтобы в зависимости от достигаемых результатов перевоспитания можно было бы определить ее более точно, скорректировав на большую перспективу.

2. Принцип соответствия цели средствам, формам и методам воспитательной деятельности по отношению к конкретному осужденному.

Достижение определенной цели всегда предусматривает определение наиболее оптимального педагогического инструментария, который бы позволил в соответствующих условиях добиться перевоспитания каждого осужденного.

3. Принцип связи процесса перевоспитания осужденного с жизнью.

Сущность принципа заключается в том, что процесс перевоспитания направлен на подготовку осужденного к жизнедеятельности в той социальной среде, в которую он попадает после его выхода на свободу. В этом одна из наиболее сложных социальных проблем, стоящих перед воспитателями, так как абстрактная цель перевоспитания может оторвать человека от реальной жизни. Так как человек может не найти своего места в обществе, после освобождения из заключения. Последствиями такого рецидива могут стать действия освобожденного, предусматривающие вновь применение мер осуждения. Воспитателям рекомендуется помочь человеку восстановить и наладить социально полезные связи сообществом, знакомя их с общественной жизнью вне мест заключения путем прессы, а также формировать у них положительные социальные установки.

4. Принцип активности осужденного в общественно-полезной деятельности.

Данный принцип непосредственно связан с предыдущим. Сущность его заключается в том, что важнейшим источником развития человека является его собственная активность. Общественно-полезная деятельность деятельность осужденных – это прежде всего производительный труд. Воспитательная функция труда в процессе формирования личности общеизвестна. К общественно-полезной деятельности в условиях заключения относятся учебная, культурно-досуговая и физкультурно – спортивная деятельность.

5. Принцип воспитания в коллективе.

Данный принцип вытекает из социальной обусловленности развития (исправления) личности осужденного. Здесь играет роль ближайшее окружение осужденного и особое педагогическое мастерство воспитателей.

6.Принцип дефференцированного подхода в процессе перевоспитания.

Принцип дефференцированного подхода требует строить перевоспитание осужденного с учетом своеобразия группы, к которой он относится. Это позволяет наиболее полно учесть особенности каждого.
7.Принцип индивидуального подхода.

Именно через индивидуальный подход можно реально рассчитывать на действенность перевоспитания конкретного человека.

8. Принцип комплексного подхода.

Речь идет об использовании комплекса мер воспитательного воздействия, способного обеспечить разносторонность

2. Формы и методы воспитательной работы с осужденными.

2.1. Формы воспитательной работы с осужденными
Воспитательная работа, как и режим, отнесена к одному из основных средств исправления. Как разностороннее средство воздействия на осужденных воспитательная работа подвержена правовому регулированию в меньшей мере, чем такие средства исправления, как режим и труд. Тем не менее проводить ее без правовой регламентации невозможно.

Учитывая большое количество направлений воспитательного воздействия, закон регламентирует только наиболее важные исходные положения организации воспитательной работы с лицами, лишенными свободы.

Статья 110 УИК РФ определяет основные формы воспитательной работы, такие, как: нравственное, правовое, физическое, трудовое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Воспитательная работа с осужденными проводится дифференцированно, с учетом вида исправительного учреждения и установленного в нем режима и условий содержания.

Рассмотрим каждую форму более подробно.

Нравственное воспитание осужденных в исправительной (пенитенциарной) педагогике рассматривается через призму формирования личности осужденных, их жизненной позиции. Воспитание правильной позиции является делом исключительно важным и сложным, так как именно отсутствие устойчивых нравственных начал и привело осужденных к преступлению. Нравственное воспитание тесно связано со всеми направлениями воспитательного воздействия, так как оно концентрирует в себе проявление их влияния на личность.

В своей работе Н. Н. Фалалеев предложил внести изменения в Уголовно-исполнительный кодекс. Он считает, что воспитательная работа должна быть на основе духовно-нравственного просвещения, и, следовательно, должно быть введение в гл. 15 «Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы» следующей статьи:

«Статья 112.1. Духовно-нравственное просвещение осужденных к лишению свободы

1. В исправительных учреждениях организуются регулярные (не реже двух раз в неделю) обязательные занятия по духовно-нравственному просвещению осужденных к лишению свободы.

2. С целью более эффективного контроля за ростом духовного уровня осужденных обязательна письменная форма отчета о полученных знаниях в виде написания рефератов, докладов, исследований и иных форм по изучаемой тематике, которые приобщаются к личному делу осужденных. Для написания указанных работ еженедельно осужденные освобождаются от работы на четыре часа.

3. Достижение высоких результатов освоения осужденными духовно-нравственных основ существования человеческого общества поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

4. Педагогические коллективы образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы оказывают помощь администрации исправительного учреждения в духовно-нравственном просвещении осужденных.

5. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к духовно-нравственному просвещению не привлекаются. Им создаются условия для самостоятельного освоения просветительских программ (с возможностью их дистанционного консультирования), не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания».

Я поддерживаю мнение Фалеева и считаю, что только духовно-нравственный компонент воспитательной работы может стать основой понимания содеянного и закрепления социально одобряемого поведения.

Правовое воспитание осужденных предполагает формирование у них правосознания, включающего знание принципов и норм права, а также убеждение в необходимости следовать им. В этой работе следует, прежде всего, обращать внимание не на знание осужденными правовых норм (при всей значимости таких знаний), а на формирование у них уважения к закону, понимания необходимости следовать предписаниям правовых норм несмотря на распространенное ныне в обществе нигилистическое отношение к законности, праву в целом, веру во всемогущество денежного мешка.

Физическое воспитание и спортивно-массовая работа являются мощным педагогическим средством исправления осужденных и положительным фактором деятельности. Воспитание физической культуры в местах лишения свободы является эффективным педагогическим средством исправления и перевоспитания осужденных и положительным фактором деятельности пенитенциарных учреждений. В процесс воспитания осужденных внедряется специально разработанная организационно-педагогическая система развития физической культуры у осужденных, которая реализуется на принципах непрерывности, целостности, лично-ориентированного характера и перевода процесса развития физической культуры осужденных в самоорганизующийся процесс. Также создаются определенные педагогические условия реализации системы в практике (педагогический мониторинг процесса и результатов развития физической культуры осужденных, формирование готовности сотрудников УИН к воспитанию физической культуры у осужденных). Учитывается отношение осужденных и сотрудников пенитенциарных учреждений к физической культуре.

Трудовое воспитание осужденных, где они находятся в изоляции и ограниченно используют свои способности и профессиональные возможности, является одним из действенных направлений воспитательной работы. Таким образом, у осужденных формируется психологическая готовность к труду. Кроме того, оно призвано учитывать, прежде всего, физическое и психическое здоровье осужденных, необходимость их профессиональной подготовки с учетом перспектив устройства на работу после освобождения от наказания, а также их трудового использования в период отбывания наказания на предприятиях и в организациях различных форм собственности. Одной из форм трудового воспитания является трудовое соревнование.

А.С. Макаренко считал, что едва ли не самым могущественным воспитательным фактором является обязанность по материально-бытовому обеспечению осужденных. Он подчеркивал, что она ни в коем случае не должна оставаться вне воспитательной работы.

Материально-бытовое обеспечение лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, представляет собой блок социальных мер, направленных на создание условий для нормального функционирования человека в условиях исправительных учреждений. Это совокупность основных средств, создающих и регулирующих условия жизни лиц, отбывающих наказание: питание, жилищные условия, вещевое довольствие, коммунально-бытовое и торговое обслуживание.

Эффективность применения предусмотренных законом основных средств исправления осужденных во многом зависит от надлежащей организации материально-бытового обеспечения в исправительном учреждении. Игнорирование этого положения неизбежно приводит к снижению действенности воспитательной работы.

В условиях отбывания наказания осужденный должен исправиться и вернуться в общество здоровым законопослушным гражданином. Решение этой задачи невозможно, если в местах лишения свободы для осужденных не будут созданы надлежащие материально-бытовые условия. Правильно организованный быт осужденных, привитие им навыков самообслуживания, необходимости соблюдения требований санитарии и гигиены, включая требование иметь опрятный внешний вид, являются составной частью воспитательного процесса.

Создание для осужденных соответствующих материально-бытовых условий – это своеобразная материальная база педагогического процесса в исправительных учреждениях, при наличии которой только и возможно успешное достижение целей наказания.

2.2. Методы воспитательной работы с осужденными
Уголовно-исполнительным законодательством закрепляется принцип дифференциации воспитательной работы в зависимости от срока наказания, вида исправительного учреждения и условий содержания осужденных. Воспитательная работа с осужденными организуется в индивидуальных, групповых и массовых формах на основе психолого-педагогических методов.

В процессе воспитательной работы используются различные психолого-педагогические методы: убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример); организации поведения (требование, показ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение); торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание); стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

Наиболее распространены такие индивидуальные методы воспитательной работы, как проведение бесед с осужденными; их встречи со священнослужителями.

Социальная работа направлена на создание условий для адаптации осужденного к условиям отбывания наказания, индивидуального профилактического и психолого-педагогического воздействия, их трудовой занятости, обеспечение возможности культурного досуга. Подавляющее большинство лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы (90%), надеются на освобождение. Поэтому воспитательная работа с осужденными данной категории направлена на формирование и развитие у них стремления к занятию общественно полезной деятельностью, соблюдению требований закона и принятых в обществе правил поведения.

Индивидуальная работа – одна из основных форм воспитательной работы с осужденными. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного с учетом совершенного им преступления, а также возраста, образования, профессии и других особенностей его личности. Основой такой работы является цивилизованный подход при осуществлении цели исполнения наказания – исправления осужденных и предупреждения новых преступлений (ч. 1 ст. 1 УИК РФ). Выполнению задачи исправления осужденных должны быть подчинены все формы и методы индивидуальной воспитательной работы.

Индивидуальная воспитательная работа ведется с учетом особенностей личности каждого осужденного с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни на свободе. Она проводится на основе изучения личности каждого осужденного сотрудниками психологической лаборатории исправительного учреждения, с учетом данных ими рекомендаций по изменению личностных качеств, способствовавших дезадаптации осужденного в обществе.
Индивидуальная воспитательная работа включает в себя: изучение индивидуальных особенностей и социально-психологической направленности личности осужденного; выбор и использование средств психолого-педагогического воздействия на осужденного; индивидуальное планирование работы с конкретной личностью; проведение бесед; осуществление контроля за поведением осужденного, выполнением поручений, отношением к труду и учебе; индивидуальное шефство работников колонии над отдельными осужденными; оказание содействия осужденным в реализации их права на заочное обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования и т.д.

Индивидуально-профилактическое воздействие на осужденных осуществляет старший специалист по социальной работе. Из-за высокой степени общественной опасности, социальной и нравственной запущенности, отклонений в психическом состоянии осужденных численность лиц данной категории, закрепленных за одним старшим специалистом, не превышает 25 – 30 человек. Старший специалист по социальной работе составляет программу психолого-педагогического воздействия на период адаптации осужденного, а также перспективную программу его социальной реабилитации. В функциональные задачи старшего специалиста по социальной работе входит решение вопросов по организации полезной занятости осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы. В целях стимулирования данной категории осужденных к трудовой деятельности, их заинтересованности в улучшении своего материально-бытового положения в учреждениях проводится трудовое соревнование, в котором они могут принимать участие по собственному желанию.

Культурно-массовая работа – это важнейший инструмент трудового, нравственного и эстетического воспитания осужденных. Основными ее формами являются клубная и библиотечная работа: организация художественной самодеятельности осужденных; пропаганда чтения, проведение читательских конференций, диспутов, тематических демонстраций кинофильмов и их обсуждение.

Художественная самодеятельность осужденных организуется при клубах исправительных учреждений, где создаются кружки в зависимости от наличия руководителей, способных организовать работу того или иного кружка. Выступления художественной самодеятельности проводятся в пределах данного исправительного учреждения. В колонии организуются также концерты художественной самодеятельности шефствующих и других организаций.

Физкультурно-спортивная работа – одно из основных средств физического воспитания осужденных, которое осуществляется в целях укрепления их здоровья, обеспечение охраны которого является, в свою очередь, одной из задач уголовно-исполнительной системы.

Групповые и массовые формы воспитательной работы (занятия, лекции, собрания, конкурсы, диспуты, вечера, смотры художественной самодеятельности, конференции, спортивно-зрелищные мероприятия, спартакиады, кружковая работа, участие в самодеятельных организациях осужденных) предполагают проведение воспитательной работы с различными по величине группами осужденных и направлены на обучение общению, укрепление правопорядка и дисциплины в исправительном учреждении.

Заключение

Цель работы была достигнута, а именно были освещены основные моменты теоретических положений, касающихся правового регулирования мер воспитательного воздействия, применяемых к осужденным, отбывающим наказание в исправительных учреждениях. Было рассмотрено понятие воспитательной работы с осужденными, основные формы и методы воспитательной работы.

Воспитательная работа рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных. Она призвана сформировать у них уважительное отношение к человеку, обществу, труду, нормам и традициям человеческого общежития, повысить их образовательный и культурный уровень. Постановка этих полезных для осужденного и общества целей не означает, что они будут полностью достигнуты за время отбывания наказания. Тем не менее целенаправленная деятельность по их достижению, как показывает практика, приносит позитивные результаты.
В уголовно-исполнительном законе содержатся два принципиально важных положения.
Во-первых, участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, что стимулирует их положительное поведение, результатом которого может быть применение мер поощрения вплоть до условно-досрочного освобождения.
Во-вторых, воспитательная работа должна проводиться с учетом индивидуальных особенностей личности, характера и обстоятельств совершенных преступлений.
В исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иные виды воспитания осужденных к лишению свободы.
Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Список использованных источников

1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ

2. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2009.

4. Статья: Иногда они возвращаются… (Борсученко С.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 32)
// СПС Консультант Плюс

6. Статья: Обязанности исправительных учреждений. (Громов В. Г.) («Современное право», 2013, N 4) // СПС Консультант Плюс

7. Статья: Исправление осужденных как мера предупреждения насильственных преступлений против предпринимателей (Фалалеев Н.Н.) («Актуальные проблемы российского права», 2013, N 11) // СПС Консультант Плюс

9. Статья: Правовое регулирование социальной и воспитательной работы с осужденными в местах лишения свободы в процессе их ресоциализации: Монография / Ускачева И.Б. – Псков: Изд-во Псков. юрид. ин-та ФСИН, 2009

Статья: Исправление осужденных как мера предупреждения насильственных преступлений против предпринимателей (Фалалеев Н.Н.) («Актуальные проблемы российского права», 2013, N 11)

Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса: Собр. соч.: В 5 т. М., 1960. Т. 3. С. 53.

Статья: Обязанности исправительных учреждений. (Громов В. Г.) («Современное право», 2013, N 4)

Статья: Иногда они возвращаются… (Борсученко С.) («ЭЖ-Юрист», 2013, N 32)

Добавить комментарий