Целостная иерархическая система специальных органов и учреждений

Понятие и признаки механизма государства

Механизм государства есть та реальная организацион­ная и материальная сила, располагая которой государство осу­ществляет власть, проводит ту или иную политику. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет со­бой материальное «вещество», из которого оно состоит. Мож­но сказать, что механизм – суть деятельное, постоянно функ­ционирующее выражение государства.

В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государствен­ным аппаратом понимается система органов, непосредственно за­нимающихся управленческой деятельностью и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государ­ства» включаются также «материальные придатки» государствен­ного аппарата (вооруженные силы, полиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность.

Таким образом, в научной и учебной литературе существуют, по крайней мере, две точки зрения по вопросу о соотношении понятий «государственный аппарат» и «государственный механизм»:

А) Государственный механизм рассматривается как совокупность различных государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти (более широкое по содержанию понятие).

Б) Государственный механизм и государственный аппарат представляются как идентичные понятия (понятие в узком смысле) (В.Н. Хропанюк)

В учебной литературе понятия «механизм» и «аппарат» государства обычно признаются совпадающими по объему и содержанию. Считается, что термин «механизм» лишь под­черкивает целостность аппарата, его направленность на ре­зультативную деятельность.

Механизм государства — это целостная иерархичес­кая система государственных органов и учреждений, прак­тически осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

2. Механизм государства – это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов (В.Н. Хропанюк)

Механизм государства — это система государственных органов, призванных выполнять задачи и функции государства.

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизованного общества имел неодинаковую структуру и функции. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географическим положением и другими факторами. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функционирование.

Структурное и функциональное разнообразие государственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и существенные признаки, характерные для подавляющего большинства государств прошлого и современности.

Приведенные выше определения позволяют выделить следую­щие характерные признаки механизма государства.

1. Это сложная целостная иерархическая система государственных органов и учреждений. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов и учреждений, едиными задачами и целя­ми их деятельности.

2. Первичными структурными частями (элементами) механизма являются государственные органы и учреждения, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций. Государственные органы связаны между собой началами субординации и координации.

3. Механизм государства состоит из людей, государственных служащих, чиновников, иногда их называют управленцами, специально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений).

4. Функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами.

5. Для обеспечения государственных властных велений государственный механизм имеет непосредственные орудия (учреждения) принуждения, соответствующие техническому уровню каждой эпохи,— вооруженные отряды людей, тюрьмы и др. Без них не может обойтись ни одно государство.

6. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается правом, которое должно максимально обеспечивать гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

7. При помощи механизма практически осуществляется власть и выполняются функции государства. Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти.

Через государственный аппарат, его органы государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации, если они на то уполномочены государством.

Между функциями государства и его механизмом связь прямая и нерасторжимая. В силу того, что механизм как раз и создается для выполнения функций государства, последним в этой связи принадлежит определяющая роль. Органы государства и учреждения вынуждены подстраиваться к из­меняющимся его функциям. Если, к примеру, в обществе берут верх функции, вытекающие из классовых или нацио­нальных противоречий, то вслед за этим неизбежно выхо­дят на первый план такие элементы механизма государства, как органы и учреждения насилия, принуждения.

Предыдущая12345678

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1243;

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 9

1.Он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. Все они вместе составляют единую систему властвования.

2.Это целостная иерархическая система государственных органов. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деятельности государственных органов, едиными задачами и целями деятельности.

3.Его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями.

4.Государственный аппарат состоит из особого разряда людей, специализировано занимающихся управлением либо его непосредственным обслуживанием, т.е. государственных служащих.

5.Государственный аппарат во вне выступает как целостная организация, в силу чего государственные служащие действуют от имени и по поручению государства как его органы.

6.Государственный аппарат обладает монополией на совершение действий, находящихся в исключительной компетенции государства (издание нормативных актов, легальное принуждение).

7.Государственный аппарат является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов и выполняет функции государства.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

1.Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина. Предполагает соответствующие обязанности государственных органов и служащих признавать, соблюдать и защищать их.

2.Принцип демократизма. Выражается прежде всего в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов, в учете в политике государства разнообразных интересов населения.

3.Принцип суверенности. То есть независимости и самостоятельности государственной власти и ее органов.

4.Принцип единства системы государственной власти.

5.Принцип разделения властей.

6.Принцип выборности и назначаемости органов государственной власти.

7.Участие граждан в формировании и деятельности органов государственной власти.

8.Принцип государственной службы и равного доступа к ней.

9.Принцип гласности – обеспечивает информированность общественности о практической деятельности конкретных государственных органов, гарантирует «прозрачность» процесса функционирования государственных служащих.

10.Принцип сочетания коллегиальности и единоначалия – обеспечивает разумное соотношение демократических и бюрократических начал государственного аппарата.

11.Принцип федерализма – учет интересов регионов в федеративных государствах.

12.Принцип профессионализма государственных служащих – создает благоприятные условия для использования квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирует высокий уровень решения основных вопросов.

13.Принцип иерархичности государственных органов– заключается в том, что органы государства занимают в государственном аппарате разные уровни (одни органы подчинены другим, решение вышестоящих органов обязательны для нижестоящих).

Проблемы совершенствования государственного аппарата в Российской Федерации.

Вопрос 34. Юридическая техника: понятие, средства, приемы, правила.

Юридическая техника –это совокупность средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясностей, двусмысленности.

Юридическая техника признана сконструировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным.

Технические средства.

Техническими средствами являются юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, приостановлений, наказания и т.п.). В качестве юридических конструкций выступают те или иные правовые режимы, юридический состав правонарушения и т.п.

Юридическая терминология. Термины –это словесные обозначения понятий, используемых при изложении содержания закона (иного нормативного юридического акта).

Виды терминов:

1.Общеупотребляемые, т.е. термины в общепринятом, в известном всем смысле; например, «строение”, «здание”, «документ”.

2.Специально-технические, т.е. имеющие смысл, который принят в области специальных знаний — техники, медицины, экономики, биологии, например, «депозит”, «промышленное предприятие”.

3.Специально-юридические,т.е. имеющие особый юридический смысл, выражающий своеобразие того или иного правового понятия; например, «залог”, «владение”, «перевод долга”.

Требования:

1. Единство терминологии:один и тот же термин (например «должностное лицо”, «несовершеннолетний”) должен употребляться в данном законе (и во всех других нормативных актах) в одном и том же смысле;

2. Общепризнанность термина:слова не должны быть «изобретены”, придуманы законодателем только для данного закона или применяться в нем в каком-то особом смысле теми или иными разработчиками законопроекта;

3. Стабильность терминов:они должны быть устойчивыми, их смысл не должен изменяться с каждым новым законом;

4. Доступность термина:при всей сложности юридической терминологии слова и выражения закона должны давать правильное представление о содержании его норм.

Юридическая конструкция –это своеобразное модельное построение прав, обязанностей, ответственности, их типовые схемы, в которые облекается юридический материал.

Технические правила.

1.Ясность и четкость, простота и доступность языка правовых актов.

2.Сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстракцией выражения соответствующих предписаний.

3.Последовательность в изложении юридической информации.

4.Взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

5.Последовательность и компактность изложения юридических норм.

6.Однородность содержания.

7.Исключение противоречий.

8.Соответствие содержания закона его наименованию.

9.Исключение пробелов, использование с этой целью отсылочных статей.

10.Издание вместо нового закона поправок к ранее принятому действующему закону или издание действующего акта в новой редакции.

11.Приведение в каждом случае перечня отмененных актов.

12.Конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования.

13.Отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства.

14.Краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.

Способы изложения.

1. Абстрактный способ характеризуется тем, что признаки явлений, их многообразие даются в обобщенном виде, т.е. в виде абстрактного понятия.

2. Казуистический способ– такой, когда явления, их разновидности, факты характеризуются индивидуальными признаками, путем перечисления тех или иных случаев – казусов.

Юридический стиль– законы, иные нормативные акты имеют особый, юридический стиль изложения: они должны быть официально и терминологически строги, в них не должно быть художественной красивости, текст нормативного акта нельзя загружать декларативными положениями, лозунгами, призывами.

Юридический язык –язык закона – общелитературный, однако он имеет особенности, что позволяет условно говорить о «юридическом языке”. Эти особенности – четкость, сжатость, определенность и точность мысли законодателя, повелительный, императивный характер изложения, специальная терминология.

Технические приемы.

Технические приемы –это способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурная организация правового акта (вводная часть – преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Существенное значение при изложении норм в законе имеет формулирование в каждой статье заголовка. Этот технико-юридический прием используется преимущественно в кодексах; благодаря ему легче найти в кодексе ту или иную статью, лучше понять содержание юридической нормы.

Цель юридической техники – рационализирование юридической деятельности, достижение ясности, простоты, краткости, определенной стандартности, единообразия (унифицированности) юридических документов.

Виды юридической техники.

1.Законодательная (правотворческая техника).

2.Техника систематизация нормативных актов.

3.Техника учета нормативных актов.

4.Правоприменительная (техника индивидуальных правовых актов).

Законодательная (правотворческая) техника -это совокупность правил, приемов, средств и способов подготовки, составления и оформления нормативных актов.

Две основные цели:

1) Рационально, адекватно урегулировать общественные отношения, не допустить пробелов, изложить нормативные акты достаточно четко, недвусмысленно, определенно и в то же время достаточно кратко, экономично, в определенной мере единообразно, стандартно.

2)Сделать нормативные акты достаточно понятными, ясными для лиц, которым они адресованы, чтобы у них не возникали сомнения относительно своих прав и обязанностей, предусмотренных нормативными актами.

Правила законодательной (правотворческой) техники можно подразделить на три вида.

1. Правила, относящиеся к внешнему оформлению нормативных актов.

Каждый нормативный акт должен иметь необходимые реквизиты, которые отражали бы его юридическую силу, предмет регулирования, придавали бы ему официальность; название вида нормативного акта (закон, указ, постановление и т.д.), название органа, его издавшего, наименование акта, отражающего его содержание, предмет регулирования; дату и место его принятия, а для более рационального учета нормативных актов и его номер; подпись соответствующего должностного лица.

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

1. Понятие государственного аппарата.

2. Органы государства: понятие и виды.

3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.

Определение. Государственный аппарат – это система связанных между собой общими принципами государственных органов, с помощью которых государство выполняет свои задачи и функции.

Содержание

Значение государственного аппарата. Ценностный смысл государственного аппарата состоит в следующем:

1) он представляет собой организованную материальную силу, располагая которой государство осуществляет власть;

2) выступает формой существования государства;

3) через него реализуются функции государства, это функционирующее выражение государства.

Признаки государственного аппарата. Характерные черты государственного аппарата следующие:

1) он представляет собой целостную систему государственных органов и учреждений;

2) его структурным первичным элементом являются государственные органы и учреждения;

3) он выражен, олицетворен в государственных служащих, чиновниках;

4) имеет непосредственные орудия принуждения (учреждения);

5) через него осуществляется государственная власть и выполняются функции государства.

В учебной и научной литературе предлагаются и другие признаки, а именно: сложная структура аппарата, единство принципов его организации и деятельности, наличие материальных средств, властные полномочия его органов.

Соотношение государственного аппарата и механизма государства. Оно представлено двумя позициями:

– механизм государства равен, однозначен государственному аппарату;

– механизм государства более широкое понятие, чем государственный аппарат.

Механизм государства включает:

1) или органы государства (государственный аппарат) и государственные организации (учреждения). Данная позиция наиболее распространена;

2) или органы государства, государственные учреждения и плюс государственные предприятия (С.А. Комаров, Г.В. Назаренко);

3) или органы государства, государственные учреждения и материальные придатки (армия, полиция, исправительные учреждения) (С.В. Липень).

Государственное учреждение – это аппарат государственного органа, оказывающий содействие его деятельности, но не обладающий властными полномочиями. Учреждения отличаются от органов государства следующим:

– результаты их деятельности выражаются не в принятии управленческих решений, а в непосредственном создании материальных или духовных благ;

– они оказывают содействие деятельности государственного органа, но не обладают властными полномочиями.

К учреждениям относят: либо вспомогательный аппарат, который участвует в подготовке государственных решений – канцелярии, управления делами и т. п.; либо организации, выполняющие те или иные функции государства – почты, телеграфы, вокзалы, учреждения связи и транспорта.

Сущность госаппарата состоит в закреплении интереса государства.

Модели государственного аппарата. С точки зрения господствующей идеологии различают три основных модели систем государственного аппарата:

– централизованно-сегментарную,

– моноцефальную,

– монотеократическую (В.Е. Чиркин).

Централизованно-сегментарная модель. Ее отличия состоят в следующем:

1) она строится на концепции разделения властей;

2) относит к органам государства только центральные основные органы, действующие в масштабе всего государства (глава государства, парламент, правительство и др.);

3) выборные органы на местах рассматриваются лишь как органы самоуправления;

4) данная система может существовать только в условиях граж­данских режимов плюрализма, высокого уровня политической культуры.

Моноцефальная система государственных органов характеризуется следующим:

1) строится на концепции единства государственной власти, отрицания принципа разделения властей;

2) органы соподчинены по вертикали;

3) роль государства, которое «сверху» наделяет граждан правами, преувеличивается;

4) преобладает назначаемость при формировании органов государства, как правило, единоличным, а не коллегиальным решением вопроса;

5) парламент во многих случаях носит декоративный характер;

6) характеризуется однопартийностью или ограниченной многопартийностью.

Монотеократическая модель. Для данной модели системы государственных органов характерно следующее:

1) строится на принципе единовластия – духовно-государствен­ного единовластия: совмещением в одном лице поста главы государства и имама (высшего духовного лица страны) или особой роли президента, который выступает как официальный представитель официальной религии (Пакистан, Бангладеш и др.);

2) сочетает два элемента: единовластие, основанное прежде всего на догмах религии, и сохранение некоторых пережиточных общинных порядков;

3) парламент имеет консультативный характер, и нередко он распущен;

4) монарх может быть высшим судьей;

5) наиболее важные должности занимают члены правящей семьи, принадлежащие к одному и тому же «благородному» племени;

6) роль монарха на практике может ограничить лишь семья.

Формы деятельности государственного аппарата. Различают непосредственно-управленческие и правовые формы деятельности государственного аппарата.

– непосредственно-управленческие формы не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передаче опыта и т. п.;

– правовые формы имеют юридический характер, т. е. являются общеобязательными для всех субъектов и вызывают государственно-обязательные последствия.

Виды правовых форм деятельности государственного аппарата. К правовым формам относятся:

1) правотворческая – деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, их принятию и изданию;

2) правоисполнительная – деятельность по реализации юридических норм;

3) правоохранительная – деятельность по надзору и контролю за соблюдением законов, привлечению виновных к юридической ответственности.

Система государственного аппарата. Аппарат государства подразделяется на следующие крупные подсистемы:

В зависимости от властных полномочий выделяют две части:

– специфическую – ее органы обладают властными полномочиями;

– неспецифическую – ее органы властными полномочиями не обладают (С.С. Алексеев).

В зависимости от содержания деятельности органов государства различают:

– политическую часть аппарата государства, она формирует или реализует политику общества (парламентские или президентские структуры);

– неполитизированная часть аппарата государства (административная часть). Она занимается повседневным управлением делами общества на основе норм административного права (В.В. Лазарев).

Наиболее распространенным является деление государственного аппарата по принципу разделения властей:

– система законодательных органов,

– система исполнительных органов,

– система судебных органов.

Некоторые авторы подразделяют аппарат (механизм) государства на две подсистемы (в зависимости от места органа в государстве):

– подсистему высших органов государства (представительные органы, глава государства, правительство и т. д.);

– подсистему органов правопорядка (суд, прокуратура), а также силовые структуры (армия, милиция, разведка). Они выполняют решения высших органов государства (В.М. Корельский).

По мнению А.В. Малько, структура механизма государства включает в себя: государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих (чиновников), организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Наиболее широко структура государственного аппарата представляется В.М. Сырых. Он выделяет шесть частей: глава государства, органы законодательной власти, органы исполнительной власти, суды, органы государственного принуждения, вооруженные силы.

Добавить комментарий