Ценность права

Ценность права

В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С. С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право — это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность. Оно обладает рядом высокозначимых свойств — общеобязательностью, нормативностью, высокой обеспеченностью и другими свойствами, раскрывающими его социальную силу.

По мнению С. С. Алексеева, право обладает:

социальной ценностью;

инструментальной ценностью;

собственной ценностью.

Социальная ценность права заключается в трех моментах:

а) право обладает возможностью обеспечивать устойчивый порядок в общественных отношениях. Оно позволяет добиться такого порядка в жизни общества, который действует по всей стране, постоянно, неизменно, непрерывно во времени;

б) право благодаря своим свойствам позволяет достигнуть определенности, точности в самом содержании общественных отношений. И здесь главная роль принадлежит формальной определенности права. Благодаря этому свойству права правовое регулирование общественных отношений имеет четкие границы, позволяет отделить правомерные поведение и действия от произвола и своеволия;

в) право позволяет достичь гарантированного результата, что обеспечивается опорой права на государственное принуждение и делает право высокообеспеченным.

Инструментальная ценность означает, что право:

а) представляет собой мощный регулятивный инструмент и выступает средством решения разнообразных задач, может использоваться как инструмент разными субъектами: государством, церковью, общественными объединениями, гражданами и др. Однако на первом месте стоит, конечно, государство, поскольку право реализуется, охраняется с помощью государства;

б) является опосредствующим звеном при реализации товаро-рыночных институтов, институтов управления, демократии, морали, культуры, выступает средством их воплощения в жизнь;

в) устанавливает систему типовых масштабов поведения и действий. Благодаря этому право выступает главным инструментом обеспечения организованности общественной жизни.

Инструментальная ценность права раскрывает его служебную роль в обеспечении функционирования других социальных институтов — государства, социального управления, морали и др.

Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который вбирает в себя важнейшие социальные ценности общества. Кроме того, право выражает важнейшие общечеловеческие ценности — свободу, справедливость и равенство людей. В этом своем качестве право способно:

1) дать простор для свободы личности посредством предоставления людям субъективных прав;

2) добиться активности в поведении и действиях;

3) сопоставить поступки и действия с требованиями морали;

4) выступать фактором прогресса, обновления общества, а также эффективным средством межгосударственного общения, решения планетарных проблем.

Право в разных странах имеет разные формы и содержание, которые чаще всего отражают уровень развития общества, его культуру.

Вместе с тем, представляя собой культурную ценность, право в разных обществах занимает неодинаковое место в системе социальных ценностей. В одних странах право занимает самую верхнюю ступень в иерархии ценностей общества, в других — уступает место религии, а само право играет второстепенную роль (например, в теократических государствах). Поэтому право может служить разным целям, но основное его назначение — служить обществу, человеку.

Таким образом, право обладает уникальной социальной, инструментальной и собственной ценностью, поскольку воплощает сплав фундаментальных устоев цивилизованного общества, противостоит произволу, очерчивает строгие рамки для поступков и действий.

Приоритет права, правовых начал в организации общества, в деятельности государственной власти выражает в жизни торжество высокой нравственности, справедливости, необходимой организованности в единстве и свидетельствует о высокой общей и правовой культуре общества и его членов.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Ценность права — это его способность быть целью и средством удовлетворения научно обоснованных, социально справедливых общечеловеческих потребностей и интересов граждан и их объединений (субъектов оценки), быть коммуникативным и согласительным социальным инструментом. Ценность права следует воспринимать как шкалу измерения самого права, поскольку ценность — это то сущностное, что позволяет праву оставаться самим собой. Определение ценностей права — предмет юридической (правовой) аксиологии (от греч. axios — ценность, logos — слово, понятие)36.

Основные аспекты ценности права:

Собственная ценность права связана с его сущностью и заключается в том, что в праве оказывается справедливая мера свободы и равенства. Право предоставляет свободу выбора, согласовывает права и обязанности, устанавливает взаимную ответственность личности и государства, воплощает гуманизм, толерантность и консенсус, сочетающее свободу и порядок — преодолевает хаос и обеспечивает развитие и охрану порядка.

Инструментальная (служебная) ценность права выражается в его внешних свойствах (нормативности, системности, формальной определенности, общей обязательности и др.) как регулятора общественных отношений, инструмента для решения различных задач, в частности для обеспечения функционирования социальных институтов (государства, социального управления, морали и др.) и других социальных благ. Инструментальной ценностью права является то, что: а) инструментарий права (правовые способы) используется различными субъектами социальной жизни — государством, церковью, общественными объединениями, коммерческими организациями, гражданами; б) в соответствии с права люди согласовывают свое поведение, разграничивают ценности и анти-ценности; в) право выступает эффективным средством защиты от правонарушений, разрешение споров, конфликтов в обществе; в) право сохраняет накопленные ценности, закрепляет их, информирует о них, создает их иерархию, инвентаризирует и перераспределяет, охраняет и защищает. Особенностью права как инструмента является владение оптимальной нормативностью — объем нормативного регулирования должен отвечать требованиям жизни, а нормативное и индивидуальное регулирование — быть соотносимыми. Избыточность нормативного регулирования общественных отношений, как и недостаточность, снижает инструментальную ценность права.

Историко-культурная ценность права проявляется в его возможностях быть хранителем культурных ценностей разных поколений человечества, сокровищницей правовых принципов и норм, которые вырабатывались в процессе борьбы народов за свободу, демократию, права человека, его достоинство, становились наследственными и воплощались в жизнь.

Собственная, инструментальная, историко-культурная ценности права оказываются на обще-социальном (национальном), личностном, общечеловеческом (мировом) уровнях.

1. Обще-социальный уровень ценности права Заключается в способности права: а) упорядочивать общественные отношения, необходимые для нормального функционирования общества; б) развивать те отношения, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом, объединять их интересы (рыночная экономика, многопартийная политическая система, демократическая избирательная система и тому подобное); в) вносить стабильность и порядок в общественные отношения, противостоять произволу государства и человека; г) обеспечивать организованность и нормальную жизнедеятельность, социальный мир, согласие, снятие социальной напряженности благодаря соответствию своего содержания потребностям и интересам общества.

В обществе в условиях цивилизации нет другой такой системы социальных норм, которая смогла бы обеспечить целесообразное регулирование экономических, государственно-политических, организационных и иных отношений, реализуя при этом демократические, духовные и моральные ценности, сложившиеся в обществе. Обеспечивая пространство для упорядоченной свободы и активности, право служит фактором социального прогресса.

Провозглашение демократической, социальной, правового государства в Украине является показателем социального значения ценности права.

2. Личностный уровень ценности права Выражается в глубоком личностном смысле права, поскольку оно: а) служит мерой свободы в обществе; б) является справедливой мерой свободы; в) выступает как справедливая мера равенства. В этом качестве право может предоставлять человеку, коммерческим и некоммерческим организациям пространство для свободы, самореализации, активной деятельности и в то же время исключать произвол и своеволие, устанавливать определенный порядок использования свободы, то есть быть гарантом свободного, достойного и безопасного жизни. Социальная свобода, не связанная правом, вне права, может перерасти в произвол чиновников и несправедливость для большинства людей. Право выступает силой, которая в состоянии противостоять беззаконию, открыть лицу доступ к социальным благам (благосостояние, безопасность, должность, образование и др.), снять противоречия между личной свободой и социальным благополучием, стать действенным способом социальной защищенности человека, дать Ориентиры поведения человека в соответствии с ценностями правовой культуры общества. Как писал украинский правовед А. Кистяківський, «право только там, где есть свобода личности». В этом проявляется гуманистический характер права.

3. Общечеловеческий (мировой) уровень ценности права Выражается в формировании правовых ценностей, которые становятся глобальными ценностями. Как и ценности в праве, то есть ценности, создаваемые и обеспечиваемые правом, правовые ценности (права человека, демократия, свобода, равенство, разделение властей, местное самоуправление и др.) относятся к арсеналу общечеловеческих ценностей, вырабатываемых поколениями людей планеты на протяжении истории. Будучи историко-культурным достоянием, право одновременно аккумулирует ценности мировой правовой культуры, касающиеся сосуществования и выживания человечества (разработка Экологической конституции планеты). При помощи права решаются глобальные проблемы экономического и иного смежного характера (экологические кризисы, ресурсные ограничения и т. п), решаются военные, религиозные, этнические и другие конфликты, возникающие в регионах мира. Гуманистические принципы права служат основой международных отношений, способствуют гармоничному сосуществованию разных народов, интеграции правовых систем.

Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе.

Современные тенденции развития России придают особое значение ценности права. Изменение системы социальных ориентиров и потребностей обусловило необходимость соответствующих преобразований во всех областях общественной жизни. Изменяется и право, роль которого в жизни общества все более возрастает. Отражая назревшие социальные потребности, право, с одной стороны, вынуждено «подстраиваться» под происходящие изменения, а с другой — само выступает инструментом, посредством которого можно наиболее быстро и качественно осуществить необходимые преобразования.

Таким образом, ценность права — это его способность служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.

Можно отметить следующие основные проявления ценности права для общества.

Право обладает, прежде всего, инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность. Право тем самым вносит элементы упорядочения и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными. Государственно организованное общество не может без права наладить производство материальных благ, организовать их более или менее справедливое распределение. Право закрепляет и развивает те формы собственности, которые присущи природе данного строя. Оно выступает мощным средством государственного управления.

Ценность права заключается в том, что оно способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Право не нивелирует частный интерес, не подавляет его, а сообразует с общим интересом. Ценность права будет тем выше, чем полнее оно будет отображать своим содержанием эти специфические или частные интересы.

Ценность права определяется и тем, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе. При этом ценность права состоит в том, что оно не свободу обозначает вообще, а определяет границы, меру этой свободы.

Ценность права состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Право есть нормативно закрепленная и реализованная справедливость.

Утверждая идеи свободы и справедливости, право приобретает глубокий личностный смысл, становится действительной ценностью для отдельного человека и человеческого общества в целом.

Ценность права, таким образом, заключается в том, что оно пронизано гуманными началами. Гуманистический характер права проявляется не только в том, что оно открывает личности доступ к благам, но также и в том, что оно выступает действенным средством ее социальной защищенности.

Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения новых рыночных механизмов. Обладая качествами общесоциального регулятора, право является эффективным инструментом достижения социального мира и согласия, снятия напряженности в обществе.

Социальная ценность чего-либо (явления или предмета) определяется его способностью удовлетворять те или иные потребности человека, группы людей или общества в целом.

Социальная ценность права, таким образом, представляет собой его способность обеспечивать удовлетворение определенных общественных и индивидуальных потребностей. А поскольку право является социальным регулятором, то его ценность, прежде всего, заключается в способности эффективно регулировать (упорядочивать) общественные отношения, гармонизировать интересы различных социальных групп.

В научной литературе отмечаются разные аспекты проявления ценности права (А.В. Малько):

1) право обладает определенной ценностью, будучи составным элементом духовной культуры общества (культурная ценность права);

2) право является средством удовлетворения наиболее значимых потребностей общества (общесоциальная, надындиви­дуальная ценность права);

3) право имеет определенную ценность для реализации интересов отдельной личности, закрепляет и га­рантирует права и свободы человека и устанавливает режим бла­гоприятствования для его всестороннего развития (индивидуаль­ная ценность права).

Однако, главная ценность права – способность быть инструментом удовлетворения основных потребностей индивида и общества. Это выражается в том, что:

1. оно является важнейшим средством регулирования общест­венных отношений, придает действиям людей согласованность и упорядоченность;

2. оно выступает инструментом защиты и охраны существующего общественного и государственного строя;

3. оно способно предотвращать и разрешать социальные конф­ликты;

4. оно содействует дальнейшему прогрессу общества, стимулиру­ет развитие социально полезных связей и одновременно ограничи­вает социально опасные варианты поведения людей;

5. оно является средством ограничения государственной власти и контроля за деятельностью государственных органов со стороны гражданского общества;

6. оно устанавливает меру свободы личности в обществе и способ­ствует ее всестороннему развитию;

7. выступает формой закрепления и передачи важнейших культурных достижений цивилизации;

8. служит средством укрепления нравственных начал в со­циальной жизни.

Ценность права проявляется и закрепляется в его принципах и функциях.

Принципы права – основополагающие начала, руководящие идеи, выражающие содержание права, его сущность и социальное назначение. Каждая эпоха, правовая система, политический режим накладывает свой отпечаток на принципы права.

По сфере действия принципы права подразделяются на общеправовые, отраслевые и межотраслевые.

Общеправовые принципы распространяются на все отрасли права. Среди них:

1) принцип справедливости– означает соответствие между социальной ролью лица и его правовым положением; право устанавливает соразмерность между деянием и воздаянием, между правомерным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т. д.;

2) принцип равенства граждан перед законом и судом– про­возглашает равный правовой статус всех участников обществен­ных отношений. Например, ст. 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка и других обстоятельств; запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

3) принцип гуманизма– провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ); согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

4) принцип демократизма– означает закрепление посред­ством права механизмов и институтов непосредственного (референдум, выборы) и представительного народовластия (выборные органы государственной власти и местного самоуправления), с по­мощью которых граждане могут активно участвовать в управле­нии государственными и общественными делами;

5) принцип законности – представляет собой тре­бование строгого и неуклонного соблюдения законов и иных нормативных правовых актов на всей территории государства всеми без исключения гражданами, их объединения­ми, организациями, предприятиями, учреждениями, государ­ственными органами и должностными лицами (ст. 15 Конститу­ции РФ);

6) принцип единства прав и обязанностей– выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязан­ностей участников правоотношений (нет прав без обязанностей и обязанностей без прав); то или иное право лица является реаль­ным и обеспеченным, если ему корреспондирует соответствую­щая обязанность другого лица не препятствовать осуществлению дан­ного права;

и другие принципы.

Часть подобных принципов, проверенных временем, получили наименование правовых аксиом. Это такие положения как: закон обратной силы не имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей в своем собственном деле и т.д.

Отраслевые принципы действуют в рамках той или иной одной отрасли права. Например, принцип государственных гарантий и поддержки местного самоуправления в муниципальном праве.

Межотраслевые принципы действуют в рамках двух или нескольких родственных отраслей права. Например, принципы состязательности, оперативности, объективности в отраслях процессуального права (уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном и т.д.).

Функции права – это основные направления его воздействия на регулируемые им общественные отношения.

Различают общесоциальные функции и собственно юридические (или специально-юридические) функции.

Общесоциальные функции показывают, на какие сферы общественной жизни осуществляется правовое воздействие. Среди них выделяются:

1) экономическая функция– право регулирует экономические отношения, Так, юридически закрепляется существование различных форм собственности и их равная охрана государством; устанавливается механизм перерас­пределения материальных ресурсов;

2) политическая функция – право в своих нормах определя­ет основные цивилизованные «правила игры» в сфере отношений борьбы за политическую власть; закрепляет основы политического строя страны, институты представительной и непосредственной демократии, избирательной системы; устанавли­вает меры ответственности участников политической борьбы;

3) культурно-историческая функция – именно в нормах пра­ва сосредоточиваются, закрепляются и развиваются основные ду­ховные ценности и достижения национальной и мировой культуры;

4) воспитательная функция– право, провозглашая и охраняя господствующие в данном обществе социальные ценности и идеи (идеологию), оказывает воспитательное воздействие на со­знание людей, формирует их правосознание, убеждает в необхо­димости и целесообразности правомерного поведения;

5) функция социального контроля – в праве устанавливается
система мер по контролю за поведением людей; наиболее социаль­но полезные, с точки зрения права, варианты поведения оно поощряет, а наиболее социально вредные – наоборот, запрещает и наказывает;

Собственно юридические функции, включают две главных функции:

а) регулятивная, то есть функцию установления правил поведения для участников общественных отношений;

б) охранительная, при которой правовое воздействие направлено непосредственно на охрану общественных отношений. Она осуществляется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостанов­лений) и имеет вторичный характер.

Охранительная функция осуществляется органами государства путем применения специальных охранительных норм, образующих основания для уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой ответственности.

В литературе выделяют и другие, дополнительные собственно юридические функции права: например, компенсационную (возмещение ущерба или вреда, причиненного общественным от­ношениям), ограничительную (связана с установлением дополни­тельных ограничений для субъектов права), восстановительную (имеет своей целью восстановление нарушенного права).

Добавить комментарий