Ценные бумаги как объект финансово правового регулирования

Нормативно-правовой основой регулирования рынка ценных бумаг является действующее законодательство, ГК РФ, НК РФ и ряд федеральных законов.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» регулирует отношения, возникающие при эмиссии и обращении ценных бумаг, независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. В частности, Законом определено понятие «эмиссионная ценная бумага», установлены требования к эмиссионным ценным бумагам, которые являются объектом массовых сделок на рынке ценных бумаг. Даны также определения видов лицензируемой профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: брокерской и дилерской деятельности, деятельности по управлению ценными бумагами, деятельности по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарной деятельности, деятельности но ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг. Закон направлен также на защиту интересов инвесторов, для этого в нем введено понятие «раскрытие информации», установлены формы раскрытия информации и состав информации. В отношении профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг Законом установлены определенные ограничения и ответственность за действия, приводящие к возникновению убытков у клиентов, или действия, нарушающие права клиента. Введены нормы об ответственности участников рынка ценных бумаг за нарушения законодательства в области рынка ценных бумаг.

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также направлен на защиту прав и интересов акционеров.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» устанавливает, что коммерческие банки являются не просто участниками рынка ценных бумаг – покупая или продавая ценные бумаги, наибольшая их часть выполняет функции профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых также регламентируется данным Федеральным законом.

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в целом определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия ЦБ РФ, но также направлен на регламентацию деятельности Банка России на рынке ценных бумаг как участника и как регулирующего органа.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах» регулирует отношения, возникающие при выпуске, эмиссии, выдаче и обращении ипотечных ценных бумаг. Закон позволил внедрить на российский рынок ценных бумаг новый финансовый инструмент, связанный с так называемой секьюритизацией – формой привлечения финансирования путем выпуска ценных бумаг, обеспеченных ипотечными активами.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» направлен на предотвращение, выявление и пресечение злоупотреблений в форме неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком. Одной из острейших проблем современного рынка ценных бумаг является неправомерное использование инсайдерской информации для совершения сделок с финансовыми инструментами и товарными активами, а также манипулирование рынками. По российскому законодательству инсайдерской признается информация, которая имеет следующие признаки: точная и конкретная, не известна широкому кругу лиц, в случае раскрытия может оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг, включена в перечень инсайдерской информации, утвержденной эмитентом ценных бумаг. Следует отметить, что перечисленные признаки инсайдерской информации являются также требованиями законодательства.

Любой закон об инсайдерской информации призван контролировать привилегированное обладание такой информацией одних инвесторов перед другими и недопущения неравенства игроков на рынке ценных бумаг

Например, нефтедобывающая компания, проводя обычные исследования, обнаруживает новое месторождение со значительными запасами. Этой информацией в компании владеет узкий круг лиц: члены правления, директора и инженеры, проводившие нефтяные изыскания. Разработки продолжаются, а указанные лица прямо либо косвенно начинают скупать акции компании. Позже информация попадает в прессу, и рынок реагирует ростом стоимости акций этой компании. Возможно, обычный инвестор, зная о таких фактах, не продавал бы акции по текущей цене.

Подобные действия нарушают механизмы рыночного ценообразования на организованных рынках и наносят существенный вред интересам граждан и юридических лиц, интересам общества и экономики в целом, подрывая доверие инвесторов и участников. Целью указанного Федерального закона является обеспечение справедливого ценообразования на финансовые инструменты, иностранную валюту и (или) товары, равенства инвесторов и укрепление доверия инвесторов путем создания правового механизма, который способствует предотвращению, выявления и пресечению злоупотреблений на организованных торгах в форме неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования на рынке ценных бумаг.

Следует отметить, что значительное воздействие на активность участников рынка и процессы развития в целом может оказывать установленный порядок налогообложения. С 1 января 2010 г. согласно ст. 214.1 НК РФ значительно изменен порядок налогообложения физических лиц, а также введен ряд льгот на исчисление налога. Например, ранее в НК РФ особенности налогообложения предусматривались только для операций с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися па организованном рынке цепных бумаг, а также с финансовыми инструментами срочных сделок, которые рассчитывались организаторами торговли, т.е. на бирже. Доходы по указанным операциям подлежали налогообложению с уменьшением на сумму произведенных расходов. Но данная норма не распространялась на участников рынка, которые осуществляли операции с финансовыми инструментами, не обращающимися на бирже, чем существенно ущемляла их как налогоплательщиков. В новой редакции статьи предусмотрена возможность учитывать сумму произведенных расходов.

Кроме того, сумма понесенного расхода будет учитываться при проведении маржинальных операций (операции займа с ценных бумаг, предоставленных брокером). Если ранее при налогообложении учитывались только доходы, вырученные от реализации ценных бумаг, полученных в заем, то теперь будут учитываться расходы, связанные с продажей и обратным выкупом на дату обратного выкупа ценных бумаг.

Изменения в налогообложении позволяют уменьшить сумму дохода от продажи ценных бумаг, полученных в порядке дарения или наследования, на сумму документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) ценных бумаг, которые понес наследодатель или даритель этих ценных бумаг и с которых был исчислен и уплачен налог.

Еще одним преимуществом стала отмена налога с доходов, получаемых от реализации акций российских организаций, при соблюдении одного из следующих условий:

  • – акции российских организаций относятся к ценным бумагам, не обращающимся на бирже в течение всего срока владения ими;
  • – акции российских организаций относятся к ценным бумагам, обращающимся на бирже в течение всего срока владения и являются акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики.

Безусловно, такие вводимые налоговые льготы прежде всего направлены на привлечение на рынок ценных бумаг индивидуальных инвесторов, в качестве которых выступают физические лица, и способствуют развитию инвестиций в экономику.

Важным законом, с точки зрения содействия развитию инфраструктуры рынка ценных бумаг в России следует считать Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ «О центральном депозитарии». Он устанавливает особенности правового положения и деятельности центрального депозитария, порядок присвоения ему статуса центрального депозитария, а также особенности государственного контроля и надзора за деятельностью центрального депозитария. Принятие данного Закона способствует снижению рисков инфраструктуры рынка, гак в особое внимание в нем уделено управлению рисками Центрального депозитария, в частности определен минимальный размер собственных средств, установлена обязанность управления рисками и проведения операционного аудита по международным стандартам. Например, в ряде стран уже давно были созданы централизованные системы расчетов как по биржевым, так и по внебиржевым сделкам с ценными бумагами. Примерами централизованной учетной системы являются учетные центры Евроклир и Клирстрим, учет η которых гарантирует окончательность расчетов и удостоверяет нрава на собственность ценных бумаг. Для развития рынка и привлечения новых инвесторов, в особенности иностранных, важно, чтобы инфраструктура была удобной и несла минимальные риски для инвесторов.

Здравствуйте.

Сегодня я расскажу, как государство участвует в управлении рынком ценных бумаг. Для инвестора правовое регулирование рынка ценных бумаг (ЦБ) гарантирует законность и безопасность совершения сделок и помогает защитить себя от недобросовестных фирм, имитирующих торговлю на рынке.

С точки зрения российского законодательства понятию «рынок ценных бумаг» не дается четкого правового определения. Он образуется из совокупности игроков и регулирующих организаций и служит важнейшей структурой в экономике, перераспределяющий денежную массу внутри страны и за ее пределами.

Основные субъекты:

  1. Эмитент. Компания или орган местного самоуправления, выпустивший ценную бумагу и предоставивший доступ к ней.
  2. Инвестор. Частное лицо или организация, занимающаяся покупкой или продажей ЦБ и других активов на бирже с целью получения прибыли.
  3. Профессиональные игроки. Компании, занимающиеся деятельностью, описанные в гл. 2 ФЗ «О рынке ценных бумаг». К ним относятся брокеры, дилеры, депозитарии, клиринговые компании и управляющие.

Говоря простыми словами, это вид капитала установленной законом формы. Актив можно покупать и продавать, ЦБ удостоверяет денежные или имущественные права держателя перед организацией, выпустившей ее.

Стоимость ЦБ определяется рынком и может отличаться от ее цены при эмиссии. Факторы изменения цены связаны со спросом на бумагу и ее ликвидностью. Существует два вида ЦБ: основные и производные.

К основным относятся:

  1. Акция простая и привилегированная. ЦБ выпускает акционерное общество для привлечения дополнительных средств в компанию. Владение акцией дает право на долю собственности и принятие решений на собрании акционеров. По результатам года владельцем бумаг выплачиваются дивиденды.
  2. Облигации. Долговое обязательство, гарантирующее получение установленной регулярной выплаты в установленные даты до срока истечения. Эмитентами выступают как частные компании, так и государство.
  3. Вексель. Вид ценной бумаги, выпускается в виде документа, обязующего продавца выплатить установленную сумму покупателю. Может обращаться в единичном экземпляре.
  4. Банковский сертификат. Свидетельство о внесении денежных средств на банковский депозит под процент. Не является типичной спекулятивной ценной бумагой, но входит в правовой список государственного регулирования.

К производным ЦБ (деривативам) относят:

  1. Фьючерс. Контракт, по которому его владелец обязуется купить оговоренный товар в будущем по цене, установленной в настоящем. Бывают товарные, индексные, валютные и другие.
  2. Опцион. Контракт, который дает право, но не обязывает владельца купить товар по установленной цене в будущем.

Инфраструктура РЦБ

Устройство фондового рынка – это сложная совокупность организаций, технологий и нормативных документов, попадающая под правовое регулирование. Ниже я рассмотрю основные элементы инфраструктуры и поговорю об их работе.

  1. Биржа. Ключевой элемент инфраструктуры. Самая крупная в России – Московская биржа, заменившая две площадки – РТС и ММВБ. На ней ведутся торги всеми основными инструментами, включая деривативы. Вторая по размеру – Санкт-Петербургская. На ней в том числе торгуют нефтью, нефтепродуктами и фьючерсами на них.
  2. Депозитарий. Занимается ведением реестра прав на ценные бумаги и их хранением.
  3. Клиринговый центр. Проводит расчеты по сделкам на основании реестра, переданного ему по окончании торговой сессии.
  4. Брокеры. Лицензированные Центробанком фирмы, дающие доступ частным инвесторам и компаниям к бирже.

Биржа, в соответствии с законом «О рынке ценных бумаг», занимается торговлей ЦБ, не совмещая эту деятельность с какой-либо другой. Исключение составляет депозитарная деятельность. В ее компетенцию входит также регулирование сделок. Таким образом, она имеет посреднический правовой статус.

Торговля бумагами осуществляется через посредников – брокеров. Они получают лицензию на деятельность и предоставляют доступ к торговле частным лицам и организациям. Основная задача биржи — организация публичных торгов. Кроме того, она должна открыто публиковать информацию о торгуемых инструментах, их котировках и комиссионных отчислениях.

Регулирование рынка ценных бумаг

Многокомпонентная структура РЦБ требует правовой базы и сложного механизма регулирования со стороны государства. Он обусловлен как экономическими, так и политическими факторами и делится прямое и косвенное правовое регулирование.

Прямое регулирование включает:

  • единые требования для всех участников;
  • ведение реестров;
  • правовой контроль за соблюдением правил торговли и принятие мер воздействия на нарушителей.

Косвенное правовое регулирование — это государственный экономический ресурс. К нему относят:

  • регулирование налогообложения;
  • управление пакетами бумаг, находящихся в руках государства;
  • управление денежной политикой.

Роль банка России в регулировании РЦБ

Рынок ЦБ в России регулируется в соответствии с мировыми стандартами и считается в настоящий момент полностью сформировавшимся. Исчерпывающая финансово-правовая база и судебная практика позволяет как крупным игрокам, так и частным инвесторам совершать прозрачные и безопасные сделки.

Банк России регулирует размещение, торговлю бумагами и движение денежных потоков по счетам. Банк также участвует в торгах как крупный игрок, но использование собственной внутренней информации для торговли, полученной в роли регулятора, ему запрещено.

Правовое регулирование эмиссии ЦБ

Цель регулирования эмиссии — допустить на рынок только проверенные активы, чья стоимость обоснована, а деятельность эмитента — законна. Основные положения регламентируются законом «О рынке ценных бумаг».
Этапы эмиссии:

  • выдача разрешения на выпуск ЦБ;
  • внесение в реестр;
  • получение правового статуса бумаг и размещение их бирже;
  • составление итогового отчета.

В процессе регистрации эмитент готовит требуемые документы и предоставляет их ФСФР России, которая принимает решение о выпуске акций или облигаций.

В статье я кратко описал, как устроена биржевая деятельность в России, принципы ее регулирования и правовой статус. Надеюсь, информация была интересной, и вы нашли ответы на свои вопросы. Подписывайтесь на нас и делитесь полученной информацией в социальных сетях. До свидания!

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • понятие ценной бумаги и ее правовые признаки;
  • • классификации и виды ценных бумаг; возможность и порядок передачи прав по ценным бумагам;
  • • осуществление защиты прав владельцев ценных бумаг;

уметь

  • • соотносить документарную и бездокументарную ценные бумаги;
  • • различать особенности участия в обороте бездокументарной ценной бумаги;
  • • определять особенности надлежащего исполнения по бездокументарным ценным бумагам;

владеть

  • • нормативно-правовым материалом, регулирующим оборот соответствующих видов ценных бумаг, в том числе эмиссию;
  • • возможностью составления документарных ценных бумаг в соответствии с требованиями законодательства.

Понятие и субъекты рынка ценных бумаг

Законодательного определения рынка ценных бумаг в настоящее время не существует, и данный рынок представляет собой один из сегментов рыночных отношений, который, с одной стороны, решает свои собственные задачи, а с другой — является основой для существования иных сегментов общего рынка через обеспечение их финансирования (товарного рынка, рынка услуг и т.д.). В самом общем виде рынок ценных бумаг — сфера обращения определенных видов ценных бумаг в соответствии с установленными правилами.

Рынок ценных бумаг можно классифицировать на первичный (такой рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг) и вторичный (на данном рынке выпущенные в оборот ценные бумаги перераспределяются).

Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляется в основном следующими нормативными актами:

  • — федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и «О клиринге и клиринговой деятельности», которые регулируют отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • — Федеральным законом «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», который осуществляет обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг.

Деятельность на рынке ценных бумаг также предполагает наличие профессионалов: брокера, дилера, управляющего ценными бумагами и денежными средствами, клиринговых организаций, депозитариев, регистраторов, организаторов торговли и фондовых бирж. В качестве данных субъектов могут выступать как юридические лица — коммерческие организации, так и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

Брокер — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, осуществляющие от имени и за счет клиента (в качестве поверенного или агента) или от своего имени и за счет клиента (в качестве комиссионера или агента) на основании возмездных договоров с клиентом гражданско-правовые сделки с ценными бумагами.

Дилер — коммерческая организация, осуществляющая от своего имени и за свой счет сделки купли-продажи ценных бумаг путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Управляющий — коммерческая организация, осуществляющая от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока деятельность по доверительному управлению ценными бумагами, переданными ей во владение другим лицом, которому они принадлежат, в интересах данного собственника или указанного им третьего лица.

Клиринговая организация — коммерческая организация, осуществляющая деятельность по определению взаимных обязательств, связанных с расчетами по операциям с ценными бумагами (сбору, сверке, корректировке информации по данным сделкам и подготовке бухгалтерских документов по ним) и их зачету по поставкам ценных бумаг и расчетам по ним.

Депозитарий — коммерческая организация, оказывающая услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги.

Держатель реестра (регистратор) — коммерческая организация, осуществляющая деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг (сбору, фиксации, обработке, хранению и предоставлению данных, составляющих систему ведения реестра владельцев ценных бумаг).

Организатор торговли на рынке ценных бумаг — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, осуществляющие деятельность, направленную на организацию торговли на рынке ценных бумаг, и непосредственно способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

В качестве организатора торговли на рынке ценных бумаг выступает фондовая биржа. Фондовая биржа может создаваться в форме некоммерческого партнерства или АО. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Следует сказать, что профессиональные участники рынка ценных бумаг (числом не менее 10) могут также на основе добровольного объединения осуществлять свои функции для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг и иных целей. Подобное объединение именуется саморе- гулируемой организацией и действует на принципах некоммерческой организации. Учредителями данной организации выступают только профессиональные участники.

В силу специальной правоспособности прибыль, полученная данной организацией, используется ею исключительно для выполнения уставных задач и не распределяется среди ее членов.

Деятельность данного участника регулируется не только указанным законом, но и постановлением ФКЦБ России от 01.07.1997

№ 24 «Об утверждении Положения о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положения о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг».

Следует учитывать, что указанные «роли» профессиональные участники рынка ценных бумаг могут совмещать, но при следующих условиях.

Брокер может осуществлять также и дилерскую деятельность, но при этом сделки, осуществляемые по поручению клиентов, во всех случаях подлежат приоритетному исполнению по сравнению с дилерскими операциями самого брокера; деятельность но управлению ценными бумагами; депозитарную деятельность.

Дилер может совмещать свою деятельность с деятельностью брокера, управляющего, депозитария.

Доверительное управление может совмещаться с брокерской деятельностью, с деятельностью по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельностью.

Клиринговая деятельность может совмещаться с депозитарной деятельностью и деятельностью по организации торговли на рынке ценных бумаг. При совмещении клиринговой деятельности с деятельностью организатора торгов клиринговая организация не вправе осуществлять функции центрального контрагента, а также совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью но управлению ценными бумагами. При совмещении клиринговой деятельности с брокерской, дилерской деятельностью на рынке ценных бумаг, деятельностью по управлению ценными бумагами клиринговая организация не вправе осуществлять клиринг с участием центрального контрагента и функции центрального контрагента.

Фондовая биржа вправе совмещать свою деятельность и деятельность валютной биржи, товарной биржи (деятельности по организации биржевой торговли), клиринговую деятельность, связанную с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельность но распространению информации, издательской деятельностью, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. Если происходит указанное совмещение с данными видами деятельности, то и для их осуществления должны быть созданы отдельные структурные подразделения.

Деятельность по ведению реестра не может совмещаться ни с какой иной деятельностью.

К указанным профессиональным участникам рынка ценных бумаг государство предъявляет определенные требования, в частности установлены обязательные требования к деятельности данных субъектов и ее стандарты, определена необходимость лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

В силу данных требований все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании специального разрешения — лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг или уполномоченными им органами на основании генеральной лицензии.

На осуществление деятельности рассматриваемых субъектов выдают одну из трех видов лицензий: лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, лицензию на осуществление деятельности по ведению реестра, лицензию фондовой биржи.

Условием оказания брокером и (или) дилером услуг по подготовке проспекта ценных бумаг является его соответствие установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг требованиям к размеру собственного капитала и квалификационным требованиям к сотрудникам (работникам). Следует иметь в виду, что брокеры (дилеры) — юридические лица, оказывающие данные услуги, — именуется также финансовыми консультантами.

К субъектам рынка ценных бумаг следует отнести, помимо профессиональных участников (рассмотренных ранее), также эмитента и саморегулирующуюся организацию профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Эмитент — лицо, выпускающее в обращение ценные бумаги и несущее от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.

Статья 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» определяет возможность быть эмитентом для юридических лиц, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления. В этом списке нет физических лиц, соответственно, даже индивидуальные предприниматели не вправе выпускать в обращение ценные бумаги и нести от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими. В то же время следует учитывать, что поскольку данный Закон в качестве эмиссионных ценных бумаг рассматривает акции и облигации, то физические лица вправе выпускать иные виды ценных бумаг, например векселя.

Но и среди эмитентов также есть свои ограничения на выпуск. ГК устанавливает прямой запрет на выпуск акций кем-либо, кроме акционерных обществ.

Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» устанавливает, что решение об эмитенте ценных бумаг РФ принимается Правительством РФ. Эмитентом ценных бумаг РФ выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства РФ отнесено составление и (или) исполнение федерального бюджета. Также определяется эмитент ценных бумаг субъекта РФ и муниципального образования.

Помимо указанных субъектов, следует назвать также инвесторов — лиц, вкладывающих средства в развитие рынка товаров, работ, услуг. Деятельность данного субъекта связана не только с рынком ценных бумаг, финансовым рынком. Инвестиционная деятельность имеет место во всех сферах рыночной экономики, в том числе и на товарном рынке, рассмотренном ранее.

Инвестиционная деятельность определена как вложения инвестиций, или инвестирование, и совокупность практических действий по реализации инвестиций (ст. 1 Закона РСФСР от 26.06.1991 № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», ст. 1 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»). В качестве инвестиций рассматриваются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе и на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права, интеллектуальные ценности. Естественно, что исходя из рынка, на котором участвуют инвесторы, будут различаться и инвестиции. На рынке ценных бумаг, финансовом рынке в качестве инвестиций рассматриваются деньги, ценные бумаги как в документарной, так и в бездокументарной форме. В этом качестве ценные бумаги являются финансовыми инструментами, с помощью которых формируется и поддерживается связь между инвестором и эмитентом и происходит перелив данных инструментов в нуждающиеся в них отрасли.

Инвестирование может быть реализовано различными путями, например через создание организаций, принадлежащих инвесторам, или приобретение долей (акций) в уставных (складочных) капиталах коммерческих организаций, или приобретение зданий, сооружений и т.д.

В качестве инвесторов могут выступать: а) органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами; б) граждане, организации, предпринимательские объединения и другие юридические лица;

в) иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации. При этом допускается объединение средств инвесторами для осуществления совместного инвестирования. Инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, заказчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции любого другого участника инвестиционной деятельности.

Инвестор обладает вещными правами на свои объекты инвестирования и соответствующие обязательственные права. Так, инвестор вправе передать по договору свои правомочия по инвестициям и их результатам гражданам, юридическим лицам, государственным и муниципальным органам в установленном законом порядке. Также инвестор вправе владеть, пользоваться и распоряжаться объектами и результатами инвестиций. Основные обязанности инвестора сводятся к необходимости соблюдения требований законодательства и иных нормативных актов.

Инвестор наряду с профессиональными участниками рынка ценных бумаг является субъектом рынка ценных бумаг, и его деятельность также регулируется Федеральным законом «О рынке ценных бумаг». При этом устанавливаются особые гарантии прав инвесторов — граждан — на указанном рынке. Права инвесторов, как имущественные, так и неимущественные, закреплены в ценной бумаге.

был найден посторонними лицами, что свидетельствует о наличии в действиях рядового К. признаков не только ч. 2 статьи 338 УК РФ, но также и состава хищения оружия .

Таким образом, квалификация преступлений, связанных с уклонением от военной службы путем дезертирства, до настоящего момента не однозначна, носит дискуссионный характер, так как методы установления цели уклонения от военной службы в полном объеме на практике не исследованы.

Список литературы

4. Смирнова А.С. Проблемы квалификации преступлений, связанных с уклонением от военной службы путём дезертирства // Фемида. Science. Серия: военное право, 2017. № 4.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 13-е изд. / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2013.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБОРОТА ЦЕННЫХ БУМАГ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ Старчук С.Б.

Старчук Сергей Борисович — аспирант, факультет подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации (аспирантура, докторантура), Иркутский филиал Российская правовая академия МЮ, г. Иркутск

Аннотация: в статье анализируется сущность правового регулирования выпуска и оборота ценных бумаг, в связи с чем представлена характеристика соответствующих правоотношений, которые возникают в данной сфере. Определение положения ценных бумаг как объектов гражданских прав позволяет формировать правовое регулирование исходя из основных потребностей участников гражданского оборота.

Ключевые слова: ценные бумаги, оборот ценных бумаг, правовое регулирование.

Актуальность темы исследования определяется тем, что в России, в принципе сформировался рынок ценных бумаг. Появляются новые финансовые инструменты, сегменты инфраструктуры. Очевидной представляется необходимость правового регулирования отношений в данной сфере.

По нашему мнению, интерес вызывают вопросы, касающиеся ценных бумаг как объектов гражданских прав. Отдельные аспекты современного законодательства о ценных бумагах рассмотрены в ряде современных публикаций . Обращаем внимание на увеличение количества нормативных правовых актов,

регламентирующих отношения в этой области. Однако основным системообразующим правовым актом является Гражданский кодекс Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Институт ценных бумаг — один из важнейших в гражданском праве, опосредующем экономический оборот. Стремительно развивающиеся на основе ценных бумаг финансово-экономические отношения, применяя современные технологии компьютерных связей, создают все новые модификации ценных бумаг, например, производные финансовые инструменты (деривативы), которые ежедневно вращаются на фондовом рынке в бессчетном количестве вариантов. Эти варианты есть не что иное, как гражданско-правовые договоры, применение которых в глобальном масштабе привело к ныне текущему экономическому кризису.

Статья 128 ГК РФ называет вещи, деньги и ценные бумаги объектами гражданских правоотношений, при этом деньги и ценные бумаги рассматриваются как разновидность вещей. Однако очевидна разница правовых режимов вещей и ценных бумаг. На вещи распространяется режим вещных правоотношений (отношения собственности), а оборот вещей опосредуется нормами обязательственного права. Правовой режим ценных бумаг определяется нормами как вещного, так и обязательственного права, еще и нормами специального законодательства, регулирующего их выпуск и обращение. В отличие от вещного права в ценных бумагах видна неразрывность вещных и обязательственных правоотношений: право на бумагу есть вещное право, но закрепленное бумагой имущественное право, то есть право из бумаги — есть обязательственное право. В ценной бумаге вещные и обязательственные права олицетворяется воедино, при этом существо ценной бумаги выражается как раз в обязательственных правах. Этим ценные бумаги отличаются от вещей.

Другое существенное отличие заключается в том, что вещи — это объекты материального мира и их ценность определяется их стоимостью. Ценные бумаги также представляют собой материальный объект (бумагу), но их ценность определяется не стоимостью бумаги, а мерой заложенных в ней имущественных прав, представляющих собой обязательство.

Еще отличие. Глава 14 ГК РФ перечисляет первоначальные способы приобретения права собственности на вещь: находку, клад, сбор в общедоступных местах и др., в том числе называет изготовление вещи. Лицо, изготовившее вещь из своего материала становится ее собственником и с этого момента осуществляет в отношении вещи все три правомочия собственника — владение, пользование и распоряжение.

Однако изготовитель бланков ценной бумаги становится собственником бланков, но не ценной бумаги, так как ценная бумага, согласно ст. 142 ГК РФ есть документ с установленными законом реквизитами. Поэтому чтобы стать собственником ценной бумаги, он должен ее оформить законным способом.

Далее, с момента соответствующего оформления он становится собственником оформленного бланка ценной бумаги, владеет бумагой, но пользоваться ею как ценной бумагой не может. Пользователем может быть любое лицо, кроме эмитента, потому что эмитент выступает должником, а пользователь — кредитором, согласно ст. 413 ГК РФ совпадение должника и кредитора в одном лице прекращает обязательство. Таким образом, реализовать заложенное в ценной бумаге имущественное право возможно не с момента ее изготовления (в нее еще не заложено обязательственное право из бумаги), не с момента ее надлежащего оформления (удостоверения как документа), а с момента распоряжения этой бумагой ее изготовителем. Следовательно, первым собственником ценной бумаги становится ее первый приобретатель, так как только он может начать осуществлять в отношении нее все три правомочия собственника.

Кроме того, вещи — это объекты материального мира, а ценные бумаги могут быть выражены в бездокументарной форме, путем записи в электронном реестре — ст. 149

ГК РФ. Такое свойство вещам не присуще. Ценная бумага может быть восстановлена в соответствии с главой 34 Гражданско-процессуального кодекса РФ путем амортификации и амортизации, совершаемых в ходе вызывного производства.

Согласно последним изменениям (21.11.2017) в ФЗ «О рынке ценных бумаг» все эмиссионные ценные бумаги признаются бездокументарными. То есть исключается необходимость выпуска уже никому не нужных сертификатов ценных бумаг, которые сразу после регистрации отдаются депозитарию и больше о них никто не вспоминает .

Применительно к теме нашего исследования можно с уверенностью утверждать, что в качестве объекта финансовых правоотношений в сфере выпуска и оборота ценных бумаг может и должно выступать поведение соответствующих субъектов (участников), направленное на совершение различных операций с ценными бумагами и их организационное обеспечение для достижения поставленных перед ними целей .

Что же касается возможного объединения финансовых правоотношений в сфере выпуска и оборота ценных бумаг, то, как представляется, в качестве критерия (основания) для выделения их отдельных групп (видов) следует использовать специфику характера деятельности (действий) их участников.

К условно названной нами первой группе можно отнести финансовые правоотношения в исследуемой сфере по поводу подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» таких видов деятельности, специальными субъектами которых являются профессиональные участники рынка ценных бумаг как: во-первых, брокерская деятельность; во-вторых, дилерская деятельность; в-третьих, деятельность форекс-дилера; в-четвертых, деятельность по управлению ценными бумагами; в-пятых, депозитарная деятельность; в-шестых, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг; в-седьмых, деятельность трансфер-агентов; в-восьмых, деятельность, связанная с ведением индивидуальных инвестиционных счетов . Кроме того отечественным законодателем установлен ряд ограничений в отношении возможности совмещения отдельных видов профессиональной деятельности, указанных выше, и операций с финансовыми инструментами. Так, профессиональный участник рынка ценных бумаг, не вправе совмещать деятельность расчетного депозитария с брокерской, дилерской и деятельностью по управлению ценными бумагами, а деятельность клиентского брокера нельзя совмещать с депозитарной деятельностью.

В условно названную нами вторую группу мы включили отношения по поводу осуществления эмитентами деятельности по организации выпуска и размещения эмиссионных ценных бумаг, которая в свою очередь состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных этапов .

В третью группу вошли финансовые правоотношения по поводу осуществления таких видов деятельности в сфере выпуска и оборота ценных бумаг, как: во-первых, деятельность по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами; во-вторых, деятельность специализированного депозитария .

К четвертой группе можно отнести отношения по поводу деятельности саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, участвующих в деятельности по их выпуску и обороту (Федеральный закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» ), разрабатывающих и устанавливающих обязательные для своих членов правила и стандарты деятельности, осуществляющих контроль за деятельностью своих членов и принимающих дисциплинарные меры воздействия к нарушителям.

В пятую группу мы включили отношения по поводу осуществления юридическими или физическими лицами деятельности в качестве инвесторов при выпуске и обороте ценных бумаг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, следует отметить, что правовое регулирование оборота и выпуска ценных бумаг в Российской Федерации обусловлено особенностями правоотношений в данной сфере, связанных с правовой природой самих ценных бумаг. Органы регулирования рынка ценных бумаг как субъекты финансово-правовых отношений, воздействуя на участников таких правоотношений, призваны упорядочивать их поведение и тем самым обеспечивать эффективность механизма выпуска и оборота ценных бумаг.

Список литературы

2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 (ред. от 25.11.2017) «О рынке ценных бумаг» // Российская газета. № 79, 25.04.1996.

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-СЛУЖЕБНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ Моргулец П.А.

Моргулец Полина Андреевна — магистрант, кафедра государственно-правовых дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тихоокеанский государственный университет, г. Хабаровск

Аннотация: изучение специальной литературы по вопросу анализа правоотношений показывает, что в отечественной юриспруденции сформировались две основные концепции правоотношения. Основой для понимания сущности служебных правоотношений выступает то, что они возникают в процессе служебной деятельности государственных служащих, а также регулируются правовыми нормами отечественного законодательства в сфере государственной службы. Ключевые слова: государственная служба, служебные правоотношения, правоотношения в сфере государственной службы.

Государственная служба исследуется как совокупность определенных правоотношений, складывающихся по поводу ее организации и прохождения. Правоотношения занимают центральное место в механизме правового регулирования.

В правовой науке в течение долгого времени разрабатывалась общая теория правовых отношений. Еще римские юристы предпринимали попытки определить способы воздействия права на поведение людей и отмечали, что «действие (сила) права: повелевать, запрещать, разрешать, карать» .

Финансовая деятельность любого государства представляет собой непрерывный процесс, в том числе по созданию оптимальных условий, побуждающих к образованию, распределению и использованию частных финансов в нужном для государства направлении с целью обеспечения бесперебойного функционирования государства и муниципальных образований на том или ином этапе исторического развития. Одним из важнейших источников частных финансов в рыночной экономике является рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является частью финансового рынка. Другими структурными элементами последнего являются денежный рынок (рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих их функции краткосрочных платежных средств (векселей, чеков и т.п.)), а также рынок ссудного капитала (банковских кредитов).

Рынок ценных бумаг можно определить как систему отношений, возникающих при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, а также при обращении иных ценных бумаг. Рынок ценных бумаг — это многофункциональная система, которая выступает своеобразным полигоном, па котором появляются и доказывают свою жизнеспособность и финансовую выгодность законодательно или юридически определенные разновидности ценных бумаг.

Различают первичный рынок ценных бумаг, где осуществляются эмиссия и первичное размещение ценных бумаг, и вторичный, где производится купля-продажа (обращение) ранее выпущенных ценных бумаг.

Понятие рынка ценных бумаг перекликается с понятием фондового рынка. Существуют различные позиции относительно соотношения этих понятий. Некоторые специалисты их отождествляют. Другие полагают, что понятие «фондовый рынок» более узкое, чем «рынок ценных бумаг», поскольку в первое включаются только законодательно признанные ценные бумаги, а во второй — все разнообразие производных ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг — это рынок, который опосредует кредитные отношения и отношения совладения с помощью ценных бумаг. Ценную бумагу можно определить как денежный документ, который удостоверяет отношения совладения или займа между ее владельцем и эмитентом1. Появление ценных бумаг связано с ростом потребности в привлечении финансовых средств. Основной функцией рынка цепных бумаг является мобилизация временно свободных денежных средств для различных видов экономической деятельности. Помимо мобилизации денежных средств рынок ценных бумаг выполняет информационную функцию, которая заключается в информировании субъектов хозяйственной деятельности об экономической конъюнктуре и даче им ориентиров для размещения своих капиталов.

Роль рынка ценных бумаг состоит в том, что при его помощи обеспечиваются движение, распределение, перераспределение, а также аккумуляция временно свободных денежных средств и их направление в форме инвестиций на расширение объемов промышленного производства, торговли и сферы услуг.

Российский фондовый рынок уже начал выполнять макроэкономическую функцию трансформации сбережений в инвестиции. Все большее количество предприятий реального сектора начинают рассматривать его в качестве основного источника привлеченных ресурсов для финансирования инвестиций в основной капитал и поглощения конкурентов. В соответствии со Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года число розничных инвесторов должно достигнуть 20 млн человек.

Правовое регулирование рынка ценных бумаг осуществляется с помощью многочисленных законов и подзаконных актов. Основным законодательным актом в этой сфере является Федеральный закон «О рынке ценных бумаг». Данным Законом регулируются отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг независимо от типа эмитента, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Еще одним важным источником правового регулирования рынка ценных бумаг является Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Целями данного Закона являются обеспечение государственной и общественной защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, объектом инвестирования которых являются эмиссионные ценные бумаги, а также определение порядка выплаты компенсаций и предоставления иных форм возмещения ущерба инвесторам — физическим лицам, причиненного противоправными действиями эмитентов и других участников рынка ценных бумаг на рынке ценных бумаг.

Использование инсайдерской информации и противодействие неправомерному ее использованию является предметом регулирования Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг установлены Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

Кроме того, источниками правового регулирования рынка ценных бумаг являются различные подзаконные акты, в том числе указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы Минфина России и ФСФР России.

Ценной бумагой согласно ст. 142 ГК РФ является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности.

Права, удостоверенные ценной бумагой, могут принадлежать:

  • — предъявителю ценной бумаги (ценная бумага па предъявителя);
  • — названному в ценной бумаге лицу (именная цепная бумага);
  • — названному в ценной бумаге лицу, которое может само осуществить эти нрава или назначить своим распоряжением (приказом) другое управомоченное лицо (ордерная ценная бумага).

Основной классификацией ценных бумаг является их разделение на эмиссионные и неэмиссионные. Критерием такого деления является форма размещения ценных бумаг. Эмиссионные ценные бумаги могут выпускаться в документарной и бездокументарной формах.

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» содержит характеристику эмиссионных ценных бумаг. Эмиссионной ценной бумагой является любая ценная бумага, обладающая одновременно следующими признаками:

  • — закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных федеральным законом формы и порядка;
  • — размещается выпусками;
  • — имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

К эмиссионным ценным бумагам указанный Федеральный закон относит акции, облигации, опцион эмитента, российские депозитарные расписки.

Кроме того, ценные бумаги различаются в зависимости от того, какого рода обязательство (имущественное право) удостоверено ею. Денежное обязательство может быть удостоверено векселем, чеком, облигацией, депозитным или сберегательным сертификатом (денежной бумагой). Корпоративные обязательства удостоверяются акцией, являющейся корпоративной бумагой. Товарные ценные бумаги удостоверяют права на товары и услуги.

По способу определения управомоченного лица различаются предъявительские, именные и ордерные ценные бумаги.

В зависимости от эмитента ценные бумаги могут быть государственными, муниципальными или частными.

Добавить комментарий