Ценообразование естественных монополий

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий — это предусмотренные законодательством способы установления и применения обязательных условий хозяйственной деятельности субъектов естественной монополии и характеристик их продукции. В зависимости от воздействия на предмет можно выделить два основных метода регулирования: ценовой и неценовой. Ценовой метод регулирования предполагает установление фиксированной цены или предельного уровня цен.

Ценовое регулирование

Большинство чисто монополистических отраслей является естественными монополиями, и поэтому подлежат общественному регулированию. В частности, цены и тарифы, которые могут назначать коммунальные службы — железные дороги, телефонные компании, поставщики природного газа и электричества, определяются федеральными, штатными и местными регулирующими комиссиями или управлениями.

Ценовая дискриминация

Установление потребителям разных цен, в зависимости от их готовности платить, хотя издержки производства и предложения товаров и услуг одинаковы, демонстрирует возможность аллокативной эффективности (Аллокативная Эффективность — возможность достижения стандартного неоклассического критерия Парето). В этом методе, который обычно называют ценообразованием по Рамсею, информация о ценовой эластичности на различные товары должна быть доступной для эффективного ценообразования (чем выше ценовая эластичность, тем ближе необходимо установить цену к уровню предельных издержек). Наиболее часто встречается возражения, что ценообразование включает в себя перераспределение благосостояния от потребителя (потребительский излишек) производителю. Строгая ценовая дискриминация, часто называемая грабительской дискриминацией, является эффективным методом подавления конкуренции.

Классический анализ ценовой дискриминации основан Пигу, который провел грань меду тремя типами ценовой дискриминации. Первый тип включает установление различных цен для каждой единицы товара, покупаемой каждым покупателем, таким образом, производитель получает весь возможный потребительский излишек. Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении цен для групп потребителей в соответствии с их готовностью платить, то есть для всех, чья цена спроса выше текущего уровня устанавливается одна цена, в то время как для тех, чья цена спроса ниже, устанавливается более низкая цена. Дискриминация третьей степени имеет место, когда потребители делятся на независимые группы, каждая из которых получает разную монопольную цену. Этот метод, конечно, сильно зависит от способности продавца разделить покупателей на различные группы в каждом специфическом случае, который будет варьировать в зависимости от рыночных обстоятельств.

В телефонной связи и электрических сетях деление осуществляется на юридические и физические лица, которые платят различные цены.

Пиковое ценообразование

Когда спрос следует периодическому циклу, в течение которого спрос может быть высоким в некоторые периоды времени и низким в другие, пиковое ценообразование может предлагать ценообразование по предельным издержкам. Когда предельные издержки обычно растут вместе с выпуском, изменение цены позволит отражать более высокие издержки. Установление более высоких цен в периоды пикового спроса может обескуражить пользу, в то время как низкие цены в периоды низкого спроса смогут поддержать использование мощности, которая в противном случае останется бездействующей.

Государственная собственность

В условиях совершенной конкуренции общественно оптимальная цена равна предельным издержкам. В отраслях инфраструктуры предельные издержки оказываются ниже средних валовых издержек. Таким образом, общественно оптимальная цена будет обязательно ниже средних валовых издержек. Государство может обязать компанию обслуживать по цене, равной предельным издержкам, и обеспечить государственное субсидирование, необходимое для покрытия неизбежно возникающих убытков. Выбор этого решения, как правило, влечет за собой полное или частичное проникновение государства в структуру монополии.

С помощью частичного проникновения в структуру классической монополии государства достигается создание так называемой «общественной монополии», коммерческая активность которой регулируется рыночной ситуаций, но механизм управления при этом остается под контролем властей. Тем самым обеспечивается определенная степень конвергенции между чисто частной компанией и сугубо государственной, распределение в которой осуществляется административными методами. Экономическая выгода «общественной монополии» и в том, что она более экономически «непотопляемая» по сравнению с частной: все финансовые неудачи ложатся на плечи налогоплательщиков. Прагматическими аспектами проникновения государств в монополистические структуры являются установка контроля над схемой расходов предприятий, регулирование системы трудозанятости населения, осуществление антиинфляционных мер через прямое регулирование доходов и цен.

Из-за особой социально-экономической значимости этих отраслей и высокой вероятности злоупотребления в них монопольным положением именно отрасли коммунального характера были первоочередными объектами национализации. Причем, в ряде стран (Великобритания, Франция и ряд других) предприятия одной отрасли (железные дороги, телефон, газ и т.п.) объединялись в единые отраслевые государственные корпорации. В регулировании их со стороны правительств нередко преобладали неформальные процедуры, в том числе декретирование (прямое или косвенное) цен, инвестиций и т.п. Понесенные ими потери компенсировались за счет государственного бюджета. Одной из побудительных причин национализации естественно-монопольных отраслей служит то, что правительство несет ответственность за состояние дел в них.

Национализация не всегда эффективный способ решения проблемы контроля над деятельностью этих отраслей. Эта система даст наибольший успех, когда нация находится в экстренных условиях — например, во время войны или при наиболее неблагоприятных тенденциях в социально-экономическом развитии — и имеет главную поставленную перед собой задачу — защитить существование самого государственного строя. Однако если нет подобной степени экстремальности, то государственная централизация в такой степени не будет обоснованной, поскольку тормозит развитие предпринимательской инициативы.

При доминировании частных компаний контроль осуществляется либо в форме организации конкуренции за вход на рынок, либо путем регулирования деятельности непосредственно на рынке.

Конкуренция за монопольный рынок

Конкуренция за монопольный рынок организуется в форме конкурса (аукциона). Его победитель приобретает исключительное право производства в масштабах страны или на локальном рынке.

Это решение основано на положении, что если существование столь сильного эффекта экономии от масштаба обусловливает единственность поставщика услуги, то конкуренция может быть инициирована только на начальном этапе -при организации торгов за право быть этим поставщиком, то есть за получение франшизы на естественную монополию.

Для проведения торгов за франшизу на естественную монополию необходимо выполнение следующих условий: наличие нескольких квалифицированных претендентов на право поставки монопольной услуги; исключение сговора между ними; исключение сговора между каким-либо из претендентов и органом, проводящим торги (предполагается, что общество делегирует право на организацию торгов государству). Основной критерий отбора победителя торгов — удельная цена поставки услуг.

Поскольку средние издержки производства услуги естественной монополии в перспективе сокращаются, то для согласования динамики цен и издержек торги за франшизу необходимо проводить периодически. Перспектива перезаключения договоров на право монопольной поставки услуг должна усилить стремление как самого владельца временной франшизы, так и его потенциальных конкурентов к поиску более экономичных организационных и производственных технологий.

Обычно выделяют следующие недостатки простой модели торгов за франшизу: эта модель не предусматривает механизма адаптации бизнеса победителя торгов к непредвиденным обстоятельствам, а возникновение таких обстоятельств представляется весьма вероятным. Использование минимальной удельной цены поставки услуги как единственного критерия может привести к ухудшению ее качества. Оценка различных сочетаний факторов производства, способных обеспечить приемлемое качество услуги, — сложная проблема, неразрешимая в рамках простой модели торгов.

Справедливому аннулированию франшизы органом, ее выдавшим, может препятствовать ряд факторов: перспектива судебного разбирательства, а следовательно, и появление транзакционных издержек; вероятность того, что придется отвечать за присуждение франшизы фирме, оказавшейся не в состоянии выполнить условия договора; налаживание неформальных отношений фирмы-победителя с государственными чиновниками. То есть фирма-победитель может оказать давление на чиновников и тем самым предотвратить неблагоприятное развитие событий. В результате прежний победитель получит неоправданные конкурентные преимущества.

Конкуренция за рынок отраслей естественных монополий существует в 37 странах. Победитель конкурса получает возможность осуществлять деятельность на правах аренды или концессии. Более распространена аренда, при которой активы (сеть и т.п.) либо принадлежат, либо создаются за счет государства, а содержатся и управляются частной компанией. При концессии частная фирма осуществляет инвестиции в развитие и поддержание сети из собственных (или заемных, что в данном случае не важно) средств.

Государственное регулирование предполагает, что деятельность предприятий в данных отраслях подчинена получению прибыли. Это возможно, когда они или уже приватизированы, или превращены в акционерные компании, принадлежащие государственной казне. Или, наконец, прекращено их субсидирование, которое позволяло им не обращать внимания на положение на рынке. Регулирование деятельности компаний непосредственно на рынках естественно-монопольных отраслей может происходить в соответствии с тремя основными вариантами. Во-первых, возможен государственный надзор за деятельностью доминирующей фирмы в соответствии с антимонопольным законодательством. Два других варианта представляют собой различные модели. В основе одной из них — регулирование нормы прибыли (регулирование на основе учета издержек, традиционно принятое в США), другой — регулирование верхнего предела тарифа (стимулирующее регулирование).

Регулирование нормы прибыли

Государство устанавливает цену на уровне средних издержек, которую называют «ценой, обеспечивающей справедливую прибыль». Хотя такая цена ведет к сокращению объема предоставляемых благ в сравнении с оптимальным случаем, потребители получают, тем не менее, больше, чем в случае нерегулируемой естественной монополии. При такой системе все аспекты деятельности компаний — тарифы, инвестиции, прибыльность — подлежат детальному правовому регулированию со стороны государственных. Структура тарифа разрабатывается так, чтобы избежать нечестной и несправедливой дискриминации. Поэтому тариф должен устанавливаться по каждому виду продажи или характеру услуги, что обычно требует разбивки по ним общих издержек на основе какого-либо принципа, например, объемов производства, размеров продаж, величине прямых издержек, получаемых прибылей и т.п. Основная политика при расчете разумной прибыли исходит из отсутствия полной гарантии ее получения вкладчиками. Не учитывается возможность случайных факторов, таких как погодные условия или общеэкономическая ситуация. Однако вложения в монопольные фирмы, деятельность которых застрахована от случайностей рынка, являются малорисковыми и потому при расчете тарифов закладывается невысокий процент доходности акций. Процедура определения тарифа состоит из трех этапов — выявление текущих издержек, инвестиций и задание нормы прибыли на инвестиции. Определение текущих издержек в большинстве штатов происходит по единой системе счетоводства, обязательной для всех компаний. Комиссии следят за тем, чтобы у компаний не было излишних издержек вследствие покупок по завышенным ценам, установления высокой заработной платы или отказа от поиска поставщиков более дешевых товаров и услуг. Оценка инвестиций — один из самых сложных аспектов в данной модели регулирования, так как капитальные вложения можно оценивать по-разному. На практике отдается предпочтение оценке капитала в ценах приобретения. Амортизация осуществляется на основе предписанных регулирующей комиссией нормативов. Кроме того, в базу включается только та часть инвестиций, которая была признана оправданной. Допустимая прибыль определяется на основе экспертных суждений. Ее нижней границей служит цена капитала, а верхней — доход на инвестиции с той же степенью риска в предприятиях конкурентных отраслей.

Х-неэффективность

Особенностью рыночного поведения монополистов является Х-неэффективность. Дело в том, что при всех других типах рынка поддерживать этот показатель на высоком уровне фирму волей-неволей вынуждают конкуренты. Если фирма не будет, например, снижать издержки до минимально возможного уровня, ее продукция окажется дороже, чем у соперников, и ее перестанут покупать.

В случае с монополией этот естественный ограничитель отпадает — конкурентов у монополиста нет. Именно поэтому для фирм-монополистов свойственно понижение эффективности использования ресурсов. Все ненужные расходы легко могут быть включены в издержки. И лишенный выбора покупатель будет вынужден их оплатить. В целом Х-неэффективностью называется бесхозяйственное ведение дела, ведущее к увеличению издержек.

Неценовое регулирование

Неценовой метод основан на принципе удовлетворения; потребностей. Он позволяет определить потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию и установить минимальный уровень обеспечения потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом субъектом естественной монополии е учетом необходимости защиты прав и интересов потребителей. Орган регулирования принимает решение о применении методов регулирования на основе анализа деятельности субъекта естественной монополии.

В настоящее время в России почти нет естественных монополий, регулирование деятельности которых не осуществлялось бы тем или иным образом. Широко применяется регулирование цен и тарифов на продукцию, производимую предприятиями-монополистами. Однако в каждом конкретном случае ценовое регулирование имеет свои особенности и существенные недостатки, связанные в одних случаях с необоснованностью устанавливаемых фиксированных расценок, в других — с невозможностью проконтролировать соблюдение нормативов ценообразования при установлении цен, исходя из норматива рентабельности к себестоимости конкретной продукции. В отличие от категории естественной монополии режим государственной монополии применялся в экономико-правовой системе нашей страны на разных этапах ее развития. В 20-е годы XX века, например, существовала государственная монополия на золото, платину, хлопок, кожу, рис и т.д.

Монополия – это противоположность совершенной конкуренции. Термин «монополия» происходит от греческих слов «моно» – один и «полио» – продаю. То есть монополия характеризуется наличием единственного производителя товара. На самом деле такая ситуация встречается редко, поэтому монополией принято называть ситуацию, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.

Однако, если взять, например, маленький город, то ситуация, где наблюдается «чистая» монополия, будет довольно типичной (единственный аэропорт, одна железная дорога, одна электростанция, одна бензоколонка и т. п.). В этих условиях производитель полностью контролирует объем предложения, т. е. обладает монопольной властью и оказывает сильное влияние на цены.

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называ­ется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу про­тивостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

Как рыночная структура монополия характеризуется следующими чертами:

— на рынке присутствует единственный производитель, продающий своюпродукцию множеству покупателей;

— нет близких заменителей продукта монополиста;

— отсутствие стратегического поведения монополиста;

— барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирмневозможен.

Монопольная власть одного предприятия и возникновение барьеров для входа на рынок для других производителей обусловлены следующими причинами:

— предприятие получает исключительные права от государства на производство какого-либо товара;

— существование патентов и авторских прав у отдельных производителей, которые помогают им обрести монопольное положения на определенный период времени;

— большие единовременные вложения в основной капитал, которые способствуют существенному расширению производства и завоеванию монопольных позиций;

— существование высоких транспортных расходов, в следствие чего монопольное положение предприятие занимает на локальном, изолированном рынке;

— производство уникального товара, который не имеет близких заменителей;

— право собственности монополиста на важнейшие виды сырья, которые используются для производства монополизированной продукции;

— эффект масштаба, который заключается в том, что высокоэффективное производство с низкими издержками достигается в условиях именно крупного производства на монопольном рынке.

Возникновению монополий способствует также объединение интересов или слияние нескольких компаний, при этом образуются следующие организационные формы монополий:

  • картель- соглашение о квоте (количестве) выпускаемой продукции и разделе рынков сбыта;

  • синдикат – объединение с целью организации совместного сбыта продукции;

  • трест – монополия, в которой объединяются и собственность, и производство, и сбыт продукции входящих в нее фирм;

  • концерн – монополия с единым финансовым центром всех входящих в нее фирм разных отраслей, но с общей технологией;

  • конгломерат – объединения, основанные на проникновение крупных корпораций в отрасли, не имеющие производственной и технологической связи со сферой деятельности головной фирмы.

Цель любой монополии – получение максимально возможного дохода посредством контроля над ценой или объемом производства на рынке.

Средством достижения такой цели является монопольная цена. Степень влияния монополиста на рыночную цену очень высокая, но не безграничная, поскольку монополист все же не может назначать сколь угодно высокую цену на продукцию в связи с тем, что спрос и объем продаж пропорциональны цене, т.е. цена ограничивается только платежеспособным спросом.

Покупателю на монополизированном рынке в любом случае приходится платить за товар цену, превышающую как величину минимально возможных средних затрат, с которыми мог бы быть произведен товар, так и величину фактических средних затрат производства товара, позволяя тем самым производителю получать положительную эконо­мическую прибыль.

Монополист, устанавливая цену, выбирает точку на кривой спроса. Поскольку монопольное предприятие производит весь объем продукции, монополист стоит перед выбором: ограничить ли объем продаж для поддержа­ния высокой цены или снизить цену в целях увеличения объема реализации.

Решение монополиста об объеме производства зависит от характера спроса. При этом главное значение имеют изменения в эластичности спроса. Так как при смещении кривой рыноч­ного спроса его эластичность для данного уровня цены может увеличиться, а может уменьшиться, то однозначного соотношения между ценой и объемом предложения не существует.

Зная кривую спроса, монополист может определить лучшую комбинацию цены и объема производства. Каждому уровню цены соответствует определенное количество товара, которое потребители готовы купить по этой цене. Если монополист определит какой-либо объем выпуска продукции, кривая спроса покажет, какой должна быть предельная цена, принимаемая потребителем. Если, наоборот, монополист назначит какую-либо цену на свою продукцию, то он должен, исходя из кривой спроса, соответствующим образом ограничить объем производства. Все это говорит о том, что у монополии нет собственной кривой предложения. Предложение определяется кривой спроса, а монополист выбирает конкретную точку на кривой спроса, в которой получит наибольшую прибыль.

Таким образом, монополист должен иметь в виду, что по мере расширения своего производства он не только что-то приобретает (стоимость дополнительно выпущенной продукции – на рис. 11 это площадь прямоугольника 2 ), но и что-то теряет (часть стоимости прежнего объема производства из-за сни­жения цены – на рисунке это площадь прямоугольника 1 ) (см. рис 11).

Р

Р1

Р2

Q1 Q2 Q

Рис. 11

Для монополиста увеличение объема выпуска даже на одну единицу означает необходимость снижения цены. Иначе потребители откажутся от его продукции, или, по крайней мере, части произведенной продукции.

Поскольку цена понижается не только на дополнитель­ную единицу продукции, а на всю выпущенную продукцию, то общая выручка от продажи (ТR = Р х Q) будет увеличиваться убывающими темпами. Предельный доход монополиста (MR) в отличие от конкурентной фирмы не равен цене продукции и не постоянен по величине. Для всех объемов выпуска, кроме первой единицы продукта, предельный доход монополиста меньше цены (MR < P) и убывает по мере роста объемов производства. Кривая предельного дохода представляет собой нисходящую линию с отрицательным уклоном, рас­положенную ниже кривой спроса (рис. 12).

Р

Рис. 12

Предельный доход непосредственно зависит от элас­тичности спроса. Когда спрос эластичен, увеличение вы­пуска повышает совокупную выручку и предельный доход положителен. При неэластичном спросе — наоборот. Если спрос имеет единичную эластичность по цене, увеличение величины спроса полностью компенсируется снижением цены. Совокупная выручка при этом не меняет своей вели­чины, а предельный доход равен нулю. Данная зависимость продемонстрирована на рис. 13 и 14.

Р

Е >1

Е=1

Е < 1

Рис.13

Р

Рис.14

Монополист, как видно из предыдущих рисунков, всегда будет работать на участке эластичного спроса. Он никогда не позволит себе увеличит спрос на столько, чтобы он стал неэластичным, поскольку совокупный доход при этом начнет падать. Максимизируется совокупный доход в случае, если предельный доход (MR) равен нулю и уже никакая дополнительная единица продукции не приведет к увеличению дохода.

Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна достичь такого объема продукции, при котором предельный доход равен предельным издержкам, но не равен цене, т.е.

МС=МR ≠ Р

Графически эту ситуацию можно представить следующим образом (рис.15):

Р

Р1 МС

Рм

Р2

К D

Q1 Qм Q2 Q

Рис.15

Прямая спроса D является кривой среднего дохода монополиста. Предельный доход (МR) и предельные издержки (МС) совпадают при выпуске Qм. С помощью кривой спроса мы можем определить цену Рм, которая соответствует данному количеству продукции Qм. На графике видно, что при объеме производства выше или ниже Qм производитель будет получать меньше прибыли, так как при Q1 < Qм потеря прибыли связана с производством слишком маленького количества продукции по слишком высокой цене Р1, а при Q2 > Qм потери связаны с производством слишком большого количества продукции по слишком низкой цене Р2. Таким образом, оптимальным является объем производства Qм при цене Рм.

Точка равновесия (т.К) определяет равновесный объем производства, но что касается цены, то она будет установлена, исходя из возможностей спроса. На рис. 15 эта цена соответствует уровню Рм, что выше равновесной цены. За счет реализации продукции по цене выше равновесной монополист и получает сверх прибыль.

В коротком пери­оде фирма-монополист может как получать экономическую прибыль, так и терпеть убытки.

В целом, прибыль монополия получает, если цена оказывается выше средних издержек (АС) (рис. 16).

Р

МС

Рм

1 АС

К

Qм Q

Рис.16

Прибыль монополиста в данном случае составит величину равную площади прямоугольника 1.

Обладание монополией, однако, не гарантирует прибыль. Если спрос недостаточен, для того чтобы дать максимальную прибыль в точке где МС = MR, то фирма несет экономические убытки так как цена ниже средних издержек Р < AC. Графически данную ситуацию можно представить следующим образом (рис. 17)

Р МС

АС

Рм

К

Qм Q

Рис. 17

Площадь прямоугольника 2 соответствует в этом случае величине экономических убытков. Чтобы минимизировать убыток монополист должен обеспечить производство на уровне точки равновесия (т.К). Этой точке соответствует минимальный убыток.

Если при равновесном объеме производства цена ниже средних издержек, но превышает средние переменные издержки, монополист может получать операционную прибыль и тем самым минимизировать свои убытки. На рис. 17 средние переменные издержки показаны кривой AVC, которая частично проходит ниже кривой спроса. Тогда площадь прямоугольника 3 на рис.17 соответствует общей прибыли монополиста. При этом экономический убыток, соответствующий площади прямоугольника 2, включает часть постоянных издержек, которые не могут быть компенсированы столь низкой ценой.

Если кривая спроса на продукцию монополии лежит ниже не только кривой АС, но и кривой AVC, то производство будет прекращено, поскольку цена на продукцию не позволит получить прибыль.

Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом не столь важно для монополии. Но, тем не менее, в условиях долгосрочного периода монополия должна функционировать, по крайней мере, безубыточно. Ситуация минимизации убытков не может быть долгосрочным равновесием, иначе фирма уйдет с рынка, если она будет не в состоя­нии компенсировать свои долгосрочные средние издержки.

Цена, на продукцию монополиста в долгосрочном периоде, будет ниже, чем цена, в краткосрочном периоде. Это происходит в связи с тем, что спрос на любой продукт более эластичен на долгосрочных временных интервалах, чем на краткосрочных. Но все же в долгосрочном периоде цена на продукцию монополиста не опустится до минимальной точки долгосрочных средних издержек.

Монополист в целях получения дополнительной прибыли может осуществлять ценовую дискриминацию.

Ценовой дискриминацией называют продажу по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем (с одинаковыми затрата­ми), разным покупателям.

В условиях совершенной конкуренции ценовая дискриминация невозможна, взаимодействие покупателей и продавцов на конкурентном рынке приво­дит к образованию единой рыночной цены для любого однородного товара. Она возможна лишь при отсутствии совершенной конкуренции. Для осуществ­ления ценовой дискриминации необходимо выполнение трех условий.

1. Фирма должна обладать некоторой монопольной властью.

  1. Покупатели или продавцы должны быть легко идентифицируемы.У фирмы должна быть возможность определить на своем рынке либо покупателей с разными резервными ценами, либо сегменты рынка с разными эластичностями спроса. Причем эластичность спроса по цене для монополии у раз­ных покупателей должна быть существенно разной.

  2. Товар или услуга, в отношении которых осуществляется ценовая дискриминация, не может перепродаваться покупателями одного рынка покупателям другого. Свободное передвижение товаров с «дешевого» рынка на «доро­гой» приведет к образованию одной цены, сделает ценовую дискриминацию практически невозможной.

Прежде всего ценовая дискриминация возможна в сфере услуг, поскольку услуги, как правило, не могут перепродаваться. В сфере материального производства ценовая дискримина­ция возможна на рынках, которые отделены друг от друга географически.

А. Пигу в на­чале XX столетия отметил, что существуют три типа, или степени, ценовой дискриминации, проводимой монополией.

Совершенная ценовая дискриминация, или дискриминация первой степени, имеет место в том случае, если на каждую единицу однородного товара устанавливается своя цена, равная цене ее спроса. Такая ценовая дискриминация трудно осуществима и возможна прежде всего в условиях индивидуального производства, ког­да каждая единица продукции выпускается по заказу конкретного потребите­ля, а цены устанавливаются по договорам с заказчиками.

Ценовая дискриминация вто­рой степени предполагает, что монополия продает по разным ценам не каждую еди­ницу продукции, а определенные ее партии в соответствии с одной и той же кривой спроса. Часто такая дискриминация осуществляется путем предоставления разного рода скидок. Проведение данной ценовой дискриминации позволяет монополии, с одной стороны, получать больше прибыли и, с другой стороны, сохранить на рынке потребителей с низкой покупательной способностью.

Ценовая дискриминация третьей степени отличается тем, что за основу ее принимается не различие цен спроса на отдельные единицы товара, а разделение самих покупателей на группы с различными функциями спроса (сегментация рынка). В этом случае задача монополиста—установить такие цены для каждой груп­пы покупателей, которые максимизируют общую прибыль. Примером ценовой дискриминации третьей степени может служить гостиничные тарифы, входная плата в музеи для разных групп людей, оплата на подписку специализированных журналов для инди­видуальных подписчиков и для организаций.

В целом выпуск в условиях ценовой дискриминации выше, чем в условиях простой монополии, и приближается к тому же уровню, что и при совершенной конкуренции. Некоторые товары и услуги вообще не могли бы производиться без ценовой дискриминации при их реализации. Ценовая дискриминация также уменьшает различия в реальных доходах потребителей.

Однако нельзя считать, что ценовая дискриминация выгодна обществу; она может сопровождаться неэффективным межотраслевым распределением ресурсов. Дело в том, что увеличение производства за пределы, определяемые равенством МС = MR, означает, что теперь каждая дополнительная единица продукции производится с затратами, превышающими цену спроса на эту единицу, и поэтому есть смысл поискать другую сферу приложения дополнитель­ных затрат.

  1. Ценообразование в условиях естественной монополии

Добавить комментарий