Централизованное и локальное регулирование труда

Предмет трудового права, как было сказано выше, отвеча­ет на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами трудового права, а метод трудового права отвечает на вопрос, как, каким образом осуществляется регулирование.

Каждый способ правового регулирования труда является для законодателя научно обоснованным, в нем отражается опреде­ленная суть норм трудового законодательства. Причем метод трудового права отражает не только суть его норм, но и поря­док их принятия (создания) и применения.

Метод трудового права — это специфический комплекс сле­дующих шести способов правового регулирования труда:

1-й способ. Сочетание централизованного и локального ре­гулирования общественных отношений в сфере труда.Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом.

Централизованное регулирование трудовых отношений выражается в издании государством законодательных и иных правовых норм в области труда, имеющих целью в условиях рынка защитить наемного работника от чрезмерных притяза­ний со стороны работодателей, гарантировать такие условия труда, которые способствовали бы обеспечению нормального уровня развития человека и удовлетворению определенного ми­нимума материальных и духовных потребностей.

В централизованном порядке фиксируется минимальный уровень трудовых прав и гарантий для работников.

Чаще всего централизованное регулирование является го­сударственным (законодательным), хотя может быть исполь­зовано и договорное регулирование (например, совместные ре­шения органов правительства, работодателей и работников, а также тарифные соглашения).

Например, в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются:

• величина минимального размера оплаты труда в Россий­ской Федерации. При этом минимальный размер опла­ты труда не может быть ниже размера прожиточного ми­нимума трудоспособного человека;

• величина минимального размера тарифной ставки (ок­лада) работников организаций бюджетной сферы в Рос­сийской Федерации;

• меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы;

• ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;

• государственный надзор и контроль за полной и свое­временной выплатой заработной платы и реализацией го­сударственных гарантий по оплате труда и т.д.

Принимаются важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда, продолжительности рабочего вре­мени работников, порядка рассмотрения индивидуальных и коллективных трудовых споров.

Конкретизация общих норм трудового законодательства, принимаемых в рамках централизованного регулирования, при­менительно к особенностям отдельных организаций осуществ­ляется с помощью локального регулирования трудовых отно­шений.

В локальных актах условия труда для работников могут быть улучшены по сравнению с актами централизованными, но не могут быть ухудшены.

С помощью локального правового регулирования устанав­ливаются: режим рабочего времени на предприятиях, в органи­зациях, учреждениях; льготы и преимущества работникам из фондов организации (сверх минимальных гарантий, установ­ленных централизованными нормативными актами); графики отпусков и др.

Среди локальных нормативных актов о труде важнейшее место занимает коллективный договор, являющийся в услови­ях рынка основной формой правового регулирования трудовых отношений в организациях. В современных рыночных услови­ях содержание локального регулирования трудовых отношений значительно расширяется.

Локальное регулирование осуществляется, как правило, в договорной форме (между работодателем и профсоюзом или иным представителем работников), а локальные акты прини­маются работодателем.

2-й способ. Особенностью метода трудового права явля­ется сочетание в нем единства н дифференциации правового регулирования.

Единство выражается в установлении государством общих правовых норм, распространяющихся на всех работников всех организаций, независимо от фактических условий труда и лич­ности работника. Единство характеризует общий уровень регу­лирования труда, относящийся ко всем работникам.

На базе единства регулирования осуществляется его диф­ференциация, т.е. устанавливаются особенности регулирования труда для отдельных категорий работников.

Такие особенности обусловливаются как объективными факторами (условия труда), так и субъективными (личность работника). К ним относятся:

1. характер и особенности производства (отраслевая диффе­ренциация);

2. физиологические особенности женского организма, его ма­теринская функция по воспитанию малолетних детей;

3. половозрастная, квалификационные и иные особенности работников (субъектная дифференциация);

4. месторасположение организаций (климатические условия районов Крайнего Севера и приравненных к ним отдален­ных местностей и др.) — территориальная дифференциа­ция.

Дифференциация правового регулирования труда по ука­занным факторам проводится специальными нормами права с отступлением от единых норм, приспосабливающих общие правовые установления к специфическим условиям отдельных категорий работников.

Дифференциация правового регулирования труда не должна приводить к дискриминации работников. Нужно также отметить, что положения ст. 253 и 265 ТК РФ, запрещающие применение труда женщин и несовершеннолетних на некоторых работах, обусловлены особой заботой государства об этих категориях ра­ботников и потому не являются дискриминацией.

Таким образом, дифференциация заключается в различном уровне трудовых прав, причем такое различие может заклю­чаться только в повышении общего уровня, но не в его сниже­нии.

3-й способ. Равноправие сторон трудовых отношений с под­чинением их в процессе труда правилам внутреннего трудо­вого распорядка организации также можно отнести к специ­фике метода трудового права.На рынке труда выступают сво­бодные субъекты: с одной стороны — работодатель, владею­щий средствами производства на праве собственности, или упол­номоченное им лицо, с другой — работник, обладающий спо­собностями к труду и готовый передать этот товар во времен­ное пользование за определенное вознаграждение. Только при взаимном волеизъявлении этих субъектов и согласованностью между ними возможно производство как соединение средств производства с рабочей силой, юридическим основанием кото­рого является трудовой договор.

В социально-партнерских соглашениях представители сто­рон (партнеров) также равны при коллективных переговорах и разработке соглашений.

4-й способ метода трудового права проявляется в характе­ре установления прав и обязанностей субъектов трудовых пра­воотношений.Это связано с участием работников и професси­ональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом слу­чаях, а также в профсоюзном контроле за исполнением трудо­вого законодательства и в защите трудовых прав.

5-й способ. Договорной характер труда. Этот способ ме­тода трудового права порождает трудовое отношение работни­ка с работодателем, устанавливает сторонами такие существен­ные его условия, как место работы (с указанием структурного подразделения), трудовая функция, характеристики условий тру­да, режим труда и отдыха, условия оплаты труда и др.

Коллективный договор работников с работодателем в ло­кальном порядке повышает минимальные гарантии социаль­но-трудовых прав, установленные государством в трудовом законодательстве.

Социально-партнерские соглашения на федеральном, от­раслевом, региональном, профессиональном и территориаль­ном уровне в нормативной их части регулируют социально-тру­довые отношения, и это регулирование относится не только к централизованному, но и к договорному регулированию.

6-й способ. Метод трудового права характеризует и своеоб­разие способов зашиты трудовых прав работников. Это свое­образие заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров — комиссий по трудовым спорам (КТС), которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа их представителей.

Ненашедшие своего разрешения индивидуальные споры между субъектами трудового правоотношения, как правило, подлежат рассмотрению судами как универсальными органа­ми защиты прав. В последние годы судебная юрисдикция по трудовым спорам стала практически всеобъемлющей, так как любой работник вправе обжаловать в суд любое нарушение сво­их трудовых прав.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах проводится по правилам гражданского судопроизводства.

Коллективные трудовые споры рассматриваются в ходе примирительных трудовых процедур примирительной комис­сией с участием посредника и в трудовом арбитраже. Деятель­ность комиссий по трудовым спорам и органов разрешения коллективных споров составляет специфическую особенность защиты трудовых прав и осуществления трудовых обязанно­стей.

Итак, метод трудового права России характеризуется дого­ворным возникновением трудовых правоотношений, равенством сторон и подчинением работников воле работодателей в про­цессе труда, участием работников и профсоюзов в регулирова­нии трудовых отношений, сочетанием централизованного и локального регулирования, единством и дифференциацией пра­вового регулирования, своеобразием способов защиты трудо­вых прав работников.

Метод трудового права и его особенности.

Метод правого регулирования – это тот основной фактор, который наряду с предметом обуславливает выделение отрасли права как самостоятельной структурной единицы в правовой системе.

Метод ТПпоказывает, какими способами осуществляется регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Метод трудового права состоит из следующих специфичных для данной отрасли права способов правового регулирования труда:

Посредством централизованного регулирования в настоящее время устанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников: определяется экстенсивная мера труда — продолжи­тельность рабочего времени; вводится тарифная система для бюд­жетников; принимаются важнейшие нормативные акты по вопро­сам дисциплины и охраны труда работников. В этом регулирова­нии принимают участие центральные (включая и отраслевые) органы государственной власти и государственного управления, а также высшие органы профсоюзной системы.

С помощью локального правового регулирования устанавлива­ются: режим рабочего времени на предприятиях, в учреждениях, организациях; льготы и преимущества работникам из фондов пред­приятия (сверх минимальных гарантий, установленных централизо­ванными нормативными актами); графики отпусков; условия кол­лективного договора и др. Принятый в результате локального регулирования нормативный акт распространяет свое действие в пределах данной организации.

2. Сочетание договорного, рекомендательного и императивного спо­собов регулирования.

Названный признак метода трудового права России наиболее наглядно проявляется в воздействии на главный предмет этой отрасли — трудовые отношения. В соответствии с действующим законодательством договор здесь выступает основ­ным юридическим (правообразующим) фактом.

Рекомендательный способ регулирования характеризует «мягкое» регулирование путем указания на желательное для госу­дарства поведение субъектов общественных отношений.

Оба указанных способа на практике нередко сочетаются с государственно-властным (императивным) способом регулирова­ния. Такое сочетание диктуется необходимостью установления строгого порядка в трудовых отношениях, укрепления трудовой дисциплины, привлечения к ответственности лиц, допускающих правонарушения. Поэтому работодатель (предприниматель, адми­нистрация предприятия) наделяется правом применять меры дис­циплинарного наказания, привлекать к материальной ответствен­ности, увольнять по определенным в законе основаниям, давать обязательные для работника указания по вопросам качественного выполнения его трудовой функции.

Специфическим признаком метода трудового права является активное участие в регулировании общественных отношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов.

Метод трудового права России, наконец, характеризует такой признак, как своеобразие способов защиты трудовых прав работни­ков. Своеобразие заключается в существовании в организациях особых органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров — КТС, избирае­мых самими трудовыми коллективами.

Для современного ТП весьма характерным является то, что нормы, устанавливающие гарантии трудовых прав работников являются императивными (обязательными). Все остальные нормы ТП относятся к числу диспозитивных, предусматривающих определенные варианты поведения участников правоотношений. В последнее время широкое распространение получили и нормы-рекомендации.

Метод ТП исходит из равенства сторон ТО. Работник и работодатель в качестве равных (с юр точки зрения) сторон трудового договора выступают на рынке труда на равных началах, достигая соответствующих соглашений, приводящих к заключению трудового договора. Вместе с тем, равенство сторон сочетается с подчиненностью внутреннему трудовому распорядку. Этим определяется своеобразие ТО, сочетающее как координационные, так и субординационные связи.

Этот признак отражает суть государственно-правового управления общественным трудом. Разделительным критерием здесь служит компетенция органов, издающих нормативные акты, регулирующие-трудовые отношения. В порядке централизованного регулирования устанавливаются общие принципы и единые нормы применения труда, необходимые для охраны жизни и здоровья работников и обеспечивающие их нормальную трудовую деятельность. Эти принципы и нормы распространяются на всех работников и обязательны для всех работодателей вне зависимости от организационно-правовой формы юридического лица.

Посредством централизованного регулирования в настоящее время устанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников: определяется экстенсивная мера труда — продолжительность рабочего времени; вводится тарифная система для бюджетных работников, важнейшие нормативные акты по вопросам дисциплины и охраны труда работников. Ведущее место среди актов централизованного регулирования занимают Конституция РФ, ТК РФ. Принятые в результате централизованного регулирования нормативные акты могут носить как директивный (обязательный), так и рекомендательный характер.

Локальные (местные, принимаемые на уровне организации) акты регламентируют вопросы, которые могут по-разному решаться в отдельных организациях. Так, с помощью локального правового регулирования устанавливаются: режим рабочего времени в организациях; льготы и преимущества работникам из фондов организации (сверх минимальных гарантий, установленных централизованными нормативными актами); графики отпусков; условия коллективного договора и др.

Сочетание договорного, рекомендательного и императивного способов регулирования

Поскольку в трудовом праве сочетается регулирование управленческих, имущественных, личных неимущественных отношений, поэтому ив данном методе выражены все указанные особенности.

Договорный способ регулированиянаглядно проявляется в воздействии на главный предмет этой отрасли — трудовые отношения. В соответствии с действующим законодательством трудовой договор выступает в регулировании трудовых отношений основным юридическим (правообразующим) фактом. Посредством его устанавливаются, изменяются и прекращаются трудовые правоотношения. Договорная форма регулирования характерна в ряде других случаев, например при заключении коллективного договора или соглашения.

Главная особенность договорного способа регулирования общественных отношений состоит в том, что установленное на основе договора правовое отношение, как правило, не может быть изменено без взаимного согласия сторон.


Рекомендательный способ регулированияпредполагает принятие норм-рекомендаций. Этот способ характеризует регулирование путем указания на желательное для государства поведение субъектов общественных отношений.

Императивным или государственно-властным способомтрудовые отношения регулируются в том случае, когда необходимо в них установить строгий порядок, укрепить трудовую дисциплину, привлечь к ответственности лиц, допускающих правонарушения. Поэтому работодатель наделяется правом применять меры дисциплинарного наказания, привлекать к материальной ответственности, увольнять по определенным в законе основаниям, давать обязательные для работника указания по вопросам качественного выполнения его трудовой функции.

Участие в регулировании общественных отношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов

Специфическим признаком метода трудового права является активное участие в регулировании общественных отношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов. В соответствии с действующим трудовым законодательством Российской Федерации к основным формам участия работников в управлении организацией,в частности, относятся: проведение представителями работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, участие в разработке и принятии коллективных договоров и иные.

Законом РФ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплены права профсоюзов представлять интересы своих членов по вопросам труда и социально-экономическим вопросам. Так, например, установление условий труда и заработной платы, применение законодательства о труде осуществляются с участием профсоюзов. Профессиональные союзы осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и правил по охране труда. Единство и дифференциации правового регулирования трудовых отношений.


Единство выражается в единых основных правах и обязанностях работника (ст.21 ТК РФ) и работодателя (ст. 22 ТК РФ), в общих для всех производств, на всей территории страны, закрепленных в ст. 2 ТК РФ, принципах правового регулирования труда. Дифференциация выражается в специальных нормах, применяемых лишь к определенным работникам, в определенных отраслях (вредность и тяжесть условий, специфика женского организма, труд инвалидов, молодежи, климатические условия и др.).

Понятие и роль локального регулирования трудовых отношений

В условиях перехода к рыночной организации труда резко возрастает роль локального правового регулирования трудовых отношений — это самостоятельная форма реализации законов и иных нормативных правовых актов. В отличие от других форм предполагает осуществление нормотворческих функций работодателем самостоятельно либо с учетом мнения представительного органа работников и связана с принятием таких нормативных правовых актов, которые действуют только на предприятии, в учреждении, организации.

Использование данного метода регулирования позволяет, с одной стороны, работодателю оперативно принимать внутренние акты, направленные на обеспечение реализации внешних нормативных правовых актов, а с другой — дает возможность работникам через выборные представительные органы участвовать в управлении.

Локальные нормативно-правовые акты, принятые на предприятии, определяют его особый внутренний правопорядок. Они ближе к опосредуемым общественным отношениям, чем централизованные, быстрее улавливают их динамику, более полно учитывают особенности и специфику регулирования применительно к конкретной организации.

Взаимодействие централизованного и локального правового регулирования осуществляется по следующим направлениям:

1. Признание за работодателями и представителями работников прав и обязанностей на локальное нормотворчество. Статья 8 Трудового кодекса в систему трудового законодательства включает и локальные акты, содержащие нормы трудового права.

Пределы локального правового регулирования устанавливаются государством путем издания государственными органами:

а) управомочивающих норм, которыми работодателю и представителю работников предоставляется возможность принимать по многим вопросам «свои» правовые установления.

Происходит это с использованием таких терминов, как «могут устанавливаться», «допускается», «имеет право» и т.д.

Так, в коллективном договоре, с учетом финансового экономического положения работодателя, могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с закрепленными в законах, иных нормативных актах, соглашениях; перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем определяется коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка; работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, по просьбе работника, его непосредственного руководителя или представительного органа работников и т.п.;

  • б)норм, которые предписывают работодателю издать или принять локальный нормативный акт самостоятельно, но с соблюдением соответствующих процедур (очередность предоставления оплачиваемых отпусков должна определяться ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утвержденным работодателем с учетом мнения выборного профсоюзного органа данной организации);
  • в) норм, содержащих запреты и ограничения в сфере локального регулирования и определяющих область централизованного правового регулирования (тарифная система оплаты труда работников предприятий, финансируемых из бюджета всех уровней, устанавливается на основе единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы, утверждаемой в порядке, установленном федеральным законом; не допускается закрепление в коллективных договорах или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и др.), ухудшающих их положение по сравнению с другими работниками).
  • 2. Закрепления за работодателем и представительными органами работников обязанностей по осуществлению локального правового регулирования отдельных трудовых отношений (по выплате заработной платы, установлению рабочего времени и времени отдыха и др.)- Например, заработная плата работников не бюджетной сферы должна устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами; порядок введения суммированного учета рабочего времени — правилами внутреннего трудового распорядка.
  • 3. Официального признания локальных нормативных актов правовой основой для решения дел в суде.
  • 4. Установления на федеральном уровне минимума правовых гарантий (минимальной заработной платы, минимальной продолжительности отпуска), который не может снижаться в локальном порядке; определения желательного варианта правового регулирования отдельных видов трудовых отношений посредством выработки соответствующих рекомендаций или примерных типовых правовых актов (заключение трудовых договоров, связанных с допуском к государственной тайне, договоров о полной материальной ответственности, формирование представительных органов работников и т.д.).
  • 5. Установления процедуры разработки и принятия локальных правовых актов.
  • 6. Юридического обеспечения прав работодателей и работников в области локального регулирования.
  • 7. Закрепления в федеральных нормативных актах правовых норм, локального нормотворчества, широко применяемых на практике.

Анализ взаимодействия централизованного и локального регулирования свидетельствует о том, что последнее является подзаконным и носит дополнительный, вторичный характер, но играет существенную роль в обеспечении трудовых прав работников.

Под законность локальных правовых актов и норм предполагает:

соответствие их содержания положениям федеральных и региональных законов, иных правовых актов, принятых на этих уровнях регулирования;

соблюдение требуемого порядка принятия (издания) локальных актов или норм;

правильное определение пределов локального нормотворчества.

Государственное регулирование процедуры разработки и принятия локальных нормативных актов трудового и трудового процедурно-процессуального права включает: определение сферы их действия, порядка принятия наиболее важных (коллективных договоров, правил внутреннего трудового распорядка) и разрешения возникающих разногласий; соответствующей регистрации некоторых из них.

В современных условиях роль локального регулирования трудовых и смежных с ними отношений резко возрастает. Эта потребность нашла отражение в Трудовом кодексе, который значительно расширил пределы договорного и локального правового регулирования; распространил их на все организации; усовершенствовал локальное регулирование отдельных видов трудовых отношений; предоставил работодателям широкие полномочия в этой области.

Итак, регулирование может осуществляться в рамках предприятия в целом, в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении. Оно осуществляется либо работодателем самостоятельно, либо с участием работников или их представительных органов и направлено на упорядочение правового регулирования трудовых отношений. Основное значение этого регулирования заключается в том, что оно предоставляет возможность работодателям и работникам самостоятельно вырабатывать правила поведения, объективно необходимые в конкретных условиях предприятия, побуждает конкретных субъектов правотворчества на локальном уровне к действиям.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Шамардин, Евгений Александрович, 2012 год

1. Акты международных организаций, законы и иные нормативныеправовые акты, судебная практика

2. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948 г. // «Российская газета» от 10 декабря 1998 г.

4. Конвенция Международной Организации Труда №81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», 11 июля 1947г. // Российское законодательство: В 2-х т. Т. 2. М., 1997.

5. Конвенция Международной Организации Труда №154 «О содействии коллективным переговорам», 19 июня 1981 г. // СЗ РФ от 19 декабря 2011 г. №51 ст. 7450.

6. Конвенция Международной Организаций Труда №98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров», 1 июля 1949 г. // «Библиотечка Российской газеты», выпуск №22-23, 1999 г.

7. Конвенция Международной Организации Труда №87 «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию», 9 июля 1948г. // «Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами», вып. XIX, М., 1960.

8. Конвенция Международной Организации Труда №95 «Относительно защиты заработной платы» // «Ведомости ВС СССР», 01.11.1961, N 44, ст. 447.

9. Конвенция Международной Организации Труда №132 «Об оплачиваемых отпусках», 24 июня 1970г. // СЗ РФ, 19.12.2011, №51, ст. 7451.

10. Конвенция Международной Организации Труда №111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», 25 июня 1958г. // Ведомости ВС СССР. 1 ноября 1961 г. №44. Ст. 448.

11. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. // «Российская газета», №7, 21.01.2009.

12. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 31.12.2001г. // «Российская газета», №256, 31.12.2001.

13. Федеральный закон от 27.07.2006 «О персональных данных». // «Российская газета», №165, 29.07.2006.

15. Федеральный закон от 08.05.1994 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». // «Российская газета», №130, 08.07.1999.

16. Федеральный закон от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». // «Российская газета», №14, 24.01.1996.

17. Федеральный закон от 27.07.2010 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». // «Российская газета», №168, 30.07.2010.

19. Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» // «Российская газета», №111, 15.06.1994.

20. Закон РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» // «Российская газета», №84, 06.05.1996.

21. Закон РФ от 19.02.1993 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // «Российская газета», №73, 16.04.1993.

22. Указ Президента РФ от 03.06.1996 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации». // «Российская газета», №109, 11.06.1996.

23. Указ Президента РФ от 21.05.2012 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Российская газета». Федеральный выпуск №5787 от 22.05.2012.

24. Указ Президента РФ от 09.03.2004 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». // «Российская газета», №50, 12.03.2004.

26. Постановление Правительства РФ от 17.11.2007 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных». // «Российская газета», №260,21.11.2007.

27. Постановление Минтруда России от 10 октября 2003г. №68 «Об утверждении Положения о Регистре соглашений и коллективных договоров». // «Социальный мир», №41, 27.10 02.11.2003.

28. Положение о порядке проведения аттестации сотрудников таможенных органов Российской Федерации, утвержденное Приказом ФТС РФ от 24.12.2008 №1658. «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №11, 16.03.2009.

29. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // «Бюллетень Верховного Суда РФ». 2003. №12.

30. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации». // «Российская газета», №72, 08.04.2004.

31. Определение Верховного Суда РФ от 02.03.2011 №36-Г11-6.

32. Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2009. №55-Г08-12.

33. Определение Верховного Суда РФ от 22.11.2006. №64-Г06-18.

34. Определение Верховного Суда РФ от 07.12.2005. №71-Г05-16.

35. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 26.10.2005. N6nB05. // «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2006, №5

36. Определение Верховного Суда РФ от 14.01.2004 №38-Г03-12.

37. Определение Верховного Суда РФ от 21.09.2005 №43-Г05-5.

38. Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2005 №5-Г05-45.

39. Закон Оренбургской области от 02.11.2004 «О квотировании рабочих мест в Оренбургской области» // «Бюллетень Законодательного Собрания Оренбургской области», 20.10.2004.

40. Закон города Москвы от 22.12.2004 «О квотировании рабочих мест». // «Ведомости Московской городской Думы», 16.02.2005, N 2.

41. Закон Кировской области от 30.06.2003 «О квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов па территории Кировской области». // «Бюллетень Законодательного Собрания Кировской области», 20.07.2003.

42. Закон Ульяновской области от 03.03.2004 «О квотировании рабочих мест для инвалидов».

43. Закон Иркутской области от 20.05.2009 «Об отдельных вопросах квотирования рабочих мест для инвалидов в Иркутской области».

44. Постановление Правительства Оренбургской области от 14.09.2011 «Об областной целевой программе содействия занятости населения Оренбургской области на 2012 2014 годы» // «Оренбуржье», №151,27.09.2011.

45. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 2013 годы. // «Российская газета», № 1, 11.01.2011.

46. Федеральное отраслевое соглашение по угольной промышленности Российской Федерации на 2010-2012 годы // «Ваше право», № 14, июль, 2010.

48. Федеральное отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2011 2013 годы // http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/55070587/#55070587.

50. Региональное соглашение между областными объединениями профсоюзов, областными объединениями работодателей и Правительством Новосибирской области на 2011-2013 годы.

51. Территориальное трехстороннее соглашение между территориальным объединением организаций профсоюзов, объединением работодателей города Стерлитамака и администрацией городского округа город Стерлитамак на 2011 2013 годы.

52. Территориальное отраслевое соглашение по муниципальным учреждениям г. Череповца Вологодской области на 2011-2013 годы.

53. Коллективный договор ОАО «Оренбургоблгаз» на 2010-2012 годы.

54. Коллективный договор ОАО «РЖД» на 2011-2013 годы.

55. Коллективный договор ОАО «Газпром» на 2010-2012 годы.

56. Коллективный договор ОАО «Сызранский нефтеперерабатывающий завод» на 2011-2013 годы.1.. Специальная литература

57. Акопова Е. М. Трудовой договор: становление и развитие. Ростов-на-Дону, 2001.

58. Александров Н.Г. Законность и правоотношения в советском обществе. М.: Госюриздат, 1955.

59. Александров Н.Г. О месте трудового и колхозного права в системе советского социалистического права // Советское государство и право. 1958. №5.

60. Александров Н.Г. Советское трудовое право. М., 1963.

61. Александров Н.Г. Трудовое правоотношение. М., 1948.

62. Алексеев С. С. Право: азбука теория — философия. Опыт комплексного исследования. М.: Статут, 1999.

63. Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. I. М.: Юрид. лит, 1982.

64. Алексеев С.С. О теоретических основах классификации отраслей советского права. // Советское государство и право. 1957. №7.

65. Алексеев С.С. Структура советского права. М., 1975.

66. Аленина И.В. Коллизии в трудовом праве: дис. . канд. юрид. наук. Омск, 2000.

67. Алиев A.M. Теоретические проблемы локального правового регулирования в современном российском праве: дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2001.

68. Андреев B.C. О предмете и основных принципах советского трудового права. Вопросы трудового права на современном этапе, М.: Изд-во МГУ, 1964.

69. Андреева JI.A., Медведев О.М. О месте норм об обеспечении трудовой занятости в системе российского права // Государство и право. 2007. №2.

70. Антимонов Б.С., Граве К.А. Договор трудового поручения // Ученые записки ВИЮН. Вып. 2. 1955.

71. Антонова Л.И. Локальное правовое регулирование (теоретическое исследование). Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985.

72. Байтин М. И., Петров Д. Е. Система права: к преодолению дискуссии // Государство и право. 2003. №1.

73. Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура. // Журнал российского права. 2006. №2.

74. Бегичев Б.К. Материальная основа и юридическое содержание трудовой правосубъектности рабочих и служащих. // Сборник научных трудов. Вып. 3.

75. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Философский принцип системности и системный подход. // Вопросы философии. 1978. №8.

76. Бопдаренко Э.Н. Критерии разграничения разноотраслевых договоров о труде (на примере трудового договора и договора возмездного оказания услуг) // Современное право. 2003. №7.

77. Бондаренко К.А. Договорное регулирование как особенность метода трудового права: автореф. дис. . канд. юрид наук. М., 2009.

78. Бочарникова М.А. Место и роль законодательства субъектов РФ о труде в системе источников трудового права. // Журнал российского права. 2008. № 9.

79. Братусь С.Н. Отрасль советского права: понятие, предмет, метод. // Советское государство и право. №11. М., 1979.

80. Бугров Л.Ю. Понятие и классификация коллективных соглашений в российском трудовом праве. // Государство и право. 2002. №4.

81. Букреева E.H. Локальные правовые акты о труде как источники трудового права России в современных условиях: дис. . канд. юрид. наук. М., 2007

82. Васильев В.А. Каким быть функциям профсоюзов? // Трудовое право. 2005. №10.

83. Ведяшкин C.B. Локальные нормативные правовые акты и их роль в установлении внутреннего трудового распорядка организации: дис. . канд. юрид. наук. Томск, 2001.

84. Веселова Е.Р. Локальные нормы трудового права: дис. . канд. юрид. наук. Томск, 2004;

85. Витченко A.M. Метод правового регулирования социалистических общественных отношений. Саратов, 1974.

86. Вороновский А., Войцех М. Правовое регулирование деятельности финансово-промышленных групп в некоторых странах ЕС //Проблемы теории и практики управления. 1999. №5.

88. Головина С.Ю. Современные тенденции в трудовом праве России // Материалы Международной научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии трудового права и права социального обеспечения». М., 2007.

89. Горшенев В.М. Понятие метода правового регулирования и его разновидности. // Ученые труды Свердловского юридического ин-та, вып. 5, 1966.

91. Гусов К.Н. Договоры о труде в трудовом праве при формировании рыночной экономики: дисс. д-ра юрид. наук. М., 1993.

92. Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М.: 2004.

94. Данилова E.H. и др. Увольнение рабочих и служащих по действующему законодательству о труде. М., 1930

95. Доброхотова E.H., Филиппова М.В. Курс российского трудового права. М., 1999.

96. Догадов В. М. Некоторые вопросы правового регулирования трудового договора. Вопросы трудового, колхозного и земельного права. Л., 1959.

98. Долова А. 3. Юридические факты в трудовом праве: автореф. дис. . д-ра юрид. наук. М., 2009.

99. Ершова Е.А. Нормативно-правовые соглашения, содержащие нормы трудового права. // Российский судья. 2007. №12.

100. Забрамная Е.Ю. Разграничение правотворческой компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений: автореф. дисс. . канд. юр. наук. М., 1999.

101. Зайцева О.Б. Исторический аспект правосубъектности как важнейшей категории трудового права. // Российский юридический журнал. Екатеринбург, 2006. №4.

102. Затолокина Т.А. Принцип многоуровневое™ правового регулирования трудовых отношений в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук. Омск, 2005.

103. Зеленое М.Ф., Шугаев A.A. Правовые проблемы участия профессиональных союзов в разрешении коллективных трудовых споров. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2001

104. Зибарев Д.Б. Совершенствование форм и методов государственного регулирования занятости населения в современной России: автореф. дис. канд. экон. паук. М., 2007.

105. Иванов С.А. Трудовое право переходного периода: некоторые проблемы. // Государство и право. 1994. № 4.

106. Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., 1978. С. 34

107. Канторович Л.А. Законы о личном найме с приложением свода разъяснений по кассационным решениям Сената. СПб., 1900.

108. Керимов Д. А. Философские проблемы права. М. 1990.

109. Керимов Д.А. Законодательная техника. Научно-методическое и учебное пособие. М., 1998.

110. Киселев И.Я. Международно-правовое регулирование труда (международные стандарты труда): Учебное пособие. М., 1995.

111. Киселев И.Я. Сравнительное трудовое право. М., 2005.

112. Киселев И.Я. Новый облик трудового права стран Запада. М., 2003.

113. Киселев И.Я., Лушников А.М. Трудовое право России и зарубежных стран. М., 2008.

114. Козина Е.В. «Минимальный размер оплаты труда» и «размер минимальной заработной платы»: терминологическая разница в действующем законодательстве, проблемы правоприменения и позиция Верховного Суда Российской Федерации // Трудовое право. 2010. №6.

115. Козина Е.В. Локальный способ регулирования заработной платы: автореф. дисс. . канд. юр. наук. Екатеринбург, 2009.

116. Кондратьев Р.И. Локальное правовое регулирование трудовых отношений в СССР. Дисс. докт. юрид. наук. Львов. 1977г.

117. Корсаненкова Ю.Б. Квотирование рабочих мест для инвалидов: проблемы правового регулирования // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. №2.

119. Краснопольский A.C. Трудовое правоотношений и трудовой договор по советскому праву // Вопросы советского гражданского и трудового права. М., 1952. 4.1.

120. Куренной A.M. Трудовое право: на пути к рынку. М.: Дело, 1997.

121. Куренной A.M. Трудовое право России. М., 2004.

122. Курс российского трудового права / Под ред. С.П. Маврина, A.C. Пашкова, Е.Б. Хохлова. Спб., 1996.

124. Лебедев А.Н. Статус субъекта Российской Федерации (Основы концепции, конституционная модель, практика). М., 1999.

126. Лушников A.M. Проблемы дифференциации в правовом регулировании отношений в сфере труда (доклад на Пятой Международной научно-практической конференции 27 30 мая 2009 г.) // Юридическое образование и наука. 2009. N 3.

127. Лушников A.M., Лушникова М.В. Курс трудового права: Учебник: В 2 т. М.: Статут, 2009.

128. Маврин С. П. О роли метода правового регулирования в структурировании и развитии позитивного права // Правоведение. 2003. № 1.

130. Мальцев В.А. Правовое регулирование заработной платы работников внебюджетной сферы Федеративной Республики Германия: дисс. . канд. юрид. наук. М., 2007.

131. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 2008.

132. Матузов Н.И., Малько A.B. Теория государства и права: Учебиик. М.: Юристъ, 2003.

134. Москаленко Г.К. Переводы и командировки по советскому праву. М» 1952

135. Миронов В.Й. Трудовое право. М., 2004.

136. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. Учебник М., 1999.

137. Нефедов В.Г. Законодательные проблемы коллективных переговоров по заключению отраслевых соглашений. Формирование сторон в условиях новой классификации экономики // Трудовое право. 2010. №7.

138. Никитинский В.И. Эффективность норм трудового права. М.: Юрид. лит., 1971.

139. Нургалиева E.H. Метод правового регулирования общественно-трудовых отношений: дис. . канд. юрид. наук. JL, 1979.

140. Нуртдинова А.Ф. Разграничение полномочий по регулированию трудовых отношений между федеральными и региональными органами государственной власти. // Трудовое право. 2003. №6.

141. Нуртдинова А.Ф. Трудовое законодательство: федеральный и региональный аспекты. М., 2001.

142. Общая теория права и государства: Учебиик / Под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

143. Орловский Ю.П. Единство и дифференциация трудового законодательства // Право человека на жизнь и гарантии его реализации всфере труда и социального обеспечения: Материалы научно-практической конференции. М., 2008.

144. Орловский Ю.П. Реализация принципов трудового права -важное условие его дальнейшего развития // Трудовое право в России и за рубежом. 2011. №1.

145. Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. М.: Юристъ, 2006.

146. Пашерстник А.Е. Теоретические вопросы кодификации общесоюзного законодательства о труде. М. Юрлитиздат. 1955.

147. Пашков A.C. Занятость, безработица, трудоустройство. СПб., 1994.

148. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории права и государства. М., 1980.

149. Передерин C.B. Процедурно-процессуальные правовые средства и способы обеспечения трудовых прав работников: дисс. . д-ра юрид. наук. Воронеж, 2001.

150. Петров А.Я. Правовое регулирование заработной платы: вопросы теории и практики. // Вопросы трудового права. 2011. №1.

152. Пешков А.Б. О методе правового регулирования // Правоведение. 1971. N2.

153. Подвысоцкий П.Т. Локальное нормативное регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений: дис. . канд. юрид. наук, М., 2002.

154. Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2002.

155. Процевский А.И. Предмет советского трудового права. М.: Юрид. лит., 1979.

156. Процевский А.И. Метод правового регулирования трудовых отношений. М., Изд. «Юридическая литература», 1972.

157. Рогачев Д.И. Метод права социального обеспечения: дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

158. Российское трудовое право. / Под ред. Зайкина. М., 1997.

159. Рукавишникова И. В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Известия вузов. Правоведение. 2003. — № 1.

160. Рысина Д.Ф. Итоги очередного перераспределения полномочий в сфере занятости населения. // Кадры предприятия, 2007, №4.

162. Сапий A.B. Развитие понятия «метод правового регулирования» в общей теории права // Закон и право. 2008. № 1.

163. Сапфирова A.A. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля: Автореф. дисс. доктора юр. наук. М. 2009.

164. Свирин Ю.А. Предмет и метод исполнительного права. «Законодательство и экономика». 2009. №5.

165. Сергевнин C.JI. Субъект Федерации: статус и законодательная деятельность. СПб., 1999.

166. Серегина JI.B. Тенденции разграничения полномочий органов государственной власти в области содействия занятости населения. // Журнал российского права. 2006. №6.

167. Скавитин А. Коллективный договор: возможности в условиях кризиса // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2010. №1.

168. Скачкова Г.С. Расширение сферы действия трудового права и дифференциации его норм: дис. . докт. юрид. паук. М., 2003.

169. Скачкова Г.С. Содействие занятости в условиях рыночной экономики // Российский ежегодник трудового права. 2008. №4

170. Советское трудовое право: проблемы использования трудовых ресурсов. / Под ред. С.А. Иванова, М., 1990.

171. Советское трудовое право: Учебник / Под ред. B.C. Андреева. М., 1965.

172. Советское трудовое право: Учебное пособие. / Под ред. A.C. Пашкова. JL, 1966.

173. Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., Юридическая литература. 1976.

174. Сошникова Т.А. Защита профессиональными союзами трудовых прав работников. М.: «Профиздат», 2004

175. Студеникина М.С. Виды и формы федеральных и региональных законов. В кн.: Соотношение законодательства РФ и законодательства субъектов РФ. М., 2004.

176. Сыроватская JT.A. Трудовое право. М.: Юристъ, 1998.

177. Сыродоев H.A. О разграничении полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов // Правоведение. 1995. №3.

178. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 2001.

179. Таль J1.C. Очерки промышленного права. М., 1918.

181. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов / под ред. A.C. Пиголкина. М.: Городец, 2003

182. Теряевский С.А. Система методов правового регулирования в юридической практике современного российского государства: дис. . канд. юрид. наук, Саратов, 2009.

183. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1.М., 1935.

184. Толстой Ю.К. Метод правового регулирования и его исследователи //Правоведение. 1973. № 6.

185. Трахтенберг И.А. Коллективный договор. М., 1926.

186. Трудовое право России / Под ред. Р.З. Лившица и Ю.П. Орловского. М., 1998.

187. Трудовое право России. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. A.M. Куренного. М.: Юристь, 2004.

188. Трудовое право России. Учебник. Под ред. Ю.П. Орловского и А.Ф. Нуртдиновой. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2008.

189. Трудовое право России: Учебник. / Под ред. A.C. Пашкова.

190. Трудовое право России: Учебник. / Под ред. Р.З. Лившица и Ю.П. Орловского.

191. Трудовое право. Под ред. В.И. Семинкова. Минск, 2002.

192. Трудовое право. Под ред. О.В. Смирнова, М., 2006.

193. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978

194. Федин В.В. Предмет трудового права // Lex Russica. 2005. №3.

195. Федорова М.Ю. Социальное страхование как организационно-правовая форма социальной защиты населения: проблемы правового регулирования. Омск, 2000.

196. Халиков В.М. Самозащита в российском трудовом праве: дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2006.

197. ХалфинаР.О. Общее учение о правоотношении. М., Юридическая литература, 1974.

198. Хвалева М.А. Метод публичного права: дис. . канд. юрид. наук. Самара, 2007.

199. Хныкин Г.В. Становление и развитие локального трудового права в России. Труды юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Книга двенадцатая. М., 2010.

200. Хныкин Г.В. Локальные источники российского трудового права: теория и практика применения: дис. . д-ра юрид. наук. М., 2005

201. Хохлов Е.Б. Трудовое право России. Учебник. 2-е издание, Спб., 2007г.

202. Чиканова JI.A., Нуртдипова А.Ф. Основные направления развития российского трудового законодательства // Журнал российского права. 2010. N 5.

203. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. М., 1997.

204. Чурсина Е.В. Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов по предметам совместного ведения. М, 2006.

205. Чуча С.Ю. Социальное партнерство в сфере труда: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: становление и перспективы развития правового регулирования в Российской Федерации: дис. д-ра юрид. наук, Омск, 2004.

207. Шайхатдинов В.Ж. Правовое регулирование содействия занятости населения в РФ. Екатеринбург, 2003.

208. Шанаев М.В. Юридическая сущность коллективных соглашений: дис. канд. юрид. наук. М. 2005.

209. Шведов А.Л. О некоторых проблемах законодательного уровня формализации модели разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти в сфере отношений, регулируемых трудовым правом. // Трудовое право. 2006. №11.

210. Шекшня C.B. Управление персоналом современной организации. М., 2002.

211. Щедровицкий Г.П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок. М., Наука, 1981.

212. Явич JI.С. К вопросу о предмете и методе правового регулирования: вопросы общей теории советского права. М.: Госюриздат, 1961.

213. Явич Л.С. Общая теория права, Ленинград, 1976. Горшепев В.М. Понятие метода правового регулирования и его разновидности. Ученые труды Свердловского юридического ин-та, Вып. 5, 1966.

214. Яковлев В.Ф. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений. Свердловск, 1972.

216. Дэйв Ульрих. Эффективное управление персоналом: новая роль HR-менеджера в организации. М., 2004.

217. Human Resource Champions: The Next Agenda for Adding Value and Delivering Results. M.: «Вильяме», 2006.

221. Щукина H.B. Перспективы развития отношений социального партнерства в сфере труда в ПМР (http://strategiya-pmr.ru/?p=1052).

222. Газета «КоммерсантЪ» от 18.10.2011г. (http://www.kommersant.ru/doc-у/1797281).

223. ОАО «Газпром». Региональная политика. (http://www.gazprom.ru/about/strategy/regional-policy).

225. Рекомендации работодателям атомной отрасли о содержании коллективных договоров (http://www.srrosatom.ru/node/454).

226. Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ (http://www.duma.gov.ru).

Добавить комментарий