Центральный банк это государственный орган

ЦБ РФ – главный банк Российской Федерации, существующий обособленно и имеющий огромное влияние на государство. Это банковское учреждение первого уровня в финансовой системе страны. ЦБ РФ выполняет функции главного и единственного денежно-кредитного, эмиссионного, экономического регулятора, разрабатывая и проводя в координации с Правительством Российской Федерации денежную политику.

Центральный Банк – не просто «центр» экономики России и «банк как таковой», но особый публично-правовой институт, координирующий и регулирующий деятельность всей финансовой системы. Конституция РФ в статье 75 указывает, что основная функция ЦБ – обеспечение устойчивого положения и защиты нацвалюты — российского рубля. Согласно главному закону страны Центробанк обладает исключительным правом эмиссии рублевой массы.

У Центробанка нет хозяина: он не подчиняется федеральной власти и властным органам на местах, но подотчетен Госдуме. Таким образом, государство – не владелец Центрального Банка, он представляет собой самостоятельную негосударственную организацию. Управление осуществляется Национальным банковским советом, далее в иерархии присутствует Совет директоров под главенством Председателя ЦБ. В период написания данной статьи полномочия Председателя Банка России принадлежат Эльвире Набиуллиной. Уставный капитал Центрального Банка, оцениваемый в 3 млрд. р., как и прочее его имущество, пребывают в федеральном владении. Центробанк является юридическим лицом, чей правовой статус обозначен Конституцией и Федеральным законом, органы управления расположены в Москве, официальный сайт учреждения: http://cbr.ru/. ЦБ РФ может самостоятельно издавать нормативно-правовые распоряжения и акты, которые касаются функционирования банковского сектора и регистрируются в законном порядке.

У специалистов банковской сферы и просто интересующихся людей часто возникают вопросы:

  • кто учредители банка;
  • кому принадлежит контрольный пакет;
  • частный это банк или государственный;
  • какова форма собственности;
  • кому он подотчетен.

Ответить на эти вопросы, кроме последнего (см. выше), может быть непросто. Анализ статей законов и нормативных актов, уставов госбанков советского и постсоветского периодов указывает, что современный ЦБ РФ – правопреемник основанного в 1921 году Государственного банка РСФСР, учредителем которого была молодая советская республика. С 1921 главный национальный банк претерпел несколько преобразований, окончившихся созданием Госбанка СССР, чьи функции в 1990 году унаследовал Центробанк.

Можно сделать вывод, что банк это государственный, но, фактически, форма собственности не определена, как и собственник, учреждение представляет собой отдельную структуру в правовом и экономическом поле РФ.

Нет для него и понятия «контрольного пакета акций», поскольку Центральный Банк – это не акционерное общество.

Структура и органы управления

В ЦБ РФ реализована вертикальная система управления. Она состоит из элементов:

  1. Центрального аппарата ЦБ, в чьем составе есть несколько департаментов, отделов и управлений, пресс-служба, а также собственный научно-исследовательский институт, технический, учебный и вычислительный центры, редакция издания «Деньги и кредит».
  2. Территориальных подразделений, исполняющих функции Банка России на местах.
  3. Структурных подразделений – департаментов, ответственных за политику Центробанка в различных сферах деятельности.
  4. Рассчетно-кассовых центров.

Вертикаль управления Центрального аппарата выглядит следующим образом (сверху вниз):

  1. Председатель Банка России – руководитель организации, который, фактически, управляет ею.
  2. Первые заместители.
  3. Заместители.
  4. Руководители департаментов.

От ЦА управленческая структура распространяется на различные управления, департаменты, подведомственные учреждения, нацбанки, РКЦ и территориальные отделения.

Функции и деятельность

В ведении Центрального Банка находятся:

  • эмиссия денег;
  • контроль за функционированием кредитно-финансовых учреждений России;
  • защита национальной валюты РФ;
  • установление курса зарубежной валюты на текущую дату, диапазонов процентных ставок;
  • управление золотым запасом;
  • организация платежей и расчетов в государстве.

Кроме того, ЦБ – это «банк банков», первичный кредитор прочих кредитных учреждений, организующий, помимо прочего, их рефинансирование. ЦБ – главный расчетно-кассовый центр страны.

Денежная эмиссия

Это одна их основных функций организации. Центральный Банк – монопольный эмитент национальной валюты, как по закону, так и исторически. Помимо запуска в оборот денежной массы, Центробанк создает резервы и определяет порядок обращения денег на территории государства.

Выпуск в оборот денег сегодня реализуется методом кредитования бюджета и банков коммерческого сектора, приобретения ценных валютных бумаг. Обеспечиваются деньги государственными облигациями.

Функционал «Банка банков»

Ключевые клиенты Центрального Банка – кредитно-финансовые организации, а не предприятия или население. Коммерческие учреждения хранят в Центробанке часть средств в форме резервов и могут получать финансирование от него в виде кредитов.

Также Центробанк контролирует и регулирует работу банковских учреждений страны, служит для финансовой системы информационным и исследовательским центром. К полномочиям относится право регистрации и выдачи лицензий банкирам на ведение деятельности и отзыв таковых в установленных случаях (например, невыполнение предписания ЦБ).

Банк правительства РФ

Итак, ЦБ работает для правительства:

  • размещает и погашает госдолг;
  • осуществляет кассовое исполнение госбюджета;
  • ведет правительственные счета;
  • контролирует хранение, эмиссию и изъятие наличных;
  • обеспечивает переводы при международных валютных расчетах.

ЦБ кредитует государство на возмещение трат и восполнение бюджетного дефицита, кредитование выполняется госзаймами, удостоверяемыми долговыми обязательствами.

Денежно-кредитное регулирование

Как уже упоминалось, ЦБ – финансовый регулятор страны. Он реализует систему мер организации и поддержки безопасной, стабильной работы банков, должен нейтрализовывать факторы дестабилизации в данной сфере.

Цели регуляторно-надзорной функции – сделать банковскую сферу РФ стабильной, защитить интересы кредиторов, корпоративных, институциональных и частных вкладчиков, снизать уровень безработицы, удерживать инфляцию, спрогнозировать инфляционную ситуацию.

Резервами Центрального Банка компенсируются вклады физических лиц, не подпадающие под возврат из средств АСВ.

Реализация валютной политики

ЦБ регулирует золотые и валютные национальные резервы, формирует структуру и занимается оптимальным размещением таковых. Резервы могут размещаться в государственных ценных бумагах и зарубежных депозитах. Также он отвечает за взаимоотношения с МВФ.

Организация расчетно-платежной экосистемы

В эту функцию Центрального Банка входит:

  • осуществление денежно-кредитной, учетной политики страны;
  • обеспечение стабильности и надежности финансовой системы;
  • поддержание эффективности платежной системы РФ.

ЦБ должен обеспечивать минимизацию рисков для финансовой системы, включая расчеты и платежи. Он выступает в роли посредника для расчетов между банками.

Роль Банка России в экономическом развитии страны

Как свидетельствует изложенное выше, Центробанк – экономический мегарегулятор, оказывающий влияние не только на сферу финансов и банкинга, но и государство в целом. Он определяет и реализует все основные параметры кредитно-денежной политики государства. Монополия на эмиссию денег делает его единственным источником денежной массы. Центробанк ограничивает ставку рефинансирования и максимальные ставки по кредитам, обеспечивая игрокам рынка доступ к максимально комфортным в сложившейся ситуации условиям кредитования.

Задача ЦБ №1 – поддержание и защита государственной валюты, а также общей экономической стабильности. От его действий (или бездействия) будет зависеть курс рубля к доллару, евро, прочим валютам и состояние «здоровья» российской экономики. Для достижения этой глобальной задачи ЦБ проводит ряд мер, таких, например, как надзорно-контрольные мероприятия в отношении кредитно-финансовых институтов. Учреждения, не прошедшие такую проверку, исключаются из экономики страны.

ЦБ принимает меры по ограничению и удержанию инфляции, что прямо сказывается на благосостоянии и уровне жизни граждан. Также он обладает собственным аналитическим инструментарием, позволяющим прогнозировать дальнейшее развитие событий в мире экономики и строить политику действий согласно этому прогнозу.

Наконец, ЦБ является важным элементом вертикали власти. На текущий момент одной из основных задач руководство ЦБ считает минимизацию последствий воздействия глобального кризиса и наложенных на РФ санкций на экономику страны и благосостояние ее граждан.

Особенности работы ЦБ РФ и его функции

Правовой статус Банка России (Центрального банка РФ, ЦБ России, Центробанка) необходимо рассматривать в его статусе посредника, который объединяет государство и субъекты экономической деятельности. Банк является проводником финансовой политики публичного субъекта с помощью регулирования денежных и кредитных потоков и посредством законодательных инструментов.

Замечание 1

Центробанк представляет собой орган регулирования, который сочетает черты банка и государственного органа. Этот орган помимо решения задач обеспечения покупательной способности и устойчивости национальной денежной валюты в государстве и на международном рынке, эффективного развития кредитной системы государства, имеет право вести банковские операции и сделки с международными и национальными организациями.

Правовой статус Центрального Банка РФ регулирует Закон о Банке России. Во второй статье этого закона указано, что сумма уставного капитала и иного имущества ЦБ РФ является федеральной собственностью.

Центробанк работает в процессе осуществления своих функций в соответствии с конституционными нормами, нормами Закона о Банке России и другими ФЗ. Статья 75 Конституции РФ в качестве основной функции этого учреждения рассматривает защиту и обеспечение устойчивого положения российской валюты. При этом исключительной прерогативой рассматриваемого учреждения является денежная эмиссия.

Правовое регулирование работы ЦБ РФ

Если рассматривать основные направления работы ЦБ РФ, то их закрепляет ст. 4 Закона о Банке России. Некоторые полномочия отражены в других статьях этого закона. Так, ст. 7 закрепляет нормотворческую функцию Центробанка.

Также Закон о Банке России рассматривает ЦБ РФ в качестве органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций и их объединений. Он должен осуществлять непрерывный контроль соблюдения ими банковского законодательства, нормативно-правовых актов Банка России, нормативов ЦБ РФ. Это необходимо для стабильной работы системы банков и защиты потребительских интересов как государства в целом, так и кредитных организаций в частности. Это является проявлением основной публичной функции Центробанка. Ее реализация происходит за счет норм финансового права.

Рассматривают 2 группы законодательных полномочий ЦБ РФ. Это полномочия, которые связаны с:

  1. исполнением функций государства, включая разработку и осуществление вместе с Правительством РФ единой государственной денежно-кредитной политики; эмиссию наличности, организацию движения наличных денежных средств и рефинансирование кредитных предприятий; установку правил проведения расчетов и операций банков в государстве, управление золотовалютными резервами, регистрацию кредитных организаций и контроль их работы;
  2. ведением операций и сделок банка, включая предоставление кредитов, покупку и реализацию ценных бумаг государства, зарубежной валюты, драгоценных металлов на открытом рынке, осуществление расчетов, кассовых и депозитных операций и др.

Замечание 2

Центральный банк РФ наделяется и полномочиями, которые характерны только для органов власти в государства. Центробанк вправе по вопросам, которые отнесены к его компетенции, издавать указания, положения, нормативные акты, инструкции. Они обязательны к исполнению федеральными органами государственной власти, органами субъектов РФ и местного самоуправления, а также всеми физическими и юридическими лицами.

ЦБ РФ занимается осуществлением надзора в банковской сфере, проверяя кредитные организации и их филиалы, направляя в их адрес обязательные для исполнения предписания, касающиеся устранения нарушений их работы, применяет санкции в отношении нарушителей.

Закон о Банке России установил и определенные аспекты изъятия имущества Центробанком, включая положение, что изъятие и обременение обязательствами имущества ЦБ РФ недопустимо без его согласия. Эта норма представляет собой средство права, которое способно обеспечить соблюдение устанавливаемых запретов на предоставление ЦБ РФ кредитов Правительству РФ с целью финансировать бюджетный дефицит, а также кредитов для финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов (ст. 22 Закона о Банке Российской Федерации). Это установление считается правовой гарантией, которая позволяет соблюдать конституционную норму о проведении эмиссии денег в качестве базовой функции исключительно Центробанком, вне зависимости от других органов власти в государстве.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Установление нормативов ЦБ РФ

В число важных правомочий ЦБ РФ необходимо включить установку обязательных нормативов, включая:

  1. минимум уставного капитала для созданной, сумму собственных средств для действующей кредитной организации как условие создания на территории зарубежных стран их дочерних организаций (открытие филиалов), получение небанковскими кредитными организациями статуса банка и статуса дочернего банка для зарубежного банка;
  2. максимальную сумму имущественного (неденежного) вклада в уставный капитал кредитных организаций;
  3. предельный размер риска по одному заемщику или группе связанных заемщиков;
  4. максимум крупных кредитных рисков;
  5. норматив ликвидности для кредитных организаций;
  6. нормативы достаточной суммы собственных средств;
  7. сумму валютного, процентного и прочих типов финансовых рисков;
  8. минимум резервов, формируемых под риски;
  9. норматив использования собственных средств кредитных организаций с целью покупки акций (долей) прочих юридических лиц;
  10. предельную сумму кредитов, банковских гарантий и поручительств, которые предоставляет кредитная организация (банковская группа) своим участникам (акционерам).

Замечание 3

Все нормы права, которые устанавливают рассмотренные нормативы, обладают финансово-правовым характером.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться

С каждым годом в гражданских правоотношениях роль органов государственной власти и органов местного самоуправления возрастает. Независимость Центрального банка РФ при осуществлении им функций, установленных Конституцией РФ, является основой, главным принципом его конституционно-правового статуса. Согласно Конституции РФ Центральный банк РФ не входит ни в одну из ветвей власти, это дало основания многим авторам говорить о наличии некоей четвертой ветви власти — «денежной власти», представленной Центральным банком РФ.1

Центральный банк Российской Федерации (далее – ЦБ РФ) – системообразующий и центральный орган управления, контроля и надзора в банковской системе России. Он занимает особое место в государственном механизме и рыночной экономике нашей страны. Деятельность ЦБ РФ по регулированию банковской и денежной системы направлена на реализацию социальных и экономических основ конституционного строя Российской Федерации. Полномочия ЦБ РФ по развитию денежной системы, защите и обеспечению устойчивости рубля являются ключевыми для формирования экономики государства, а следовательно, для реализации прав граждан Российской Федерации на собственность, занятие предпринимательской деятельностью, социальное обеспечение.

Говоря о целях деятельности, функциях, статусе и полномочиях Банка России, следует отметить, что они определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами. Взаимодействия между Банком России и кредитными организациями регламентируются Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».

Исключительное правовое положение Банка России обусловлено тем, что он является главным банком государства. Особенность и сложность его правовой природы проявляется в том, что Банк России, с одной стороны, — юридическое лицо и является субъектом гражданско-правовых сделок, а с другой – выступает государственным органом, наделенным специальными властными полномочиями, надзорными функциями. Некоторые юристы предлагают признать за Банком России особую организационно-правовую форму федерального юридического лица публичного права, сочетающего в себе черты юридического лица и государственного органа.2

В отличие от других федеральных органов государственной власти Банк России имеет соответствующие органы управления (включая совет директоров), уставный капитал, ведет годовую финансовую отчетность, уплачивает налоги и сборы в соответствии с Налоговым кодексом РФ, ежегодно подвергается аудиторской проверке. Банк России в пределах полномочий, предоставляемых ему федеральными законами, относительно независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.

Относительная независимость Банка России обеспечивается следующим:

— неделимостью и не отчуждаемостью уставного капитала и иного имущества, находящихся в федеральной собственности;

— освобождением от ответственности по обязательствам государства, за исключением случаев, когда Банк России и государство не примут на себя такие обязательства и т.д. И, говоря о независимости Банка России, следует указать на то, что в Государственной Думе, еще в августе 2012 года был внесен законопроект об изменении статуса ЦБ. Законопроектом предполагалось:

— установить, что все свои функции и полномочия Центральный банк Российской Федерации осуществляет совместно с Правительством Российской Федерации;

— полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, включая золотовалютные резервы, Центральный Банк Российской Федерации осуществляет совместно с Правительством Российской Федерации;

— эмиссия рубля осуществляется посредством механизма кредитования банковской системы (по низким процентным ставкам), что в свою очередь позволит стимулировать, как развитие банковской системы, так и развитие отечественного малого и среднего бизнеса. Механизм кредитования и процентная ставка определяется Правительством Российской Федерации;

— управление золотовалютными резервами, как федеральной собственностью, предлагается осуществлять в соответствии с критериями установленными Правительством Российской Федерации, а именно посредством определения и выбора иностранных валют на основе их доходности, доли иностранных валют в объеме ЗВР, а также посредством принятия решения о инвестировании их в отечественное производство (исходя из положений Бюджетного послания о бюджетной политике на 2013—2015 годы);

Государственной Думе Российской Федерации предлагалось принимать Постановление об установлении предельных величин затрат на участие в капиталах и деятельности международных организаций. Чтобы поддержать движение и принятие этого закона, было собрано 100 000 подписей в его поддержку на сайте Национальныйзакон.рф. Президент России Владимир Путин говорил, что в случае такой народной поддержки законодательной инициативы, она обязана быть рассмотрена народными парламентариями в ГД.

Нужно отметить, что некоторые депутаты Государственной Думы, из фракций «Единая Россия» и «Справедливая Россия» весьма своеобразно отнеслись к словам президента России и фактически просаботировали голосование по закону о ЦБ.

Спустя два года после внесения на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации законопроекта о национализации Центрального Банка России, разработанного при участии экспертов ПВО, законопроект был рассмотрен. Из 450 депутатов Госдумы в голосовании принял участие лишь 151 человек, в то время как для кворума необходимо участие не менее 226 народных избранников. Фракция ЛДПР приняла участие в голосовании в полном составе. Все 54 депутата выступили «ЗА» принятие законопроекта, обязывающем ЦБ РФ действовать в интересах собственной страны. Из 92 депутатов фракции КПРФ участие в голосовании приняло 90 человек и все 90 поддержали законопроект: 90 голосов «ЗА», 2 – не голосовало. Фракции партии «Справедливая Россия», насчитывающей в своих рядах 63 депутата, в полном составе уклонилась от голосования. Рассмотрение законопроекта о ЦБ фактически просаботировали и члены фракции партии «Единая Россия». Из 233 человек этой фракции проголосовало только 7 депутатов. Из них пять «ЗА» и 2 «ПРОТИВ». Остальные отказались принять участие в голосовании по законопроекту. То есть 226 депутатов от «Единой Росси» не приняли участие в голосовании.

Как результат, важнейший законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в части ограничения независимости Банка России при осуществлении своих функций за счет расширения полномочий Правительства Российской Федерации) был отклонен из-за отсутствия кворума.

На сегодняшний день, в сложившейся на мировой арене обстановке, в связи с введением огромного пакета санкций в отношении нашей страны, обладающими «неприятными» последствиями для экономики России, Банк России начал активную политику по выздоровлению банковской системы. В частности, к одной из функций Банка России отнесено принятие решений о приостановлении действия лицензий кредитных организаций и их отзыва. По мнению Нарека Авакяна, аналитика финансовой компании AForex, отзывы лицензий у банков необходимы для большей финансовой дисциплины банковского сектора в целом. Как правило, отзываются лицензии у небольших банков, чтобы не наносить ощутимого ущерба сектору в целом. Однако тотальные отзывы лицензий даже небольших банков, и даже если эти отзывы будут по делу, могут вызвать некоторую панику не только в банковской среде, но и среди населения, и банкам будут доверять еще меньше обычного. «В будущем такая политика должна иметь только положительные последствия. Ведь прозрачность банковской системы – это основа инвестиционного роста», – отмечает в разговоре с «НИ» старший научный сотрудник сектора международных экономических организаций Центра экономических исследований РИСИ Николай Трошин.

Действительно, с рынка ушел ряд банков, которые в течение многих лет имели репутацию недобросовестных и ставших, по сути, для своих владельцев средством отмывания нелегальных финансовых потоков. Но, как отметил директор стратегического анализа ФБК Игорь Николаев, вопрос заключается в своевременности проведения этих мер. В текущей кризисной ситуации агрессивная чистка выглядит, по мнению экспертов, сомнительной. Ведь тесная взаимосвязь бизнеса ликвидированных банков с бизнесом большого числа легальных компаний и средствами десятков тысяч вкладчиков как раз и повлекла за собой в результате их принудительного банкротства тяжелые последствия для бизнеса и населения. Нельзя забывать и об эффекте «домино», когда в результате паники усилился процесс перетока вкладчиков в государственные банки.

Как справедливо отметил В.С. Черников, Конституция РФ не устанавливает основных параметров системы управления банками, отсутствует также и закон по данному вопросу, «цели по регулированию банковской деятельности к основным функциям Центрального банка Конституцией РФ не отнесены, и следование им не является причиной «независимости» главного банка страны».3

В этой связи представляется необходимым закрепление в Законе о ЦБ РФ нормы, содержащей четкое указание на место нормативных актов Банка России в системе нормативных актов (это может быть также и Федеральный закон о нормативных актах).

Фактически в рамках управления банковской системой страны Центральный банк РФ соединяет в себе три властные функции: нормотворческую, исполнительную и квазисудебную. В этой связи представляются обоснованными предложения Г.А. Тосуняна и А.Ю. Викулина о необходимости распространения принципа разделения властей как методологического и на систему «денежной власти».4

Авторы полагают, что именно такое разделение «денежной власти» вполне будет формально соответствовать Конституции РФ и установленному ею принципу независимости Центрального банка при принятии им решений (ст. 75 Конституции РФ).

Е.Н. Пастушенко считает, что Банк России является особым независимым органом государственной власти специальной компетенции, не входящим ни в одну из трех ветвей власти (законодательную, исполнительную и судебную), и вся его деятельность, включая его деятельность как юридического лица, имеет публичный характер.

Подводя итоги, можно обозначить следующие положения: с одной стороны, Центробанк России — орган государственной власти, занимающий особую позицию в банковской системе страны, и имеющий специальную компетентность в сфере управления этой системой, и с другой стороны, Центральный банк РФ — юридическое лицо с организационно-правовой формой, неведомой действующему Гражданскому кодексу РФ.

На текущий момент, в законодательстве России нет органа, наиболее полно умеющего отразить всю специфику правового положения ЦБ РФ. Однако ряд ученых в качестве такого института рекомендуют категорию юридического лица гласного права. Такой итог следует из того, что Банк России является органом национальной власти, снабженный характерными полномочиями, и вся его жизнедеятельность, в том числе деятельность в качестве юридического лица, носит гласный характер.

Таким образом, необходимо вписать в ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» коррективы, касающиеся законодательного закрепления за Центробанком статуса юридического лица публичного прав

Список использованных источников:

Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и

проблемы банковской системы. М., 2010. С. 31 — 55

Рудько-Силиванов В.В., Кучина Н.В., Жевлакова М.А. Организация

деятельности Центрального банка.// КноРус. 2013.

Черников В.С. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности // Современное право. 2010. N 5.

Миропольцев В.Ю. Конституционно-правовые основы банковской системы Российской Федерации: Дис. к.ю.н. 2006.

1 Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Деньги и власть. Теория разделения властей и проблемы банковской системы. М., 2010. С. 31 — 55

2 Рудько-Силиванов В.В., Кучина Н.В., Жевлакова М.А. Организация деятельности Центрального банка.// КноРус. 2013.

3 Черников В.С. Правовые проблемы организационного обеспечения государственного регулирования банковской деятельности // Современное право. 2010. N 5.

4 Миропольцев В.Ю. Конституционно-правовые основы банковской системы Российской Федерации: Дис. к.ю.н. 2006.

Хочется ещё раз вернуться к этому вопросу. Еще раз пояснить и показать «нюансы» статуса нашего Центрального Банка, о которых я писал в книге «Национализация рубля». Это очень важно. Ведь так называемые ЗВР (золото-валютные резервы России) принадлежат не России, а конкретно Банку России.

Так является ли Банк России (ЦБ России) государственной структурой?

Законы – это формулировки. Суть выражена именно в них. Эмоции законам не присущи. В них все предельно четко написано. Другое дело, что иногда для их чтения и понимания остро необходимо юридическое образование.

Но есть моменты, где этого не требуется, потому, что формулировка закона понятна любому взрослому человеку. Кроме, разумеется, «либеральных экономистов».

Чтобы разобраться, возьмем закон, который напрямую к деятельности ЦБ отношения вроде бы не имеет. Например, Федеральный закон № 152- ФЗ о персональных данных.

Недавно в него были внесены изменения.

Так вот первоначально формулировка части 2 статьи 4 звучала так: «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных». http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html

Теперь же она звучит так: «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее – нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=87877

Как мы видим, уточнение в закон ясно говорит нам: есть государственные органы, а есть Банк России.

Банк России действительно не является государственным органом. А значит, просто НЕ МОЖЕТ подчиняться российскому государству.

Мои оппоненты по дискуссии в программе «5-го канала», имея громкие звания и не менее громкие должности, к сожалению, не читают основополагающие законы. И поэтому горячо оппонировали высказанному мной тезису, что ЦБ России не является государственным органом. http://nstarikov.ru/blog/10611

А ведь достаточно просто почитать Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» или просто зайти на сайт нашего «Центрального Банка» (который по факту вовсе и не наш), как можно прочитать главное, суть:

«Ключевым элементом правового статуса Банка России является принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». http://www.cbr.ru/today/status_functions/

Повторим суть, специально для «либеральных экономистов»:

  1. В законе о ЦБ России прямо написано, что он не является органом государственной власти.
  2. Там же указано, что ЦБ России особый публично-правовой институт. Подчеркиваю – особый. Особый НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ институт.
  3. В законе написано, что свои функции Банк России осуществляет независимо от всех видов государственной власти России.

Вывод из всего этого может быть только один – Банк России не подчиняется государству.

Или может быть «либеральные экономисты» прекрасно все это знают? Но по «некоторым причинам», всегда включают дурака, начинают хихикать,» строить рожицы», когда кто-то утверждает, что наш ЦБ негосударственная структура, которая российскому государству не подчиняется.

Но, как сказал, один умный человек, можно обманывать некоторых иногда, но всех и всегда обманывать не получится.

И кажется, это время очень быстро наступает…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий