Цивильное право в римском праве

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования Украины

Реферат

по всемирной истории

Тема:

Цивильное право

г. Кривой рог — 2013 год

Характеристика цивильного права

Цивильное право (лат. jus civile от римского civilis — гражданский, гос.) — в Древнем Риме название собственно римского «национального» права, не имеющего аналогов ни в какой другой правовой системе. К Ц.п. относились Двенадцати таблиц законы и все те законы, которые принимались народными собраниями после них. В состав Ц. п. входили и толкования римских юристов (responsa, sententia).

Двенадцати таблиц законы (лат. leges duodecim tabularum) — один из древнейших сводов римского обычного права (V в. до н.э.) на 12 досках-таблицах (отсюда название). Текст Д.т.з. известен лишь частично по ссылкам в сочинениях римских писателей и юристов. Нормы Д.т.з. относились к судопроизводству, уголовному и гражданскому праву, некоторым административным правилам.

Цивильное право (лат. jus civile от римского cevitas — город, политическая общность, народ, государство) — в Древнем Риме название собственно римского «национального» права, не имеющего аналогов ни в какой другой правовой системе. К Ц.п. относились Двенадцати таблиц законы и все те законы, которые принимались народными собраниями после них. В состав Ц.п. входили и толкования римских юристов (responsa, sententia).

Понятие современного гражданского права не совпадает с понятием гражданского права в Древнем Риме. То, что мы сегодня называем гражданским правом, в Древнем Риме складывалось из трех существовавших тогда систем:

jus civile — цивильное право;

jus gentium — право народов;

Jus praetorium — преторское право.

Эти три системы в совокупности составляли гражданское право.

Цивильное право — исконно римское, сугубо национальное и наиболее древнее право, регулировавшее имущественные отношения исключительно между римскими гражданами. Но отличалось ограниченностью, обременительным формализмом стойким консерватизмом. Римское государство в ту пору представляло собой город-государство Рим, и цивильное право ограничивалось территорией города Рима, что придавало ему замкнутый характер. Основным источником были Законы XII таблиц, принятые еще в период становления республики (451-450 гг. до н.э.).

Цивильное право не могло долго успешно удовлетворять потребности бурно развивающегося римского рабовладельческого общества. Его нормы вскоре устарели, перестали отражать быстро изменяющиеся социально-экономические условия рабовладельческого строя, не могли обеспечить четкое правовое регулирование возникающих новых имущественных отношений. Самое же главное заключалось в том, что цивильное право не было способно регулировать имущественные отношения между римскими гражданами, с одной стороны, и гражданами, проживавшими за пределами города Рима с другой. Между тем потребность в этом быстро нарастала, поскольку римляне вели оживленную торговлю со своими соседями. Пришлось признать основные гражданские права и за неримлянами, проживавшими вокруг Рима.

Именно в этот период (III-I вв. до н.э.) Рим развернул кампанию завоевательных войн против соседних народов которые привели к захвату всего Апеннинского полуострова, а затем и Средиземноморья. Город-государство постепенно превращается в крупнейшую державу. Покоренные Римом народы обладали высокой культурой, в том числе правовой, которая оказывала обратное воздействие и на римское цивильное право.

Развернувшиеся деловые (прежде всего торговые) отношения римлян с Перегринами обусловили необходимость учреждения должности претора для перегринов. Ему в обязанность вменялось разрешение имущественных споров, возникавших как между самими перегринами, так и перегринами, с одной стороны, и римскими гражданами, с другой. В практической деятельности перегринский претор часто опирался на местное право, праве перефинов, т.е. покоренных соседних народов, которое в ряде случаев превосходило римское цивильное право, используя в своих эдиктах достижения правовой культуры этих народов. Так возникла еще одна система римского гражданского права.

Право народов были призвано регулировать имущественные отношения как между римскими гражданами с одной стороны, и Перегринами, с другой, так и между самими Перегринами. Оно выгодно отличалось от цивильного права: большей подвижностью, отсутствием формализма и национальной ограниченности. Воспринимая все лучшее из правовой культуры соседних народов, право народов становилось все более прогрессивным и доступным для простых людей, поскольку отвечало новым требованиям и чутко улавливало изменения в обществе.

Названные системы существовали и развивались параллельно, все более проникая одна в другую и взаимно обогащаясь. Право народов было богаче по содержанию, и цивильное право охотно впитывало в себя новые правовые Идеи, конструкции, институты. Системы все больше сближались. А через некоторое время обе они начали безнадежно отставать от бурно развивающегося гражданского оборота, и все чаще их нормы оказывались беспомощными перед напором новых правовых явлений. Нужно было искать более эффективные правовые средства.

Одновременно с развитием цивильного права и права народов постепенно возникает еще одна система римского гражданского права преторское право, сложившееся в результате практической деятельности преторов и некоторых других магистратов. Преторское право регулирует имущественные отношения как между римскими гражданами, так и перегринами, однако применяется в случаях, когда нормы цивильного права и права народов оказываются неспособными урегулировать новые отношения. Претор своей практической деятельностью по руководству судами восполняет недостатки и пробелы названных систем.

Преторское право в силу специфических особенностей возникновения и развития обладало рядом преимуществ перед цивильным и правом народов. Оно, прежде всего, более чутко и полно отражало новейшие социально-экономические изменения, возникающие в римском рабовладельческом обществе. Избавление от традиционного формализма цивильного права, некоторой скованности права народов, упрощение многих правовых процедур, четкость и ясность правовых предписаний, их лаконичность и глубокая содержательность делали Преторское право доступным и эффективным, гибким и надежным средством защиты интересов класса рабовладельцев. Нельзя сказать, что преторское право обладало самобытностью цивильного права или утонченностью права народов. Однако оно возникло, развивалось и достигло блестящих вершин совершенства на основе права цивильного и права народов, было их детищем, восприняв от них все лучшее. Римское гражданское право приобрело всемирную известность в значительной мере благодаря деятельности преторов и созданному их трудами преторскому праву.

Все три системы в совокупности и составляли римское гражданское право. Они продолжительное время сосуществовали рядом, совместно развиваясь, взаимно обогащаясь и проникая друг в друга. Однако приоритет принадлежал преторскому праву как наиболее мобильному и динамичному. В конце концов, системы сблизились, утратив отличительные черты. На их основе было выработано единое понятие — jus privatum — римское частное право. цивильный преторский правотворческий судебный

Римское частное право противопоставлялось jus publi-сит — публичному праву. В период республики римская правовая система состояла, таким образом, всего из двух отраслей — права частного и права публичного. Римский юрист Ульпиан так определил эти понятия: «Публичное право, которое (относится) к положению Римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц» (Д.1.1.2). Далее Ульпиан поясняет, что следует различать пользу общественную и пользу частных лиц. Если речь идет с государственном интересе, о правовом положении государства, его органов или отдельных должностных лиц, с регулировании отношений, представляющих общественный интерес, — то это сфера публичного права.

Если же речь идет об интересе отдельных частных лиц, об имущественные отношениях между ними, об их правовом положении в связи с этим — то это сфера частного права. Таким образом, по мнению Ульпиана, критерием разграничения частного и публичного права является характер интересов. Если право ограждает интересы государства, то это публичное право, если оно защищает интересы частных лиц, это частное право. Естественно, следует иметь в виду, что речь идет о праве рабовладельческого общества, в котором интересы частных лиц далеко не одинаковы и часто между собой не совпадают.

Деление права на частное и публичное было воспринято буржуазными правовыми системами и сохраняется до сих пор. Это обстоятельство обусловливает необходимость более полной характеристики этого деления.

Современное понятие частного права включает в себя следующие отрасли: гражданское право, торговое и семейное право (в правовых системах, которые содержат такие отрасли права). Римская правовая система не знала еще ни торгового, ни семейного права как самостоятельных отраслей. Поэтому частное право и гражданское право в римской правовой системе выступали как однозначные категории. Современное частное право по своему объему значительно шире.

Цивильное право (от лат. civilis — «гражданский»), или квиритское право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина), — совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее — сената.

Источники цивильного права — обычаи и законы. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян.

Цивильное право закрепляло патриархальное строение семьи с безусловным господством домовладыки, в его рамках не было развитого права собственности и всего того, что закономерно обусловливает обращение такой собственности. Отношения гражданства заканчивались на пороге римского дома и определяли только военно-общественную и религиозную деятельность узкого круга глав родов и семей в традициях, восходящих еще к временам военной демократии.

Преторское право — совокупность правил и формул, созданных претором. Источники преторского права — эдикты преторов. Это связано с тем, что эдикты преторов постепенно вытеснили старое cjus civile и создали новую систему норм — преторское право.

Преторское право представляло собой наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права.

Преторское право действовало не только в отношении римских граждан. С разрастанием Римской империи и развитием товарооборота, в который вступали лица, не имеющие римского гражданства, возникла необходимость в правовом оформлении данных отношений. Эта проблема была решена созданием должности претора перегринов.

Магистраты, обладавшие высшей властью, — преторы, правители провинций, а в пределах своей компетенции курульные эдилы — издавали эдикты! программные заявления, общеобязательные на год службы издавшего эдикт магистрата. Затем преемники стали переписывать из эдиктов предшественников все, имевшее жизненное значение, — создавались постоянные эдикты (edictum perpetuum).

В 125-130 гг. император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану установить окончательную редакцию постоянного эдикта с целью закрепления отдельных постановлений преторского права. Часто законодатель в лице главы собраний либо в лице императора старался отразить нормы цивильного права в новых законах, в новых конституциях- то, что было наработано.

Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в деятельности римских юристов, которые комментировали как цивильное, так и преторское право.

Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и удовлетворял их.

К концу III в. различие между цивильным и преторским правом практически исчезло.

Примерно с III в. до н.э. в Риме получила довольно заметное развитие торговля с другими италийскими общинами; затем стали развиваться торговые связи и с вне италийскими странами. В то же время шел процесс сосредоточения земельной собственности в руках крупных землевладельцев, интересы которых оказывались иногда в противоречии с интересами рабовладельцев-коммерсантов, хотя при этом и землевладельцы и купцы были одинаково заинтересованы в сохранении рабовладельческого строя.

Общественные отношения, таким образом, значительно усложнились, вследствие чего старые неподвижные и весьма ограниченные количественно нормы цивильного права перестали удовлетворять запросам жизни. Новые потребности стали получать удовлетворение, в частности, при помощи эдиктов магистратов, в особенности преторского эдикта.

Осуществляя руководство гражданским процессом, претор стал отказывать в иске при таких обстоятельствах, когда по букве цивильного права должна была бы быть предоставлена защита, и, наоборот, давать иск в случаях, не предусмотренных в цивильном праве. Таким путем преодолевались трудности, возникавшие вследствие несоответствия старых норм цивильного права новому укладу общественных отношений. Праву придавался прогрессивный характер, хотя формально не отменялись исконные нормы, к которым консервативные римляне относились с особым почтением.

Ни претор, ни другие магистраты, издававшие эдикты, не были компетентны отменять или изменять законы, издавать новые законы и т.п.; praetor ius facere non potest (претор) не может творить право; например, Гай (3.32) говорит, что претор не может дать кому-нибудь право наследования.

Однако в качестве руководителя судебной деятельности претор мог придать норме цивилизованного права практическое значение или, наоборот, лишить силы то или иное положение цивильного права. Например, претор мог при известных условиях защитить несобственника как собственника (и тем самым оставить без защиты того, кто был собственником по цивильному праву), но он не мог несобственника превратить в собственника.

Источник и объяснение этого противоречивого положения надо искать в особенностях римского государственного права: закон не может исходить от магистрата, закон выражает волю народа; магистрат же в силу принадлежащей ему особой власти, именуемой imperium, руководит деятельностью суда и в этом порядке дает судебную защиту новым общественным отношениям, нуждавшимся в защите и заслуживавшим ее.

Подобного рода правотворческая деятельность судебных магистратов развивалась постепенно. Сначала претор не посягал на авторитет и силу цивильного права и только помогал их осуществлению, подкрепляя общественные отношения, урегулированные цивильным правом, также и своими исками.

По выражению юриста Папиниана, претор в этих случаях действовал iuris civilis adiuvandi gratia, помогал применению цивильного права. Например, лицу, которое признавалось по цивильному праву ближайшим законным наследником после другого лица, претор стал давать еще свои предусмотренные эдиктом средства защиты права этого цивильного наследника, причем преторское средство защиты фактически было более действенным, чем защита по цивильному праву. Далее претор сделал следующий шаг: с помощью своего эдикта он заполнял пробелы цивильного права (действовал iuris civilis supplendi gratia). Например, на случай, если у лица не будет ни одного из наследников, признаваемых цивильным правом, претор в своем эдикте обещает иск для защиты права на наследование некоторым другим лицам и, таким образом, создает новую категорию наследников. Наконец, эдикт претора стал включать такие пункты, которые были направлены на изменение и исправление цивильного права (iuris civilis corrigendi gratia). Например, когда старое родство, основанное на подчинении власти одного и того же главы семьи (так называемое агнатское родство, см. ниже, разд. IV, §1, п.3), стало терять свое значение, уступая место кровному родству, претор объявил в эдикте, что в известных случаях наследство фактически будет закреплено не за цивильным наследником, а за другим лицом. Претор не имел права отменять нормы цивильного права и не делал этого. Цивильный наследник не объявлялся утратившим свое право; он оставался номинально наследником, но так как преторский эдикт обеспечивал защиту другому лицу («преторскому” наследнику), у цивильного наследника оставалось только одно имя наследника (Gai, 3, 32), nudum ius, голое право, в том смысле голое, что оно не было снабжено, покрыто исковой защитой.

Таким образом, преторский эдикт, не отменяя формально норм цивильного права, указывал пути для признания новых отношений и этим становился формой правообразования. Давая средства защиты вопреки цивильному праву (или хотя бы в дополнение цивильного права), преторский эдикт создавал новые нормы права.

Юрист Марциан (D.I. 1.8) называет преторское право живым голосом цивильного права именно в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на новые запросы жизни и их удовлетворял.

Размещено на Allbest.ru

В римском праве периода высокой классики (конец I в. до н.э. — III в. н.э.) можно различить несколько правовых устоев, которые мы будем называть историческими системами права (не путать с системой изложения!). Эти устои сформировались в разное время, но достаточно долго действовали одновременно, влияя друг на друга.

Квиритское (цивильное) право. Вспомним высказывание Гая о том, в чем суть цивильного права: «гражданское право — то право, которое каждый народ сам для себя установил». Тот древнейший правопорядок, национальный устой правовых норм, сформировавшийся в римской общине в незапамятные времена, называли цивильным (jus civile из civis — гражданин) или квиритским правом (jus Quiritium — от самоназвания членов гражданской общины — «квириты»). Уже название этой системы говорит само за себя, подчеркивая ее строго национальный характер.

Основными памятниками, на которых базировалось квиритское право, были: законы XII таблиц (приняты в 451—450 гг.); более поздние законы, принятые народными собраниями (интересно, что из примерно 800 законов, принятых в республиканскую эпоху, только 30 относились непосредственно к сфере частного права); постановления сената (сенатусконсульты); комментарии жрецов и юристов к цивильным законам, которые создавали новые нормы, логически выводя их из старых законов и обычаев.

В результате сложилась довольно логичная, замкнутая система правовых норм. Ее главные черты состоят в следующем:

  • 1) национальная исключительность (индивидуальная подсудность);
  • 2) замкнутость (квиритское право с большим трудом берет чужое, пытаясь все объяснить из самого себя);
  • 3) это система строгого права (допускается только буквальное толкование нормы);
  • 4) формализм (строгая торжественность юридических актов).

Право народов (jus gentiumj. Вспомним Гая: «право народов — то

право, которое применяется и защищается одинаково у всех народов». Когда мы говорим о jus gentium применительно к Риму, необходимо учитывать, что здесь оно приобрело форму особого, самостоятельного правового устоя. Дело в том, что квиритское право по определению не могло применяться к перегринам, т.е. к чужакам, которые приравнивались здесь к hostes — врагам. Но постепенно Рим превращался в важнейший политический и деловой центр — сначала в рамках Италии, а затем (ко II в. до н.э.) и всего Средиземноморья. Возникла необходимость признать за перегринами некоторые основные гражданские права. Без этого признания сами римляне оказывались в проигрыше, не имея возможности вести с ними дела нормальным порядком.

Jus gentium как особая система римского права включало в себя следующие основные элементы: обычаи и нормы, существовавшие с незапамятных времен у купцов Средиземноморья; торговые институты из египетского, финикийского, греческого права; древние нормы, регулировавшие отношения римлян с членами латинских общин (прежде всего в отношении браков и коммерции).

Главные черты jus gentium суть следующие:

  • 1) вненациональный (или наднациональный) характер (принцип территориальный подсудности);
  • 2) открытость и способность к заимствованию чужих идей, легкая трансформируемость, высокий уровень адаптивности;
  • 3) ориентация на общее понятие о справедливости: при толковании той или иной нормы (закона, договора или завещания) акцент здесь делался на voluntas (истинная воля законодателя, договаривающихся сторон или завещателя), fides (доверие; учитывается, проявили стороны «добрую совесть», или «злую»), aequitas (равенство сторон);
  • 4) неформальность и простота производства.

Преторское право (jus praetorium). Наиболее интересной из исторических систем римского права представляется совокупность новшеств, введенных преторами и эдилами в правопорядок и объявленных в их эдиктах. Так как эта совокупность форм судебной и административной защиты, процессуальных норм, принципов и правил была создана практикой должностных лиц, она имеет общее название — магистратское право (jus honorarium); но поскольку преторский эдикт обладал неизмеримо большим значением по сравнению с эдильским эдиктом, мы чаще будем говорить не о магистратском праве вообще, а о претор- ском праве (jus praetorium).

Новшества, создававшиеся преторами, носили сугубо процессуальный характер, они не были нормами материального права. К примеру, претор никогда не говорил в своем эдикте: «Отныне под соучастием мы будем понимать такое-то действие…» или: «Под давностью владения понимается то-то и то-то… давность владения приводит к тому-то и тому-то». Претор говорил в эдикте о том, какие именно частные отношения он намерен защищать, и какие процессуальные средства он при этом будут применять. Об особенностях преторского эдикта подробно будет сказано в соответствующем месте.

Вопрос о соотношении преторского права и права народов. Очень важно разобраться с вопросом о соотношении преторского права и права народов. Если вернуться к последним абзацам и еще раз внимательно прочитать, что в них написано, можно сделать вывод о том, что право народов (jus gentium) по способу своего возникновения является ничем иным, как преторским правом (jus praetorium). В самом деле, право народов — это римское право, созданное преторами специально для разрешения имущественных споров между Перегринами или в спорах между Перегринами и римлянами. Поэтому с данной точки зрения — с точки зрения способа возникновения — эти два правовых устоя совпадают друг с другом.

Однако на эту проблему можно смотреть и под другим углом зрения, который предлагает нам юрист Гай (см. выше). В этом смысле право народов — это то право, которое одинаково применяется у всех народов в силу того, что входящие в него правила и институты основаны на «естественном здравом смысле» (ratio naturalis), а потому jus gentium существовало уже задолго до того, как jus praetorium оформилось в качестве особой правовой системы. Совокупность этих общих для всех народов правил и принципов стало тем материалом, который преторы использовали наряду с нормами древнего квиритского права (jus civile) при ежегодном обновлении своих эдиктов.

Сближение систем. Нормы материального права поставляли jus civile и jus gentium. При этом данные системы часто противоречили друг другу. Как они сосуществовали и как взаимодействовали друг с другом?

Нужно всегда иметь в виду, что римский правовой порядок и в архаический, и в классический периоды (т.е. вплоть до III в. н.э.) покоился на процессе, а не на законе. Преторы, внося в свой ежегодно обновляемый эдикт (главный процессуальный документ, содержащий перечень всех в данный момент времени признаваемых и применяемых государством в лице претора процессуальных средств) новые процессуальные способы защиты (например, новые варианты исков) или, напротив, исключая из вновь издаваемого эдикта уже устаревшие способы защиты, фактически определяли, по какому пути пойдет развитие всей римской правовой системы. Применяя или отказываясь от применения тех или иных процессуальных способов, преторы превращали их или в действующее право, или в «голое право» (nudum jus). Такая работа над эдиктом осуществлялась постоянно, и в ее процессе обращение шло как к нормам jus civile, так и к нормам jus gentium. Этот процесс привел к тому, что в конечном итоге (к началу III в. н.э.) сформировалась новая — на этот раз единая — система римского права, получившая старое название —jus civile. С этого времени под этим новым-старым названием — гражданское право — понимали всю совокупность действовавших в Римской империи правовых норм.

Процесс формирования рассмотренных исторических систем в римском праве можно представить в виде хронологической таблицы (см. табл. 1).

Таблица 7

Процесс формирования исторических систем в римском праве

Система

Изначальная форма

Время

jus Quiritium (civile)

Начинает формироваться с древнейшей эпохи; получает свое официальное оформление в 451—450 гг. до н.э. с принятием законов XII таблиц

середина V в. до н.э.

jus gentium

В качестве правил, способствующих разрешению имущественных конфликтов между представителями разных народов, начинает активно применяться в Риме со II в. до н.э.

II в. до н.э.

jus praetorium

Как особая процессуальная система фиксируется со второй половины II в. до н.э.

Вторая половина II в. до н.э.

jus civile

В качестве новой единой системы Римской империи окончательно оформилась к концу классической эпохи римского права — т.е. к III в. н.э.

III в. н.э.

Право народов (jus gentium) – разновидность римского гражданского права; право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право.

Право народов возникло позже цивильного и было более прогрессивным. Оно отличалось большей свободой и упрощением формы.

Принцип права народов: главное не то, что было сказано, а то, что имелось в виду. Первоначально право народов состояло из договоров, заключенных Римом с иностранными державами.

Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).

Со становлением Рима, центра международной торговли, появилась необходимость создать претора и по делам иностранцев. Он получил название «претор по делам перегрина» и разрешал споры между римскими гражданами и иностранцами или между самими иностранцами на территории Римского государства. Поскольку на перегринов не распространялось цивильное право, претор вынужден был применять, с одной стороны, международные правовые нормы, заключенные Римским государством, с другой стороны, – то, что относилось к праву, общему для всех народов. То, что было общее для всех народов, известных Риму, и было правом народов. В своем отправлении правосудия претор пользовался прежде всего понятием спра-|ведливости и международным правом. При этом складывались определенные обыкновения, которые претор стал отражать в эдиктах. Постепенно эдикты претора перегринов образовали новую общность, новую правовую систему в рамках римского частного права. Поскольку это был Римский магистрат и поскольку право применялось на территории Римского государства – право это было Римское. С другой стороны, оно отличалось по своим подходам, по своим идеям, которые оно в себе заключало, по тем правилам, которые содержались в эдиктах, по тем формулам исков, которые там содержались, от цивильного права. Потому что оно приняло на себя еще одно поколение международного гражданского оборота, с одной стороны, с другой стороны – некоторые нормы, взятые из иностранного права. Преторы по делам перегринов занимались творчеством. Для решения споров с иностранными гражданами на территории Рима они создавали новые, более гибкие, более удачные, чуждые присущему цивильному праву формализму нормы.

Добавить комментарий