Убытки при изъятии земельного участка

В настоящее время законодательство допускает возможность изъятия земель, находящихся в частной собственности. В таком случае необходимо соблюсти все имеющиеся нюансы.

Законодательство

Процесс, согласно которому производится изъятие ЗУ, утверждается на законодательном уровне. В данном направлении действуют федеральные законы, такие как Земельный и Гражданский кодексы. Некоторые положения регламентируются уголовным законом.

С конфискацией земельного участка (ЗУ) прекращается право собственности относительно надела. Допускается принудительное конфискование земель, что подразумевает их передачу в собственность государства, соответственно, правомочия собственника частного лица в этот момент прекращаются.

Основания для процедуры

Данные положения прописываются в гражданском законодательстве. В их число входят:

  • взыскание накладывается на землю по причине установления обязательств;
  • изымают наделы, которые согласно законам не могут принадлежать частным лицам на праве собственника;
  • национализация, конфискация или реквизиция наделов;
  • выделяется доля в совместном владении с выплатой компенсации в денежной форме (связано с тем, что долю в натуре выделить нельзя);
  • участки выкупаются для муниципальных или госпотребностей;
  • надел используется с нарушением правил, установленных законодателем.

Положения решения об конфискации

Также допускается изъятие участка, который расположен под домом и оформлен в собственность. При этом процесс производится независимо от формы собственности на землю. Прекращение прав собственника в принудительном порядке допускается, если лицо нарушило принципы, установленные для целесообразного использования. В том числе:

  • использование не отвечает установленной категории и целевому назначению;
  • нарушается экологическая обстановка, снижается плодородность надела для земель, имеющих сельскохозяйственное назначение;
  • собственник высказывается против устранения последствий нарушений, которые связаны с загрязнением окружающей среды;
  • проигнорированы обязательные меры по осуществлению охранных мероприятий, улучшению почвы;
  • лицо уклоняется от уплаты налоговых платежей.

Допускается изъятие на принудительной основе:

  • когда конфискация проводится в рамках программ, проводимых государством, муниципалитетом;
  • реквизиция;
  • иные случаи, закрепленные в законах.

Составляется соглашение об конфискации земельного надела. Этот документ подтверждает факт отчуждения имущества гражданина или организации в пользу государства или муниципалитета.

Заключается акт собственниками надела, который изымается и органами муниципальной или госвласти. В качестве объекта соглашения рассматривают наделы и объекты, которые на них возведены. На участки могут распространяться права собственности, а также постоянного пользования.

Решение

Соглашение имеет письменную форму. В нем отражается:

  1. Период, в течение которого осуществляется передача. Он не может превышать более 6 месяцев с момента, когда прекратилось право собственника у предыдущего владельца.
  2. Указывается порядок и сумма относительно возмещения ущерба, который возникает по причине изъятия участка.
  3. Вписываются реквизиты акта, в котором содержится решение об конфискации надела для нужд государства или муниципалитета.
  4. Указывается, какое право прекращается или возникает в отношении участка или расположенных на нем строений в результате процедуры.
  5. Цели, с которыми проводится процесс.
  6. Кадастровые данные для участков, которые изымаются. Если нет такого номера, то вписывают условный, которые устанавливается на основании законодательства.
  7. Данные сторон договора.
  8. Сооружения, которые не могут быть изъяты, но при этом располагаются на изымаемой территории.
  9. Сервитут земельного участка, если таковой действует.

Понятие соглашения об изъятии

В гражданском законодательстве прописывается порядок, согласно которому происходит регистрация сделок с земельными наделами. Состоит он из шагов:

  • соглашение направляется собственнику надела для изучения;
  • акт подписывается либо когда человек отказывается его подписывать или в течение трех месяцев с момента получения игнорирует – отправитель подает иск в судебный орган о принудительной конфискации;
  • документ отправляется органу, который его направил;
  • соглашение направляется в Росреестр для регистрации;
  • производятся регистрационные мероприятия и переход прав от частного лица к органам государства или муниципалитета.

Образец соглашения

К соглашению прикладываются:

  • кадастровая документация относительно ЗУ и построек на нем;
  • отчет, содержащий рыночную стоимость земли и сооружений;
  • когда предусматривается компенсация при изъятии, то составляется отчет с указанием реальных стоимостей.

Несанкционированное использование

Лицо, владеющее ЗУ, лишается данных прав в ситуации, когда на протяжении трехлетнего периода территория не использовалась им по назначению, для которого регистрировалась либо при использовании были допущены грубые нарушения правил установленных относительно землепользования.

Земельные наделы подвержены обследованию административного характера, которые проводятся представителями государственного кадастра.

В таком случае инспектированию подлежит:

  • состояние ЗУ по факту;
  • формы относительно их использования;
  • степень и наличие ущерба, который причинен наделу.

Если в ходе проверки выявляются нарушения, то собственник привлекается к административной или иной ответственности. Также рассматривается в качестве решения проблемы смена собственника в принудительном порядке. Проводится это с помощью продажи участка.

Реквизиция

В качестве одного вида принудительного конфискования ЗУ выступает реквизиция. Процедура проводится органами исполнительной власти при возникновении ситуаций, носящих чрезвычайный характер. Целью в таком случае выступает защита жизни, здоровья и благополучия отдельных лиц, общества и целого государства.

Стоит отметить, что рассматриваемый процесс имеет возмездный характер. Это значит, что собственник получает денежную компенсацию за изъятое у него имущество. Подтверждается это специальным документом. Размер компенсационных выплат зависит от того, что определено при оценке имущества в соответствии с законодательными актами.

Возмещение убытков правообладателю

Данная мера носит временный характер. После того, как заканчивается действие оснований, которые служили причиной конфискации – надел возвращается в собственность человека, при этом возмещаются убытки.

Когда вернуть участок не представляется возможным, то компенсация выплачивается в размере рыночной стоимости. Также учету подлежит выгода, которая была утрачена. Если собственник выразит согласие, то ему предоставляют другой равноценный участок.

Конфискация

Данная разновидность изъятия предусматривается земельным законодательством. Также некоторые положения определяются в Уголовном кодексе. Изъятие производится в таком случае по причине совершения преступления и выступает неким видом наказания. Решение принимается только судебной инстанцией.

Изъятие производится на безвозмездной основе. В настоящее время подобная санкция исключается из действующего законодательства.

Порядок изъятия

Земельный и Гражданский кодексы содержат положения относительно порядка изъятия ЗУ. Процесс при нарушении порядка землепользования выглядит так:

  • органы государственной или муниципальной власти принимают решение относительно совершенного правонарушения;
  • когда имеется согласие собственника, выраженное в письменной форме – надел выставляется на торги;
  • после того, как участок реализован – денежные средства, за исключением тех, что были затрачены на проведение торгов, передаются лицу, имеющему право владельца на надел;
  • если человеком не принимается решение, которое вынесено властными органами, то они подают иск относительно продажи надела.

Этапы изъятия

Процесс конфискации выглядит:

  • судебным органом выносится решение относительно совершенного преступления;
  • суд выносит заключение о проведении конфискации.

Реквизиция проводится данным образом:

  • выдается документ, где содержится решение государственного органа о проведении реквизиции;
  • устанавливают форму или размер компенсационной выплаты;
  • если человек не согласен с принятым решением относительно компенсации – акт оспаривается в судебном порядке.

Для муниципальных и государственных потребностей

Изначально производится разработка и принятие проекта относительно конфискации земли на уровне властных органов. Когда осуществляется выбор площади, где планируется государственное или муниципальное строительство, то выносят заключение, содержащее форму изъятия. В документе указывают:

  • фактические данные относительно ЗУ, которые подкрепляются с помощью выписки из кадастров;
  • указывается срок и цель проведения процедуры;
  • данные о настоящем владельце и статусе, который он имеет;
  • дается задание относительно извещения собственника;
  • проводится регистрация принятого решения;
  • составляется соглашение;
  • указываются новые права, которыми обладает лицо в связи с изъятием;
  • осуществляется уведомление собственника.

Когда отсутствует официальное информирование лица, обладающего правами владения, о проводимой процедуре – данное действие считается недопустимым. Регистрация относительно решения представляет собой фактическое законное наложение ограничение на права владения относительно изымаемого объекта.

Процесс регистрации связан с некоторыми рисками для собственников, потому как накладываются все издержки связанные с содержанием надела. Действия, проводимые на участке государством, не подлежат компенсации.

Понятие конфискации земли для государственных нужд

Лица, владеющие землями, права которых прекращаются, получают соглашения относительно изъятия ЗУ совместно с актом, где содержатся сведения относительно проведенной оценке. Минимальный срок, который устанавливается для заключения такого соглашения, не оговаривается в законах. Максимальный срок равен 90 дням.

В противном случае подается исковое заявление в суд с требованием о принудительной конфискации.

Извещение

Собственник ЗУ, который планируется к изъятию, должен быть заранее уведомлен о проведении данной процедуры.

Когда процесс проводится для муниципальных или гос. потребностей – собственник уведомляется за 1 год до того, как запланировано изъятие.

Сведения предоставляются в таком порядке:

  • во время разработки проекта и выбора места нахождения объекта;
  • после того, как принято решение относительно изъятия (минимальный срок – 1 год);
  • когда проект прошел официальную регистрацию и зафиксирована точная дата изъятия.

Обжалование решения

Решения, которые выносятся относительно факта конфискации надела, могут быть обжалованы в судебных органах:

  • когда собственник не согласен с рассматриваемой процедурой;
  • если не приняты предложенные условия.

В действующем законодательстве не в полной мере учитываются все имеющиеся нюансы относительно юридической процедуры изъятия. Зачастую владельцами участков не регистрируются права в едином реестре, который ведется государственными органами. Тогда возникают вопросы при подписании соглашений в случае установления долевого владения. Нюансы касаются и оценки наделов.

Возмещение убытков

Согласно земельному законодательству в полном объеме возмещаются убытки, в том числе и упущенная выгода, которые причинены:

  • когда участки изымаются для государственных или муниципальных нужд;
  • состояние земли было ухудшено за счет деятельности других лиц;
  • ЗУ были заняты временно;
  • права собственников, землевладельцем и землепользователей ограничены;
  • на основании ходатайства органа государственной власти либо муниципалитета изменяется целевое назначение.

Возмещение убытков при изъятии земли для муниципальных нужд

Когда убытки были причинены в результате иных действий – порядок возмещения устанавливается статье 62 Земельного кодекса.

Причиненные убытки подразделяют на реальный ущерб и выгоду, которая была упущена. Реальный ущерб представляет собой расходы, которые лицо, чьи права нарушены, производит с целью восстановления своих правомочий. Также убытки понимаются как неполученные доходы, на которые лицо могло рассчитывать до нарушения его прав.

Убытки могут причиняться как правомерным поведением, так и правонарушением.

Изъятие в СНТ

Садоводческое товарищество понимается как некоммерческая организация, в которой участвуют граждане, объединившиеся на добровольных началах. За счет функционирования СНТ не получает какой – либо прибыли. В товариществах действуют уставы, которые они разрабатывают самостоятельно. Налогообложение предусматривается исходя из учета общей площади товарищества.

СНТ не имеет правомочий относительно конфискации наделов. В законодательстве предусматриваются основания для изъятия, которые могут связываться только с правонарушением совершенным владельцев участка:

  • когда лицо использует участок вопреки его назначению;
  • отчуждение территории производится органами муниципалитета в интересах общества.

То, что человек не внес сумму, которая требуется для оплаты различных взносов и благоустройства СНТ – не является основанием для изъятия.

Если складывается ситуация, когда человек на протяжении длительного времени не используется свой надел – товарищество не имеет полномочий по изъятию таких земель. Это связано с тем, что в законодательстве отсутствует такое основание для изъятия участка.

Правомочия по выставлению земли на публичные торги обладает местная администрация. Это происходит, когда участок по факту заброшен, имеется задолженность по уплате членских взносов, оплате водоснабжения и электроэнергии.

Постановление об изъятии надела у собственника выносится органом государственной или муниципальной власти. После того, как надел изъят права собственности относительно него утрачиваются. Если участок находился в аренде, то договор расторгается.

Для строительства дороги

Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.

Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.

Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.

Принудительное изъятие

В качестве одного из основания для прекращения прав собственности рассматривается принудительное изъятие надела. Производится процедура только в установленном законом порядке. К ним относят:

  • выкуп наделов для нужд государства и муниципалитета;
  • производится реквизиция;
  • если участок используется ненадлежащим образом.

Положения по изъятию ЗУ для муниципальных и государственных нужд

Законодателем предполагается принудительное изъятие наделов в государственных или муниципальных нуждах, но при этом заранее собственникам должна быть выплачена компенсация. Если лицо не соглашается на выкуп, то органы власти подают иск в суд. Когда достигнуто соглашение – производится процедура в административном порядке.

К примеру, на совещании госоргана было принято решение о прокладывании дороги по территории, где располагался участок, принадлежащий К. Чиновниками был соблюден установленный в законе порядок, проведена оценка и К. выплачена рыночная стоимость его надела.

Обратить взыскание могут на основании решения, вынесенного судом. Однако иной порядок может быть предусмотрен в законе или договоре.

Относительно реквизиции земельное законодательство предусматривает, что при различного рода авариях, стихийных бедствиях, эпизоотиях, и других обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер ЗУ на некоторое время может быть изъят у собственника. После прекращения оснований, по которым проводилась процедура – надел возвращают.

Изъятие по причине ненадлежащего использования производится, если человек не использует надел в соответствии с установленным назначением, либо использует, нарушая действующие нормы права. Это могут быть случаи:

  • надел имеет сельскохозяйственное значение и не используется более трех лет;
  • при использовании нарушаются рациональные правила относительно использования надела.

Если собственник согласен с процедурой, то реализация производится путем публичных торгов. В иных ситуациях допускается продажа надела по решению, вынесенному судьей.

Изъятие из чужого незаконного владения

Правомочия собственника находятся под защитой государства. Если совершаются посягательства, то они пресекаются уполномоченными на то органами власти. Изначально собственнику потребуется доказать, что он является добросовестным владельцем. Это может быть ситуация, когда участок приобретен у лица, которое не имело прав его отчуждать, например, залог земельного участка. При этом покупатель не знал и не мог знать об этом запрете.

Если приобретатель добросовестный, то закрепление его прав происходит в момент регистрации, однако исключениями являются случаи, прописанные в законе, когда реальный собственник может требовать возврата.

Человек в единственном случае может требовать возвращения надела – когда он выбыл из обладания против его воли. Примером служит, продажа по поддельной документации. В этом случае судебный орган удовлетворит иск в возврате надела в собственность реального владельца.

Изъятие из лесных земель

Данная проблема является актуальной на сегодняшний день для тех, чьи наделы расположены рядом с лесной зоной. Данная разновидность перевода предусмотрена в законодательстве. При этом имеет значение категория лесов. Если это резервный или эксплуатационный, то перевод осуществляется без ограничений.

Когда речь идет о защитном лесе, то перевод требуется создания охраняемой природной территории. Для действенной борьбы с данным явлением требуется слаженная работа органов государства, функционирующих в этом направлении.

Согласно законодательству допускается изъятие земельных наделов у собственников, при этом необходимо соблюсти установленную процедуру. Проводить изъятие могут специально на то уполномоченные органы.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • • основания и порядок возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • • особенности возмещения убытков при переводе земельных участков в другую категорию и при установлении ограничений прав на земельный участок;

уметь

  • • определять случаи и субъектов, которым возмещаются убытки;
  • • найти нормативный правовой акт, регулирующий порядок возмещения убытков в конкретном случае;

владеть навыками

• анализа и квалификации ситуаций, связанных с возникновением обязанности у субъектов земельных правоотношений возместить убытки правообладателям земельных участков.

Основания и порядок возмещения убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд

В соответствии с п. 1 ст. 57 ЗК РФ возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные:

  • 1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • 2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;
  • 3) временным занятием земельных участков;
  • 4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;
  • 5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.

Основания, условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также гарантии прав на землю при таком изъятии, подробно регламентированы в ст. 49, 55, 63 ЗК РФ.

В соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с: выполнением международных обязательств РФ; размещением объектов государственного или муниципального значения, указанных в подп. 2 и. 1 ст. 49 ЗК РФ, при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов; иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов РФ.

Ухудшение качества земель может происходить по разным причинам. Важно отметить, что в рассматриваемом случае речь идет об ухудшении, которое вызвано деятельностью не самого собственника земли, землепользователя, землевладельца или арендатора, а иных лиц как вследствие деятельности смежных землепользователей, так и в результате деятельности других лиц. Например, такая ситуация может возникнуть, когда земельный участок загрязняется проходящей рядом автомагистралью или в результате испытаний на космическом полигоне. Как правило, возмещение убытков, причиненных ухудшением качества земель, происходит в отношении земель сельскохозяйственного назначения, основной характеристикой качества которых является их плодородие.

Временное занятие земельных участков возможно, например, при временной передаче земельного участка в аренду для изыскательских работ. Проведение изыскательских работ, как правило, приводит к существенному нарушению свойств земельного участка. Пункт 7 ст. 22 ЗК РФ обязывает арендатора земельного участка в пределах срока договора аренды: привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

Ограничение прав собственников и арендаторов земельных участков, землевладельцев и землепользователей (бессрочное или на определенный срок) производится по основаниям, установленным ст. 56 и 56.1 ЗК РФ и иными федеральными законами. Наиболее распространенным основанием ограничений прав является установление зон с особыми условиями использования земель. К таким зонам относятся санитарно-защитные, охранные и иные зоны.

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона о переводе земель исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Следует отметить, что некоторые авторы рассматривают приведенные выше случаи как случаи правомерных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления или иных лиц. В указанных ситуациях причинение убытков есть результат правомерных действий, поэтому возмещение ущерба не может рассматриваться как мера юридической ответственности.

В соответствии с подп. 1 и. 2 ст. 57 ЗК РФ убытки возмещаются во всех перечисленных выше случаях (п. 1 ст. 57 ЗК РФ) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков.

Собственникам земельных участков убытки возмещаются в случаях, предусмотренных подп. 2–4 п. 1 ст. 57 ЗК РФ.

О возмещении убытков собственникам земельных участков в случае, предусмотренном подп. 5 п. 1 ст. 57 ЗК РФ, законодатель умалчивает.

Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника может быть осуществлено путем выкупа. Данная норма установлена ст. 279 ГК РФ. Также данная статья ГК РФ определяет порядок выкупа земельного участка у его собственника для государственных и муниципальных нужд.

Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка (п. 1 ст. 281 ГК РФ). Пунктом 2 ст. 281 ГК РФ предусмотрено, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

Вместе с тем следует учитывать положения ст. 280 ГК РФ, в соответствии с которыми собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Также следует учесть положение п. 3 ст. 281 ГК РФ, устанавливающее, что по соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Важно обратить внимание на ст. 283 ГК РФ, предусматривающую, что в случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на нраве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. 279–282 ГК РФ.

Аналогичные положения с некоторыми уточнениями и дополнениями, устанавливающие гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, содержатся в ст. 63 ЗК РФ. Так, в п. 1 данной статьи ЗК РФ установлены гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд не только их собственников, но и землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

В частности, данным пунктом ст. 63 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

  • 1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;
  • 2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;
  • 3) возмещения в соответствии со ст. 62 ЗК РФ в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Кроме того, п. 4 ст. 63 ЗК РФ предусматривает, что собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.

Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение нрав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.

В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд, если земельные участки предоставляются государственным (муниципальным) организациям (унитарным предприятиям, учреждениям), данные организации должны возмещать убытки за счет собственных средств, вместе с тем на эти цели, как правило, выделяются соответствующие бюджетные средства.

В случае причинения убытков вследствие ухудшения качества земель в результате деятельности других лиц, временного занятия земельных участков, ограничения прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков убытки возмещаются виновным лицом либо лицом, в чьих интересах данное действие было произведено.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Пунктом 4 ст. 57 ЗК РФ установлено, что при расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, в соответствии с п. 5 ст. 57 ЗК РФ устанавливается Правительством РФ.

Пунктом 1 Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением нрав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц (далее – Правила), установлено, что убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.

Пунктом 2 Правил определены основания для возмещения убытков собственникам земельных участков, к которым относятся:

  • – соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
  • – акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении нрав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;
  • – акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
  • – решение суда.

Основаниями для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, установленными п. 3 Правил, являются:

  • – акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
  • – соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;
  • – акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;
  • – акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;
  • – решение суда.

В соответствии с п. 5 Правил размер убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, определяется по соглашению сторон и рассчитывается в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Росреестром по согласованию с Минэкономразвития России и Росимуществом.

Временные Методические рекомендации по расчету размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков изъятием для государственных или муниципальных нужд или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, утвержденные Росземкадастром 11 марта 2004 г., были отменены приказом Минэкономразвития России от 20.03.2009 № 95. До настоящего времени новые методические рекомендации не утверждены.

Правила также определяют порядок определения размера убытков в отдельных случаях.

Так, определение размера убытков, причиненных землепользователям и землевладельцам изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков временным занятием земельных участков, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с временным занятием земельных участков.

При определении размера убытков, причиненных собственникам земельных участков ограничением их прав, учитываются разница между рыночной стоимостью земельного участка без учета ограничений прав и рыночной стоимостью земельного участка с учетом этих ограничений, убытки, которые собственники земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков ограничением их прав на земельные участки, учитываются убытки, которые землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также расходы, связанные с ограничением прав.

При определении размера убытков, причиненных ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, учитываются убытки, которые они несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, а также затраты на проведение работ по восстановлению качества земель.

Споры, связанные с определением размера убытков, рассматриваются в судебном порядке.

  • Крассов О. И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. М.: Норма, ИНФРА-М, 2010. С. 214.
  • См.: постановление Правительства РФ от 07.05.2003 № 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц».

13 апреля 2016

В связи с реализацией крупномасштабных инфраструктурных и девелоперских государственно значимых проектов изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд происходит все чаще. Одним из последних крупнейших проектов можно назвать строительство Олимпийских объектов в Сочи, которое потребовало массового изъятия земель. Организация предстоящего Чемпионата мира по футболу также влечет изъятие земельных участков у собственников. Государством предусмотрен механизм выплаты компенсаций владельцам земельных участков, подлежащих изъятию (ст. 306 ГК РФ). Оценка размера такой компенсации называется оценкой для целей возмещения убытков в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Выкупная цена – справедливая компенсация

Размер выплаты, компенсирующей убытки собственника изымаемого участка, называется выкупной ценой. Предполагается, что размер компенсации должен, с одной стороны, покрывать убытки владельца земли, с другой стороны, беречь средства бюджетов от чрезмерных трат. Задача оценки в этом случае – определить некую компромиссную стоимость, которая устраивала бы обе стороны.

Выкупная цена земельного участка включает:

1. рыночную стоимость ЗУ и расположенных на нем объектов недвижимости;

2. понесенные собственником убытки (фактические и будущие), включая упущенную выгоду, возникшие в связи с:

  • изъятием или временным занятием его земельного участка;
  • ограничением его прав;
  • ухудшением качества земель.

Если с расчетом рыночной стоимости проблем обычно не возникает, то расчет убытков, связанных с изъятием земельных участков для государственных нужд, часто вызывает трудности. Следует отметить, что расчет такого рода убытков не однозначно описывается действующим законодательством в сфере оценочной деятельности. В действующих законах (ФЗ-135 «Об оценочной деятельности в РФ», «Федеральные стандарты оценки» — ФСО) понятие убытки (реальный ущерб, упущенная выгода) встречается только в ФСО-7 «Оценка недвижимости», который относит убытки к иным расчетным величинам. Именно поэтому корректность включения в отчет об оценке расчета убытков вызывает определенные сомнения. Тем не менее, оценщики могут включать расчет убытков в отчет об оценке для целей изъятия или оформлять два итоговых документа:

  • отчет об оценке;
  • заключение о величине убытков, причиненных изъятием земельного участка.

Последние изменения в законодательстве

Нельзя сказать, что законодательство в сфере изъятия земель для государственных или муниципальных нужд активно изменяется. Из последних изменений — ФЗ №499 (вступил в силу 1го апреля 2015 года), который внес изменения Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты. В частности, Земельный кодекс был дополнен отдельной главой, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Согласно новой редакции, в размер компенсации при изъятии включаются:

  • рыночная стоимость ЗУ;
  • убытки, вызванные изъятием земли;
  • рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, если они изымаются вместе с земельным участком.

Последний пункт, по сути, конкретизировал требования к содержанию отчета об оценке убытков, связанных с изъятием для государственных или муниципальных нужд. Разумеется, оценщики и раньше оценивали стоимость недвижимого имущества, которого собственник лишался в результате изъятия, однако теперь требование к оценке такого имущества закреплено законодательно.

Виды убытков и их расчет

Обычно убытки подразделяются на:

  • реальный ущерб;
  • упущенную выгоду.

Реальный ущерб включает утрату и повреждение имущества, а также все расходы (фактические и будущие), которые понес или понесет собственник земельного участка.

Типичные виды убытков:

  • убытки, связанные с перебазированием (затраты на демонтаж и вывоз оборудования и другого движимого имущества);
  • убытки, связанные с государственной регистрацией прав на объекты недвижимости;
  • убытки, связанные с услугами профессиональных участников рынка недвижимости (риэлторов);
  • убытки, связанные с рекультивацией земель;
  • убытки, связанные с утратой многолетних зеленых насаждений.

Упущенная выгода – неполученный доход, который обладатели прав на земельные участки получили бы при условии, что изъятие не было бы совершено. Если участок использовался в коммерческих целях, упущенная выгода будет иметь существенное значение.

Существенной сложностью обычно является доказывание наличия убытков в виде упущенной выгоды. Доказывание величины упущенной выгоды может осуществляться на основании документов бухгалтерского учета хозяйственной деятельности организации.

Важно отметить, что неполученный доход рассчитывается на срок, необходимый для восстановления нарушенного производства. При расчете упущенной выгоды величина дохода, который собственник получил бы без изъятия ЗУ (если бы его права не были нарушены), уменьшается на величину предполагаемого дохода, который собственник может получить при условии изъятия ЗУ (при нарушении прав).

Этапы расчета упущенной выгоды:

1. Определение размера денежных потоков, которые собственник получил бы, если бы его ЗУ не был изъят.

2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности физического лица

3. Анализ влияния на бизнес изымаемого имущества

4. Определение периода восстановления нарушенного производства

5. Определение прогнозного потока выручки

6. Определение прогнозного потока расходов (переменных и постоянных)

7. Расчет денежного потока

8. Определение ставки дисконтирования, дисконтирование денежных потоков

Пример. Расчет упущенной выгоды

Скачать пример расчета упущенной выгоды (568,43kb)

Есть вопрос по теме оценки при изъятии земельных участков? Задайте вопрос эксперту.

Добавить комментарий