Участие государства в гражданских правоотношениях

1. Формы участия государства в гражданском обороте.

1) Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем участия органов государственной власти, действующих не как юридические лица, а как представители государства, от его имени и в пределах их полномочий.

От имени государства в гражданском обороте могут выступать как исполнительные, так и представительные республиканские и местные органы власти, так и любые другие лица по их поручению.

2) Опосредованное участие государства в гражданском обороте осуществляется путем вступления в него созданных государством юридических лиц, действующих от своего имени и приобретающих для себя соответствующие права и обязанности для достижения целей согласно учредительных документов, утвержденных государством. Самостоятельная деятельность таких юридических лиц фактически является формальной, т.к. она контролируется государственными органами.

3) Государство участвует также в гражданском обороте в качестве собственника через уполномоченные на то органы или должностные лица, посредством которых оно приобретает, осуществляет или прекращает право собственности на свое имущество (национализация, приватизация и другие сделки).

4) Допускается участие государства в любых сделках, но некоторые из них может осуществлять только государство, являясь в них стороной гражданских правоотношений: сделки по использованию природных ресурсов; эмиссия и обращение государственных ценных бумаг; финансирование и кредитование капитального строительства предприятий; приватизация госимущества и др. В данных сделках государство выступает в качестве субъекта гражданского права в обязательственных отношениях.

5) Государство как субъект гражданского права несет также договорную и внедоговорную ответственность.

По обязательственному праву в отношениях по исполнению сделок публичными субъектами действует принцип ответственности «каждый за себя», т.е. республиканские, административно-территориальные единицы и созданные ими юридические лица не отвечают по обязательствам друг друга, за исключением:

– субсидиарной ответственности публичных субъектов по долгам казенных предприятий и госучреждений в случае их экономической несостоятельности;

– ответственности публичных субъектов по выданным ими гарантиям.

Внедоговорная ответственность государства связана с причинением вреда гражданину в результате незаконных действий (незаконное осуждение, заключение под стражу, арест, подписка о невыезде
и т.п.) или в общем плане по правилам о дилектной ответственности. Ответчиком в суде выступают республиканские или местные финансовые органы, которые по решению суда обязаны возместить из казны причиненный потерпевшему вред.

6) Государство также участвует во внешнеторговом обороте в качестве заемщика, кредитора, гаранта, эмитента ценных бумаг при заключении сделок. Сделки с иностранными субъектами от имени Правительства Республики Беларусь совершают соответствующие профильные министерства непосредственно, либо через посольства, консульства или торгпредства, которые имеют на это специальные полномочия, так называемое двойное представительство.

За государством, как уже отмечалось, в общем случае во внешнеэкономической деятельности признается иммунитет, т.е. без согласия государства оно не может быть привлечено к суду иностранным государством; без согласия государства нельзя арестовать его имущество; без согласия также нельзя осуществить принудительное исполнение решения.

На современном этапе во многих зарубежных странах применяется доктрина ограниченного иммунитета, согласно которой государство пользуется иммунитетом в публично-правовых отношениях, но не пользуется им по внешнеторговым сделкам, выступая в них в качестве частного лица.

Главная

Вопросы и ответы

Карта сайта

О нас

Особенности участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

Методический материал

Дата: 2019-08-13

Переход на главную

Особенности участия государства и муниципальных образований в гражданских правоотношениях

Особенности правового положения государства и государственных (муниципальных) образований определяются тесным переплетением частно — и публично-правовых элементов.

Российское государство является многоуровневым образованием. Гражданское законодательство исходит из того, что в целом участие государства и его частей в гражданском обороте строится на одинаковом принципе, хотя имеются и различия.

Как главный субъект публичного права, государство является носителем власти, обладающей суверенитетом.

Это предопределяет его особенности как субъекта гражданского права и отражает две тенденции.

С одной стороны, необходимость уравнивания государства в отношении с субъектами частного права, не обладающими властными полномочиями, а с другой стороны – использование этих полномочий для управления хозяйственным развитием государства.

Согласно п. 1 ст. 124 ГК РФ государство участвует в гражданско-правовых отношениях на равных с другими субъектами началах, т.е. отказывается от своего положения как суверена.

Однако во многих других нормах ГК РФ и иных правовых актах полномочия государства на вмешательство в гражданско-правовые отношения достаточно широки.

В российском гражданском законодательстве отсутствует понятие «юридические лица публичного права», известное законодательству ряда зарубежных стран и некоторым зарубежным договорам.

Правовой режим участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в гражданском обороте приравнивается ГК РФ, за необходимыми изъятиями, к режиму, установленному для юридических лиц (и. 2 ст. 124).

Гражданская правоспособность государства в чем-то уже, в чем-то шире Правоспособности различных физических и юридических лиц.

Например, только государство может выпускать государственные ценные бумаги, объявлять и действовать в сфере своей монополии, в которой другим субъектам гражданского права выступать прямо запрещено.

В то же время государство не может передавать имущество по наследству, заключать отдельные виды договоров (коммерческой концессии и др*), быть участником хозяйственных товариществ.

Государство участвует в гражданском обороте в целях наиболее эффективного отправления публичной власти, что и предопределяет сущность правоспособности государства.

Государственные (муниципальные) образования не зависимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданско-правовых отношений.

От имени Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований их органы в рамках своей компетенции могут своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде.

Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно, так и через специально созданные им для этих целей государственные юридические лица — государственные и муниципальные унитарные предприятия и учреждения, финансируемые собственником (в нашем случае — государством).

Добавить комментарий