Наша страна играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. Будучи правоприемником СССР, Российская Федерация взяла на себя договорные обязательства бывшего СССР по предотвращению экологической катастрофы, сохранению биосферы и обеспечению развития человечества.
Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие: 1) государственные инициативы; 2) международные организации; 3) международные конвенции и соглашения; 4) двустороннее сотрудничество.
Государственные инициативы по международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды имеют давнюю историю. Только в последние годы нашей страной был выдвинут целый ряд конструктивных предложений по международному сотрудничеству в целях экологической безопасности, например, по природоохранному взаимодействию в азиатско-тихоокеанском регионе (г. Красноярск, сентябрь 1988 г.), по защите морской среды Балтики (г. Мурманск, октябрь 1987 г.), по координации усилий в области экологии под эгидой ООН (43 сессия Генеральной Ассамблеи ООН, декабрь 1988 г.).
Российская Федерация продолжает играть активную роль в международном экологическом сотрудничестве. В частности, важные предложения участникам конференции в Рио-де-Жанейро содержались в послании Президента России (1992). Решения Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.) были одобрены в России и нашли отражение в Концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития
Россия уделяет большое внимание и организации международного партнерства по решению проблем перехода к устойчивому развитию.
Международные организации по охране природы действуют почти во всех странах мира. Органы руководства сосредоточены прежде всего в ООН. Ключевую функцию по организации природоохранной деятельности в системе ООН осуществляет упомянутая выше ЮНЕП — Программа ООН по окружающей среде. Россия активно сотрудничает с ЮНЕП и с другими организациями в области охраны окружающей среды в выработке стратегии защиты от загрязнения, создании системы глобального мониторинга, борьбы с опустыниванием и др.
Большую активность в решении глобальных природоохранных проблем проявляет Международный союз охраны природы (МСОП), переименованный в 1990 г. во Всемирный союз охраны природы. СССР вступил в союз на правах члена-государства в 1991 г., а сейчас это членство продолжает Российская Федерация. В настоящее время МСОП стал одним из лидеров в разработке проблем биоразнообразия. По инициативе МСОП выпущена Международная Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных (в пяти томах).
Много внимания Россия уделяет работе и в других специализированных организациях ООН, имеющих комплексный природоохранительный характер, в частности: ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры), ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), ФАО (орган ООН по продовольствию и сельскому хозяйству). Укрепляются научные связи России с МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Россия активно содействует реализации основных программ Всемирной метеорологической организации ООН (ВМО), в частности Всемирной климатической программы. По каналам ВМО в Россию поступает информация о состоянии Мирового океана, aтмосферы, озонового слоя Земли и загрязнении окружающей среды.
Россия продолжает развивать и углублять экологическое сотрудничество по линии международных конвенций (договоров) и соглашений на многосторонней основе. Свыше 50 международных документов, подписанных Российской Федерацией, а также бывшим СССР и принятых ею к исполнению, регулируют ныне российское экологическое сотрудничество с другими государствами.
Продолжается сотрудничество в рамках Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.) и по другим соглашениям и договорам об охране Мирового океана. Большая работа ведется по выполнению Конвенции о сохранении живых pесурсов в Балтийском море (1973 г.), о международной торговле видами дикой фауны и флоры (1973 г.), по защите Черного моря, ратифицированной в 1993 г., по сохранению водно-болотных угодий (1971 г.) и многих других. В июле 1992 г. Россия становится членом Конвенции о биологическом разнообразии.
К числу важнейших международных соглашений, ратифицированных Россией, относятся Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979г.) и Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением ( 1989 г.). В соответствии с Законом «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» от 25 ноября 1994 г., Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. ј
670 «O первоочередных мерах по выполнению Федерального закона «О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением», постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных грузов», которым утверждено
Положение о государственном регулировании трансграничных перевозок опасных отходов, Россия запретила импорт и транзит отходов, содержащих соединения свинца, а трансграничные перевозки съема свинцового, изгари свинцовой, шлама свинцового и свинецсодержащих отходов и экспорт отходов, содержащих соединения свинца, подлежат государственному регулированию.
Говоря о международных договорах, заключенных Россией на многосторонней основе, нельзя не сказать о международном сотрудничестве со странами СНГ — бывшими союзными республиками СССР. Основным документом здесь является межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды, подписанное в Москве в феврале 1992 г представителями десяти стран.
На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также США, Великобританией, Францией, Китаем и другими государствами.
Наиболее плодотворно в настоящее время развивается российско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, район озера Байкал, обмен радиологической информацией и др.), а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории на Карельском перешейке). Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимо дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.
Россия, на долю которой приходится значительная часть экосистем, практически не затронутых хозяйственной деятельностью (более 1/3 территории России, или 700—800 млн га, том числе опорный стабилизирующий блок биосферы, — Сибирь), непременно будет играть все более возрастающую роль в решении экологических проблем всего мирового сообщества.
Контрольные вопросы:
1. Обоснуйте необходимость гармонизации международных экологических отношений?
2. Какие объекты окружающей природной среды относят к национальным и международным?
3. Что вы знаете о важнейшем форуме по экологии в XX веке — Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992 г.)?
4. Какова роль России в международном экологическом содружестве?
06.08.2018 | Экономика и финансы02701
«Русская Планета» представляет результаты исследования крупнейших зарубежных проектов, реализуемых российскими корпорациями
Нам есть что предложить миру — от нефти до строительства АЭС и суперсовременных систем ПВО. Представляем самые успешные и перспективные международные проекты российских компаний за пределами России.
Содержание
«Лукойл» и тегеранская нефть
Российский нефтяной гигант «Лукойл» стал первой российской компанией, вернувшейся в Иран после снятия с него санкций со стороны США в 2016 году. Иран и «Лукойл» подписали соглашение, согласно которому компания займётся изучением территорий и исследованием потенциальных мест нефтедобычи. Также «Лукойл» планирует реабилитировать старые месторождения. Детали договора, заключённого два года назад, не известны до сих пор. Ранее глава компании Вагит Алекперов заявлял, что компанию интересует добыча углеводородов в месторождениях Мансури и Аб Теймур, но иранские власти не спешили давать добро на эти проекты.
Интерес к добыче нефти в Иране вызван дешевизной ресурсной базы. Нефть легко добывать в этом регионе, что значительно сокращает затраты. Не случайно российские компании так рвутся на иранский рынок. Иранские власти намерены привлечь инвестиции на нефтяные проекты, зарубежных инвесторов пугает возможное возвращение санкций со стороны США, российских отталкивают условия, озвученные иранским правительством. Но шанс договориться есть.
«Роскосмос» и туристы
Госкорпорация планирует возобновить коммерческую программу по доставке туристов на околоземную орбиту. Переговоры с будущими путешественниками уже ведутся — среди них есть и россияне, а «Роскосмос» до конца года намерен рассмотреть предложения по организации модуля для туристов. По словам гендиректора «Роскосмоса» Игоря Комарова в интервью «РГ», возможно строительство модуля с нуля либо модернизация существующих.
Интерес космических туристов к «Роскосмосу» понятен: после сворачивания американской программы «Шаттл», вот уже на протяжении 9 лет Россия — единственная страна, которая доставляет людей на МКС.
Как заявил Комаров, финансовая выгода от проекта будет ощутима уже через 5 лет. Корпорация будет внимательно изучать опыт других компаний, которые работают на этом рынке. Первые туристы смогут отправиться на орбиту уже в 2019-2020 году. К слову, миру известны семь туристов, побывавших в космосе. И все они путешествовали на российских кораблях «Союз».
«Росатом» и АЭС в Бушере
Осенью прошлого года госкорпорация «Росатом» приступила к строительству на площадке второго энергоблока АЭС «Бушер» в Иране. На церемонии по случаю начала работ присутствовали глава корпорации Алексей Лихачёв и вице-президент Ирана Али Акбар Салехи. Торжественность была не напускной: АЭС в Бушере — первая атомная электростанция не только в Иране, но и на всём Ближнем Востоке. Планы по строительству АЭС у Ирана были ещё в далёкие 70-е годы. Тогда проект начинала немецкая компания Kraftwerk Union A. G., однако, санкции со стороны США поставили на АЭС крест.
Россия вошла в возобновлённый проект в 1995 году. В 2012 году первый блок АЭС был запущен на полную мощность. На очереди ещё два. Электростанция строится на средства иранской стороны. Кстати, «Росатом» строит АЭС также в Египте, Турции, Индии, Венгрии, Китае, Бангладеш и в Финляндии. Для Турции, Бангладеш и Египта это будут первые АЭС в их истории.
С-400 от «Алмаз-Антей»
Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф» не имеет аналогов в мире. Комплекс способен поразить всё: от беспилотников на высоте всего 5 метров до баллистических ракет и самолётов. С-400 принят на вооружение российской армией в 2007 году. Наименование «Триумф» добавилось чуть позже: это название для экспорта.
Русское оружие высоко ценится на международном рынке. Автомат Калашникова, танки, ЗРК… С-400 — венец военного инженерного искусства, сочетание традиционной для русского вооружения надёжности с передовыми разработками.
Система «Триумф» была представлена на нескольких международных военных выставках.
Первые комплексы С-400 за рубежом были поставлены в Китай. На очереди — Индия, Турция, Марокко. Интерес к комплексам проявляли также Саудовская Аравия и Ирак.
А вот следующее поколение новейших зенитно-ракетных комплексов — С-500 «Прометей» — экспортироваться в ближайшее время не будет. Слишком уж хороша эта система. «С этой разработкой мы выйдем в космическую сферу» — так охарактеризовал комплекс генеральный директор «Алмаз-Антей» Игорь Ашрубейли в интервью РИА Новостям.
РЖД и сербские дороги
30 июля дочернее предприятие Российских железных дорог «РЖД Интернешнл» начало укладку путей будущей железной дороги в Сербии. Всего планируется построить более 40 километров дороги, включая 19 мостов и путепроводов, а также 36 малых мостов. Кроме этого, РЖД строит в Сербии тоннель Чортановци и виадук в пойме Дуная протяжённостью в 3 километра.
Ранее РЖД осуществила в Сербии ещё один масштабный проект — реконструировала железнодорожную линию по маршруту Белград — Бар (Черногория).
«Объединённая авиастроительная корпорация» и самолёты для Индии
Индия и Россия давно сотрудничают в военной сфере. Несмотря на высокую конкуренцию, русское оружие пользуется большим уважением в Индии. Наша страна поставляет в Индию самолёты, вертолёты и корабли. «ОАК» заключила с индийской стороной контракты на поставку и на модернизацию и сервисное обслуживание истребителей СУ-30МКИ, МиГ-29, а также самолётов морского базирования МиГ-29К/КУБ.
Право на осуществление сервиса за рубежом повышает эффективность постпродажного обслуживания и приносит существенный доход. В планах корпорации также создание совместных российско-индийских предприятий по производству запчастей для российских самолётов на индийской территории.
«Газпром нефть» на Балканах
Самый крупный зарубежный актив российской компании «Газпром нефть», пятой по величине нефтегазовой компании России — компания «НИС» («Нефтяная индустрия Сербии»), которая ведёт разведку месторождений нефти и её добычу на территории Сербии, Боснии и Герцеговины, Венгрии, Румынии, а также в Анголе.
Для компании Балканы — ключевой пункт для расширения бизнеса в Европе. Главная цель — превращение «НИС» в одну из ведущих компаний на рынке Юго-Восточной Европы. В сфере бизнеса — не только добыча и переработка нефтепродуктов, но и сеть автозаправочных станций по всему региону.
Парашюты от «Ростеха»
Госкорпорация «Ростех» планирует занять лидирующие позиции на международном рынке парашютных систем и тактических беспилотников. Для этих целей под крылом корпорации создан парашютный дивизион на базе холдинга «Технодинамика». Сейчас рынок плотно держат США, но российские разработки не хуже, по многим параметрам — лучше зарубежных аналогов, просто недостаточно разрекламированы. По планам «Ростеха», выручка парашютного дивизиона к 2020 году может составить около 13 миллиардов рублей.
Планируется наладить производство парашютных систем для использования в космосе, для военных нужд, а также для гражданского применения — пожарных, спортивных, спасательных и грузовых. По крайней мере, в космической сфере конкурентов у России нет.
«НОВАТЭК» и СПГ в Индии
В марте этого года «НОВАТЭК» поставила на индийский рынок первую партию сжиженного природного газа, произведённого на проекте «Ямал СПГ». Один из ключевых приоритетов компании — экспансия на рынках Азии. И поставка газа в Индию стала первым и потому крайне важным шагом на этом направлении.
Поставки осуществляются через дочернее предприятие компании — Novatek Gas&Power Asia. Кстати, российский газ с этого месторождения поставляется не только в Индию: в январе французский танкер доставил партию российского СПГ из Ямала в США, несмотря на санкции.
«Объединённая вагонная компания» в Гвинее
114 вагонов поставит в Гвинею корпорация «Объединённая вагонная компания» для проектов «Русал». Первая партия вагонов была отгружена в начале этого года для перевозки бокситов с крупнейшего месторождения в мире, разрабатываемого компанией «Русал».
Конкуренция была высокой: за право выиграть тендер на поставку боролись американские, китайские и африканские компании. Для ОВК эта победа — большой вклад в присутствие на глобальном рынке вагоностроения.
Мария Кузьмина
Международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды.
3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию
Международные объекты охраны окружающей природной среды – это объекты, которые находятся либо в пределах международных пространств: Космоса. Атмосферный воздух, Мировой океан и Антарктида (рисунок 21), либо перемещаются по территории различных стран (мигрирующие виды животных).
Рисунок 21- Классификация международных объектов охраны
окружающей природной среды
Планету Земля сравнивают с космическим кораблем, который одиноко летит сквозь бескрайний космос. У него нет базы, на которой можно провести ремонт оборудования и избавиться от отходов. И поэтому «команда корабля» сама должна следить за состоянием и эта «команда» — все населяющее планету человечество.
Природа не знает государственных границ, она всеобща и едина.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды регулируется международным экологическим правом, в основе которого лежат общепризнанные принципы и нормы. Важнейший вклад в становление этих принципов внесли Стокгольмская конференция ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.), провозгласившая 5 июня Всемирным днем окружающей среды, Всемирная хартия природы (ВХП), одобренная Генеральной Ассамблеей (1982 г.), и Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио–де–Жанейро, 1992 г.).
Россия играет значительную роль в решении глобальных и региональных экологических проблем. В преамбуле Экологической доктрины Российской Федерации говорится: «Без Российской Федерации невозможно решение глобальных и региональных экологических проблем благодаря ее размерам, значительной доли территорий с ненарушенными природными системами, природоохранному опыту и природоресурсному, интеллектуальному и промышленным потенциалам». Основные направления международного сотрудничества России в области охраны окружающей среды следующие:
— государственный инициативы;
— международные организации;
— международные конвенции и соглашения;
— двустороннее сотрудничество.
На основе межправительственных соглашений развивается двустороннее сотрудничество со всеми пограничными странами, включая государства СНГ, а также с США, Великобританией, Китаем и другими странами.
Наиболее плодотворно в настоящее время развивается росийско-американское сотрудничество (проблема озера Байкал, мероприятия по регулированию качества воды, организация заповедников и др.), российско-германские связи (экологические проблемы в регионах, районах озера Байкал, обмен радиологической информации и др.). а также сотрудничество со Скандинавскими странами (экологически безопасные технологии, строительство водоочистных сооружений, охраняемые территории в Карелии).
Несмотря на достигнутые успехи, для выхода из экологического кризиса необходимы дальнейшее развитие и активизация международного сотрудничества как на двусторонней, так и на многосторонней основе, включая организации системы ООН.
Международные организации в области охраны окружающей среды. Соглашения и программы международного сотрудничества
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды насчитывает пока лишь 30-летнюю историю. К началу 70-х гг. стало достаточно очевидно, что в отношениях общества и природы возникли проблемы, несущие глобальную угрозу человечеству вследствие необратимых изменений в биосфере планеты. Задача сохранения среды обитания человека стала носить, таким образом, интернациональный характер.
Проблема окружающей среды в ее современной интерпретации получила распространение, начиная со времени Стокгольмской конференции (1972 г.). В соответствии с ее решениями в ООН был создан самостоятельный орган, на который было возложено международное сотрудничество в данной области в мировом масштабе. Этот орган получил название Программа ООН по окружающей среде — ЮНЕП(United Nations Environment Programme).
Руководящим органом ЮНЕП является Совет управляющих, избираемый Генеральной Ассамблеей ООН на четырехлетний срок. На этот Совет возложены функции осуществления содействия международному сотрудничеству в охране окружающей среды, представление рекомендаций по проведению соответствующей политики, осуществление руководства и координации природоохранных программ, постоянное наблюдение за состоянием окружающей среды в мире, содействие международным сообществам в накоплении и оценке знаний и информации об окружающей среде.
В связи с тем, что охрана окружающей среды является многослойной, комплексной проблемой, в дополнение к деятельности ЮНЕП, отдельными ее аспектами занимаются следующие специализированные организации под эгидой ООН, имеющие статус автономных:
ЮНЕСКО(United Nations Education, Scientific and Cultural Organization) выполняет работу по программе «Человек и биосфера», проводит исследования социально-экономических факторов развития и взаимосвязи между человеком и средой;
ФАО (Food and Agricultural Organization of the United Nations) имеет своей целью улучшение производства и переработки сельскохозяйственной продукции, лесоводства и рыболовства, содействует инвестициям в агросферу, рациональному использованию почвы и водных ресурсов, удобрений и пестицидов, освоению новых и возобновимых источников энергии;
ВОЗ(Всемирная организация здравоохранения — World Heath Organizatiоn) имеет, помимо прочего, задачу содействовать экологической безопасности, включая безопасное водообеспечение, питание и удаление отходов;
ЮНИДО (United Nations Industrial Development Organization) содействует промышленному развитию и установлению нового международного экономического порядка;
MAГАTE (International Atomic Energy Agency) разрабатывает нормы безопасности и защиты от радиации, включая безопасную транспортировку радиоактивных материалов и утилизацию отходов.
Все более важную роль в решении глобальных экологических проблем играет такая международная организация, как Глобальный Экологический Фонд (ГЭФ) (The Global Environment Facility). Созданный в начале 90-х гг., этот фонд предназначен помогать в основном развивающимся странам для решения таких экологических проблем, которые имеют планетарный характер. В деятельности ГЭФа участвуют три международные структуры: Программа ООН по развитию (the United Nations Development Programme), Программа ООН по окружающей среде (the United Nations Environmental Programme) и Всемирный банк(World Bank). В качестве первоочередных направлений для финансирования выделены четыре: глобальное потепление климата, загрязнение международных вод, уменьшение биоразнообразия и истощение озонового слоя.
Все указанные выше организации являются самостоятельными, созданными на основе межправительственных соглашений и обладающими широкими международными полномочиями. Кроме них вопросами охраны окружающей среды по отдельным аспектам так или иначе занимаются и другие организации, функционирующие как в составе, так и под эгидой ООН.
Региональные экологические проблемы находят отражение в деятельности комиссий, изучающих социально-экономическое положение в различных частях мира, вырабатывающих рекомендации для правительств и принимающих участие в реализации проектов. Такие комиссии существуют для Азиатского и Тихоокеанского регионов (ЭСКАТО), для Латинской Америки (ЭКЛАК), для Европы (ЕЭК — Economic Commission for Europe), в рамках которых существуют Комитеты по экологической политике.
Все вышеуказанные органы и организации ООН тесно взаимодействуют с многочисленными межправительственными и неправительственными образованиями. К последним можно отнести Всемирный союз охраны природы, Международную организацию по сохранению водно-болотных угодий, Международную федерацию по защите животных и др.
В последние годы получили широкое распространение такие формы международного сотрудничества, как конвенции, много- или двухсторонние договора, соглашения, резолюции, программы. Их заключение означает принятие странами обязательств по тем или иным аспектам природоохранной деятельности.
Важным аспектом международного сотрудничества является возможность оказания в его рамках финансовой помощи со стороны ряда международных организаций национальным правительствам для реализации эколого-экономических программ. Эта помощь представляется, как правило, в виде грантов, займов или кредитов. Среди специализированных учреждений, оказывающих подобную помощь, можно выделить Международный банк реконструкции и развития(International Bank for Reconstruction and Development, World Bank), Международный валютный фонд(International Monetary Fund), Международный фонд сельскохозяйственного развития(International Fund for Agricultural Development), Фонд ЮНЕП и др. Поддержка экологических проектов осуществляется также по линии Европейского союза .
Основные выводы и рекомендации, изложенные в Программе действий, состоят в следующем.
У стран имеется множество возможностей осуществления политики и инвестирования проектов, которые могут принести как экономические, так и экологические результаты. Политика «двойного выигрыша» включает отказ от субсидий, стимулирующих неограниченное использование ископаемого топлива и воды в промышленности, сельском и домашнем хозяйстве, включает инвестиции в энергетику и сохранение водных ресурсов, низкозатратные и малоотходные технологии и расходы на «рациональное ведение промышленного хозяйства».
Экологические приоритеты должны основываться на тщательном анализе затрат и выгод. Ресурсы, имеющиеся в наличии в странах Центральной и Восточной Европы для улучшения состояния окружающей среды, будут крайне ограничены, по крайней мере в течение следующих 5—10 лет. Важнейшим условием является то, что ограниченные ресурсы должны использоваться в первую очередь для решения неотложных проблем.
Следует использовать рыночные механизмы для контроля загрязнения там, где это возможно. Инструменты рыночного типа, такие как плата за загрязнение, налоги на топливо и схемы возмещения залогов, могут помочь в достижении желаемого состояния окружающей среды при гораздо более низких затратах, чем в случае применения традиционных подходов в области регулирования. Меры регулирования потребуются, однако, для контрольных выбросов микрозагрязнителей, таких как тяжелые металлы, в особенности свинец, и токсичные химические вещества.
В первую очередь страны должны сосредоточить внимание на локальных проблемах. Многие люди страдают от ущерба, наносимого их здоровью воздействием содержащегося в атмосфере и почве свинца, пыли и двуокиси серы в воздухе, нитратов в питьевой воде, а также от загрязняющих веществ в воде и пище. Решение этих проблем принесет наибольшие выгоды для здравоохранения и благосостояния людей. Меры, направленные на уменьшение выбросов загрязняющих веществ в локальном масштабе, должны также внести свой вклад в снижение трансграничных и глобальных выбросов.
Стандарты должны быть реалистичными и выполнимыми. Странам необходимо внедрить более жесткие стандарты за период в 10—20 лет и обеспечить соблюдение промышленными производствами промежуточных стандартов. Местное население должно вовлекаться в определение приоритетов и выполнение решений. Ни правительства, ни организации-доноры не в состоянии судить о том, как местное население оценивает свою окружающую среду. Подход, основанный на таком участии, является важнейшим условием для долгосрочной устойчивости улучшения состояния окружающей среды.