Участники международных отношений

МАРИНА ЗОГРАБЯН
В XXI веке в связи с научно-техническим прогрессом и ростом уровня образования, роль индивида, как актора международных отношений возрастает. Новости о том, как очередной программист взламывает секретную систему и выдает оттуда информацию становится обычной практикой. Эффективность и значимость классических подходов к изучению роли личности и акторов в целом международных отношений отрицается новыми течениями и идеями. Каждый индивид преследует свои цели, но их объединяет то, что они каждый по-своему влияют на процессы в международных отношениях. Не менее важным следствием активного участия индивида в политической жизни страны явились демократические институты. Более того, их появление способствовало освобождению индивида от политической зависимости и наделило их возможностью принимать участие в политической жизни.
В современной ТМО рост числа и многообразие акторов не подвергается какому-либо сомнению, поскольку утверждение о том, что государство – не единственный участник в мировой политике становится обычной практикой. Участие индивида в политике проявляется в различных формах и видах: митинги, демонстрации, манифестации, выборы представительных органов власти, участие в различных кампаниях, проводимых партиями и т. д. Безусловно, увеличение количества акторов в МО связано с усилением демократических институтов. Демократия несет за собой признание принципа равенства и свободы каждого индивида, и активное участие общества в политической жизни страны.
В XVI веке Томас Гоббс утверждал, нет хуже правительства, которое выбирает демократический путь развития. Он считал, что демократия способствует осуществлению безответственной политики, продвигающей узкие интересы одних людей за счет остальных. Напротив, уже в XIX веке Джон Миль — английский мыслитель и экономист, настаивал на том, что решения, принимаемые демократическим путем, имеют большее преимущество, чем решения, принимаемые при других формах правления, потому что демократия способствует формированию системы, в которой, в первую очередь, учитываются интересы общества. Более того, он отмечал, что, демократия оказывает значительное влияние на развитие достоинства индивида, который начинает осознавать свою значимость в жизни государства. Влияние индивида в политической жизни растет также в связи со значительным ростом уровня образования. В настоящее время, степень его участия в политической жизни устойчиво повышается. Следовательно, когда индивид становится информационно вооруженным, вероятность его участия в политическом процессе возрастает и он становится актором МО.
Существуют классические подходы к изучению места акторов в МО. Представители реализма настаивают на том, что главными акторами в МО являлись и остаются суверенные государства, которые проводят политику в отношениях других государств-участников МО. Реалисты отдают предпочтение больше материальным элементам акторства — основной целью правительств является эффективная политика национальных интересов. Представители реализма уверены, что и акторами МО являются только могущественные, конфликтные и кооперативные государства. В свою очередь, либеральное течение, представителями которого являлись Джордж Кеннан, Генри Киссинджер, Рейман Арон и другие, вкладывают в основу своего убеждения, что государство является продуктом общественной эволюции. Либералы прогнозируют появление сообщества дружественных государств, где насилие и аморальность могут быть существенно ограничены деятельностью международных организаций и развитием международного права.

В конце 60-х – начале 70-х гг. появляется новое направление, которое оценивается как результат третьего большого спора между приверженцами государство-центричного подхода и его критиками. Дж. С. Най (мл.) и Р.О. Кеохейн стали одними из первых критиков концепции реализма. Более того, транснационализм способствовал изучению феномена «глобализация». Представители школы транснационализма утверждают, что в связи с увеличением числа акторов и сложностью их взаимодействия произойдет трансформация всей международной системы. Именно поэтому сложность взаимоотношений между этими акторами имеют структуру не «бильярдного стола», а скорее тесно переплетенной «паутины», мешающей сохранить равновесии.
Представители модернистского направления не останавливаются только на наблюдении и изучении поведения государств (М. Каплан, К. Дойч, Э. Хаас и другие). Модернисты стали участниками второго большого спора, подвергая жесткой критике положения концепции реализма, сосредоточившись на научных методах развития МО. Очевидно, что взгляды классических подходов на акторов в МО расходятся. Самым древним течением является концепция классического реализма. Неизменность утверждения о доминировании национального государства, как актора МО сохранялась на протяжении всей истории существования реализма. В силу иерархичности МО, представители реализма акцентируют внимание только на авторитетных государствах. Напротив, либералы отодвигают государство, как актора МО, на задний план, превознося влияние международных организаций и даже отдельных индивидов. Взгляды либералов совпадают с позицией модернистского направления. По мнению модернистов, мульти-национальные фирмы способны бросить вызов государствам и, более того, на равных правах конкурировать с ним.
Значительно остро состоит проблема соотношения прав и свобод человека и деятельности государства. Запутанность данного вопроса, как утверждает Ю. В. Тихонравов, кроется в противоречивости приоритетов: «с одной стороны, люди создают государство для себя, для защиты своих прав и свобод, однако, с другой – государство возникает как ответ на беспомощность людей жить без него, без его власти, силы и ограничений, выступая гарантом безопасности, порядка и развития.» На рубеже XX – XXI вв., в условиях становления демократического общества, этот вопрос приобрел большую значимость. Увеличивается количество случаев, характеризующихся ограничением прав и свобод индивида как со стороны других граждан, так и самого государства. В первую очередь это связано с тем, что современная ступень развития человечества определяется постоянным развитием научно-технического прогресса, включающего в себя сферу высоких информационных технологий. На сегодняшний день информационные телекоммуникационные технологии особо влияют и затрагивают все сферы жизни современного общества, включая область образования, трудовую деятельность, взаимосвязь правительства и гражданского общества и взаимоотношения отдельных государств. Одновременно, в условиях развития научно-технического прогресса увеличивается вероятность нарушения прав человека.
С усилением роли информационного пространства, происходит появление новых факторов, влияющих как на процесс международных отношений, так и на развитие правовой системы государства. Одним из новейших факторов влияния следует выделить сеть Интернет. Интернет – это международная компьютерная сеть электронной связи, объединяющая региональные, национальные, локальные и другие сети. С одной стороны, Интернет предоставляет возможность взаимодействия всевозможных субъектов системы международных отношений, но с другой стороны усиление его влияния способствует появлению негосударственных акторов, которые способны вносить изменения и влиять на ограничение прав человека и процесс международных отношений. Следовательно, прямой угрозой сохранения прав и свобод человека может явится нарушение правил хранения конфиденциальной информации в сети Интернет и иных электронных ресурсах.
Ярким примером утраты такого контроля может послужить ситуация, которая произошла в августе 2013 года, когда экс-сотрудник ЦРУ и Агентства национальной безопасности США(АНБ) Эдвард Сноуден афишировал секретную информацию АНБ. «Она была передана огласке программа PRISM, в рамках которой спецслужбы США осуществляли массовую слежку за переговорами американцев и иностранных граждан по телефону и в сети Интернет. Стало известно, что посредством PRISM, АНБ просматривали электронную почту, прослушивали голосовые сообщения и видеочаты, просматривали фотографии, отслеживали пересылаемые файлы и следили за поведением пользователей в социальных сетях. Партнерами программы PRISM стали такие гиганты IT-рынка, как Microsoft, Google, Yahoo, Facebook, YouTube, Skype и Apple.» Данные разоблачения повлекли за собой ряд негативных последствий. Во-первых, это заставило мировое сообщество усомниться в эффективности продвигаемых США демократических институтов, так как эти факты доказывают очевидное нарушение прав и свобод человека. В марте 2014 года стал известен еще один факт о нарушении прав человека, суть которого состояла в том, что АНБ США совместно с Центром правительственной связи Великобритании в 2004 году создали специальную программу, позволяющую получать личные данные любого человека из различных коммуникационных устройств. Более того, они проникали в компьютерные системы через сеть Интернет и копировали личную информацию с жестких дисков. Таким образом, США нарушали статью 3 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.» В связи с этим в 2014 году на очередной встрече в Женеве по правам человека ООН повесткой дня стали разоблачения Сноудена. Комитет ООН выразил свою обеспокоенность по этому вопросу, указав на нарушения США условий Международного пакта о гражданских и политических правах (МПГПП). Однако, представители США утверждали, что не выходи за рамки национального и международного законов и действовали исключительно в целях отслеживания террористических группировок.
Немало важно, что дело Сноудена подтвердило наличие ограничений в области свободы СМИ в Европейском союзе, поскольку после его разоблачений последовала негативная реакция со стороны британского правительства на их публикацию в популярной газете «Гардиан». Алан Русбриджера, главный редактор газеты, заявил, что власти Великобритании откровенным образом запугивало его, требуя прекращения публикации контента, полученного от Сноудена.
Следовательно, разоблачения Сноудена усложнили отношения США с его международными партнерами в лице Европейского союза, так как выяснилось, что АНБ США вели слежку не только за иностранными гражданами, но и за государствами и их лидерами. Важно отметить, что на различных международных встречах и конференциях, в которых учувствовали в основном западные державы, слово «доверие» употреблялось неоднократно при обсуждении проблем о прослушивании секретной информации, поэтому именно после скандала вокруг электронного шпионажа США, относительно государств и институтов Европейского союза, их отношения стали переживать «кризис доверия». Реакция международного сообщества на действия Сноудена была парадоксальная, одни считали его разоблачителем или даже героем, а другие предателем. Что касается США, то они выдвинули уголовное обвинение о краже государственного имущества и объявили его в международный розыск. Предоставление Россией временного убежища Сноудену негативно сказалось на, и без того неблагоприятных, российско-американских отношениях. Также последствием разоблачений стало расторжение Германией договора, заключенного с США и Великобританией в 1968-69 годах, позволявшее спецслужбам США и Великобритании заниматься на территории Германии электронной разведкой. Наиболее обеспокоенная Германия, аннулировала договор с США и Великобританией, тем самым продемонстрировала свою значимость в международной политике и стала инициатором подписания ряда переговоров, запрещающих взаимный шпионаж. Наиболее интересным является факт того, что руководство США тормозит процесс расширения круга участников договора об отказе от шпионажа, подписанное с Великобританией, Австралией, Новой Зеландией и Канадой. Этот расклад обеспокоил Ангелу Меркель и по данному вопросу она оставила следующий комментарий: «Дружба и партнерство между странами ЕС, включая Германию, и США – это не улица с односторонним движением. Мы полагаемся на них. Но и у США есть веские причины, чтобы иметь друзей в мире. » Кроме того, вокруг дела Сноудена ведутся долгие дискуссии и существует много различных мнений касательно его роли в международных отношениях. Доктор политических наук, профессор МГИМО О.Ю. Баранов утверждает, что, если с конца 90-х годов в Европейском союзе велись дискуссии о создании региональных разведывательных структур, своего рода ЦРУ ЕС, и все страны, в частности Франция и Германия, выступали против, то сегодня, очевидно, идея о создании подобной структуры безопасности может начать реализовываться.
Несомненно, когда международная система пополняется новыми участниками, предсказуемость осуществляемых действий в этой системе становится более сложной. Поэтому дело Сноудена – это не единичный случай, поскольку за год до произошедших событий вокруг США, первым борьбу за справедливость начал Джулиан Пол Ассанж, австралийский хакер, журналист и телеведущий. Он стал основателем и автором известной международной некоммерческой организации «WikiLeaks» в 2006 году. В 2010 году, «WikiLeaks» опубликовал более трехсот тысяч секретных документов по иракской войне, и в дальнейшем данные о материалах были переданы многим известным новостным лентам, в том числе The New York Times. Также им были опубликованы секретные документы касательно процессов войны в Афганистане. Летом 2012 года, Джулиан Ассанж заявил о наличии у «WikiLeaks» более чем двух миллионов документов, содержащие информацию о ходе военных действий вокруг сирийского конфликта. Целью публикаций информации, как он утверждал, являлось разоблачение государств и донесение до населения реально происходящих событий в мире. Однако, для того, чтобы приостановить деятельность Джулиана Ассанжа, в 2010 году против него правительством Швеции было выдвинуто уголовное дело об изнасиловании двух шведок, к которому он не был причастен. Сам Джулиан Ассанж утверждал, что его хотят экстрадировать в Швецию, чтобы те его передали США. Президент Российской Федерации, Владимир Путин также высказал свое мнение по вопросу ареста Джулиан Ассанжа, назвав это противоречием принципов демократии. В результате, 14 декабря 2010 года, основатель «WikiLeaks» был освобожден из-под стражи Судом Лондона под залог. Очевидно, что международное сообщество не смогло игнорировать данные события, так, 19 июня 2010 года правительство Эквадора выдвинуло Джулин Ассанжу предложение укрыться в посольстве Эквадора в Лондоне. Подобный шаг был воспринят полицией Лондона как нарушение условий домашнего ареста. Тем не менее, полицейские не могут перейти границу и войти в здание посольства, поэтому они предупредили, что в случае выхода из строения он будет немедленно арестован. После сообщения о намерениях полиции взять посольство штурмом, Уильям Хейг, министр иностранных дел Великобритании остановил это, хотя правительство грозило представительству лишением неприкосновенности. В целом, можно с уверенностью говорить, что Джулиан Ассанж явился первым разоблачителем государств и столкнувший их интересами. Речь идет в первую очередь о США, Лондоне, Швеции и Эквадоре. Дипломатический спор между Эквадором и Великобританией не разрешен до сих пор, в нем каждое государство имеет свою жесткую позицию. Президент Эквадора резко реагирует на давление со стороны Великобритании, утверждая, что Эквадор не Британская колония и не собирается подчиняться лондонским требованиям.
Джжулиан Ассанж также акцентировал внимание на нарушениях США прав человека. На конференции в 2014 году, он, находясь в посольстве Эквадора, презентовал свой доклад, в котором подтверждал слова Сноудена о намерении АНБ США в сотрудничестве с Центром правительственной связи Великобритании вести слежку за всей планетой. Он заявил, что «мы сейчас движемся к новому тоталитарному миру – только уже не в духе Сталина, а в том смысле, что он будет захвачен тотальной слежкой.»
Таким образом, развитие информационных технологий в XXI веке способствовали появлению непривычных современному обществу проблем. Дилемма состоит в определении роли и места государства, которое в условиях становления информационного общества способно косвенно ограничивать права и свободы человека. В этих условиях прослеживается появление фактора, влияющего на процесс ограничения прав человека, сети Интернет. Более того уязвимость содержащей в нем информации только усугубляет положение прав человека.
Дело Эдварда Сноудена лишь подтверждает неустойчивость демократических институтов и доказывает существенную возможность нарушения прав человека посредством новейшего фактора – сети Интернет. Внедрением в частную жизнь людей, США нарушали нормы международного права, в частности Всеобщую Декларацию прав человека и условия Международного пакта о гражданских и политических правах. Кроме всего прочего, ситуация вокруг Э. Сноудена в лишний раз подтвердила отсутствие в ЕС полной свободы слова в области СМИ.
Не менее важным оказались последствия в области международных отношений. В частности, публикация секретной информации о шпионаже США за другими государствами разожгла скандал между Великобританией, США, и Германией. В результате чего, Германия расторгла договор, позволяющий спецслужбам США и Великобритании заниматься электронной разведкой на территории Германии.
Таким образом, анализ процесса эволюционирования теории международных отношений смещается в сторону признания за индивидом качеств актора международных отношений, значение действий которого проявляется в различной степени на всю систему МО.
Очевидно, что дело Сноудена и ситуация вокруг Джулиан Ассанжа – это признак новой глобальной технологической революции. Они продемонстрировали, что власть может принадлежать революционерам нового вида – информационным. Более того, они доказали всему мировому сообществу, как один человек или группа людей способны подобно государству участвовать в политической системе, разоблачая действия государств и способствуя разжиганию международных споров и даже конфликтов. Следовательно, если раньше человечество ожидало коренных преобразований от революционеров-социалистов, то сегодня стоит ожидать влияния на ход мировых событий от новых акторов МО.

В современной ТМО выделяют две группы участников международных отношений: государства и негосударственных акторов.

Государства с точки зрения межгосударственной стратификации разделяются на сверхдержавы, великие державы, средние державы, малые государства и микрогосударства.

Сверхдержавы выделяются по следующим признакам: а) способность к массовым разрушениям планетарного масштаба, поддерживаемая благодаря обладанию и совершенствованию ядерного оружия; б) способность оказывать влияние на условия существования всего человечества; в) неспособность потерпеть поражение от любого другого государства или коалиции, если в неё не входит другая сверхдержава. Примеры сверхдержав — СССР и США времён Холодной войны.

Великие державы, в отличие от сверхдержав оказывают существенное влияние на мировое развитие, но не господствуют в международных отношениях. Они нередко стремятся играть мировую роль, однако реальные возможности, которыми они располагают, ограничивают их роль либо определённым регионом, либо отдельной сферой межгосударственных отношений на уровне региона. К великим державам относятся: Китай, Россия, Франция и т.д.

Средние державы обладают прочным влиянием в своём ближайшем окружении. Пример — Испания, Австралия, Австрия.

Малые государстваобладают слабым влиянием в ближайшем регионе. Однако они достаточно сильны для сохранения своего суверенитета и территориальной целостности. Пример — Грузия, Эстония, Узбекистан.

Микрогосударства не способны защитить суверенитет своими силами. Пример — Ватикан, Андорра, Монако, Сан-Марино, Лихтенштейн.

Среди негосударственных акторов международных отношений выделяют межправительственные организации (МПО), международные неправительственные организации(МНПО), транснациональные корпорации (ТНК).

МПОучреждаются на основе международного договора группой государств; в рамках этих организаций осуществляется взаимодействие стран-членов, и их функционирование основано на приведении к некоторому общему знаменателю внешней политики участников по тем вопросам, которые являются предметом деятельности соответствующей организации.

В настоящее время в мире существует более 400 МПО.

МПОклассифицируют по «геополитическому» критерию и по сфере их деятельности.

В рамках первой классификации выделяют:

· универсальные (Лига Наций. ООН);

· межрегиональные(Организация Исламская конференция);

· региональные (Латиноамериканская экономическая система);

· субрегиональныеМПО(Бенилюкс).

В соответствии со вторым критерием различают:

· общецелевые (ООН);

· экономические (ЕАСТ);

· военно-политические (НАТО);

· финансовые (МВФ);

· научные («Эврика»);

· техническиеМПО (Международный союз телекоммуникаций).

МНПО возникают не на основе договора между государствами, а путем объединения физических и/или юридических лиц, деятельность которых осуществляется вне рамок официальной внешней политики государств.

В настоящее время в мире насчитывается

Среди МНПОвыделяют:

· религиозные организации (Экуменический совет церквей);

· организации учёных (Пагуошское движение);

· спортивныеорганизации(ФИФА);

· правовыеорганизации (Международная амнистия).

Представление о том, кто является участником международных отношений, с течением времени расширяется. До наступления эпохи национальных государств к числу таких участников относились вольные города, империи, монархии и феодальные республики, а также организованные религии и связанные с ними конгрегации и ордена, такие как Орден тамплиеров и Мальтийский орден, не говоря уже об ассоциациях, занимающихся торговой и финансовой деятельностью (Голландская Ост-Индская компания, основанная в 1602 году, итальянские банки эпохи Возрождения). В 17 веке национальные государства стали главными участниками международных отношений и до сих пор ими остаются. Современные государства также учреждают многочисленные публичные международные организации. Однако все более важную роль играют частные организации, такие как транснациональные корпорации и международные неправительственные организации (МНПО), наряду с различными движениями, полугосударственными учреждениями, группами и выдающимся личностями, масштабы деятельности которых приобрели мировое значение. В данной статье рассматривается последний тип – негосударственные участники международных отношений, в то время как межгосударственные организации рассматриваются в статье под названием «Международные межправительственные организации».

Участники международных отношений стали столь многочисленными и разнообразными, что сформулировать простое определение или дать детальное представление о них задача практически неосуществимая. Тем не менее, основных международных негосударственных акторов можно сгруппировать в категории, представленные в следующих разделах.

Международные неправительственные организации.

Международные неправительственные организации – это учреждения, созданные и управляемые частными лицами. Прежде чем выйти на международный уровень, они, как правило, осуществляли свою деятельность в какой-либо одной стране, последовательно распространяя свою активность на регионы, континенты и весь земной шар. В принципе, МНПО не подотчетны национальным правительствам или международным организациям. Первые современные международные неправительственные организации были образованы в 18-ом веке как часть движения за отмену рабства. В 19-ом столетии появились неправительственные организации, работающие в интересах мира в Европе. Исторический словарь международных организаций (2009) содержит более 50 000 наименований неправительственных организаций, из которых 7500 по своему характеру являются международными. Более 4000 неправительственных организаций выступают в качестве консультативных органов или наблюдателей от Экономического и Социального Совета ООН в соответствии с положениями статьи 71 Устава Организации Объединенных Наций.

В наши дни международные неправительственные организации играют важную роль в таких областях: социальное развитие и борьба с бедностью (Oxfam), гуманитарная помощь («Врачи без границ»), защита прав человека (Amnesty International, Human Rights Watch), защита детей («Спасите детей»), защита окружающей среды (Гринпис), борьба с коррупцией (Transparency International) и борьба с ВИЧ/СПИДом (Sidaction). Некоторые неправительственные организации, связанные с католической церковью, посвятили свои усилия содействию образованию, здравоохранению и правосудию (Caritas Internationalis и ее дочернее подразделение «Развитие и мир»). Вообще говоря, «благотворительные» МНПО считаются юридическими лицами, которые отвечают следующим критериям: они не преследуют коммерческие цели, являются политически независимыми и финансово автономными; они находятся в частной собственности; и их деятельность мотивирована общественными интересами.

Международные неправительственные организации сильно различаются по размеру, масштабу и правовому статусу. Некоторые из них имеют четко определенные мандаты и цели и благодаря привлечению внимания со стороны средств массовой информации получили большое влияние на международной арене. В качестве примера можно привести Международный олимпийский комитет (МОК) и Международную федерацию футбола (ФИФА), бюджеты которых превосходят бюджеты многих стран. Другие, несколько менее влиятельные МНПО представлены профессиональными и торговыми ассоциациями, профсоюзами, политическими партиями, парламентскими ассамблеями и группами людей, объединенных общей идеологией. Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца сегодня является самым известным и самым уважаемым частным гуманитарным агентством в мире. С другой стороны, некоторые нелегальные международные организации, такие как террористические группировки или сети организованной преступности, также осуществляют свою деятельность в общемировом масштабе. Существуют также религиозные или концессионные МНПО, поддерживаемые христианскими церквями (католической, православной и протестантской) или исламскими, еврейскими, буддийскими и индуистскими общинами.

В то время как некоторые международные неправительственные организации направляют свою энергию на решение конкретных задач и могут получать частичное финансирование от правительств или полугосударственных учреждений, другие выступают в качестве лоббистских групп. Легитимность, репрезентативность и эффективность последних часто ставятся под сомнение, но во многих случаях подобные организации играют взаимодополняющие роли, которые правительства находят полезными. Хотя данные МНПО не обладают международной правосубъектностью, они являются или стремятся стать основными силами гражданского общества, вскрывая злоупотребления и освещая острые социальные проблемы. Их работа особенно заметна на международных конференциях и встречах на высшем уровне или во время других широко обсуждаемых масштабных событий, на которых антиглобалисты зачастую проводят свои акции протеста.

Транснациональные корпорации.

Транснациональные корпорации являются частными, как правило, крупными компаниями, специализирующимися в производственном, торговом и банковском секторах. С ростом глобализации они стали проявлять активность в бесчисленном множестве других секторов, таких как научные исследования и знания. Примерами крупных корпораций являются Exxon, Total, Shell, BP, Nike, Sony, General Motors, Toyota, Nestlé, IBM, Coca Cola, McDonald’s, Barclays, Société Générale и Goldman Sachs. К числу транснациональных корпораций присоединились такие высокотехнологические и ИТ компании, как Microsoft, Hewlett Packard, Apple и Google. Такие корпорации в настоящее время играют ключевую роль в международной торговле, в частности за счет экспорта капитала в форме прямых иностранных инвестиций. Наблюдатели оценивают, что транснациональные корпорации контролируют около 75% торгового оборота в мире.

Корпорация считается транснациональной, когда ее центр принятия решений находится в одной стране, а операционные подразделения (с образованием юридического лица или без такового) в другой или нескольких других странах. Целью многонациональных корпораций является получение прибыли; с этой целью они ищут пути доступа к сырью, дешевой рабочей силы и снижению издержек. Они могут быстро развернуть свою деятельность практически в любой точке мира и начать продвигать свои продукты благодаря целенаправленному маркетингу. Корпорации располагают достаточными силами и средствами для того, чтобы оказывать значительное влияние на правительства и население.

С 1970-х годов и, в частности, с возникновением нового глобального экономического порядка, ООН под влиянием развивающихся стран пытается создать механизм регулирования деятельности транснациональных корпораций. Другие международные организации, включая Международную организацию труда (МОТ), Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Всемирную торговую организацию (ВТО), также разработали кодексы поведения, предназначенные для более четкого определения и, прежде всего, более эффективного регулирования деятельности транснациональных корпораций. Эти организации занимают активную позицию в развивающихся странах, но добились лишь частично успеха, в частности потому, что некоторые транснациональные корпорации, находящиеся в странах формирующегося капитализма (Китай, Индия, Бразилия, Мексика, Аргентина, Россия), часто создавались и управляются при прямом или косвенном участии государства.

Растущее значение транснациональных корпораций тесно связано с ростом торговли и инвестиций. В этой связи стоит отметить, что фонды национального благосостояния в таких странах, как Кувейт, Китай, Сингапур, Норвегия и Дубай, аккумулируют колоссальные финансовые средства и занимают уникальную позицию на современных мировых рынках капитала.

Фонды.

Помимо МНПО и транснациональных корпораций, фонды могут также рассматриваться в качестве негосударственных участников международных отношений. Хотя фонды базируются в одной, они играют все более важную международную роль, особенно в области культуры (финансирование музеев и художественных ассоциаций), образования (стипендии, программы обмена преподавателями и студентами), помощи в целях развития (содействие образованию и здравоохранению), охраны окружающей среды и политики в области изменения климата. Эти организации, в том числе фонды Нобеля, Ага Хана, Форда и Рокфеллера, а также недавно основанный Фонд Билла и Мелинды Гейтс, становятся все более и более влиятельными акторами на международной арене.

Организации по стандартизации.

Организации по стандартизации часто ассоциируются с международными неправительственными организациями, но они сильно отличаются от них по своему статусу и характеру. Штат их сотрудников состоит главным образом из квалифицированных специалистов, будь то из общественного, полугосударственного или частного секторов. Основной сферой деятельности таких организаций является разработка международных стандартов и правил, которые в конечном итоге будут приняты национальными правительствами. Наглядным примером является Международная организация по стандартизации (ИСО), в которой участвуют эксперты из почти 160-ти стран. ИСО опубликовала внушительное количество профессиональных стандартов, касающихся качества управления, охраны окружающей среды и корпоративной социальной ответственности.

Международная торговая палата, Всемирный совет деловых кругов по вопросам устойчивого развития (WBCSD), Консультативный комитет по бизнесу и промышленности (BIAC) при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Международная организация работодателей (МОР) являются другими международными организациями которые, наряду с крупными международными профсоюзными объединениями различных идеологических тенденций, помогают формировать национальную и международную политику посредством своего влияния на таких крупных международных субъектов, как Всемирный банк, Всемирная торговая организация (ВТО) и ОЭСР.

Институты, аналитические центры, форумы и экспертные группы.

Во второй половине 20-го века было открыто большое количество различных учреждений для обсуждения вопросов, иногда играющих решающую роль на международном уровне. Прежде всего следует выделить такие ежегодные форумы, как Всемирный экономический форум в Давосе и Конференция в Монреале, а также Всемирный социальный форум в Порту-Алегри с участием неправительственных организаций, выступающих против глобализации. Кроме того, растет число институтов, аналитических центров и групп по установлению фактов, изначально основанных в США и Великобритании, но в настоящее время распространивших свою активность на континентальную Европу и другие части мира. Целью подобных организаций является продвижение идей, оценка политики в различных секторах, публикация исследований и разработка предложений и рекомендаций. Брукингский институт, Фонд Карнеги за международный мир и Корпорация RAND – являются яркими примерами международных организаций данного типа.

Национально-освободительные движения.

Национально-освободительные движения представляют собой более или менее организованные группы людей, которые борются за право создать независимое государство; иногда они ведут свою деятельностью на автономных территориях в пределах государственных границ. Хотя такие движения были и остаются самыми многочисленными в Африке и Азии, они существуют на всех континентах. Конфликты в Стране Басков и в Северной Ирландии, например, не сходили с заголовков новостей в течение очень продолжительного времени. Другие такие движения, за которыми следили средства массовой информации – государства и государственные образования бывшей Югославии и СССР, а также тибетцы, уйгуры, курды и, особенно, палестинцы. Организация освобождения Палестины (ООП) получила статус наблюдателя при ООН в 1974 году и право участвовать в дискуссиях Генеральной Ассамблеи ООН в 1998 году. ООП также является официальным членом Лиги арабских государств и Организации Исламская конференция.

Субгосударственные образования.

Субгосударственные образования все шире выступают в качестве в качестве участников международных отношений. В течение последних десятилетий в федеративных государствах имели место процессы по созданию институтов, которые позволяли им решать вопросы, относящиеся к их юрисдикции, такие как образование, культура и охрана окружающей среды. Например, Квебек стал независимым членом Международной организации франкоязычных стран. Многие регионы в рамках Европейского союза также создали свои ассоциации. Кроме того, отдельные мегаполисы, такие как Токио, Лондон, Берлин, Мехико, Гонконг, Сан-Паулу, Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Монреаль, Москва, Мумбаи и Шанхай, также играют непосредственную роль на глобальном уровне. В некоторых случаях такие города создавали сетевые объединения или становились городами-побратимами для взаимного ознакомления с жизнью, историей и культурой. К данной категории также относятся многочисленные диаспоры, политическое и экономическое влияние которых неуклонно растет.

Физические лица.

С юридической точки зрения права физических лиц защищаются рядом международных конвенций, в частности Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 году, и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году и вступившим в силу в 1976 году.

Рад других, более конкретизированных международных конвенций, действующих в настоящее время, предусматривают права мигрантов, лиц без гражданства и беженцев, дипломатических и консульских представителей, а также иностранных туристов. Другие конвенции касаются преступников, в том числе террористов и членов организованной преступности, деятельность которых вызывает все большую обеспокоенность у правительств и международных организаций.

Когда глобализация приобретает универсальный характер, влиятельные личности часто становятся международными общественными акторами. Эти личности могут быть родом из мира политики (бывшие лидеры, такие как Нельсон Мандела, Тони Блэр или Билл Клинтон), организованной религии (Папа, Далай-лама и Мать Тереза), бизнеса, культуры и развлечений (телевидения, кино, спорта, моды и музыки). Они принимают особый международный статус, пополняя тем самым ряды участников международных отношений.

Участники международных отношений

Современная политическая наука рассматривает в качестве основных участников (акторов) международных отношений суверенные государства, межгосударственные объединения и международные (правительственные и неправительственные) организации. Важнейшим признаком государства как участника международных отношений является государственный суверенитет. Суверенитет означает, что данный социальный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких других обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств.

Следует различать понятия государственного и национального суверенитета. Национальный суверенитет — совокупность прав нации, позволяющая ей сохранять свое существование, свою национальную самобытность и обеспечивать благоприятные условия для своего развития. Для осуществления национального суверенитета не обязательно образовывать национальное государство. Национальный суверенитет может быть реализован в таких формах, как национально-культурная автономия, федеративное или конфедеративное государственное устройство.

Наряду с отдельными национальными государствами в международных отношениях принимают участие также различные коалиции государств, блоки, интеграционные группировки, т.е. межгосударственные объединения, участники которых не теряют своей самостоятельной роли в системе межгосударственных отношений. В межгосударственном объединении могут возникать специальные механизмы для координации внешнеполитического поведения его участников. Функции таких механизмов состоят как в простом обмене информацией, так и в согласовании отдельных элементов внешнеполитической идеологии, политики и стратегии на международной арене, в совместной разработке и совместном осуществлении внешнеполитических акций.

В прошлом основным видом межгосударственных объединений были коалиции, создававшиеся, как правило, лишь для подготовки и ведения военных действий. После Второй мировой войны возникли различные военно-политические союзы: НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС и некоторые др. Большинство этих союзов распалось еще в ходе «холодной войны», а Варшавский договор прекратил свое существование после ее окончания.

Сохранилась Организация Североатлантического договора — НАТО. Сегодня внутри этой организации идут сложные процессы.

С одной стороны, военно-политический блок, созданный для противостояния СССР и его союзникам, после того как СССР прекратил существование пытается выработать стратегию, отражающую новые реалии международных отношений. С другой стороны, произошло расширение НАТО за счет бывших социалистических стран Восточной Европы и государств Балтии. Но в Североатлантическом альянсе по-прежнему на повестке дня стоят задачи дальнейшего расширения, что вызывает озабоченность во многих странах мира и особенно в России.

Сегодня появляются межгосударственные объединения принципиально нового характера. К их числу в первую очередь следует отнести ЕС. Если раньше он представлял собой интеграционное объединение экономического характера, то сегодня ЕС ставит перед собой задачи формирования общей внешней политики и общей политики в сфере обеспечения безопасности. И хотя на пути решения данной задачи стоят серьезные трудности, в итоге ее реализация может вызвать радикальные изменения в европейской и мировой политике.

Близким, но не тождественным к понятию «межгосударственное объединение» является понятие «международная организация».

Международные организации во второй половине XX в. стали важным фактором международных отношений.

Основными признаками международной организации могут быть названы следующие: объединение государств на основе организационно-правового единства его членов; объединение, образованное в силу межгосударственного соглашения (учредительного акта) для достижения провозглашенных целей; объединение, осуществляющее в соответствии с учредительным актом и другими правилами организации установленные функции и полномочия в международном общении через посредство своих органов и выступающее во взаимоотношениях с государствами-членами, с государствами-нечленами и другими субъектами международного общения от своего имени. Положение о том, что международная организация выступает исключительно от своего имени, во-первых, отражает тот факт, что она проявляет тем самым свою волю, во-вторых, позволяет отличать международную организацию от наднациональной организации.

Каждая международная организация — это форум государств-участников межгосударственных отношений, где проходят интенсивные переговоры по общим и специальным вопросам, изыскиваются пути решения спорных вопросов между ними, устанавливаются и развиваются их отношения. Международная организация играет относительно самостоятельную роль, вступая в межгосударственные отношения от своего собственного имени и в тоже время представляя все участвующие в ней государства в своих решениях, в заключаемых ею международных договорах и соглашениях с другими государствами или международными организациями.

Подобная организация межгосударственного характера признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, а, следовательно, и международного права, международная организация призвана играть конструктивную роль в развитии и упрочении международной законности, в укреплении взаимопонимания, в развитии взаимовыгодных отношений между государствами, в решении спорных вопросов, в поддержании мира и безопасности. Такая роль международной организации делает ее важным элементом системы межгосударственных отношений как отношений мира и мирного сосуществования. Международные организации играют стабилизирующую роль, способствуя усилиям миролюбивых сил в сохранении и развитии позитивных тенденций в международных отношениях.

Международные организации отражают объективную тенденцию усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях. Будучи порождением таких объективных закономерностей развития межгосударственных отношений, как мирное сосуществование государств, международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств, международные организации, в свою очередь, оказывают влияние на реализацию этих закономерностей, создавая для этого более или менее благоприятные условия.

Вместе с тем международные организации действуют и развиваются, подчиняясь своим собственным законам. К числу, в частности, можно отнести необходимость соответствия структуры и принципов создания и деятельности международных организаций общепризнанным принципам и нормам международного права, целесообразность функционирования именно в той области международных отношений, рамки которой определены уставом данной организации.

В научной литературе предлагается несколько принципов классификации международных организаций. При этом наиболее существенным является их деление на межгосударственные и неправительственные (т.е. на основе характера членства). Наряду с этим делением существует целый ряд международных организаций смешанного типа. В них участвуют как правительства или государственные ведомства, так и общественные организации и индивидуальные члены.

Особое место в современном мире, несомненно, принадлежит Организации Объединенных Наций.

Созданная в 1945 г., ООН замышлялась как универсальный инструмент поддержания всеобщего мира и безопасности. Однако начавшаяся в период «холодной войны» конфронтация между крупнейшими державами, их попытки использовать ООН в собственных интересах подорвали эффективность деятельности этой организации в целом. В новых условиях возродилась надежда на то, что цели и задачи, провозглашенные Уставом ООН в момент ее создания, не будут больше просто декларацией.

С деятельностью ООН связаны сегодня и надежды на решение ряда проблем, обострившихся в последние десятилетия. Это относится прежде всего к одной из наиболее значимых и перспективных областей деятельности ООН — проблемам состояния мирового хозяйства и многостороннего экономического взаимодействия.

ООН, безусловно, не может подменить собой сеть многосторонних организаций и институтов, осуществляющих регулирование международных валютно-финансовых отношений, но через ООН можно было бы приступить к устранению возрастающих диспропорций в глобальной экономике и к ликвидации бедности и нищеты в различных районах мира. В последнее время выдвигается множество предложений об улучшении структуры самой ООН, повышении эффективности отдельных ее органов и пересмотре Устава ООН.

Ставится вопрос о расширении Совета Безопасности, причем речь идет не только об увеличении числа его непостоянных членов, но и о введении в состав Совета Безопасности новых постоянных членов. Предлагается реформировать и деятельность Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, сократить общее число принимаемых резолюций, делать упор на реально выполнимых, исходить при этом из критериев приоритетности решаемых задач, их практической значимости. Предлагается также усовершенствовать структуру Генеральной Ассамблеи за счет активизации уже существующих в ее рамках вспомогательных органов и, возможно, создания ряда новых в целях предметного рассмотрения приобретающих особую актуальность проблем.

Все межправительственные организации подразделяются на организации системы ООН и региональные организации. Международные региональные организации могут действовать только в соответствии с принципами Устава ООН и призваны решать вопросы сотрудничества и безопасности государств определенного региона. По данным Центра исследований международных организаций в Брюсселе, количество региональных организаций составляет примерно 80% от всех межправительственных организаций.

Таким образом, система международных организаций прочно вошла в структуру системы межгосударственных отношений как важный элемент, без которого функционирование этой системы практически невозможно, особенно сегодня, когда совместных усилий требует решение глобальных проблем, когда существует объективная необходимость коллективной безопасности. Роль данного элемента системы международных отношений будет, очевидно, возрастать.

По своему характеру международные отношения подразделяются на политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. Среди этих отношений на первом месте, несомненно, стоят международные политические отношения. Политические отношения определяются в принципе тем, что это отношения государств. Любая проблематика межгосударственных отношений, ставшая предметом государственной политики, в том числе и внешней, пройдя сквозь механизм и процесс разработки и осуществления этой политики, приобретает политический характер, воплощается в межгосударственных политических отношениях. Экономические, научно-технические, идеологические, культурные и военные отношения воздействуют на политические отношения, преломляясь через внешнюю политику, через процесс формирования и реализации внешней политики государств.

Любые внутриобщественные явления становятся объектом межгосударственных политических отношений лишь тогда и постольку, когда и поскольку они опосредованно становятся объектом внешней политики государств, воплощаются во внешнеполитические цели, внешнеполитическую деятельность.

Различные виды отношений не только в субъективном плане, через политику государств, в которой они, как в тигле, переплавляются в политические, но и объективно являются политическими. В силу свойств самой системы межгосударственных отношений она концентрированно выражает различные отношения государств как в их политическом содержании, так и в специфической политической форме. Отделить собственно политические отношения государств, иначе говоря, отношения по поводу конкретно-исторических проблем — в отличие, например, от экономических, научно-технических, культурных и т.д. — весьма трудно, а порою невозможно. Всякое такое «отделение» носит условный характер и предполагает постоянный учет реального взаимодействия собственно политических проблем с другими.

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 17

Занятие 1. Личный закон и правовое положение физических и юридических лиц в трансграничных отношениях.

Вопросы для обсуждения:

1. Коллизионные вопросы правового статуса физических лиц в трансграничных отношениях.

2. Личный закон физического лица: понятие, основные коллизионные методы определения.

3. Правовые режимы нахождения иностранных граждан на территории Российской Федерации.

4. Коллизионные вопросы гражданской дееспособности физического лица.

5. Особенности определения применимого права к отношениям по признанию гражданина безвестно отсутствующим и объявлению умершим.

6. Опека и попечительство в МЧП.

7. Коллизионное регулирование индивидуальной предпринимательской деятельности.

8. Доктрины определения «национальности» юридического лица.

9. Сфера применения личного закона юридического лица.

10. Определение национальности иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву.

11. Международные организации как субъекты международного частного права. Иммунитеты международных организаций и их должностных лиц.

ЗАДАНИЯ

1.Сравните основания установления, сроки, подтверждающие документы и особенности прав и обязанностей иностранных граждан, находящихся на территории Российской Федерации, в зависимости от следующих правовых административных режимов:

— режим временного пребывания на территории РФ;

— режим временного проживания на территории РФ;

— режим постоянного проживания на территории РФ.

2. Разграничьте категории «национальный режим» и «режим наибольшего благоприятствования». Определите, для каких лиц и в каких случаях Россия может предоставлять указанные режимы.

3. Сопоставьте геополитические, исторические и юридические причины закрепления в правовых системах различных государств одного из следующих способов определения личного закона физического лица – закона гражданства и закона места жительства. Определите недостатки и преимущества каждого из подходов. Сведите полученные данные в схему, перечислив при этом примеры государств, выбравших один из указанных подходов и государств со смешенной системой определения личного закона физического лица.


4. Заполните следующую таблицу:

Критерии Доктрина «инкорпорации» Доктрина «оседлости» Доктрина «центра эксплуатации» Доктрина «контроля капитала»
Суть подхода к определению национальности юридического лица
Страны, использующие данный подход
Недостатки доктрины
Преимущества доктрины

ЗАДАЧИ

Задача 1.

Гражданин Китайской народной республики нелегально переправился через границу на лодке по озеру и поселился в одном из поселков Приморского края, где уже была целая община таких как он нелегальных переселенцев из Китая. В течении пяти лет ему удалось заработать достаточно денег, чтобы построить собственную теплицу для выращивания овощей в промышленных масштабах и наладить их сбыт на рынках в нескольких регионах РФ.

Для развития бизнеса гражданин КНР занял у российского гражданина 20 тысяч долларов США сроком на полгода, о чем выдал расписку. В установленный срок заем не был возвращен.

Займодавец обратился в российский суд с требованием о взыскании долга. При этом он указал в иске, что гражданин Китая более пяти лет проживает и работает в России, создал здесь семью с русской женщиной, приобрел недвижимое имущество, поэтому следует считать его местом постоянного жительства Приморский край, а личным законом – российское право.

Суд не согласился с доводами истца, посчитав, что единственным подтверждением постоянного проживания в РФ для иностранного гражданина является выданный в установленном порядке вид на жительство. В этой связи суд пришел к выводу о том, что, во-первых, место жительство ответчика не может быть установлено, а, во-вторых, его личным законом следует считать право КНР.

Помимо этого суд вынес частное определение о выявленных им нарушениях законодательства о правилах нахождения иностранных граждан на территории РФ и направил его в миграционную службу.

Оцените доводы истца и вывод суда.

Как определяется личный законно физического лица по законодательству РФ? Что понимается под «местом жительства» в РФ для целей определения личного закона физического лица? Будет ли дело рассматриваться в российском суде, если у гражданина Китая нет регистрации по месту жительства ни в РФ, ни в КНР?

Задача 2.

Студент медицинской академии обратился к юристу со следующей ситуацией. Он – гражданин Иордании, уже 7 лет проживает в России, учиться, собирается остаться в России работать и возвращаться в свою страну не намерен. Полгода назад он обратился в органы миграционной службы для получения российского гражданства, от гражданства Иордании собирается отказаться. Его смущает только одно обстоятельство: следует ли сообщить о том, что у него на родине остались две супруги и есть дети от обеих жен? Если эти сведения могут помешать получить российское гражданство, то он о них умолчит, но его волнует судьба этих браков.

Является ли наличие нескольких браков препятствием для получения гражданства РФ?

Есть ли необходимость в расторжении одного или обоих браков после приобретения российского гражданства, учитывая, что для граждан России действует принцип моногамии?

Какие правовые последствия будут в том случае, если получив гражданство РФ, студент погибнет в ДТП и откроется наследство?

Задача 3.

Восемнадцатилетний гражданин Аргентины П. обратился в суд Центрального района г. Воронежа с исковым заявлением о взыскании с гражданина России Т. задолженности по договору займа в размере 180 000 рублей и процентов за пользование чужими денежными средствами за просрочку платежей в размере 11 000 рублей.

Суд принял исковое заявление к производству.

В предварительном судебном заседании ответчик заявил, что П. не имеет права обращаться в российский суд, поскольку по законодательству Аргентины он еще не достиг возраста полной дееспособности (21 года). По этой же причине Т. считает недействительным договор займа, как заключенный с недееспособным лицом, а, следовательно, у истца и нет оснований что-либо с него взыскивать.

Недавно Т. стало известно, что у П. как у иностранного гражданина истек срок разрешения на временное проживание в России, он теперь находиться на территории РФ нелегально, и подлежит выдворению.

Т.считает, что суд должен прекратить производство по делу, а также вынести частное определение и направить его в Федеральную миграционную службу, в связи с обнаруженным нарушением режима нахождения на территории РФ иностранного гражданина.

Как следует поступить суду в данном случае?

Как определяется процессуальная дееспособность иностранных граждан?

Что называют личным законом иностранного гражданина?

Влияет ли нарушение иностранным гражданином правил пребывания в РФ на его процессуальные права?

Задача 4.

Сара Штрум, обладая гражданством Израиля и США, организовала в г. Биробиджан (Россия) производство кошерной продукции. Ею были приобретены несколько магазинов, ферма по выращиванию крупного рогатого скота и птицеферма, открыт цех по производству полуфабрикатов и готовых продуктов питания под маркой «Кошерно».

Органы ФНС РФ после проверки деятельности госпожи Штрум вынесли ей предписание о прекращении незаконной предпринимательской деятельности и постановление о наложении штрафа, поскольку она не была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляла систематическую, направленную на получение прибыли деятельность.

Юрист г-жи Штрум обжаловал акты ФНС в суд, утверждая, что в соответствии с ГК РФ право иностранного гражданина на занятие предпринимательской деятельностью определяется по праву страны, где осуществляется в основном такая деятельность. Его доверительница в основном ведет свой бизнес в Израиле, а в России у нее лишь его десятая часть. Поэтому требования российского законодательства о необходимости государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на гос-жу Штрум не распространяются.

Кто прав в этом случае?

Обоснованы ли требования налоговой службы?

Право какого государства в этом случае следует применять? Определяются ли по этому же праву правила исчисления и взыскания налогов с иностранного физического лица и (или) индивидуального предпринимателя?

Задача 5.

Супружеская пара, граждане Литвы, транзитом следовали через территорию России. В аэропорту Домодедово супруга почувствовала родовые схватки, была госпитализирована в один из роддомов г. Москвы, где родила девочку. Супруги обратились в территориальный орган ЗАГС г. Москвы с просьбой зарегистрировать рождение ребенка и присвоить девочке фамилию, отличающуюся от фамилии супругов. Фамилия отца Буткус, матери ребенка Бутке. Дочери супруги просили присвоить фамилию Буткуте, поскольку таковы правила присвоения фамилий детям женского пола в Литве.

Орган ЗАГС разъяснил супругам, что они должны договориться о присвоении ребенку фамилии отца или матери, в противном случае в регистрации будет отказано, так как российский закон при различии фамилий родителей требует выбора для ребенка одной из них, но не третьего варианта.

По нормам какого государства осуществляется процедура регистрации рождения ребенка в данном случае?

По закону какого государства определяется фамилия ребенка?

Изменится ли решение, если отец ребенка, будучи этническим литовцем, является гражданином РФ?

Задача 6.

15-летняя Наталья Власова, проживающая в Белгородской области, осталась в результате смерти матери без попечения родителей. Сестра матери, гр-ка Вильхельм, состоящая в браке с немецким гражданином, проживающая в Германии и являющаяся гражданкой этого государства, выразила готовность к осуществлению воспитания в отношении девочки в форме установления над ней опеки.

При обращении в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка возник ряд вопросов, связанных с применением норм об опеке и попечительстве. В частности, по законодательству РФ в отношении несовершеннолетнего гражданина в возрасте от 14 до 18 лет устанавливается попечительство, в то время как по Гражданскому кодексу Германии в отношении несовершеннолетних, оставшихся без родительской заботы, назначается опекун.

Нормы какого из названных государств о форме воспитания ребенка следует применять к данной ситуации?

Каким законодательством будут определяться требования к кандидатуре опекуна (попечителя), а также дальнейшие отношения между немецкой гражданкой и ее подопечной в случае принятия решения об установлении соответствующей формы воспитания?

Задача 7.

Гражданка одного из мусульманских государств Ближнего Востока приняла решение о перемене пола с целью получения возможности участвовать в политической жизни государства. Для этого она заключила договор об оказании услуг по перемене биологического пола с одним из медицинских центров России. В результате ряда последовательных медицинских операций ее пол был изменен на мужской.

После этого она обратилась в орган ЗАГС на территории РФ с просьбой совершить актовую запись о перемене всех составных частей имени, выбрав при этом новые фамилию и имя, соответственно, в мужском роде.

Территориальный орган ЗАГС отказал в просьбе, ссылаясь на то, что ее рождение было зарегистрировано в другом государстве, следовательно, и перемена имени должна производиться там же. Кроме того, сотрудникам ЗАГС известно о наличии на родине обратившейся жестких запретов на перемену пола.

Обоснован ли отказ органа ЗАГС? Оцените приведенные им аргументы.

Задача 8.

Гражданка России Соколова состоит в браке с гражданином Белоруссии Грицутенко. В связи с тем, что Грицутенко пристрастился к азартным играм, не приносил заработок в семью, супруга добилась ограничения его дееспособности в судебном порядке согласно правилам ст. 30 ГК РФ и была назначена попечителем своего супруга.

Поскольку последний, проживая в России, периодически по характеру трудовых функций выезжает на территорию Белоруссии, у Соколовой возник вопрос о том, будет ли по законодательству этого государства ее супруг рассматриваться как лицо, ограниченное в дееспособности, так как нормы Гражданского кодекса Белоруссии не рассматривают пристрастие к азартным играм в качестве основания ограничения дееспособности.

Соколова опасается, что он будет совершать сделки с денежными средствами на территории этого государства без ее согласия как попечителя в качестве лица, обладающего полной дееспособностью. За разъяснениями Соколова обратилась к адвокату.

Дайте консультацию по возникшему вопросу.

Задача 9.

Проживающая в Болгарии гражданка России Свиридова К.А. обратилась с заявлением в районный суд г. Липецка (Россия) с заявлением о признании ее мужа Ковалева С.С., гражданина Белоруссии, безвестно отсутствующим.

В заявление она указала, что ее супруг уехал в Россию в поисках работы, последний раз она разговаривала с ним по телефону больше года назад. Со слов мужа Свиридова сделала вывод о том, что он устроился на работу в частную строительную бригаду и «шабашил» с ней по различным городам центральной части России. Денег супруг не присылал, не звонил, его мобильный телефон был выключен.

Компетентен ли российский суд рассматривать это дело?

Нормы права какого государства будут применены судом в России при признании гражданина безвестно отсутствующим?

Известны ли вам международные договоры, которые могут помочь в этом случае?

Задача 10.

Гражданка России Л. обратилась в суд в порядке особого производства с заявлением об объявлении ее супруга, гражданина Эфиопии, Ж. умершим.

В обосновании своего требования она указала, что она вышла замуж за Ж. в 2000 году, участь вместе с ним на 3 курсе технологической академии. Супругам было предоставлено общежитие как студентам академии, где Ж. был временно зарегистрирован по месту жительства. После окончания академии они с супругом переехали в квартиру ее родителей, но Ж. на регистрационный учет поставлен не был. В браке у них родилась дочь.

Ж. нигде не работал, не участвовал в содержании и воспитании ребенка, а в 2004 году ушел из дома без вещей и документов и пропал. Она обращалась в милицию, но розыск ничего не дал.

В настоящее время ей необходимо расторгнуть брак, поскольку она собирается второй раз выйти замуж. Мировой судья отказал ей в принятии искового заявления о расторжении брака, так как в нем не был указан адрес места жительства ответчика, его отсутствие делает невозможным надлежащее извещение ответчика. Кроме того, если он иностранный гражданин, то возможно вообще постоянно проживает за границей, а в этом случае, в соответствии с п. 2 ст. 402 ГПК РФ, дело неподсудно судам РФ. Судья посоветовал обратиться с заявлением об объявлении Ж. умершим.

Однако Л. получила консультацию юриста, который сказал, что в объявлении супруга умершим ей тоже откажут, поскольку основанием является отсутствие сведений о гражданине в месте его жительства, а Ж. нигде не был зарегистрирован, следовательно, установить его место жительство не возможно.

Законны ли действия мирового судьи, отказавшегося принимать заявление о расторжении брака?

Каковы правила подсудности по делам о расторжении брака с иностранными гражданами?

Есть ли препятствия для производства по делу об объявлении иностранного гражданина умершим, если он не зарегистрирован по месту жительства в РФ?

Как определяется место жительство иностранного гражданина при применении процессуальных норм?

Какое влияние оказывает место жительство иностранного гражданина на его процессуальную право и дееспособность?

Задача 11.

Несколько российских и иностранных лиц, достигших договорённости о реализации крупного проекта на территории Российской Федерации, для целей совместного управления активами проекта создали в соответствии с российским правом юридическое лицо – акционерное общество.

Устав общества был утверждён на общем собрании учредителей, состоявшемся в городе Стокгольме (Швеция). На этом же собрании между учредителями общества было заключено акционерное соглашение, предусматривающее обязанности лиц голосовать определённым образом на общих собраниях, изменяющее порядок распределения прибыли и формирования органов управления общества, установленный российским акционерным законодательством. Учредители пришли к соглашению, что правом, применимым к условиям акционерного соглашения, будет английское право, а возможные споры, связанные с условиями соглашения, будут рассматриваться в Лондонском международном арбитраже (Великобритания).

Впоследствии общество произвело дополнительную эмиссию акций.

Ряд акционеров (как российских, так и иностранных), купивших эти акции, оспорили в суде некоторые условия соглашения как противоречащие положениям российского законодательства. Ответчики, возражая против иска, указали, что оспариваемые положения не противоречат английскому праву, которое применяется к соглашению, а российский государственный суд не обладает компетенцией по рассмотрению спора, поскольку условиями соглашения определена подсудность международного арбитража.

Оцените доводы сторон. Допускается ли российским законодательством выбор применимого права к акционерным соглашениям? Затрагивает ли такой выбор акционеров, не являющихся стороной соглашения?

Имеет ли значение для ответа на данные вопросы национальность акционеров, а также место заключения соглашения?

Какое право будет применяться к акционерному соглашению, если стороны не выберут его?

Задача 12.

Три деловых партнера — граждане России, Греции и Азербайджана — создали юридическое лицо, в форме акционерного общества, которое зарегистрировали на Багамских островах.

Багамские острова — офшорная зона, не требующая отчетности и полностью исключающая налогообложение, характеризующаяся высокой степенью конфиденциальности для владельцев компаний и почти полным отсутствием контроля со стороны властей за деятельностью таких компаний.

Созданное акционерное общество осуществляло свою деятельность на территории стран СНГ, преимущественно занимаясь скупкой сельскохозяйственной продукции у производителей и перепродажей ее крупным торговым сетям.

Органы управления АО включали в себя помимо общего собрания акционеров, исполнительного директора, дирекцию, наблюдательный совет. При этом все органы кроме общего собрания были сформированы из нанятых на работу менеджеров. Исполнительный директор имел штаб-квартиру в Греции, дирекция и наблюдательный совет собирались периодически в России.

По истечении 5 лет деятельности по инициативе азербайджанского участника потребовалось решить вопрос о внесении изменений в устав, но остальные участники и директор саботировали общее собрание. Для защиты своих прав азербайджанский акционер обратился в арбитражный суд г. Москвы, мотивирую выбор суда тем, что российский суд сможет по-настоящему разобраться в деле и принять справедливое решение, опираясь на российские нормы корпоративного права.

Обладает ли суд в России компетенцией для рассмотрения данного спора?

Измениться ли решение суда, если с иском обратиться российский акционер?

Как определить национальность акционерного общества в данном случае?

От чего будет зависеть право какой страны, подлежит применению в этой ситуации?

Задача 13.

В арбитражном суде Калининградской области рассматривалось дело о банкротстве общества с ограниченной ответственностью «Благовест», зарегистрированного в Российской Федерации.

В числе кредиторов, обратившихся с заявлением о признании ООО банкротом было эстонская компания, долги перед которой у ООО исчислялись сотнями тысяч евро. Представители эстонской компании настаивали на скорейшем введении конкурсного производства и проведении торгов в отношении имущества должника.

У суда возникло ряд следующих вопросов: праве ли иностранное юридическое лицо обращаться с заявлением о банкротстве российской организации?

Признается ли за ним в этом случае процессуальная правоспособность?

Обладает ли оно одинаковыми правами с остальными кредиторами?

Должен ли суд в этом случае учитывать такой иностранный элемент в деле о банкротстве и решать вопрос о применимом праве?

Допустимо ли применение иностранного законодательства о банкротстве в российском суде?

Задача 14.

В Швейцарии супруги Б. и Ц. обратились в суд с требованием о расторжении брака и раздела общего имущества. Господин Б. являлся крупным акционером нескольких иностранных компаний. По ходатайству адвокатов госпожи Ц. в целях обеспечения сохранности подлежащего разделу супружеского имущества решением суда Республики и кантона Женева был наложен временный арест на акции или доли участия в компаниях и активах компаний, которыми Б. владеет напрямую или косвенно, в том числе акциями ОАО «Енисей», расположенного в г. Пермь, Россия.

Узнав о вынесении такого решения, ОАО «Енисей» обратилось в Пермский краевой суд с возражениями относительно принудительного исполнения данного решения иностранного суда на территории Российской Федерации, поскольку общество, в отношении которого вынесен запрет, было лишено возможности принять участие в процессе из-за несвоевременного извещения о времени и месте рассмотрения дела.

Помимо этого, представитель ООО «Енисей» заявил, что действия органов управления ОАО, совершаемые в соответствии с российским законодательством, не могут повлиять на состав и объем совместно нажитого супругами Б. и Ц. имущества и не могут затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда о разделе совместно нажитого имущества. Между тем, запрет на осуществление практически любых действий с акциями самого крупного акционера общества господина Б., серьезно сказывается на предпринимательской деятельности компании, влечет значительные убытки.

Определением судьи Пермского краевого суда ОАО «Енисей» отказано в принятии возражений относительно признания решения иностранного суда.

Суд счел, что данное решение иностранного суда, во-первых, не нуждается в принудительном исполнении, поскольку носит предварительный и обеспечительный характер, а принудительно исполнять надо будет решение о разделе совместного имущества супругов. А во-вторых, ОАО «Енисей» не имеет права подавать возражение относительно признания и принудительного исполнения данного иностранного судебного решения, поскольку в соответствии с предусмотренной ГПК РФ процедурой необходимо первоначальное обращение заинтересованного лица с ходатайством о принудительном исполнении решения иностранного суда.

Обоснованы ли выводы суда, изложенные в определении?

Как скажется решение суда в Швейцарии на деятельности российского юридического лица?

Какие средства правовой защиты существуют для российского общества в этом случае?

Допустимо ли с точки зрения процессуального законодательства обращаться с возражениями против принудительного исполнения иностранного судебного решения, если ходатайство о принудительном исполнении в российский суд не поступало?

Можно ли отнести решение об обеспечительных мерах, в частности, о наложении ареста на имущество, к решениями, требующим принудительного исполнения? Обоснуйте свое мнение.

Добавить комментарий