Участники производства по делу

В соответствии с КоАП участниками производства по делам об административных правонарушениях являются: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического лица; законные представители юридического лица; защитник; представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор (глава 25 КоАП).

Так, в соответствии с КоАП лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами. При этом согласно КоАП дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

Потерпевшим является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Законные представители физического лица осуществляют защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевших, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются соответствующими документами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до 18 лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица.

Законные представители юридического лица осуществляют защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным юридической консультацией. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью. Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении. В случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания.

Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, а также пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с КоАП. Необходимо отметить, что к участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника и представителя не допускаются лица в случае, если они являются сотрудниками государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением правил, нарушение которых явилось основанием для возбуждения данного дела, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу. В этом случае судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, заинтересованными лицами подается заявление о самоотводе или об отводе.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Свидетель имеет следующие права:

— не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников (родителей, детей, усыновителей, усыновленных, родных братьев и сестер, дедушки, бабушки, внуков);

— давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

— пользоваться бесплатной помощью переводчика;

— делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Понятой, т.е. любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, может быть привлечен должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случаях, предусмотренных КоАП. Число понятых должно быть не менее двух.

Присутствие понятых обязательно при применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице; осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов; досмотре транспортного средства; изъятии вещей и документов; аресте товаров, транспортных средств и иных вещей; задержании транспортного средства.

Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе. Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. Специалист предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений. Специалист обязан:

— явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

— участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

— удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Специалист вправе:

— знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

— с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

— делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан:

— явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

— дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Эксперт предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Однако эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.

Эксперт вправе:

— знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

— с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

— указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью. Переводчик предупреждается об административной ответственности за выполнение заведомо неправильного перевода.

К участию в производстве по делу об административном правонарушении в качестве специалиста, эксперта и переводчика не допускаются лица в случае, если они состоят в родственных отношениях с лицом, привлекаемым к административной ответственности, потерпевшим, их законными представителями, защитником, представителем, прокурором, судьей, членом коллегиального органа или должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, или если они ранее выступали в качестве иных участников производства по данному делу, а равно если имеются основания считать этих лиц лично, прямо или косвенно заинтересованными в исходе данного дела. В этом случае судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, заинтересованными лицами подается заявление о самоотводе или об отводе.

Прокурор вправе возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные действия, предусмотренные федеральным законом.

1. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

3. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства или обязательные работы, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.

(в ред. Федерального закона от 08.06.2012 N 65-ФЗ)

4. Несовершеннолетнее лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может быть удалено на время рассмотрения обстоятельств дела, обсуждение которых может оказать отрицательное влияние на указанное лицо.

Вопросы для обсуждения по теме:

1. Административный процесс как разновидность управленческой деятельности.

2. Полномочия органов и должностных лиц по рассмотрению дел об административных правонарушениях.

3. Правовой статус участников административного процесса.

4. Доказательства в административном процессе.

Основные понятия:

Административный процесс– урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по рассмотрению и разрешению индивидуальных конкретных дел в сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений в целях обеспечения законности и укрепления правопорядка (юридическое понимание).

Принципы административного процесса– законность, объективность (материальная истина), гласность, равенство гражданина перед законом и органом, разрешающим дело, экономичность и эффективность, безвозмезд-ность процесса, ответственность за нарушение правил процесса и за принятой решение.

Субъекты административного процесса– носители административно-процессуальных прав и обязанностей (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, государственные органы, предприятия, учреждения, организ-ации, государственные служащие).

Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, составляющие многочисленную группу субъектов административного процесса, могут участвовать в нем в качестве заявителя, посредством подачи жалобы или заявления; стороны в административном споре, которой заявителем предъяв-лено требование о восстановлении нарушенного или оспариваемого права; третьего лица, как заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, так и не заявляющего таких требований; лица, привлекаемого к администра-тивной ответственности; потерпевшего; представителя; свидетеля, переводчика, эксперта; лица, от собственного имени защищающего права и интересы других лиц.

Государственные органы, государственные служащие, предприятия, учреждения, организации могут участвовать в процессе в качестве стороны административно-правового спора; субъекта, возбудившего административное дело; субъекта, рассматривающего и разрешающего дело; субъекта, защищающего права и законные интересы других лиц; представителя; государственный служащий также может выступать в качестве лица, привлекаемого к административной ответственности.

Субъекты административного процесса должны обладать административно-процессуальной право- и дееспособностью.

Административно-процессуальная правоспособность – способность иметь административно-процессуальные права и обязанности. Она признается за всеми участниками процесса.

Административно-процессуальная дееспособность – реальная возможность осуществлять свои права и выполнять обязанности, а также поручать ведение дела представителю в административном процессе. Если иное не предусмотрено законодательством, у граждан она возникает при достижении ими 12-летнего возраста, у государственных служащих – с момента вступления в должность, у государственных органов, предприятий, учреждений, организаций – с момента их образования в установленном законом порядке.

Участники административного процесса– судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, лицо, в отношении которого ведется административный процесс, защитник, потерпевший, законный предс-тавитель, представитель, секретарь судебного заседания, свидетель, эксперт, специалист, переводчик, понятой.

Государственная пошлина– установленный нормативными правовыми актами обязательный и действующий на территории Республики Беларусь платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Законные представители– лица, правомочные выступать в защиту прав и законных интересов других граждан, которые в силу своего физического состояний, являясь дееспособными, не могут лично осуществлять свои права и обязанности (несовершеннолетние), либо по своему физическому или психическому состоянию лишены возможности самостоятельно реализовать свои права.

Законные представители граждан по делам об административных правонарушениях могут выступать в интересах всего лишь двух участников процесса. К ним законодатель относит лицо, привлекаемого к административной ответственности, а также потерпевшего.

Понятой– в административном процессе физическое лицо, присутствующее при осуществлении определенных юридических действий процессуального характера и удостоверяющее факт совершения, содержание и результаты указанных действий. В соответствии со ст. 4.10 ПИКоАП понятой является участником административного процесса.

Потерпевший– в административном процессе физическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, иму-щественный или моральный вред, а также юридическое лицо, которому причинен имущественный вред или вред деловой репутации.

Задания:

1. Подготовьте доклад (составьте проект Регламента) деятельности коллегиального органа, рассматривающего дела об административных правонарушениях.

2. Составьте таблицу сравнительного анализа процессуального статуса эксперта и специалиста.

3. Подготовьте доклад с анализом полномочий органов внутренних дел, связанных с рассмотрением дел об административных правонарушениях.

4. Напишите эссе, в котором отразите особенности рассмотрения дел об административных правонарушениях в судебном порядке.

Задачи и ситуации:

1. Нумизмату Портному было назначено производство экспертизы, связанной с исследованием монет, обнаруженных у пассажира во время таможенного контроля в аэропорту «Минск-2». Портному был задан ряд вопросов: когда были изготовлены монеты; где были изготовлены; из какого металла или сплава; какую ценность они представляют (историческую, культурную или археологическую). Однако он отказался от дачи заключения.

Чем, на Ваш взгляд, Портной мог аргументировать свой отказ?

2. Усенок (до замужества Коледа) была вызвана в суд для дачи свидетельских показаний в отношении правонарушения, совершенного ее братом Коледой. Однако отвечать на вопросы она отказалась, заявив, что имеет право не давать показаний против своего близкого родственника. Судья возразил, отметив, что, согласно имеющимся в деле документам, Коледа прихо-дится ей сводным братом, будучи сыном второй жены ее отца.

Определите, имела ли Усенок право отказаться от дачи показаний против Коледы?

Какими правами обладает свидетель по делу об административном правонарушении?

Кого ПИКоАП относит к числу близких родственников?

3. Сотрудник таможенного поста аэропорта «Минск-2» обнаружил нарушение таможенных правил гражданином Республики Беларусь Недвецким, прилетевшим из США. По этому факту был составлен протокол.

Какие должностные лица могут рассмотреть дело и вынести постанов-ление?

4. Шариков выступал в качестве защитника по доверенности от имени своего родного брата, в отношении которого было возбуждено администра-тивное дело по ст. 17.1. В суде ему был заявлен отвод, поскольку он является сотрудником милиции. Шариков по этому поводу пояснил, что, он во-первых, он выступает защитником бескорыстно; во-вторых, он выступает не как сотрудник милиции, а как частное лицо и, в-третьих, он не является сотрудником милиции отдела, где было возбуждено дело против его брата.

Определите, имел ли Шариков право выступать в качестве защитника по делу?

Изменилась бы ситуация, если бы Шариков являлся сотрудником отдела, возбудившего дело?

Какие обстоятельства исключают возможность участия защитника в административном процессе?

5. Пассажир электрички «Минск–Пуховичи» Тищенко, находясь в нетрезвом состоянии, самовольно и без надобности сорвал стоп-кран и остановил поезд.

Должностные лица каких государственных органов вправе рассмотреть дело о правонарушении?

6. При составлении протокола об административном правонарушении в отношении гражданина Монголии Байрама было отмечено, что он не владеет русским языком. С учетом этого обстоятельства судья привлек в качестве переводчика преподавателя филологического факультета БГУ, но он не явился в суд. Поэтому судья принял решение привлечь в качестве переводчика сына Байрама, находившегося вместе с ним. Сотрудник милиции Веренич, возбудивший дело, заявил отвод, указав на родственную связь. Судья отвод отклонил, мотивируя тем, что согласно статье 11.2 ПИКоАП дело о право-нарушении, совершение которого влечет административный арест, должно быть рассмотрено в день получения протокола. Поскольку привлечь независимого переводчика не представилось возможным, эти функции в связи процессуальной необходимостью, по мнению судьи, должны быть возложены на любое лицо, владеющее соответствующим иностранным языком.

Проведите правовой анализ ситуации.

Правомерна ли неявка в суд переводчика?

Правомерен ли отвод, заявленный Вереничем?

Правомерно ли решение судьи об отклонении отвода и рассмотрении дела с участием сына Байрама?

7. Водитель Щербаков был командирован в сельскую местность на уборку урожая. За нарушение правил дорожного движения (превышение скорости) он был подвергнут штрафу участковым инспектором милиции, обслуживающим данный населенный пункт. Щербаков обжаловал это решение начальнику РОВД, который его отменил.

Почему начальник РОВД счел необходимым отменить постановление о наложении взыскания.

8. В проведении осмотра места дорожно-транспортного происшествия в качестве специалиста участвовал эксперт-криминалист РОВД Жук. В процессе рассмотрения дела возникла необходимость проведения второй авто-технической экспертизы. Поскольку второй эксперт Сергеев находился в отпуске, а привлекаемый для производства подобных экспертиз доцент института Губарев был болен, экспертиза была назначена единственному в данный момент специалисту – автотехнику Жуку.

В чем отличие специалиста от эксперта?

Допустимо ли, чтобы одно и то же лицо участвовало в деле как специалист и как эксперт?

Как бы Вы поступили на месте лица, назначившего экспертизу?

Нормативные правовые акты:

· Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. № 194-З. — Мн.: Амалфея, 2007.

Добавить комментарий