Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным Кодексом, федеральными законами.
Для целей Земельного Кодекса используются следующие понятия и определения:
· собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
· землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
· землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
· арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
· обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.
Сервитуты традиционно делят на: личные и предиальные.
Личным является сервитут, установленный в пользу определенного лица, тогда как предиальным — установленный в пользу собственника (пользователя) чётко определенной недвижимости. Примером личного сервитута может быть право членов семьи нанимателя пользоваться жильем нанимателя. Если сервитут устанавливается в интересах неопределённого круга лиц, то он оформляется правовой нормой и называется публичным сервитутом. Наиболее распространенным видом предиального сервитута является право пользования чужим земельным участком — так называемый земельный сервитут. Это, например, право проложить водопроводные трубы через чужой земельный участок, прорыть канавы для спуска воды, проезжать и прогонять скот через него.
Сервитуты могут быть срочными и бессрочными, платными и бесплатными.
Земельные правоотношения – это отношения между органами власти, организациями и частными лицами, урегулированные нормами земельного права.
Земельные споры — это разновидность конфликтов, которые возникают в связи с нарушением прав и законных интересов собственников земли и землепользователей по вопросам собственности на землю, землевладения и землепользования.
Предметом земельного спора может являться любая конфликтная ситуация, связанная с земельным участком, его границами, размерами и т.д.:
-Споры о границах земельного участка.
-Реальный раздел земельного участка между собственниками.
-Определение порядка пользования земельным участком.
-Земельные споры о признании права собственности на землю (земельный участок), признании права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
-Бесплатная приватизация земли, обжалование отказа в приватизации земельного участка.
-Споры о признании недействительной сделки с земельным участком.
-Оспаривание неправомерного исключения из СНТ (садового некоммерческого товарищества).
-Судебные земельные споры по обжалованию действий (бездействия) государственных или муниципальных органов.
-Дела об устранении препятствий в пользовании земельным участком, об изъятии участка из чужого незаконного владения.
-Наследование земельных участков.
-Иные категории земельных споров.
Земельное правонарушение – виновное противоправное деяние (действие или бездействие), причинившее вред собственнику, владельцу, пользователю земельного участка, либо нанесшее вред установленному порядку управления в сфере землепользования, либо причинившее вред окружающей среде.
По общему правилу, ответственность за нарушение земельного законодательства может наступать лишь при наличии так называемого полного состава правонарушения, которое определяется установлением в действиях нарушителя четырех признаков (элементов) правонарушения: 1) противоправного действия (бездействия) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушения определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредного результата этого действия или бездействия, выразившегося в неблагоприятных последствиях: загрязнении окружающей природной среды, гибели флоры и фауны, других отрицательных явлениях в природе; 3) наличия причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективного элемента состава); 4 вины нарушителя конкретных правовых норм (субъективного элемента состава).
Формы ответственности за земельные правонарушения:
1) гражданско-правовая;
2) дисциплинарная;
3) административная;
4) уголовная.
Виды земельных правонарушений (чисто земельные):
-нерациональное использование сельскохозяйственных земель;
-использование земельных участков не по целевому назначению;
-невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использование по целевому назначению;
-самовольный захват, самовольное строительство, не связанное с причинением вреда землям;
-уничтожение межевых знаков;
-нарушение градостроительной документации при отводе земель;
-нарушение сроков рассмотрения заявлений о предоставлении земельных участков;
-нарушение сроков возврата временно занимаемых земель;
-систематическое невнесение платежей за земли;
-искажение сведений о состоянии и использовании земель;
-уклонение или несвоевременное исполнение предписаний органов государственного контроля за исполнением и охраной земель по устранению нарушений земельного законодательства.
-регистрация незаконных сделок с землей;
Нарушения с экологической подоплекой:
— загрязнение земель химическими (токсичными) и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами;
— захламление земель;
— заражение земель возбудителями бактериальных, паразитарных и инфекционных заболеваний;
— использование земель способами, приводящими к порче земель;
— проектирование, размещение, строительство и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих отрицательное влияние на состояние земель;
— невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной и ветровой эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние земель;
— нарушение установленного режима использования земель природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного назначения и земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
Земля с точки зрения права рассматривается двояко:
-земля как природный объект и природный ресурс
-земля как земельный участок
Оба понятия являются объектами земельных отношений и регулируются земельным законодательством.
Земельный участок — часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Каждый земельный участок относится к определённой Земельным кодексом категории земель. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
земли сельскохозяйственного назначения;
земли населённых пунктов;
земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
земли особо охраняемых территорий и объектов;
земли лесного фонда;
земли водного фонда;
земли запаса.
Земельный участок может находиться либо в частной собственности, либо в государственной собственности, либо в муниципальной собственности. При этом граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, а также землями с/х назначения.
Домашнее задание:
1. Банкротство
2. Бухгалтерская отчетность
3. Налоговая декларация
4. Офшорная зона
5. НДС
Лекция № 4
Согласно пункту $1$ статьи $5$ Земельного кодекса РФ, участниками земельных правоотношений являются:
- Российская Федерация;
- субъекты Российской Федерации;
- муниципальные образования;
- юридические лица;
- граждане.
Все они могут иметь различные права и обязанности, связанные с владением, использованием и распоряжением участками. Субъекты земельных правоотношений способны приобретать специальные наименования. Они могут являться собственниками, владельцами, пользователями или арендаторами участков.
Содержание
- Органы государственной власти как субъекты земельных отношений
- Муниципалитеты как субъекты земельных отношений
- Граждане и юридические лица как субъекты земельных отношений
- Субъектный состав земельных правоотношений
- Земельные права граждан
- Юридические лица в земельных правоотношениях
- Земельные права иностранных граждан и организаций
- Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений
Органы государственной власти как субъекты земельных отношений
Замечание 1
Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает государственным суверенитетом, как неотъемлемым элементом международной правосубъектности страны. Эта высшая власть осуществляется соответствующими органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах.
Субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений, поскольку земли могут находиться как в федеральной собственности, так и в собственности регионов. Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники земли. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своими участками.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Участники земельных правоотношений 490 руб.
- Реферат Участники земельных правоотношений 270 руб.
- Контрольная работа Участники земельных правоотношений 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:
- определение основ федеральной политики в области регулирования земельных правоотношений;
- установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
- государственное управление в области мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;
- установление порядка резервирования земель, изъятия участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
- резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для нужд Российской Федерации;
- разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель;
- иные полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации Конституцией РФ, Земельным кодексом, федеральными законами.
В полномочия субъектов Федерации входят:
- резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд регионов России;
- разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Федерации;
- иные полномочия, не отнесенные к ведению России или органов местного самоуправления.
Рисунок 1.
Муниципалитеты как субъекты земельных отношений
Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, поэтому они также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Органы местного самоуправления наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений.
Муниципалитеты являются субъектами земельных отношений обычно при управлении рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной, так и в частной собственности.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся:
- резервирование земель;
- изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд;
- установление правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, с учетом требований законодательства Российской Федерации;
- разработка и реализация местных программ использования и охраны земель;
- иные полномочия, решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Граждане и юридические лица как субъекты земельных отношений
С учетом происходящих в России политических и экономических преобразований земельное законодательство развивается по пути максимального расширения круга физических и юридических лиц, которые могут являться собственниками, пользователями или арендаторами участков.
Признавая права иностранцев, лиц без гражданства и организаций, зарегистрированных в других странах, быть участниками земельных правоотношений в России, некоторые федеральные законы все же содержат ряд ограничений. Например, иностранцы не могут приобретать в собственность участки, находящиеся в пределах приграничных территорий, а также земли сельскохозяйственного назначения.
Замечание 2
Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам – только за плату.
Земельный кодекс закрепляет ряд специальных правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из них придается иной смысл.
Собственниками участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.
Определение 1
Землепользователи – это лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Согласно статье $20$ Земельного кодекса РФ, участки предоставляются в бессрочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование предоставлялись до введения в действие нынешнего Земельного кодекса РФ.
Субъектам земельных правоотношений недостаточно обладать лишь потенциальным правом участвовать в таких отношениях. Они должны иметь правовую дееспособность, а в ряде случаев – соответствовать определенным требованиям. Например, пользоваться землями обороны могут только организации, обеспечивающие деятельность Вооруженных Сил России, а дачными участками – члены садоводческих товариществ.
Энциклопедия МИП » Земельное право » Земельные споры » Участники земельных отношений
Участники земельных отношений, их полномочия, права и обязанности являются предметом пристального внимания со стороны государства.
Земля – это одновременно основа жизни, естественная среда обитания населения, природный ресурс и средство производства. Ее значимость переоценить невозможно. Общество заинтересовано в обеспечении рационального землепользования, надлежащей охраны земель. Поэтому участники земельных отношений, их полномочия, права и обязанности являются предметом пристального внимания со стороны государства.
Субъектный состав земельных правоотношений
Начальные статьи Земельного кодекса РФ раскрывают принципы земельного права, устанавливают понятийно-категориальный аппарат отрасли. Особое значение среди них имеет ст. 5 ЗК РФ. Согласно ее предписаниям участниками земельных отношений являются:
- граждане, иностранцы;
- российские, иностранные юридические лица;
- политико-территориальные образования: РФ, ее субъекты, муниципалитеты.
Перечисленные субъекты земельного права могут становиться участникам конкретных земельно-правовых отношений. По отношению к земельному участку субъекты права могут выступать в роли:
- собственников;
- арендаторов, субарендаторов;
- владельцев на праве постоянного либо срочного безвозмездного пользования;
- лиц, ограниченно реализующих отдельные права, гарантированные сервитутом.
Представители каждой из четырех названных категорий субъектов могут быть поименованы правообладателями, поскольку за ними признаются те или иные права в области земельно-имущественных правоотношений.
Правоприменительной практике известна категория, не упомянутая в ст. 5 ЗК РФ. Это – фактические землепользователи. К их числу отнесены:
- граждане и организации, занявшие землю самовольно, не имеющие на нее правоустанавливающих документов;
- собственники недвижимости, расположенной на не оформленных в собственность или пользование участках;
- лица, продолжившие фактически пользоваться земельными участками по истечении арендных договоров, права срочного безвозмездного пользования;
- наследники и иные правопреемники, не оформившие свои права на землю вседствии халатности или умышленно (для минимизации налогового бремени).
Земельные права граждан
Государство гарантирует права граждан в области земельных отношений посредством Конституции, Гражданского и Земельного кодексов, законодательства природно-ресурсной направленности. Обычно они имеют экономический либо экологический характер. Речь идет о правах граждан:
- на благоприятную окружающую среду, в том числе – почву (ст. 42 Конституции РФ);
- приватизировать землю;
- свободно реализовать комплекс правомочностей по единоличному или совместному владению, пользованию, распоряжению земельными участками, находящимися в собственности (ст. 36 Конституции РФ);
- в административном либо судебном порядке требовать обеспечения неприкосновенности участка земли, занятого на законных основаниях;
- не быть лишенным земельного участка иначе, как по вердикту суда (ст. 35 Конституции РФ);
- прямо и через представителей в лице выборных должностных лиц участвовать в разрешении земельных вопросов общегосударственного и местного значения (ст. 31 Конституции РФ);
- получить из государственной казны справедливое возмещение вреда, причиненного действиями или бездействием госструктур при разрешении земельных вопросов (ст. 53 Конституции РФ).
Права граждан в области земельных правоотношений не абсолютны. Даже право собственности в отношении земельных участков реализовывается в жестких рамках. Это обусловлено конституционной обязанностью граждан со¬хранять окружающую среду, бережно относиться к богатствам при¬роды (ст. 58 Конституции РФ).
К примеру, собственник земли сельскохозяйственного назначения обязан использовать ее для садоводства или животноводства, поддерживать плодородие, а при необходимости – обеспечивать проведение мелиоративных мероприятий. Без разрешения нельзя изымать и переносить плодородный слой почв. Нельзя добывать на своем участке полезные ископаемые, т.к. недра – самостоятельный природоресурсный объект. Пренебрежение исполнением подобных обязательств может стать основанием лишения заинтересованного лица прав на землю через суд.
Юридические лица в земельных правоотношениях
В понимании ст. 48 ГК РФ юридические лица – это лица, владеющие обособленными активами организации, которые могут выступать в земельных правоотношениях от собственного имени. Ст. 49 ГК РФ наделяет юридические лица специальной правосубъектностью. Хозяйствовать на земле они могут исключительно в случае, если соответствующие виды деятельности предусмотрены их учредительной документацией.
Ст. 86 ГК РФ предусмотрела существование такой организационной формы деятельности на земле, как крестьянское (фермерское) хозяйство. Особенности статуса образования:
- не является юридическим лицом;
- подразумевает нахождение активов в общей совместной собственности членов;
- в случае обращения взыскания на имущество участок земли реализуется с прилюдных торгов гражданину, которое продолжит его использование по целевому назначению.
Учитывая риски и сезонную цикличность, связанные с хозяйствованием на земле, государство поддерживает с/х товаропроизводителей. Среди прочего им обеспечивается льготное страхование, кредитование. Существует возможность применения специального налогового режима – ЕСХН. Согласно ст. 3 Федерального закона № 264 «О развитии сельского хозяйства» статус сельскохозяйственного товаропроизводителя может быть связан:
- с организационной формой деятельности (фермерское хозяйство, сельскохозяйственный потребительский кооператив);
- со структурой доходов (70% дохода извлекается из выращивания либо переработки сельскохозяйственной продукции).
Ст. 213 ГК РФ разрешает нахождение в собственности юридических лиц любого имущества, не ограниченного в обороте. Российские юридические лица обычно владеют земельными участками на праве собственности или аренды. Муниципальным и госучреждениям, а также казенным госпредприятиям они обычно предоставляются на праве постоянного пользования, реже – на праве безвозмездного срочного пользования. Юридические лица не могут получить землю на праве пожизненного наследуемого владения.
Земельные права иностранных граждан и организаций
Субъектный состав земельных правоотношений с участием иностранных граждан и иностранных юридических лиц имеет некоторую специфику. Законодатель ограничивает их в возможностях приобретать землю. Запрет касается:
- сельскохозяйственных угодий, которые по логике ЗК РФ и ФЗ № 171 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» обладают особой ценностью и стратегическим значением;
- участков, расположенных на приграничных территориях (предписания ст. 15 ЗК РФ предположительно обусловлены действием 4730-I-ФЗ «О госгранице РФ»).
Совокупное действие упомянутого закона № 171-ФЗ и № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» приводит к тому, что иностранцы и иностранные компании могут быть членами таких кооперативов только в качестве арендаторов. Они не вправе претендовать на льготы и государственную поддержку.
Ограничения также распространяются на российские компании, объем иностранных инвестиций в которые превышает 50% уставного фонда.
В целом, запреты не имеют дискриминационного характера. Так, за иностранцами и иностранными организациями признается право приоритетного приобретения либо аренды чужих земельных участков, на которых расположена принадлежащая им недвижимость (ст.35 ГК РФ).
Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений
В общем ведении центрального правительства и субъектов РФ находятся полномочия в области:
- использования земли;
- природопользования;
- обеспечения режима охраняемых природных территорий;
- экологической безопасности;
- охраны окружающей среды.
Совместная реализация полномочий обусловлена необходимостью оперативного менеджмента земель с учетом региональной специфики. При этом за субъектами РФ закреплены полномочия по:
- реализации всех правомочностей собственника в отношении принадлежащих им земель;
- выкупу земель из частной или муниципальной собственности для своих нужд.
Особенностью реализации полномочий субъектов в области земельных правоотношений является относительная свобода нормотворчества. Региональное законодательство не может противоречить букве и духу федерального законодательства, идти вразрез с его принципами.
Для реализации своих полномочий в области земельных правоотношений субъекты РФ по своему усмотрению могут формировать агентства, службы либо иные специализированные органы. Объем и структура их полномочий определена ЗК РФ.
Они среди прочего:
- формируют местные программы землепользования, охраны земель;
- устанавливают граничные размеры участков, предоставляемых в собственность;
- рассчитывают арендную плату за принадлежащие субъекту РФ участки.
Сформированные региональными властями органы также ответственны за установление порядков утверждения и изменения черты городских и сельских поселений, включения земель сельскохозяйственного назначения в перечень особо ценных, режима использования придорожных полос.