Учебник права человека

Главная → Каталог → Под ред. Комковой Г.Н. → Юридическая → «Система защиты прав человека в Российской Федерации. Учебник» — Под ред. Комковой Г.Н.

Возрастное ограничение: 0+
Жанр: Юридическая
Издательство: Проспект
Дата размещения: 08.12.2016
ISBN: 9785392228508
Язык:
Объем текста: 347 стр.
Формат:

Предисловие

Раздел I. Система основных прав и свобод человека и гражданина в России

Раздел II. Государственно-правовой механизм защиты прав и свобод человека и гражданина

Раздел III. Защита прав человека органами власти в Российском федеративном государстве

Раздел IV. Институт уполномоченных по защите прав личности

Раздел V. Международная защита прав человека

Раздел VI. Институты гражданского общества в системе защиты прав человека

Раздел VII. Защита прав отдельных категорий граждан

Для бесплатного чтения доступна только часть главы! Для чтения полной версии необходимо приобрести книгу

Раздел I.Система основных прав и свобод человека и гражданина в России

Глава 1.Понятие и сущность прав человека

В современной юридической науке существует множество определений категории «права человека». Можно выделить две большие группы ученых, взгляды которых на понятие прав человека существенно отличаются. Одна группа является приверженцем естественного права и убеждена, что права человека являются его неотъемлемыми свойствами и принадлежат каждому с момента рождения. Другая группа ученых убеждена, что права человека могут существовать только в отношениях с другими людьми, рассматривает человека как субъекта социальных взаимодействий. Существовавшая долгое время «позитивистская теория прав человека» источником происхождения прав человека считала государство, которое было вправе «даровать» определенный набор прав своим гражданам. Тем не менее именно государство, способствуя признанию и защите прав человека, закрепляет их в своей конституции и законодательстве.

В ст. 2 Конституции Российской Федерации говорится о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Причем высшими ценностями российского государства признаются как сам человек — индивид с особыми, присущими только ему физиологическими и социальными свойствами, так и его права и свободы.

Конституционное положение о приоритете прав человека, признание их высшей конституционной ценностью стимулировало смещение акцента во взаимоотношениях личности и государства в сторону обеспечения государством прав человека. Совершенно прав А. И. Ковлер в том, что в Конституции Российской Федерации «отвергнута прежняя система ценностей, в которой государство находилось на вершине общественного мироздания».

Права человека представляют собой сложное, многоаспектное явление, в основе которого лежит концепция удовлетворения присущих только человеку потребностей и признания его интересов в различных сферах жизнедеятельности. Потребности и интересы человека обуславливают его запросы, притязания, требования к государству и другим лицам, нацеленные на их наиболее полное удовлетворение.

Один из самых ярких исследователей человеческих потребностей, Абрахам Маслоу, спроектировал так называемую пирамиду потребностей. В основе ее лежат физиологические потребности (потребность в пище, отдыхе, тепле и т. д.), которые являются врожденными и присущи всем людям. На втором месте находятся потребности в безопасности жизни человека: защита от внешних и внутренних угроз, постоянство условий жизни. При удовлетворении этих двух видов потребностей хотя бы на 60–70% возникают социальные потребности — в дружбе, любви, уважении, совместной деятельности, заботе о других людях. Потребность в самоуважении возникает как желание адекватной оценки собственных усилий со стороны других людей или государства, достижение особого социального статуса. На вершине пирамиды потребностей человека стоит его желание достичь духовного совершенства, реализации своего творческого потенциала, наиболее полного самовыражения как одного их самобытных представителей человеческого рода. При этом, по общему правилу, потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены только после полного или частичного удовлетворения потребностей более низкого уровня. Однако примеры из жизни могут свидетельствовать и об исключении из этого правила, когда человек, не имеющий возможности удовлетворить свои минимальные жизненные потребности, тем не менее достигает высокого уровня самосовершенствования.

Признавая и обеспечивая права человека, современное демократическое и социальное государство стремится к наиболее полному и эффективному удовлетворению всех потребностей человека. При этом следует учитывать, что на характер и содержание потребностей человека существенное влияние оказывают как внутренние, так и внешние факторы. Например, в настоящее время на первый план выходят информационные потребности человека, его желание иметь коммуникации с другими людьми, в том числе и посредством сети Интернет. Этим обуславливается необходимость в закреплении новых прав человека, которых не было несколько десятилетий назад. Для реализации потребностей человека необходимо создание определенных условий, формирование которых является долгом государства и его структур. Правам человека, определяемым как его возможности осуществить свои потребности различного уровня, корреспондирует обязанность современного государства гарантировать их осуществление. Кроме того, удовлетворение потребностей человека должно быть ограничено дозволенными государством рамками, учитывающими как уровень развития самого государства, так и законопослушное поведение человека, претендующего только на то, на что он имеет право. Ложно понятое понимание собственных потребностей и неуважение к потребностям других людей может привести к преступному поведению индивида.

Таким образом, сущностью прав человека является гарантированная государством возможность индивида удовлетворять свои потребности различного уровня в установленных законом рамках. Права человека находятся в области абстрактных возможностей индивида и являются только основой для приобретения им своих субъективных прав. Причем права человека выступают в качестве критерия его собственной свободы как основного способа самореализации в современном мире.

Нормативное содержание отношений, которые определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государстве, характер реализации индивидом своих возможностей и пределы ограничений для них, установленные государством, а также способы защиты и обеспечения прав в своей совокупности представляет комплексный государственно-правовой институт прав человека, включающий в себя различные элементы. Стержнем конституционного статуса личности выступают признаваемые Конституцией основные права, свободы и обязанности, содержанием которых являются опосредованные государственно-правовыми нормами важнейшие связи государства и личности.

Определяющее значение для правового статуса личности в любом государстве имеют основные права и свободы человека, которые являются фундаментальными, а потому получают гарантии в конституции государства.

Субъективное право принадлежит субъекту как его носителю и открывает перед ним определенную правовую возможность, использование которой зависит лично от него. Причем здесь необходимо обратить внимание на то, что все права человека, которые он приобретает, вступая в разнообразные правоотношения, независимо от степени их значимости, способа возникновения, форм осуществления, видов и иных особенностей, являются именно субъективными, так как обладают главным родовым признаком — принадлежностью субъекту, наличию у него притязаний на возможность реализации данного права.

Когда речь идет о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать эту свободу, т. е. к любому возможному нарушителю свободы. Свободу иногда рассматривают как область человеческого поведения, в которую государство обязуется не вмешиваться.

Обязанности человека — это мера должного поведения как по отношению к другому человеку, так и по отношению к государству и его органам. Субъект может отказаться от права, но не от обязанности. Основным средством обеспечения субъективного права является возложение на другое лицо или лиц, а также органы государства юридической обязанности.

У человека и гражданина в различных отношениях, в которые они вступают, появляется множество прав и обязанностей, но в конституциях закрепляются только основные, фундаментальные.

Совокупность субъективных прав, свобод и юридических обязанностей, определяющих правовой статус гражданина, образует систему. Основу ее составляют конституционные права, свободы и обязанности граждан. Хотя они и разнообразны по своему характеру и содержанию, все выражают коренные связи, сложившиеся между российским государством и его гражданами, и в этом смысле они едины, составляют неразрывное целое. Это не исключает группировку основных прав, свобод и обязанностей по одному или нескольким направлениям.

Гражданство является отправной точкой появления правового статуса человека, поскольку принадлежность лица к определенному государству, оформленная юридически, является основанием для притязания получения определенных государством благ. Однако следует отметить, что не само гражданство, а право на гражданство является причиной приобретения совокупности гарантированных государством прав и свобод. Именно гражданин пользуется защитой и покровительством государства как внутри его, так и за рубежом. Граждане обладают полным объемом прав и свобод, а также несут обязанности перед своим государством. По сравнению с иностранцами или лицами без гражданства, находящимися на территории определенной страны, именно граждане могут в полной мере участвовать в управлении делами своего государства, определении его внешней и внутренней политики.

Центральное место в конституционном статусе личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина, которые представляют собой исходные начала правового положения личности. Введение руководящих положений в ранг принципов находит свое отражение в тексте конституции. В гл. 1 и 2 Конституции РФ к ним отнесены: всеобщность, неотчуждаемость, непосредственное действие, гарантированность и равенство прав человека.

Всеобщность прав можно рассмотреть как обладание человеком правами и свободами с момента его рождения независимо от того, записаны они в Конституции или нет. Ведь признание государством естественного характера прав человека в своей конституции означает, что они существуют самостоятельно, отражая постоянство сущностных признаков человека.

Неотчуждаемость означает, что, будучи определенными самой природой человека, эти права не зависят от государства, которое не вправе изъять их у человека. Конституционные права и свободы носят особый характер, так как обладание ими продолжается с момента рождения до смерти человека, а потому никто — ни государство, ни органы власти, ни другие лица — не вправе лишить человека основных прав. Однако сам человек в любое время может отказаться от использования своих основных прав. Тем не менее такой отказ не может носить безусловного характера, так как человек всегда способен возвратиться к применению этих прав, и никто не в силах этому помешать.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что означает возможность их использования и защиты, если они закреплены в тексте конституции. Наличие или отсутствие нормативных актов, конкретизирующих эти конституционные права, не является препятствием для их осуществления человеком.

Действующая Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила обязанность государства создать юридические и организационные условия для реализации прав, свобод и законных интересов граждан России. Это означает необходимость создания государственного механизма защиты и гарантирования прав и свобод человека, включающего в себя как систему законодательства, так и систему органов исполнительной и судебной власти, реализующих и защищающих от нарушений права человека.

Принцип равенства прав и свобод означает официально признаваемое государством равенство граждан в фундаментальных правах и свободах. Вместе с тем нельзя отрицать наличия фактических различий между индивидами, носящих естественный характер (пол, национальность, гражданство, возраст и т. д.), что может быть основанием для уменьшения или увеличения объема предоставляемых государством менее существенных прав и обязанностей. Однако государство должно обеспечить невозможность дискриминации по различным признакам, приводящей к недопустимому нарушению равенства прав человека.

Таким образом, конституционные принципы прав человека способствуют более полной реализации прав и свобод человека и гражданина.

Другой составной частью института прав человека выступает система установленных государством гарантий реализации прав и свобод. Она включает в себя различные способы и формы их обеспечения, охраны, защиты. Ведь по степени гарантированности прав человека и гражданина можно судить о реальном демократическом и гуманистическом состоянии правовой, политической, экономической, культурной систем в государстве. Чем свободнее и защищеннее ощущает себя гражданин в государстве, тем эффективнее работает система гарантий прав человека. Основная цель гарантирования прав человека состоит в том, чтобы заставить государство эффективно исполнять свои обязательства в сфере претворения в жизнь прав граждан.

Конституционные ограничения прав человека очерчивают возможные границы их осуществления и связаны с необходимостью для каждого человека учитывать интересы государства и других лиц при реализации своих собственных прав. Ограничения могут быть обоснованы как чрезвычайными ситуациями, так и ложно понятыми отдельными людьми границами своих возможностей. Однако в правовом государстве ограничения основных прав и свобод должны быть закреплены законом и преследовать конституционно значимые цели, указанные в Основном Законе страны.

Институт прав человека является комплексным и включает в себя нормы различных отраслей права, каждая из которых затрагивает лишь одну черту многообразных отношений (семейных, земельных, трудовых, гражданских, экологических, налоговых, административных и др.), в которые вступает человек, реализуя свои права. Конституционное право как ведущая отрасль права рассматривает права человека системно во всем их разнообразии, как единое целое, как комплексный конституционно-правовой институт.

Положение личности в конкретном государстве определяется различными видами социальных норм (моральные, политические, религиозные, правовые и др.), которые опосредуют многообразные связи личности с обществом в целом. Все это представляет собой общественный статус личности. Частью этого статуса является правовой статус, который характеризует отношения личности не с обществом в целом, а только с государством.

Под правовым статусом личности понимается юридически зафиксированное положение человека в обществе, его права, свободы и обязанности, установленные законодательством и гарантированные государством.

Различают общий, специальный, индивидуальный и международно-правовой правовой статус.

Общий правовой статус (конституционный) — это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется конституцией страны как базовый и является единым и одинаковым для всех. Конституционное право определяет правовой статус личности комплексно во всех основных сферах жизни общества и государства.

Конституция регулирует наиболее важные отношения между индивидом и государством. Нормы других отраслей прав регламентируют эти отношения более детально. Необходимо подчеркнуть, что при этом конституционный статус является исходным, базовым. А все остальные статусы производны от него и дополняют его. Общим конституционным статусом обладают все граждане государства, независимо от места своего жительства. В федеративных государствах, к которым относится Россия, это особенно важно.

Специальный правовой статус — это статус лица, принадлежащего к определенной категории граждан, который позволяет осуществлять возложенные на них государством специальные функции. По сравнению с общим правовым статусом специальный правовой статус включает в себя как ограничения, так и преимущества и льготы в зависимости от служебного и иного положения лица. Наличие особых прав и ограничений позволяет таким категориям граждан эффективно выполнять поставленные перед ними задачи. Государство закрепляет эти особенности правового статуса отдельных категорий граждан в специальных законах, например о статусе судей, о статусе военнослужащих, сотрудников полиции, государственных служащих, депутатов, таможенников.

Индивидуальный статус — это статус конкретного лица, отражающий совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности (в зависимости от пола, возраста, семейного положения, места жительства и т. д.). Каждый человек имеет свой статус, который меняется в зависимости от его возраста и условий жизни. Статус трудоспособного лица отличается от статуса пенсионера, причем в каждом конкретном случае это правовое положение сугубо индивидуально.

Международный правовой статус — это статус человека как субъекта международных гуманитарных отношений, который определяется международными документами.

В настоящее время в современном мире права человека не могут определяться исключительно одним государством. Именно поэтому принятие Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Всеобщей декларации прав человека ознаменовало распространение согласованного со многими государствами перечня прав человека на всех людей, живущих на планете Земля. Впоследствии были приняты и другие международные документы, закрепляющие международно-правовой статус человека, обязательный для всех государств, подписавших и ратифицировавших эти акты.

Таким образом, права человека — это величайшая ценность современного мира, задача каждого государства и каждого человека состоит в том, чтобы, не уменьшая достижения в данной сфере предыдущих поколений, развивать, дополнять и защищать их применительно к современным реалиям.

Список рекомендованной литературы

2. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм: доктрина и практика. 2-е изд., перераб. М.: Норма; ИНФРА-М, 2016.

4. Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации / под ред. О. И. Тиунова. М.: Норма, 2005.

5. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой. Киев, 2004.

6. Чиркин В. Е. Конституционная терминология. М.: Норма; ИН­ФРА-М, 2013.

7. Эбзеев Б. С. Введение в Конституцию России. М.: Норма; ИН­ФРА-М, 2013.

Глава 2.Классификация прав человека

Большое количество прав и свобод, которыми обладает современный человек, предполагает необходимость их классификации по различным критериям. В юридической науке насчитывают более десяти таких критериев, которые связаны как с законодательным, так и с научным, доктринальным разграничением тех возможностей, которыми обладает человек. В качестве критериев классификации могут применяться следующие: сфера реализации прав и свобод; исторические этапы юридического закрепления прав; субъекты осуществления прав и свобод; степень воздействия государства на реализацию прав.

В зависимости от сферы реализации правовых возможностей личности устоявшейся в современной юридической науке считается выделение личных (гражданских), политических, социальных, экономических и культурных прав человека и гражданина.

Личные (гражданские) права — это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека, которые идентифицируют человека как самостоятельную, автономную личность. Обладание этими правами предопределяет свободу индивида в его мыслях, поступках, образе жизни. К данным правам относят: право на жизнь и достоинство личности; свободу мысли и убеждений; право на свободу и личную неприкосновенность; неприкосновенность частной жизни, жилища; свободу передвижения и выбора местожительства; свободу выбора национальности и языка общения; свободу совести и др. Спецификой данного вида основных прав является то, что их осуществление обычно не связано с обязательностью каких-либо действий от человека, они реализуются только при нарушении свободы личности.

Политические права обуславливаются принадлежностью индивида к гражданству определенного государства. Они обеспечивают гражданину возможность участвовать в управлении делами общества и государства. Политические права связаны как с непосредственным участием граждан в формировании органов власти на выборах различного уровня, в принятии государственных решений на референдумах, так и способствуют повышению политической активности путем реализации прав на объединение, участие в публичных мероприятиях, свободы слова и массовой информации. К политическим правам относят: право избирать и быть избранным, право принимать участие во всенародных голосованиях и обсуждениях проектов законов, право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, право на свободу слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в политические партии.

Социальные права призваны гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальные государства, к которым сейчас себя относят многие развитые страны, берут на себя обязательство обеспечить возможность для каждого члена общества вести нормальную жизнь в рамках его основных потребностей. Если по отношению к работающим гражданам поддержка от государства минимальна, то для лиц, которые по каким-либо причинам лишены права самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, она имеет существенное значение. Именно поэтому закрепление права на пенсию, пособие по безработице, льгот и преимуществ многодетным семьям, инвалидам и др. выступает в качестве неотъемлемой гарантии достойного существования социально незащищенных слоев населения.

Экономические права обеспечивают удовлетворение материальных потребностей индивида и его семьи и гарантируют свободу участия в хозяйственно-экономической сфере жизни общества. Данные права тесно связаны с экономической самостоятельностью человека, его возможностями применить свои способности в сфере промышленности, бизнеса, сельского хозяйства. К ним относятся право собственности, в том числе и на землю, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности, свобода труда.

Культурные права связаны с реализацией духовных потребностей человека. Они обеспечивают как возможность для собственного творчества каждого человека в различных сферах, так и его доступ к культурным достижениям человечества. Они характеризуют личность как социальное существо, способное к восприятию и продуцированию духовных ценностей. К этим правам относят: право на непрерывное в течение всей жизни образование, на беспрепятственный доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни, на свободу научного, литературного, технического и другого творчества.

Классификация прав и свобод человека проводится на базе самых разнообразных оснований, одним из которых является историческое закрепление прав человека в основных нормативных актах, в соответствии с которым различают поколения прав человека. Эта классификация отражает результат длительного исторического становления эталонов и стандартов поведения, ставших нормой современного общества, повышения уровня цивилизации, достижений в области культуры и благосостояния.

Первое поколение прав человека характеризуется исключительно гражданскими и политическими правами, поскольку они были закреплены в конституциях и законодательных актах ХVII–ХVIII вв. Это и неприкосновенность личности с ее процессуальными гарантиями, и избирательное право, и свобода слова, печати и др.

Впервые законодательно они были провозглашены в Декларации прав Вирджинии 1776 г.: «Все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они — при вступлении в общественное состояние не могут лишить себя и своих потомков каким-либо соглашением, а именно: правом на жизнь и свободу со средствами приобретения и владения собственностью, правом на стремление к счастью и безопасности и их приобретение». Хотя сначала Конституция США 1787 г. не содержала перечня прав человека, впоследствии в 1789 г. были предложены 10 поправок к конституции, составившие Билль о правах, ратифицированный в 1791 г. Кроме них были закреплены другие права, такие как: право ношения оружия, неприкосновенность личности, жилища, право на скорый публичный суд, запрещение вторичного обвинения по одному и тому же делу и избирательное право. Другим правовым актом данного периода была Декларация прав и свобод человека и гражданина 1789 г., принятая во время Великой французской революции. Декларация закрепляла цель всякого политического союза в защите прав человека. Такой подход явился революционным поворотом в общественном сознании: индивид, ранее всецело подчиненный государству и зависимый от него, приобретал автономию, право на невмешательство государства в сферу свободы личности и получал гарантии государственной защиты в случае нарушения его прав и свобод.

Всеобщее международное признание права первого поколения получили после Второй мировой войны, после образования Организации Объединенных Наций. В Уставе ООН в 1945 г. были закреплены основы взаимного сотрудничества государств в сфере личных и политических прав человека.

К правам второго поколения относятся экономические и социальные права, которые в период ранних буржуазных революций рассматривались только как производные от гражданских и политических прав. Они стали провозглашаться в конституциях различных государств лишь в конце XIX — начале ХХ вв., поскольку для их реализации требовались конкретные действия государства. Это права и свободы, гарантирующие интересы прежде всего тех, кто работает по найму, — право на труд, социальное обеспечение, право на образование, на пользование достижениями культуры и др. Права второго поколения означают исторически иной уровень взаимоотношений государства и личности, характеризующийся прежде всего конкретными социально-экономическими обязанностями государства перед гражданами.

Система защиты прав человека в Российской Федерации. Учебник

Издание содержит тексты проблемных лекций, затрагивающих вопросы прав человека, способов их защиты, компетенции органов власти в сфере обеспечения и защиты прав человека.<br /> Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, интересующихся вопросами становления и развития российской правозащитной системы.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2016 года.

249

Под ред. Комковой Г.Н. Система защиты прав человека в Российской Федерации. Учебник

Под ред. Комковой Г.Н. Система защиты прав человека в Российской Федерации. Учебник

Издание содержит тексты проблемных лекций, затрагивающих вопросы прав человека, способов их защиты, компетенции органов власти в сфере обеспечения и защиты прав человека.<br /> Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, интересующихся вопросами становления и развития российской правозащитной системы.<br /> Законодательство приведено по состоянию на март 2016 года.

С книгой «Система защиты прав человека в Российской Федерации. Учебник» автора Под ред. Комковой Г.Н. также читают:

199 руб. 149 руб.579 руб. 434 руб.

Товар добавлен в корзину

Продолжить покупки

Внимание! Авторские права на книгу «Система защиты прав человека в Российской Федерации. Учебник» (Под ред. Комковой Г.Н.) охраняются законодательством!

123456789

Кафедра гуманитарных дисциплин

Права человека

Курс лекций

Для студентов дневной и заочной формы обучения

Всех специальностей

Могилёв 2004

УДК 34

Рассмотрен и рекомендован

к изданию на заседании кафедры

гуманитарных дисциплин

Протокол №__7__от __13.02._2004г.

Составитель ст. преп. Низовцова Ж.Ф.

Рецензент д.с.н. Бубнов Ю.М.

© Могилёвский государственный университет продовольствия

ВВЕДЕНИЕ

Особая значимость прав человека в жизни общества определена принципами, закреплёнными во Всеобщей декларации прав человека, в Международных пактах о гражданских и политических правах, об экономических, социальных и культурных правах в ряде других актов:

Ø права человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения;

Ø права человека универсальны, основаны на принципе равенства, гарантированы каждому;

Ø права человека – высшая ценность, их уважение, соблюдение и защита – обязанность государства;

Ø осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;

Ø обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку.


Образование в области прав человека имеет огромное значение. Без освоения прав человека в современном обществе, невозможно оценить всю систему сложных политических, социально-психологических, международных отношений. Только овладение знаниями прав человека даёт ориентир личности в оценке существующих политических режимов, социальной деятельности государств, правовой и нравственной культуры, политических лидеров, правосознания народа.

Соблюдение прав человека и развитие человеческого потенциала способствуют построению в стране общества, характеризующегося уважением к закону, материальным благополучием и стабильностью. Верховенство права и свобод личности – стержень правового демократического социального государства и гражданского общества. Все сложнейшие государственно-правовые явления кристаллизуются в правах человека, выступающих основой, центральным звеном государственной и правовой жизни.

Учебная дисциплина «Права человека» введена в качестве обязательного курса в высших учебных заведениях с 1 сентября 1998 г. на основании Постановления коллегии Министерства образования от 30 июня 1998 г. №122, что соответствует обязательствам Республики Беларусь перед международным сообществом.

Целью преподавания дисциплины «Права человека» является повышение правовой культуры молодёжи, формирование гуманистического мировоззрения, воспитание чувств человеческого достоинства, самоуважения, гражданской ответственности, глубокого понимания своих прав и прав других людей, общественных интересов, а также обязанностей государства перед своими гражданами.


Задача курса заключается в том, чтобы сформировать понятие о правах человека как сложном, многогранном явлении, результате длительной истории человечества, его величайшей ценности. Необходимо усвоить взаимосвязь права и закона, прав человека и прав гражданина, взаимодействие прав и обязанностей; уяснить значение и объём каждого права. Содержание прав и свобод нередко является предметом горячих дискуссий, поэтому весьма важно определить пределы вмешательства государства в сферу основных прав и свобод, в первую очередь тех из них, которые называют неотъемлемыми, а также пределы автономии личности, с тем, чтобы человек, пользуясь своими правами, не нарушал права других.

Изучение тем курса базируется на знаниях по истории, этике, философии, политологии, правоведению. В процессе изучения прав формируются знания по гражданскому, конституционному, трудовому, семейному, экологическому, уголовному праву.

Курс лекций призван дать общее представление о правах человека, стать основой их практического применения.

ЛЕКЦИЯ 1. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ

1. Понятие, сущность, источники прав человека.

2. Права человека и права гражданина.

3. Права человека и интересы государства.

Обществознание

Учебник для 11 класса

Совет Европы является старейшей европейской региональной организацией. 4 ноября 1950 г. в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 г.

На основании этой Конвенции были образованы два органа — Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав государствами — участниками Конвенции.

Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из 3 судей, палаты из 7 судей и большие палаты из 17 судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из 3 судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо приводить в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15, п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдет объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства этой части света. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Вестник экономики, права и социологии, 2012, № 4

Право

УДК 340

Права и свободы человека: проблемы теории

Гаврилов В.Н.

Доцент кафедры теории государства и права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье анализируются различные подходы к категориям «права» и «свободы» человека и гражданина в их исторической преемственности. Показано их соотношение с позитивным правом, особенности институционализации и функционирования.

Ключевые слова: права и свободы, общественные отношения, естественное и позитивное право, ин-ституциализация прав человека.

Идеи прав и свобод человека и гражданина, относящиеся к одним из высших достижений человеческой цивилизации, глубоко историчны. Возникновение понятия «права человека» связано с зарождением и распространением идей естественного права в древних полисах (Афинах, Риме). Еще в V-IV вв. до н.э. древнегреческие мыслители Кал-ликл, Ликоффон, Антифон и другие утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права, а нарушение этих прав является преступлением. Демосфен, например, отмечал, что афинский законодатель «исходит из положения, согласно которому всякое действие, сопряженное с насилием, должно считаться преступлением против общества, направленным и против тех, кто непосредственно в деле не замешан» .

С развитием общественных отношений права и свободы человека и гражданина из категорий идеальных постепенно превращались в реальную действительность и закреплялись в государственно-правовых актах. Достаточно вспомнить Великую Хартию вольностей (1215 г.) и Хабеас корпус акт (1679 г.).

Однако наибольшее распространение эти категории получили в ходе буржуазно-демократических революций XVII-XVIII вв., что подтверждается

конституционно-правовым развитием многих современных стран. Первые юридические документы, отражающие основные права и свободы человека в систематизированном виде, были представлены Верджинской декларацией (1776 г.) и Декларацией независимости США (1776 г.), положенны в основу 10 поправок к Конституции США — Билля о правах (1791 г.). Важное значение по своей исторической значимости имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.), которая до сих пор не утратила своей актуальности.

В середине XX в. права и свободы человека (право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, презумпцию невиновности, свободу мысли, слова и т.д.) получают всеобщее признание и закрепляются в важнейших международно-правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей декларация прав человека (1948 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международном пакте о гражданских и политических правах и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1996 г.) .

В настоящее время права и свободы человека получили закрепление в конституциях и законодательных актах большинства государств, входящих в состав Организации Объединенных Наций . По существу, они стали общепризнанным человеческим измерением развития и функционирования общества, права и государства, расцениваясь как выдающееся достижения мировой цивилизации и культуры. Повышенный интерес к данной пробле-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Право

матике в отечественном правоведении в общетеоретическом плане появился в связи с принятием в 1993 г. Конституции РФ, провозгласившей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). Согласно же ч. 11 ст. 17, «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» .

Однако отношение к правам и свободам человека и гражданина в литературе нельзя признать однозначным. Утверждается, к примеру, что в самой идее неотъемлемых прав человека больше слышна «идеалистическая, даже утопическая тональность» . Некоторые ученые обращают внимание на несостоятельность положений о высшей ценности прав и свобод человека, которые, в принципе, не абсолютизируются ни одним государством в мире. Как отмечает А.Ф. Черданцев, в реальной действительности существуют ценности более высокого порядка: нравственное и физическое здоровье населения, общественный порядок, государственная безопасность и др. .

Не вполне ясен и вопрос соотношения прав и свобод. Очень рано наряду с категорией «права» употребляется термин «свобода», которая при всей ее кажущейся простоте — явление достаточно сложное и для понимания, и, тем более, для практического воплощения в общественных отношениях. Говоря о понятиях «права» и «свободы», следует отметить о наличии в них и сходства и различия. Сходство определяется через правовую возможность. Что касается различий, то права свидетельствуют о возможности получения каких-либо социальных благ, а свободы — о возможности избежать определенных ограничений со стороны государства . Отдельные авторы полагают, что свобода — вопрос не духовный, а имущественный . Широкое распространение представлений о правах и свободах объективно поставило вопрос о возможности их универсализации .

Вместе с тем более актуальным видится предостережение Б.А. Кистяковского, что «нет единых и одних и тех же идей и свободы личности, правового строя, конституционного строя государства, одинаковых для всех народов и времен, как нет капитализма или другой хозяйственной организации, одинаковой для всех стран. Все правовые идеи в сознании каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой естественный оттенок» . Существование в современном мире западной, латиноамериканской, африканской, исламской синкской, индуистской, православной, буддистской и японской цивилизаций — далеко не лишнее тому подтверждение .

Так, в силу глубоко укоренившейся традиции японцы отрицательно относятся к праву . Некоторые авторы отмечают несовместимость концепции прав человека с православной культурой. 134

Исламский мир — реальность, которая все более властно заявляет о себе на пороге XXI в. , строит свою модель прав человека на принципиально иных началах, отличающих ее, скажем, от западноевропейской и латиноамериканской .

В связи с этим, может быть, не стоит особо подчеркивать роль глобализации в этом процессе, явления достаточно сложного и противоречивого .

Конституционные формулировки о правах и свободах человека в Российской Федерации в какой-то мере проблематичны и дискуссионны.

Так, с точки зрения одних исследователей, эти естественно-правовые декларации «провисают в воздухе», так как не имеют под собой сколько-нибудь значимой материальной, правовой и иной основы; «идеологемы», не подтвержденные жизнью и государственно-правовой практикой . Провозглашение прав и свобод человека высшей ценностью, по мнению О.Е. Кутафина, в значительной степени носит формальный характер .

Наряду с такими выводами, в литературе высказано суждение, что в реальной действительности ни о каких неотчуждаемых правах человека и гражданина не может быть и речи, так как они представляют собой лишь результат развития европейского юридического дискурса .

Некоторые из разработчиков Конституции РФ 1993 г. считают, что практика реализации концепции приоритета прав и свобод человека весьма далека от совершенства. Ее осуществляемость, по самым оптимистическим оценкам, не превышает даже 50 % .

Такому сценарию развития событий в немалой мере способствовала недостаточная проясненность вопроса о соотношении естественного и позитивного права. Между тем в этом существует настоятельная необходимость, так как именно естественно-правовое видение положено в основу института прав и свобод человека и гражданина.

Признавая естественные права «фактически существующей реальностью» , одни авторы говорят, например, о его «неразрывной связи и взаимодействии с позитивным правом» , «целесообразной форме поддержания естественного права» , а другие находят, что оно «осуществляется вне зависимости от их закрепления в нормативно-правовых актах» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Б.А Осипян ограничивает позитивное право институтами, посредством которых реализуется «естественный закон» . На наш взгляд, противопоставление естественного права позитивному нельзя признать обоснованным. Взятое само по себе, отдельно от государственно-правовых предписаний, оно не может самостоятельно функционировать, в полном объеме удовлетворять интересы и потребности личности. В этой связи хотелось бы отметить, что позитивное право, как явление объек-

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Право

тивной действительности, социально детерминировано, что делает его если не полностью адекватным условиям жизни людей, то, по крайней мере, более или менее приближенным к ним. И в этом смысле, условно говоря, естественно отражая их.

Это, по-видимому, осознается современными приверженцами естественно-правовой доктрины. Не случайно, в ней стали объединять как «Закон Божественный», так и социальную обусловленность права, хотя и считают, что она также происходит по воле Бога. Иначе трудно будет ответить на вопрос, поставленный еще в конце XIX в. видным правоведом Н.М. Коркуновым: «Откуда же берется уверенность в действительном существовании соответствующего этому понятию права?» .

Общественные отношения, возникающие, функционирующие и развивающиеся в обществе, по своему характеру и направленности различны. Различают, как известно, связи непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные, пространственные и временные, интенсивные и экстенсивные, прямые и обратные, необходимые и случайные, противоречивые и непротиворечивые, качественные и количественные, абсолютные и относительные, соотносительные, взаимные, последовательные, субординации и координации, горизонтальные и вертикальные, всеобщие, частные, единичные, сложные и простые и т.д.

Может ли естественное право, то есть на уровне обычных притязаний, прообраза правовых норм , упорядочить столь неоднородный спектр отношений? Ведь отношения человека к условиям своего существования фиксируются не только понятием «потребность», но и категориями «интерес», «стремление», «желание», «задача», «цель», «стимул», «норма», «проблема» и т.п. . Сторонники естественно-правовой доктрины не дают утвердительного ответа на этот вопрос.

С нашей точки зрения, позитивное (писанное) право обладает в этом плане гораздо большими возможностями. Как сложноструктурированное явление, оно, наряду с правами и свободами, включает в себя юридические обязанности, запреты, исключения, ограничения, поощрения, уполномочивание и т.д. Это позволяет законодателю подвергнуть позитивному воздействию неизмеримо больший круг связей и отношений, оптимизировать их в интересах всего общества и отдельных индивидов.

Нельзя не признать справедливым вывод о том, что нет права как кантовской «вещи в себе», а есть исторически выверяемый баланс между идеалом и реальностью, должным и возможным .

Литература:

2. Права человека: Сборник международных документов / Сост. и вступ. ст.: Мелков Г.М. — М.: Юрид. лит., 1998. — 608 с.

3. Конституции зарубежных государств. — М.: Бек, 1996. — 586 с.

4. Права человека: учеб. для вузов. — М.: Издат. группа НОРМА-ИНФРА М, 1999. — 573 с.

5. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / Под ред. Е.А. Лукашевой. — М.: Норма, 2003. — 448 с.

— 304 с.

7. Рудинский Ф.М. Методологические проблемы науки прав человека // Право и права человека. Сборник научных трудов юридического факультета МГЛУ. — М.: Логос, 2003.

8. Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т.1 Государство. -М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 656 с.

9. Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегии для меняющегося мира. — М.: Альпина Паблишер, 2003. — 504 с.

10.Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учеб. для ВУЗов. — М.: Юрайт, 1999.

11. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России: учеб. пособие. — М., 1997. — 304 с.

12. Романов Н. Тотальная мораль // Литературная газета. — 2009. — 9-15 сентября. — С. 24-25.

14. Кистяковский Б.А. В защиту права / Интеллигенция и правосознание // Вестник МГУ. — Сер.7. Философия. — 1990. — № 3. — С. 52-56.

15. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 603 с.

16. Королев С.В. Японская концепция прав человека // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. — 2002. — С. 401-431.

17. Полонская Л.Р. Единство и многообразие ислама // Восток. — 1994. — № 6. — С. 9-22.

18 Сюкияйнен Л.Р. Исламская концепция прав человека // Права человека: итоги века, тенденции, перспективы. — 2002.- С.263-321.

19. Гранин Ю.Д. «Глобализация» или «вестернизация» // Вопросы философии. — 2008. — № 2. — С. 3-19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Иноземцев В.Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. — 2004. — № 4. — С. 10-20.

21. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права.

— М.: Юрист, 2001. — 444 с.

Вестник экономики, права и социологии, 2012: № 4

Право

23. Закатова А., Шахрай С. Россия «юрского периода» // Российская газета. — 2008. — 11 декабря.

24. Алексеев С.С. Филофофия права. История и современность. Проблемы. Тенденции. Перспективы. — М.: НОРМА, 1997. — 330 с.

25. Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. — СПб.: Изд-во «Лань», 1998. — 224 с.

26. Ильин И.А. О сущности правосознания // Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. — М., 1993. — 235 с.

28. Осипян Б.А. Трансформация права в закон: духовные, научные и практические аспекты // Государство и право. — 2006. — № 10. — С. 46-50.

29. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права.

— СПб.: Лань, 2000. — 216 с.

30. Алексеев С.С. Избранное. — М.: Статут, 2003.

— 480 с.

31. Куценко В.И. Общественная проблема: генезис и решение (методологический анализ). — Киев: Наук. думка, 1984. — 440 с.

32. Зорькин В. Путь к свободе // Российская газета.

— 2009. — 16 сентября.

Human Rights and Freedoms: Theoretical Problems

V.N. Gavrilov

Kazan (Volga Region) Federal University

Добавить комментарий