Учет детей оставшихся без попечения родителей ведут

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей

Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления (ст. 121 СК. РФ).

К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей относятся:

  • выявление детей, оставшихся без попечения родителей;
  • учет детей, оставшихся без родительского попечения;
  • выбор формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения;
  • осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Указанные функции являются исключительной компетенцией органов опеки и попечительства в силу прямого указания закона.

В п. 1 ст. 121 СК РФ названы наиболее распространенные причины, по которым дети утрачивают попечение родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными; болезнь, длительное отсутствие родителей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

В п. 1 ст. 122 СК РФ предусмотрена обязанность должностных лиц учреждений и граждан сообщать об известных им фактах утраты детьми родительского попечения в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.

Получив такие сведения орган опеки и попечительства обязан в течение трех дней провести обследование условий жизни ребенка и при подтверждении полученных сведений обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 123 СК РФ закрепляет четыре реально существующих формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:

  • усыновление (удочерение);
  • передача под опеку или попечительство;
  • передача на воспитание в приемную семью;
  • устройство детей в детские воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения.

Возможно также использование иных форм, обеспечивающих интересы детей.

Забота о детях без родителей возлагается на государство. Отделы опеки обязаны вести учет таких несовершеннолетних. Это необходимо для того, чтобы обеспечить своевременную защиту прав и семейное устройство. Рассмотрим, как происходит выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей.

Основания признания детей оставшимися без попечения родителей

Перечень оснований, для признания ребенка, оставшимся без родительского попечения, регламентирован Приказом Минобра России от 2015 года № 101.

Порядок признания ребенка, оставшимся без попечения:

  1. Выявление факта отсутствия родительского попечения.
  2. Документальное подтверждение этого факта.
  3. Вынесение постановления районной администрации о присвоении статуса.

Основания для присвоения статуса ребенка, оставшегося без попечения матери и отца:

  • оформление матерью в роддоме письменного согласия на усыновления;
  • в документах ребенка отсутствуют сведения о родителях;
  • суд признал, что последние 6 месяцев родители не живут с детьми без уважительных причин;
  • родители признаны недееспособными (ограниченно дееспособными);
  • мать или отец признаны безвестно отсутствующими;
  • несовершеннолетний признан подкинутым или брошенным;
  • родители отбывают наказание в местах лишения свободы;
  • мать и отец проходят принудительную госпитализацию в психиатрическом стационаре;
  • родители умерли или признаны умершими;
  • мать и отец находятся в розыске и их местонахождения не установлено;
  • суд отменил решение об усыновлении;
  • отдел опеки вынес постановление об отобрании несовершеннолетнего у родителей.

Данный факт должен быть документально подтвержден в отношении матери и отца или единственного родителя.

Выявление детей оставшихся без попечения родителей

Порядок выявления ребенка, без родительского попечения устанавливается ст. 122 СК РФ.

Он включает:

  1. Получение сигнала от граждан, сотрудников медицинских или образовательных организаций.
  2. Проведение проверки в течение 3 дней с момента получения сигнала.
  3. Проведение обследования жилья, где проживает ребенок.
  4. Составление акта обследования.
  5. В случае подтверждения сведений, присвоение статуса.
  6. Направление информации о ребенке в региональный банк данных.
  7. В течение 30 дней, специалисты отдела опеки должны принять меры для семейного устройства выявленного ребенка.

Кто и куда должен сообщать?

Обязанностью по сообщению в районный отдел опеки о ребенке, оставшемся без родителей, наделяются все граждане (ст. 122 СК РФ).

В соответствии с законом от 1999 года № 120 дополнительные обязанности возлагаются на органы профилактики безнадзорности и беспризорности детей.

К ним относятся:

  • медицинские работники;
  • сотрудники образовательных учреждений;
  • специалисты социальных служб;
  • сотрудники полиции.

Любой гражданин, который узнал о факте отсутствия родительского попечения, должен немедленно сообщить в районный отдел опеки по месту выявления.

Действия органов опеки

Порядок действий специалистов отдела опеки установлен ст. 122 СК РФ:

  1. В течение 3 дней с момента получения сигнала специалисты обязаны посетить место проживания ребенка.
  2. В случае подтверждения информации, несовершеннолетний должен быть помещен в безопасное место (в семью родственников, центр реабилитации, центр семейного устройства).
  3. В течение 3 дней информация о ребенке передается в региональный банк данных.
  4. В течение 30 дней специалисты принимают меры по семейному устройству несовершеннолетнего.
  5. Если по истечение месяца отсутствует семья, готовая принять ребенка в семью, то он передается под надзор в центр содействия семейному устройству.

В 2019 году закон не предусматривает ответственность для отдела опеки в случае несвоевременного реагирования на сигнал.

Учет детей

В 2019 году учет детей ведется сразу на 3 уровнях:

  1. Муниципальный уровень – районный отдел опеки.
  2. Уровень субъекта РФ – региональный оператор.
  3. Уровень РФ – федеральный оператор.

Общий порядок предоставления сведений в государственный банк данных о детях-сиротах регулируется ФЗ от 2001 года № 44. Однако каждый регион самостоятельно разрабатывает административные регламенты по оказанию государственной услуги кандидатам в опекуны.

Устройство детей оставшихся без попечения родителей

Основной целью выявления несовершеннолетних является защита их прав. Ведь именно мама и папа ответственны за содержание, воспитание и обучение ребенка, до тех пор, пока он не достигнет 18 лет.

Поэтому, если родители не могут или не хотят исполнять свои обязанности, государство берет эту функцию на себя.

В соответствии с законодательством, отдел опеки должен в течение 30 дней подобрать подходящего кандидата в опекуны попечители, усыновители. Если подходящая кандидатура не найдена, то ребенок должен быть временно помещен в центр семейного устройства.

В 2019 году на территории РФ реализуются следующие формы устройства детей-сирот:

  • усыновление;
  • опека;
  • приемная семья.

В случае, если возможность семейного устройства отсутствует, то несовершеннолетний помещается в специализированную организацию.

Усыновление детей

Считается, что усыновление является самой приоритетной формой семейного устройства. Главное его отличие от других форм – это установление по решению суда. Другие варианты передачи детей в семьи граждан реализуются на основании решения органа местного самоуправления.

Передать на усыновление можно только тех детей, мать и отец которых:

  • умерли;
  • признаны умершими;
  • лишены родительских прав более 6 месяцев назад;
  • не записаны в детские документы.

Таким образом, переданными на усыновление могут быть весьма незначительная категория детей.

С момента вынесения решения суда об усыновлении ребенок и его новая семья наделяются правами и обязанностями кровной семьи. В связи с этим семья не получает дополнительное финансирование (по сравнению с другими формами устройства). Усыновители должен самостоятельно обеспечивать усыновленного.

Также ребенок теряет статус, оставшегося без родительского попечения, и соответствующие льготы. Юридически он полностью приравнивается к кровным детям усыновителя.

Новые мать и отец могут изменить ему имя, фамилию, отчество. А усыновленным в возрасте до 6 месяцев даже дату рождения (в пределах 3 месяцев).

После их смерти, усыновленный получает долю в наследстве в качестве полноправного наследника первой очереди.

Как правило в РФ усыновляют 2 категории детей:

  • малолетних в возрасте от 0 до 3 лет;
  • детей, которые ранее были в семье под опекой.

Отменить усыновление и забрать ребенка из семьи непросто. Для этого необходимо инициировать судебный процесс.

Опека над детьми

Опека является самой популярной формой устройства.

В отличии от усыновления:

  • опекун получает на содержание подопечного ежемесячную выплату.
  • Ребенок сохраняет статус сироты, поэтому имеет право на получение квартиры и другие льготы. Популярной льготой для подопечных является внеочередное обеспечение местом в дошкольное учреждение, а также бесплатное посещение детского сада.
  • Под опеку могут быть переданы все дети, которые имеют статус сироты. Причем к опекуну предъявляются значительно более мягкие требования, чем к усыновителю.

Все это является причиной для массового приема подопечных в семьи граждан. В результате качество воспитания в таких семьях сохраняется на невысоком уровне.

Опека назначается по решению органа местного самоуправления. Срок действия документа – до 14летия подопечного. По достижению 14 лет, опека переходит в попечительство.

Попечитель обладает всеми обязанностями опекуна, однако перечень прав значительно меньше (ребенок уже наделяется ограниченной дееспособностью).

Районные отделы опеки обязаны осуществлять контроль за семьями опекунов. Поэтому они регулярно (до 4 раз в год) посещают семьи для проведения осмотра.

Ежегодно опекун обязан предоставлять отчет о сохранности детского имущества. Отказ в предоставлении документа является причиной для отстранения гражданина от обязанностей.

Приемная семья для детей

Приемная семья – это возмездный вариант опеки. Если опекун получает только пособие на содержание подопечного, приемный родитель дополнительно имеет право на вознаграждение за оказание услуг по воспитанию.

Приемная семья функционирует на основании договора. Документ заключается между приемным родителем и районной администрацией.

Права и обязанности приемного родителя полностью идентичны правам и обязанностям опекуна. Ребенок также наделяется статусом, аналогичным статусу подопечного.

Размер вознаграждения приемного родителя различается в зависимости региона проживания. В 2019 году сумма варьируется от 4 000 до 20 000 р.

Учреждения для детей сирот

Законодатель предусматривает помещение ребенка в организацию для сирот только в том случае, если в течение 30 дней отсутствует подходящий кандидат. Помещение в организацию осуществляется на временной основе.

Даже после вынесения постановления о помещении под надзор специалисты отдела опеки и региональный оператор не должны прекращать семейное устройство ребенка.

Порядок оформления в организацию для сирот:

  1. Получение отказов от родственников несовершеннолетнего (если родные ведут асоциальный образ жизни, то составляется соответствующий акт).
  2. Оформление личного дела на ребенка.
  3. Вынесение постановления органа местного самоуправления о помещении под надзор.
  4. Помещение ребенка в организацию.
  5. Вынесение приказа о зачислении в воспитанники.

Несовершеннолетний может проживать в организации до 23 лет (если получает образование в средней школе в очной форме). В остальных случаях воспитанники распределяются по учреждениям среднего и высшего образования.

При нахождении в учреждении воспитанник находится на полном государственном обеспечении. Если он является получателем пенсии по инвалидности или потере кормильца, то средства зачисляются на его личный счет.

Обязанности опекуна исполняет руководитель организации. Но он не имеет право распоряжаться имуществом несовершеннолетнего и пользоваться его деньгами.

Социальная поддержка детей сирот

Социальная поддержка детей-сирот осуществляется в соответствии с законом от 1996 года № 159. Нормативный акт содержит общие гарантии.

Каждый регион имеет право разработать свой закон о помощи детям-сиротам. Но он не может противоречить федеральному.

Виды социальной поддержки детей-сирот:

  • пособия;
  • единовременные выплаты;
  • льготы на образование;
  • помощь в медицинском обеспечении;
  • предоставление жилья.

Нормативные акты регионов могут предусматривать дополнительные меры поддержки. Например, законодательство Новосибирской области предусматривает ежемесячную выплату на культмассовые мероприятия.

Законодательство Алтайского края предусматривает возможность получения ежемесячного пособия для усыновителей, которые усыновили ребенка, находившегося под опекой более 3 лет.

Важно! С момента вступления в законную силу решения суда об усыновлении, ребенок лишается права не меры поддержки.

Меры социальной поддержки предоставляются не только несовершеннолетним, но и гражданам в возрасте до 23 лет.

Пособия детям

Федеральным законодательством устанавливается перечень выплат, которые получают замещающие родители во всех регионах страны.

В 2019 году предусматриваются следующие выплаты:

  1. Ежемесячное пособие на содержание подопечного – в зависимости от законодательства региона. Как правило равняется прожиточному минимуму на ребенка. Выплачивается на подопечных и приемных детей.
  2. Вознаграждение приемному родителю – в зависимости от законодательства региона.

За траты ежемесячного пособия опекун и приемный родитель должен отчитываться ежегодно. Вознаграждение предназначается приемному родителю и не подлежит отчету.

Единовременные выплаты

Ряд выплат осуществляется единовременно. Они выплачиваются в заявительном порядке.

Замещающий родитель имеет право на выплату, если обратился в уполномоченный орган в течение 6 месяцев с момента получения приказа о передаче ребенка в семью или вступления решения суда об усыновлении в законную силу.

Виды пособий:

  1. Единовременное пособие при приеме ребенка в семью опекуна, приемного родителя или усыновителя — 17 479,72 руб.
  2. Единовременное пособие при усыновлении (если в качестве усыновляемых выступают дети в возрасте от 7 лет, дети-инвалиды или сиблинги) — 133 559 руб.

Важно! Закон не обязывает замещающего родителя отчитываться за траты единовременных пособий. Они не имеют целевого назначения.

Образование

Образовательные льготы для сирот:

  1. Обеспечение местом в детский сад вне очереди.
  2. Бесплатное питание в детском саду и школе.
  3. Прохождение подготовительных курсов при поступлении в ВУЗ на бесплатной основе.
  4. Бесплатное обучение в СУЗ.
  5. Выплата ежегодного пособия на учебную литературу.
  6. Выплата компенсации на одежду и мягкий инвентарь при окончании учебного заведения.
  7. Выплата единовременного пособия при окончании учебного заведения – 500 р.
  8. Право на бесплатный проезд в период обучения.

Медицинское обеспечение

Дети-сироты имею право на следующие виды медицинского обслуживания на бесплатной основе:

  • медицинская помощь;
  • высокотехнологичная медицинская помощь;
  • ежегодная диспансеризация;
  • оздоровление (включая санаторно-курортное лечение);
  • медицинские осмотры.

Несовершеннолетние имеют право на санаторно-курортное лечение. Причем оплачивается не только путевка, но и доставка до места отдыха и обратно. В случае самостоятельного приобретения путевки, стоимость и проезд может быть компенсирован по заявлению замещающего родителя.

Предоставление жилья

Если ребенок или его кровные родители не имеют в собственности жилого помещения, то несовершеннолетний имеет право на постановку на учет с целью получения жилья.

Порядок предоставления жилплощади устанавливается региональным законодательством.

Но в целом по стране порядок аналогичный:

  1. Сбор документов об отсутствии жилья в собственности (по достижению ребенком 14 лет).
  2. Направление заявления о постановки на учет в орган местного самоуправления.
  3. Получение приказа о постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье.
  4. Подача заявления о выдаче жилья (по достижению 18 лет).
  5. Постановка на очередь.

Как показывает практика, квартира не выдается немедленно, по достижению совершеннолетия. В РФ существует очередь на обеспечение жильем сирот. Поэтому лицу, из числа детей-сирот, придется подождать от 5 до 7 лет. Квартира выдается по договору социального найма. Через 5 лет ее можно приватизировать.

Ответы юриста на вопросы о выявлении и устройстве детей без попечения родителей

Какие дети относятся к оставшимся без попечения родителей?

Обязательным условием является присвоение официального статуса. Он присваивается постановлением районной администрации по месту выявления.

Оставшимися без родительского попечения считаются дети, родители которых:

  • умерли или признаны умершими;
  • лишены или ограничены в правах;
  • имеют заболевание, препятствующее исполнению родительских обязанностей (туберкулез);
  • более 6 месяцев не проживают с ребенком без уважительных причин;
  • оставили их в роддоме, больнице, приюте;
  • подвергли их жизнь угрозе, и дети были отобраны по ст. 77 СК РФ.

В каком статусе находятся несовершеннолетние, изъятые из семей алкоголиков и помещенные в приют?

До получения официального статуса, дети находятся в социальной организации по заявлению родителей или по решению органа местного самоуправления. Их нельзя принять в семью на воспитание.

Могут ли кровные родители забрать согласие на усыновление, которое дали в роддоме?

Согласие может быть отозвано до вступления в законную силу решения об усыновлении ребенка. После принятия несовершеннолетнего в другую семью, кровный родитель теряет на него права.

Должны ли кровные родители платить ребенку алименты, если отказались от него в роддоме?

Как показывает практика, на основании отказа от ребенка отдел опеки лишает мать и отца родительских прав. В момент вынесения решения, суд взыскивает с родителей алименты на содержание ребенка.

Обязанность по выплате сохраняется до совершеннолетия ребенка. Исключение составляет ситуация, когда несовершеннолетний был усыновлен.

Имеет ли подопечный льготу на прохождение курсов для поступления в ВУЗ на бесплатной основе?

Государственные и муниципальные учебные заведения обязаны предоставить возможность пройти курсы на безвозмездной основе ребенку-сироте. Факт наличия статуса нужно подтвердить справкой из отдела опеки.

Заключение Эксперта

Подытожим полученную информацию о выявлении детей-сирот:

  1. Статус сироты необходимо установить официально, постановлением местной администрации.
  2. Выявлением детей-сирот должны заниматься отделы опеки, сотрудники социальных организаций и все граждане, у которых есть такая информация.
  3. При подтверждении информации, ребенок подлежит семейному устройству.
  4. Существует 3 вида семейного устройства – усыновление, опека, приемная семья.
  5. Усыновленный ребенок теряет статус сироты.
  6. Подопечные и приемные дети имеют право на социальные, медицинские и образовательные льготы.

Если у вас возникли проблемы с оформлением опекунства над ребенком, необходимо получить помощь юриста по семейному праву. Специалисты нашего сайта готовы прийти к вам на помощь круглосуточно.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, — непростое дело, поскольку их в России насчитывается примерно более миллиона.

Статья устанавливает порядок выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядок их учета на местном (органами опеки и попечительства), региональном (органами исполнительной власти субъектов РФ) и федеральном (федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством РФ) уровнях.

Важной предпосылкой принятия органами опеки и попечительства мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и ее следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребенка.

Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться в органы опеки и попечительства.

Семейный кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование. Цель такого обследования — проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребенком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения — выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

На основании первичного обследования составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.).

Все данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству.

Устанавливается правовая обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Кодекс в интересах детей, обеспечения скорейшего их устройства в семью вносит существенные коррективы в порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения (как и ранее, в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет, в государственный банк данных.

В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования РФ. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) — оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ. Однако при нахождении такой семьи ни органы исполнительной власти, ни Министерство образования РФ не вправе подменять органы опеки и попечительства в определении того, соответствует ли передача ребенка в данную семью его интересам и допустима ли она с точки зрения закона.

В случае невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории РФ ребенок может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ (за исключением родственников ребенка) по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет.

За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки должностные лица органов местного самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность.

Добавить комментарий