Учет жилищного фонда

Государственный учет жилищного фонда

Согласно ч. 4 ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации». Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает технический, официальный статистический и бухгалтерский учет.

Технический учет жилищного фонда осуществляют специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). Проводится такой учет независимо от принадлежности жилищного фонда. БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения, информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда. Согласно ч. 5 ст. 19 ЖК РФ проведение технического учета жилищного фонда предусматривает, в том числе, техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию жилых помещений (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета.

Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.

О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 октября 1997 года N 1301
О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации

(с изменениями на 30 января 2013 года)

В целях ускорения проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства и приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации государственного учета жилищного фонда Правительство Российской Федерации
постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.

2. Установить, что государственный учет жилищного фонда независимо от его принадлежности осуществляется по единой для Российской Федерации системе учета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Федеральному агентству по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 67. — См. предыдущую редакцию)

обеспечивать на основе федерального статистического наблюдения, бухгалтерского и технического учета жилищного фонда проведение комплексного анализа и обобщения тенденций развития жилищно-коммунального хозяйства с последующим использованием полученных материалов при осуществлении государственной политики в этой сфере экономики;
разработать и по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по статистике утвердить в I квартале 1998 года инструкцию о проведении учета жилищного фонда и обеспечить контроль за ее выполнением;
обеспечить методическое руководство и координацию деятельности по техническому учету жилищного фонда организаций технической инвентаризации.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании единой организации технической инвентаризации субъекта Российской Федерации на базе существующих организаций технической инвентаризации, используя положительный опыт Республики Карелия, Ивановской, Орловской областей, гг.Москвы, Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации.

5. Признать утратившим силу распоряжение Совета Министров РСФСР от 22 февраля 1985 года N 264-р.

6. Признать не действующим на территории Российской Федерации постановление Совета Министров СССР от 10 февраля 1985 года N 136 «О порядке государственного учета жилищного фонда».

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Черномырдин

Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 октября 1997 года N 1301

(с изменениями на 30 января 2013 года)

1. Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

2. Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

3. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.
Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются — БТИ).
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388. — См. предыдущую редакцию)

4. БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

5. Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 67. — См. предыдущую редакцию)

Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 67. — См. предыдущую редакцию)
Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета.

6. Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 67. — См. предыдущую редакцию)

7. В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют:
техническую инвентаризацию жилищного фонда;
оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;
информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388. — См. предыдущую редакцию)

8. Техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, по ставкам, утверждаемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388 — см. предыдущую редакцию).

9. Инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:
составление государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 67. — См. предыдущую редакцию)
абзац утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388 — см. предыдущую редакцию;
исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере;

абзац утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388 — см. предыдущую редакцию;
определение технического состояния и физического износа жилых строений и жилых помещений;

абзац утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388 — см. предыдущую редакцию;
абзац утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388 — см. предыдущую редакцию.

10. Пункт утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388. — См. предыдущую редакцию.

11. Абзац утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388. — См. предыдущую редакцию.
Абзац утратил силу — постановление Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 388. — См. предыдущую редакцию.
Выписки и выкопировки отдельных видов информации из технического паспорта образуют самостоятельные документы, порядок выдачи которых определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут утверждать дополнительные виды информации к техническому паспорту, содержащие необходимые для них технические сведения.

12. Учет домовладений, строений и жилых помещений (квартир) производится БТИ путем ведения реестра жилищного фонда.

13. Технические паспорта, регистрационные книги, иные документы, составленные БТИ до введения в действие настоящего Положения, считаются действительными.

14. Учетно-техническая, оценочная и правоустанавливающая документация жилищного фонда, включая технические паспорта, регистрационные книги, копии зарегистрированных документов, сформированные в инвентарные дела, и иные инвентаризационные документы, хранятся в архиве БТИ, а также в объединенном архиве Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 12 февраля 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 года N 67. — См. предыдущую редакцию)
Архивы БТИ относятся к государственному архивному фонду Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.
Отчуждение архивов БТИ не допускается.

15. Порядок доступа и выдачи информации из архивов БТИ определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

16. БТИ субъектов Российской Федерации осуществляют:
ведение государственных реестров архивов БТИ субъектов Российской Федерации;
ежегодную инвентаризацию архивов БТИ.

17. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также должностные лица БТИ несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

4.1. Учет жилищного фонда

В соответствии с ч. 1 ст. 12 ЖК к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений относится определение порядка государственного учета жилищных фондов. Государственный учет жилищных фондов субъектов РФ относится к компетенции органов государственной власти субъектов РФ в области жилищных отношений (ч. 1 ст. 13 ЖК). Согласно ч. 1 ст. 14 ЖК к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда. В настоящее время действует Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301. Согласно данному Положению основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей (п. 1). Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Это вид учета возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро, методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация. В настоящее время БТИ действуют как государственные унитарные предприятия и находятся в подчинении органов государственного управления субъектов РФ.

БТИ осуществляют учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

БТИ обязаны осуществлять:

1) техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

2) контроль технического состояния жилых строений и жилых помещений;

3) оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения;

4) информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

БТИ проводят следующие виды инвентаризации: основную (один раз в пять лет) и текущую (ежегодно), плановую и внеплановую. Этими же органами могут проводиться единовременные учеты на определенную дату всего обобществленного жилищного фонда, а также переписи жилищного фонда, находящегося в собственности граждан.

БТИ не осуществляют государственную регистрацию прав на жилые помещения и сделок с ними. Такая регистрация возложена на специализированные органы — учреждения юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ

«О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Предприниматели требуют вернуть государственный учёт жилого фонда. Государству не до этого.

Председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере жилищного и коммунального хозяйства Андрей Широков заявил: необходимо обратиться к правительству и Госдуме, чтобы депутаты и чиновники вернулись к разработке закона об учёте и инвентаризации жилищного фонда.

Законопроект о госучёте правительство внесло в Думу в 2017 году. Документ предусматривал регулярный мониторинг жилых домов и создание их электронных паспортов. «Движения по этому законопроекту практически никакого. Инвентаризация и учёт жилищного фонда в РФ сейчас находятся в состоянии деградации», – констатирует г-н Широков.

В ТПП считают, что систему надо воссоздавать, причём с учётом массовых незаконных перепланировок, сведений о капремонте и программе реновации жилья.

Проблема действительно очень серьёзная. Система государственного учёта была важным элементом советской плановой экономики, унаследовав (не без потерь) кое-что, включая часть архива, от Российской империи. Директор АНО БТИ Сергей Киселёв в нескольких статьях подчёркивает: для учёта важна непрерывность! (Тогда хотя бы не будет казусов, когда здание 1895 года постройки вдруг молодеет на полсотни лет.)

Сейчас нормативная основа этого важного дела – постановление №1301 от 1997 года «О государственном учёте жилищного фонда». Документ давно устарел, действует лишь частично, но другого нет.

Технической инвентаризацией должны заниматься БТИ. Они и занимались…

В 2005 году систему порушили. Приняли Жилищный кодекс. В этом важном документе много правильного. Но для учёта он непригоден.

До 2005 года единицей учёта была квартира (минимум – жилая комната, кухня и санузел), которая имела выход к местам общего пользования (на улицу или на лестничную клетку). Причём к объектам недвижимости относится именно здание, а квартира – это объект права.

ЖК РФ совершил революцию. Статья 16-я гласит: «Виды жилых помещений. К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната».

«Не поддаются учёту «жилые помещения», понимаемые и как жилой дом, и как часть дома, и как квартира, и как часть квартиры, и как комната…» – негодует Сергей Киселёв. (В результате в Москве комната в коммуналке – это объект, а в Петербурге – доля в праве. Формально у нас вообще нет коммунальных комнат!)

Госучёт по инерции просуществовал ещё несколько лет. В 2009 году правительство постановлением №388 запретило плановую инвентаризацию жилого фонда за счёт собственников – БТИ остались без финансирования.

Кроме того, по Жилищному кодексу субъект РФ отвечает за учёт жилья, находящегося в его, субъекта, собственности. Кто пересчитает частное и федеральное жильё – неизвестно. Муниципалитетам полномочия по техническому учёту не даны.

В 2007 году был принят закон о кадастре, в 2013-м – о кадастровой деятельности. И технический учёт был заменён на кадастровый. Разницу понимают даже неспециалисты, сравнив кадастровый и технический паспорт объекта…

Отдельная история – архивы. По действующему порядку архивы БТИ являются федеральной собственностью и находятся в пользовании субъектов РФ. «Отчуждение архивов БТИ не допускается», указано в том самом постановлении №1301… Одна из главных претензий к Росреестру – не проведена оцифровка архивов. А для кадастра они и не нужны…

БТИ отправились на вольные хлеба. Часть бюро стала муниципальными предприятиями, часть – ГУПами, они также существуют в виде АНО и даже общественных фондов…

Верховный суд в 2013 году отменил Инструкцию о государственном учёте жилищного фонда.(Противоречит закону о кадастре.) Госстрой через несколько месяцев спешно выпустил приказ «Об утверждении порядка государственного учёта жилищного фонда в РФ». Минюст его не зарегистрировал.

На каких правовых основаниях сегодня проводится хоть какой-то учёт, юристы определить затрудняются. Но единой системы точно нет – есть набор разрозненных, противоречащих друг другу правовых актов. Учёт имеет смысл, когда он сплошной. А когда выборочный – в нём никакого толку.

К тому же скоро выяснилось, что кадастровая информация и данные технического учёта – совсем не одно и то же. В кадастре, например, нет данных ни о благоустройстве (газ или колонка?), ни о техническом износе. Росстат перестал получать сводную картину. Недостоверными оказались сведения об аварийности и необходимости капремонта. В налоговой декларации площади по одному и тому же объекту в разные годы могут различаться на 10–15% и больше – в зависимости от способа учёта. (Как считаем балконы? А этажи?) В регионах параллельно действуют: росстатовская схема сбора данных (неполная), система Фонда ЖКХ, ну и БТИ продолжают кое-где работать (в меру финансирования). В Петербурге этим, например, занимается ГУП «ГУИОН». Наряду с кадастровыми инженерами. Но по заказу, а не сплошь.

Прежде чем затевать программу по возрождению центра и просить у Москвы денег, хорошо бы выяснить, в каком он состоянии.

На зыбких, недостоверных основаниях принимаются федеральные нацпроекты на сотни миллиардов рублей… О критическом отсутствии объективных данных об износе и аварийности жилых домов не раз заявляла Счётная палата.

А ведь есть ещё нежилой фонд.

Правительство упоённо занимается маркировкой обуви и духов. Чтобы, значит, всё учесть…

Основные понятия

Жилищный фонд — совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.

Частный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам и юридическим лицам.

Государственный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд РФ) и субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов РФ).

Муниципальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Специализированный жилищный фонд — совокупность жилых помещений, предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых им по договорам найма специализированных жилых помещений. Входит в государственный и муниципальный жилищные фонды.

Индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда.

Жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) пользование.

Добавить комментарий