Уголок правовых знаний в армии

Президентом Российской Федерации 28 апреля 2011 года за № ПР-1168 утверждены Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (далее – Основы государственной политики).

Согласно пункту 7 Основ государственной политики государство создает условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их осведомленность о характере, способах и пределах осуществления и защиты их прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке. Важнейшей задачей государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Поставленные задачи реализуются через деятельность государственных органов Российской Федерации, в том числе через деятельность органов внутренних дел.

Так, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» одной из обязанностей полиции является участие в пропаганде правовых знаний.

В соответствии с пунктом 80 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 05.01.2007 № 6 «Об утверждении Наставления по организации правовой работы в системе МВД России» правовая пропаганда направлена на распространение и разъяснение правовых норм и практики их применения в сфере внутренних дел.

Правовая пропаганда осуществляется всеми структурными подразделениями органа, организации, подразделения в пределах их компетенции, с привлечением ведущих ученых и специалистов, образовательных и научных организаций МВД России.

Правовая пропаганда осуществляется по направлениям служебной деятельности путем:

издания и распространения печатной продукции;

проведения информационно-пропагандистских акций правовой направленности. Информационно-пропагандистские акций правовой направленности — вид информационно-профилактической деятельности органов, организаций, подразделений, направленной на распространение и разъяснение правовой информации среди различных групп населения, характеризующей роль МВД России и меры, предпринимаемые в сфере поддержания законности и правопорядка;

проведения лекций, семинаров, конференций;

выступлений в СМИ;

создания и оформления кабинетов (уголков) правовых знаний, стендов, другой наглядной информации;

проведения тематических занятий в системе повышения квалификации и в других формах профессиональной подготовки.

В целях реализации статьи 9, пункта 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», пункта 80 Наставления по организации правовой работы в системе МВД России, утвержденного приказом МВД России от 05.01.2007 № 6, формирования объективного общественного мнения о деятельности территориальных органов МВД России, дислоцированных на территории Республики Хакасия, актуализации получения населением государственных услуг, оказываемых органами внутренних дел приказом МВД по Республике Хакасия от 15.09.2016 № 661 утверждена инструкция по организации правовой пропаганды и консультирования по правовым вопросам в МВД по Республике Хакасия и подчиненных территориальных органах МВД России на районном уровне (далее – Инструкция).

Основными задачами правовой пропаганды и консультирования по правовым вопросам, установленными пунктом 2 Инструкции являются:

— своевременное и объективное информирование населения Республики Хакасия о государственной политике в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью и о предпринимаемых подразделениями МВД мерах по ее реализации;

— разъяснение положений законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел;

— укрепление законности и правопорядка в обществе;

— пропаганда законопослушного поведения граждан, их содействия в осуществлении правоохранительной деятельности;

— популяризация получения государственных услуг в электронном виде;

— повышение правовой культуры и правовых знаний сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих, работников подразделений МВД;

— укрепление имиджа сотрудника и популяризация службы в органах внутренних дел Российской Федерации.

В МВД по Республике Хакасия, подчиненных территориальных органах МВД России на районном уровне (далее – территориальные органы) правовая пропаганда осуществляется путем размещения публикаций в печатных СМИ республиканского и районного уровня, интернет-изданиях. Так, подготовленные МВД по Республике Хакасия статьи правового и информационно-пропагандиского характера публикуются в приложении «Территория 02» к ежедневной республиканской газете «Хакасия».

Правовая пропаганда осуществляется посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: на аппаратно-программном комплексе «Официальный Интернет-сайт МВД по Республике Хакасия», в том числе в разделе «Правовые материалы», на официальном сайте УГИБДД МВД по Республике Хакасия, в социальных сетях, в том числе «Вконтакте» в группе «Правовое информирование МВД по Республике Хакасия», на официальных сайтах территориальных органов.

Традиционной формой правовой пропаганды является выступление сотрудников органов внутренних дел.

С целью реализации задач в сфере правового просвещения МВД по Республике Хакасия на постоянной основе осуществляет выпуск сюжетов и комментариев на региональных каналах.

В МВД по Республике Хакасия и территориальных органах имеются уголки правовых знаний.

Сотрудниками правовых подразделений проводятся с сотрудниками МВД по Республике Хакасия, территориальных органов лекции и семинары по вопросам прохождения службы, а также складывающейся судебной практики Верховного Суда Российской Федерации и судов Республики Хакасия.

В рамках правового информирования в МВД и территориальных органах проводятся акции, конкурсы, брифинги, пресс-конференции, флешмобы в области безопасности дорожного движение, оборота с оружием и т.д.

Повышенное внимание уделяется правовому информированию детей и подростков. Сотрудниками органов внутренних дел регулярно проводятся мероприятия в школах, детских садах, детских реабилитационных центрах, направленные на формирование законопослушного поведения. До детей доводятся с помощью игровых форм их права и обязанности, нормы поведения в социуме.

Еженедельно проводятся экскурсии в музее МВД по Республике Хакасия.

Главная Департамент жилищного обеспечения Методические материалы Информационные стенды

Информационные стенды по вопросам жилищного обеспечения военнослужащим

Информационные стенды разработаны Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации на основе законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих, действующего по состоянию на 01.02.2015 года в целях осуществления оперативного и наглядного информирования военнослужащих и членов их семей по вопросам реализации их жилищных прав с учетом возможности различных форм жилищного обеспечения.

При содействии Общественной палаты Российской Федерации, Общероссийской общественной организации «Офицеры России» данные информационные стенды были изготовлены на полимерной основе и направлены во все региональные и территориальные органы жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.

Размещенный на стендах материал содержит концентрированную информацию по основных формам реализации жилищных прав военнослужащих и членов их семей и, как показала практика их использования в информационно-разъяснительной работе, помогает во многом сделать осознанный выбор наиболее приемлемого способа обеспечения жильем.

Скачать (.pdf)

Скачать (.pdf)

Скачать (.pdf)

Скачать (.pdf)

Скачать (.pdf)

УДК: 340.114.5: 351.74 DOI:

Титова Елена Анатольевна

доцент кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института МВД России кандидат юридических наук E-mail: leo_bir@mail.ru

Titova Elena Anatolyevna

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРАВОВОЙ ПРОПАГАНДЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Введение: в статье рассматриваются отдельные формы и методы осуществления правовой пропаганды, их содержание и особенности использования информационно-телекоммуникационных ресурсов в данной сфере деятельности органов внутренних дел, отдельное внимание уделяется применению сотрудниками органов внутренних дел манипулятивного воздействия в правопропаган-дистской деятельности, приводятся практические рекомендации по осуществлению пропаганды правовых знаний в различных возрастных аудиториях.

Материалы и методы: методологическая основа исследования представлена общим диалектическим методом научного познания, сравнительного анализа, познавательными методами и приемами обобщения и описания.

Результаты исследования: позволили выявить перспективы применения информационно-телекоммуникационных ресурсов сети «Интернет» в осуществлении правовой пропаганды в органах внутренних дел, раскрыть содержание и особенности использования отдельных приемов и способов правовой пропаганды с учетом её адаптированности к аудитории.

Выводы и заключения: с учетом недостаточной нормативной регламентации и отсутствия методического обеспечения правовой пропаганды различных подразделений органов внутренних дел выбор оптимального сочетания форм и методов для данного вида деятельности остается за сотрудниками, что, в свою очередь, не способствует обеспечению высокой степени результативности пра-вопропагандистской работы.

Ключевые слова: правовая пропаганда, формы правовой пропаганды, методы правовой пропаганды, манипуляция, органы внутренних дел.

FORMS AND METHODS OF LEGAL PROPAGANDA IN LAW ENFORCEMENT BODIES ACTIVITIES

Анализ научной литературы позволяет констатировать, что вопрос о формах и методах осуществления правовой пропаганды применительно к деятельности органов внутренних дел (далее — ОВД) в научной литературе не получил разностороннего исследования. В отдельных случаях авторы обращались к характеристике методов и средств пропаганды, однако подобные изыскания носили либо широкий , либо узкоспециализированный характер .

Определяя формы и методы правовой пропаганды в деятельности ОВД, следует исходить из общего представления о них безотносительно субъекта, её осуществляющего.

Форму правовой пропаганды представляется возможным определить как способ внешнего выражения деятельности по её осуществлению. В этой связи следует назвать две формы правовой пропаганды в деятельности ОВД: устную и письменную. Каждой из названных форм характерны собственные средства передачи пропагандистской информации.

Так, А.С. Бондарев отмечает, что «устная правовая пропаганда в зависимости от средства передачи может быть непосредственной (живое общение с аудиторией, «глаза в глаза») и опосредованной (общение через технические средства: радио, телевидение, информационные технологии, информационно-

телекоммуникационной сети «Интернет»)» . По количеству адресатов правовая пропаганда может быть коллективной и индивидуальной.

Средствами устной правовой пропаганды являются: беседа, лекция, диспут, радио- и телевыступление, онлайн-дискуссия, видеочат, круглый стол, «прямая линия», викторина, конкурс, конференция по правовой тематике.

К письменной правовой пропаганде относятся: листовки, плакаты, научно -практические комментарии законодательства, научные публикации ученых-правоведов, письменные ответы на обращения граждан, тексты, размещаемые на официальных сайтах ОВД и страницах в социальных сетях, и пр.

Заметное смещение доли аудитории, черпающей информацию посредством телевидения и радио, в сторону глобальной информационной сети «Интернет» становится объективной предпосылкой более активного использования органами внутренних дел данного ресурса в процессе осуществления правовой пропаганды.

Адекватным современным условиям распространения информации следует расценивать развивающееся в деятельности ОВД направление коммуникации с использованием средств IT-технологий. Безусловно, создание официальных сайтов Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов по субъектам Российской Федерации, активная работа по продвижению соответствующих ресурсов в различных социальных сетях — большой шаг в обеспечении доступности информации о деятельности ведомства, его открытости для общества.

Вместе с тем можно отметить, что в силу сохраняющегося среди населения не всегда позитивного мнения о государственной власти в целом, и о полиции в частности, официальные ресурсы с точки зрения осуществления правовой пропаганды аудиторией не востребованы. Иначе говоря, потребителями информации в данном случае выступают прямо заинтересованные в этом лица (изучение структуры ведомства, ознакомление с нормативной основой его функционирования и т.п.). Исходя из контента официальных сайтов Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов, следует констатировать, что если в нём и присутствуют элементы правовой пропаганды, то аудитория, на которую она потенциально способна воздействовать, весьма ограничена.

В некотором смысле проблему повышения массовости в осуществлении правовой пропаганды в ОВД решают официальные группы ведомства, создаваемые в социальных сетях (Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Instagram). К сожалению, существование фейк-групп, использующих аббревиатуру Министерства внутренних дел Российской Федерации, в определенной степени дезориентирует аудиторию, и в этой связи в данном направлении целесообразно проводить мониторинг с целью исключения возможности распространения правовой информации с искажением, либо не соответствующей действительности. Кроме того, с точки зрения охвата аудитории официальными группами в социальных сетях прослеживается перспектива дальнейшего их продвижения. В частности, для применения техники пропаганды «Снежный ком» целесообразно обязательное вхождение в состав официальных групп МВД России сотрудников ОВД и функции репоста (посредством нажатия «класс», «нравится», «like») к

информации, размещаемой в этих группах. Таким образом, информация становится доступной значительно большему кругу лиц и послужит поводом для принятия решения о вступлении в группу других лиц, являющихся родственниками, друзьями или знакомыми действующего участника.

В качестве нового способа осуществления правовой пропаганды посредством современных технологий и программ можно предложить внутриведомственную разработку и общедоступное использование мессенджера в форме мобильного приложения для мгновенного обмена сообщениями (возможные названия «Я и участковый», «Я и инспектор ГИБДД», «Я и инспектор ПДН»). Ценность такого приложения в реализации профилактической деятельности ОВД, в частности, при осуществлении правовой пропаганды заключается в возможности создания среды максимального взаимодействия населения и сотрудника соответствующего подразделения на определенной локальной территории с минимальными временными, техническими и иными затратами.

Например, подобное приложение, с точки зрения участкового уполномоченного полиции на административном участке, позволяет создавать локальную группу участников, модератором которой является участковый уполномоченный полиции. Посредством включения в группу общения граждан, проживающих на административном участке, обеспечивается оперативный режим взаимодействия модератора и участников. Участковый уполномоченный посредством размещения необходимой для распространения информации (текст, фото, видео) в группе получает возможность максимального охвата населения своего участка, кото-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и и ____т-ч

рая однократной отправкой поступает всем участникам. В свою очередь с получением подобного инструмента у граждан появляется возможность практического содействия деятельности участкового уполномоченного полиции, оценки качества его работы. В этом смысле распространение правопропагандистских сообщений становится более быстрым и адресным, а у адресата формируется мнение о доступности правоохранительной системы, доверительное отношение к органам внутренних дел. Подобное предложение требует тщательной технической проработки, однако исключать потенциальные возможности его практической реализации также нельзя.

Возвращаясь к устным средствам правовой пропаганды в деятельности ОВД, отметим, что самыми распространенными из них являются беседы и лекции, в которых основным средством выступает устная речь.

Осуществление правовой пропаганды в устной форме предъявляет особые требования к речи сотрудников полиции. Она должна быть грамотной (иначе ее оценка снижается), ёмкой, в меру эмоциональной, по возможности короткой. Если имеются два варианта выступления, целесообразно выбрать меньший.

Для привлечения внимания, его сохранения уместно выдержать паузу, обвести взглядом аудиторию, охватив всех и начать с того, чего слушатели не ожидают. Речь должна быть внятной, раздельной, среднего темпа (ни в коем случае нельзя тараторить — аудитория не будет успевать воспринимать и осмысливать информацию, но и затягивать тоже не рекомендуется — слушатели успеют переключить свое внимание). Большое внимание необходимо уделять интона-

ции. Выделять голосом наиболее важную информацию, сопровождая ее короткими паузами и жестами.

Сам текст должен быть логичным, хорошо структурированным, следующим от посылок к выводам, без лишних подробностей. Основное требование к пропагандистскому тексту — наличие красной линии, доминантной идеи, проходящей через все выступление и завершающей его. Для достижения убедительности целесообразно ссылаться на достоверные популярные источники, авторитетных личностей; включать данные статистики, оформленные в графики, таблицы таким образом, чтобы однозначно иллюстрировать нужную закономерность.

Материальными носителями правовой пропаганды могут быть: видео-, аудио-, мультимедийные материалы пропагандистского характера, позволяющие облегчить восприятие информации, и повысить силу воздействия пропагандиста на аудиторию.

Оформление наглядного материала должно соответствовать ряду правил. Содержание слайда должно соответствовать конкретной задаче и работать на главную цель пропаганды. Не рекомендуется излишне украшать таблицы, слайды, это отвлекает от их содержания. Чем важнее информация, тем крупнее должны быть буквы, цифры. Если есть необходимость подчеркнуть разницу между информацией, можно использовать контрастные цвета. Увлекаться игрой цвета не стоит. Смена цвета при оформлении текста должна иметь смысловую нагрузку, цвет может выделять, объединять, разделять, эмоционально тонировать. И последнее — темные знаки на светлом фоне более привычны человеческому глазу.

Речь пропагандиста и наглядный материал воздействуют не только на интеллектуальную составляющую личности, но и на эмоциональную. И это один из эффективных способов формирования правового поведения, построенного на глубоко усвоенных нормах права, выступающих регуляторами активности человека на бессознательном уровне.

При осуществлении правовой пропаганды в деятельности ОВД по сравнению с мифологизацией и стереотипизацией одним из наиболее действенных методов является манипуляция.

Следует согласиться, что «однозначно отрицательное отношение к мани-пулятивной тактике общения, безусловно, является неверным» . Если обратиться к рассматриваемому виду психологического воздействия с точки зрения его применения в деятельности сотрудников ОВД, то становится очевидным, что последние в отличие от правонарушителей действуют не в собственных интересах, а выполняют определенный социальный заказ и основываются на моральных и нравственных нормах социума, ради интересов которого осуществляется манипулирование объектами воздействия.

т~ч __и __и

В данном случае речь идет о так называемой социально желательной манипуляции, которую сотрудник ОВД совершает из лучших побуждений, желания помочь обществу. Можно утверждать, что сотрудник в некоторой мере вынужден манипулировать другими людьми для достижения полезного для всех результата. При этом он понимает, что поступает так только потому, что порой нет другого выхода .

В специальной литературе приводится значительное количество определений манипуляции . На основе проведенного анализа существующих подходов представляется возможным определить манипуляцию в процессе правовой пропаганды в деятельности ОВД как осуществление комплекса взаимосвязанных между собой приемов психологического воздействия, направленных на скрытое побуждение других людей к совершению в общественных (государственных) интересах определенных правомерных действий, подчас не соответствующих их желаниям, одновременно сохраняя у них иллюзию независимости, самостоятельности принимаемых решений.

В контексте использования манипулятивного воздействия уместна позиция, согласно которой «манипулятивная стратегия основывается на индивидуальной избирательности психического отражения внешних воздействий, т.е. у объекта воздействия сохраняется возможность выбора варианта поведения, что очень важно для обеспечения правомерности применения психологического воздействия» .

Манипуляция должна быть основана на создании таких условий, чтобы вызвать у собеседника внутренний дискомфорт в случае несовершения требуемого действия. Обычно это переживания вины, страха, стыда и напряжения, чувство «неудобства», часто не полностью осознанные.

Очевидно, что результат манипуляции в определенной степени будет зависеть от выбранных способов или стратегий. Если сотрудник ориентирован на сиюминутный результат, однократное соблюдение норм права, то он выберет способ, не требующий долгих объяснений и рассуждений, более напористый и строгий. Если же сотрудник работает на перспективу, то он будет действовать более мягкими, ласковыми, дружественными способами, позволяющими субъекту воздействия целенаправленно строить процесс взаимодействия .

Причина обращения сотрудников к манипуляции обусловлена тем, что ее элементы очень активно применяются ими в повседневной деятельности, но без целостной системы, позволяющей максимально эффективно использовать имеющиеся опыт\ и знания.

В целом манипуляция осуществляется за счет соответствующей «работы» с внешними параметрами и внутренними (психофизиологическими, общечеловеческими и культурно-специфическими, личностными особенностями манипу-лируемого).

Так, Л.И. Рюмшина предлагает следующие виды манипулятивного воздействия: «манипулирование потребностями (использование желаний, влечений, интересов объекта воздействия); «духовное» манипулирование (формирование у человека определенных идеалов и ценностей); интеллектуальное манипулирование (навязывание человеку мнений, точек зрения); манипулирование чувствами (использование эмоций, страстей собеседника)» .

Заблаговременное определение необходимого для достижения определенных результатов вида манипулирования обеспечивает правильный выбор сотрудником приемов и, соответственно, реализацию поставленных целей воздействия.

Важность психологического воздействия обусловлена и тем, что информационное воздействие правовой пропаганды, осуществляемой сотрудником, может быть не принято адресатом по причине негативного отношения к самому транслятору (сотруднику), из-за персонального неприятия или отсутствия симпатии к ОВД в целом.

Поэтому необходимым условием эффективного общения является умение сотрудника воздействовать на партнера по общению. Именно психологическое воздействие позволяет превратить субъекта общения в объект, тем самым предоставив широкие возможности для программирования беседы, направления ее в нужную сторону и достижения целей общения.

Одной из проблем для сотрудников ОВД, осуществляющих правовую пропаганду, является выбор успешных форм и методов из множества предлагаемых. Основными ориентирами такого выбора должны выступать:

— возраст аудитории, профессиональный характер деятельности, степень однородности группы в целом;

— уровень развития правосознания, групповые ценности и убеждения;

— цель правовой пропаганды;

— отношение граждан к пропагандируемым правовым нормам;

— обеспеченность сотрудника материалами для организации пропаганды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— степень компетентности сотрудника в психологии и технике правовой пропаганды.

Пожалуй, самое очевидное требование к организации правовой пропаганды — учет возраста лиц-адресатов правопропагандистских сообщений. Как правило, группы граждан, в которые прибывает сотрудник для осуществления пропаганды, однородны по возрастному составу, поскольку подобная работа проводится в школах, вузах, государственных учреждениях, где присутствует возрастная сегрегация.

Так, с детьми дошкольного (3-6 лет) и младшего школьного возраста (710 лет) правовую пропаганду целесообразнее осуществлять в игровой форме. Причем, чем младше ребенок, тем эффективнее будут игры с игрушками, перемещениями предметов, конструированием и т.п. Школьники могут обойтись наглядным материалом, рассматриванием красочных рисунков, ярких и простых схем, слайдов и т.п. В любом случае встречи с сотрудником полиции должны быть ограничены во времени. Не более 30-40 минут для школьников и 15-20 минут для дошкольников. В противном случае пропаганда будет не эффективна в силу недостаточно развитого произвольного внимания.

Подростки (11-16 лет) могут успешно взаимодействовать в течение 40-50 минут. Общение с ними требует выстраивания доверительно-уважительных отношений. Для эффективной правовой пропаганды сотруднику ОВД важно пользоваться авторитетом в подростковой аудитории за счет высокого ранга или наград или большого опыта работы или имиджа компетентного и уверенного в себе сотрудника. Общаясь с подростками, важно обращаться к ним как к взрослеющим людям, а не к маленьким детям, опираясь на их «чувство взрослости». Стоит помнить, что подростки могут быть очень категоричны в суждениях, абсолютно принимая или полностью отрицая информацию, при этом они воспринимают

ее и сохраняют в памяти. Психологические особенности подросткового возраста не позволяют соотносить свое настоящее с будущим. Поэтому призывы соблюдать нормы права, связывая их с далекими перспективами, малоэффективны.

Молодые люди, наоборот, начинают задумываться о своем будущем, активно его планируют. Поэтому обращения к молодежной аудитории о влиянии правомерного поведения на конкретные будущие результаты жизни могут быть успешны. Общение с молодежью требует нахождения с ней на одной волне, что может проявиться в знании актуальных проблем поколения, его интересов, ценностных ориентаций, сленга, модных бытовых тенденций и т.п.

Профессиональное общение с пожилыми людьми также имеет свою специфику. Эта категория отличается жесткостью сформированных установок, смещением акцента общения с партнера на себя, собственную позицию, застреванием, погружением в свои представления о праве. Следует помнить, что с возрастом любые новшества принимаются все тяжелее.

Чем однороднее состав групп, тем проще сотруднику осуществлять правовую пропаганду. При общении с аудиторией, объединенной одной профессией, целесообразно предварительно выяснить ее особенности.

Правовая пропаганда с гражданами, имеющими высокий уровень развития правосознания, как правило, осуществляется без особых проблем. Они легко усваивают правовую информацию и корректируют поведение. Работа с группами населения, обладающим высоким социальным статусом, строится на отношениях партнерства и равенства. Принцип действует и в среде лиц с низким социально-экономическим статусом. Это важное условие успешной правовой пропаганды.

В случае, если большинство публики составляют граждане с низким уровнем образования, следует «поднимать» слушателей на свой уровень, не демонстрируя своего превосходства, отказаться от «заумных» терминов и сложных речевых оборотов, с одной стороны, и заигрывания, перехода к фамильярности — с другой.

Применяя различные приемы психологического воздействия в процессе осуществления правовой пропаганды, сотрудникам ОВД важно отталкиваться от их содержания и степени эффективности в достижении поставленных целей.

Психологическое воздействие начинается с облика самого полицейского. Сотруднику нужно активно пользоваться внешней привлекательностью, любым сходством с гражданами (как внешним, так и внутренним), так как люди очень расположены к похожим на них самих.

Отдельным психологическим приемом можно считать обращение к авторитету. Желательно, чтобы сотрудник сформировал у граждан отношение к себе как к авторитету через компетентность и доброжелательное отношение к гражданам. Но если этого не произошло, то можно обозначить близкий характер отношений с авторитетным для аудитории лицом.

Использование в речи сравнений, аллегорий, аналогий, риторических вопросов, восклицаний и т.п. также является приемом психологического воздействия, так как они способны значительно обогатить речь, заменить неудобную информа-

цию и т.д. Более того, использование этого приема делает речь богаче и выразительней, а значит и убедительней.

В качестве высокоэффективных методов осуществления правовой пропаганды в деятельности органов внутренних дел выступают убеждение и внушение.

Убеждение — метод воздействия на сознание людей, обращённый к их собственному критическому восприятию. Убеждение ориентировано на интеллектуально-познавательную сферу человеческой психики. Его суть в том, чтобы с помощью логических аргументов сначала добиться от человека внутреннего согласия с определёнными умозаключениями, а затем на этой основе сформировать и закрепить новые установки (или трансформировать старые), соответствующие поставленной цели, которые адресат в конечном итоге воспринимает как свои собственные.

Основные принципы убеждения: принцип повторения; принцип непротиворечивости; принцип предпочтения первичной информации; принцип обеспечения доверия к источнику информации.

Внушение — метод психологического воздействия на массовое сознание, основанный на некритическом (и часто неосознаваемом) восприятии информации. В процессе внушения восприятие информации, настроений, чувств, шаблонов поведения базируется на механизмах заражения и подражания.

Использование вышеназванных методов в комплексе позволяет достичь планируемого результата при осуществлении пропаганды, однако на уровне локальных нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации её технология не регламентирована, единого методического обеспечения не осуществляется, что не может не влиять на качество и эффективность выполнения данного вида деятельности.

Очевидно, что именно комплексность, адекватность и системность форм и методов в осуществлении правовой пропаганды органами внутренних дел являются важнейшими в формировании в сознании граждан правомерных ориентиров и установок поведения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

5. Добрович А. Общение: наука и искусство. — М.: Яуза, 1996. — 254 с.

6. Доценко В.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — СПб.: Речь, 2004. — 304 с.

8. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. — М.: Эксмо, 2006. — 832 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Куницына В.Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Ку-ницына, М.В. Кравцова, М.В. Погольша. — СПб.: Щит-М, 2002. — 453 с.

10. Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе: учебное пособие. — М.: Март, 2004. — 240 с.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES

5. Dobrovich A. Communication: science and art / A. Dobrovich. — M.: Yauza, 1996. — 254 p.

6. Dotsenko V. L. Psychology of manipulation: phenomena, mechanisms and protection / V. L. Dotsenko. — SPb.: Speech, 2004. — 304 p.

Добавить комментарий