Уголовно исполнительная политика

Современное состояние уголовно-исполнительной системы, положение в области исполнения уголовных наказаний требует кардинальных мер организационного порядка и в силу этого серьёзной корректировки уголовно-исполнительной политики. Дальнейшего совершенствования требует и существующая правовая база в вопросах обеспечения основных направлений уголовно-исполнительной политики.

В течение значительного периода времени, многих десятилетий двадцатого века работа нашей уголовно-исполнительной системы, как и в целом, уголовная политика в нашей стране, носила преимущественно репрессивный характер. И это, наверное, такая фундаментальная причина того, что состояние самой уголовно-исполнительной системы очень сложное, тяжелое.

Сложность настоящего положения уголовно-исполнительной системы России, как справедливо отмечает профессор Т.Ф. Минязева, определяется целым рядом факторов:

1) заметны явные тенденции к ее реформированию;

2) приняты законодательные акты, в том числе УИК РФ;

3) впервые на уровне закона закреплён правовой статус осуждённых выстраданный многолетней практикой исправительных учреждений;

4) российская пенитенциарная система до настоящего времени остается плотью от плоти прежней исправительно-трудовой системы советского периода.

Демократизация общества в 90-е гг. XX-го и начале ХХ1-го века незначительно отразилась на карательной политике государства. С одной стороны, УК РФ вобрал в себя новые виды наказаний, альтернативные лишению свободы и призванные сократить назначение этого вида наказания (обязательные работы, ограничение свободы, арест, принудительные работы), но их введение в действие затрудняется тем обстоятельством, что отсутствует соответствующая база и необходимые средства. С другой — появились такие сроки лишения свободы как 20, 25, 30 лет, чего не знала практика советского периода.

В рамках одного исправительного учреждения созданы различные условия отбывания наказания, даже в колониях общего режима осужденные могут содержаться в строгих условиях, а в одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режимов. Значительно расширена сфера применения пожизненного лишения свободы, что, в свою очередь создает, и будет создавать в будущем новые социально-экономические проблемы.

Модернизированная уголовно-исполнительная система и проводимая в государстве правовая политика призвана обеспечить надлежащее исполнение назначенного виновному наказания. В процессе исполнения уголовных наказаний должно обеспечиваться полное содействие нравственному оздоровлению осужденного.

Однако, возросший в последнее время рецидив преступлений, лицами, отбывающими уголовное наказание, (пенитенциарный рецидив) имеет место быть. Это обстоятельство прямо указывает на необходимость изменения качественного состояния действующей в России исправительной системы. Она должна быть более прозрачной, подконтрольной всему обществу. Только при таком подходе система исполнения уголовных наказаний может рассматриваться как эффективный, целостный государственный институт, способный решать стоящие перед ним задачи. Означенным тезисом можно охарактеризовать и основное направление современной уголовно-исполнительной политики государства.

В сфере общественных отношений, складывающихся между государством, в лице уголовно-исполнительной системы и осужденными по поводу отбытия и исполнения уголовных наказаний должно быть представлено реальное и действенное уголовно-исполнительное законодательство, способное решать поставленные перед ним соответствующие задачи.

Уголовно-исполнительная система за последние годы изменилась, но она до сих пор крайне несовершенна. Необходимо самым внимательным образом посмотреть на действующее уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, потому что оно не бывает, во-первых, совершенным, во-вторых, время проходит, требуется вносить какие-то коррективы, и, наконец, мы должны посмотреть на саму судебную практику, которая вытекает из соответствующих решений на основе соответствующего законодательства.

Необходимость внесения коррективов в действующее законодательство следует рассматривать в качестве вынужденной меры, которая реализуется в настоящий момент путём существенного ужесточения санкций и условий применения уголовного законодательства. Как показывает правовой анализ, в последнее время законодатель вносит существенные изменения в такие достаточно фундаментальные правовые документы как кодексы. Примером такой правовой политики может служить Федеральный закон № 215-ФЗ от 27.07.2009. «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации». Указанным нормативным актом статьи 131, 132, 134, 135 и 242.1 УК РФ изложены в новой редакции с введением в них дополнительных квалифицирующих признаков, усиливающих уровень уголовной ответственности. Кроме того, расширены диспозиции статей 105, 111, 112. Внесены значительные корректировки и в Общую часть УК — ужесточены условия применения статей 47, 79, усилена санкция ст. 156 УК РФ и т.д.

Представляется, что принятые меры способны и могут обеспечить надлежащую безопасность, жизнь и здоровье граждан.

Современное же состояние уголовного правового применения свидетельствует о том, что с одной стороны, существующая отечественная уголовная и уголовно-исполнительная доктрины исходят из возможности не только ограничивать преступные устремления человека путем его изоляции в специально созданные исправительные учреждения, но и исправлять и таким образом предотвращать возможное в будущем преступное поведение. С другой стороны различные формы изоляции от общества объективно оказывают на правонарушителей десоциализирующее воздействие. Лицо, совершившее преступление, помещается в среду индивидов, преступивших уголовный закон, оно изолируется от определенных позитивных общественных институтов, что приводит к утрате социально значимых связей. Восстановление же этих связей после освобождения из мест лишения, свободы затруднено, а порой и практически не возможно. Отсюда низкая эффективность деятельности пенитенциарных учреждений в вопросах исправления преступников.

Содержание осужденного в изоляции, окружающей его криминальной среде, а также соответствующая, присутствующая здесь субкультура, являются факторами продуцирующими будущее противоправное поведение. Многолетняя практика применения уголовного наказания указывает на то, что лишение свободы не должно быть преимущественной санкцией за совершенное преступное деяние. С целью реализации этой идеи важно создавать соответствующие предпосылки для альтернативных решений как организационного, так и правового характера. Пути решения указанной проблемы должны приобретать форму магистральных направлений современной правовой политики.

Реализация основных направлений современной уголовно-исполнительной политики обуславливает необходимость постановки и решения следующих задач:

1) обеспечения правового статуса личности осужденных в деятельности органов, исполняющих наказание и организаций, учреждений, отдельных граждан, содействующих им в этой работе, является приоритетным направлением реформирования уголовно-исполнительной системы и рассматривается в качестве ключевого направления развития уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права России;

2) повышение эффективности работы по достижению целей уголовной ответственности и эффективности борьбы с преступностью за счет неукоснительного исполнения всех предписаний приговоров суда и надлежащего обеспечения правового статуса осужденного к уголовному наказанию;

3) дальнейшее обеспечение дифференциации и индивидуализации правового статуса личности осужденного и самого процесса исполнения наказания с учетом поставленных целей;

4) установление и закрепление твердых, научно обоснованных критериев классификации осужденных. В основу процесса должны быть положены: уровень социально-нравственной запущенности личности, мотивы и характер совершенных преступлений, степень криминальной направленности в образе жизни осужденных и т.д.;

5) создание в крупных регионах центров по предварительной классификации осужденных основной задачей которых является определение места дислокации исправительного учреждения, условия содержания в нем и установление индивидуальной методики обращения с конкретным осужденным;

6) дальнейшее совершенствование системы правового стимулирования процесса исправления осужденных к лишению свободы и их социальной адаптации после освобождения от наказания.

Представляется, что решение указанных проблемных вопросов позволит в значительной мере сократить число лиц, относящихся к категории маргинальных.

Важным направлением современной уголовно-исполнительной политики остается совершенствование руководства системой исполнения наказаний. В этой сфере государственного управления, в 2004году проведена достаточно серьезная организационная реконструкция Министерства юстиции Российской Федерации. Так, Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 года № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» закреплены основные положения их правового статуса.

Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 года № 1313 в составе Министерства юстиции Российской Федерации были созданы три самостоятельные федеральные службы.

1) Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН);

2) Федеральная служба судебных приставов (ФССП);

3) Федеральная регистрационная служба.

В настоящее время Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) обладает более широким правовым статусом по сравнению с существовавшим ранее Главным управлением исполнения наказаний (ГУИН). Это обстоятельство положительно отражается на организационном уровне деятельности новой структуры.

Особого внимания требуют к себе проблемные вопросы повышения эффективности борьбы с преступностью несовершеннолетних. Совершенствование уголовного и уголовно-исполнительного законодательства в вопросах ответственности и условий отбывания уголовных наказаний несовершеннолетними — одна из важнейших проблем современной правовой политики. Определенные меры по борьбе с преступностью несовершеннолетних предпринимались ранее:

Советом Министров РСФСР 04.10.1957 г. было принято постановление № 1099 «О мерах улучшения работы среди детей вне школы и предупреждения детской безнадзорности»;

15 февраля 1977года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах инспекций по делам несовершеннолетних, приемников-распределителей для несовершеннолетних и специальных учебно-воспитательных учреждений по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

24 июля 1998 года был принят Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

24 июня 1999 года был принят Федеральный закон № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

5 декабря 2001 года было принято постановление Совета Федерации № 389-СФ «О парламентских слушаниях «Детская безнадзорность» и беспризорность как один из факторов угрозы национальной безопасности России». Принимались и другие нормативные правовые акты, направленные на профилактику подростковой преступности.

Особого внимания заслуживает тот факт, что 14 октября 2010 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1772-р утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года». Этот программный документ в разделе III. «Основные направления развития уголовно-исполнительной системы» определяет следующие пути совершенствования уголовно-исполнительной политики:

1) совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;

2) поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;

3) дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;

4) дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);

5) закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

6) подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей; оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.

Таким образом, можно заключить, что ожидаемые последствия проводимой уголовно-исполнительной политики должны предопределяться реализацией следующих принципов:

1) каждый человек должен быть твердо уверен в том, что его права и законные интересы будут соблюдены в полном объеме в процессе исполнения уголовного наказания;

2) уголовно-исполнительные отношения будут выстраиваться в соответствии с правовым статусом субъектов этих отношений и на весь временной период их действия;

3) права, свободы и законные интересы осуждённых будут неприкосновенны, основаны на требованиях закона и обеспечиваться действенным контролем за их соблюдением;

4) современная уголовно-исполнительная политика нацеливает систему исполнения наказаний на необходимость строгой индивидуализации и дифференциации исполнения наказания в соответствии с законом;

5) совершенствование системы исполнения уголовных наказаний, индивидуализация и дифференциация процесса исправительного воздействия на осуждённых при исполнении наказаний должны стать главенствующими направлениями уголовно-исполнительной политики при ее реализации;

6) определяющая роль в вопросах совершенствования уголовно-исполнительного законодательства, его развития, оптимизации, демократизации должна принадлежать ориентирам на общепризнанные международно-правовые установки и рекомендации с полным учётом национальных особенностей и интересов.

Контрольные вопросы

1) Дайте понятие современной уголовно-исполнительной политики.

2) Определите основные направления уголовно-исполнительной политики на современном этапе.

3) Определите основные задачи и приоритеты развития уголовно-исполнительной политики.

4) Определите отношение к вопросу о целесообразности перехода к тюремной системе учреждений исполняющих наказания в виде лишения свободы.

5) Назовите основные этапы развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, рассчитанной до 2020 года.

Стратегию, основные задачи и направления политики в сфере исполнения уголовных наказаний, формы и методы ее реализации определяет целый комплекс факторов. Основными из них являются: социально-политическое, экономическое и нравственное состояние общества, состояние и динамика преступности, требования международных правовых актов о правах человека и обращения с осужденными, уровень правосознания и правовой культуры граждан, развитие науки и др.

Таким образом, уголовно-исполнительная политика призвана направлять законотворческую деятельность соответствующих органов государства и общественности в сфере исполнения уголовных наказаний. Она определяет основные направления, цели, задачи, принципы, формы и содержание деятельности указанных органов.

Представляется, что основными задачами уголовно-исполнительной политики в настоящее время являются следующие:

а) уточнение круга общественных отношений, подлежащих правовому регулированию в процессе исполнения и отбывания наказаний;

б) определение субъектов этих правоотношений, форм и методов их деятельности;

в) совершенствование деятельности уголовно-исполнительной системы;

г) совершенствование содержания, форм и методов исправительно-воспитательного воздействий на осужденных и освобожденных от отбывания наказания;

д) определение направлений и форм международного сотрудничества с пенитенциарными системами других стран;

ж) улучшение взаимодействия уголовно-исполнительной системы с иными учреждениями и органами, участвующими в борьбе с преступностью, в том числе с институтами гражданского общества.

На основании изложенного, уголовно-исполнительную политику можно в общем виде определить как совокупность концептуальных идей и направлений в области правотворчества и правоприменения на стадии исполнения и отбывания наказаний, иных мер уголовно-правового и воспитательного воздействия на осужденных и оказания им помощи в социальной адаптации (ресоциализации) после отбытия ими наказания.

Являясь частью политики государства в сфере борьбы с преступностью, уголовно-исполнительная политика призвана определять стратегию, цели, задачи, принципы, основные направления, формы и методы деятельности государственных органов и институтов гражданского общества по исполнению и отбыванию наказаний, предупреждению рецидивной преступности.

Для совершенствования уголовно-исполнительной политики и ее успешной реализации это означает необходимость выделения государством достаточных для нормального функционирования и развития уголовно-исполнительной системы материальных и финансовых ресурсов. Как видим, совершенствование уголовно-исполнительной (да и любой другой) политики во многом определяется или обусловлено экономическим фактором, но не только им, а целым рядом других.

Представляется, что к основным, помимо экономического фактора, следует отнести: криминальную ситуацию в стране; уровень развития демократии, защиты и реализации прав и свобод человека и гражданина, проявление гуманизма в отношении правонарушителей; степень развитости общей и правовой культуры в обществе; уровень развитости законодательства и наук криминального цикла: уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного. Указанные факторы в своей совокупности обусловили формирование уголовно-исполнительной политики России на рубеже веков. Они же, в основном, определили пути и направления реформирования уголовно-исполнительной системы страны. Рассмотрим их более подробно. Важнейшим фактором, определяющим формирование и изменение уголовной и уголовно-исполнительной политики России, является криминальная ситуация, сложившаяся в стране в последние годы.

Трансформация любой социальной системы всегда чревата возникновением кризисных явлений во всех сферах общества. Именно такая ситуация сложилась в современной России в ходе преобразований, охвативших все стороны общественной жизни: экономику, политику, идеологию, право.

Одним из наиболее тяжелых и опасных по своим социальным последствиям этого кризиса стал небывалый рост преступности.

Концепция до 2010 года предусматривает основные направления, формы и методы совершенствования и развития уголовно-исполнительной системы, ее взаимосвязь с государственными органами и институтами гражданского общества, обеспечивающую функционирование уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года.

Основными целями Концепции являются:

  1. повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
  2. сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
  3. гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  1. совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных;
  2. изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных;
  3. осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного;
  4. изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе;
  5. разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания;
  6. модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций;
  7. повышение эффективности управления уголовно-исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
  8. расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы;
  9. обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы;
  10. внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний;
  11. совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач;
  12. развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.

В рамках совершенствования уголовно-исполнительной политики планируются следующие мероприятия:

  1. совершенствование уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, направленного на изменение структуры уголовно-исполнительной системы и создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы;
  2. поиск и использование новых форм и методов исправительного воздействия на осужденных, организационных механизмов социальной работы с осужденными, закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации форм социальной, психолого-педагогической работы с осужденными в качестве основного средства исправления осужденных;
  3. дополнение системы поощрений осужденных иными стимулами к правопослушному поведению и активной ресоциализации;
  4. дифференциация содержания осужденных в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенных ими преступлений, поведения во время отбывания наказания, криминального опыта (раздельное содержание впервые осужденных к лишению свободы и ранее отбывавших наказание в виде лишения свободы, расширение оснований направления в колонию-поселение, с одной стороны, и перевода на тюремный режим, с другой стороны);
  5. закрепление в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации новых форм надзора за поведением осужденных с использованием электронного мониторинга спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;
  6. подготовка предложений о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих применение электронных средств контроля по месту жительства подозреваемого, обвиняемого в совершении преступлений в качестве альтернативы содержанию под стражей;
  7. оптимизация размещения мест отбывания наказания на территории страны, в том числе для сохранения социально полезных связей осужденных, доступности места отбывания наказания для родственников, за исключением случаев, требующих изоляции членов организованного преступного сообщества, а также обеспечения безопасности самого осужденного.

Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает:

  1. изменение видов исправительных учреждений для содержания осужденных в местах лишения свободы с фактическим прекращением их коллективного содержания, постоянного пребывания осужденных в состоянии стресса, обусловленного необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных;
  2. создание правовых и организационных условий для замены существующей системы исправительных учреждений на 2 основных вида учреждений — тюрьмы (общего, усиленного и особого режимов) и колонии-поселения (с обычным и усиленным наблюдением) при сохранении учреждений, созданных для выполнения специальных задач, — лечебно-исправительных и лечебно-профилактических. Преобразование воспитательных колоний для несовершеннолетних в воспитательные центры для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте;
  3. разработку основанных на стандартах Европейских
    пенитенциарных правил (2006 год) моделей тюрьмы и колонии-
    поселения с учетом требований безопасности общества и персонала уголовно-исполнительной системы, а также необходимости реализации целей исправления осужденных;
  4. разработку технической документации, финансово-экономического обоснования, архитектурных проектов тюремных зданий, отвечающих требованиям европейских стандартов;
  5. раздельное содержание осужденных к лишению свободы, способных к ресоциализации с учетом тяжести и общественной опасности совершенных ими преступлений, сведений об их личности, поведения в местах лишения свободы, отношения к совершенному преступлению, с одной стороны, и осужденных, совершивших особо тяжкие преступления, прочно усвоивших и распространяющих элементы поведения криминальной среды, с другой стороны.

Уголовно исполнительная политика — направление деятельности государства в его специально уполномоченных органах, общественных организациях и граждан в сфере исполнения уголовного наказания.

Уголовно-исполнительная политика определяет: цели; принципы; стратегию; основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных, предупреждению совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

Социальные факторы:

  1. социально-политическое и экономическое состояние общества;
  2. господствующие в обществе нравственные ценности и правовые представления;
  3. структура и динамика преступности в стране;
  4. требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными;
  5. деятельность международных организаций, развитие общественных наук.

Субъекты формирования и развития политики в сфере исполнения наказания:

  1. Президент РФ — определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

    Политика в сфере борьбы с преступностью представляет собой составную часть внутренней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ).

    Президент РФ закрепляет стратегические и тактические основы развития уголовно-исполнительной системы, а также принимает важные политические решения о дальнейшем реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ;

  2. Федеральное Собрание РФ — принимает соответствующие законы, в том числе уголовные и уголовно-исполнительные, акты амнистии и так далее, рассматривает вопросы борьбы с преступностью, тем самым оказывая влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания;
  3. иные органы государственной власти РФ, а также субъекты РФ — лишь реализуют уголовно-исполнительную политику в своей деятельности.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности центральных и территориальных органов уголовно-исполнительной системы:

  1. Министерства юстиции РФ;
  2. Департамента судебных приставов-исполнителей;
  3. органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями;
  4. учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в:

  1. директивно-установочных документах, определяющих статус и отношение суверенной России к различным сферам жизнедеятельности;
  2. законодательстве (в том числе уголовном и уголовно-исполнительном), иных нормативных правовых актах;
  3. конкретной деятельности правоохранительных органов и возникающих по этому поводу правоотношениях.

Реализуя уголовно-исполнительную политику, право закрепляет ее основные положения в своих конкретных нормах и правовых институтах, развивая их на содержательном уровне применительно как к общим положениям, относящимся к исполнению всех видов наказаний, так и к исполнению отдельных наказаний.

Уголовно-исполнительная политика

Политика государства существенно влияет на формирование и развитие правовой системы, различных отраслей законодательства, правовых форм. Она формирует основные принципы, стратегию, направления и формы достижения социальных целей.

Важное место в государственной политике Российской Федерации занимает борьба с преступностью. Выделяют уголовную, уголовно-исполнительную политику и политику в сфере предупреждения преступности . Это разделение условно, так как отдельные направления политики могут как объединяться между собой, так и разъединяться. Уголовно-исполнительная политика тесно связана с уголовной политикой.

Уголовно-исполнительная политика определяет цели и задачи, принципы и основные направления, формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений. Она базируется на выработанных международным сообществом положениях об обращении с осужденными.

Стратегия уголовно-исполнительной политики заключается в демократизации деятельности исправительных учреждений, в определении новых видов уголовных наказаний альтернативных лишению свободы, привлечении общества в исправлении осужденных.

Субъектами формирования политики в области исполнения наказаний являются Президент и Федеральное Собрание Российской Федерации. Так, согласно ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства. Политика в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть политика в области исполнения наказания) представляет собой составную часть внутренней политики государства.

Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов уголовно-исполнительной системы (Министерство юстиции РФ, департамент судебных приставов, учреждения и органы, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания и др.). Реализация политики в данной социальной сфере возложена и на иные органы государства.

Факторы, влияющие на формирование уголовно-исполнительной политики. На формирование уголовно-исполнительной политики влияют следующие факторы: социально-политическое и экономическое состояние общества; состояние нравственности, наличие идеологии; уровень правового сознания; состояние преступности; признание международных актов о правах человека и обращении с осужденными; деятельность международных организаций; состояние гражданского общества; достижения науки.

Прежде всего, уголовно-исполнительная политика во многом зависит от нравственного состояния общества , от уровня его правового сознания. Если обостряются социальные отношения и ослабевают нравственные устои общества, то это ведет к обострению противоречий между людьми, формирует негативные взгляды на осужденных, что неизбежно отрицательно влияет на формирование уголовно-исполнительной политики. Она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются.

Самое непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества .

В экономически сильном государстве ставятся более высокие цели, стратегия становится фундаментальной, а основные формы и методы ее реализации не зависят от политических факторов и конъюнктуры.

Еще один фактор, влияющий на формирование и развитие уголовно-исполнительной политики, оказывает состояние преступности . Стабильный уровень преступности или ее снижение делают политику в данной сфере, как правило, более гуманной. Рост тяжких и прежде всего насильственных преступлений негативно влияет на нравственные и правовые представления в обществе, стимулирует более жесткие политические и правовые решения.

Уголовно-исполнительная политика закрепляется в различных формах, и прежде всего, в уголовно-исполнительном законодательстве. В настоящее время она закреплена в Уголовно-исполнительном кодексе (УИК РФ), а также в иных федеральных законах и нормативных правовых актах – постановлениях Правительства РФ по вопросам, связанным с исполнением наказания (питание осужденных, медицинское и бытовое их обеспечение).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

3. Уголовно-исполнительная политика

Под уголовно-исполнительной политикой понимается деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма его реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.

1. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из направлений социальной политики государства является политика в сфере борьбы с преступностью, которая должна выражать интересы граждан и обеспечивать защиту их прав и законных интересов от преступных посягательств, а также основные направления, принципы, формы и методы контроля государства за преступностью.

2. Уголовно-исполнительная политика определяет:

☝ цели, задачи, принципы, стратегию и основные направления деятельности государства. Цели и принципы в области уголовно-исполнительной политики стабильны, так как базируются на международных положениях об обращении с осужденными, закрепленных в соответствующих международных актах и Конституции РФ;

☝ основные формы и методы деятельности государства по обеспечению исполнения наказания, исправлению осужденных и предупреждению совершения ими новых преступлений.

3. Задачами уголовно-исполнительной политики являются:

✓ установление системы законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере исполнения уголовных наказаний;

✓ обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, законности и правопорядка в области исполнения уголовных наказаний;

✓ определение целей, принципов и общих положений исполнения видов уголовных наказаний, отдельных мер уголовно-правового воздействия и применения мер исправительного воздействия;

✓ определение системы учреждений и органов, которые исполняют уголовные наказания, порядка и условий их функционирования, осуществления контроля их деятельности;

✓ определение основных средств исправления и мер по социальной адаптации осужденных.

4. Уголовно-исполнительная политика закрепляется: 0 в УИК РФ;

✓ федеральных законах;

✓ постановлениях Правительства РФ по вопросам, которые связаны с исполнением наказаний.

5. Уголовно-исполнительную политику определяет комплекс социальных факторов, к которым относятся следующие:

☝ социально-политическое и экономическое состояние общества. Социально-политическое благополучие общества создает благоприятные условия успешной реализации целей и принципов политики в сфере исполнения наказания. Дестабилизация социально-политической обстановки, социальная напряженность и социальные конфликты оказывают отрицательное влияние на формирование и реализацию политики в сфере исполнения наказания. Непосредственное влияние на уголовно-исполнительную политику оказывает экономическое состояние общества;

☝ господствующие в обществе нравственные ценности и правовые представления. Политика в сфере исполнения наказания зависит от нравственного состояния общества и уровня его правового сознания. Обострение социальных отношений влияет на формирование уголовно-исполнительной политики: она становится более жесткой, а ее цели и принципы практически не реализуются;

☝ структура и динамика преступности в стране. На формирование и развитие уголовно-исполнительной политики влияет состояние преступности: при стабильном уровне преступности или его снижении политика в данной области, как правило, более гуманна; рост преступности приводит к более жестким мерам в области уголовно-исполнительной политики;

☝ требования международных актов о правах человека и об обращении с осужденными;

☝ деятельность международных организаций;

☝ развитие общественных наук.

6. Субъектами формирования политики в сфере исполнения наказаний являются:

☝ Президент РФ, который определяет основные направления внутренней политики государства, в том числе в сфере борьбы с преступностью (часть которой есть уголовно-исполнительная политика);

☝ Федеральное Собрание РФ, которое принимает в том числе и уголовно-исполнительные законы, оказывает влияние на формирование политики в сфере исполнения уголовного наказания.

7. Уголовно-исполнительная политика реализуется в деятельности соответствующих государственных органов:

✓ департамента судебных приставов;

✓ органов управления военными уголовно-исполнительными учреждениями;

✓ учреждений и органов, на которые законом возложено исполнение уголовного наказания.

Добавить комментарий