Угрозы общественной безопасности

Анализ положений Стратегии национальной безопасности РФ выявляет основные внешние и внутренние угрозы национальной безопасности, имеющие комплексный взаимосвязанный характер.

Во внешнеполитическом плане со стороны США и их союзников оказывается противодействие с целью сохранения своего доминирования в мировых делах. Реализуемая ими политика сдерживания России предусматривает оказание на нее политического, экономического, военного и информационного давления.

Процесс формирования новой полицентричной модели мироустройства сопровождается ростом глобальной и региональной нестабильности. Обостряются противоречия, связанные с неравномерностью мирового развития, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, борьбой за ресурсы, доступом к рынкам сбыта, контролем над транспортными артериями. Особое значение в этом процессе приобретает лидерство в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики.

В международных отношениях не снижается роль фактора силы. Стремление к наращиванию и модернизации наступательного вооружения, созданию и развертыванию его новых видов ослабляет систему глобальной безопасности, а также систему договоров и соглашений в области контроля над вооружением.

Обостряются угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, торговлей людьми, наркоторговлей и другими проявлениями транснациональной организованной преступности.

Осложняются, как уже отмечалось, мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей среды и продовольственной безопасности. Более ощутимыми становятся дефицит пресной воды, последствия изменения климата. Получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами.

Деятельность системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации направлена на защиту национальных интересов от угроз национальной безопасности в соответствии со следующими стратегическими национальными приоритетами.

В сфере обороны страны основные положения военной политики и задачи военно-экономического обеспечения, военные опасности и военные угрозы определяются в Военной доктрине Российской Федерации, представляющей собой систему официально принятых в государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

Военной угрозой является состояние межгосударственных или внутригосударственных отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности какого-либо государства (группы государств), сепаратистских (террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному насилию).

К основным военным угрозам относятся:

  • — резкое обострение военно-политической обстановки (межгосударственных отношений) и создание условий для применения военной силы;
  • — воспрепятствование работе систем государственного и военного управления Российской Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил, систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной, химической, фармацевтической и медицинской промышленности и других потенциально опасных объектов;
  • — создание и подготовка незаконных вооруженных формирований, их деятельность на территории России или на территориях ее союзников;
  • — демонстрация военной силы в ходе проведения учений на территориях государств, сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками;
  • — активизация деятельности вооруженных сил отдельных государств (групп государств) с проведением частичной или общей мобилизации, переводом органов государственного и военного управления этих государств на работу в условиях военного времени.

Противодействие военным угрозам осуществляется военной организацией страны, представляющей собой совокупность органов государственного и военного управления, Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, создаваемых на военное время специальных формирований, составляющих ее основу и осуществляющих свою деятельность военными методами, и оборонно-промышленный комплекс страны, совместная деятельность которых направлена на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации.

В сфере государственной и общественной безопасности основными угрозами являются:

  • — разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, наносящая ущерб национальным интересам;
  • — деятельность террористических и экстремистских организаций, направленная на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершение актов ядерного терроризма, нарушение безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;
  • — деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;
  • — деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;
  • — деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;
  • — преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;
  • — коррупция;
  • — стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Угрозами качеству жизни российских граждан являются:

  • — неблагоприятная динамика развития экономики;
  • — отставание в технологическом развитии;
  • — введение ограничительных экономических мер против Российской Федерации;
  • — нецелевое расходование бюджетных ассигнований;
  • — усиление дифференциации населения по уровню доходов;
  • — снижение качества потребительских товаров и оказываемых населению услуг.

Главными стратегическими угрозами в области экономики являются:

  • — низкая конкурентоспособность экономики;
  • — сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;
  • — отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;
  • — незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;
  • — уязвимость экономики информационной инфраструктуры;
  • — несбалансированность национальной бюджетной системы;
  • — регистрация прав собственности в отношении значительной части организаций в иностранных юрисдикциях;
  • — ухудшение состояния и истощение сырьевой базы;
  • — сокращение добычи и запасов стратегически важных полезных ископаемых;
  • — прогрессирующая трудонедостаточность;
  • — сохранение значительной доли теневой экономики, условий для коррупции и криминализации хозяйственно-финансовых отношений, незаконной миграции;
  • — неравномерное развитие регионов, снижение устойчивости национальной системы расселения.

Угрозами национальной безопасности в сфере охраны здоровья граждан являются:

  • — возникновение эпидемий и пандемий;
  • — массовое распространение таких заболеваний, как онкологические, сердечно-сосудистые, эндокринологические, ВИЧ-инфекции, туберкулез, наркомания и алкоголизм;
  • — увеличение случаев травм и отравлений;
  • — доступность психоактивных и психотропных веществ для незаконного потребления.

Угрозами национальной безопасности в области культуры являются:

  • — размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии, пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости;
  • — снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в России и за рубежом;
  • — попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры.

По стратегическим национальным приоритетам в области науки, технологии, образования и области живых систем и рационального природопользования определены факторы, негативно влияющие на национальную безопасность.

В настоящее время преступность и сопряженные с ней формы противоправного поведения приобретают характер реальной угрозы национальной безопасности. В связи с этим становится особенно актуальным обеспечение законности, являющейся важнейшим обязательным принципом правового государства, без соблюдения которого механизм государства не сможет эффективно осуществлять поставленные перед ним задачи, обеспечивать правовой порядок в обществе. Требование законности выступает в качестве всеобщей конституционной обязанности соблюдать законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), в результате чего в обществе складывается правовой порядок как цель правового регулирования общественных отношений.

Основной угрозой национальной безопасности является международный терроризм. Терроризм, как никакое другое преступление, связан с глобальными социальными, политическими, экономическими противоречиями развития общества. По своим масштабам, направленности и тяжести последствий он опасен для всего мира. В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что появление террористической организации, объявившей себя «Исламским государством», и укрепление ее влияния стали результатом политики двойных стандартов, которой некоторые государства придерживаются в области борьбы с терроризмом.

Под терроризмом в Федеральном законе от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» понимается идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. Противодействием терроризму является деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. В основном эту деятельность осуществляют правоохранительные органы.

Преступность как явление существует в любом обществе и тесно связана с ним. На рост преступности большое влияние оказывают изменения в социальной сфере, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. В мировой практике считается, что если разрыв в доходах между богатыми и бедными (децильный коэффициент) превышает соотношение 1:10, то такое общество и страна обречены на социальный взрыв. Децильный коэффициент является одним из показателей национальной безопасности Российской Федерации. Превышение разрыва в доходах основной массы населения и небольшой богатой его группы приводит к неустойчивости правопорядка в целом.

Другой серьезной угрозой национальной безопасности России является коррупция, определенная в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» как: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение этих деяний от имени или в интересах юридического лица.

Этим законом закреплены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Следует отметить, что коррупция как социальное явление существует во всех странах, но в разных масштабах. По экспертным данным неправительственной международной организации Transparency International, коррупция стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах. В рейтинге стран по индексу восприятия коррупции в 2016 г., опубликованных этой организацией, участвовали 177 стран, где Дания заняла 1 место, Россия — 134, а США — 18.

В интересах объединения усилий органов власти и местного самоуправления, общества, организаций и физических лиц по противодействию коррупции Указом Президента РФ от 01.04.2016 № 147 был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2016— 2017 годы.

Этот план определил основные направления противодействия коррупции:

  • 1) ликвидация условий для возникновения коррупции, в частности, модернизация антикоррупционного законодательства;
  • 2) создание стимулов к антикоррупционному поведению;
  • 3) создание антикоррупционного стандарта поведения.

Указом Президента РФ от 19.05.2008 № 815 «О мерах по противодействию коррупции» был образован Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.

В мировой практике используются различные методы борьбы с коррупцией, вплоть до публичных расстрелов, как в Китае. В нашей стране предусмотрена уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность, которая устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами (УК РФ, КоАП РФ и др.). В Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены ограничения и запреты, а также обязанность предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении гражданского служащего. За несоблюдение гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, налагаются дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора и предупреждения о неполном должностном соответствии.

С целью реализации антикоррупционной политики был принят Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». В соответствии с международными договорами действие этого закона распространяется на всех физических и юридических лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.

К органам с «повышенным коррупционным риском», как правило, относятся органы исполнительной власти, для которых характерно наличие полномочий, связанных с распределением значительных финансовых средств, высокая степень свободы действия, вызванная спецификой их работы, и большой объем контактов с гражданами и организациями.

Причинами распространения коррупции в органах исполнительной власти также являются сложность структуры этих органов, наличие множества формализованных, бюрократических процедур, создаваемых самими государственными служащими, отсутствие эффективного внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата государственного управления. К негативным факторам, обусловливающим возникновение коррупционных проявлений, относятся административные барьеры, выражающиеся в особых проявлениях общественных отношений и оказывающие негативное влияние на интересы личности, общества и государства.

В Стратегии национальной безопасности РФ отмечается, что обеспечение экономической безопасности осуществляется в том числе путем «улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды». В связи с этим недопустима генерация правил избыточного государственного регулирования, способствующих появлению предпосылок для всевозможных злоупотреблений со стороны государственных и (или) муниципальных органов (должностных лиц), наделенных соответствующей компетенцией.

С целью модернизации российской экономики в 2000 г. было провозглашено последовательное проведение линии на «снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала», которое, как считает Ю. А. Тихомиров, должно «способствовать созданию благоприятных условий для предпринимательской деятельности». В ходе российской административной реформы, проведенной в 2006—2010 гг., осуществлялись следующие общесистемные меры снижения административных барьеров: совершенствование системы лицензирования, аккредитации, уведомительного порядка осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности, системы государственного контроля и надзора, развитие и внедрение механизмов саморегулирования.

В области регламентации и стандартизации государственных и муниципальных услуг (функций) были разработаны административные регламенты предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций), которые позволили систематизировать полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, упорядочить их деятельность, а также восполнить пробелы в законодательстве.

В связи с этим были приняты Федеральные законы от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»; от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморе- гулируемых организациях»; от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»; от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и др.

Вместе с тем, несмотря на значительные усилия, злободневность проблемы негативного влияния административных барьеров не уменьшилась. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2016 г. отмечается, что «вопросом национальной безопасности» является развитие «масштабной системной программы развития экономики нового технологического поколения», для чего необходимо «снять все административные, правовые, любые другие барьеры, которые мешают бизнесу выходить как на существующие, так и на формирующиеся высокотехнологичные рынки».

На природу административных барьеров позволяют взглянуть справедливые точки зрения В. М. Манохина и Ю. А. Тихомирова о дискреционных (т.е. по усмотрению) полномочиях исполнительной власти. Так, В. М. Манохин выделяет два вида усмотрения: 1) правоприменителя, избирающего принудительную меру, установленную государством; 2) реализацию правоприменителем своего намерения в виде постановления, распоряжения, приказа и т.д. При дифференциации элементов компетенции исполнительной власти и росте численности объектов управления, отмечает ученый, «поспеть за этим процессом… в смысле постоянного, повседневного правового регулирования (как нормативного, так и правоприменительного) … практически невозможно, остается часть отношений для дискреционного способа их реализации». Для усмотрения появляется «лазейка» действовать не только с позиции законности, а с точки зрения целесообразности.

Профессор Ю. А. Тихомиров рассматривает сущность административных барьеров через категории «дискреция» («административное усмотрение») как «легальную возможность должностного лица, госслужащего действовать самостоятельно в рамках своей компетенции». По его мнению, административное усмотрение ориентировано на выполнение норм закона; полное последовательное осуществление полномочий; выбор вариантов решений и действий в пределах их норм; проявление способности анализировать и оценивать динамичные управленческие решения. Однако на практике имеет место некомпетентность, боязнь действовать, иерархическое послушание, злоупотребление полномочиями, превышение или сужение их объема.

Административные барьеры выступают фактором национальной безопасности в случаях неопределенных правовых условий, когда субъекты (государственные и муниципальные служащие) могут управлять по своему усмотрению, основываясь не на принципе законности, а на собственном видении сложности и значимости управленческого мероприятия. С целью минимизации действия административных барьеров необходимо исключить неправомерное отклонение от правовых норм, четко соблюдая правовые статусы субъектов обеспечения национальной безопасности в соответствии с принципом законности.

Вместе с тем при осуществлении антикоррупционной деятельности необходимо учитывать следующее:

  • 1) в современных условиях недостижима «абсолютная победа» над коррупцией;
  • 2) коррупцию нельзя ограничить только законодательными методами;
  • 3) потери от коррупции гораздо больше, чем затраты на реализацию антикоррупционных программ;
  • 4) противодействие коррупции является эффективным, когда оно осуществляется постоянно всеми субъектами обеспечения национальной безопасности.

С целью укрепления правопорядка, формирования развитого гражданского общества, повышения уровня обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо воспитание уважения к праву, повышение правового сознания и искоренение правового нигилизма всех граждан.

POLITICAL SCIENCE | Juvenis scientia 2016 № 2

СОВРЕМЕННЫЕ УГРОЗЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А. Э. Кочетков*

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации — один из важнейших документов стратегического планирования. Именно он определяет порядок действий и меры по обеспечению безопасности, в том числе государственной, страны. Обострение международной обстановки, произошедшее в последние годы, не могло не найти отражения в тексте документа такого рода. 31 декабря 2015 года указом президента была утверждена новая Стратегия национальной безопасности Российской Федерации. При сохранении набора стратегических национальных приоритетов как основных направлений, по которым выстраивается работа всех государственных органов власти Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности, список угроз государственной безопасности страны претерпел изменения, подробный анализ которых и был представлен автором статьи.

Ключевые слова: государственная безопасность, угрозы, стратегия национальной безопасности, терроризм, экстремизм, сепаратизм, шпионаж, коррупция.

MODERN THREATS OF THE RUSSIAN FEDERATION STATE SECURITY A. E. Kochetkov*

Ryazan State University named for S.Yesenin 46 Svoboda St., 390000, Ryazan, Russia * email: kochetkov.rzn@gmail.com

Keywords: state security, threats, national security strategy, terrorism, extremism, separatism, espionage, corruption.

За последние десятилетия ситуация на мировой арене изменилась до неузнаваемости — биполярное мировое устройство сменилось претензиями на однополярность, где главенствующее положение занимает одна сверхдержава. Не менее кардинальным образом изменился и расклад сил в мире, иными стали вызовы и угрозы безопасности, в том числе и государственной, Российской Федерации.

К ним Президент России Владимир Путин в декабре 2015 года, утвердив новую редакцию Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, отнёс :

• разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, наносящую ущерб национальным интересам;

• деятельность террористических и экстремистских организаций, направленную на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, дестабилизацию работы органов государственной власти, уничтожение или нарушение функционирования военных и промышленных объектов, объектов жизнеобеспечения населения, транспортной инфраструктуры, устрашение населения, в том числе путем завладения оружием массового уничтожения, радиоактивными, отравляющими, токсичными, химически и биологически опасными веществами, совершения актов ядерного терроризма, нарушения безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации;

• деятельность радикальных общественных объединений и группировок, использующих националистическую и религиозно-экстремистскую идеологию, иностранных и между-

народных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур, а также частных лиц, направленную на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране, включая инспирирование «цветных революций», разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей;

• деятельность преступных организаций и группировок, в том числе транснациональных, связанную с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции и торговлей людьми;

• деятельность, связанную с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, нанесения ущерба гражданскому миру, политической и социальной стабильности в обществе;

• преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности;

• коррупцию;

• стихийные бедствия, аварии и катастрофы, в том числе связанные с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров.

Данная Стратегия, разработанная с учетом обострения международной обстановки, призвана заменить действовавшую до этого «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года». Под угрозой безопасности

в целом в ней понимается «совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам» .

Разведывательная деятельность иностранных спецслужб не случайно рассматривается как одна из первоочередных внешних угроз безопасности Российской Федерации. И даже несмотря на то, что в последние годы характер такой деятельности и даже тактика её проведения претерпели существенные изменения, одно остаётся неизменным — интерес со стороны иностранных спецслужб к Росси есть, и даже более того

— растёт с каждым годом. Об этом свидетельствует статистика

— как отметил Президент страны Владимир Путин, выступая на коллегии ФСБ в марте 2015-го, в 2014-м году «была пресечена деятельность 52 кадровых сотрудников и 290 агентов иностранных спецслужб» . Для сравнения — в 2013-м году Федеральной службой безопасности были выявлены «46 кадровых сотрудников спецслужб иностранных государств и 258 агентов» . В 2012-м российской контрразведкой и вовсе были задержаны «30 иностранных шпионов» .

Активные усилия вкладываются иностранными спецслужбами в вербовку российских граждан, причем как за границей, так и на территории Российской Федерации. Действующее уголовное законодательство в связи с этим разделяет понятия «шпионаж» и «государственная измена». Если под первым подразумевается «передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а также передача или собирание по заданию иностранной разведки или лица, действующего в ее интересах, иных сведений для использования их против безопасности Российской Федерации, если эти деяния совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства» , то «государственная измена» — не что иное, как шпионаж, совершенный именно гражданином Российской Федерации.

Вербовку граждан, в том числе и Российской Федерации, активно используют в качестве инструмента для пополнения своих рядов международные террористические организации, в частности, запрещенное в России «Исламское государство» (ИГИЛ), «Аль-Каида», «Джабхат-ан-Нусра» . Во многом именно этим обусловлена российская превентивная операция в Сирии.

Не так давно потрясшую весь мир террористическую атаку пережила Франция , теракт — причина катастрофы российского самолета А321 в Египте , да и в целом в последние годы понятия «терроризм», «террорист», «террористический акт» можно чуть ли не ежедневно встретить в различных средствах массовой информации. Современный терроризм приобретает все более разнообразные формы и все более угрожающие масштабы, он давно вышел на наднациональный уровень. За последние десятилетия международный терроризм стал самым опасным и труднопрогнозируемым явлением, самым страшным вызовом глобальной безопасности, порождающим страх и беспокойство людей за свое настоящее и будущее. Ежегодно от рук террористов гибнут тысячи, причем количество террористических актов растет, и именно многочисленностью жертв террористов и огромным материальным ущербом, наносимым террором, вызвана озабоченность мирового сообщества ростом террористической активности.

Рост преступлений террористического характера фиксируется и на территории Российской Федерации. Обратимся к порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры Рос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сийской Федерации . Только с января по сентябрь 2015-го года на территории страны зафиксировано 1144 преступления террористического характера, к которым относят террористические акты, вовлечение в совершение преступлений террористического характера, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности либо публичное оправдание терроризма, захват заложников, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооруженного формирования либо участие в нем. Чуть меньше, а именно 1127 преступлений, было зафиксировано за весь 2014-й, в 2013-м таких преступлений было «всего» 661. По сути всего за 6 лет статистических наблюдений по этому показателю количество преступлений террористического характера выросло в 2 раза.

География таких преступлений также имеет ярко выраженную направленность — подавляющее большинство терактов происходит на территории республик Северного Кавказа. В первую очередь это Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская и Чеченская Республики. На территории первой, к примеру, с января по сентябрь 2015-го года зарегистрировано 505 преступлений террористической направленности. В Рязанской области, для сравнения, за тот же период — 2, в городе Москве — 18. В целом стоит отметить, что после отмены режима контртеррористической операции в Чеченской Республике 16 апреля 2009 года, официально завершившей Вторую чеченскую войну, мир в регионе не наступил — конфликт продолжается, и более того, налицо признаки его эскалации на всю территорию Северного Кавказа.

Нельзя назвать положительной и статистику по выявлению лиц, совершивших преступления террористического характера. При общем росте количества преступлений такого рода, количество человек, зарегистрированных правоохранительными органами как совершившие их, в последние годы относительно статично и ежегодно составляет в среднем 400500 человек .

Все это позволяет отнести терроризм не только к угрозам государственной безопасности Российской Федерации, но и к одной из главных угроз безопасности человечества в целом.

В качестве еще одной, в чем-то не менее опасной, угрозы государственной безопасности России в Стратегии отмечается экстремистская деятельность различных организаций и структур, чья цель — дестабилизация внутриполитической ситуации в стране, а также нарушение её единства и территориальной целостности.

Среди основных понятий Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» четкого определения термина «экстремизм» нет. Законодательно устанавливается лишь перечень деяний, которые следует относить к «экстремистской деятельности». К примеру, «насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации», «возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни», тот же терроризм и его публичное оправдание и так далее .

Обратимся к Резолюции Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1344 (2003) «Об угрозе для демократии со стороны экстремистских партий и движений в Европе», определяющей экстремизм как «форму политической деятельности, явно или исподволь отрицающую принципы парламентской демократии и основанную на идеологии и практике нетерпимости, отчуждения, ксенофобии, антисемитизма и ультра-национализма» . Согласно ратифицированной в России Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с тер-

POLITICAL SCIENCE | Juvenis scientia 2016 № 2

роризмом, сепаратизмом и экстремизмом» экстремизм

— это какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в этих целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке» .

В Российской Федерации сегодня наиболее опасен экстремизм религиозно-политический, в первую очередь, сторонников радикального течения ислама — ваххабизма, нетерпимых к инаковерующим и не признающим власти, отходящей от предписаний шариата. Их деятельность приобретает все более агрессивный характер, и что самое страшное — растет их численность. В 2013 году, по данным рабочей группы Института национальной стратегии, опубликованным в докладе «Карта этнорелигиозных угроз. Северный Кавказ и Поволжье», общая численность ваххабитов в России — около 700 тысяч человек . География распространения все та же

— территории Северного Кавказа, преимущественно Дагестан и Чечня.

Не менее опасным для государственной безопасности Российской Федерации может стать экстремизм националистический, то есть «радикальные, нетолерантные идеи и действия в отношении представителей иной народности, национальности, этнической группы» . Примеров различного рода межнациональных столкновений на территории России — множество. Самым ярким из них за последние годы стали, пожалуй, массовые беспорядки на Манежной площади в Москве 11 декабря 2010 года, вызванные гибелью футбольного болельщика в результате нападения группы выходцев с Северного Кавказа несколькими днями ранее. К слову, большую часть протестовавших, которых по данным ГУВД Москвы было около 5 тысяч человек , составили молодые люди в возрасте 14-20 лет, что позволяет говорить о таком явлении, как подростково-молодежный экстремизм. Объектом его, как правило, выступают национальные меньшинства, преимущественно неславянского этноса, а также представители различных молодежных субкультур.

В новой стратегии к угрозам государственной безопасности страны отнесена деятельность иностранных и международных неправительственных организаций, финансовых и экономических структур и частных лиц, направленная на нарушение единства России и дестабилизацию в стране, включая инспирирование «цветных революций», что особенно актуально в контексте событий последних лет, от «Арабской весны» до смены власти на Украине.

Вновь обращаясь к порталу правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, можно сделать неутешительный вывод — количество преступлений экстремистской направленности также растет . С января по сентябрь 2015-го года на территории Российской Федерации их зарегистрировано 1028. Для сравнения за весь 2009-й — 548. География распространения — в первую очередь, город Москва и Московская область, Республики Дагестан и Татарстан.

Одной из новелл Стратегии национальной безопасности стало признание деятельности, связанной с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идей экстремизма угрозой государственной безопасности Российской Федерации. Впрочем, работа в этом направлении велась и ранее — в 2014 году формулировки ст.ст. 280 и 282 Уголовного Кодекса Российской Федерации были дополнены словами «с использованием …

информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»», по сути приравнивающими такими образом Интернет к СМИ. Обусловлено это в первую очередь тем, что распространение экстремистских идей во всемирной паутине, особенно в социальных сетях, представляет повышенную общественную опасность, так как охватывает значительную часть населения.

Деятельность различных транснациональных преступных организаций, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств, с одной стороны следует рассматривать в тесной связи с вышеописанной деятельностью террористических группировок, поскольку та же наркоторговля, равно как и торговля оружием либо людьми, зачастую выступает главным источником финансирования террористической и другой криминальной активности. Впрочем, нельзя забывать и о том, что наркомания представляет угрозу и сама по себе -директор ФСКН Виктор Иванов отмечает, что «с конца 1980-х число наркоманов в России выросло почти в 150 раз и сейчас составляет более 7 миллионов человек» . В то же время главный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн приводит куда более скромные цифры, а именно «700 тысяч зарегистрированных больных» . С учётом того, что далеко не все наркозависимые обращаются за медицинской помощью, проблема стоит гораздо острее, и счёт по-прежнему идёт на миллионы.

Разумеется, не случайно к угрозам государственной безопасности отнесена и коррупция. Пример Рязанской области как субъекта федерации в этом плане показателен — в 2015-м году вынесен приговор бывшему начальнику УГИБДД УМВД России по Рязанской области Александру Алфосову, его бывшему заместителю Валерию Вышинскому и бывшему заместителю начальника МРЭО УГИБДД Игорю Тесленко . Они были признаны виновными в совершении 34 преступлений, среди которых покушение на получение взятки, получение взятки и мошенничество. За получение взятки в особо крупном размере был осуждён экс-начальник УФСКН РФ по Рязанской области генерал-майор полиции Игорь Туровский . Возбуждены уголовные дела в отношении бывших заместителя министра сельского хозяйства Рязанской области Геннадия Ноздрина и первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области Дмитрия Андреева . Они также обвиняются в получении взятки.

Разумеется, любые действия чиновников столь высокого уровня, направленные на удовлетворение личной заинтересованности в ущерб интересам службы, представляют угрозу государственной безопасности. Осложняет ситуацию латентный характер коррупционных преступлений и невозможность хотя бы относительно реальной оценки масштабов коррупции в стране.

Преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности по-прежнему рассматриваются в качестве угроз государственной безопасности Российской Федерации, однако, по сравнению с предыдущей редакцией Стратегии изъята формулировка «сохраняющийся рост» таких посягательств, что, вероятно, следует рассматривать как свидетельство её эффективности.

Не случайно появление в списке угроз государственной безопасности России стихийных бедствий, аварий и катастроф, в том числе связанных с глобальным изменением климата, ухудшением технического состояния объектов инфраструктуры и возникновением пожаров. С момента принятия предыдущей редакции Стратегии их было немало. Это и ано-

мальная жара летом 2010 года, принесшая, по разным данным, ущерб экономике страны до 15 миллиардов долларов , не говоря уже о десятках тысяч человеческих жизней . Нельзя не вспомнить наводнение на Дальнем Востоке в 2013 году. Общий ущерб тогда составил более 527 миллиардов рублей, а пострадавшими были признаны около 190 тысяч человек . Наводнение в Краснодарском крае в 2012-м стало причиной гибели 171 человека, пострадали более 34 тысяч . Предотвратить стихийные бедствия такого масштаба, разумеется, невозможно, главной задачей государства в таких случаях становится максимально оперативная ликвидация их последствий и оказание помощи пострадавшим.

Таким образом мы рассмотрели и проанализировали угрозы государственной безопасности Российской Федерации, изложенные в Стратегии национальной безопасности от 31 декабря 2015 года. Приведённые выше статистические данные позволяют сделать вывод о том, что такой их список — не случаен, как не случайны в нём и изменения по сравнению с текстом предыдущей Стратегии. А значит именно от адекватной государственной политики в сфере обеспечения защищенности государства от этих угроз в целом зависит государственная безопасность Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ.

10. Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О противодействии экстремистской деятельности».

12. Федеральный закон от 10.01.2003 N 3-ФЗ «О ратификации Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

13. Шанхайская конвенция от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

15. Баева Л.В. Молодежный экстремизм в современной России ОБЗОР. НЦПТИ. Выпуск № 5/2015. С. 16-21.

18. «В Рязани вынесен приговор в отношении бывшего руководства регионального УГИБДД» // Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области . URL: http://ryazan.sledcom.ru/ news/item/995895/

19. «В Рязанской области вступил в силу приговор в отношении бывшего начальника областного антинаркотического ведомства осужденного за получение взятки в особо крупном размере» // Прокуратура Рязанской области . http://www. pr0krzn.ru/news/2015/2262/

20. «В Рязанской области расследуется уголовное дело в отношении областного заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия» // Генеральная Прокуратура Российской Федерации . http://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/ news-845459/

21. «В отношении бывшего первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области Дмитрия Андреева возбуждено новое уголовное дело» // Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Рязанской области . http://ryazan.sledcom.ru/news/item/989521/

Концепция общественной безопасности в Российской Федерации

20 ноября 2013 года

Президент утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации.

I. Общие положения

1. Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности Российской Федерации.

2. Настоящей Концепцией определяются основные источники угроз общественной безопасности в Российской Федерации (далее также – общественная безопасность), цели, задачи, принципы и основные направления деятельности уполномоченных государственных органов, а также органов местного самоуправления, иных органов и организаций, принимающих участие в обеспечении общественной безопасности на основании законодательства Российской Федерации (далее – силы обеспечения общественной безопасности). Концептуальные подходы к обеспечению общественной безопасности разработаны в соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

3. Настоящая Концепция является основополагающим документом стратегического планирования, определяющим государственную политику в сфере обеспечения общественной безопасности, а также основой для конструктивного взаимодействия в этой сфере сил обеспечения общественной безопасности и институтов гражданского общества, граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

4. Обеспечение общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Под общественной безопасностью понимается состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

5. Российская Федерация при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер:

а) по предупреждению, выявлению и пресечению террористической и экстремистской деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, организацией незаконной миграции, торговлей людьми, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества, критически важные и (или) потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации;

б) по профилактике социальных и межнациональных конфликтов;

в) по предупреждению, ликвидации и (или) минимизации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая оказание первой помощи лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

г) по совершенствованию государственного управления в области пожарной, химической, биологической, ядерной, радиационной, гидрометеорологической, промышленной и транспортной безопасности;

д) по развитию международного сотрудничества в правоохранительной сфере, а также в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий.

6. Для целей настоящей Концепции используются следующие основные понятия:

а) угроза общественной безопасности – прямая или косвенная возможность нанесения ущерба правам и свободам человека и гражданина, материальным и духовным ценностям общества;

б) обеспечение общественной безопасности – реализация определяемой государством системы политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер, направленных на противодействие преступным и иным противоправным посягательствам, а также на предупреждение, ликвидацию и (или) минимизацию последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) система обеспечения общественной безопасности – силы и средства обеспечения общественной безопасности;

г) государственная система мониторинга состояния общественной безопасности – единая межведомственная многоуровневая автоматизированная информационная система наблюдения за состоянием общественной безопасности, предназначенная для выявления, прогнозирования и оценки угроз общественной безопасности, оценки эффективности государственной политики, проводимой в сфере обеспечения общественной безопасности, а также для формирования предложений по совершенствованию состояния общественной безопасности;

д) средства обеспечения общественной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые и организационные средства, включая телекоммуникационные каналы и автоматизированные системы управления процессами, используемые для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии общественной безопасности и мерах по её укреплению.

7. Правовую основу обеспечения общественной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ «О безопасности», иные федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований и иные муниципальные правовые акты.

II. Основные источники угроз общественной безопасности

8. Состояние общественной безопасности в Российской Федерации характеризуется как нестабильное. Несмотря на принимаемые государством и обществом усилия, направленные на борьбу с преступными и иными противоправными посягательствами, предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, необходимый уровень обеспечения общественной безопасности не достигнут.

9. В стране сложилась непростая криминогенная обстановка, отличающаяся высоким уровнем преступности и появлением новых видов угроз криминального характера.

10. Уровень террористической угрозы на территории Российской Федерации продолжает оставаться высоким, масштабы последствий террористических актов значительны. Террористы стремятся расширить географию своей деятельности, на территории страны отмечается активность международных террористических организаций, которые привлекают наёмников и боевиков, состоящих в экстремистских организациях, и оказывают им финансовую помощь, поставляют оружие.

В сложившихся обстоятельствах необходима реализация комплекса мероприятий в области противодействия терроризму и разрушения его основ. Повышенного внимания требует обеспечение безопасности граждан, защиты потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных и (или) потенциально опасных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

11. Одним из основных источников угроз общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране. Особую озабоченность вызывает распространение экстремистских настроений среди молодёжи. Члены экстремистских организаций активно используют новые технологии, в том числе информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, для распространения экстремистских материалов, привлечения в свои ряды новых членов и координации противоправной деятельности.

Для противодействия экстремизму требуются согласованность действий всех государственных органов и органов местного самоуправления, их взаимодействие с институтами гражданского общества, формирование консолидированной позиции по вопросам профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов.

12. В крупных городах и приграничных регионах страны увеличилось количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

13. Значительное количество преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, что свидетельствует об осложнении криминогенной обстановки в стране вследствие массового злоупотребления алкогольной продукцией, а также немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Растёт число административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на транспорте и в области дорожного движения. В связи с этим необходимо разработать и принять меры по повышению эффективности функционирования системы обеспечения безопасности населения на железнодорожном, автомобильном, водном и воздушном транспорте.

14. Количество преступников увеличивается за счёт беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, граждан без определённого места жительства, лиц, освобождённых из мест лишения свободы, иностранных граждан или лиц без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, а также лиц, не имеющих постоянного источника дохода.

15. Благодаря объединённым усилиям государства и общества, направленным на борьбу с преступностью, достигнут определённый прогресс в уменьшении степени криминализации общественных отношений. Однако ряд криминогенных факторов продолжает оказывать негативное воздействие на состояние общественной безопасности в стране.

16. Несмотря на формирование в Российской Федерации соответствующих потребностям времени правовых и организационных основ противодействия коррупции, уровень распространённости этого явления продолжает оставаться высоким. Отмечаются многочисленные факты коррупционных преступлений, совершаемых против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Наблюдаются устойчивые тенденции к сращиванию интересов бизнеса и чиновников, включению в коррупционные схемы должностных лиц и представителей бизнеса иностранных государств.

Являясь одной из системных угроз общественной безопасности, коррупция существенно затрудняет нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации российской экономики, вызывает серьёзную тревогу в обществе и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене.

17. Незаконная миграция в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе из стран со сложной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой, способствует возникновению угроз общественной безопасности.

Незаконные пребывание в Российской Федерации иностранных граждан и осуществление ими трудовой деятельности на территории страны зачастую ухудшают социальную обстановку в местах их пребывания, создают условия для формирования террористических организаций, политического и религиозного экстремизма, национализма.

Неблагоприятные тенденции наблюдаются во внутренней миграции, основным вектором которой остаётся переселение мигрантов с востока страны в центр, в том числе в Московский регион, в результате чего не только усиливается дисбаланс в распределении населения по территории Российской Федерации, но и растёт социальная напряжённость в обществе, способствующая возникновению ксенофобии, национальной, расовой и религиозной розни, а также увеличивается количество этнических организованных преступных групп.

18. В Российской Федерации наблюдается ухудшение технического состояния объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств, гидротехнических сооружений, связанное с их износом, что влечёт за собой снижение уровня безопасности при их эксплуатации, повышение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

19. Серьёзную угрозу общественной безопасности представляет вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций на ядерно и радиационно опасных объектах и опасных производственных объектах. В связи с этим требуется совершенствование системы предупреждения чрезвычайных ситуаций на таких объектах, а также системы реагирования на возможные аварии.

20. В области защищённости населения и окружающей среды от опасных биологических и химических факторов наблюдаются тревожные признаки: анализ ситуации, сложившейся в различных сферах обеспечения биологической и химической безопасности, позволяет сделать вывод, что существуют серьёзные риски причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде. На фоне значительного ухудшения обеспечения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической безопасности, а также упадка биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы общественной безопасности.

21. Особого внимания требует обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации. Минимизация потерь от пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития страны и одной из составляющих общественной безопасности. При этом вероятность возникновения пожаров в России выше, чем в других экономически развитых странах.

Государством проводится целенаправленная работа по укреплению сил и средств обнаружения и тушения пожаров. Наметилась положительная тенденция к снижению основных показателей риска пожаров для населения и объектов экономики, однако в настоящее время информационное, техническое и технологическое обеспечение служб экстренного реагирования не позволяет добиться устойчивого снижения основных показателей риска пожаров и, соответственно, вывести обеспечение пожарной безопасности в Российской Федерации на качественно новый уровень.

22. Негативное воздействие на население, территорию и объекты экономики оказывают естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов. Существуют серьёзные риски наводнений и иного негативного воздействия вод на население, территорию и объекты экономики в связи с учащением опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях и продолжающимся антропогенным освоением территорий.

23. Значительную угрозу для населения представляет сейсмическая опасность. На сейсмоопасных территориях страны находится большое количество критически важных объектов и жилых зданий, которые в случае сильного землетрясения могут подвергнуться серьёзным разрушениям, вследствие чего усилится поражающее воздействие на население.

24. Анализ информации о чрезвычайных ситуациях свидетельствует о том, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями и пожарами, происшествия на водных объектах, а также техногенные аварии и террористические акты являются основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики страны и, как следствие, для устойчивого развития Российской Федерации.

двойной клик — редактировать изображение

1. Национальная безопасность – состояние защищённости государства от внутренних и внешних угроз.

Национальная безопасность – способность нации удовлетворять потребности, необходимые для её самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей её нынешнего состояния.

По другому определению, национальная безопасность – совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учётом имеющихся ресурсов и возможностей.

По определению российского политолога Николая Алексеевича Косолапова (23 апреля 1942 года, Москва, РСФСР, СССР), национальная безопасность – это стабильность, которая может поддерживаться на протяжении длительного времени, состояние достаточно разумной динамической защищенности от наиболее существенных из реально существующих угроз и опасностей, а также способности распознавать такие вызовы и своевременно принимать необходимые меры для их нейтрализации.

двойной клик — редактировать изображение

Национальная безопасность Российской Федерации – состояние защищённости личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

двойной клик — редактировать изображение

2. Национальная безопасность включает в себя:

государственную безопасность – понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

общественную безопасность – понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

техногенную безопасность – уровень защищенности от угроз техногенного характера;

экологическую безопасность и защиту от угроз стихийных бедствий;

экономическую безопасность;

энергетическую безопасность;

информационную безопасность;

безопасность личности.

двойной клик — редактировать изображение

3. Обеспечение национальной безопасности – комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:

формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства;

защиту государственного строя;

защиту общественного строя;

обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

обеспечение политической и экономической независимости нации;

обеспечение здоровья нации;

охрана общественного порядка;

борьба с преступностью;

обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, – армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

двойной клик — редактировать изображение

4. Государственная безопасность – уровень защищённости государства от внешних и внутренних угроз (первая из составляющих национальной безопасности). Обеспечение государственной безопасности, или охрана государственной безопасности – комплекс политических, экономических, социальных, военных и правовых мероприятий по защите существующего государственного и общественного строя, территориальной неприкосновенности и независимости государства от подрывной деятельности разведывательных и иных специальных служб иностранных государств, а также от противников существующего строя внутри страны.

двойной клик — редактировать изображение

Государственная безопасность – составляющая национальной безопасности, характеризует степень защищённости от внутренних и внешних опасностей, на основе изучения политических, экономических, социальных, военных и правовых процессов с целью предупреждения и устранения антигосударственных и подрывных кампаний разведывательных и иных спецслужб агрессивно настроенных государств, а также противников внутреннего строя.

Отождествление государственной безопасности с национальной безопасностью неверно, так как первое является понятием менее широким.

Органы, обеспечивающие государственную безопасность, –спецслужбы, армия и правоохранительные организации.

двойной клик — редактировать изображение

5. Общественная безопасность – вторая из составляющих национальной безопасности, выраженная в уровне защищённости личности, общества и государства преимущественно от внутренних угроз общеопасного характера.

Часть учёных-юристов определяют понятие «общественная безопасность» как совокупность нормальных общественных отношений, установленных нормативно-правовыми актами, обычаями и традициями, обеспечивающих достаточный уровень личной безопасности членов общества и самого общества в целом.

В науке «Теории государства и права» или в конституционном праве существует мнение, что кроме уровня преступности и правонарушений, одними из критериев оценки общественной безопасности следует считать уровень защиты личности и общества от последствий стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Состояние и уровень общественной безопасности характеризуется удельным уровнем преступлений и правонарушений, влияющих на состояние безопасности общества в целом и отдельных граждан в частности.

Отождествление общественной и национальной безопасности, несмотря на определённую близость и схожесть этих понятий, необоснованно, поскольку абсолютное большинство исследователей сходятся во мнении, что общественная безопасность является одним из видов национальной безопасности.

двойной клик — редактировать изображение

6. Экологическая безопасность – допустимый уровень негативного воздействия природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и человека.

Система экологической безопасности – система мер, обеспечивающих с заданной вероятностью допустимое негативное воздействие природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека.

На каждом уровне организации система экологической безопасности функционально состоит из трёх стандартных модулей, логически дополняющих друг друга и только в своем единстве составляющих саму систему, это: комплексная экологическая оценка территории, экологический мониторинг и управленческие решения (экологическая политика).

Каждый из указанных модулей выполняет следующие функции:

1) комплексная экологическая оценка территории:

1.1) определение и оценка комплекса факторов экологической опасности, проявляющихся на данной территории;

1.1.1) районирование территории по устойчивости к проявлению факторов экологической опасности;

1.1.2) составление и ведение кадастра объектов воздействия на окружающую среду;

1.1.3) идентификация и оценка экологических рисков;

1.2) составление и ведение кадастра природных ресурсов;

1.3) составление и ведение кадастра «загрязненных» территорий;

1.4) выбор индикаторов устойчивого развития.

2) экологический мониторинг:

2.1) нормирование воздействий на окружающую среду;

2.2) контроль источников воздействия на окружающую среду;

2.3) контроль качества компонентов окружающей среды;

2.4) мониторинг экологических рисков;

2.5) мониторинг индикаторов устойчивого развития.

3) управленческие решения:

3.1) формирование экологической политики;

3.2) анализ и корректировка индикаторов устойчивого развития;

3.3) управление экологическими рисками:

3.3.1) предупреждение проявления антропогенных факторов экологической опасности;

3.3.2) минимизация последствий проявления природных факторов экологической опасности;

3.4) разработка и совершенствование природоохранного законодательства и методов формирования экологического мировоззрения.

Методы обеспечения экологической безопасности (согласно Т.А. Хоружая, 2002 год):

1) методы контроля качества окружающей среды:

1.1) методы измерений – строго количественные, результат которых выражается конкретным числовым параметром (физические, химические, оптические и другие);

1.2) биологические методы – качественные (результат выражается словесно, например, в терминах «много-мало», «часто-редко» и другими) или частично количественные;

2) методы моделирования и прогноза, в том числе методы системного анализа, системной динамики, информатики и другие;

3) комбинированные методы, например, эколого-токсикологические методы, включающие различные группы методов (физико-химических, биологических, токсикологических и других);

4) методы управления качеством окружающей среды.

двойной клик — редактировать изображение

7. Экономическая безопасность – это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.

Она включает в себя:

1) сохранение платежеспособности;

2) планирование будущих денежных потоков экономического субъекта;

3) безопасность занятости.

Советский и российский экономист, доктор экономических наук, профессор (1980 год), академик РАН (избран академиком АН СССР 23 декабря 1987 года), Заместитель Председателя Совета Министров СССР Леонид Иванович Абалкин (5 мая 1930 года, Москва, РСФСР, СССР – 2 мая 2011 года, Москва, РСФСР, СССР) определял экономическую безопасность как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и совершенствованию».

В макроэкономике экономическая безопасность – такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.

Экономическая безопасность – совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.

Экономическая безопасность может быть достигнута в том случае, если степень зависимости от доминирующей экономики, а также степень обострения внутриполитической, социальной и экономической ситуации не превышает предела, который грозит утерей национального суверенитета, существенным ослаблением военной мощи, значительным снижением уровня и качества жизни населения, либо срывом достижения глобальных стратегических целей страны.

Уровни экономической безопасности определяются следующими факторами:

1) геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны, а также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам;

2) экономическая и военно-политическая мощь страны и её конкурентная позиция в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития;

3) ориентация институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики от которой зависит уровень национальной безопасности;

4) приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятия национальной экономики;

5) параметры отраслевой и региональной структуры ВВП, стратегической значимости отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности;

6) наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форсмажорных обстоятельств.

Аспекты деятельности, непосредственно влияющие и направленные на сохранение максимально эффективного уровня экономической безопасности:

1) разработка, принятие и исполнение законодательных актов, обеспечивающих функционирование стратегически важных отраслей экономики;

2) контроль исполнения бюджета и предотвращение нецелевого расходования средств;

3) борьба с коррупцией на всех уровнях;

4) инвестиции в развитие новейших технологий и наукоёмких производств;

5) усиление и совершенствование деятельности спецслужб и армии;

6) развитие и совершенствование политической и экономической системы управления государством.

Экономическая безопасность предприятия – это состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия.

Экономическая безопасность предприятия характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.

Для того чтобы достичь наиболее высокого уровня экономической безопасности, предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих системы экономической безопасности предприятия.

Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия – это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.

Выделяют следующие функциональные составляющие экономической безопасности предприятия:

1) финансовую;

2) интеллектуальную и кадровую;

3) технико-технологическую;

4) политико-правовую;

5) экологическую;

6) информационную;

7) силовую.

Экономическая безопасность предприятия, в свою очередь, является составной частью системы безопасности предпринимательской деятельности, наряду с:

1) техногенной;

2) экологической;

3) информационной;

4) психологической;

5) физической;

6) научно-технической;

7) пожарной.

Для обеспечения своей экономической безопасности предприятие использует совокупность корпоративных ресурсов.

Корпоративные ресурсы – факторы бизнеса, используемые владельцами и менеджерами предприятия для выполнения целей бизнеса.

двойной клик — редактировать изображение

8. Энергетическая безопасность – это комплексное понятие, относящееся к нескольким уровням:

политическая энергетическая безопасность;

экономическая энергетическая безопасность;

техногенная энергетическая безопасность.

Энергетическая безопасность подразумевает такие условия, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик – к её потребителям. То есть речь идёт не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах.

Для того, чтобы достигнуть энергетической безопасности требуется определённая политика государства и проведение специальных мероприятий. Также могут вносить свой вклад в энергетическую безопасность рынки, но быть единственными, кто это делает, они не могут. Достижение энергетической безопасности требует совместного использования всех механизмов регулирования.

«Энергетическая безопасность – это обеспечение каждой семьи газом и энергией в достаточном объеме и по приемлемым ценам» – считает глава Европейского парламента, польский политик, премьер-министр Польши с 1997 по 2001 годы, депутат Европейского парламента с 13 июня 2004 года, один из деятелей движения «Солидарность» в 1980-е годы, активно занимавшийся научной деятельностью, доктор наук, профессор Ежи Кароль Бузек (польск. Jerzy Karol Buzek, 3 июля 1940 года, Смиловиц, Германская империя, ныне Смиловице, Чехия). К этому специалисты области добавляют: безопасность источника энергии, гарантии поставок и надёжность транзита, контроль над трубопроводами, отказ от газового или нефтяного шантажа, недопущение спекулятивного роста цен и так далее.

«Энергетическая безопасность – это обеспечение бесперебойного доступа к энергетическим ресурсам по приемлемой цене». Представленные выше определения – это одни из многих определений энергетической безопасности, которая в настоящее время становится одной из важнейших экономических и политических проблем внутренней и внешней политики государства. В качестве примера можно также привести определение, предложенное экспертами Всемирного энергетического совета: способность местных и импортируемых ресурсов удовлетворять растущий спрос на энергию в течение определенного периода времени по доступным ценам. Каждое из определений энергетической безопасности зависит от того, в каком контексте она рассматривается: экономическом или политическом. В современном мире значимость энергетической безопасности определяется не только сокращением запасов углеводородного топлива, но и попытками некоторых государств, преимущественно экспортёров нефти и природного газа, оказывать давление на импортёров энергоресурсов для достижения политических целей.

При этом экспортёры и импортёры энергетических ресурсов понимают энергетическую безопасность по-разному. Поставщик заинтересован в высоких, а потребитель – в низких ценах на продукт, и оба – в надёжности поставок. Страны-экспортеры энергоресурсов делают главный упор на поддержание «стабильности спроса», который, в конце концов, обеспечивает преобладающую долю их государственных доходов. Развивающиеся страны озабочены тем, как изменение цен на энергоносители влияет на их платежный баланс.

двойной клик — редактировать изображение

9. Информационная безопасность (англ. Information Security, а также – англ. InfoSec) – практика предотвращения несанкционированного доступа, использования, раскрытия, искажения, изменения, исследования, записи или уничтожения информации. Это универсальное понятие применяется вне зависимости от формы, которую могут принимать данные (электронная, или например, физическая). Основная задача информационной безопасности – сбалансированная защита конфиденциальности, целостности и доступности данных, с учётом целесообразноcти применения и без какого-либо ущерба производительности организации. Это достигается, в основном, посредством многоэтапного процесса управления рисками, который позволяет идентифицировать основные средства и нематериальные активы, источники угроз, уязвимости, потенциальную степень воздействия и возможности управления рисками. Этот процесс сопровождается оценкой эффективности плана по управлению рисками.

Для того, чтобы стандартизовать эту деятельность, научное и профессиональное сообщества находятся в постоянном сотрудничестве, направленном на выработку базовой методологии, политик и индустриальных стандартов в области технических мер защиты информации, юридической ответственности, а также стандартов обучения пользователей и администраторов. Эта стандартизация в значительной мере развивается под влиянием широкого спектра законодательных и нормативных актов, которые регулируют способы доступа, обработки, хранения и передачи данных. Однако внедрение любых стандартов и методологий в организации может иметь лишь поверхностный эффект, если культура непрерывного совершенствования не привита должным образом.

двойной клик — редактировать изображение

10. Безопасность личности – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, либо способность предмета, явления или процесса сохраняться при разрушающих воздействиях.

Безопасность – это такие условия, в которых находится сложная система, когда действие внешних и внутренних факторов не приводит к процессам, которые считаются негативными по отношению к данной сложной системы в соответствии с имеющимися на данном этапе потребностям, знаниям и представлениям.

В России впервые на законодательном уровне понятие «безопасность» было установлено Законом РСФСР от 5 марта 1992 года № 2446-I «О безопасности», который закрепил правовые основы безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности и её функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

Личная безопасность – состояние защищённости человека от психологического, физического или иного насильственного посягательства.

В России центральным звеном деятельности государства в области безопасности является Совет Безопасности Российской Федерации.

Методы обеспечения безопасности:

1) управление рисками;

2) повышение устойчивости к деструктивным воздействиям (например, выработка и укрепление иммунитета при охране здоровья, создание систем парирования и ликвидации последствий деструктивных воздействий);

3) создание систем и средств защиты от угроз;

4) уничтожение (изоляция) источников угроз.

Допустимый (приемлемый) риск – это величина риска, которая достижима по техническим, экономическим и технологическим возможностям; принято допустимым считать 10−6, что означает гибель одного человека на 1000000 и соответствует риску гибели людей от природных опасностей.

Виды безопасности:

1) авиационная безопасность;

2) безопасность дорожного движения;

3) безопасность движения на железнодорожном транспорте;

4) безопасность полетов;

5) биологическая безопасность;

6) военная безопасность;

6) государственная безопасность;

7) безопасность систем управления;

8) информационная безопасность;

9) компьютерная безопасность;

10) национальная безопасность;

11) охрана труда;

12) пожарная безопасность;

13) половая безопасность;

14) промышленная безопасность;

15) радиационная безопасность;

16) теория национальной безопасности;

17) техника безопасности;

18) техносферная безопасность;

19) экономическая безопасность;

20) экологическая безопасность;

21) электрическая безопасность;

22) энергетическая безопасность;

23) ядерная безопасность.

Таким образом, национальная безопасность Российской Федерации – крайне многоуровневая и многоаспектная проблема.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!

Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»

Добавить комментарий