Уик РФ с комментариями

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
КОММЕНТАРИЙ
К УГОЛОВНО — ИСПОЛНИТЕЛЬНОМУ КОДЕКСУ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 27 июля 2001 года
Руководитель авторского коллектива
и ответственный редактор —
заслуженный деятель науки РСФСР,
доктор юридических наук, профессор
А.И. ЗУБКОВ
Авторский коллектив:
Анисимков В.М., доктор юридических наук, профессор — ст. 73 — 77, 79 — 81;
Базунов В.В., кандидат юридических наук — ст. 130, 131, 184 — 186;
Брезгин Н.И., кандидат юридических наук, доцент — ст. 122 — 125, 129;
Волкова Т.Н., кандидат юридических наук — ст. 177, 178;
Гурьянова Н.Н. — ст. 78;
Детков М.Г., доктор юридических наук, профессор — ст. 109 — 115, 117 — 119;
Дубровицкий Л.П., кандидат юридических наук — ст. 25 — 30, 47 — 58, 68 — 71;
Зубков А.И., доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР — предисловие, ст. 1 — 3, 6 — 18, 20, 22, 24, 77.1, 77.2, 82 — 108, 149 — 171;
Епанешников В.С., доктор юридических наук — ст. 39 — 46 (в соавторстве);
Калинин Ю.И. — вступительная статья;
Казак Б.Б., доктор юридических наук, доцент — ст. 116, 126 — 128;
Кащеева Л.М. — ст. 39 — 46 (в соавторстве);
Крючкова Н.А. — ст. 4, 5, алфавитно — предметный указатель ;
———————————
Не приводится.
Маркеева Е.В. — ст. 23;
Мелентьев М.П., доктор юридических наук, профессор — ст. 120, 121;
Новиков А.Г., кандидат юридических наук — ст. 31 — 38, 61 — 64;
Перцова Л.В., кандидат юридических наук — ст. 132 — 142;
Ширяева Н.Ю. — ст. 172;
Царьков И.А. — ст. 59, 60;
Филимонов О.В., доктор юридических наук, профессор — ст. 143 — 148, 173 — 176, 179 — 183, 187 — 190;
Ялунин В.У. — ст. 19, 21.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
С момента вступления в силу Уголовно — исполнительного кодекса Российской Федерации (1 июля 1997 г.) прошло четыре года. Срок вроде бы небольшой, но за это время уголовно — исполнительное и иное законодательство весьма существенно изменилось (особенно в 1998 и 2001 гг.).
Изменения и дополнения в законодательстве, осуществленные в 1998 г., явились следствием выполнения обязательств, взятых Россией при вступлении в Совет Европы, — о передаче уголовно — исполнительной системы из МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ, о моратории на исполнение смертной казни, а затем и полной ее отмене. В соответствии с этим Президент РФ издал Указ от 8 октября 1997 г. «О реформировании уголовно — исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации», на основании которого и были осуществлены необходимые мероприятия по подготовке передачи уголовно — исполнительной системы из МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ. Реформирование уголовно — исполнительной системы в обществе было воспринято неоднозначно, высказывалось много опасений о целесообразности такого шага, в том числе и со стороны сотрудников исправительных учреждений. Наряду с иной разъяснительной работой была подготовлена и выпущена в свет специальная книга «Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность» (А.И. Зубков, Ю.И. Калинин, В.Д. Сысоев / Под ред. С.В. Степашина и П.В. Крашенинникова. М., 1998). Государственная Дума 3 июля 1998 г. приняла Федеральный закон N 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно — исполнительной системы», которые коснулись более двадцати законодательных актов.
Указом Президента РФ от 28 июля 1998 г. «О передаче уголовно — исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» эту передачу предписывалось завершить к 1 сентября 1998 г., что и было сделано. Указом Президента РФ от 17 сентября 1998 г. «О некоторых мерах по реформированию Внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» Министерству юстиции РФ была передана из Внутренних войск функция конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу. В результате всех этих мероприятий уголовно — исполнительная система стала федеральной службой и приобрела более десяти новых или исполняемых ранее лишь частично функций, что в свою очередь потребовало подготовки новых или переработки прежних нормативных правовых актов общим числом в несколько тысяч.
Реформирование уголовно — исполнительной системы потребовало изменения законодательной базы ее деятельности прежде всего в плане дальнейшей гуманизации порядка и условий отбывания наказаний, приведения их в соответствие с международными нормами и стандартами обращения с осужденными, учитывая социально — экономические условия жизни внутри страны (когда многие нормы Уголовно — исполнительного кодекса РФ просто потеряли смысл при их буквальном применении; например, с установлением размеров расходования осужденными денег для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости). В результате был подготовлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно — исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации», который 21 февраля 2001 г. был принят Государственной Думой в качестве Федерального закона (N 25-ФЗ). Следует подчеркнуть, что только в УИК РФ было внесено 31 изменение и дополнение (в целом же коррективы коснулись около 60 норм различных отраслей законодательства). Кроме того, необходимо отметить, что данный Закон существенно смягчил карательную политику в отношении лиц, совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также порядок и условия отбывания наказания осужденными.
Были приняты и другие законодательные акты по более частным вопросам, много постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов Министерства юстиции РФ (в ряде случаев совместно с другими министерствами и ведомствами). Все это, в конечном итоге, сформировало во многом новую нормативную базу функционирования уголовно — исполнительной системы. Все имеющиеся на сегодняшний день комментарии к уголовно — исполнительному законодательству были подготовлены в основном до указанных выше событий и потому требуют существенного обновления. В этом заинтересованы не только практические работники, научно — педагогический состав, курсанты, слушатели и студенты, но и население, следящее за происходящими событиями в столь специфической сфере, какой является деятельность органов, исполняющих наказания.
Настоящий Комментарий подготовлен коллективом работников уголовно — исполнительной системы, что придает ему более четкую практическую направленность, хотя и научный потенциал в нем просматривается достаточно наглядно. Полагаю, что на данном этапе деятельности уголовно — исполнительной системы Комментарий будет весьма полезным пособием для органов и лиц, в той или иной мере профессионально с ней связанных либо ее изучающих.
Ю.И.КАЛИНИН,
заместитель Министра юстиции
Российской Федерации
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящий Комментарий к Уголовно — исполнительному кодексу Российской Федерации (далее — УИК РФ) представляет собой самостоятельное издание, а не переиздание выпущенного в свет в 1997 г. под моей редакцией Комментария с аналогичным названием. И дело не только в новом авторском коллективе, составленном исключительно из работников уголовно — исполнительной системы (далее — УИС) Министерства юстиции РФ, но и во введении в научный оборот анализа исключительно большой базы новых нормативных правовых актов законодательного и подзаконного характера (в том числе и находящихся на различных стадиях рассмотрения в Государственной Думе, Администрации Президента РФ, Правительстве РФ), а также статистических и иных аналитических материалов, данных переписи осужденных 1999 г.
За эти годы произошли коренные изменения не только в нормативной базе, но и в практике исполнения уголовных наказаний. В настоящее время уголовные наказания исполняют всего лишь два ведомства — Министерство юстиции РФ и Министерство обороны РФ. Министерство внутренних дел РФ сейчас лишено указанной функции. В Министерстве юстиции РФ существуют две относительно автономных структуры, занимающиеся организацией исполнения уголовных наказаний, — это Департамент судебных приставов и Главное управление исполнения наказаний (далее — ГУИН Минюста РФ); это федеральные службы, не находящиеся в подчинении органов власти субъектов Российской Федерации. УИС была расширена за счет включения в ее состав уголовно — исполнительных инспекций, следственных изоляторов, учебных заведений и научных учреждений, объектов здравоохранения, служб конвоирования и спецперевозок, инженерно — технического обеспечения, связи и вооружения и ряда других специфических объектов.
УИС за эти годы реформировалась исключительно интенсивно, ГУИН Минюста РФ разработало обширную Концепцию (программу) такого реформирования на период до 2005 года. Концепция была воспринята по существу всеми правозащитными организациями и мировой общественностью, которые оказывают посильную помощь в ее реализации. Автору посчастливилось принимать участие в передаче УИС в ведение Минюста РФ, а затем и работать в качестве заместителя начальника ГУИН, курируя деятельность правового управления и управления профессиональной подготовки, научно — исследовательскую работу, работу центра общественных связей, Объединенной редакции, зарубежные связи. Основные законодательные новеллы были разработаны и доведены до законодательного решения по инициативе и с участием автора, при этом была организована массированная информационная поддержка. Например, с участием автора была написана книга «Пенитенциарные учреждения Министерства юстиции России. История и современность», а в период активной работы над законопроектом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно — процессуальный кодекс РСФСР, Уголовно — исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» автор опубликовал и распространил среди всех депутатов Государственной Думы специальную книгу «Карательная политика России на рубеже тысячелетий» (М. Penal Reform International. 2000. P. 83). Эти публикации вкупе с другой информационной поддержкой сыграли положительную роль в прохождении крупных законов как в 1998, так и в 2001 г.
Следует особо остановиться на новеллах, введенных Федеральным законом от 21 февраля 2001 г. N 25-ФЗ, так как им в УИК РФ внесены наиболее обширные и существенные изменения и дополнения. Прежде всего отменен принцип предоставления осужденным социального обеспечения (в том числе получение пенсий и социальных пособий) на общих основаниях, так как в нынешних условиях государство не может его выполнить в полном объеме. Дана новая редакция ст. 16 УИК РФ: она стала более полно отражать систему органов, исполняющих конкретные виды наказания, по-иному определила уголовно — исполнительную систему (в то же время законодатели допустили неточность, указав, что штраф и конфискация имущества исполняются не судебными приставами — исполнителями, а судом, хотя фактически суды наказаний сейчас не исполняют). Определенным изменениям подверглась ст. 18 Кодекса, которая предусматривает исполнение принудительных мер медицинского характера.
Принципиальным изменениям подверглась ст. 73 УИК РФ, предусматривающая сейчас возможность содержать в одном исправительном учреждении разные категории осужденных путем создания изолированных участков с различными видами режима (например, общего и строгого режима, строгого и особого и т.д.). Вновь введены колонии — поселения для лиц, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести. Как известно, в свое время такие колонии функционировали довольно успешно. Таким образом, в настоящее время имеется три вида колоний — поселений. Причем сейчас в них будут направляться и лица, совершившие преступления по неосторожности и имеющие наказание свыше пяти лет лишения свободы, так как в силу изменения ст. 15 УК РФ все неосторожные преступления выведены из разряда тяжких. Уточнены также функции лечебных исправительных учреждений и лечебно — профилактических учреждений УИС. Из ч. 2 ст. 76 Кодекса исключено требование раздельного и отдельного перемещения ВИЧ — инфицированных осужденных от здоровых, поскольку отсутствуют медицинские противопоказания их совместного передвижения с остальными категориями осужденных. В этой же статье закреплены еще два важнейших правила: 1) осужденные женщины переводу в тюрьму не подлежат; 2) предусмотрен перевод из исправительной колонии особого режима в исправительную колонию строгого режима по отбытии осужденными в исправительной колонии особого режима не менее половины срока, назначенного судом. Данное правило в свое время применялось на практике довольно длительное время и вполне себя оправдало. Важным для практики является установление правила, согласно которому срок, назначенный по приговору суда для отбывания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия в нее осужденного.
Существенно изменены нормы расходования осужденными денег для приобретения продуктов питания и предметов первой необходимости в магазинах исправительных учреждений. Так, осужденные из числа беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей, осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, а также осужденные, находящиеся в лечебных исправительных учреждениях, могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет средств, имеющихся на их лицевых счетах, без ограничения; другим категориям осужденных эти размеры также увеличены (в ряде случаев — до трех минимальных размеров оплаты труда, а несовершеннолетним — до пяти, семи). Сняты пределы в получении посылок, передач и бандеролей для женщин и лиц, содержащихся в воспитательных колониях. Введено принципиально новое правило о том, что время нахождения осужденного в следственном изоляторе может быть зачтено в срок его пребывания в обычных условиях содержания исправительной колонии. Правда, законодателем здесь допущена неточность в плане характеристики поведения осужденного во время нахождения в следственном изоляторе (там он не может быть признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, так как наказание ему еще не определено приговором суда). Но из смысла закона явствует то, что данное лицо, находясь в следственном изоляторе, не подвергалось неоднократным взысканиям (особенно в виде водворения в карцер).
Принципиально важным явилось упразднение воспитательных колоний усиленного режима. Это правильное решение, так как порядок и условия отбывания наказания на общем и усиленном режимах были абсолютно идентичными. Колоний усиленного режима было всего четыре, расположены они были в разных регионах страны, что обусловливало многие негативные

Название: Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации.
Зубков А.И.

В комментарии разъясняются нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ и иных связанных с ним нормативных правовых актов. В работе широко использована научная литература, приводится большой объем статистических данных.
Четвертое издание комментария подготовлено с учетом последних изменений в уголовно-исполнительном законодательстве.
Для судей, работников правоохранительных органов, преподавателей и студентов юридических ВУЗов, а также для всех, кто интересуется вопросами исполнения уголовных наказаний.

За прошедшие 10 лет с момента принятия Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов РФ карательная политика России (как выражение сущности уголовной и уголовно-исполнительной политики) менялась неоднократно, в связи с чем однозначно оценена быть не может. Если брать состояние, структуру и динамику преступности за это время, то изменений в лучшую сторону не произошло, наоборот, количественные и качественные показатели преступности существенно ухудшились. В таких условиях попытки гуманизировать или ужесточить уголовное и уголовно-исполнительное законодательство и практику его применения не приводят к положительным результатам в деле борьбы с преступностью. Внесение многочисленных изменений и дополнений в уголовное, уголовно-исполнительное и уголовно-процессуальное законодательство, зачастую осуществлявшееся без широкого обсуждения законопроектов, проведения экспертиз и детального рассмотрения прогнозных ситуаций, привело к разбалансировке многих норм и правовых институтов как в междисциплинарном (межотраслевом) плане, так и внутри конкретной отрасли законодательства. Подобная ситуация весьма осложняет комментирование соответствующих положений закона. Например, затруднительно дать внятное объяснение (разумеется, без политического подыгрывания поступкам властей) причинам отмены наказания в виде конфискации имущества. Кроме того, вызывают возражения некоторые законодательные инициативы, в частности готовящийся отказ от наказания в виде ареста (в том числе и в отношении военнослужащих, хотя к ним оно применялось достаточно интенсивно), а также желание коренным образом реформировать наказание в виде ограничения свободы, так и не сделав попытки пробного его применения.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Cписок сокращении
Введение
Общая часть
Раздел I Основные положения уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Правовое положение осужденных
Глава 3. Учреждения и органы, исполняющие наказания и контроль зa их деятельностью
Особенная часть.
Раздел II Исполнение наказаний не связанных с изоляцией осужденного от общества
Глава 4. Исполнение наказания в виде обязательных работ
Глава 5. Исполнение наказания в виде штрафа
Глава 6. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью

Глава 7. Исполнение наказания а виде исправительных работ
Глава 8. Исполнение наказания в виде ограничения свободы
Глава 9. Исполнение дополнительных видов наказаний
Раздел III. Исполнение наказания в виде ареста
Глава 10. Порядок и условия исполнения наказания в виде apeстa
Раздел IV. Исполнение наказания в виде лишения свободы
Глава 11. Общие положения исполнения наказания в виде лишения свободы
Глава 12. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения
Глава 13. Условия отбывания наказания в исправительных учреждениях
Глава 14. Труд, профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы
Глава 15. Воспитательное воздействие на осужденных к лишению свободы
Глава 16. Исполнение наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях разных видов
Глава 17. Особенности исполнения наказания в виде лишения свободы в воспитательных колониях
Раздел V Исполнение наказаний в виде ограничения по военной службе, ареста и содержания в дисциплинарном воинской части в отношении осужденных военнослужащих
Глава 13. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе
Глава 19. Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденною военнослужащих
Глава 20 Исполнение наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части
Раздел VI Освобождение от отбывания наказания. Помощь осужденным освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними
Глава 21. Освобождение от отбывания наказания
Глава 22. Помощь осужденным, освобождаемым от отбывании наказания, и контроль за ними
Раздел VII. Исполнение наказания в виде смертной казни
Глава 23. Исполнение наказания в виде смертной казни
Раздел VIII Контроль за условно осужденными
Глава 24. Осуществление контроля за поведением условно осужденных
Приложение 1. Перечень имущества не подлежащего конфискации по приговору суда — Утратил силу
Заключение
Алфавитно-предметный указатель
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
— fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу

Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный)
Год: 2011
Бриллиантов А.В., Курганов С.И.
Жанр: Комментарий
Издательство: Проспект
Серия: Комментарий
ISBN: 978-5-392-02116-1
Язык: Русский
Формат: RTF
Качество: Изначально компьютерное (eBook)
Количество страниц: 182
Описание: В постатейном комментарии раскрывается содержание норм УИК РФ, дается толкование дефиниций, используемых в законе. Особенностью издания является широкое использование практики Европейского суда по правам человека, Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ по вопросам, связанным с исполнением уголовного наказания, порядком и условиями его отбывания. Предлагаемое издание ориентировано, в первую очередь, на лиц, профессионально занимающихся вопросами, связанными с исполнением уголовного наказания: сотрудников уголовно-исполнительной системы, дисциплинарных воинских частей, судей и прокуроров. Представляется, что комментарий может быть полезен также и в сфере правозащиты: работникам аппаратов уполномоченного, адвокатам, правозащитникам и иным лицам. Данное издание может пригодиться и самим осужденным, а также их родственникам. И, наконец, комментарий может представлять интерес для преподавателей и ученых, аспирантов и студентов учебных заведений юридического профиля. Примеры страниц Доп. информация: под ред. А.В. Бриллиантова

Добавить комментарий