Укажите представителей низшего сословия древнерусского государства

Итак, первые русские государства, а затем и Киевское, возникли в результате внутреннего общественно-экономического развития восточных славян, а не под воздействием внешних обстоятельств!

Предпосылками образования древнерусского государства были:

1. Этническая общность, один язык.

2. Необходимость соединить силы для борьбы с кочевниками и Византией.

3. У становление контроля на всем пути из «варяг в греки «.

4. Сходство языческих верований, а позже единая христианская религия.

И еще один важный вопрос требует ответа: почему разложение первобытнообщинного строя у восточных славян привело к созданию феодальной, а не рабовладельческой государственности?

Вопрос этот до сих пор достаточно не изучен. Видимо все-таки в условиях сурового климата широкое применение труда рабов было не целесообразным (сезон сельскохозяйственных работ был краток, а содержание рабов в осеннее-зимние периоды дорогостоящее).

Интересно отметить, что на Руси рабов зачастую наделяли землей, хозяйством, превращая по существу в крепостных крестьян.

Рабство не стало на Руси господствующей формой эксплуатации, восточные славяне миновали в своем развитии рабовладельческую формацию.

К IX веку у восточных славян устанавливается феодальная собственность на землю и складываются классы — феодалы-землевладельцы и феодально-зависимые крестьяне.

В господствующий класс феодалов входили; киевские князья, местные (племенные) князья, общинная знать, дружинники, верхушка служилых людей. Класс феодалов формировался постепенно. По мере того, как оформляется класс феодалов, им присваивается название бояре.Боярство формируется 2-мя путями. Во-первых, боярами становится родоплеменная знать, выделявшаяся в процессе разложения родового строя. Вторую категорию составляли бояре княжеские, т. е. формировавшиеся из княжеской дружины. Их называли княжьи мужи, бояре-огнищане. В дальнейшем, по мере укрепления власти киевских князей эти 2 группы бояр (земские и княжеские) сливаются, различия между ними исчезают.

Общим для них было то, что все они были крупными земельными собственниками. Землю они либо получали от князя за службу, либо захватывали общинные земли. Земля была их наследственной собственностью, такие земельные владения назывались вотчинами.

После принятия в X веке христианства значительная часть земель сосредотачивается в руках церкви, монастырей, духовенства. Духовенство становится привилегированной социальной группой, его также следует отнести к господствующему классу. Принятие христианства стало важным фактором укрепления отечественной государственности на начальном этапе ее развития.

Христианское вероисповедание, сменившее язычество, принесло с собой учение о божественном происхождении верховной власти, смиренном к ней отношении. В руках у митрополитов и епископов сосредотачивается большое количество сел и городов, у них имелись свои слуги и даже войско. Церковь получила право взимать десятину на свое содержание. Территория страны была разбита на епархии во главе с епископами, которых назначал митрополит. Митрополит назначался константинопольским патриархом.

Все группы феодалов в древнерусском государстве находились в отношениях сюзеренитета-вассалитета. Верховным сюзереном был великий князь, его вассалами местные князья. В свою очередь местные князья были сюзеренами своих бояр и служилых людей.

Вассальные отношения между феодалами возникли еще до появления государства у славян, они уходят своими корнями в родоплеменную организацию.

Дружинники князя были также его вассалами. Он наделял их землей (либо пожизненно, либо позже они стали наделяться землей на время службы). Дружинники в рассматриваемый период могли переходить от одного князя к другому, и это не считалось изменой.

Многие крупные бояре имели также свои дружины. Эти дружинники были обязаны боярину военной службой, их можно назвать вассалами второй очереди.

С ростом феодального землевладения и увеличением могущества феодалов росли их политические права. Феодалы получали от своих сюзеренов-князей так называемые иммунитеты, которые освобождали их от платежа дани в пользу князя, давали право иметь свою дружину, давали право судить собственным судом подвластное им населения. Политическая власть становилась все в большей степени атрибутом крупной феодальной собственности.

Класс феодально-зависимых крестьян складывался различными путями. Процесс феодализации приводит к тому, что постепенно становится все меньше и меньше свободных крестьян-общинников. Прямое насилие, внеэкономическое принуждение — этоосновной путь попадания в феодальную зависимость свободных крестьян общинников. Раздавая земли за службу, жалуя земли вместе с населявшими их крестьянами церкви, монастырям, князья тем самым насильственно превращали некогда свободных общинников в зависимых крестьян.

Крестьянство в древнерусском государстве составляло основную массу населения. Их называли — смерды. Некоторые исследователи смердами называют всех крестьян, другие считают, что смерды — это лишь та часть крестьянства, которая уже закабалена феодалами. Во времена «Русской Правды», видимо, смерды делились на свободных и зависимых. Свободные смерды уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства. Зависимые смерды — это те смерды, которые попали в зависимость от феодалов. Эта зависимость могла быть большей или меньшей, но выражалась она в том, что они обязаны были платить подати, т.е.отбывать феодальные повинности. В статьях «Русской Правды» постоянно проскальзывает неравноправное положение смердов, их зависимость от князей.

Крестьяне-смерды жили общинами-вервями. Вервь-община была соседской, территориальной, она уже не носила кровнородственный характер.

Другую категорию зависимого населения составляли закупы. Закупы — это смерды, которые попали в тяжелое экономическое положение, утратили свою хозяйственную самостоятельность. Взяв купу у феодала (это могла быть земля, скот, зерно и т. д.), закуп обязан был работать на господина до возвращения «купы», т. е. займа. В данном случае мы имеем дело с экономическим принуждением, т. е. это второй путь попадания в феодальную зависимость (первый путь — это силой, внеэкономическое принуждение).

В Киевской Руси были и другие категории феодально-зависимого населения — изгои.

Изгои- это люди, лишившиеся своего прежнего статуса, т. е. вышедшие, покинувшие по разным причинам общину или какое-то другое сообщество.

Изгоями становились вконец разорившиеся смерды, покинувшие общину, купцы-банкроты, дети духовенства, не научившиеся грамоте и т. д.

Холопы(челядь, рабы) — наиболее бесправная часть древнерусского государства. Личность холопа не защищалась законом.

За его убийство взимался штраф, как за уничтожение имущества. Штрафную ответственность за холопа нес всегда его господин. Холоп не имел собственности, он сам был собственностью господина. Источниками холопства были: плен, брак с рабыней, рождение от рабыни, банкротство. В холопов превращали людей, совершивших тяжкие преступления, холопом мог стать беглый закуп. Кстати, закуп в отличие от холопа имел некоторые права и защиту закона.

Хотя рабов в Киевской Руси было много, но рабство не стало основой общественного производства. Оно осталось лишь одним из укладов. Главное значение имели феодальные производственные отношения.

Городское населениев древнерусском государстве было свободнее крестьян. Городов на Руси насчитывалось тогда до 300. Они были центрами ремесла и торговли, военными опорными пунктами. Все городское население платило налоги. Древнерусские города не имели своих органов самоуправления (в отличие от Запада). Города находились под княжеской юрисдикцией. Свободные городские жители пользовались правовой защитой Русской Правды, на них распространялись все её статьи о защите чести, достоинства и жизни. Особую роль в жизни городов играло купечество, которое объединялось в корпорации (гильдии), называвшиеся сотнями. Обычно «купеческое сто» действовало при какой либо церкви.

Подводя итогпо вопросу об общественном устройстве Киевской Руси, отметим следующее: все феодальные общества (древнерусское также) были строго стратифицированы,

т. е. поделены на сословия, права и обязанности которых четко определялись законом как неравные по отношению друг к другу и к государству. Каждое сословие имело свой юридический статус. Рассматривать феодальное общество как поделенное лишь на эксплуататоров и эксплуатируемых было бы упрощением.

Одним из сложных вопросов истории Древней Руси является вопрос о ее социальной структуре. Он до сих пор остается предметом научных дискуссий. Попытаемся разобраться, чем было особенно население Древней Руси периода IX-XI вв.

Население Древней Руси: особенности структуры

Заметим сразу, что социальная структура Древней Руси весьма сложна. Человеку с современным мировоззрением некоторые вещи будут вообще непонятны. Так, тиун – должностное лицо, занимающее верхние позиции в общественной иерархии, а холоп – представитель социальных низов, по сути, раб. Однако в ряде случаев тиун одновременно был княжеским или боярским…холопом! Так что попытаемся разобраться, какие же категории населения выделялись в Древней Руси, и какое положение они занимали в социуме.

Кстати, в более позднее время социальная структура значительно упростится, так как сложится феодальное общество с его четким сословным строем. Одни категории населения исчезнут, положение других значительно изменится, например, боярин IX в. и боярин XIV в. – это во многом разные понятия. А пока феодальный строй лишь формируется, идет переходная эпоха, и в обществе переплетаются элементы и патриархального, уходящего в прошлое уклада, представленного остатками родоплеменных отношений, и рабовладельческого, и складывающегося феодального.
Например, Русская Правда Ярослава Мудрого разрешает кровную месть брату за брата, сыну за отца или двоюродному брату, или племяннику со стороны сестры, если же таких родственников нет, виновный платит государству штраф – виру в 40 гривен. Подобная норма, между прочим, содержалась и в Салической Правде франков.

Рис. 1. Страницы из Русской Правды

Налицо явный прогресс, так как ранее кровная месть имела всеобъемлющий характер – любой родственник мог мстить за любого из родни – и часто она служила поводом для развязывания крупных межродовых конфликтов. Данная же норма упорядочивала правила мести в формирующемся раннефеодальном государстве, способствуя стабильности общества.

Население Древней Руси и особенности его социальных групп

Если для сложившегося феодального общества характерен сословный строй, то в Древнерусском государстве сословия еще не сложились. Напомним, что сословия – это замкнутые социальные группы с передающимися по наследству правами, привилегиями и обязанностями. Сословий в данном понимании в Древней Руси нет. Источники, и прежде всего Русская Правда, позволяют выявить наличие лишь слоев общества. Население Древней Руси различалось по профессиональному, имущественному или функциональному признаку.

Эти группы можно классифицировать по нескольким признакам. Прежде всего это деление на свободных и зависимых людей, однако необходимо заметить наличие совершенно особой группы населения – изгоев. Значение этого понятия принципиально отличается от современного, когда имеется в виду человек (или общественная единица, вплоть до государства-изгоя), лишенный каких-то прав, преследуемый или игнорируемый.

Изгой в Древней Руси – это человек, «выпавший» по тем или иным причинам из своего социального круга. Церковный устав новгородского князя Всеволода (1125-1136) называет четыре вида изгойства: попов сын, не знающий грамоты; выкупившийся холоп; одолжавший купец; осиротевший князь (то есть князь, которому отец или старшие родственники по какой-то причине не передали удел).

Население Древней Руси: от привилегированной части общества до социальных низов

1. Князь и дружина

Во главе древнерусского общества стояли князья. Происхождение они вели от общего предка – Рюрика. И положение представителей привилегированной части общества прямо зависело от их близости к князю. Князь мог по своему желанию возвысить любого человека из самых социальных низов, если считал его достойным. С другой стороны, верхушка общества формировалась и из старой, догосударственной родовой аристократии, но ее представители сохраняли свое высокое положение в обществе только при условии расположения князя. А его власть опиралась на военную силу в лице дружины.

В условиях формирования государства и практически постоянных войн с соседями именно от дружины зависела и стабильность власти, и собственно жизнь князя. Поэтому в эпоху Древней Руси князь и дружина были крайне близки, князь по сути был «первым среди равных» в дружине, старался проявить щедрость к своим воинам. Вспомним знаменитых эпизод, описанный в летописях, когда дружинники пожаловались, что князь Владимир не дал им серебряных ложек, и он приказал «исковать» их, сказав: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиной добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиной доискались серебра и золота» (ПВЛ, перевод Д. С. Лихачева). Грандиозные пиры также символизировали единство князя с дружиной.

Рис. 2. Княжеский пир. РЯБУШКИН Андрей Петрович «Пир богатырей у ласкового князя Владимира»

Дружина всегда была готова к походу и бою, находилась на полном содержании князя, была связана с князем отношениями личной преданности и не входила в состав городской общины, дружинники жили при дворе или отдельным поселением.

2. Бояре, кмети, отроки

Дружина делилась на две части. Старшая дружина была кругом ближних людей, с которыми держал совет князь. Именно старших дружинников стали называть боярами. Первоначально они не были землевладельцами, а выполняли поручения князя, были наместниками, командовали ополчением. Со второй половины XI-начала XII в. они стали получать «в кормление» волости, которые постепенно становились их владениями – вотчинами. По наследству боярское звание еще не передавалось, его надо было заслужить.

Младшая же дружина состояла из гридей (кметей), отроков и детских. Младшие дружинники были прежде всего воинами, выступали основной боевой силой князя, исполнителями его воли. Это было ядро войска Древней Руси, его наиболее сильная и хорошее подготовленная часть.

Рис. 3. Дружинник

Дружина киевского князя насчитывала 500-800 человек. Вооруженные мечами, копьями, в кольчугах, островерхих шлемах, дружинники до последнего защищали князя на поле боя. Население Древней Руси постепенно складывается.

3. Население Древней Руси: управленцы

К привилегированной части общества относились также люди, управлявшие хозяйством князя.

Рис. 4. Собирают дань. Н. Рерих

Это тиуны и огнищане (тиуны огнищные). Слово огнище означало совокупность домочадцев, от слова очаг – символ дома (вспомним современное выражение «домашний очаг»). Огнищане – управляющие княжеским хозяйством, как правило, бояре. Упоминаются в Русской Правде в первоначальной, краткой редакции, в пространных списках используется понятие «княж муж».
Согласно той же Русской Правде, вира за убийство огнищанина составляла 80 гривен, что вдвое выше, чем за убийство свободного человека, не состоящего на княжеской службе. Тиуны также находились на службе князя, причем, поступая на службу без заключения специального договора – ряда – становились обельными (полными) холопами, что было закреплено в Русской Правде. Одновременно с этим они занимали весьма высокое положение при княжеском дворе.

Население Древней Руси содержало и другую категорию – рядовичей. Положение их было весьма различным. Рядович – это человек, заключивший ряд – договор, некий контракт о поступлении на службу. Так, рядовичем мог быть тиун, иной представитель княжеской или боярской администрации, Русская Правда указывает, что если тиун или ключник приступит к работе без заключения ряда, он становится холопом. С другой стороны, закуп (см. ниже) тоже мог быть рядовичем, если подписал договор с заимодавцем.

4. Купцы

Большой вес в древнерусском обществе имели торговцы. Они разделялись на гостей и купцов. Гостями называли либо иностранных торговцев, либо тех, кто торговал на международных рынках.

Заморские гости. Н. Рерих

Так называемые «старейшие» купцы могли принимать участие в советах при князе наряду с боярами, участвовать в дипломатических поездках. Однако юридически они относились не к княжим мужам, а к основной массе свободного населения Древней Руси, так как в соответствии с Русской Правдой вира за купца составляла 40 гривен – это вира за свободного человека, не служившего князю.

5. Зависимое население Древней Руси: люди, смерды, закупы

Людином называли простого, лично свободного жителя Древней Руси. Людины, или люди, платили дань и участвовали в ополчении в случае крупных военных конфликтов. Русская Правда защищала жизнь людинов высокой вирой – 40 гривен (половина от виры за княжих мужей). Люди разделялись на смердов и закупов.

Источники упоминают, что население Древней Руси включало также мужей – зажиточных людинов, воев – участников военных походов. Но основная часть людинов – это смерды, жившие общиной, имевшие дом и хозяйство, участок земли, за который они платили подати и отбывали повинности. Они не были прикреплены к земле или личности землевладельца – князя или боярина, находясь лишь в экономической и юридической зависимости, т.к. подлежали суду князя.

Но если смерд, попадая в тяжелое экономическое положение, брал у господина в долг какое-то имущество, он гарантировал его возврат, отвечая собственной свободой. Взяв ссуду – «купу» – смерд становился закупом, должен был работать в хозяйстве кредитора, отрабатывая проценты, пока не возвращал долг. Если закуп пытался убежать, в соответствии с Русской Правдой он становился холопом. Однако та же Русская Правда защищала личность закупа: его нельзя было продать, отнять имущество, побить без вины. Его жизнь, как и жизнь свободного человека, была защищена вирой в 40 гривен. Отработав проценты и вернув долг, закуп становился свободным человеком.

6. Социальные низы

В самом низу социальной иерархии Древней Руси находились холопы и челядины (челядь – слуги). По сути это такая же категория зависимого населения Древней Руси как рабы в других государствах. Они не вступали в договоры, считались собственностью господина, за убийство холопа полагалась вира в 5 гривен (6 гривен за холопку), плюс возмещение ущерба хозяину, как за испорченную вещь.

Хозяину за убийство холопа грозило в худшем случае лишь церковное покаяние. Лишь к XII веку отношение к холопам смягчается, за ними признается право на имущество, занятие торговлей с разрешения хозяина. Однако холопы-тиуны играли важную роль в управлении, и их убийство каралось вирой в 40 гривен. Боярский тиун-холоп мог выступать в суде в качестве свидетеля, обычный холоп был лишен права как обращаться в суд, так и быть свидетелем.

За преступления холопа отвечал его хозяин, он же от своего имени мог наказывать холопа, как считал нужным. Стать холопом можно было:

  • попав в плен на войне,
  • за тяжелое уголовное преступление («выдать головой», «отдать на поток и разграбление»),
  • продавшись добровольно,
  • став тиуном без заключения ряда,
  • женившись на холопке,
  • при попытке бегства закупа и т.д.

Таким образом, в Древней Руси шло формирование феодального общества, и при этом разрушалась старая, родоплеменная социальная структура и строилась новая. При всем разнообразии категорий населения можно выделить три большие социальные группы:

  • свободные, чье положение было весьма различным, от господствующей верхушки до общинников-смердов. Несмотря на огромные различия в общественном положении, все они были юридически дееспособны, свободны, могли вступать в правоотношения;
  • полувольные, к которым относились закупы и рядовичи. Эти категории населения не имели всех юридических прав;
  • рабы – холопы и челядь. Они были неправоспособны и недееспособны, приравнивались к имуществу владельца.

Как видим, общество (население) Древней Руси характеризовалось правовым, социальным неравенством. Как вы заметили, за одно и то же преступление – убийство – Русская Правда назначала различные наказания, штраф от 80 до 5 гривен. Так формировалось раннефеодальное общество.

Какие населения существовали в Древнерусском государстве? И насколько они были многочисленны? Такими вопросами задаются как археологи, так и просто интересующиеся нашей историей. По какой-то причине количество находок периода 10-16 веков не столь многочисленно, сколь более поздних периодов. Наверняка вы задумывались, почему. Чтобы это понять, нужно как следует разобраться в том, кем же были наши предки и какие основные группы населения Киевской Руси существовали.

Перепись населения Древней Руси – немного о численности населения

Итак, давайте попробуем для начала ответить на вопрос о численности населения наших предков. По сравнению с более поздними периодами, исследования ранних проводились редко и невозможно с точностью сказать, сколько же людей жило тогда. Нашему вниманию доступны лишь приблизительные проценты. Первая перепись населения на Руси произошла во второй половине 13 века благодаря монголам. Им было необходимо знать, сколько точно людей находится под их покровительством для удобства сбора дани – как обычно, всё объясняется интересом выгоды, а не простым любопытством.

До этого же, по мнению исследователей Вернадского и Тихомирова, на территории Руси проживало с 10 по 13 века приблизительно 4-5 миллионов человек. Свои выводы историки построили на основе найденных архитектурных памятников. Этих памятников было совсем немного – если говорить точно, то, согласно им, населения Руси в 10 веке тогда набралось бы в два раза меньше, чем ныне только по Москве. Даже если сделать поправки на то, что сохранилось немало построек в более-менее узнаваемом состоянии, всё равно мы получаем, ничтожное в пределах целой страны количество. А в связи с вражескими набегами населения в 14-15 веках стало и того меньше.

Однако именно монголам мы должны быть, как уже говорилось выше, благодарны за первый документальный учёт количества населения. На момент набегов на нашу территорию основной массой населения в Древней Руси являлись подневольные люди, которые не вели самостоятельно никаких учётов. Уже позже, на примере поданном завоевателями, начали появляться первые писцовые книги с упоминанием категорий населения Киевской Руси. Самое интересное, что в них были не только цифры, но и ценные сведения о церквях, поместьях, деревнях.

Какие существовали категории населения

Благодаря сведениям о поселениях мы можем рассуждать и о том, какие группы населения были в древнерусском государстве. Превосходным документом служит также родоначальник правовых документов на территории нашей страны – сборник «Русская правда». Перечислить основные категории населения в древнерусском государстве благодаря нему и переписях получается достаточно достоверно. Итак:

  1. Начнём с верхушки общества – тех людей, в руках которых сосредотачивался весь объём власти. Конечно же, они принадлежали к выдающимся родам. Во главе всего народа стоял князь. Представители самых знатных семейств образовывали знать – эта привилегия по праву рождения в те древние времена была особенно сильна.
  2. Помогали в управлении, а фактически, считались административным аппаратом и военной поддержкой, бояре. Их ещё называли старшими дружинниками, термин «бояре» возник чуть позже. С их помощью решались многие важные вопросы, судебные тяжбы, из их числа назначались посадники.Посадники, к слову, представляли в своём лице, когда требовалось, власть князя. То есть среди основных категорий населения Руси в 11 веке они являются теми, кто нажимал на рычаги истории, ведь что бы значила власть самого князя без удачно подобранных советников?
  3. Младшая дружина являлась теми, кого на современном языке принято называть «телохранителями». Охрана самого князя, бояр – вот их основная задача. Набирали в младшую дружину как детей достойных по происхождению людей, так и представителей народа, которые отличились своими лучшими качествами. Такой щедрый подход с разрешением приблизиться людям из более низких слоёв населения Древней Руси обеспечил боярам их преданность. Юное поколение и выходцы из народа своего рода являются гарантией хорошей службы ввиду того, что они обязаны хозяевам своим возвышением. На современном языке мы бы назвали это «восхождением по карьерной лестнице».
  4. Духовенство – этих людей где-то можно назвать свободным населением Древней Руси, потому как они пользовались определённым уважением. Это были священники, которые несли службу разных церквях – как городских, так и сельских. Проживало духовенство в монастырях, жило в молитвах и трудах, отказываясь от мирских удовольствий. Но, несмотря на такой отшельнический образ жизни, из списка групп населения в древнерусском государстве духовников исключать нельзя, ведь с обществом они пересекались, и нередко. Так, буквально с 11 века монастырские земли становятся интересны в качестве крупных хозяйственных земель.
  5. Городское население Древней Руси называлось «чадью» и представляло из себя купцов, поденщиков, ремесленников. Все эти люди трудились не покладая рук, в отличие от той же знати, но при большом труде пользовались и большим уважением. Особенно купцы, которых хватало как местных, так и иностранных.
  6. Свободное население Киевской Руси называлось «люди» или «полюдье». К нему относились, грубо говоря, те, кто обладал некой свободой, но при этом были вынуждены платить определённую сумму государству. Поэтому свобода была относительной, но при этом жизнь – вполне приемлемой. Огромным преимуществом данной категории населения населения в Древней Руси являлось то, что у неё имелось в наличии определённое имущество, которое можно было завещать детям. И это имущество, как, собственно, и сам человек, защищались законом. К преимуществам подобного положения можно назвать и разрешение участвовать в судебном процессе.
  7. Свободные земледельцы – основная масса населения Киевской Руси, но было достаточно и тех людей, которые из-за того или иного стечения обстоятельств были или частично зависимы от вышестоящих по положению, или полностью. Тут имеется своя классификация, которую разберём подробно.

Двумя категориями зависимого населения Киевской Руси были:

  • закупы – в переводе на современный язык, являлись должниками. «Купа» означает «залог». Иными словами, люди, которые брали у феодала залог, относились к такой классификации. Они были временно зависимой категорией населения Киевской Руси. Это означает, что такие люди обязаны были расплатиться, терпя любые прихоти, даже побои и тяжёлую работу. Однако почти все юридические права и личное имущество сохранялись за закупом. И, вернув долг, он снова становился свободным человеком. Причём временные рамки возвращения долга не устанавливались. Такая форма появления зависимого населения в Киевской Руси считалась делом вполне обыденным.
  • а вот в случае бегства закупа он менял статус на холопа. Это была категория населения на Руси, близкая к рабам. Они обладали правами меньшими, чем кто бы то ни было. Кроме названной причины бегства от долга, холопом можно было стать в том случае, если бы вы родились от холопа, заключили брачный союз с таким человеком без предварительного согласия его хозяина, совершили преступление вроде грабежа, обанкротились. Это зависимое население Киевской Руси не имело ничего своего – автоматически хозяином выступал господин холопа.
  • Стоит, пожалуй, упомянуть о категории зависимого населения Киевской Руси, которая находилась ближе к закупам и являла собой практически свободных людей – рядовичей. Рядовичи заключали договор с землевладельцем добровольно. Как правило, причиной служила нужда. И чтобы справиться с нуждой, приходилось, согласно договору, выполнять ряд работ. Собственно, от слова «ряд» и появился термин данной категории. Прав рядович имел больше, чем закуп, что подтверждается хотя бы тем фактом, что первый мог часто выступать в качестве административного представителя своего хозяина.

Кратко о мировоззрении категорий населения в Древней Руси

Несмотря на то, что наши предки по занимаемому положению имели значительные отличия, общую характеристику мировоззрения древнерусского населения привести можно. Так, исходя из литературных памяток, можно сделать вывод о том, что испокон веков русский народ старался, несмотря на все перипетии, объединиться для борьбы с общим внешним врагом. При этом жители Руси никогда сами ни на кого не нападали, не пытались завоевать. Тем не менее, своих героев, павших за защиту родины, увековечивали в литературных памятниках. Примером тому служит «Слово о полку Игореве».

Основную часть населения древнерусского государства составляли подневольные люди, среди которых читать и писать умели не все. Однако их с более зажиточными жителями объединяла любовь к фольклору, где ещё присутствовали языческие мотивы. Даже в вышеназванном «Слове о полку Игореве» встречаются эти мотивы. Песни, заговоры на тот момент были широко распространены, несмотря на долгие старания церкви искоренить «кощунство». В дальнейшем обряды просто превратились в народные игры.

Правовой статус различных категорий населения древнерусского государства разнообразен. Несмотря на то, что на тот момент количество населения, учитывая площадь государства, было невелико, в этом государстве уже существовала довольно чёткая иерархия. И изучать жизнь наших предков необходимо начиная с ознакомления с этой иерархией – тогда многие процессы становятся понятными.

Следует принимать во внимание то, что Древнерусское государство с начала своего существования было полиэтничным. В Восточной Европе вместе со славянами жили более двадцати неславянских народов. Древнерусские летописцы хорошо знали об этом и учитывали это в собственных этноисторических построениях. Описывая племенные княжения в Восточной Европе, «Повесть временных лет» сообщает: «На Белоозере седять весь, а на Ростовьском озере меря, а на Клещине озере меря же. А по Оце реце, где втечеть в Волгу, мурома язык свой, и черемиси свой язык, моръдва свой язык».1 Нестор еще неоднократно будет обращаться к неславянским, прежде всего угро-финским народам, которые сосуществовали с Русью в Восточной Европе.

Угро-финны и литовцы Восточной Европы в II—X вв. переживали стадию разложения родо-племенного строя. В их среде также складывались союзы племен и затем племенные княжения, хотя хронология этих явлений еще менее ясна, чем у славян. Можно допускать существование крупных племенных княжений: чудского мерьского, веского.

Нестор подчеркивает зависимое положение неславянских народов от Руси: «А се суть инии языци, иже дань дають Руси: чюдь, меря, весь, мурома, Черемись, моръдва, пермь, Печера, ямь, литва, зимигола, корсь, Норома, либь — си суть свой язык имуще».2 Летописец видит различие неславянских народов и Руси, во-первых, в языке (говорят на собственных языках), во-вторых, в ином происхождении (ибо Русь принадлежит к славянским народам), в-третьих, в зависимом положении (дают дань Руси).3

Как справедливо заметил более четверти столетия назад В.Т. Пашуто, «и доныне в сущности остается не поколебленным взгляд, что Древнерусское государство возникло в результате насильственного объединения племен и охватило огромный кусок восточноевропейской территории».4 Речь идет о славянских и неславянских племенах. Этот взгляд поныне разделяется многими историками, хотя и лишен Источниковых оснований.

Главный путь, которым неславянские земли вошли в состав Киевской Руси, — это в основном мирная колонизация, освоение и заселение их славянами.

Ни письменные, ни вещественные источники не дают оснований утверждать сколько-нибудь заметную насильственную колонизацию славянами иноязычных племен и их земель. До сих пор археологам не удалось найти следов масштабной принудительной колонизации. Имею в виду остатки разрушенных и сожженных поселений и протогородов, костяков людей, умерших насильственной смертью, и пр. Приходится признать правоту М.К. Любавского, в 20-е гг. нашего столетия обобщившего свидетельства источников о заселении Верхневолжского и Окского бассейнов и пришедшего к выводу, что, начиная с доисторических времен, основную роль в нем сыграло стихийное народное движение. Именно народной колонизации обязаны своим появлением многочисленные погосты и волости, села и сельца. Намного позже в колонизационном процессе проявится организующая роль феодалов, князей и бояр.5

К сожалению, невозможно определить хотя бы приблизительную хронологию очень протяженных во времени процессов расселения славянских племен по восточноевропейской равнине и их отношений с неславянами. Нет сомнений, однако, в том, что эти отношения берут начало в очень ранние, безусловно, догосударственные времена существования восточных славян. Например, кривичи, начавшие формироваться на будущей Псковщине, унаследовали от тамошнего балтского населения некоторые детали погребального обряда и в эпоху дальнейшего расселения в Витебско-Полоцком Подвинье и Смоленском Поднепровье осваивали земли днепро-двинских балтов. А славяне, пришедшие на Оку под водительством Вятко, продолжали формироваться в этнокультурных контактах с местным населением, впоследствии славянизированным.6 Логично допустить, что подобное расселение славян не вытесняло совсем местные племена, а пополняло их земли «разрозненными славянскими ячейками».7

Относительно неплохо изучены историками и археологами обстоятельства и хронология заселения Волго-Окского бассейна славянами, двигавшимися с восточной части территории прародины. Но и тут остается немало неясных проблем, прежде всего — судьба неславянского (угро-финского) населения этого Залесского края, мери. Последнее время археологи установили, что в этом регионе древнерусская народность формировалась в основном в X—XI вв. и что вещественные памятники, оставленные Мерским населением, были относительно «чистыми» в этническом плане вплоть до X в., а далее меря входит как один из субстратных компонентов в древнерусскую материальную и духовную культуру.8

Значительно раньше появились славяне в бассейне озера Ильмень. В конце VII в., продвигаясь из более южных районов, они начали расселяться на северо-западе. Археология свидетельствует, что в VIII в. в Центральном Приильменье появляется вторая волна славянской колонизации. То были новгородские словены, земледельческое население с относительно развитым хозяйством. Они постепенно ассимилировали немногочисленное и разъединенное угро-финское население.9

Особенно рано, где-то в конце V в., начинается славянская колонизация Юго-Восточной Европы. А в II—X вв. древнерусское население Южного Поднепровья было представлено потомками племен уличей и оседлой части алано-болгарских племен, переместившихся из Подонья под давлением печенегов.10 Южные степи, Понизья Дона, Днестра и Дуная были колонизованы восточными славянами также в догосударственные времена. Однако в древнерусскую эпоху от когда-то компактных и многочисленных славянских поселений там впоследствии остались лишь некоторые, о чем красочно повествует Нестор. Рассказывая о расселении славян на юге, он замечает: «А улучи и тиверьци седяху бо по Днестру, приседяху к Дунаеви. Бе множьство их: седяху бо по Днестру оли до моря, и суть гради их и до сего дне».11 Речь идет, вероятно, об остатках тех городов — городищах. Главной причиной оттеснения восточных славян от Черного моря и устьев больших рек было нашествие печенегов в X в., которых в XI в. сменили другие кочевники — половцы. Эта мало исследованная южная славянская колонизация издавна встречалась с могучим встречным потоком кочевников: аваров, тюрков-болгар, угров, печенегов, торков, половцев, наталкивалась на сильное сопротивление Византии и Хазарии.

Достаточно рано, по крайней мере с IX в., завязывались политические отношения между союзами славянских и неславянских племен на Севере. Уже в первых записях датированной части «Повести временных лет» (с 852 г.) встречаем известия о федеративном объединении на северо-западе, состоявшем из двух славянских (словены и кривичи) и двух угро-финских (чудь и меря) союзов племен, скорее, племенных княжений. Под 859 г. (дата условная, как и почти все годы, проставленные позднейшими летописцами в рассказах о IX и большей части X вв.). Нестор сообщает, что «имаху дань Варязи из Заморья на чюди и на словенех, на мери и на всех кривичех». Славяне и неславяне названы здесь вперемешку, что и навело В.Т. Пашуто на мысль о существовании в то время конфедерации этих народов. Далее эти племенные образования «изъгнаша варяги за море, и не даша им дани и почаша сами в собе володети».12 Упомянутая конфедерация славян и неславян была, по-видимому, стойкой, о чем свидетельствуют последующие страницы летописи. А «согласованное действие четырех земель свидетельствует об усилении тенденции к их слиянию, ускоренной северной (варяжской. — Н.К.) опасностью».13

Союзы славянских и неславянских земель сложились, как видим, еще до образования Древнерусского государства. На севере их ядро составили новгородская Словенская земля и полоцкая Кривичская. В длительном и неоднозначном процессе образования древнерусской государственности неславянские земли попали в подчиненное положение. Когда с конца IX в. начался первый этап объединения Руси, государственный центр в Киеве постепенно присоединял и неславянские земли, превращая их в объект нарастающей государственной, а затем и феодальной эксплуатации. Часть неславянских народов растворилась в славянском этносе (мурома, водь, ижора, позднее — меря), другая устояла. Так, совокупность эстонских племен слилась в Чудскую землю, а укшайтско-жемайтско-ятвяжских — в Литву.14

Неславянские союзы племен Восточной Европы на первых порах строительства Древнерусского государства были ее союзниками, быть может, и подневольными. Рассказывая о знаменитом походе Олега из Новгорода на Киев около 882 г., следствием которого стало объединение восточнославянских племен (что принимается современной наукой за начальную дату существования Древнерусского государства), Нестор пишет: «Поиде Олег, поим воя многи, варяги, чудь, словени, мерю, весь, кривичи…». Точно так же неславянские племена пребывали в составе громадного войска Олега, двинувшегося в 907 г. на Царьград: «Иде Олег на Грекы, Игоря оставив Киеве, поя же множество варяг и словен, и чюдь, и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны…». Но в войске преемника Олега Игоря, также ходившего на Царьград в 943 г., представители неславянских народов уже не упоминаются.15 Логично допустить, что одни из них (меря) были к тому времени уже поглощены Киевской Русью, другие не имели с ней союзнических отношений. В дальнейшем летопись ни разу не упоминает воинов из чуди, веси, мери и других угро-финских народов в составе войска русских князей.

Археологические исследования подтверждают как политическое сосуществование славян и неславян, так и бытование славяно-финно-угорского, славяно-тюркского, славяно-иранского и славяно-балтского социально-культурного симбиоза в Восточной Европе. Следует считать несомненным прогрессивный характер влияния Руси на подвластные народы. Восточные славяне-земледельцы, носители более высокой культуры, положительным образом влияли на неславян, бывших в основном охотниками и скотоводами. «Главной фигурой могучей экономической колонизации, развернувшейся во второй половине первого тысячелетия на Восточноевропейской равнине, был славянский земледелец… Экономический прогресс выражался во внедрении земледелия в среду скотоводческих, охотничьих и промысловых народов».16 Этнологи считают, что славянское экономическое и культурное влияние во многих случаях благоприятствовало даже этническому сплочению неславянских народов.

Завершая рассмотрение сюжета о вхождении неславянских народов в восточнославянские протогосударственные, а далее и государственное объединение — Киевскую Русь, необходимо подчеркнуть, что всегда в территориальном, политическом, экономическом и культурном отношениях в этих объединениях преобладал собственно славянский, далее древнерусский этнос. Сам феодальный способ производства, стимулировавший развитие государственности, возник и развивался у славян раньше, чем у подвластных им народов, долгое время остававшихся на родо-племенной стадии социальной эволюции. Киевская Русь была исторической прародиной не только российского, украинского и белорусского народов. В составе этого государства жили и приобщались к общественно-политической и культурной жизни страны десятки больших и малых неславянских народов Причерноморья, Прибалтики, европейского Севера, Поволжья, Северного Кавказа.

Примечания

1. Повесть временных лет. С. 13.

2. Повесть временных лет. С. 13.

3. Насонов А.Н. История русского летописания XI — начала XVIII в. М., 1969. С. 69.

4. Пашуто В.Т. Особенности структуры Древнерусского государства // Древнерусское государство и его международное значение. М., 1965. С. 84.

5. Любавский М.К. Образование основной государственной территории великорусской народности. М., 1929. С. 12—13.

6. Седов В.В. Восточные славяне в VI—XIII вв. М., 1982. С. 270.

7. Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. М., 1982. С. 288.

8. Цубов И.В. Спорные вопросы этнической истории славян Северо-Восточной Руси IX—XIII вв. // Вопросы истории. 1990. № 5. С. 17.

10. Козловский А.А. Этнический состав населения Южного Поднепровья в IX—XIV вв. // Земли Южной Руси в IX—XIV вв. Киев, 1985. С. 65.

11. Повесть временных лет. С. 14.

12. Повесть временных лет. С. 18.

13. Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 85.

14. Там же. С. 88, 89.

15. Повесть временных лет. С. 20, 23, 33.

16. Пашуто В.Т. Указ. соч. С. 91.

Предыдущая страница Следующая страница

Добавить комментарий