Содержание
- Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
- Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
- Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
- Понятие унификации
- Особенности правого механизма унификации права
- Виды унификации
- Особенности применения унифицированных норм
Нормы международного права, их особенности и виды. Нормотворчество в международном праве
Норма международного права — это юридически обязательное правило поведения общего характера, созданное субъектами современного международного права. Процесс создания норм международного права отличается от процесса создания внутригосударственных норм. В международном правообразовании не существует законодательных органов, которые бы занимались правотворчеством. Субъекты международного права самостоятельно устанавливают те или иные правовые нормы в качестве международно-правовых. Формообразование в международном праве носит согласительный характер. Соглашение субъектов международного права может быть явно выражено или молчаливо. В первом случае мы имеем дело с договорными нормами, во втором — с обычными нормами.
Нормы международного права классифицируются по различным основаниям.
1. По своей юридической силе:
- императивные (jus cogens) — устанавливают четкие, конкретные пределы поведения. Субъекты международного права не могут по своему усмотрению их изменять. Они могут изменяться принятием новой нормы jus cogens;
- диспозитивные — нормы, от которых государства могут отступать по взаимному соглашению, если отступление не наносит ущерба правам и законным интересам других государств.
2. По сфере действия:
- универсальные нормы регламентируют отношения с участием всех или подавляющего большинства государств мира. Таковы, например, положения Устава ООН, Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г.;
- региональные нормы регламентируют отношения с участием государств, принадлежащих к одному географическому региону. Примером таких норм является Договор о Европейском союзе 1992 г. Региональные нормы исторически предшествовали универсальным.
Последние создавались на базе первых, используя их опыт. Этот процесс продолжается и поныне. Вместе с тем универсальное международное право содействует прогрессу региональных систем, передавая им опыт как более развитых региональных систем, так и универсальной системы; локальные нормы регулируют взаимоотношения двух или нескольких субъектов международного права.
3. По характеру воздействия:
- запрещающие;
- разрешающие;
- управомочивающие.
4. По функциям в системе:
- материальные;
- процессуальные: к таким нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права.
5. По источнику:
- обычные;
- договорные;
- нормы решений международных организаций.
Существуют также нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, которые имеют несколько разновидностей. Их задача состоит в регулировании деятельности международных органов и организаций. НТР обусловила бурное развитие технических связей. Потребность в их регулировании вызвала распространение технических норм. К ним относятся нормы международного права, придающие юридическую силу требованиям, вытекающим из законов природы, науки и техники.
Источники международного права, их общая характеристика и соотношение
Источники международного права понимаются в двух значениях: в материальном (материальные условия жизни общества) и формальном (форма, в которой находят свое выражение нормы права). Источники международного права представляют собой признанные государствами формы воплощения результатов согласования государственной воли, формы фиксации международно-правовых норм.
Все источники международного права разделяются на две основные группы: основные и вспомогательные средства создания международно-правовых норм.
К основным относятся:
- международные договоры, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами. Международные договоры бывают:
- общие, в которых могут участвовать все государства и которые содержат нормы, обязательные для всего международного сообщества;
- специальные договоры с ограниченным числом участников;
- международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы.
Международный обычай — такое правило поведения субъектов международного права, которое появилось в результате повторяющихся однородных действий и признано в качестве правовой нормы. В настоящее время фактор времени уже не играет важной роли. Началу обычая может положить решение международного органа. С возникновения обычая процесс формирования его как правовой нормы переходит в стадию признания его государством в качестве таковой. Договорные нормы активно признаются государством путем подписания, обычные же нормы документально не подтверждены и поэтому для установления обычая как правовой нормы прибегают к вспомогательным средствам.
Между договором и обычаем существует тесное взаимодействие. Обычная норма может превратиться в договорную путем закрепления ее в международном договоре. Договорная норма может стать обычной для участвующих в договоре государств, если она получит всеобщее признание и в силу этого станет общепризнанной нормой обычного права; поэтому между этими источниками международного права не может быть какой-то жесткой границы.
К международному правотворчеству в качестве вспомогательного источника привлекается внутригосударственное право. Особая роль принадлежит односторонним актам государства (заявлениям, нотам, выступлениям и т. д.), которые, не являясь источником международного права (не создают норм), тем не менее могут порождать для государства юридические обязательства.
Судебные решения в качестве самостоятельного источника международного права признаются в англоязычных государствах. Однако как вспомогательный источник права решения Международного суда ООН имеют большое значение, прежде всего по причине вышеупомянутой конкретизации обычных норм. Особое место в международно-правовой системе принадлежит доктринам международного права. Большое значение при этом имеет коллективное мнение юристов разных стран, которое находит выражение в документах таких организаций, как Ассоциация международного права, Институт международного права и т. д. Тем не менее доктрина согласно российской теории права — только вспомогательное средство для определения норм.
Решения международных организаций, их особенности, виды, юридическая сила
Решение международной организации — это волеизъявление государств-членов в компетентном органе в соответствии с правилами процедуры и положениями устава данной организации. Акты или итоговые документы международных организаций могут иметь разноплановый характер и различную юридическую силу
С точки зрения процесса нормотворчества они подразделяются на юридически обязательные и рекомендательные. Так, Совет Безопасности (СБ) ООН может принимать юридические акты двоякого рода: рекомендации, т. е. акты, предусматривающие определенные методы и процедуры, с которыми государству предлагается сообразовывать свои действия, и юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств — членов ООН. Основной формой принимаемых СБ рекомендаций и обязательных решений являются резолюции, которых принято более 700. Все более заметную роль в последнее время стали играть заявления председателя СБ (их число превысило 100).
Принимаемые международными организациями заключительные акты или итоговые документы в зависимости от их содержания и политико-правовой значимости сами могут непосредственно служить источником международного права. Например, Заключительный акт ОБСЕ 1975 г. и другие итоговые документы ОБСЕ. Ряд специализированных учреждений принимают имеющие различные названия нормативные регламенты, которые устанавливают нормы поведения, обязательные для государств в области, входящей в компетенцию данной международной организации (Всемирный почтовый союз (ВПЗ), Межд. союз электросвязи, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и т.д.). Регламенты принимаются двумя основными способами — молчаливым согласием (например, санитарные регламенты ВОЗ) или явно выраженным одобрением, например ратификацией (ВПЗ).
Рекомендательные резолюции становятся часто первоначальными правилами, которые в итоге превращаются в обычные нормы общего права. Кроме того, декларированные положения рекомендательных резолюций входят в международное право, трансформировавшись в договорные нормы. Например, резолюции Генеральной Ассамблеи ООН сыграли первостепенную роль в создании комплекса договоров по правам человека, Договоры о нераспространении ядерного оружия и т. д. Сказанное относится и к специализированным учреждениям ООН — Международной организации труда (МОТ), ЮНЕСКО и т. д. К тому же они могут сопровождать открываемый для подписания международный договор, который по вступлении его в силу явится полноценным источником международного права.
Особое внимание обращают на себя решения Международного суда ООН. Он является не правотворческим, а правоприменительным органом, вследствие чего решения суда не создают новых норм международного права. Решения Международного суда обязательны к исполнению только теми государствами, чей спор рассматривался этим судом.
Понятие унификации
Унификация (unie facere — делать единым) права — это создание одинаковых, единообразных (т.е. унифицированных) норм во внутреннем праве разных государств.
Поскольку право входит в область внутренней исключительной юрисдикции государства и не существует наднационального «законодательного» органа, принимающего юридически обязательные «законы» для внутреннего права государств, то единственным способом создания унифицированных норм является сотрудничество государств.
Унификация права означает сотрудничество государств, направленное на создание, изменение или прекращение одинаковых (единообразных, унифицированных) правовых норм во внутреннем праве определенного круга государств. В этом качестве унификация является разновидностью правотворческого процесса.
Главная особенность унификации:
- она происходит с применением международно-правовых и национально-правовых форм и механизмов в двух правовых системах: в международном праве и во внутреннем праве государства.
Унификация охватила все отрасли внутреннего права государств, в том числе уголовное (например, комплексы правовых норм по некоторым группам преступлений), уголовный процесс (например, институт выдачи преступников), административное право (например, единообразные нормы, регулирующие таможенные отношения) и т.д. Этот процесс проник даже в святая святых внутреннего права — в конституционное право (например, закрепленные конституциями многих государств права и свободы человека соответствуют общепризнанным международно-правовым стандартам). Но наиболее ощутимых результатов процесс унификации достиг в международном частном праве, что объясняется его спецификой.
Будучи частью внутреннего права государства, международное частное право по своей природе экстравертно. Его объектом являются отношения международного характера, т.е. выходящие за пределы одного государства: частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом. Наличие иностранного элемента приводит к тому, что международное частное право регулирует отношения, которые своим составом лежат в правовом поле двух или более государств. Их значимость в жизни каждого государства порождает объективную потребность в их единообразном правовом регулировании.
Есть еще одна причина, способствующая довольно высокой потребности унификации в международном частном праве: национальное право зачастую неспособно регулировать отношения с международными характеристиками (особенно отчетливо это проявилось в экономической сфере).
Особенности правого механизма унификации права
Как уже говорилось, процесс унификации права протекает в двух правовых системах — и в международном праве, и в национальном.
Этапы процесса унификации:
- соглашение между государствами по поводу единообразного регулирования определенных отношений, оформляемых международным договором, в котором содержатся правовые нормы, предназначенные для регламентации этих отношений;
- восприятие международно-правовых норм национальным правом государств.
Таким образом, унификация права как правотворческий процесс имеет два этапа (две стадии).
Подробнее
На первой создается комплекс соответствующих правовых норм в форме международного договора и государства берут на себя международно-правовые обязательства обеспечить их применение. Принятие международного договора и соответственно международно-правовых обязательств государствами завершает первую стадию унификации. Так как нормы, содержащиеся в договорах, еще не унифицированные, но предназначены стать таковыми, их можно назвать унифицирующими нормами. По своей природе это международно-правовые нормы, которые обязательны только для государств — сторон соответствующего договора. Понятно, что весь процесс создания унифицирующих правовых норм происходит в рамках международного права с помощью присущих ему механизмов.
Восприятие международно-правовых норм национальным правом государств (трансформация, либо национальная имплементациия) — второй этап унификации права. Это сугубо национальное дело, и он реализуется с помощью национально-правовых механизмов. В результате в национальном праве разных государств появляются унифицированные нормы, т.е. одинаковые, полностью совпадающие по содержанию. Эти нормы имеют силу национального права, включают и соответствующие национально-правовые меры их принудительного исполнения. В таком качестве названные нормы юридически обязательны для всех субъектов национального права, как участников частноправовых отношений, так и правоприменительных органов.
Процесс восприятия обеспечивается национально-правовыми механизмами. В праве разных государств они различны, но имеют много общих черт. В Российской Федерации правовая основа этого процесса предусмотрена в п. 4 ст. 15 Конституции: «…Международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Конституция устанавливает общий принцип действия международных договоров в России как части ее правовой системы. Поэтому данное правило можно рассматривать в качестве общей или генеральной трансформационной нормы, согласно которой нормам международных договоров, в которых участвует Россия или в которых она будет участвовать, придается национально-правовая сила (этот же принцип повторяется в специальных частноправовых законах, например в ст. 7 ГК РФ).
Согласие на обязательность договора может быть выражено в форме либо федерального закона (о ратификации, о присоединении), либо правовых актов Президента или Правительства (например, постановление Правительства о присоединении). Эти правовые акты и являются теми правовыми формами, в которых нормы международных договоров вводятся в российскую правовую систему. Они же определяют место унифицированных норм в иерархии российского права: если международный договор вводится в форме федерального закона, то его нормы будут обладать юридической силой федерального закона; если договор вводится подзаконным актом, то его нормы будут обладать юридической силой этого подзаконного акта.
Только тогда, когда нормы, содержащиеся в международном договоре, станут частью национального (внутреннего) права государств, можно говорить об унификации права как о законченном процессе: во внутреннем праве государств — участников договора появились одинаковые правовые нормы. Иначе говоря, нормы международного договора должны быть «санкционированы» государством для применения их в национально-правовой сфере, т. е. им должна быть придана юридическая сила национального права. Только в этом случае они будут способны регулировать отношения между субъектами национального права.
Таким образом, унификация права имеет две самостоятельные, но взаимосвязанные стадии:
- первая проходит в международно-правовой сфере и завершается принятием международно-правовых унифицирующих норм;
- вторая проходит в национально-правовой сфере и завершается принятием национально-правовых унифицированных норм.
Соответственно обе стадии опосредуются теми правовыми формами, которые присущи двум правовым системам:
- международно-правовым договором;
- национально-правовыми актами (законами и подзаконными актами).
Виды унификации
Существует несколько классификаций унификации в зависимости от критерия, положенного в ее основу.
1) По способу правового регулирования частноправовых отношений, осложненных иностранным элементом:
- унификация коллизионного права;
- унификация материального частного права;
- смешанная, когда один международный договор предусматривает унификацию и коллизионных, и материальных норм.
2) В зависимости от вида частноправовых отношений (предметный критерий) выделяются комплексы унифицированных норм (коллизионных и материальных), предназначенных для регулирования отношений, являющихся предметом:
- отраслей;
- подотраслей;
- институтов частного права.
3) По субъектам международных договоров:
- универсальную (многосторонние универсальные договоры);
- региональную (региональные договоры);
- двустороннюю (двусторонние договоры);
Наиболее высокая степень унификации права, особенно материального, достигнута в области внешнеэкономических отношений. Главным образом унифицированы правовые нормы, регулирующие:
- договор международной купли-продажи (Венская конвенция 1980 г., Нью-Йоркская конвенция об исковой давности в международной купле-продаже 1974 г., Конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров, 1986 г. и др.);
- новые виды договорных обязательств (Оттавские конвенции о международном финансовом лизинге и международном факторинге 1988 г.);
- международные расчеты, международные перевозки.
Большие успехи достигнуты в унификации правовых норм, регулирующих интеллектуальную собственность, международный коммерческий арбитраж.
Напротив, в таких сферах, как семейно-брачные отношения, наследственные, которые тесно связаны с национальными историческими, культурными, религиозными особенностями, успехи унификации незначительны.
Особое положение в классификационном ряду унификации занимают договоры об оказании правовой помощи. В них содержатся унифицированные нормы по гражданскому процессу (подсудность, исполнение судебных поручений, признание и исполнение судебных решений и др.), и значит, их можно включить в классификацию по предметному критерию. Однако часто такие договоры содержат унифицированные коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений и отдельные материальные частноправовые нормы. Следовательно, их можно отнести к смешанной унификации в широком смысле слова, включающей и первую, и вторую классификацию.
Универсальная унификация предназначена для всех государств, соответственно международные договоры, опосредующие такую унификацию, открыты для всеобщего участия. Например, Венская конвенция 1980 г. открыта для присоединения всех государств (ст. 91).
Региональная (или локальная) — это унификация, осуществляемая в пределах ограниченного круга государств (например, государств одного географического района или в рамках интеграционных образований).
Подробнее
Результаты региональной и двусторонней унификации, как правило, более существенны. Так, Россия за редким исключением не принимает участия в универсальных договорах, направленных на унификацию коллизионных норм в различных сферах частноправовых отношений, в основном разрабатываемых Гаагской конференцией по международному частному праву. Отметим, что эти договоры вообще не получили большого распространения и универсальными их можно назвать лишь формально, исходя из их предназначения для всех государств. Реальный результат их действия весьма далек от «универсальности». Вместе с тем Россия является участницей большого числа двусторонних договоров о правовой помощи. В результате в нашей стране действуют унифицированные на двусторонней основе коллизионные нормы по широкому кругу частноправовых отношений, что создает более благоприятные условия для сотрудничества между соответствующими государствами.
Особенности применения унифицированных норм
Унифицированные нормы вообще и международного частного права в частности действуют как национально-правовые нормы. Однако ни коллизионные унифицированные нормы, ни материальные частноправовые унифицированные нормы не отменяют аналогичных норм внутреннего права, а действуют параллельно с ними. При этом они не сливаются с нормами внутреннего права в единый массив, а сохраняют в нем обособленность, обусловленную их договорным происхождением.
Связь унифицированных норм с международным договором, в рамках которого они были созданы, порождает ряд особенностей их применения. Международным договором, как правило, определяются:
- пространственная сфера реализации унифицированных норм;
- предметная сфера применения унифицированных норм, которая отличается от предметной сферы аналогичных норм внутреннего права;
- временные рамки действия унифицированных норм.
Кроме того, унифицированные нормы должны толковаться в свете целей, принципов и содержания соответствующего международного договора (часто данное положение включается в текст самого договора);
Целью любого унифицирующего международного договора является обеспечение единообразного регулирования определенного вида трансграничных частноправовых отношений. Для ее достижения недостаточно наличия одинаковых (унифицированных) коллизионных или материальных правовых норм. Необходима единообразная практика их применения, что предполагает единообразное толкование. Поэтому многие договоры прямо дают толкование терминов и понятий, входящих в унифицируемые правовые нормы, устанавливая их содержание. Такое толкование является обязательным в национально-правовой практике договаривающихся государств, что способствует единообразию применения унифицированных норм.
Договорное происхождение определяет и временные рамки действия унифицированных норм. Они приобретают на территории участвующего в договоре государства юридическую силу не ранее того момента, когда договор вступает в силу. Даже если государство ратифицировало договор (или иным образом выразило свое согласие на его обязательность), но он не вступил в силу (в частности, когда договор не набрал требуемое число ратификаций), унифицированные нормы не действуют. Прекращение действия договора ведет к прекращению действия соответствующих унифицированных норм. Односторонний выход государства из договора также прекращает действие соответствующих унифицированных норм на территории данного государства.
На содержание и практику применения унифицированных норм оказывают влияние изменения, вносимые государствами в текст договора в процессе его осуществления.